В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 04 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", областным законом от 19 октября 2006 года N 250-внеоч.-ОЗ "О физической культуре и спорте в Архангельской области" и пунктом 6 поручения Губернатора Архангельской области от 24 января 2014 года Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области на 2015-2020 годы.
2. Министерству по делам молодежи и спорту Архангельской области совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Архангельской области в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления разработать и утвердить план мероприятий по реализации Концепции развития детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области на 2015-2020 годы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области разработать меры по содействию развитию детско-юношеского и школьного спорта с учетом положений Концепции развития детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области на 2015-2020 годы.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Архангельской области |
И.А. Орлов |
Концепция
развития детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области на 2015-2020 годы
(утв. постановлением Правительства Архангельской области от 29 декабря 2014 г. N 611-пп)
Концепция развития детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области на 2015-2020 годы (далее - Концепция), разработанная в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 04 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и областным законом от 19 октября 2006 года N 250-внеоч.-ОЗ "О физической культуре и спорте в Архангельской области", представляет собой систему взглядов, подходов, принципов и приоритетов Архангельской области по развитию детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области.
Концепция определяет ключевые ориентиры для исполнительных органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее соответственно - исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления) и общественных объединений, иных организаций спортивной направленности при решении вопросов, касающихся укрепления системы физического воспитания и развития детско-юношеского и школьного спорта, формирования здорового образа жизни детей и подростков.
Правовой основой разработки Концепции являются:
Федеральный закон от 04 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2009 года N 1101-р;
областной закон от 19 октября 2006 года N 250-внеоч.-ОЗ "О физической культуре и спорте в Архангельской области".
I. Общие положения
Детско-юношеский спорт - спортивные занятия девочек и мальчиков (лиц, не достигших возраста 14 лет) (далее - дети), девушек и юношей (лиц, не достигших возраста 18 лет) (далее - подростки).
Школьный спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в общеобразовательных организациях, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.
Система физического воспитания - совокупность учебно-тренировочного процесса по программам и государственным образовательным стандартам различного уровня и направленности, сети реализующих организаций независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов органов.
Субъекты детско-юношеского и школьного спорта:
образовательные организации;
организации дополнительного образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта: детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские спортивно-адаптивные школы;
специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва;
центры спортивной подготовки;
спортивные клубы по месту жительства;
спортивные клубы при общеобразовательных организациях;
спортивные федерации по видам спорта;
общероссийская общественная организация "Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями", общероссийская общественная организация "Всероссийское общество инвалидов", общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих", общероссийская общественная организация "Всероссийская Федерация спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата", общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация "Федерация спорта слепых", общероссийская спортивная федерация спорта глухих, общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью "Специальная Олимпиада России", общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация "Всероссийская федерация школьного спорта";
медицинские организации.
II. Цели, задачи и основные принципы развития детско-юношеского и школьного спорта
Целью развития детско-юношеского и школьного спорта является физическое и нравственное воспитание, укрепление здоровья детей, подростков путем совершенствования системы физического воспитания в образовательных организациях, развития инфраструктуры детско-юношеского и школьного спорта и детско-юношеского адаптивного спорта и приобщения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также создания необходимых условий для самореализации спортивно одаренных детей и подростков.
Основными задачами в сфере развития детско-юношеского и школьного спорта являются:
совершенствование мер поддержки развития детско-юношеского и школьного спорта, детско-юношеского адаптивного спорта;
совершенствование системы физического воспитания в образовательных организациях и по месту жительства (создание спортивных клубов);
содействие деятельности физкультурно-спортивных организаций в области детско-юношеского и школьного спорта;
повышение качества работы детско-юношеских спортивных школ (неукоснительное выполнение федеральных стандартов спортивной подготовки);
развитие системы государственных учреждений спортивной подготовки для спортивно-одаренных детей и подростков;
создание необходимых условий для обеспечения подготовки спортивного резерва;
повышение эффективности обязательных уроков физической культуры посредством придания им целевой направленности учебно-тренировочного процесса на овладение техническими элементами игровых видов спорта, развитие физических качеств, подготовку к соревновательной деятельности;
развитие сети доступных спортивных сооружений для детей и подростков;
укрепление материально-технической базы, обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием общеобразовательных организаций, детско-юношеских школ, спортивных клубов;
подготовка кадров по реализации комплекса мер в области детско-юношеского и школьного спорта, детско-юношеского адаптивного спорта;
реализация всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО;
профилактика беспризорности и правонарушений детей и подростков.
Реализация Концепции основывается на следующих принципах:
взаимодействие исполнительной органов государственной власти, органов законодательной власти всех уровней, организаций и общественных объединений спортивной направленности, подготовка правовой базы для осуществления данного взаимодействия, единого понимания целей и задач в вопросах развития детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области;
доступность занятий физической культурой и спортом для всех категорий детей и подростков;
массовость физической культуры (реализация принципа "спорт для всех");
использование современных технологий, научно-исследовательских разработок при планировании и реализации комплекса мер;
сохранение и укрепление здоровья детей и подростков при занятиях физической культурой и спортом;
проведение систематического мониторинга эффективности реализации Концепции и возможность корректировки программ.
III. Основные направления деятельности по развитию детско-юношеского и школьного спорта
Приоритетными направлениями в развитии детско-юношеского и школьного спорта являются:
развитие физической культуры и массового детско-юношеского спорта;
развитие системы подготовки спортивного резерва,
развитие школьного спорта.
Для обеспечения равных условий для занятий физической культурой и спортом необходимо особое внимание обратить на следующие группы населения:
на детей дошкольного возраста, так как не все дети посещают дошкольные образовательные организации, а государственные стандарты по видам спорта разрешают заниматься данным видом спорта только со школьного возраста;
на детей и подростков с ограниченными возможностями и имеющих инвалидность;
на детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей из малообеспеченных семей (состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних);
на детей и подростков, имеющих особые успехи в обучении и спорте.
Программы, ориентированные на указанные группы населения, должны отражать специфику группы, учитывать современные методики и технологии, позволяющие осуществлять полноценное физическое воспитание.
Приоритетные направления должны быть отражены в муниципальных и иных программах развития детско-юношеского и школьного спорта также с учетом имеющихся специфики и возможностей муниципальных образований Архангельской области.
Целевые индикаторы и показатели по основным направлениям Концепции развития детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области на 2015-2020 годы приведены в приложении к настоящей Концепции.
IV. Состояние детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области
Численность детей в Архангельской области в возрасте до 18 лет составила на 1 января 2014 года 182 326 человек, или 15,2 процента от общей численности населения Архангельской области.
В Архангельской области не менее 60 процентов молодежи имеют нарушения здоровья. Более 80 процентов населения Архангельской области, в том числе 40 процентов молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом.
Результаты мониторинга состояния здоровья обучающихся позволяют сделать вывод о том, что 53 процента обучающихся имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания, лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных организаций могут быть отнесены к категории здоровых.
Важными факторами, негативно влияющими на формирование здоровья детей и рост заболеваемости, являются низкая двигательная активность и неэффективное физическое воспитание детей, в том числе с отклонениями в состоянии здоровья. Уроки физической культуры не компенсируют недостаточность двигательной активности обучающихся. Низкая физическая активность, по данным исследований, выявляется у 80 процентов обучающихся общеобразовательных организаций, что способствует росту числа заболеваний сердечно-сосудистой системы, формированию патологии костно-мышечной системы, увеличению травматизма.
Во многом этих негативных последствий можно избежать, если эффективно и целенаправленно осуществлять внедрение физической культуры и спорта в образ жизни детей, подростков и молодежи.
В настоящее время отмечается недостаточное количество спортивных школ, подростковых и детско-юношеских клубов физической подготовки, спортивных клубов в общеобразовательных организациях и по месту жительства.
В системе подготовки спортивного резерва в Архангельской области насчитывается 63 учреждения спортивной направленности, 23 из которых - детско-юношеские спортивные школы, в которых занимается 38 496 тыс. человек по 46 видам спорта, в том числе 27 олимпийским. В подготовке юных спортсменов задействовано 809 тренеров-преподавателей.
В 2013 году количество детей и подростков в возрасте 6-15 лет, регулярно занимающихся спортом, составило 35,9 процента от указанной категории жителей Архангельской области. Социальный норматив охвата занимающихся в детских и юношеских спортивных школах, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 июля 1996 года N 1063-р, составляет 20 процентов.
Вместе с тем необходимо отметить, что за последние годы наблюдается устойчивый прогресс в сфере развития детско-юношеского спорта.
Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года N 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)" определена задача дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 года N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования", в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных организаций всех видов и типов вводится третий час физической культуры.
Несмотря на положительные моменты в организации массового детско-юношеского спорта, детского отдыха и оздоровления, комплекс мер, реализуемых государством и обществом, сохраняется немало проблем, прежде всего связанных:
с отсутствием единой программы действий развития детско-юношеского и школьного спорта, активного отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи;
с обеспеченностью кадрами для организации работы в сфере физической культуры и спорта;
с недостаточно развитой инфраструктурой и обеспечением доступности объектов спорта для всех категорий населения.
Органы местного самоуправления, на которые возложены полномочия в развитии детско-юношеского и школьного спорта, организации активного отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи не имеют достаточного объема бюджетных средств, а материальная база отличается существенной изношенностью. Проблема дефицита финансирования организаций спортивной направленности приводит к росту платных услуг в детско-юношеском спорте, что также снижает возможности детей из социально необеспеченных семей заниматься спортом.
Уровень эффективности спортивных школ по подготовке спортсменов высокого класса зависит от отбора перспективных для занятий спортом детей и подростков, их состояния здоровья, психологической и физической готовности к высоким нагрузкам.
Для более эффективной работы по достижению задач, направленных на укрепление системы физического воспитания и развития детско-юношеского и школьного спорта, необходимо формирование единой системы мер, участниками которой будут органы исполнительной и законодательной власти различных уровней, а также общественность.
V. Развитие физической культуры и массового детско-юношеского и школьного спорта
В Концепции особое внимание уделено развитию детско-юношеского спорта в образовательных организациях.
Во исполнение поручения Губернатора Архангельской области от 24 января 2014 года в части создания на базе образовательных организаций спортивных клубов планируется довести долю образовательных организаций, на базе которых будут созданы клубы, до 100 процентов к 2017 году.
В данном направлении определены следующие приоритеты:
создание условий функционирования детско-юношеских спортивных клубов, детско-юношеских спортивно-адаптивных клубов и спортивных команд на базе общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организациях и других;
создание условий функционирования детско-юношеских спортивных клубов, спортивных клубов образовательных организаций детско-юношеских спортивно-адаптивных клубов и спортивных команд по месту жительства детей и подростков на территории муниципальных образований Архангельской области;
с учетом внедрения третьего урока физической культуры в образовательных организациях обеспечение повышения эффективности обязательных уроков физической культуры посредством придания им целевой направленности учебно-тренировочного процесса на овладение техническими элементами игровых видов спорта, развитие физических качеств, подготовку к соревновательной деятельности;
активное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" на территории Архангельской области;
обеспечение повышения квалификации тренеров-преподавателей не реже одного раза в пять лет для поддержания необходимого профессионального уровня;
укрепление материально-технической базы посредством включения в программы развития образовательных организаций оснащения их современным спортивным инвентарем и оборудованием, а в программы развития муниципальных образований - реконструкции стадионов и спортивных залов образовательных организаций;
организация медицинского обеспечения детей и подростков, занимающихся физкультурой и спортом.
Результатами реализации комплекса мер по развитию физической культуры и массового детско-юношеского и школьного спорта станут:
обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для всех категорий обучающихся;
увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом;
рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости, преступности, а также иных негативных проявлений;
снижение количества обучающихся, освобожденных от занятий физической культурой, и лиц, отнесенных к специальным медицинским группам.
VI. Развитие системы подготовки спортивного резерва
В области развития системы подготовки спортивного резерва определены следующие приоритеты:
создание условий для улучшения качества подготовки спортивного резерва, паралимпийского резерва, сурдлимпийского резерва и резерва Специальной Олимпиады России;
повышение уровня самостоятельности и ответственности за результаты работы организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, и прежде всего муниципальных детско-юношеских спортивных школ;
развитие государственных учреждений спортивной подготовки Архангельской области (центров спортивной подготовки, центров развития адаптивного спорта), создание необходимых условий для профессионального обучения и спортивной подготовки спортивно одаренных детей и молодых людей;
разработка и внедрение механизма по трудоустройству и обязательной отработки (до трех лет) в образовательных организациях, в том числе инклюзивного образования специалистов в области адаптивного спорта, адаптивной физической культуры из числа выпускников института физической культуры, спорта и здоровья федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова";
разработка механизма предоставления государственной поддержки в виде субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на деятельность спортивных школ и других муниципальных учреждений, осуществляющих учебно-тренировочный процесс.
Результатами реализации комплекса мер по развитию системы подготовки спортивного резерва станут:
повышение уровня спортивных результатов в системе подготовки спортивного резерва;
обеспечение непрерывного пополнения спортсменами высокого класса сборных команд Архангельской области по видам спорта;
обеспечение оптимального уровня расходов на финансирование спортивных школ, центров спортивной подготовки и центров развития адаптивного спорта.
VII. Механизмы и основные меры по реализации Концепции
Реализация Концепции предполагает разработку комплекса мероприятий, направленных:
на совершенствование нормативного правового обеспечения детско-юношеского и школьного спорта, принятие необходимых изменений и дополнений в нормативные правовые акты Архангельской области;
на совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для учреждений и организаций детско-юношеского и школьного спорта;
на совершенствование межведомственного взаимодействия по вопросам оказания медицинской помощи при занятиях физической культурой и массовым спортом.
Инструментами реализации Концепции на уровне Архангельской области являются:
государственная программа Архангельской области "Патриотическое воспитание, развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Архангельской области (2014-2020 годы)", утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 19 июля 2013 года N 330-пп;
государственная программа Архангельской области "Развитие образования и науки Архангельской области (2013-2018 годы)", утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года N 463-пп.
На уровне муниципальных образований Архангельской области инструментом реализации Концепции являются муниципальные программы муниципальных образований Архангельской области по развитию физической культуры и спорта.
Реализация Концепции осуществляется министерством по делам молодежи и спорту Архангельской области совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти, а также совместно с органами местного самоуправления.
VIII. Ресурсное обеспечение Концепции
Финансирование реализации Концепции осуществляется за счет средств областного бюджета по государственным программам Архангельской области "Патриотическое воспитание, развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Архангельской области (2014-2020 годы)", "Развитие образования и науки Архангельской области (2013-2018 годы)", за счет местных бюджетов, а также за счет внебюджетных источников.
Приложение
к Концепции развития детско-юношеского
и школьного спорта в Архангельской области
на 2015-2020 годы
Целевые индикаторы и показатели
по основным направлениям Концепции развития детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области на 2015-2020 годы
Основные направления деятельности |
Показатели (индикаторы) |
1 |
2 |
1. Развитие эффективной формы воспитания средствами спорта, включая соревнования и тренировочные нагрузки |
доля детей 6-15 лет, регулярно занимающихся физической культурой и спортом |
2. Создание условий функционирования детско-юношеских спортивных клубов и команд на базе образовательных организаций по месту жительства |
доля образовательных учреждений, имеющих спортивные клубы и команды |
3. Создание многоуровневой и разновариантной системы спортивных соревнований для команд образовательных организаций |
доля образовательных учреждений, участвующих в спартакиадах обучающихся |
4. Укрепление материально-технической базы, обеспеченность инвентарем, наличие квалифицированных педагогических кадров |
доля расходов на развитие учебно-методической и материальной базы детско-юношеского и школьного спорта в учреждении (в процентах от общих затрат на реализацию образовательных программ в динамике по годам); |
количество квалифицированных (имеющих высшее физкультурное образование) кадров, задействованных в системе детско-юношеского и школьного спорта в образовательных организациях | |
5. Развитие сети муниципальных учреждений, осуществляющих организацию физкультурно-спортивной, туристской работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства |
количество учреждений, осуществляющих организацию физкультурно-спортивной, туристской работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства, на 1000 жителей |
6. Достижение обеспеченности населения Архангельской области плоскостными и крытыми физкультурно-спортивными объектами (социально гарантированного) уровня в соответствии с действующим социальным нормативом |
количество плоскостных и крытых физкультурно-спортивных объектов на 1000 жителей |
7. Обеспечение равных условий для занятий физической культурой и спортом детям и подросткам с ограниченными возможностями и имеющим инвалидность |
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в возрасте от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Архангельской области от 29 декабря 2014 г. N 611-пп "Об утверждении Концепции развития детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области на 2015-2020 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Архангельской области (http://old.dvinaland.ru) 16 января 2015 г.
Постановлением Правительства Архангельской области от 29 апреля 2022 г. N 279-пп настоящий документ признан утратившим силу с 5 мая 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Архангельской области от 8 декабря 2020 г. N 834-пп
Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.
Постановление Правительства Архангельской области от 16 мая 2017 г. N 202-пп