Решение Архангельского областного суда
от 25 августа 2011 г. N 3-52
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
судьи Архангельского областного суда Гудушина Н.Б.,
при секретаре судебного заседания Шиховой Н.Э.,
с участием прокурора Архангельской областной прокуратуры Пасько Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 25 августа 2011 года дело по заявлению Федосеева С.Г. о признании недействующими Закона Архангельской области от 15.12.2009 N 113-9-ОЗ "Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области" в части наименования областного закона, статьи 7, пункта 2 статьи 9, статьи 12 указанного областного закона, пунктов 3 и 4 статьи 2.7 Закона Архангельской области от 03.06.2003 N 172-22-ОЗ "Об административных правонарушениях" (ред. от 07.07.2011),
установил:
постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 09 декабря 2009 года N 330 в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию принят областной закон N 113-9-ОЗ "Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области".
Статья 7 областного закона от 15.12.2009 N 113-9-ОЗ, регулирующая порядок определения представительными органами муниципальных районов и городских округов Архангельской области мест, в которых не допускается нахождение детей, содержит следующие положения:
1. Представительные органы муниципальных районов и городских округов Архангельской области на основании заключений экспертных комиссий, порядок формирования и деятельности которых устанавливается статьей 8 настоящего закона, определяют на территории соответствующего муниципального образования Архангельской области:
1) места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, в которых не допускается нахождение детей;
2) общественные места, в которых в ночное время в случаях, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего закона, не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
2. Предложения об определении мест, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, вправе вносить в экспертные комиссии органы государственной власти Архангельской области и иные государственные органы Архангельской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, заинтересованные организации и граждане.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 областного закона от 15.12.2009 N 113-9-ОЗ "Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области" в случае отсутствия или невозможности установления местонахождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, а также при наличии иных обстоятельств, препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам, ребенок доставляется органами внутренних дел в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка или в учреждение, определенное органами управления социальной защиты населения для устройства безнадзорных и беспризорных детей.
Статьей 12 областного закона от 15.12.2009 N 113-9-ОЗ предусмотрено внесение изменений в областной закон "Об административных правонарушениях" в связи с вступлением в силу настоящего закона.
Статья 2.7 областного закона от 3 июня 2003 года N 172-22-ОЗ "Об административных правонарушениях" ("Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов", 2003, N 22; 2004, N 31, 32, 33; 2005, N 2, 3, 4, 5, 6, 8; 2006, N 9, 10, 11, 13, 14; 2007, N 15, 16, 18, 19, 20, 22; 2008, N 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31; 2009, N 33, 34, 4, 6, 8) изложена в следующей редакции:
"Статья 2.7. Допущение нахождения детей в местах реализации товаров только сексуального характера, алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и в ночное время в общественных местах
1. Допущение нахождения детей на объектах (на территориях, в помещениях), предусмотренных статьей 5 областного закона "Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области", - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
2. Действия, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
3. Допущение нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в случаях, предусмотренных статьей 6 областного закона "Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области", - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан (родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей) в размере ста рублей; на должностных лиц - от пятисот до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
4. Действия, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года, - влекут наложение административного штрафа на граждан (родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей) в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Примечания.
1. Под ночным временем в настоящей статье понимается время с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут следующих суток в период с 1 октября по 30 апреля, с 23 часов 00 минут до 6 часов 00 минут следующих суток в период с 1 мая по 30 сентября.
2. Действие настоящей статьи не распространяется на организации, в которых дети находятся на полном государственном обеспечении, и должностных лиц указанных организаций в случае, если ребенок самовольно ушел из организации, в которой дети находятся на полном государственном обеспечении, а ее администрация проинформировала органы внутренних дел о случае его самовольного ухода.".
Федосеев С.Г. обратился в Архангельский областной суд с заявлением (с учетом заявленных уточнений и дополнений) о признании недействующим областного закона от 15.12.2009 N 113-9-ОЗ "Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области" в части наименования областного закона, статьи 7, пункта 2 статьи 9, статьи 12 указанного областного закона, а также взаимосвязанных пунктов 3 и 4 статьи 2.7 Закона Архангельской области от 03.06.2003 N 172-22-ОЗ "Об административных правонарушениях".
В обоснование требований заявитель указал, что оспариваемые положения областного закона нарушают его права и законные интересы, не соответствуют федеральному законодательству. Так, на основании оспариваемых норм его дети, вышедшие из дома, на три дня были помещены в социальную группу лечебного учреждения. Он же, как допустивший нахождение детей в ночное время в общественном месте без сопровождения родителей, на основании оспариваемых положений был привлечен к административной ответственности. Оспариваемые нормы противоречат Федеральному конституционному закону от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Гражданскому и Семейному кодексам Российской Федерации, Федеральному закону от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", Федеральному закону от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральному закону от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
В судебном заседании заявитель в целом поддержал заявленные требования, не настаивал на признании недействующим областного закона от 15.12.2009 N 113-9-ОЗ "Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области" в части его наименования.
Представители Архангельского областного Собрания депутатов Чувашева О.А., Губернатора Архангельской области - Ерегин А.Н. не согласились с заявленными требованиями.
Заслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора Архангельской областной прокуратуры Пасько Ю.Н., полагавшей необходимым признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 2 статьи 9 областного закона от 15.12.2009 N 113-9-ОЗ в части слов: "или в учреждение, определенное органами управления социальной защиты населения для устройства безнадзорных и беспризорных детей", суд находит заявленные требования подлежащие частичному удовлетворению.
Закон Архангельской области от 15.12.2009 N 113-9-ОЗ "Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области" официально опубликован в изданиях "Волна", спецвыпуск N 5, 19.12.2009, "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва", N 9, 2009.
Статьей 12 названного областного закона от 15.12.2009 N 113-9-ОЗ вносятся изменения в статью 2.7 Закона Архангельской области от 3 июня 2003 года N 172-22-ОЗ "Об административных правонарушениях", первоначальный текст которого официально опубликован в изданиях "Волна", N 24, 20.06.2003; "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов третьего созыва", N 22, 2003.
Таким образом, заявителем оспариваются отдельные взаимосвязанные положения нормативных правовых актов, официально опубликованных и вступивших в силу. На день рассмотрения дела оспариваемые положения в установленном порядке не отменены и не утратили силу.
Поскольку заявитель оспаривает в части нормативные правовые акты, определяющие меры по защите нравственности и здоровья и его детей, а также устанавливающие административную ответственность, к которой был привлечен заявитель, следует признать, что Федосеев С.Г. имеет правовой интерес как необходимое условие проверки акта или его части в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Доказательствами такого интереса являются представленные копии судебных постановлений, переписка с органами государственной власти.
В соответствии с частью 3 статьи 252 ГПК РФ отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.
Принимая во внимание эти положения, учитывая, что производство по делу об оспаривании нормативного правового акта носит публичный характер, а результаты его рассмотрения являются обязательными, в том числе и для лиц, не участвующих в рассмотрении данного дела, суд не находит оснований для прекращения производства по настоящему делу в части в связи с не поддержанием заявителем требований об оспаривании наименования областного закона от 15.12.2009 N 113-9-ОЗ.
Согласно частям 1 и 2 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При этом в силу требований части 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно пунктам "е", "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка, закреплены Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться соответствующие меры (статья 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Закон Архангельской области от 15.12.2009 N 113-9-ОЗ "Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области" принят в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
Законодательный (представительный) орган государственной власти Архангельской области, определив самостоятельно наименование областного закона, действовал в соответствии с предоставленными ему дискретными полномочиями, что соответствует подпункту "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с которым одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, является принцип самостоятельного осуществления принадлежащих им полномочий, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Доводы заявителя, по существу сводящиеся к решению вопроса о целесообразности изменения наименования областного закона от 15.12.2009 N 113-9-ОЗ, не могут свидетельствовать о его противоречии федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оспариваемая статья 7 областного закона от 15.12.2009 N 113-9-ОЗ "Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области", регулирующая порядок определения представительными органами муниципальных районов и городских округов Архангельской области мест, в которых не допускается нахождение детей, принята во исполнение положений пункта 7 статьи 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в соответствии с которым органы местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи и в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации, могут определять на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение в которых детей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи не допускается.
На возможность установления законами субъектов Российской Федерации административной ответственности за несоблюдение установленных требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда, указано в пункте 8 статьи 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Следовательно, оспариваемые положения статьи 12 областного закона от 15.12.2009 N 113-9-ОЗ "Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области", пунктов 3 и 4 статьи 2.7 областного закона от 03.06.2003 N 172-22-ОЗ "Об административных правонарушениях" также не могут быть признаны недействующими.
Что касается положений, содержащихся в пункте 2 статьи 9 областного закона от 15.12.2009 N 113-9-ОЗ "Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области", то в целом они не могут быть признаны недействующими.
Согласно абзацу четвертому пункта 3 статьи 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.
Однако, оспариваемые положения в части слов: "или в учреждение, определенное органами управления социальной защиты населения для устройства безнадзорных и беспризорных детей" противоречат названному федеральному закону.
Субъект Российской Федерации по рассматриваемому вопросу вправе установить порядок доставления ребенка в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка, но не расширить (дополнить) круг учреждений с заранее неустановленным статусом, в которые может быть помещен ребенок.
Следует отметить, что исчерпывающий перечень специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, содержится в пункте 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Термины и понятия данного федерального закона используются в областном законе от 15.12.2009 N 113-9-ОЗ "Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области" (статья 2 областного закона).
К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:
1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.
Примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 N 896.
Таким образом, ребенок может быть доставлен только в учреждение, указанное в названном федеральном законе, деятельность которого регулируется соответствующим Примерным положением, при этом выбор учреждения обусловлен местом обнаружения ребенка.
Приводимые заявителем доводы о несоответствии оспариваемых положений Федеральному конституционному закону "О чрезвычайном положении", Гражданскому и Семейному кодексам Российской Федерации, Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях", Федеральному закону "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" следует признать несостоятельными, поскольку эти утверждения являются произвольным толкованием норм федерального законодательства и не учитывают предмет их правового регулирования.
При таких обстоятельствах и с учетом того, что рассматриваемый областной закон в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации может быть проверен в процедуре конституционного судопроизводства, следует признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 2 статьи 9 Закона Архангельской области от 15.12.2009 N 113-9-ОЗ "Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области" в части слов: "или в учреждение, определенное органами управления социальной защиты населения для устройства безнадзорных и беспризорных детей".
В силу требований части 3 статьи 253 ГПК РФ, пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", статьи 35 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании - газете "Волна".
В связи с тем, что суд пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявления Федосеева С.Г., то на основании части 1 статьи 98 ГПК РФ понесенные заявителем судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины при подаче заявления в суд подлежат возмещению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
заявления Федосеева Сергея Геннадьевича удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 2 статьи 9 Закона Архангельской области от 15.12.2009 N 113-9-ОЗ "Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области" в части слов: "или в учреждение, определенное органами управления социальной защиты населения для устройства безнадзорных и беспризорных детей".
В остальной части Федосееву С.Г. в удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с Архангельского областного Собрания депутатов в пользу Федосеева С.Г. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины при подаче заявления в суд в сумме 200 рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Судья |
Н.Б. Гудушин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 25 августа 2011 г. N 3-52
Текст решения официально опубликован не был