2. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на заместителя мэра г.Элисты Акугинова В.А.
Председатель Элистинского
городского Собрания |
Р.Бурулов |
Комплексная программа защиты прав потребителей в
г.Элисте на 2003-2006 гг.
(утв. решением Элистинского городского Собрания второго созыва
от 6 марта 2003 г. N 4
Паспорт
Комплексной программы защиты прав потребителей в г.Элисте
на 2003-2006 годы
Наименование Комплексная программа защиты прав потребителей в
Программы г.Элисте на 2003-2006 годы
Заказчик Мэрия города Элисты
Программы
Разработчик Служба мэрии г.Элисты по торговле и защите прав потре-
Программы бителей по согласованию с надзорными органами соот-
ветствующих федеральных структур и общественными пот-
ребительскими организациями
Цель и задачи Обеспечение реализации законодательства по защите прав
Программы потребителей в г.Элисте посредством объединения усилий
органов местного самоуправления, надзорных структур,
правоохранительных органов, общественных организаций
по защите прав потребителей и общественных объединений
продавцов (исполнителей, изготовителей).
Создание в городе эффективного механизма по защите
прав потребителей в условиях рыночных отношений
Исполнители Служба мэрии г.Элисты по торговле и защите прав потре-
мероприятий бителей с участием Калмыцкого центра стандартизации,
Программы сертификации и метрологии, Калмыцкого управления госу-
дарственной инспекции по торговле, качеству и защите
прав потребителей, Центра Госсанэпиднадзора в г.Элис-
те, ФГУ "Станция агрохимической службы "Калмыцкая",
заинтересованных министерств, комитетов и ведомств
Финансовое Программа имеет организационный характер и не требует
обеспечение вложения финансовых средств
Ожидаемый Предотвращение попадания на потребительский рынок го-
результат рода некачественных и опасных товаров (работ, услуг),
от реализации повышение социальной защищенности населения
Программы
Контроль Рассмотрение результатов реализации Программы коорди-
за исполнением национным советом по защите прав потребителей при мэ-
Программы рии г.Элисты один раз в полугодие; ежегодное информи-
рование Элистинского городского Собрания и мэрии
г.Элисты о ходе реализации Программы
Введение
Настоящая Программа разработана в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей", Методическими рекомендациями для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 04.03.99 г. N ГХ/1099, Руководящими принципами по защите интересов потребителей, принятыми Генеральной Ассамблеей ООН N 39 от 09.04.1985 г.
Комплекс программных мероприятий нацелен на обеспечение реализации государственной политики в области защиты прав потребителей.
При разработке Программы учтены предложения территориальных подразделений федеральных контролирующих органов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, общественных потребительских организаций и практика работы Службы по применению Закона РФ "О защите прав потребителей".
Анализ проблемы и обоснование ее решения
Правовая реформа в Российской Федерации осуществляется одновременно с экономическими преобразованиями, поэтому становление российского потребительского рынка происходит в сложных условиях, связанных с кризисными явлениями в экономике, ростом социальной напряженности населения. Получив самостоятельность, хозяйствующие субъекты потребительского рынка не смогли добросовестно организовать предпринимательскую и коммерческую деятельность и обеспечить рынок качественными и безопасными товарами (работами, услугами).
Анализ ситуации показывает, что количество обращений граждан в мэрию г.Элисты по вопросам нарушения их прав как потребителей с 2000 года по 2002 год возросло в два раза и составило в 2002 году около 400. Наибольшее количество жалоб связано с нарушением прав потребителей в сфере торговли (50%) и бытового обслуживания населения (25%). Остальные жалобы приходятся на услуги жилищно-коммунального хозяйства, связи, транспорта, туристических фирм, финансовых организаций, медицинских учреждений и др.
Рост обращений указывает на низкое качество товаров (работ, услуг) на потребительском рынке города, предоставление потребителям ненадлежащей информации и нежелание хозяйствующих субъектов рассматривать жалобы граждан в соответствии с действующим законодательством. Вместе с тем, это свидетельствует о недостаточной согласованности деятельности органов, осуществляющих защиту прав потребителей на территории города. Поэтому изменение положения потребителей на рынке товаров (работ, услуг) возможно при условии координации действий органов государственного контроля, местного самоуправления и общественных потребительских объединений.
Социально-экономический эффект реализации Программы будет выражаться в снижении социальной напряженности населения, усилении его защищенности (возмещение убытков), предотвращении попадания на потребительский рынок опасных и недоброкачественных товаров (работ, услуг). Кроме того, реализация Программы позволит в перспективе повысить правосознание субъектов потребительского рынка, что в свою очередь будет способствовать установлению цивилизованных рыночных отношений.
Цель Программы
Обеспечение эффективной реализации законодательства по защите прав потребителей на территории города посредством объединения усилий органов местного самоуправления, контролирующих, правоохранительных органов, общественных объединений потребителей и добровольных союзов продавцов, исполнителей, изготовителей.
Основные задачи Программы
Основными задачами настоящей Программы являются:
- создание единой системы защиты прав потребителей;
- выработка и реализация мер по предотвращению поступления на потребительский рынок опасных и некачественных товаров (работ, услуг);
- организация правовой защиты потребителей;
- просветительская деятельность в области защиты прав потребителей;
- оперативное информирование населения об опасных и недоброкачественных товарах (работах, услугах), а также фактах нанесения вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя.
Мероприятия по реализации Комплексной программы защиты прав
потребителей в городе Элисте на 2003-2006 годы
N п/п |
Наименование мероприятий | Исполнители | Срок исполнения |
I. Создание единой системы защиты прав потребителей
1. Создание координационного совета по за- 1 полугодие
щите прав потребителей при мэрии г.Элис- 2003 г.
ты
1.1. Разработка и утверждение планов совмест- Служба мэрии г.Элисты по 1 раз в квартал
ных мероприятий и участие в их реализа- торговле и защите прав
ции потребителей (далее -
СТЗПП)
1.2. Подготовка предложений по совершенство- 2003-2006 гг.
ванию системы защиты прав потребителей в
городе
1.3. Подготовка и рассмотрение проектов нор- 2003-2006 гг.
мативных актов органов местного самоуп-
равления, затрагивающих интересы и за-
конные права потребителей
2. Согласование правовых актов, разрабаты- СТЗПП 2003-2006 гг.
ваемых и принимаемых Элистинским городс-
ким Собранием и мэрией города, затраги-
вающих интересы и законные права потре-
бителей
3. Принятие мер по обеспечению защиты прав СТЗПП Постоянно
потребителей в г.Элисте, т.е. по месту
нарушения права потребителя или по месту
его проживания
4. Поддержка общественных потребительских СТЗПП Постоянно
организаций, оказание им помощи методи-
ческого и консультативного характера
4.1. Осуществление совместной деятельности по СТЗПП Постоянно
обмену информацией, затрагивающей потре-
бительский рынок города и влияющей на
защиту законных прав и интересов потре-
бителей
5. Взаимодействие с добровольными союзами СТЗПП, общественные ор- Постоянно
продавцов (исполнителей, изготовителей) ганизации (союзы) про-
с целью предотвращения конфликтных мето- давцов (исполнителей,
дов работы с потребителями изготовителей)
6. Проведение семинаров по вопросам защиты СТЗПП, ФГУ "Калмыцкий В соответствии с
прав потребителей для руководителей центр стандартизации, координац-м пла-
предприятий торговли, общественного пи- сертификации и метроло- ном
тания, бытового обслуживания и др. гии" (далее - ЦСМ), Уп-
предприятий, оказывающих платные услуги равление Госторгинспек-
населению ции РК по торговле, ка-
честву товаров, работ и
услуг и защите прав пот-
ребителей (далее - Уп-
равление госторгинспек-
ции)
II. Организация контроля за безопасностью и качеством товаров (работ, услуг)
1. Обеспечение контроля за: Члены координационного В соответствии с
- качеством реализуемых товаров (работ, совета координацион-м
услуг), их безопасностью для жизни, планом
здоровья, имущества потребителей и ок-
ружающей среды;
- предоставлением достоверной и полной
информации о товарах (работах, услу-
гах), на импортных товарах информации
на русском языке;
- состоянием весоизмерительного оборудо-
вания;
- санитарным состоянием в предприятиях
торговли, общественного питания, быто-
вого обслуживания и других предприяти-
ях, оказывающих платные услуги населе-
нию, независимо от формы собственности
2. Осуществление контроля за применением СТЗПП, общественные пот- В соответствии с
контрольно-кассовых аппаратов при осу- ребительские организа- координацион-м
ществлении денежных расчетов с населени- ции, по согласованию: планом
ем хозяйствующими субъектами ИМНС РФ в РК по г.Элис-
те, Управление госторг-
инспекции
3. Проведение проверок аптек всех форм СТЗПП, Контрольно-анали- 1 раз в год
собственности с целью осуществ-я контро- тическая лаборатория ЛС
ля за порядком их работы с наркотически- Министерства здравоохра-
ми, психотропными, сильнодействующими и нения РК
ядовитыми веществами
4. Осуществление мер по упорядочению реали- ГОВД г.Элисты, СТЗПП, Постоянно
зации алкогольной продукции, исключения Центр Госсанэпиднадзо-
из оборота фальсифицированной алкоголь- ра, ИМНС РФ в РК по
ной продукции г.Элисте
5. Осуществ-е контроля за наличием докумен- ФГУ "Станция агрохими- 2 раза в год
тов, подтверждающих качество и безопас- ческой службы", ветери-
ность сельскохозяйственной и растение- нарная станция г.Элисты,
водческой продукции СТЗПП
6. Осуществление меропр-й по упорядочению СТЗПП, Центр Госсанэпид- 1 раз
организации работы рынков в соответствии надзора в г.Элисте в полугодие
с Положением об организации торговли на
рынках г.Элисты
7. Осуществление контроля за наличием у хо- Члены координационного В соответствии с
зяйствующих субъектов потребительского совета координацион-м
рынка сертификатов на товары (работы, планом
услуги), наличием информации об их соот-
ветствии требованиям безопасности
8. Проведение анализа договоров, заключае- СТЗПП по согласованию ТУ постоянно
мых потребит-ми с продавцами (исполните- МАП по Волгогр-й области
лями, с изготовителями) при приобретении и Республике Калмыкия
товаров (работ, услуг) в целях выявления (далее - ТУ МАП)
условий, ущемляющих права потребителей
9. Содействие в проведении независимой экс- СТЗПП постоянно
пертизы для потребителей по определению:
- дефектов товара, отнесению их к су-
щественным или несущественным;
- возможности или невозможности исполь-
зования товара (работы, услуги) в со-
ответствии с его целевым назначением;
- соответствия товаров (работ, услуг)
требованиям стандартов, условиям дого-
вора;
- причины образования дефекта и т.д.
10. Содействие внедрению системы сертифика- СТЗПП, ЦСМ постоянно
ции услуг в соответствии с принимаемыми
нормативными актами:
- услуг парикмахерских;
- услуг торговли;
- других услуг, подлежащих обязательной
сертификации
III. Организация правовой защиты потребителей
1. Принятие мер по прекращению нарушений Члены координационного По мере необхо-
прав потребителей посредством: совета димости
- консультаций продавцов (исполнителей,
изготовителей);
- направления предупредительных писем
для устранения нарушений в доброволь-
ном (досудебном) порядке;
- приостановления или прекращения реали-
зации товаров (работ, услуг) без дос-
товерной или достаточной информации о
них, без сроков годности и сроков
службы или с просроченными сроками
годности;
- применения норм администр-ого воздейс-
твия;
- предъявления исков в суды в случаях
нарушений продавцами (изготовителями);
- предъявления исков в суды о ликвидации
(прекращении деятельности) продавца
(изготовителя, исполнителя) в случае
неоднократных нарушений прав потреби-
телей
2. Организация досудебной защиты прав пот- СТЗПП постоянно
ребителей:
- консультирование потребителей;
- рассмотрение их жалоб;
- направление материалов о нарушении
прав потребителей в лицензирующие ор-
ганы для приостановления действия ли-
цензии или ее аннулировании;
- оказание помощи потребителям в подго-
товке исковых заявлений в судебные ор-
ганы
3. Организация судебной защиты прав потре- СТЗПП, ТУ МАП (по согла- постоянно
бителей: сованию)
- предъявление исков в защиту прав пот-
ребителей (неопределенного круга пот-
ребителей);
- представление заключ-й по потребит.
делам;
- участие в судебных процессах
IV. Информационно-просветительская деятельность
1. Развитие инф.-издательской деятельности: СТЗПП, потребительские постоянно
- ведение рубрики "Азбука потребителя" организации, ТУ МАП (по
на радио Калмыкии; согласованию)
- проведение пресс-конференций, привле-
чение радио, телевидения к освещению
деятельности органов по защите прав
потребителей
2. Информирование потребителей через СМИ: СТЗПП, по согласованию: постоянно
- о потребительских и эксплуатационных ТУ МАП, ЦСМ, управление
свойствах товаров и услуг; госторгинспекции
- разъяснение обозначений на маркиров-
ках, этикетках и в сопроводительной
документации к товарам;
- распространение сведений о государс-
твенных стандартах на потребительскую
продукцию, основаниях отнесения ее к
нестандартной
3. Проведение городских конкурсов на знание СТЗПП, отдел образования ежегодно
потребительского законодательства среди
старшеклассников и учащихся средних про-
фессиональных заведений (за счет спон-
сорских средств)
Контроль за ходом Программы:
- обсуждение результатов реализации Программы координационным
советом по защите прав потребителей при мэрии г.Элисты;
- подготовка ежегодной информации о реализации Программы в
Элистинское городское Собрание и мэрию г.Элисты;
- освещение хода подготовки, принятия и выполнения Программы в СМИ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Элистинского городского Собрания Республики Калмыкия второго созыва от 6 марта 2003 г. N 4 "Об утверждении Комплексной программы защиты прав потребителей в г.Элисте на 2003-2006 гг."
Текст решения опубликован в газете "Элистинские новости" от 18 марта 2003 г. N 34