Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу МОК и Н РК
N 178 от 11 февраля 2010 г.
Стандарт качества предоставления бюджетных услуг по организации библиотечного обслуживания населения
1. Услуги и потребители
1.1. Бюджетные услуги по организации библиотечного обслуживания населения Республики Калмыкия, в том числе детского и юношеского возраста, людей с ограниченными возможностями (слепых и слабовидящих) предоставляет Национальная библиотека им. А.М. Амур-Санана (далее именуется - библиотека). Библиотека является центральной библиотекой Республики Калмыкия, главным хранилищем произведений печати и иных информационных ресурсов, научно-исследовательским учреждением по библиотековедению, библиографоведению и книговедению; методическим, координационным, научно-информационным, культурно-просветительским и образовательным центром республиканского значения. Выполняет функции Республиканской Книжной Палаты, осуществляет депозитарное хранение краеведческих документов и местных изданий.
Библиотека предоставляет услуги по удовлетворению информационных, научных, социальных, культурных, образовательных, интеллектуальных потребностей граждан, которым гарантируется обслуживание и получение документов на государственных языках Республики Калмыкия.
1.2. Получателями бюджетной услуги являются: физические лица, в том числе несовершеннолетние до 16 лет, а также лица, не имеющие возможности посещать библиотеку в обычном режиме: инвалиды, престарелые, юридические лица и другие.
1.3. Пользователи государственной библиотеки в соответствии с "Правилами пользования библиотекой" имеют право на бесплатное получение следующих библиотечных услуг:
- предоставление информации о наличии в библиотеке конкретного документа;
- оформление процедуры регистрации (записи) и перерегистрации читателя библиотеки;
- предоставление доступа к системе бумажных и электронных каталогов и картотек для получения полной информации о составе фондов библиотеки;
- оказание консультационной помощи при выборе источника информации;
- выдача документов из фондов библиотеки во временное пользование в читальном зале или на абонементе;
- предоставление читателям времени для работы с информацией на компьютере, в сети Интернет;
- другие бесплатные услуги в соответствии с уставом библиотеки.
Пользователи специального отдела библиотеки для слепых дополнительно имеют право на:
- помощь библиотекаря-чтеца в читальном зале библиотеки;
- услуги надомного абонемента (библиотечное обслуживание пользователей, не имеющих возможность посещать библиотек в силу преклонного возраста, ограниченных возможностей жизнедеятельности), включающее в себя доставку заказанных документов транспортом библиотеки на дом пользователю.
1.4. На платной основе могут предоставляться дополнительные услуги:
- частичное копирование книг, брошюр, периодических изданий, журналов на бумажных или электронных носителях;
- тиражирование информационных, методических материалов библиотеки на бумажных носителях;
- выполнение справок и обработка информации по запросам пользователей;
- полиграфические услуги;
- электронное тестирование;
- другие платные услуги в соответствии с уставом библиотеки.
Копирование документов должно осуществляться с соблюдением требований законодательства РФ об охране интеллектуальной собственности.
Услуги могут предоставляться как бесплатно, так и за определенную плату. Перечень дополнительных платных услуг библиотеки, порядок и стоимость их предоставления должны быть утверждены директором библиотеки по согласованию с учредителем, включены в правила пользования библиотекой и доведены до сведения пользователей.
1.5. Стандартные процедуры библиотечного обслуживания осуществляются с учетом индивидуальных особенностей возраста и состояния здоровья пользователя. При необходимости сотрудник библиотеки устно знакомит пользователя с правилами пользования библиотекой и другой необходимой информацией, заполняет читательский формуляр, знакомит с фондами библиотеки, обучает пользованию каталогами и картотеками.
1.6. В целях содействия повышению качества библиотечного, информационного и справочного обслуживания на всей территории Республики Калмыкия "Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана" осуществляет следующие виды деятельности:
- проводит научные, социологические и маркетинговые исследования в области библиотечного дела и информационных потребностей населения;
- оказывает консалтинговые услуги библиотекам других ведомств и библиотекам муниципальных образований;
- разрабатывает, тиражирует и распространяет методические материалы по вопросам библиотечной деятельности;
- организует и проводит семинары, стажировки, практикумы, конференции;
- консультации, конкурсы профессионального мастерства для муниципальных библиотек;
- участвует в социально значимых проектах.
Результатом предоставления услуги служит содействие в получении полного объема необходимой информации.
2. Условия предоставления услуг
2.1. Имеющийся в библиотеке справочно-поисковый аппарат должен обеспечивать оперативность получения интересующей пользователя информации, а также возможность ее получения из различных источников. В случае отсутствия возможности удовлетворения запроса на конкретный документ без ожидания осуществляется постановка на очередь или обслуживание по межбиблиотечному абонементу, срок ожидания - не более 1 месяца.
2.2. Качество библиотечного обслуживания обеспечивается путем постоянного пополнения библиотечного фонда - не менее 6000 экземпляров документов в год.
2.3. Фонды филиала детской библиотеки должны содержать достаточное количество учебной, научно-популярной литературы, литературы для внеклассного чтения и чтения в соответствии с образовательной программой.
2.4. Библиотечное обслуживание слепых и слабовидящих должно обеспечивать получение ими документов на специальных носителях информации: "говорящая книга", книги с рельефно-точечным шрифтом (брайлевский шрифт), крупношрифтовые книги, плоскопечатные издания. Книжный фонд библиотеки для слепых включает в себя издания по тифлологии и дефектологии для специалистов, работающих с населением с ограниченными жизненными возможностями.
2.5. Обеспечение сохранности библиотечных фондов должно быть достигнуто путем обеспечения нормативного режима хранения, реставрации и консервации библиотечных фондов, создания страхового фонда документов библиотек и регистра страховых микрофильмов, перевода ценных и редких изданий на электронные носители. В целях сохранности библиотечного фонда возможно установление санкций за утерю или порчу экземпляров библиотечного фонда для пользователей.
2.6. Содействие в сохранности редких изданий, имеющихся в фондах особо значимых изданий и коллекций, отнесенных к книжным памятникам, возможность доступа к ним населения должны обеспечиваться своевременным их учетом в сводных каталогах, регистрацией их как части культурного достояния.
2.8. Предоставление информации пользователям библиотеки о составе библиотечного фонда осуществляется в течение всего рабочего дня.
2.9. На оказание справочной и консультационной помощи пользователям библиотеки в поиске и выборе источника информации отводится в среднем 20 минут на одну услугу.
2.10. На обслуживание одного пользователя библиотеки отводится в среднем 15 минут (отдел библиотеки для слепых - 30 минут).
2.11. Предоставление во временное пользование любого документа из библиотечного фонда по абонементу производится на срок от 15 до 30 дней, в читальном зале - в течение рабочего дня в соответствии с режимом работы библиотеки.
2.12. Основанием для отказа в оказании бюджетной услуги по обеспечению доступа граждан к государственным библиотечным фондам может быть нарушение правил пользования библиотекой.
2.13. Порядок подачи, регистрации и рассмотрения жалоб на качество бюджетной услуги осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения и обращения граждан Российской Федерации".
3. Материально-техническая база, санитарно-гигиенические нормы и требования безопасности
3.1. Здание библиотеки должно быть удобно расположено с учетом доступности на общественном транспорте. Табличка с информацией о режиме работы библиотеки и номером телефона для справок должна располагаться на видном месте у входа в библиотеку.
3.2. Библиотеки должны иметь специальные приспособления и устройства для доступа пользователей с ограниченными возможностями (пандусы, подъемники, перила, держатели, ограждения, специальные лифты, туалеты и пр.).
3.3. Все помещения для пользователей должны быть оснащены системой указателей, обязательно наличие указателей "Пожарный выход". В отделе библиотеки для слепых вся информация для пользователей, указатели и таблички справочно-навигационной системы должны быть дублированы рельефно-точечным шрифтом.
3.4. В библиотеке должны размещаться информационные уголки, содержащие сведения о графике работы, бесплатных и платных услугах, требования к получателю услуги, правила пользования библиотеками, порядок работы с обращениями и жалобами граждан, прейскурант платных услуг, календарный план мероприятий, контактная информация.
3.5. По требованию посетителей им должны быть предоставлены для ознакомления устав библиотеки, информация о деятельности библиотеки по формированию и использованию фондов, информация о должностных обязанностях сотрудников и их квалификации.
3.6. Библиотеки должны быть обеспечены санитарно-бытовыми и административно-хозяйственными помещениями (регистратура, гардероб, туалетная комната), укомплектованы необходимой мебелью и техническими средствами. Наличие автоматизированных рабочих мест для сотрудников и пользователей в библиотеке обязательно.
Нумерация пунктов раздела 3 настоящего приложения приводится в соответствии с источником
3.6. Помещения библиотеки должны быть обеспечены средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью. Мебель и оборудование должны быть удобными, функциональными, надежными, эстетичными, соответствовать требованиям эргономики и дизайна.
3.7. Помещения, оборудование и мебель для детских и юношеских библиотек должны удовлетворять возрастным особенностям посетителей.
3.8. Отдел библиотеки для слепых должен быть оснащен специальными адаптированными техническими средствами для слепых и слабовидящих (читающие комплексы, адаптированное компьютерное оборудование, тифломагнитофоны, CD-плейеры, увеличивающие устройства для чтения текста, звуковые сигнализаторы и т.д.), а также иметь возможность для репродуцирования плоскопечатной литературы в специальные форматы. Помещения библиотеки должны иметь достаточную площадь, максимально адаптированную для инвалидов по зрению.
3.9. Читальные залы должны обеспечивать условия для научной, образовательной деятельности посетителей, для проведения мероприятий и соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, а также обеспечивать удобство пользователя.
3.10. Для читальных залов устанавливаются следующие стандарты: на 1000 томов - 10 кв. метров площади; число посадочных мест в читальных залах для просмотра документов, кроме периодических и специальных, определяется из расчета 2,5 кв. метра на одно место, число посадочных мест для просмотра периодической печати - из расчета 3 кв. метра на одно место; для просмотра аудио-, видеодокументов - из расчета 4 кв. метра на одно место.
3.11. Для абонемента устанавливаются следующие стандарты:
- на 1000 томов - площади для фонда открытого доступа,
- для размещения абонемента с закрытым доступом - на 1000 томов площади,
- число посадочных мест для просмотра периодической печати устанавливается из расчета на одно место,
- число посадочных мест для просмотра документов определяется из расчета на одно место,
- служебные помещения должны составлять не менее 20% от читательской зоны.
3.12. В библиотеке обеспечиваются санитарно-гигиенические нормы содержания библиотечных помещений и обслуживания пользователей (температурный режим - не менее +18 градусов, относительная влажность воздуха - 55 процентов). Помещения библиотеки должны быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (запыленность, загазованность, шум, вибрация и т.д.)
3.13. Помещения библиотеки должны быть оснащены средствами пожарной безопасности, охраны, отвечать требованиям безопасности труда.
4. Требования к персоналу
4.1. Структура и штатное расписание библиотеки устанавливается с учетом объемов и сложности выполняемых работ, межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках, а также выделяемых бюджетных средств.
4.2. Каждый сотрудник учреждения должен иметь образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, соответствующими возложенным на него обязанностям. Квалификация сотрудников должна быть подтверждена регулярным прохождением обучения на курсах переподготовки, повышения квалификации или в иных формах, а также регулярным проведением аттестации сотрудников в установленном порядке. У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
Критерии и показатели качества услуг библиотеки
N |
Критерии |
Индикаторы |
Условие |
Баллы |
1. |
Выполнение плановых показателей: |
Число читателей книговыдача |
Не менее 40 тыс. чел. Не менее 800 тыс. экз. |
10 |
2. |
Число посещений |
Кол-во посещений библиотеки в год |
220 тыс. |
10 |
3. |
Кол-во проведенных мероприятий |
|
Не менее 70 |
10 |
4. |
Поступление библиотечного фонда |
Кол-во экземпляров |
6000 |
10 |
5. |
Работа с социально-незащищенной категорией населения |
Кол-во читателей из социально незащищенной категории населения |
300 |
15 |
6. |
Повышение квалификации работников, участие в работе семинаров на конференциях и т.п. |
Кол-во работников в год |
10 |
15 |
7. |
Разработка и внедрение республиканских программ и конкурсов |
Кол-во проектов |
2 |
10 |
8. |
Методическая работа: Разработка и издание методических пособий; Проведение семинаров, тренингов; Выезды в муниципальные библиотеки |
Кол-во пособий Кол-во семинаров, тренингов Кол-во выездов |
36 4 15 |
10 |
9. |
Научно-методическая работа (исследования, мониторинг библиотечной деятельности) |
Кол-во изданных материалов исследований |
1 |
10 |
|
|
|
Итого: |
100 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.