Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 10 сентября 2013 г. N 05-02/214Ж-13
Резолютивная часть решения объявлена 5 сентября 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 10 сентября 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г.,
члены Комиссии - начальник отдела контроля размещения государственного заказа Крюкова Т.В.,
главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Разумов И.В., с участием:
от Заявителя - ООО "Ярославская проектно-строительная компания" - директора Митряшина И.В.;
от Заказчика - Государственного казенного учреждения Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба" - представителей по доверенности Прусовой А.Е., Одинец Н.В.;
от Уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области - представителя по доверенности Быковой Г.С.;
оператор торговой площадки - ООО "РТС-Тендер" - извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения жалобы на рассмотрение жалобы не явился, представителя не направил;
в присутствии: помощника руководителя ООО "Ярославская проектно-строительная компания" Семянниковой А.А. (без доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Ярославская проектно-строительная компания" поступила жалоба на действия уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области и заказчика - Государственного казенного учреждения Ярославской области "Ярдорслужба" - при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт автомобильной дороги Ярославль - Рыбинск в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области (номер извещения 0171200001913002756 (14.1/04-1172) (далее также - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного органа при проведении Аукциона.
В жалобе Заявитель указывает на то, что, по его мнению, документация об Аукционе не соответствует законодательству о размещении заказов: требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует частей 5, 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ и является нарушением части 4 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, что приводит к сокращению числа потенциальных участников размещения заказа. Просит устранить данное нарушение.
Представители Уполномоченного органа и Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные отзывы на жалобу. Считают, что действовали в рамках законодательства о размещении заказов. Просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав представителей сторон, изучив представленные документы и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - Департаментом государственного заказа Ярославской области на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 16.08.2013 г. размещено извещение N 0171200001913002756 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт автомобильной дороги Ярославль - Рыбинск в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области. Заказчиком является Государственное казенное учреждение Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба" вместе документацией об открытом аукционе в электронной форме. Начальная (максимальная) цена контракта: 3964 430 руб. 00 коп. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 06 сентября 2013 года, до 09 часов 00 минут по московскому времени.
Согласно статье 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет в порядке, установленном главой 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (статья 41.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2 и 4.1 - 6 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
В документацию об аукционе не допускается включать требования к производителю товара, к участнику размещения заказа, а также указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя и такие требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (часть 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
16.08.2013 года документация об открытом аукционе в электронной форме (0171200001913002756) на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт автомобильной дороги Ярославль - Рыбинск в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области была утверждена Уполномоченным органом и Заказчиком.
Предмет открытого аукциона в электронной форме определен и конкретизирован в соответствии с потребностями заказчика. Выполнение работ по разработке проектной документации капитального ремонта автомобильной дороги Ярославль - Рыбинск в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области, которые следует осуществлять в строгом соответствии с пунктом 7 "Задание на выполнение работ" Раздела 2 "Техническая часть документации" документации об открытом аукционе в электронной форме. У заказчика имеется сметная документация, получившая положительное заключение ГАУ ЯО "Яргосстройэкспертиза".
Согласно подпункту 3 и 4 пункта 7 "Задание на выполнение работ" Раздела 2 "Техническая часть документации" документации об Аукционе подрядчику необходимо выполнить следующие виды работ:
- инженерно-геодезические изыскания (система координат СК 76, балтийская система высот) в составе: составление программы изысканий, камеральное и полевое трассирование с проложением теодолитного хода по трассе, закрепление углов поворота и промежуточных точек, разбивка пикетажа, элементов плана и кривых с выносом характерных точек и пикетов на кривую, нивелирование по оси трассы и поперечникам, геодезическая привязка трассы к пунктам опорной сети, составление плана трассы в М 1:1000 с нанесением ситуации, рельефа, коммуникаций, с указанием на плане их местоположения и владельцев, составление продольного профиля трассы и профилей поперечников земляного полотна и дорожной одежды, составление отчета. Знаки закрепления и репера сдать Заказчику по акту;
- инженерно-геологические изыскания в составе: составление программы производства изысканий, бурение скважин не менее чем через 200 м, с отбором образцов дорожной одежды и грунтов, обработка материалов буровых скважин, лабораторное определение физико-механических свойств, толщины слоев и видов материалов дорожной одежды и глинистых и песчаных грунтов, составление отчета.
Согласно части 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения.
Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Результаты инженерных изысканий, выполненных в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, могут быть использованы в целях подготовки и реализации проектной документации применительно к указанным объектам транспортной инфраструктуры.
Частью 5.2 статьи 48 ГрК РФ нормы предусмотрено, что договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.
В данном случае в соответствии с подпунктом 3 и 4 пункта 7 "Задание на выполнение работ" Раздела 2 "Техническая часть документации" документации об Аукционе подрядчику необходимо выполнить работы по инженерно-геодезическим изысканиям и по инженерно-геологическим изысканиям.
Согласно пункту 18 Раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе установлено в качестве требования к участнику размещения заказа соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов:
"- копию выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенным видам работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ в соответствии с видами работ, утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" со следующими видами работ:
1. Работы в составе инженерно-геодезических изысканий
1.3. Создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений
1.4. Трассирование линейных объектов.
2. Работы в составе инженерно-геологических изысканий
2.2. Проходка горных выработок с их опробованием, лабораторные исследования физико-механических свойств грунтов и химических свойств проб подземных вод.
и
- копию выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенным видам работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ в соответствии с видами работ, утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" со следующим видом работ:
13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)".
В соответствии с частью 5 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4, 6 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.
Частью 6 статьи 41.8 Закона предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать документы и сведения, включая копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с частью 5 статьи 48 ГрК РФ установлено, что лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
Согласно части 5.1 статьи 48 ГрК РФ, в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 данного Кодекса Перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
В соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Согласно пункту 1 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 в ред. Приказов Минрегиона РФ от 23.06.2010 N 294, от 26.05.2011 N 238, от 14.11.2011 N 536) утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 13 Раздела II данного Перечня работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, установление Заказчиком и Уполномоченным органом в документации об Аукционе требования к участникам размещения заказа о наличии у них свидетельства СРО о допуске к работам по организации подготовки проектной документации является правомерным.
В силу части 2 статьи 47 ГрК РФ виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Согласно пункту 1 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 в ред. Приказов Минрегиона РФ от 23.06.2010 N 294, от 26.05.2011 N 238, от 14.11.2011 N 536) утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
В соответствии с пунктами 1 и 2 Раздела I данного Перечня работы в составе инженерно-геодезических изысканий и работы в составе инженерно-геологических изысканий отнесены к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Следовательно, содержащееся в документации об Аукционе требование к участнику размещения заказа о необходимости наличия свидетельства СРО о допуске к определенным видам работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, соответствует требованиям действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов решила:
признать жалобу ООО "Ярославская проектно-строительная компания" поступила жалоба на действия уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области и заказчика - Государственного казенного учреждения Ярославской области "Ярдорслужба" - при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт автомобильной дороги Ярославль - Рыбинск в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области (номер извещения 0171200001913002756 (14.1/04-1172) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
И.Г. Паутов |
Члены комиссии
|
Т.В. Крюкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 10 сентября 2013 г. N 05-02/214Ж-13
Текст решения официально опубликован не был