3 декабря 2013 г.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р постановляю:
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Волгоградской области".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
И.о. Губернатора Волгоградской области |
О.В. Керсанов |
План
мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Волгоградской области"
(утв. постановлением Губернатора Волгоградской области от 27 марта 2013 г. N 261)
3 декабря 2013 г.
1. Общее описание "дорожной карты"
1.1. Целью плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Волгоградской области" (далее именуется - "дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.
1.2. Формирование трехуровневой системы оказания медицинской помощи.
Принятые в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" и Программы модернизации здравоохранения Волгоградской области на 2011-2012 годы (далее именуется - региональная программа модернизации здравоохранения) меры по совершенствованию организации медицинской помощи, повышению материально-технического оснащения медицинских учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, и ряда специализированных учреждений, обеспечению кадрами участковой службы, повышению доступности высокотехнологичной медицинской помощи, проведению масштабных профилактических мероприятий позволили улучшить эпидемиологическую ситуацию по заболеваниям инфекционного и неинфекционного профиля в Волгоградской области, достигнуть снижения показателей смертности населения, в том числе среди населения трудоспособного возраста.
В соответствии с концепцией развития здравоохранения Российской Федерации, а также стратегическими направлениями деятельности системы здравоохранения Волгоградской области с 2012 года в регионе осуществляется поэтапное внедрение трехуровневой системы оказания медицинской помощи населению.
Приказом министерства здравоохранения Волгоградской области от 23 августа 2012 г. N 1921 "Об утверждении концепции трехуровневой системы медицинской помощи, схем маршрутизации при оказании медицинской помощи и распределения по уровням муниципальных учреждений, участвующих в оказании медицинской помощи населению Волгоградской области" утверждена концепция трехуровневой системы организации оказания медицинской помощи населению Волгоградской области, а также специальные трехуровневые модели оказания медицинской помощи по основным профилям заболеваний. В настоящее время в рамках проводимой оптимизации сети медицинских учреждений проходит процедуру согласования проект приказа министерства здравоохранения Волгоградской области, предполагающий определение маршрутизации и распределение медицинских учреждений по уровням оказания медицинской помощи по всем профилям заболеваний.
В Волгоградской области создана система оказания медицинской помощи больным, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий на федеральной трассе М-6 "Каспий". В реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на территории Волгоградской области, приняли участие 13 учреждений здравоохранения, было приобретено 338 единиц оборудования и санитарного автотранспорта.
В результате реализации мероприятий по совершенствованию онкологической службы в Волгоградской области в рамках национальной онкологической программы закуплено высокотехнологичное медицинское оборудование, подготовлены специалисты. Дальнейшее развитие онкологическая служба получила при реализации мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения - проведены капитальные ремонты в 4 онкологических диспансерах и отделениях, которые были оснащены медицинским оборудованием в соответствии с порядком оказания онкологической помощи.
По итогам реализации региональной программы модернизации здравоохранения проведен ремонт, оснащены современной медицинской техникой и подготовлены квалифицированные кадры для кардиологических отделений 11 медицинских учреждений Волгоградской области, что позволит с 2013 года в полном объеме оказывать плановую и неотложную медицинскую помощь кардиологическим больным в соответствии с порядком оказания медицинской помощи и федеральными стандартами.
В рамках продолжения реализации региональной программы модернизации здравоохранения в 2013 году предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 303688 тыс. рублей. Эти средства распределены в конце 2012 года в учреждения здравоохранения Волгограда на выполнение ремонтных работ и оснащение медицинским оборудованием 2 первичных неврологических сосудистых отделений и 1 регионального сосудистого центра.
В рамках формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи будет обеспечено создание единого принципа маршрутизации пациентов при оказании медицинской помощи по различным профилям заболеваний от уровня первичной медико-санитарной помощи до уровня оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
1.3. Концепция развития первичной медико-санитарной помощи.
Первичная медико-санитарная помощь (далее именуется - ПМСП) является основой медико-профилактического обслуживания населения. Система ПМСП - это место первого контакта человека с системой здравоохранения и наиболее массовая форма обслуживания широких слоев населения, поэтому она должна быть максимально приближена к местам проживания и труда людей.
Отличительной особенностью ПМСП является то, что она нацелена на специфические нужды населения конкретного места проживания и включает лечебную, профилактическую и реабилитационную службы.
Развитие амбулаторно-поликлинических подразделений планируется с учетом основных положений приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543-н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" и в рамках поэтапной реализации трехуровневой системы организации оказания медицинской помощи населению.
В основу концепции ПМСП положены следующие принципы:
1) обеспечение приоритетности ПМСП;
2) обеспечение доступности ПМСП (устранение территориальных, финансовых, социальных и культурных препятствий), мобильность и доступность медицинской помощи;
3) обеспечение преемственности на этапах оказания - от ПМСП до высокоспециализированной медицинской помощи;
4) формирование ресурсной базы, позволяющей решать лечебные, профилактические и эпидемиологические вопросы обслуживаемого населения;
5) четкое определение обслуживаемого населения;
6) адаптация лечебно-диагностических, профилактических и реабилитационных программ для решения специфических местных проблем здоровья обслуживаемого населения;
7) интеграция (координация) лечебных, профилактических и реабилитационных аспектов ПМСП;
8) широкий подход к проблеме здоровья, включая влияние на факторы поведения обслуживаемого населения.
1.4. Межмуниципальные специализированные центры.
В настоящее время в Волгоградской области в качестве межмуниципальных центров первичной специализированной медико-санитарной помощи функционируют государственные бюджетные учреждения здравоохранения "Волгоградский областной клинико-диагностический центр N 1", "Центральная городская больница", г. Камышин, "Городская больница N 1".
В рамках реализации государственной программы Волгоградской области "Развитие здравоохранения" предполагается увеличение числа межмуниципальных центров первичной специализированной медико-санитарной помощи в муниципальных образованиях Волгоградской области и разработка схем маршрутизации с целью приближения специализированной амбулаторной помощи населению.
1.5. Система оказания ПМСП сельскому населению.
С целью повышения доступности ПМСП сельскому населению запланирован поэтапный переход амбулаторно-поликлинических учреждений, расположенных в сельской местности, на оказание медицинской помощи по принципу общей врачебной (семейной) практики.
С целью оказания первой помощи и обеспечения связи с центральными районными больницами осуществляется развитие института домовых хозяйств в отдаленных населенных пунктах, не имеющих медицинских учреждений, с обучением представителей домовых хозяйств навыкам первой помощи, оснащением их средствами связи и укладками для оказания первой помощи, закреплением кураторов из центральных районных больниц для организации мониторинга и быстрого реагирования при возникновении чрезвычайных ситуации и несчастных случаев. В 2012 году в Волгоградской области открыто 370 домовых хозяйств.
В состав сектора системы здравоохранения, оказывающего медицинскую помощь сельским жителям, входят 33 центральные районные больницы, 2 районные больницы, 8 участковых больниц, 5 амбулаторий и 752 фельдшерско-акушерских пункта. В системе сельского здравоохранения в 2012 году образовано 9 участков врача общей практики на базе участковых больниц и врачебных амбулаторий. Осуществлен капитальный ремонт кабинетов, закуплено медицинское оборудование и проведена профессиональная переподготовка медицинских работников по специальности "общая врачебная практика". До 2020 года планируется реструктуризация терапевтических участков, развернутых на базе сельских больниц и амбулаторий, с образованием участков врача общей практики.
1.6. Развитие стационарзамещающих технологий.
С целью дальнейшего повышения эффективности амбулаторной помощи предполагается развитие стационарзамещающих технологий по следующим основным направлениям:
1) развитие дневных стационаров при амбулаторных учреждениях преимущественно городских поселений, а также при отделениях общей врачебной практики сельских больниц и амбулаторий при наличии свободных площадей и соответствующих штатных единиц;
2) организация мобильных бригад, оснащенных транспортом, медицинским оборудованием, медикаментами и расходными материалами, с целью развития дневных стационаров на дому, для чего необходима разработка дополнительного штатного, временного, финансового нормативов;
3) для развития дневных стационаров при стационарах предполагается использование площадей и ресурсов, освободившихся в ходе реструктуризации коечного фонда. В сельской местности при центральных районных больницах, а также в специализированных межрайонных центрах будет предусмотрена пансионатная форма размещения пациентов, прибывших из отдаленных населенных пунктов;
4) расширение перечня профилей оказания помощи в дневных стационарах;
5) внедрение в стационарах дневного пребывания оплаты медицинской помощи по законченному случаю лечения конкретного заболевания;
6) применение услуги стационара на дому при проведении процедуры перитониального диализа у больных с терминальной стадией хронической почечной недостаточности, при оказании паллиативной помощи инкурабельным больным;
7) применение услуги дневного стационара при круглосуточном стационаре при оказании неотложной помощи или проведении диагностических мероприятий пациентам в приемном отделении после того как установлено, что они не нуждаются в последующем круглосуточном наблюдении.
1.7. Диспансеризация населения.
Структура смертности населения в Волгоградской области сходна с таковой в Российской Федерации и более чем на 80 процентов обусловлена неинфекционными заболеваниями, в первую очередь болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, болезнями органов дыхания и внешними причинами.
Эпидемиология неинфекционных заболеваний в Российской Федерации в основном обусловлена большой распространенностью таких факторов риска, как злоупотребление алкоголем, табакокурение, нерациональное (нездоровое) питание, низкая физическая активность.
Факторы риска по отдельности или их сочетание обычно приводят к развитию биологических факторов риска развития неинфекционных заболеваний, таких как артериальная гипертония, ожирение и сахарный диабет. В структуре смертности трудоспособного населения Волгоградской области болезни системы кровообращения играют ведущую роль - 32,7 процента.
В районах и городах Волгоградской области функционируют 2 центра медицинской профилактики (2 юридических лица) и 96 отделений (кабинетов) медицинской профилактики.
В отделениях (кабинетах) медицинской профилактики работают 53 врача и 121 средний медицинский работник (в Волгограде - 30 врачей, 35 средних медицинских работников; в г. Волжском - 2 врача, 10 средних медицинских работников).
Количество отделений (кабинетов) медицинской профилактики недостаточно для Волгоградской области (имеются в 52 процентах амбулаторно-поликлинических учреждений Волгоградской области).
Организованы школы здоровья (404 школы здоровья) в лечебно-профилактических учреждениях Волгоградской области по следующим направлениям: для детей (54 школы здорового ребенка), для женщин репродуктивного возраста (55 школ здоровья), 59 школ для больных сахарным диабетом, 70 школ для больных артериальной гипертензией, 24 школы для больных заболеваниями суставов и позвоночника, 42 школы для больных бронхиальной астмой, 90 иных школ.
Важнейшим профилактическим мероприятием, направленным на раннее выявление заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Волгоградской области, а также основных факторов риска их развития, должна стать диспансеризация.
Основной целью диспансеризации является осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение развития заболеваний, снижение заболеваемости, увеличение активного творческого долголетия.
Диспансеризация будет включать:
ежегодный медицинский осмотр всего населения с проведением установленного объема лабораторных и инструментальных исследований;
дообследование нуждающихся с использованием всех современных методов диагностики;
выявление лиц, имеющих факторы риска, способствующие возникновению и развитию заболеваний;
выявление заболеваний на ранних стадиях;
определение и индивидуальную оценку состояния здоровья;
разработку и проведение комплекса необходимых медицинских и социальных мероприятий и динамического наблюдения за состоянием здоровья населения.
Для проведения диспансеризации жителей населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо пунктов, расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность, организациями, оказывающими ПМСП, а также структурными подразделениями иных организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, организованы выездные медицинские бригады, обеспеченные мобильными комплексами.
Дополнительно в 2013 году (в рамках региональной программы модернизации здравоохранения) планируется приобретение 1 мобильного комплекса для проведения диспансеризации взрослого населения и 1 мобильного комплекса для диспансеризации детей.
1.8. Совершенствование системы медицинской реабилитации.
Одним из приоритетных направлений здравоохранения является развитие медицинской реабилитации. В настоящее время в Волгоградской области функционируют 24 отделения реабилитации и восстановительного лечения и 57 кабинетов лечебной физкультуры, из которых 8 отделений и 15 кабинетов лечебной физкультуры для детей, кабинетов физиотерапии - 246, массажа - 153.
Развитие медицинской реабилитации планируется в условиях круглосуточных стационаров, амбулаторно-поликлинических учреждений, санаторно-курортных учреждений.
Основными задачами в системе медицинской реабилитации являются: формирование системы медицинской реабилитации пациентов с сосудистой патологией мозга и сердца, заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата; снижение инвалидизации от инсультов и инфарктов миокарда, заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата; увеличение качества жизни больных, перенесших инсульт и острую сосудистую патологию сердца, оперативные вмешательства опорно-двигательного аппарата.
Направления развития реабилитационной помощи:
1) развитие сети отделений реабилитации;
2) создание специализированной больницы для осуществления медицинской реабилитации пациентов, нуждающихся в высокотехнологичной специализированной помощи, при острой сосудистой патологии, заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата, в структуру которой входили бы отделения для кардиологических, неврологических, нейрохирургических и травматологических больных, нуждающихся в проведении реабилитационных мероприятий;
3) создание стационара долечивания пациентов, временно нуждающихся в посторонней помощи при перемещении, при наличии подтвержденной результатами обследования перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала);
4) специализация учреждений врачебно-физкультурной службы по профилю пациентов;
5) совершенствование материально-технической базы медицинских учреждений, оказывающих реабилитационную помощь, для внедрения новых эффективных технологий медицинской реабилитации и профилактики инсульта, других цереброваскулярных нарушений, ишемической болезни сердца, заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата;
6) подготовка специалистов мультидисциплинарных бригад, оказывающих реабилитационную помощь больным с сосудистой патологией мозга и сердца;
7) внедрение оплаты медицинских услуг по медицинской реабилитации на амбулаторно-поликлиническом этапе по законченному случаю в соответствии со стандартами и программой реабилитации.
1.9. Развитие службы скорой медицинской помощи.
Служба скорой медицинской помощи является одной из самых востребованных в сфере здравоохранения. За медицинской помощью по поводу неотложных состояний ежегодно обращается каждый 3-й житель области, каждый 17-й госпитализируется по экстренным показаниям. Более 60 процентов всей стационарной медицинской помощи оказывается в неотложном порядке, при этом более 90 процентов больничной летальности связано с экстренным характером госпитализации больных и пострадавших. Неотложные патологические состояния, травмы и отравления занимают первое место среди причин смерти у лиц трудоспособного возраста. Все это позволяет считать состояние и уровень развития скорой медицинской помощи одним из факторов национальной безопасности.
В Волгоградской области создана и функционирует служба скорой медицинской помощи, которая является одним из самых доступных видов медицинской помощи населению.
Служба скорой медицинской помощи Волгоградской области включает 5 станций в городах Волгоград, Волжский, Камышин, Михайловка, Петров Вал и 53 отделения на базе центральных районных больниц Волгоградской области. Ежедневно на смену заступает 237 бригад скорой медицинской помощи, из них 167 фельдшерских и 44 врачебные бригады (в том числе 39 специализированных).
В службе скорой медицинской помощи занято 697 врачей, 1873 средних медицинских работника, 764 работника младшего медицинского персонала, 788 водителей.
В результате проводимых мероприятий по совершенствованию и оптимизации работы скорой медицинской помощи удалось снизить количество вызовов более чем на 100 тысяч, и этот показатель сохраняется в пределах 900 тыс. вызовов в год (в Волгограде - 352291, в г. Волжском - 113930).
Наметился положительный сдвиг с кадровым обеспечением службы скорой медицинской помощи, однако продолжает сохраняться текучесть, недоукомплектованность кадрами. Обеспеченность врачебным составом составляет 43,8 процента от штатной численности, средним медицинским персоналом - 77,5 процента от штатной численности, младшим медицинским персоналом - 57,1 процента от штатной численности, водителями - 84,2 процента от штатной численности.
Совершенствование службы скорой медицинской помощи Волгоградской области является одной из стратегических целей реформ, проводимых в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье".
В ходе реализации в 2006-2007 годах приоритетного национального проекта "Здоровье" службой скорой медицинской помощи Волгоградской области получено 258 автомобилей скорой медицинской помощи, оснащенных современным лечебно-диагностическим оборудованием в соответствии с установленными стандартами.
В рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье", направленных на совершенствование оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях, в 2011-2012 годах получено 59 автомобилей (в том числе 10 реанимобилей на базе импортных шасси).
Проводилось оснащение оперативных служб станций скорой медицинской помощи крупных городов Волгоградской области (Волгоград, Волжский, Камышин) программно-аппаратными комплексами для обеспечения диспетчеризации санитарного транспорта и повышения оперативности работы.
В 2012 году в рамках реализации региональной программы модернизации здравоохранения проведено оснащение санитарного транспорта всех станций, подстанций и отделений скорой медицинской помощи Волгоградской области бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на базе многофункциональных устройств, оперативных служб информационным оборудованием для мониторинга и управления санитарным транспортом, аппаратно-программными комплексами, функционирующими с использованием спутниковых навигационных технологий, для обеспечения диспетчеризации санитарного транспорта, объединенного в единую сеть с центральным диспетчерским пультом в оперативно-диспетчерском отделе государственного казенного учреждения здравоохранения "Территориальный центр медицины катастроф Волгоградской области". Для этих целей выделено более 16 млн. рублей из федерального бюджета.
Проводится большая работа по популяризации профессии врача, повышению престижа работников службы скорой медицинской помощи в учебных заведениях по подготовке медицинского персонала, учреждениях здравоохранения и средствах массовой информации региона.
Несовершенство в работе амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения, в частности недостаточно эффективная система патронажа и наблюдения за больными с хронической патологией, привели к тому, что скорая медицинская помощь является самым распространенным видом оказания внегоспитальной медицинской помощи населению региона, взяв на себя часть функций амбулаторно-поликлинического звена. Персонал станций и отделений скорой медицинской помощи часто выполняет несвойственные ему функции: транспортировка больных по социальным показаниям, перевозка медицинского персонала, выполнение функций участковой патронажной службы и иное.
В то же время у самой службы скорой медицинской помощи имеется ряд нерешенных проблем, связанных как с недостаточностью оснащения оборудованием и медикаментами бригад скорой медицинской помощи, так и с дефицитом медицинских кадров (практически во всех муниципальных образованиях отмечается недоукомплектованность врачебных и фельдшерских бригад еще одним фельдшером), не везде внедрена система учета сроков оказания медицинской помощи (АСУ - скорая помощь). При передаче пациента с уровня скорой медицинской помощи в стационар отмечается значительная задержка сроков оказания медицинской помощи в стационаре.
В связи с территориальными особенностями Волгоградской области (низкая плотность населения, недостаток автомобильных дорог и железнодорожных линий) имеются ограничения в доступности скорой медицинской помощи для лиц, проживающих в населенных пунктах, не имеющих постоянного круглогодичного сообщения с центром муниципального образования.
Эффективному использованию возможностей скорой медицинской помощи препятствуют следующие факторы:
1) оказание своевременной скорой медицинской помощи в муниципальных районах происходит не по принципу наиболее близко расположенной бригады, а по принципу территориальной принадлежности;
2) существует недостаточная укомплектованность бригад скорой медицинской помощи квалифицированными кадрами, в том числе специалистами, своевременно прошедшими переподготовку, из-за несовершенства системы подготовки кадров службы скорой медицинской помощи как высшего, так и среднего звена, а также оттока опытных медицинских кадров;
3) зачастую происходит нецелевое использование бригад скорой медицинской помощи (для перевозки плановых больных, вызовы для оказания помощи хроническим больным).
В целях ликвидации не свойственных скорой медицинской помощи функций с 2011 года осуществляется поэтапное разделение скорой и неотложной медицинской помощи по мере укомплектования участковой службы, что будет способствовать повышению эффективности работы службы скорой помощи, доступности неотложной помощи населению по территориальному принципу и увеличению объемов фактически оказанной амбулаторной помощи.
За счет оптимизации работы службы процент своевременного доезда к месту вызова (при установленном нормативе 20 минут) составил 91,7 процента.
В последующие годы будут реализованы мероприятия по дальнейшему совершенствованию и реорганизации службы скорой медицинской помощи в Волгоградской области с централизацией ее управления. Планируется повысить эффективность использования имеющихся ресурсов, укрепить материально-техническую базу станций и отделений скорой медицинской помощи, развить отделения экстренной медицинской помощи на базе стационарных учреждений здравоохранения, внедрить современные системы анализа и управления, улучшить взаимодействие со структурами догоспитальной помощи и стационарами, развивать постоянно действующую систему обучения персонала спецслужб навыкам первой помощи.
С 01 января 2013 г. все муниципальные учреждения здравоохранения, в том числе службы скорой медицинской помощи, перешли в государственную собственность.
С целью совершенствования работы скорой медицинской помощи в 2013-2020 годах будут реализованы следующие направления:
создание единой диспетчерской службы;
оптимизация маршрутов доставки больных в стационар в зависимости от вида патологии, тяжести состояния больного;
внедрение целевых показателей работы скорой медицинской помощи (время приезда на вызов, время транспортировки в стационар, догоспитальная летальность);
внедрение порядков оказания скорой медицинской помощи в части догоспитального ведения больных с разными видами патологии;
отработка маршрутизации больных с целью достижения оптимальных сроков доставки больных в учреждения здравоохранения;
обеспечение рационального и эффективного использования материально-технической базы службы скорой медицинской помощи;
организация курсов повышения квалификации для фельдшеров скорой медицинской помощи муниципальных районов Волгоградской области (обучение на рабочем месте) на базе государственного казенного учреждения здравоохранения "Территориальный центр медицины катастроф" по отдельному плану;
организация последипломной подготовки врачей и фельдшеров скорой медицинской помощи (по отдельному плану);
инициализация разработки программы экспертного системного анализа деятельности отделений (станций, подстанций) скорой медицинской помощи с целью выявления причин роста нагрузки на скорую медицинскую помощь (методика анализа эффективности работы скорой медицинской помощи);
стандартизация скорой медицинской помощи и установление медико-экономических стандартов для скорой медицинской помощи;
необходимо создание отделений экстренной медицинской помощи на базе крупных многопрофильных стационаров (emergency department) для повышения преемственности в оказании медицинской помощи;
открытие во всех поликлиниках отделений неотложной помощи, передачи им и врачам ПМСП не свойственных службе скорой помощи функций;
повышение эффективности использования ресурсов скорой помощи, прежде всего за счет оснащения станций и бригад скорой помощи современными средствами связи для координатного определения мобильных объектов и оперативной связи с диспетчерской службой и медицинскими организациями, оказывающими экстренную помощь.
Проводимые преобразования службы скорой медицинской помощи позволят:
повысить оперативность работы службы и обеспечить своевременность оказания скорой медицинской помощи за счет оптимизации структуры, оснащения современными средствами связи, ограничения роли службы скорой помощи исключительно случаями, требующими экстренной медицинской помощи;
снизить уровень смертности и первичного выхода на инвалидность при внезапных острых тяжелых заболеваниях, травмах, отравлениях, несчастных случаях за счет своевременного и правильного начала оказания медицинской помощи;
повысить эффективность использования ресурсов службы скорой помощи.
1.10. Структурные преобразования системы специализированной медицинской помощи.
Анализ ресурсной базы здравоохранения Волгоградской области за последние годы позволил сделать вывод о том, что развитие здравоохранения в условиях ограниченного финансирования отрасли приводит к росту диспропорций условий оказания медицинской помощи между отдельными районами и внутри них, снижению ресурсного потенциала, концентрации медицинских организаций в административных центрах и, следовательно, ухудшению качества, безопасности и доступности медицинской помощи. Об этом свидетельствует целый ряд недостатков существующей региональной системы оказания специализированной медицинской помощи по различным профилям:
малая доступность квалифицированной и особенно высокоспециализированной медицинской помощи больным различного профиля;
поздняя диагностика заболеваний, нередко на уровне уже развившихся осложнений;
недостаточное качество оказания медицинской помощи при различной патологии.
В свою очередь причины низкого качества оказания медицинской помощи больным различного профиля сводятся к следующему:
отсутствие строгой этапности оказания медицинской помощи больным различного профиля;
низкая приверженность медицинского персонала к соблюдению стандартов медицинской помощи;
отсутствие региональной системы управления качеством медицинской помощи;
неэффективные показатели диспансеризации населения;
недостаточная оснащенность материально-технической базы медицинских организаций;
недостаточная преемственность специалистов различных профилей;
отсутствие системного научного подхода в организации специализированной помощи;
оторванность практической медицины от современных достижений фундаментальной науки в различных областях;
распространение неэффективных и экономически невыгодных методов лечения.
Решить проблему рационального ресурсосбережения в современном здравоохранении призвана трехэтапная система оказания специализированной помощи на основе стандартов и порядков оказания медицинской помощи со строгим соблюдением преемственности и соподчиненности всех уровней. Основная цель многоуровневой поэтапной системы оказания специализированной помощи заключается в ориентации на стандартизацию лечебного процесса, повышение доступности и качества оказываемой медицинской помощи.
В этих целях планируется создать межрайонные центры на базе существующих отделений государственных учреждений здравоохранения. Межрайонные центры будут обслуживать от 4 до 10 муниципальных районов. Расстояние между центральными районными больницами и межрайонными центрами составляет в среднем от 60 до 100 километров. Это позволит сконцентрировать и обеспечить более рациональное использование ресурсов, а также приблизить к сельскому населению и населению малых городов качественную специализированную медицинскую помощь.
1.11. Преобразования системы оказания медицинской помощи женщинам и детям.
В 2012 году в Волгоградской области 38 медицинских учреждений родовспоможения осуществляли акушерскую и неонатальную помощь, из них 26 учреждений первого уровня оказания медицинской помощи, где количество родов за 2012 год составило 3998 (13 процентов).
Медицинская помощь второго уровня оказывается в условиях 10 родильных домов, находящихся в структуре межрайонных и городских клинических больниц, количество родов составляет 24146 (78,7 процента).
В городах Волгограде и Волжском расположены учреждения третьего уровня оказания медицинской помощи - перинатальные центры, где родоразрешены 5564 (18,1 процента) беременные средней и высокой группы риска.
В настоящее время проводятся реструктуризация и оптимизация коечного фонда, в результате которых в 2013 году закрыты маломощные родильные отделения. Таким образом, структура родовспоможения на начало 2013 года следующая: 20 учреждений первого уровня (ЦРБ), 10 учреждений второго уровня (7 родильных домов Волгограда и г. Волжского, 3 межрайонных центра) и 2 учреждения третьего уровня. Развернуто 81 место для реанимации новорожденных в учреждениях родовспоможения и 24 - в детских больницах.
В рамках структурных преобразований системы оказания медицинской помощи матерям и детям предусматривается дальнейшее совершенствование службы родовспоможения и детства - совершенствование трехуровневой системы оказания медицинской помощи беременным групп риска в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02 октября 2009 г. N 808-н "Об утверждении порядка оказания акушерско-гинекологической помощи". Ведущим звеном в системе маршрутизации беременных являются 2 перинатальных центра (государственные бюджетные учреждения здравоохранения "Волгоградский областной клинический перинатальный центр N 1 Л.И. Ушаковой", г. Волжский, "Волгоградский областной клинический перинатальный центр N 2", Волгоград), что подтверждается сокращением количества родов в центральных районных больницах на 13 процентов (первый уровень - лечебно-профилактические учреждения). В перинатальных центрах Волгоградской области в 2012 году родоразрешена каждая пятая беременная средней и высокой группы риска.
По-видимому, в предыдущем абзаце пункта 1.11 раздела 1 настоящего Плана пропущена часть текста, вместо "центр N 1 Л.И. Ушаковой" следует читать "центр N 1 им. Л.И. Ушаковой"
В основе трехуровневой системы оказания медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам Волгоградской области лежит территориальный принцип, то есть близость населенных пунктов к учреждениям родовспоможения всех уровней оказания медицинской помощи, соответствующих порядкам оказания медицинской помощи.
В 2013 году в трехуровневую систему оказания медицинской помощи женщинам и новорожденным из сельских районов включены учреждения родовспоможения второго уровня Волгограда и г. Волжского.
Со второго квартала 2013 г. будет работать 2 дистанционных консультативных акушерских центра с выездными бригадами на базе перинатальных центров. Таким образом, с 2013 года на территории Волгоградской области оказание акушерской помощи будет осуществляться 3 выездными бригадами: 2 акушерскими и 1 - многопрофильной (акушерско-гинекологическая с возможностью привлечения специалистов другого профиля) - государственным казенным учреждением здравоохранения "Территориальный центр медицины катастроф").
Системой маршрутизации также организована госпитализация беременных с врожденной хирургической патологией плода в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Клиническая больница скорой медицинской помощи N 7", где создан центр неонатальной хирургии.
Территориальная близость перинатального центра к областному кардиологическому центру позволяет неотложно решать вопросы кардиологической помощи беременным и новорожденным. С 2013 года на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Волгоградский областной клинический кардиологический центр" организовано отделение детской кардиохирургии.
С вводом в эксплуатацию вертолетной площадки существенно повысится доступность медицинской помощи населению в отдаленных районах Волгоградской области.
Медицинская помощь детям в Волгоградской области оказывается в 6 детских больницах, из них 5 многопрофильных детских больниц (государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская детская больница", Волжский, государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Волгоградская областная детская клиническая больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Михайловская городская детская больница", государственное учреждение здравоохранения "Детская клиническая больница N 8", государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Камышинская городская детская больница"), 1 детская больница по профилю "педиатрия" (государственное учреждение здравоохранения "Детская клиническая больница N 2", Волгоград) и в 2 специализированных стационарах общей сети [государственное учреждение здравоохранения "Клиническая больница скорой медицинской помощи N 15", Волгоград (профиль "патология новорожденных", "педиатрия" и "детская хирургия") и государственное учреждение здравоохранения "Клиническая больница N 5", Волгоград (профиль "патология новорожденных")].
В Волгоградской области организованы и функционируют 2 центра для оказания консультативной помощи детям, динамического дистанционного наблюдения за детьми в лечебно-профилактических учреждениях и для транспортировки детей из других лечебно-профилактических учреждений области:
реанимационно-консультативный центр государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Волгоградская областная детская клиническая больница" (далее именуется - РКЦ),
дистанционный консультативный центр государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Волгоградский областной клинический перинатальный центр N 1 им. Л.И. Ушаковой", г. Волжский (далее именуется - ДКЦ).
Основной задачей РКЦ и ДКЦ является оказание специализированной скорой медицинской помощи детям из районов Волгоградской области.
Все тяжелые больные и дети первого года жизни в состоянии средней степени тяжести находятся под динамическим наблюдением и при наличии показаний госпитализируются на следующий уровень оказания медицинской помощи (специализированной и высокотехнологичной) с учетом разработанной маршрутизации. Планируется дальнейшее развитие и совершенствование межрегиональных центров по маршрутизации детей в соответствии с профилем заболевания и маршрутизации детей с инфекционной патологией.
Также организована медицинская помощь детям в 3 межрайонных центрах - детских многопрофильных больницах (государственных бюджетных учреждениях здравоохранения "Городская детская больница", "Михайловская городская детская больница", "Камышинская детская городская больница").
1.12. Реализация Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Волгоградской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Волгоградской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее именуется - Территориальная программа государственных гарантий) разработана на основе федеральных законов от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1074 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Программа утверждена Законом Волгоградской области от 15 февраля 2013 г. N 15-ОД "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Волгоградской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Для расчета стоимости Территориальной программы государственных гарантий в части бюджетной составляющей использовался прогноз численности постоянного населения Волгоградской области (по данным министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области): 2013 год - 2579000 человек, 2014 год - 2569700 человек, 2015 год - 2561500 человек. Для расчета стоимости Территориальной программы государственных гарантий в части обязательного медицинского страхования использовалась численность застрахованного населения Волгоградской области - 2517100 человек (данные на 01 апреля 2012 г.).
Потребность в финансировании Территориальной программы государственных гарантий составляет всего:
на 2013 год - 22926976,8 тыс. рублей;
на 2014 год - 26087292,2 тыс. рублей;
на 2015 год - 30609118,5 тыс. рублей;
бюджетные ассигнования областного бюджета (далее именуется - областной бюджет):
на 2013 год - 7969110,0 тыс. рублей;
на 2014 год - 8561983,4 тыс. рублей;
на 2015 год - 9260334,8 тыс. рублей;
средства бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования области (далее именуется - бюджет ТФОМС):
на 2013 год - 14957866,8 тыс. рублей;
на 2014 год - 17525308,8 тыс. рублей;
на 2015 год - 21348783,7 тыс. рублей.
Финансовое обеспечение Территориальной программы государственных гарантий в соответствии с законами Волгоградской области от 27 декабря 2012 г. N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", от 17 декабря 2012 г. N 168-ОД "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" составляет:
на 2013 год - 19985943,4 тыс. рублей;
на 2014 год - 22527494,4 тыс. рублей;
на 2015 год - 26348952,9 тыс. рублей;
из них:
средства областного бюджета:
на 2013 год - 5028076,6 тыс. рублей;
на 2014 год - 5002185,6 тыс. рублей;
на 2015 год - 5000169,2 тыс. рублей;
средства бюджета ТФОМС:
на 2013 год- 14957866,8 тыс. рублей;
на 2014 год - 17525308,8 тыс. рублей;
на 2015 год - 21348783,7 тыс. рублей;
Общий подушевой норматив финансирования Территориальной программы государственных гарантий на одного жителя в год составляет всего:
на 2013 год - 9032,5 рубля;
на 2014 год - 10294,4 рубля;
на 2015 год - 12096,7 рубля;
из них:
за счет областного бюджета:
на 2013 год - 3090,0 рубля;
на 2014 год - 3331,9 рубля;
на 2015 год - 3615,2 рубля;
за счет бюджета ТФОМС на одного застрахованного:
на 2013 год - 5942,5 рубля;
на 2014 год - 6962,5 рубля;
на 2015 год - 8481,5 рубля.
Дефицит финансового обеспечения Территориальной программы государственных гарантий по сравнению с потребностью составляет на 2013 год всего - 12,8 процента;
в том числе в части бюджетного финансирования - 36,9 процента;
в части бюджета ТФОМС - 0 процентов;
на 2014 год всего - 13,6 процента,
в том числе в части бюджетного финансирования - 41,6 процента;
в части бюджета ТФОМС - 0 процентов;
на 2015 год всего - 13,9 процента,
в том числе:
в части бюджетного финансирования - 46 процентов;
в части бюджета ТФОМС - 0 процентов.
Исходя из рекомендуемых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1074 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" нормативов, структуры заболеваемости на территории Волгоградской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов устанавливаются следующие объемы деятельности медицинской сети по бесплатному оказанию помощи населению Волгоградской области на одного жителя в части бюджета и на одного застрахованного - в части ОМС:
Таблица 1
Нумерация граф настоящей таблицы приводится в соответствии с источником
N п/п |
Виды и условия оказания медицинской помощи |
Единицы измерения |
Значение показателей по годам |
||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
1. |
Скорая медицинская помощь вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию |
число вызовов на 1 жителя, из них: |
0,318 |
0,318 |
0,318 |
в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - на 1 застрахованное лицо; |
0,312 |
0,312 |
0,312 |
||
по видам медицинской помощи, финансируемой за счет средств областного бюджета |
0,006 |
0,006 |
0,006 |
||
2. |
Медицинская помощь в амбулаторных условиях |
число посещений: с профилактической целью (в том числе центров здоровья, по диспансеризации, включая посещения к среднему медицинскому персоналу), а также по паллиативной медицинской помощи на 1 жителя, из них: |
2,440 |
2,640 |
2,700 |
в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - на 1 застрахованное лицо |
2,040 |
2,240 |
2,300 |
||
по видам медицинской помощи, финансируемой за счет средств областного бюджета |
0,400 |
0,400 |
0,400 |
||
по неотложной медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - на 1 застрахованное лицо; |
0,360 |
0,460 |
0,600 |
||
число обращений в связи с заболеваниями на 1 жителя, из них: |
2,100 |
2,150 |
2,200 |
||
в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - на 1 застрахованное лицо |
1,900 |
1,950 |
2,000 |
||
по видам медицинской помощи, финансируемой за счет средств областного бюджета |
0,200 |
0,200 |
0,200 |
||
3. |
Медицинская помощь в условиях дневных стационаров |
число пациенто-дней на 1 жителя, из них: |
0,630 |
0,665 |
0,710 |
в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - на 1 застрахованное лицо |
0,520 |
0,550 |
0,590 |
||
по видам медицинской помощи, финансируемой за счет средств областного бюджета |
0,110 |
0,115 |
0,120 |
||
4. |
Медицинская помощь в стационарных условиях |
число койко-дней на 1 жителя, из них: |
2,558 |
2,463 |
2,350 |
в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - на 1 застрахованное лицо |
1,740 |
1,660 |
1,590 |
||
по видам медицинской помощи, финансируемой за счет средств областного бюджета |
0,818 |
0,803 |
0,760 |
||
5. |
Паллиативная медицинская помощь в стационарных условиях |
число койко-дней на 1 жителя (за счет средств областного бюджета) |
0,077 |
0,092 |
0,112 |
В результате проведенных расчетов на территории Волгоградской области сложились следующие объемы медицинской помощи на 2013 год:
Скорая помощь:
всего - 820122 вызова, из них за счет:
средств бюджета - 34137 вызовов,
средств ОМС - 785985 вызовов.
Амбулаторная помощь:
всего с профилактической целью - 6166484 посещения, из них за счет:
средств бюджета - 1031600 посещений,
средств ОМС - 5134884 посещения.
Неотложная медицинская помощь за счет средств ОМС - 906156 посещений.
Помощь незастрахованным гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, за счет средств бюджета - 22284 посещения.
Всего в связи с заболеваниями - 5298290 обращений, из них за счет
средств бюджета - 515800 обращений,
средств ОМС - 4782490 обращений.
Стационарная помощь:
Всего - 6597082 койко-дня, из них за счет:
средств бюджета - 2217328 койко-дней,
средств ОМС - 4379754 койко-дня.
Паллиативная помощь за счет средств бюджета - 198583 койко-дня.
Дневной стационар:
всего - 1592582 пациенто-дня, из них за счет
средств бюджета - 283690 пациенто-дней;
средств ОМС - 1308892 пациенто-дня.
На 2014 год:
Скорая помощь:
всего - 817165 вызовов, из них за счет
средств бюджета - 31322 вызова,
средств ОМС - 785843 вызова.
Амбулаторная помощь:
всего с профилактической целью - 6666184 посещения, из них за счет:
средств бюджета - 1027880 посещений,
средств ОМС - 5638304 посещения.
Неотложная медицинская помощь за счет средств ОМС - 1157866 посещений.
Помощь незастрахованным гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, за счет средств бюджета - 24196 посещений.
Всего в связи с заболеваниями - 5422285 обращений, из них за счет:
средств бюджета - 513940 обращений,
средств ОМС - 4908345 обращений.
Стационарная помощь:
Всего - 6329171 койко-день, из них за счет:
средств бюджета - 2150785 койко-дней,
средств ОМС - 4178386 койко-дней.
Паллиативная помощь за счет средств бюджета - 236412 койко-дней.
Дневной стационар:
Всего - 1679921 пациенто-дня, из них за счет:
средств бюджета - 295516 пациенто-дней,
средств ОМС - 1384405 пациенто-дней.
На 2015 год:
Скорая помощь:
всего - 814557 вызовов, из них за счет:
средств бюджета - 28761 вызов,
средств ОМС - 785796 вызовов.
Амбулаторная помощь:
всего с профилактической целью - 6813930 посещений, из них за счет:
средств бюджета - 1024600 посещений,
средств ОМС - 5789330 посещений.
Неотложная медицинская помощь за счет средств ОМС - 1510260 посещений.
Помощь незастрахованным гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, за счет средств бюджета - 26640 посещений.
Всего в связи с заболеваниями - 5546500 обращений, из них за счет:
средств бюджета - 512300 обращений,
средств ОМС - 5034200 обращений.
Стационарная помощь:
всего - 6019525 койко-дней, из них за счет:
средств бюджета - 2017336 койко-дней,
средств ОМС - 4002189 койко-дней.
Паллиативная помощь за счет средств бюджета - 286888 койко-дней.
Дневной стационар:
всего - 1792469 пациенто-дней, из них за счет:
средств бюджета - 307380 пациенто-дней,
средств ОМС - 1485089 пациенто-дней.
При расчете стоимости Территориальной программы государственных гарантий использовались нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1074 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Таблица 2
Наименование единиц объема медицинской помощи по источникам финансирования |
Стоимость единицы объема медицинской помощи на 2013 год (рублей) |
||
нормативы по постановлению Правительства Российской Федерации |
территориальные нормативы |
фактическое обеспечение |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
| |||
1. Бюджет | |||
Вызовы скорой специализированной помощи |
- |
7385,0 |
4463,8 |
Койко-день в стационарных условиях |
1657,0 |
1657,0 |
1027,3 |
Посещение с профилактической целью в амбулаторных условиях |
271,0 |
271,0 |
168,0 |
Обращение по поводу заболевания в амбулаторных условиях |
771,8 |
771,8 |
478,5 |
Пациенто-день в условиях дневного стационара |
508,3 |
508,3 |
315,1 |
Паллиативная медицинская помощь в стационарных условиях |
1537,1 |
1537,1 |
953,0 |
2. ОМС | |||
Вызов скорой помощи |
1435,6 |
1435,6 |
1435,6 |
Койко-день в стационарных условиях |
1756,2 |
1756,2 |
1756,2 |
Вспомогательные репродуктивные технологии (экстракорпоральное оплодотворение (на 1 случай) в условиях дневного стационара и амбулаторных условиях |
106253,9 |
106253,9 |
106253,9 |
Посещение с профилактической целью в амбулаторных условиях |
266,3 |
266,3 |
266,3 |
Посещение при оказании неотложной медицинской помощи в амбулаторных условиях |
340,9 |
340,9 |
340,9 |
Обращение по поводу заболевания в амбулаторных условиях |
772,3 |
690,7 |
690,7 |
Пациенто-день в условиях дневного стационара |
570,0 |
570,0 |
570,0 |
Таблица 3
Наименование единиц объема медицинской помощи по источникам финансирования |
Стоимость единицы объема медицинской помощи в 2014 и 2015 годах (рублей) |
|||||
нормативы по постановлению Правительства Российской Федерации |
территориальные нормативы |
фактическое обеспечение |
||||
|
2014 год |
2015 год |
2014 год |
2015 год |
2014 год |
2015 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
1. Бюджет | ||||||
Вызовы скорой помощи |
- |
- |
7577,1 |
7752,3 |
4444,0 |
5395,7 |
Койко-день в стационарных условиях |
1714,8 |
2231,1 |
1714,8 |
2231,1 |
983,8 |
1198,4 |
Посещение с профилактической целью в амбулаторных условиях |
360,0 |
448,9 |
360,0 |
448,9 |
206,5 |
241,1 |
Обращение по поводу заболевания в амбулаторных условиях |
1044,0 |
1256,9 |
1044,0 |
1256,9 |
598,9 |
675,1 |
Пациенто-день в условиях дневного стационара |
559,4 |
610,5 |
559,4 |
610,5 |
320,9 |
327,9 |
Паллиативная медицинская помощь в стационарных условиях |
1654,3 |
2137,0 |
1654,3 |
2137,0 |
949,1 |
1147,9 |
2. ОМС | ||||||
Вызов скорой помощи |
1507,4 |
1582,8 |
1507,4 |
1582,8 |
1507,4 |
1582,8 |
Койко-день в стационарных условиях |
2034,2 |
2428,8 |
2034,2 |
2428,8 |
2034,2 |
2428,8 |
Вспомогательные репродуктивные технологии (экстракорпоральное оплодотворение (на 1 случай) в условиях дневного стационара и амбулаторных условиях |
113109 |
119964,1 |
113109 |
119964,1 |
113109 |
119964,1 |
Посещение с профилактической целью в амбулаторных условиях |
318,4 |
348,4 |
318,4 |
348,4 |
318,4 |
348,4 |
Посещение при оказании неотложной медицинской помощи в амбулаторных условиях |
407,6 |
445,9 |
407,6 |
445,9 |
407,6 |
445,9 |
Обращение по поводу заболевания в амбулаторных условиях |
923,4 |
1010,3 |
875,0 |
1010,3 |
875,0 |
1010,3 |
Пациенто-день в условиях дневного стационара |
590,0 |
620,0 |
590,0 |
620,0 |
590,0 |
620,0 |
С 01 января 2013 г. в соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" оказание скорой медицинской помощи (за исключением скорой специализированной медицинской помощи) застрахованным граждан# оплачивается за счет средств обязательного медицинского страхования.
Скорая специализированная медицинская помощь и скорая помощь незастрахованным гражданам - за счет средств областного бюджета.
Паллиативная медицинская помощь предоставляется за счет средств областного бюджета.
Неотложная медицинская помощь застрахованным гражданам оплачивается за счет средств обязательного медицинского страхования.
Помощь незастрахованным гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, оплачивается за счет областного бюджета.
Оказание высокотехнологичной медицинской помощи в 2013 и 2014 годах осуществляется за счет средств областного бюджета. С 01 января 2015 г. высокотехнологичная медицинская помощь передается на финансирование из средств ОМС.
При реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования применяются следующие способы оплаты медицинской помощи:
при оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях:
по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц в сочетании с оплатой за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай);
за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай);
за комплексную услугу при проведении дополнительной диспансеризации;
по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации, в том числе с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных медицинских организациях;
при оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях:
за законченный случай лечения пациента на профильной койке;
за законченный случай лечения заболевания;
за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний);
койко-день в круглосуточном стационаре;
при оплате медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара:
за законченный случай лечения пациента в профильном дневном стационаре;
за законченный случай лечения заболевания;
при оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации):
по подушевому нормативу финансирования;
за вызов скорой медицинской помощи;
по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи.
1.13. Результатами государственной программы Волгоградской области "Развитие здравоохранения" будут являться:
приведение сети учреждений здравоохранения в соответствие с потребностью населения в медицинской помощи с учетом сбалансированности Территориальной программы государственных гарантий по видам и условиям оказания медицинской помощи;
внедрение эффективных способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на результаты деятельности;
введение персонифицированного учета медицинской помощи и ресурсов на ее оказание;
обеспечение принципа экстерриториальности, то есть доступности медицинских услуг для всех граждан независимо от места жительства.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 3 декабря 2013 г. N 1247 в пункт 1.14 раздела 1 настоящего Плана внесены изменения
1.14. Целевые показатели "дорожной карты":
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значение показателей по годам |
Примечание |
|||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи | |||||||||
1.1. |
Доля расходов на оказание скорой медицинской помощи вне медицинских организаций от всех расходов на Территориальную программу государственных гарантий |
процентов |
6,6 |
5,8 |
5,4 |
5,3 |
5,2 |
5,1 |
|
1.2. |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях от всех расходов на Территориальную программу государственных гарантий |
процентов |
27,4 |
28,3 |
29,3 |
30,2 |
30,8 |
31,7 |
|
1.3. |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме от всех расходов на Территориальную программу государственных гарантий |
процентов |
1,5 |
1,9 |
2,2 |
2,6 |
3,2 |
3,9 |
|
1.4. |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров от всех расходов на Территориальную программу государственных гарантий |
процентов |
4,9 |
5,1 |
5,1 |
6,5 |
7,8 |
9,0 |
|
1.5. |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в стационарных условиях от всех расходов на Территориальную программу государственных гарантий |
процентов |
59,6 |
58,9 |
58,0 |
55,4 |
53,0 |
50,3 |
|
1.6. |
Доля медицинских и фармацевтических работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд Волгоградской области, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации государственной и муниципальной систем здравоохранения Волгоградской области |
процентов |
42,2 |
52,9 |
59,3 |
60,2 |
65,3 |
72,0 |
|
1.7. |
Доля аккредитованных специалистов |
процентов |
- |
- |
- |
5,0 |
10,0 |
15,0 |
|
1.8. |
Обеспеченность населения врачами |
на 10 тыс. человек |
44,5 |
44,8 |
45,1 |
45,4 |
45,7 |
46,0 |
|
1.9. |
Соотношение врачи/средние медицинские работники |
соотношение |
1/2,1 |
1/2,2 |
1/2,3 |
1/2,4 |
1/2,5 |
1/2,6 |
|
1.10 |
Соотношение средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в Волгоградской области в 2013-2018 годах (агрегированные значения) |
процентов |
129,7 |
130,7 |
137,0 |
159,6 |
200,0 |
200,0 |
|
1.11. |
Соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в Волгоградской области в 2013-2018 годах (агрегированные значения) |
процентов |
76,8 |
83,2 |
87,2 |
91,2 |
100,0 |
100,0 |
|
1.12. |
Соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в Волгоградской области в 2013-2018 годах (агрегированные значения) |
процентов |
50,0 |
51,0 |
52,0 |
71,0 |
100,0 |
100,0 |
|
1.13. |
Число дней занятости койки в году |
дней |
322,0 |
324,6 |
326,1 |
328,5 |
331,0 |
331,5 |
|
1.14. |
Средняя длительность лечения больного в стационаре |
дней |
12,5 |
12,4 |
12,3 |
12,1 |
12,0 |
11,9 |
|
1.15. |
Доля врачей первичного звена от общего числа врачей |
процентов |
59,8 |
59,9 |
60,0 |
60,5 |
61,0 |
62,0 |
|
1.16. |
Доля пациентов, доставленных по экстренным показаниям, от общего числа пациентов, пролеченных в стационарных условиях |
процентов |
45,2 |
45,9 |
46,8 |
47,9 |
49,2 |
50,5 |
|
2. Основные показатели здоровья населения | |||||||||
2.1. |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
лет |
71,3 |
72,1 |
72,7 |
73,4 |
74,2 |
75,0 |
|
2.2. |
Смертность от всех причин |
на 1000 населения |
13,2 |
13,0 |
12,8 |
12,2 |
12,0 |
11,8 |
|
2.3. |
Материнская смертность |
случаев на 100 тыс. родившихся живыми |
13,7 |
13,7 |
13,6 |
13,5 |
13,5 |
13,4 |
|
2.4. |
Младенческая смертность |
случаев на 1000 родившихся живыми |
10,0 |
9,8 |
9,8 |
9,5 |
9,0 |
8,5 |
|
2.5. |
Смертность детей в возрасте 0-17 лет |
случаев на 10000 населения соответствующего возраста |
9,3 |
9,0 |
8,7 |
8,5 |
8,2 |
8,1 |
|
2.6. |
Смертность от болезней системы кровообращения |
на 100 тыс. населения |
792,0 |
763,5 |
735,0 |
706,5 |
678,0 |
649,4 |
|
2.7. |
Смертность от дорожно-транспортных происшествий |
на 100 тыс. населения |
12,6 |
12,1 |
11,6 |
11,1 |
10,6 |
10,3 |
|
2.8. |
Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) |
на 100 тыс. населения |
215,5 |
211,0 |
206,5 |
202,0 |
197,5 |
192,8 |
|
2.9. |
Смертность от туберкулеза |
на 100 тыс. населения |
14,0 |
13,6 |
13,1 |
12,7 |
12,2 |
11,8 |
расчеты представлены на численность постоянного населения |
2.10. |
Заболеваемость туберкулезом |
на 100 тыс. населения |
83,5 |
75,5 |
67,5 |
59,5 |
51,5 |
43,5 |
|
2.11. |
Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут |
процентов |
91,7 |
92,2 |
92,7 |
93,2 |
93,7 |
94,7 |
|
2. План мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Ответственные исполнители |
Ожидаемый результат |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
1. Формирование эффективной структуры здравоохранения Волгоградской области | |||||
1.1. |
Анализ итогов реализации региональной программы модернизации здравоохранения |
11 марта 2013 г. |
министерство здравоохранения Волгоградской области, государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области" |
будет проведен анализ итогов модернизации здравоохранения Волгоградской области, с точки зрения соотношения инвестиций и улучшения состояния здоровья населения в Волгоградской области представление в Министерство здравоохранения Российской Федерации результатов анализа итогов реализации Программы модернизации здравоохранения Волгоградской области на 2011-2012 годы |
|
1.2. |
Анализ соответствия структуры расходов по условиям и формам оказания медицинской помощи в Волгоградской области целевой структуре расходов на здравоохранение, определенной на 2018 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р |
11 марта 2013 г. |
министерство здравоохранения Волгоградской области, государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области" |
будут определены направления необходимых изменений, направленных на формирование сбалансированной по видам и условиям оказания медицинской помощи представление в Министерство здравоохранения Российской Федерации результатов анализа соответствия структуры расходов по условиям и формам оказания медицинской помощи в Волгоградской области целевой структуре расходов на здравоохранение, определенной на 2018 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р |
|
1.3. |
Анализ соответствия штатной численности персонала медицинских организаций Волгоградской области порядкам оказания медицинской помощи |
11 марта 2013 г. |
министерство здравоохранения Волгоградской области, государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области" |
будет определен дефицит (избыток) работников в штате медицинских организаций с точки зрения соответствия порядкам оказания медицинской помощи представление в Министерство здравоохранения Российской Федерации результатов анализа соответствия штатной численности персонала медицинских организаций Волгоградской области порядкам оказания медицинской помощи |
|
1.4. |
Анализ соответствия материально-технического оснащения медицинских организаций Волгоградской области порядкам оказания медицинской помощи |
20 марта 2013 г. |
министерство здравоохранения Волгоградской области, государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области" |
будет определен дефицит (избыток) материально-технического оснащения медицинских организаций с точки зрения соответствия порядкам оказания медицинской помощи представление в Министерство здравоохранения Российской Федерации результатов анализа соответствия материально-технического оснащения медицинских организаций Волгоградской области порядкам оказания медицинской помощи |
|
1.5. |
Анализ соответствия нормативов обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями стандартам оказания медицинской помощи |
20 марта 2013 г. |
министерство здравоохранения Волгоградской области, государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области" |
будет выявлена потребность в обеспечении льготных категорий граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями представление в Министерство здравоохранения Российской Федерации результатов анализа соответствия нормативов обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями стандартам оказания медицинской помощи |
|
1.6. |
Разработка региональной концепции развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения |
01 апреля 2013 г. |
министерство здравоохранения Волгоградской области, министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области |
утверждение региональной концепции развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, результатом реализации которой должно стать привлечение негосударственных организаций к оказанию медицинской помощи, в соответствии с моделью ресурсного обеспечения системы здравоохранения Волгоградской области |
|
1.7. |
Формирование модели ресурсного обеспечения системы здравоохранения Волгоградской области |
01 апреля 2013 г. |
министерство здравоохранения Волгоградской области, министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области, государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области" |
модель ресурсного обеспечения системы здравоохранения Волгоградской области с указанием всех источников финансирования, в том числе внебюджетных структура финансирования оказания медицинской помощи, а также обеспечения населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями для льготных категорий граждан с указанием всех источников финансирования, в том числе внебюджетных, по видам и объемам медицинской помощи. Внедрение эффективных способов оплаты медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий |
|
1.8. |
Разработка программы развития здравоохранения Волгоградской области с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" |
01 мая 2013 г. |
министерство здравоохранения Волгоградской области, государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области" |
утверждение программы развития здравоохранения Волгоградской области до 2020 года, направленной на повышение структурной эффективности, учитывающей региональную структуру заболеваемости и смертности населения, а также состояние инфраструктуры учреждений здравоохранения. Программа развития здравоохранения Волгоградской области будет составлена с учетом раздела IV методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий ("дорожных карт") субъектов Российской Федерации "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 1706 мероприятия программы направлены на оптимизацию структуры оказания медицинской помощи и будут способствовать привлечению средств на повышение заработной платы медицинских работников. |
|
2. Формирование эффективной системы управления оказанием медицинской помощи в медицинских организациях Волгоградской области | |||||
2.1 |
Разработка и утверждение на основе методических рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации показателей эффективности деятельности государственных медицинских организаций Волгоградской области, их руководителей и работников |
02 декабря 2013 г. |
министерство здравоохранения Волгоградской области, министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области |
построение системы оценки деятельности медицинских организаций, их руководителей и работников, основанной на единых принципах |
|
2.2. |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских работников |
ежегодно |
министерство здравоохранения Волгоградской области |
создание условий для соответствия квалификации медицинских работников профессиональным стандартам |
|
2.3. |
Заключение трудовых договоров (дополнительных) соглашений с руководителями государственных и муниципальных медицинских организаций на основе типовой формы, утверждаемой Правительством Российской Федерации, в соответствии со статьей 275 Трудового кодекса Российской Федерации |
02 декабря 2013 г. |
министерство здравоохранения Волгоградской области |
создание условий для повышения эффективности работы административно-управленческого персонала |
|
2.4. |
Обучение руководителей (ответственных работников) по переводу на "эффективный контракт" работников медицинских организаций |
02 декабря 2013 г. |
министерство здравоохранения Волгоградской области |
создание условий для перевода медицинских работников на "эффективный контракт" |
|
2.5. |
Обеспечение перевода работников государственных и муниципальных медицинских организаций на "эффективный контракт" |
ежегодно |
министерство здравоохранения Волгоградской области |
создание условий для перевода медицинских работников на "эффективный контракт" |
|
2.6. |
Обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала медицинских организаций, оптимизация расходов на административно-управленческий персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов |
ежегодно |
министерство здравоохранения Волгоградской области, министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области |
создание условий для повышения эффективности работы административно-управленческого персонала |
|
3. Реализация государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" в Волгоградской области | |||||
3.1. |
Мероприятия по проведению организационных изменений в структуре медицинских организаций Волгоградской области в соответствии с утвержденной программой развития здравоохранения Волгоградской области до 2020 года |
2013-2015 годы |
министерство здравоохранения Волгоградской области, государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области" |
реализация структурных преобразований системы оказания медицинской помощи в части организационных изменений в структуре медицинских организаций Волгоградской области, направленная на повышение эффективности системы здравоохранения в соответствии с утвержденной программой развития здравоохранения Волгоградской области до 2020 года |
|
3.2. |
Координация работы органов местного самоуправления и руководителей государственных медицинских организаций по достижению целевых показателей и индикаторов развития здравоохранения |
ежегодно |
министерство здравоохранения Волгоградской области, министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области |
достижение целевых показателей и индикаторов развития здравоохранения Волгоградской области |
|
3.3. |
Мониторинг мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере здравоохранения |
ежегодно |
министерство здравоохранения Волгоградской области |
выполнение плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Волгоградской области" |
|
3.4. |
Формирование независимой оценки качества работы медицинских организаций, включая критерии эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности |
ежегодно |
министерство здравоохранения Волгоградской области, министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области |
реализация мероприятия повысит информированность потребителей о качестве медицинских услуг и стимулирует повышение качества работы медицинских организаций |
|
3.5. |
Аккредитация медицинских работников |
с 2016 года |
министерство здравоохранения Волгоградской области |
подтверждение соответствия квалификации и качества работы медицинских работников профессиональным стандартам |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Волгоградской области от 27 марта 2013 г. N 261 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Волгоградской области"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в газете "Волгоградская правда" от 10 апреля 2013 г. N 63
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Волгоградской области от 17 января 2018 г. N 34
Изменения вступают в силу с 17 января 2018 г.
Постановление Губернатора Волгоградской области от 3 мая 2017 г. N 259
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления
Постановление Губернатора Волгоградской области от 9 января 2017 г. N 6
Постановление Губернатора Волгоградской области от 19 октября 2016 г. N 784
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления
Постановление Губернатора Волгоградской области от 23 июля 2015 г. N 660
Постановление Губернатора Волгоградской области от 14 августа 2014 г. N 702
Постановление Губернатора Волгоградской области от 3 декабря 2013 г. N 1247