Ответы на вопросы налогоплательщиков, подготовленные УФНС России по Ярославской области в IV квартале 2015 года
Налог на доходы физических лиц
Вопрос 1: В 2008 году супруги приобрели в общую долевую собственность квартиру стоимостью 1 500 000 руб. и воспользовались имущественным налоговым вычетом в размере по 750 000 руб. каждый. В 2014 году данная квартира была продана, приобретена другая за 4 000 000 руб., которая оформлена по 1/4 доле на каждого члена семьи (супруги и двое несовершеннолетних детей). Могут ли супруги получить имущественный налоговый вычет в отношении новой приобретенной квартиры в размере, приходящемся на доли детей?
Ответ: В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее по тексту в редакции, действующей в отношении правоотношений, возникших до 1 января 2014 г., далее - Кодекс) при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, облагаемых по ставке 13%, налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов, но не более 2 000 000 руб., в частности, на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
Согласно положениям статьи 220 Кодекса повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса, не допускается.
Федеральным законом от 23.07.2013 N 212-ФЗ "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 212-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2014 года, в ст. 220 Кодекса внесены изменения.
В частности, данные изменения касаются возможности получения имущественного налогового вычета до полного использования его предельного размера (2 000 000 руб.) без ограничения количества установленных объектов недвижимого имущества, расходы по приобретению или строительству которых могут учитываться в составе имущественного налогового вычета (пп. 1 п. 3 ст. 220 Кодекса в ред. Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 212-ФЗ положения статьи 220 Кодекса (в редакции данного Закона) применяются к правоотношениям по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшим после дня вступления в силу Закона N 212-ФЗ, то есть с 1 января 2014 года.
Таким образом, положения Закона N 212-ФЗ применяются налогоплательщиками, которые ранее не использовали свое право на получение имущественного налогового вычета и обращаются в налоговые органы за предоставлением имущественного налогового вычета в отношении расходов на новое строительство либо приобретение одного или нескольких объектов имущества, право собственности на которые зарегистрировано налогоплательщиком, начиная с 1 января 2014 года.
Учитывая изложенное, поскольку супруги ранее реализовали свое право на получение имущественного налогового вычета при приобретении квартиры в 2008 году, получить остаток имущественного налогового вычета до его предельного значения (2 000 000 руб.) по квартире, приобретенной в 2014 году в общую долевую собственность, в том числе в размере, приходящемся на доли детей, супруги не могут.
Вопрос 2: В декабре 2010 года супруги зарегистрировали жилой дом, в декабре 2014 года на основании соглашения о разделе имущества каждому выделили по 1/2 доле имущества. Возникнет ли обязанность по уплате налога на доходы физических лиц при продаже супругой своей 1/2 доли бывшему супругу?
Ответ: Из вопроса следует, что супруги в декабре 2010 г. зарегистрировали жилой дом в общую совместную собственность. В декабре 2014 года на основании соглашения о разделе имущества каждому из супругов было выделено по 1/2 доле дома. Супруга планирует продать бывшему супругу 1/2 доли дома.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в отношении доходов, облагаемых по ставке 13%, налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества, а также доли (долей) в нем, предоставляемого с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены ст. 220 Кодекса.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 220 Кодекса имущественный налоговый вычет при продаже имущества предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, не превышающем в целом 1 000 000 рублей, а также в размере доходов, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества (за исключением ценных бумаг), находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, не превышающем в целом 250 000 рублей.
В соответствии с п. 17.1 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
Право собственности, в том числе основания его возникновения и прекращения, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Согласно ст. 235 Гражданского кодекса изменение вида общей собственности на имущество из "общей совместной" в "общую долевую" не влечет для участника общей собственности прекращения права собственности на указанное имущество. При этом на основании ст. 131 Гражданского кодекса изменение вида собственности предусматривает государственную регистрацию такого изменения.
В связи с этим моментом возникновения права собственности у участника общей собственности на жилой объект является не дата повторного получения свидетельства о праве собственности на данное имущество в связи с изменением вида общей собственности, а момент первоначальной государственной регистрации права собственности.
Таким образом, если доля в праве общей долевой собственности находилась в собственности налогоплательщика (независимо от изменения вида общей собственности) более трех лет, то доходы от продажи этой доли не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.
С учетом изложенного в приведенной ситуации моментом возникновения права собственности на 1/2 доли жилого дома является дата первоначальной регистрации права на дом в декабре 2010 года, соответственно, доходы от продажи указанной доли налогообложению НДФЛ не подлежат.
Вопрос 3: Физическим лицом приобретен земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, и расположенный на нем объект незавершенного строительства (жилой дом). Регистрация прав на земельный участок и объект незавершенного строительства произведена в 2015 году. Дом в эксплуатацию не введен, в настоящее время ведется его строительство, имеются дополнительные расходы. Может ли физическое лицо за 2015 год получить имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение объекта недвижимого имущества и земельного участка, а по итогам последующих налоговых периодов получать вычет в сумме произведенных в соответствующем периоде расходов по достройке дома?
Ответ: В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, облагаемых по ставке 13%, налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных им расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 220 Кодекса указанный имущественный вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, указанного в пп. 3 п. 1 настоящей статьи, не превышающем 2 000 000 рублей.
Подпунктом 2 п. 3 ст. 220 Кодекса установлено, что при приобретении земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, имущественный налоговый вычет предоставляется после получения налогоплательщиком свидетельства о праве собственности на жилой дом.
В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 220 Кодекса принятие к вычету расходов на достройку и отделку приобретенного жилого дома или доли (долей) в них либо отделку приобретенной квартиры, комнаты или доли (долей) в них возможно в том случае, если договор, на основании которого осуществлено такое приобретение, предусматривает приобретение не завершенных строительством жилого дома, квартиры, комнаты (прав на квартиру, комнату) без отделки или доли (долей) в них.
Повторное предоставление налогового вычета, предусмотренного пп. 3 п. 1 ст. 220 Кодекса, не допускается (п. 11 ст. 220 Кодекса).
Из вопроса следует, что в 2015 году физическим лицом приобретен земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, и расположенный на нем объект незавершенного строительства (жилой дом). Государственная регистрация прав на земельный участок и объект незавершенного строительства также осуществлена в 2015 году. В настоящее время идет строительство жилого дома, соответственно, имеются дополнительные расходы.
В п. 17 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Кодекса, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 21.10.2015, отмечено, что не является повторным вычет, предоставляемый в связи с достройкой объекта недвижимости, не завершенного строительством на момент приобретения.
На основании изложенного, а также с учетом правовой позиции Верховного суда Российской Федерации физическое лицо вправе получить за 2015 год имущественный налоговый вычет в сумме расходов на приобретение незавершенного строительством жилого дома и произведенных в этом году дополнительных расходов на его достройку. Расходы на приобретение земельного участка могут быть учтены в составе вычета только после завершения строительства жилого дома и получения свидетельства о государственной регистрации права на дом.
Имущественный налоговый вычет по расходам на достройку жилого дома, которые будут производиться в последующие налоговые периоды до момента ввода построенного жилого дома в эксплуатацию, налогоплательщик вправе получать по итогам данных периодов.
Следует учитывать, что общий размер имущественного налогового вычета по расходам на покупку земельного участка, объекта незавершенного строительства и расходов на его достройку в целом не превышает 2 000 000 рублей.
Налог на имущество физических лиц
Вопрос 1: Физическим лицом приобретена квартира 28.09.2015. Когда и как нужно будет уплачивать налог на имущество физических лиц в отношении данной квартиры?
Ответ: На основании ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Кодекса.
В соответствии с п. 5 ст. 408 Кодекса в случае возникновения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения указанного права.
Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то месяц возникновения указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
В соответствии с п. 1 ст. 408 Кодекса сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных статьей 408 Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 403 Кодекса налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры.
За налоговый период 2015 год пунктом 8 ст. 408 Кодекса предусмотрено применение понижающего коэффициента 0,2 к сумме налога, исчисленного к уплате для объектов налогообложения.
Налог на имущество физических лиц рассчитывается налоговыми органами на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих регистрацию объектов налогообложения (п. 4 ст. 85 Кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 409 Кодекса налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 409 Кодекса).
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п. 6 ст. 58 Кодекса).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации налог на имущество физических лиц в отношении квартиры, приобретенной в 2015 году, на которую в этом же году оформлено свидетельство о регистрации права собственности, необходимо будет уплатить в 2016 году на основании налогового уведомления не позднее 1 декабря.
Одновременно Управление информирует о том, что рассчитать налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости можно на сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе: Главная страница/Налогообложение в Российской Федерации/Действующие в РФ налоги и сборы/Налог на имущество физических лиц 2016.
Для удобства налогоплательщиков ФНС России внедрены различные электронные сервисы, размещенные на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru), с помощью некоторых из них можно произвести оплату налога на имущество физических лиц, а именно:
- через электронный сервис "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" (далее - Сервис ЛКФ);
- через электронные сервисы "Заплати налоги" и "Заполнить платежное поручение".
Вышеуказанные сервисы позволяют осуществить оплату налога в режиме онлайн через один из банков, заключивших с ФНС России заключение об информационном взаимодействии без посещения инспекции. Баннеры этих банков будут отражены на экране после выбора данной формы оплаты.
При выборе формы оплаты наличными денежными средствами в автоматическом режиме формируется и распечатывается платежный документ для дальнейшей оплаты налога в любой кредитной организации. При этом платежный документ формируется со всеми необходимыми реквизитами.
Для использования Сервиса ЛКФ налогоплательщику следует к нему подключиться.
Для этого необходимо обратиться в любую инспекцию ФНС России по выбору, независимо от места жительства. При обращении в инспекцию ФНС России по месту жительства (месту постоянной регистрации) при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. При обращении в иные инспекции ФНС России при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, и оригинал или копию свидетельства о постановке на учет физического лица (свидетельство о присвоении ИНН)/уведомления о постановке на учет.
Сервис предусматривает также и другие возможности, с помощью которых не посещая налоговый орган можно узнать, на какие объекты Вашего имущества начисляются налоги, получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей, уплачивать имеющуюся налоговую задолженность, заполнять и направлять в налоговые органы декларации по форме 3-НДФЛ и др. (полная информация размещена на сайте ФНС России).
При уплате налога через электронные сервисы "Заплати налоги" (размещен на главной странице и в разделе "Все сервисы") и "Заполнить платежное поручение" (размещен в разделе "Все сервисы") специальное подключение к указанным сервисам не требуется.
Транспортный налог
Вопрос 1: Физическое лицо - пенсионер приобрел в 2015 году подержанный легковой автомобиль с мощностью двигателя 250 л.с. Как рассчитывается сумма транспортного налога в Ярославской области? Имеются ли льготы по уплате транспортного налога для пенсионеров? Какие документы необходимы для получения льготы?
Ответ: На территории Ярославской области транспортный налог введен Законом Ярославской области от 05.11.2002 N 71-з "О транспортном налоге в Ярославской области" (далее - Закон N 71-з, с последующими изменениями), которым установлены налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы отдельным категориям налогоплательщиков.
Налоговые ставки по транспортному налогу на территории Ярославской области на 2015 год в отношении легковых автомобилей установлены в следующих размерах:
Наименование объекта налогообложения | Налоговая ставка (в рублях) |
1 | 2 |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы (л.с.): | |
до 81 л.с. (до 59,58 кВт) включительно | 13,1 |
свыше 81 л.с. до 100 л.с. (свыше 59,58 кВт до 73,55 кВт) включительно | 15,8 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 28,1 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 45 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 68 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 145 |
Ставки транспортного налога на другие годы, а также в отношении других транспортных средств можно увидеть на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) в электронном сервисе "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам".
Согласно п. 2 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении легковых автомобилей определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1. п. 1 ст. 359 Кодекса).
Таким образом, для легкового автомобиля с мощностью двигателя 250 л.с. сумма транспортного налога, подлежащая уплате за 2015 год без предоставления льготы, составит 17000 руб. (250 л.с. х 68 руб.).
Согласно положениям ст. 7 Закона N 71-з пенсионеры, получающие пенсию, назначенную в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, освобождаются от уплаты налога в отношении легкового автомобиля с двигателем мощностью до 100 лошадиных сил (включительно), а в отношении легкового автомобиля с двигателем мощностью свыше 100 лошадиных сил либо иного транспортного средства - на сумму налога, рассчитанную для легкового автомобиля с двигателем мощностью 100 лошадиных сил.
При этом налоговая льгота предоставляется налогоплательщику в отношении одного транспортного средства по его выбору на основании письменного заявления, поданного в соответствующий налоговый орган, и документа, подтверждающего статус пенсионера.
Ставка транспортного налога, установленная ст. 2 Закона N 71-з на 2015 год для легкового автомобиля с двигателем мощностью 100 л.с., составляет 15,8 рублей. Таким образом, льгота по транспортному налогу для льготных категорий граждан, на которых зарегистрированы транспортные средства, составляет не более 1580 рублей (100 л.с. х 15,8 рублей).
С учетом изложенного сумма транспортного налога за 2015 год для пенсионера, которому принадлежит легковой автомобиль с мощностью двигателя 250 л.с., с учетом льготы в размере 1580 руб., составит 15420 руб. (17000 руб. - 1580 рублей).
Для получения льготы по транспортному налогу необходимо в налоговый орган по месту регистрации транспортного средства представить заявление на предоставление льготы и копию пенсионного удостоверения.
Определить наименование и адрес необходимого налогового органа можно с помощью электронного сервиса "Адреса и платежные реквизиты вашей инспекции", размещенного на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru).
Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 362 Кодекса исчисление суммы транспортного налога производится с учетом повышающих коэффициентов:
1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;
1,3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;
1,5 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;
2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
При этом исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.
Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей размещается ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
На официальном сайте ФНС России в разделе "Все сервисы" размещен электронный сервис "Калькулятор транспортного налога ФЛ", который позволяет рассчитать сумму транспортного налога (как с учетом, так и без учета льготы).
Вопрос 2: Имеет многодетная семья льготу по уплате транспортного налога на территории Ярославской области?
Ответ: В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 7 Закона Ярославской области от 05.11.2002 N 71-з "О транспортном налоге в Ярославской области" с 1 января 2010 года установлена налоговая льгота по уплате транспортного налога одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) в семье, относящейся к многодетной в соответствии с Законом Ярославской области "Социальный кодекс Ярославской области".
Указанные налогоплательщики освобождаются от уплаты налога в отношении легкового автомобиля с двигателем мощностью до 100 лошадиных сил (включительно), а в отношении легкового автомобиля с двигателем мощностью свыше 100 лошадиных сил либо иного транспортного средства - на сумму налога, рассчитанную для легкового автомобиля с двигателем мощностью 100 лошадиных сил.
Налоговая льгота предоставляется налогоплательщику в отношении одного транспортного средства по его выбору на основании письменного заявления, поданного в соответствующий налоговый орган, и документа, подтверждающего принадлежность налогоплательщика к указанной категории. Для члена многодетной семьи - это удостоверение установленного образца, подтверждающее статус многодетной семьи.
Вопрос 3: Имеют ли право ветераны боевых действий на льготу по уплате транспортного налога на территории Ярославской области?
Ответ: В соответствии со ст. 357 гл. 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 356 Кодекса транспортный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Положениями гл. 28 "Транспортный налог" Кодекса налоговые льготы для налогоплательщиков, в том числе для ветеранов боевых действий, по транспортному налогу на федеральном уровне не предусмотрены.
Вместе с тем ст. 356 Кодекса определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
На территории Ярославской области транспортный налог введен Законом Ярославской области от 05.11.2002 N 71-з "О транспортном налоге в Ярославской области" (далее - Закон N 71-з).
Указанным законом определены ставки транспортного налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также льготы по налогу.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона N 71-з налоговая льгота предоставляется следующим категориям налогоплательщиков - физических лиц:
1) пенсионерам, получающим пенсию, назначенную в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;
2) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
3) одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) в семье, относящейся к многодетной в соответствии с Законом Ярославской области "Социальный кодекс Ярославской области".
Указанные налогоплательщики освобождаются от уплаты транспортного налога в отношении легкового автомобиля с двигателем мощностью до 100 лошадиных сил (включительно), а в отношении легкового автомобиля с двигателем мощностью свыше 100 лошадиных сил либо иного транспортного средства - на сумму налога, рассчитанную для легкового автомобиля с двигателем мощностью 100 лошадиных сил (п. 2 ст. 7 Закона N 71-з).
В данном перечне физических лиц, имеющих право на льготу, такая категория, как ветераны боевых действий, отсутствует.
С учетом изложенного ветеран боевых действий, не относящийся по другим основаниям к вышеперечисленным категориям, имеющий в собственности легковой автомобиль с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, не освобождается от уплаты транспортного налога в отношении данного автомобиля.
Дополнительно сообщаем, что с 1 января 2016 года Законом Ярославской области от 08.07.2015 N 56-з "О внесении изменения в статью 7 Закона Ярославской области "О транспортном налоге в Ярославской области" для налогоплательщиков установлена дополнительная льгота в размере 50 процентов суммы налога, рассчитанной по соответствующим налоговым ставкам, в отношении транспортных средств, оборудованных в условиях серийного производства топливной системой, использующей исключительно компримированный (сжатый) природный газ в качестве моторного топлива. В отношении указанной категории налогоплательщиков налоговая льгота предоставляется с 1 января 2016 года по 31 декабря 2019 года.
Иные вопросы
Вопрос 1: Физическое лицо проживает и работает в г. Ярославле, но место его постоянной регистрации - в другом субъекте Российской Федерации (Рязанская область). Можно ли представить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ для получения социального налогового вычета по расходам на обучение в налоговый орган г. Ярославля?
Ответ: В соответствии с пп. 2 п.1 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, облагаемых по ставке 13%, налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
Согласно п. 2 ст. 219 Кодекса указанный социальный налоговый вычет предоставляется при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.
В силу п. 3 ст. 80 Кодекса налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
Налогоплательщики - физические лица на основании п. 1 ст. 83 Кодекса подлежат постановке на учет в налоговых органах по их месту жительства, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Кодекса под местом жительства понимается адрес, по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, гражданам, зарегистрированным по месту жительства, производится отметка в паспортах о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых по месту жительства производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства. Гражданам, зарегистрированным по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, выдается свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Положениями п. 2 ст. 229 Кодекса предусмотрено, что лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.
В рассматриваемой ситуации у налогоплательщика имеется место постоянной регистрации в Рязанской области.
С учетом изложенного, поскольку налогоплательщик имеет постоянную регистрацию по месту жительства на территории Рязанской области, представить декларацию в налоговые органы г. Ярославля для получения социального налогового вычета по расходам на обучение он не вправе. Указанную декларацию следует представить в налоговый орган по месту постоянной регистрации гражданина. Определить наименование и адрес данного налогового органа можно с помощью электронного сервиса "Адреса и платежные реквизиты вашей инспекции", размещенного на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru).
Согласно п. 4 ст. 80 Кодекса налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) или через личный кабинет налогоплательщика.
При направлении налоговой декларации в электронном виде по ТКС она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью, выданной удостоверяющим центром, аккредитованном в сети доверенных удостоверяющих центров ФНС России.
Перечень данных центров размещен на официальном сайте ФНС России в разделе "Налогообложение в РФ/Представление налоговой и бухгалтерской отчетности/Новости по теме/Все новости по теме/Публикация от 30.04.2013".
Кроме того, заполнить и направить в налоговый орган налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ можно с помощью электронного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" (далее - Сервис ЛКФ), размещенного на сайте ФНС России (www.nalog.ru).
В Сервисе ЛКФ предусмотрена возможность вместе с декларацией в электронном виде направить электронные образы документов, необходимых, например, для получения налоговых вычетов. Данные документы также подписываются электронной подписью.
С 1 июля 2015 года для налогоплательщиков - физических лиц реализована возможность бесплатно установить сертификат усиленной неквалифицированной подписи непосредственно из личного кабинета налогоплательщика. Сертификат может быть использован для подписания и направления в налоговый орган налоговой декларации по форме 3-НДФЛ и прилагаемых к декларации документов, в частности, в целях получения социального налогового вычета.
Порядок направления декларации и документов в электронном виде подробно освещен в Сервисе ЛКФ.
С помощью Сервиса ЛКФ можно отслеживать информацию о проведении камеральной проверки налоговых деклараций по ф. 3-НДФЛ (дату поступления в налоговый орган, дату регистрации декларации, ход камеральной проверки, дату завершения камеральной проверки, результат камеральной проверки), а также сведения по решениям на возврат.
Сервис ЛКФ предусматривает также и другие возможности (полная информация размещена на сайте ФНС России (www.nalog.ru).
Для подключения к Сервису ЛКФ можно обратиться в любую инспекцию ФНС России по выбору, независимо от места жительства, в том числе в любую налоговую инспекцию г. Ярославля. При обращении в инспекцию ФНС России по месту жительства (месту постоянной регистрации) при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. При обращении в иные инспекции ФНС России при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, и оригинал или копию свидетельства о постановке на учет физического лица (свидетельство о присвоении ИНН)/уведомления о постановке на учет.
Таким образом, для получения социального налогового вычета по расходам на обучение физическому лицу необходимо направить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ и соответствующие документы в налоговый орган по месту постоянной регистрации вышеизложенными способами (по почте или в электронном виде).
Вопрос 2: Физическое лицо - собственник земельного участка имеет "Личный кабинет" в электронном сервисе "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" на сайте ФНС России. Может ли он получать налоговые уведомления и квитанции на уплату земельного налога по электронной почте?
Ответ: Из вопроса следует, что налогоплательщик подключен к электронному сервису "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" (далее - Сервис ЛКФ), размещенному на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru).
С помощью Сервиса ЛКФ в разделах "Начислено" и "Документы налогоплательщика" можно получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей по имущественным налогам (земельный, транспортный и налог на имущество физических лиц) без посещения налоговых органов.
Сервис ЛКФ позволяет также оплачивать налоги (задолженности по налогам) в режиме онлайн через личные кабинеты банков, заключивших с ФНС России заключение об информационном взаимодействии или наличными денежными средствами. Баннеры банков-партнеров отражаются на экране после выбора данной формы оплаты.
При выборе формы оплаты наличными денежными средствами в автоматическом режиме формируется и распечатывается платежный документ для дальнейшей оплаты налога (задолженности по налогу) в любой кредитной организации. При этом платежный документ формируется со всеми необходимыми реквизитами.
Сервис ЛКФ предусматривает также и другие возможности (полная информация размещена на сайте ФНС России).
Таким образом, воспользовавшись своим "Личным кабинетом" на сайте ФНС России гражданин может получать налоговые уведомления и квитанции для оплаты налогов в электронном виде и оплачивать налоги в режиме онлайн с помощью одного из личных кабинетов банков-партнеров ФНС России.
Вопрос 3: Может ли физическое лицо получать налоговые уведомления и квитанции на уплату имущественных налогов на адрес своей электронной почты?
Ответ: Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Статьей 7 Закона N 152-ФЗ установлено, что операторы и третьи лица, получающие доступ к персональным данным, должны обеспечивать конфиденциальность персональных данных.
В соответствии с п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно п. 4 ст. 52 Кодекса налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Информационное взаимодействие налогового органа с налогоплательщиком в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи осуществляется через операторов электронного документооборота с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
На основании изложенного и в связи с тем, что в налоговых уведомлениях на уплату налогов содержатся персональные данные физического лица (ФИО, адрес места жительства, данные о принадлежащих ему объектах налогообложения и другие сведения) направление налогоплательщикам налоговых уведомлений на их электронные адреса по открытым каналам связи налоговыми органами не осуществляется.
Вместе с тем в рамках реализации возможности передачи налоговым органом налоговых уведомлений в электронном виде разработан Интернет-сервис "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" (далее - Сервис ЛКФ), размещенный на Интернет-сайте ФНС России (www.nalog.ru).
Указанный сервис позволяет, без личного визита в налоговые органы, получать и распечатывать налоговые уведомления и платежные документы на уплату налогов, оплачивать налоговые платежи в режиме онлайн через личные кабинеты банков, заключивших с ФНС России заключение об информационном взаимодействии, получать актуальную информацию о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о задолженности (переплате) по налогам перед бюджетом. Сервис ЛКФ предусматривает также и другие возможности (полная информация размещена на сайте ФНС России). Ознакомиться с функциональными возможностями Сервиса ЛКФ можно на тестовом примере в разделе "Личный кабинет налогоплательщика" на главной странице сайта ФНС России (www.nalog.ru).
Для подключения к Сервису ЛКФ необходимо обратиться в любой налоговый орган (за исключением инспекций Федеральной налоговой службы, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) по выбору, независимо от места жительства. При обращении в инспекцию ФНС России по месту жительства (месту постоянной регистрации) при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. При обращении в иные инспекции ФНС России при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, и оригинал или копию свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе (свидетельство о присвоении ИНН) или уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе.
Таким образом, воспользовавшись "Личным кабинетом" в Сервисе ЛКФ физическое лицо сможет получать в электронном виде налоговые уведомления и квитанции для оплаты начисленных налогов, а также другие документы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ответы на вопросы налогоплательщиков, подготовленные УФНС России по Ярославской области в IV квартале 2015 года
Текст ответа официально опубликован не был