Решение Архангельского областного суда
от 30 мая 2007 г. N 3-31
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
Председательствующего Кожина Н.А.
секретаря судебного заседания Воробьевой М.В. с участием прокурора областной прокуратуры Распопина М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске 30 мая 2007 года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзац первый статьи 3 в части слов "общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета", и статью 5 Областного закона от 21 июня 2006 года N 190-11-ОЗ "О предоставлении в пользование участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций",
установил:
Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 21.06.2006 N 703 принят Областной закон от 21.06.2006 N 190-11-ОЗ "О предоставлении в пользование участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций" (далее - Областной закон).
Абзацем первым статьи 3 Областного закона предусмотрено, что участки лесного фонда могут быть предоставлены лесопользователям в краткосрочное пользование на срок до одного года для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, для сельскохозяйственных организаций и населения, соответственно располагающихся и проживающего на данной территории, а также по результатам лесного аукциона.
Согласно статье 5 Областного закона участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов.
Участки лесного фонда выставляются на лесные конкурсы по решению администрации Архангельской области, подготовленному с учетом предложений органов местного самоуправления муниципальных образований, обеспечивающих соблюдение интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзац первый статьи 3 в части слов "общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета", абзац первый статьи 5 в части слов "лесных конкурсов", абзац второй статьи 5 в части слов "на лесные конкурсы" Областного закона.
Впоследствии прокурор уточнил заявленные требования и просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзац первый статьи 3 в части слов "общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета", и статью 5 Областного закона.
Своё заявление прокурор обосновывает тем, что указанные положения Областного закона противоречат федеральному законодательству.
Как следует из пункта 4 статьи 71 Лесного кодекса РФ, лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование - гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.
Земельный кодекс РФ право предоставления земельных участков учреждениям, финансируемым из бюджета, в краткосрочное пользование на срок до одного года не предусматривает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ данным учреждениям он предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование.
Таким образом, оспариваемая норма статьи 3 областного закона в части слов "общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета" противоречит федеральному законодательству.
Пунктом 1 статьи 72 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для использования в целях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно статье 74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, либо без проведения аукциона в случаях установленных настоящим Кодексом.
Право предоставления участков лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов Лесным кодексом РФ не предусмотрено. Поэтому статья 5 Областного закона противоречит федеральному законодательству.
В судебном заседании прокурор областной прокуратуры Распопин М.В. требования поддержал, и просил суд признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзац первый статьи 3 в части слов "общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета", и статью 5 Областного закона.
Представители Областного Собрания депутатов Иванов Д.А. и Главы администрации Архангельской области Зелянин В.А. с заявлением прокурора согласились в части.
Считают, что ст. 5 Областного закона противоречит Земельному Кодексу РФ, который вступил в силу с 1 января 2007 года. Поэтому Главой администрации области 20 апреля 2007 года внесён проект областного закона "О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений". Данный проект предусматривает признание утратившим силу оспариваемого Областного закона. 23 мая 2007 года на 18 сессии областного Собрания депутатов новый закон был принят в первом чтении.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24 Земельного кодекса РФ бюджетным учреждениям земельные участки могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование сроком до 1 года.
По Областному закону в 2007 году бюджетным учреждениям участки лесного фонда предоставляются безвозмездно на срок до 1.01.2008 года. Поэтому абзац первый статьи 3 Областного закона соответствует федеральному законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" органы исполнительной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, для осуществления краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ вправе выдавать лесорубочные билеты, ордера и (или) лесные билеты на срок их действия до 1 января 2008 года.
В соответствии с п. 1 ст. 12 указанного Федерального закона ст. 42 Лесного кодекса 1997 года в части регулирования краткосрочного пользования лесным фондом сохранила своё действие до 1.01.2008 г.
Указанные нормы определяют переходный период - 2007 год, когда лесопользование осуществляется, в том числе, в виде краткосрочного пользования участками лесного фонда. Обусловлено это тем, что в соответствии со ст. 43 Лесного кодекса РФ 1997 года, пунктов 35, 36 Правил отпуска древесины на корню в 2006 году были определены объёмы древесины, подлежащие заготовке для нужд бюджетных учреждений в порядке краткосрочного пользования в 2007 году.
Право бюджетных учреждений получить установленные объёмы древесины возникло до 1.01.2007 года, т.е. до даты введения Лесного кодекса РФ. Следовательно, лесные отношения по краткосрочному пользованию возникли до введения Лесного кодекса 2006 года в действие, и к ним он не применяется (ст. 2 Вводного закона).
Изучив материалы дела, доводы заявления, заслушав прокурора и представителей Областного Собрания депутатов и Главы администрации области, суд считает, что заявление заместителя прокурора области подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 21.06.2006 N 703 принят областной закон от 21.06.2006 N 190-11-ОЗ "О предоставлении в пользование участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций".
Областной закон подписан Главой администрации области и официально опубликован в областной газете "Волна" от 12.07.2006 N 3.
Таким образом, Областной закон вступил в законную силу, и является действующим нормативным правовым актом.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (подпункт "в" пункта 1); земельное и лесное законодательство, (подпункт "к" пункта 1).
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Лесного кодекса РФ лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, правовое регулирование на территории Архангельской области лесных правоотношений по предоставлению в пользование участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта РФ.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Устава Архангельской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Архангельской области, изложенным в Конституции Российской Федерации, на основе принимаемых федеральных законов принимаются областные законы и иные нормативные правовые акты Архангельской области.
Исходя из изложенного, суд считает, что Областное Собрание депутатов вправе регулировать лесные правоотношения по предоставлению в пользование участков лесного фонда на территории Архангельской области, но в соответствии с федеральным законодательством.
Правовое регулирование указанных отношений осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. При этом федеральные законы имеют прямое действие на всей территории РФ (часть 1 статья 76 Конституции РФ).
Исходя из требований части 5 статьи 76 Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Абзацем первым статьи 3 Областного закона предусмотрено, что участки лесного фонда могут быть предоставлены лесопользователям в краткосрочное пользование на срок до одного года для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, для сельскохозяйственных организаций и населения, соответственно располагающихся и проживающего на данной территории, а также по результатам лесного аукциона.
Прокурор считает, что абзац первый статьи 3 Областного закона в части слов "общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета" противоречит пункту 4 статьи 71 Лесного кодекса РФ и пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ.
Согласно части 2 статьи 43 Лесного кодекса РФ (1997 г., действовавшего на момент принятия Областного закона) на основании решений федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, в краткосрочное пользование участки лесного фонда предоставляются лесопользователям для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, для сельскохозяйственных организаций и населения, соответственно располагающихся и проживающего на данной территории.
Следовательно, абзац первый статьи 3 Областного закона в оспариваемой части соответствовал требованиям части 2 статьи 43 Лесного кодекса РФ (1997 г.).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 42 Лесного кодекса РФ (1997 г.) осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдаются лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до одного года.
Как следует из статьи 3 Областного закона, органы местного самоуправления муниципальных образований вправе до 1 июля направлять в соответствующий лесхоз-филиал предложения об объемах заготовки древесины для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.
До 1 августа лесхозы-филиалы направляют в управление лесного хозяйства предложения об объемах отпуска древесины для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.
Администрация Архангельской области не позднее 1 октября принимает правовой акт о предоставлении лесных ресурсов в краткосрочное пользование на следующий год с указанием объемов отпуска древесины лесопользователям.
Таким образом, Областным законом предусмотрено, что участки лесного фонда могут быть предоставлены лесопользователям в краткосрочное пользование на срок до одного года (до 1 января 2008 года) для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьёй 7 Лесного кодекса РФ (2006 г.) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Как следует из пункта 4 статьи 71 Лесного кодекса РФ (2006 г.), предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" органы исполнительной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, для осуществления краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ вправе выдавать лесорубочные билеты, ордера и (или) лесные билеты на срок их действия до 1 января 2008 года.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 12 указанного Федерального закона признаны утратившими силу статья 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43-45, разделы III-VI и особенной части Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 42 Лесного кодекса РФ (1997 г.) в части регулирования краткосрочного пользования лесным фондом сохранила свое действие до 1 января 2008 года.
Следовательно, Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" определяет переходный период - 2007 год, когда лесопользование осуществляется, в том числе, в виде краткосрочного пользования участками лесного фонда.
В соответствии со ст. 43 Лесного кодекса РФ (1997 года), пунктов 35, 36 Правил отпуска древесины на корню в 2006 году были определены объёмы древесины, подлежащие заготовке для нужд бюджетных учреждений в порядке краткосрочного пользования на 2007 год.
Распоряжением администрации Архангельской области от 10.10.2006 N 84-ра "О лесосечном фонде на 2007 год" были установлены объемы древесины, для нужд бюджетных учреждений в 2007 году.
Согласно статье 1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" Лесной кодекс Российской Федерации введён в действие с 1 января 2007 года.
В соответствии со статьёй 2 указанного Федерального закона Лесной кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим после дня введения его в действие.
Право бюджетных учреждений получить установленные объемы древесины возникло до 1 января 2007 года, т.е. до введения нового Лесного кодекса РФ в действие.
Поэтому лесные отношения, урегулированные абзацем 1 статьи 3 Областного закона, возникли до введения Лесного кодекса РФ (2006 года) в действие, и к этим отношением он не применяется.
Таким образом, предоставление бюджетным учреждениям лесных участков в краткосрочное пользование в 2007 году соответствует статье 2, части 1 статьи 6, подпункту 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", ст. 42 Лесного кодекса РФ (1997 г.).
Следовательно, на день рассмотрения дела абзац первый статьи 3 Областного закона в части слов "общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета" не противоречит федеральному законодательству. Поэтому в удовлетворении заявления прокурора в этой части следует отказать.
Согласно статье 5 Областного закона участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов.
Участки лесного фонда выставляются на лесные конкурсы по решению администрации Архангельской области, подготовленному с учетом предложений органов местного самоуправления муниципальных образований, обеспечивающих соблюдение интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Пунктом 1 статьи 72 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для использования в целях, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: 1) предусмотренных статьями 43-45 настоящего Кодекса; 2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Таким образом, Лесным кодексом РФ не предусмотрено право предоставления участков лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов.
Следовательно, статья 5 Областного закона противоречит статье 74 Лесного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку процедура принятия Областного закона прокурором не оспаривается, суд считает признать статью 5 Областного закона недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Признание судом нормативного правового акта недействующим в части с момента вступления решения суда в законную силу согласуется с правовой позицией, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда РФ: от 16 июня 1998 года N 19-П, от 11 апреля 2000 г. N 6-П, от 27 января 2004 г. N 1-П, согласно которой решение суда общей юрисдикции о признании закона субъекта Российской Федерации противоречащим федеральному закону не является подтверждением недействительности закона, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.
Решение суда о признании недействующим нормативного правового акта в части вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 209 ГПК РФ, и влечёт за собой утрату силы указанной части акта, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанной недействующими в части или воспроизводящих их содержание.
Решение суда о признании недействующей указанной части нормативного правового акта не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ и ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" суд считает необходимым по вступлению решения в законную силу обязать редакции областной газеты "Волна" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
Руководствуясь ст.ст. 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Архангельской области удовлетворить частично.
Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу статью 5 Областного закона от 21 июня 2006 года N 190-11-ОЗ "О предоставлении в пользование участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций".
В удовлетворении заявления заместителя прокурора Архангельской области о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзаца первого статьи 3 в части слов "общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета" Областного закона от 21 июня 2006 года N 190-11-ОЗ "О предоставлении в пользование участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций" отказать.
По вступлению решения суда в законную силу обязать редакцию областной газеты "Волна" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий |
Н.А. Кожин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 30 мая 2007 г. N 3-31
Текст решения официально опубликован не был