Рассмотрев проект областного закона "Об охране труда в Смоленской области" и решение постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка, Смоленская областная Дума решила:
1. Принять проект областного закона "Об охране труда в Смоленской области" в первом чтении.
2. Постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка доработать законопроект и внести его на рассмотрение областной Думы во втором чтении.
Заместитель председателя
областной Думы |
В.М.Слепцов |
Проект
Закон Смоленской области
"Об охране труда в Смоленской области"
(принят Смоленской областной Думой в первом чтении 24 июня 1997г.)
Настоящий Закон принят в соответствии со ст.37, п."к" ст.72 Конституции Российской Федерации, Кодексом законов о труде Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране труда и является правовой основой государственного регулирования отношений в сфере охраны труда на предприятиях, в организациях, учреждениях ( далее - предприятия), расположенных на территории Смоленской области (далее - области) и направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе
В настоящем областном законе используются понятия и термины в следующих значениях:
охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарногигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;
условия труда - совокупность факторов производственной среды оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе трудовой деятельности;
благоприятные условия труда - условия труда, в полной мере отвечающие требованиям санитарных норм, стандартов безопасности и эргономики, не вызывающие необратимых функциональных нарушений и повреждения здоровья работника за весь период его трудовой деятельности;
неблагоприятные условия труда - условия труда по одному или нескольким элементам их составляющим, не отвечающие требованиям санитарных норм, стандартов безопасности и эргономики, в связи с чем создающие опасность стойких функциональных нарушений организма и повреждения здоровья работника;
вредные условия труда - условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и вызывающие неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство;
опасные условия труда - условия труда, характеризующиеся уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены(или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения профессиональных заболеваний и травм;
безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровни не превышают гигиенических нормативов;
работник - это лицо, работающее по трудовому договору (контракту), подчиняющееся внутреннему трудовому распорядку предприятия;
работодатель - юридическое или физическое лицо, которое использует труд одного или более работников на рабочем месте;
рабочее место - место постоянного или временного пребывания работников в процессе трудовой деятельности;
постоянное рабочее место - место, на котором работник находится большую часть (более 50% или более 2 часов непрерывно) своего рабочего времени;
опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к травме;
вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию;
гарантии прав работников на охрану труда - условия и средства, обеспечивающие работникам полную возможность пользоваться правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством в сфере охраны труда;
средства индивидуальной и коллективной защиты работников - средства, используемые от загрязнения и для предотвращения или уменьшения воздействия на работников опасных или вредных производственных факторов;
профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание, вызванное воздействием на работника вредных и опасных производственных факторов;
производственно обусловленное заболевание - общее (непрофессиональное) заболевание, возникающее в результате неспецифического воздействия на организм человека неблагоприятных условий труда;
несчастный случай на производстве - событие, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении трудовых обязанностей, повлекших за собой необходимость его перевода на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть;
Статья 2. Цель и задачи настоящего закона
Основной целью настоящего Закона является реализация единой государственной политики в сфере охраны труда на территории области и включает в себя решение следующих задач:
а) обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий;
б) установление единых нормативных требований по охране труда обязательных к исполнению для предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
в) осуществление государственного управления деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов об охране труда и экспертизу условий труда;
г) взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда;
д) обеспечение органов государственной власти области статистической отчетностью об условиях труда, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях на производстве;
е) информирование работников о состоянии условий и охраны труда на предприятии и пропаганда передового опыта в сфере охраны труда;
ж) установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
з) проведение экономической политики, стимулирующей разработку и внедрение безопасных техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
и) применение экономических санкций к предприятиям и работникам, не соблюдающим нормативные требования по охране труда;
к) подготовка и повышение квалификации специалистов в сфере охраны труда, в том числе в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
л) обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты, молоком, лечебно-профилактическим питанием, мылом и обезвреживающими средствами за счет средств предприятий;
м) проведение регулярной (но не реже, чем 1 раз в 5 лет) оценки состояния условий и безопасности труда на предприятиях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
н) принятие нормативных правовых актов, программ, способствующих достижению высокого уровня безопасности труда и предотвращению несчастных случаев на производстве;
о) международное, региональное и территориальное сотрудничество при решении проблем охраны труда;
п) запрещение или ограничение производственных процессов, веществ или материалов, представляющих опасность для жизни и здоровья работников, в соответствии с заключением специальных органов;
р) обеспечение социальной защиты интересов работников пострадавших от несчастных случаев, профессиональных заболеваний либо иного повреждения здоровья на производстве;
с) обеспечение обязательности расследования, учета каждого несчастного случая и профессионального на производстве с принятием конкретных мер по их предотвращению в дальнейшем;
т) обеспечение общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемого профессиональными союзами и другими представительными органами работников.
Статья 3. Законодательство об охране труда, сфера его действия
Законодательство Смоленской области об охране труда состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского Кодекса Российской Федерации, Кодекса законов о труде Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и изданных в соответствии с ними иных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации в области охраны труда и настоящего Закона.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда действие Закона об охране труда в Смоленской области распространяется на:
- предприятия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности ;
- работодателей;
- работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем;
- студентов, учащихся и учеников всех форм и видов обучения в период прохождения ими ознакомительной или производственной практики;
- военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях;
- граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на предприятиях.
На иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на предприятиях Смоленской области, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации и настоящий Закон, если иное не предусмотрено международными договорами(соглашениями) Российской Федерации.
Статья 4. Участие государственных органов власти области в сфере охраны труда
Органы законодательной и исполнительной власти с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами, контрольно-надзорными органами разрабатывают, осуществляют и по мере необходимости периодически пересматривают согласованную политику в области охраны труда на территории области.
Глава II. Гарантии права работника на охрану труда
Статья 5. Право работника на охрану труда
Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:
а) на рабочее место, защищенное от воздействия вредных, опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;
б) на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рaбoчeм месте, о полагающихся и имеющихся средствах индивидуальной и коллективной защиты, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
в) на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;
г) на обеспечение за счет работодателя средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями действующего законодательства;
д) на обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя;
е) на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановки или запрещения производственной деятельности предприятия , цеха, участка либо ликвидации рабочего места вследствие неблагоприятных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
ж) на сохранение места работы и среднего заработка на весь период приостановки или временного запрещения производственной деятельности предприятия , его структурных подразделений органом государственного надзора и контроля или службой охраны труда предприятия вследствие нарушений требований по охране труда;
з) на обращение о проведении экспертизы, инспектирования условий и охраны труда органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда;
и) на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти, а также профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неблагоприятными условиями и охраной труда;
к) на участие в проверке и в рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий и охраны труда;
л) на защиту своих прав, в том числе в судебном порядке ;
м) на обязательное социальное страхование работодателем от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которое производится в порядке, установленном действующим законодательством;
н) на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;
о) на оплату труда в повышенном размере, бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, на оплачиваемые перерывы оздоровительного назначения, сокращенный рабочий день, дополнительный оплачиваемый отпуск, льготную пенсию и другие льготы и компенсации на работах с вредными и опасными условиями труда.
Статья 6. Гарантии права работника на охрану труда
Законодательные(представительные), исполнительные, судебноправовые и контрольно-надзорные органы гарантируют защиту права на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе на основании трудового договора (контракта), заключенного с работодателем через:
- недопустимость изменения законодательства об охране труда в сторону ухудшения установленных прав на охрану труда;
- постоянное совершенствование законодательной и нормативной правовой базы по охране труда;
- разработку и реализацию целевых областных программ по охране труда, направленных на улучшение условий труда и повышение их безопасности на рабочих местах;
- введение обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- установление порядка правопреемства выплат возмещения вреда при банкротстве и закрытии предприятий;
- судебную защиту прав работников на охрану труда от незаконных действий работодателей и должностных лиц;
- осуществление государственного надзора и контроля за охраной труда, применение экономических санкций к работодателям, нарушающим требования законодательства в этой сфере;
- признание и обеспечение защиты прав профсоюзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в отношении их деятельности по охране труда работников.
Условия трудового договора (контракта) должны соответствовать требованиям действующего законодательства. В трудовом договоре в обязательном порядке должны быть указаны правильное наименование профессии, достоверная характеристика условий труда, виды и размеры компенсаций и льгот работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.
Условия трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с действующим законодательством, являются недействительными и подлежат приведению в соответствие с законодательством по требованию органов государственной власти, органов местного самоуправления, надзора и контроля.
На время приостановки работ на предприятии (участке, цехе, на рабочем месте) вследствие нарушения законодательства об охране труда не по вине работника за ним сохраняются место работы, должность и средний заработок.
Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), а также при необеспечении его средствами индивидуальной защиты, не влечет для него каких-либо необоснованных последствий.
При закрытии цеха, участка, рабочего места по требованию органов государственного надзора и контроля вследствие невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда, работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить бесплатное обучение работника новой профессии (специальности) с сохранением на время переподготовки средней заработной платы.
При невозможности выполнения трудовых обязанностей по причине несчастного случая на производстве или обнаружения у работника признаков профессионального или иного заболевания, администрация, на основании медицинского заключения, должна перевести его на другую работу или расторгнуть трудовой договор (контракт) в порядке, установленном трудовым законодательством.
При заключении коллективного договора организации вправе устанавливать за счет собственных средств дополнительные льготы и компенсации работникам, занятым в производствах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда.
Категории работников, имеющих право на компенсации и льготы за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, характер и объемы таких компенсаций и льгот определяются действующим законодательством.
Статья 7. Обязанности работника в области охраны труда
Работник обязан:
а) соблюдать правила, инструкции, положения и другие нормативные правовые акты по охране труда;
б) не перемещать, не демонтировать, не разрушать ,не удалять средства безопасности и гигиены труда на своем рабочем месте и на предприятии или предпринимать любые действия, приводящие к снижению уровня безопасности труда других лиц;
в) немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае на производстве, признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни или здоровью людей;
г) содержать в исправном состоянии и правильно применять средства коллективной и индивидуальной защиты;
д) проходить медицинские обследования и тесты, предусмотренные нормативными актами.
е) своевременно проходить обучение и проверку знаний по охране труда, инструктаж по технике безопасности и приемам безопасного труда.
Статья 8. Ограничения по охране и условиям труда
На предприятиях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности запрещается:
применение труда женщин тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами);
привлечение несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, к работе в ночное время, к сверхурочным работам, к работе в выходные и праздничные дни, а также направление их в и командировки;
переноска и передвижение женщинами тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы;
привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам, к работам в выходные и праздничные дни, а также направление в командировки женщин, имеющих детей в возрасте от 3-х до 14-ти лет (детей -инвалидов до 16 лет), без их согласия;
привлечение и допуск к работе лиц, которая противопоказана им по состоянию здоровья, независимо от их согласия;
найм и прием на работу граждан без установленного нормативными правовыми актами обязательного предварительного медицинского обследования (осмотра);
допуск к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда в объеме, необходимом для выполнения ими служебных обязанностей, а также не прошедших переаттестацию в порядке и сроки, установленные для их профессий и видов работ;
применение в производственно-технологических процессах новых материалов и сырья, не прошедших специальную экспертизу (сертификацию) по влиянию на организм и здоровье человека;
сокрытие или не расследование администрацией предприятия несчастного случая или профессионального заболевания на производстве в установленном порядке;
применение средств производства, средств коллективной и индивидуальной защиты, внедрение технологий, не отвечающих требованиям по охране труда;
эксплуатация средств производства, а также ввод новых или реконструированных производственных объектов, если они не имеют сертификата соответствия требованиям по охране труда, выдаваемого в установленном порядке.
Статья 9. Социальное страхование работников организаций от несчастных случаев и профессиональных заболеваний
Работники предприятий подлежат обязательному социальному страхованию работодателем (страхователем) от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации. Категории работников, занятых в условиях производства повышенного риска (опасные и вредные условия труда), могут дополнительно подлежать личному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве работодателем в размерах страховых сумм, определяемых коллективным договором или соглашением между работодателем, профсоюзным комитетом или другой представительной организацией работников.
Глава III. Обеспечение охраны труда
Статья 10. Государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда заключается в реализации законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Смоленской области по вопросам охраны труда и осуществляется органом по труду администрации области путем:
а) координации и взаимодействия в решении проблем условий и охраны труда органов государственного надзора и контроля за охраной труда, органов исполнительной власти и местного самоуправления, объединений работодателей, профсоюзов и других объединений работников в реализации государственной и региональной политики в области охраны труда;
б) разработки и реализации территориальной программы улучшения условий и охраны труда с учетом мер, предусмотренных Федеральной программой;
в) координации и методического руководства деятельностью служб охраны труда предприятий, обобщения и распространения их опыта работы;
г) организации обучения и проверки знаний руководителей предприятий и специалистов по охране труда, организации обучения работников , в том числе работников, занятых на работах с высоким риском повреждения здоровья и опасными для жизни безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством;
д) участия в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев со смертельным исходом, а также с возможным инвалидным исходом
е) анализа случаев и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
ж) проверки правильности и своевременности расследования и учета несчастных случаев на производстве, внесения представлений на устранение выявленных нарушений;
з) выработки совместно с предприятиями мер по улучшению условий труда;
и) координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по условиям и охране труда области;
к) создания и организации деятельности территориального (областного) фонда охраны труда;
л) содействия предприятиям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в приобретении за счет средств предприятий нормативной правовой литературы, утвержденной в установленном порядке.
Должностные лица органа по труду администрации области имеют право беспрепятственного посещения предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и доступа к необходимой информации.
Статья 11. Полномочия областной Думы
К полномочиям областной Думы в сфере охраны труда относятся:
а) принятие и изменение законов области и контроль за их соблюдением;
б) участие в разработке областных программ по улучшению условий и охраны труда и их утверждение;
в) обеспечение реализации прав граждан
г) принятие решений по внедрению механизма экономического стимулирования в сфере охраны труда.
Статья 12. Полномочия администрации области в сфере охраны труда
К полномочиям администрации области по государственному управлению охраной труда на территории области относятся:
а) осуществление единой государственной политики Российской Федерации в сфере охраны труда на территории области;
б) внесение предложений о размере доли расходов на охрану труда при формировании областного бюджета;
в) разработка и реализация региональных программ по улучшению условий и охраны труда;
г) разработка и осуществление совместно с заинтересованными организациями мер по обеспечению экономической заинтересованности работодателей в создании здоровых и безопасных условий труда;
д) распространение передового опыта в организации труда, регулярное проведение научно-практических конференций, семинаров, совещаний, выставок по проблемам охраны труда;
е) установление численности работников управления охраны труда Смоленской области, исходя из норматива, рекомендованного Федеральным органом исполнительной власти но труду;
ж) организация направления представителей администрации для участия в комиссиях по расследованию групповых несчастных случаев, несчастных случаев с возможным инвалидным исходом и несчастных случаев со смертельным исходом;
з) определение порядка работы в холодное время года на наружных работах на территории области.
и) осуществление контроля за реализацией законодательства о труде и его охране, правильным предоставлением льгот и компенсаций, установлением доплат и надбавок, связанных с условиями труда работающих;
к) принятие решений о приостановлении производственной деятельности предприятий (структурных подразделений) или их закрытии на основании представлений главного государственного инспектора труда по Смоленской области при наличии заключения органов государственной экспертизы условий труда области.
л) подготовка предложений, замечаний, дополнений к проектам федеральных законов, нормативных правовых актов по вопросам условий, охраны труда;
Статья 13. Полномочия концернов, ассоциации, объединений и других органов хозяйственного управления по охране труда
Отраслевые концерны, ассоциации, объединения и другие органы хозяйственного управления, в пределах делегированных им полномочий:
а) осуществляют внутриведомственный контроль за состоянием охраны труда на предприятиях, для чего создают отделы или службы охраны труда;
б) определяют при участии представительных организаций трудящихся и предпринимателей основные направления деятельности по проведению государственной политики в области охраны труда на отраслевом уровне и реализуют на практике намеченные меры;
в) организуют и обеспечивают проведение независимой экспертизы проектов строительства и реконструкции объектов производственного и санитарно-бытового назначения, новых технологических процессов и оборудования на соответствие требованиям безопасности и гигиены труда;
г) организуют обучение и проверку, в установленном порядке, законодательства об охране труда, правил и норм безопасности и гигиены труда руководящими работниками, специалистами предприятий.
Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны труда
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны труда относятся:
а) обеспечение реализации единой государственной политики в области охраны труда на подведомственной территории во взаимодействии с государственными органами управления, надзора и контроля за охраной труда, объединениями работодателей и профессиональными союзами;
б) участие в выработке мер, обеспечивающих охрану труда и здоровья работников, при заключении соглашений или иных форм взаимодействия по регулированию социально-трудовых отношений между представителями работодателей, профсоюзов и органами самоуправления.
Статья 15. Управление охраной труда на предприятиях
Для организации работы по охране труда в объединениях предприятий (ассоциациях, союзах, концернах и т.д.) в обязательном порядке создаются службы охраны труда и техники безопасности.
На предприятии либо создается служба охраны труда, либо вводится штатная должность специалиста по охране труда и технике безопасности, либо привлекаются на договорной основе специалисты по охране труда.
Структура и численность работников службы охраны труда предприятия определяются работодателем с учетом Рекомендаций Министерства труда и социального развития РФ, соответствующих отраслевых нормативных актов.
Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, Смоленской области, коллективным договором и соглашением по охране труда, нормативной документацией организации и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими службами-комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных, союзов или трудового коллектива, а также с органами государственного управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда. Служба охраны труда находится непосредственно в подчинении работодателя и не может привлекаться к другим работам, не относящимся к ее деятельности. Для выполнения функциональных обязанностей работникам службы охраны труда предоставляются следующие права:
а) в любое время суток беспрепятственно осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться с документами по вопросам охраны труда;
б) проверять состояние условий и охраны труда в подразделениях организации и предъявлять должностным лицам и другим ответственным работникам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда; цехах, на участках, рабочих мостах при выявлении нарушений нормативных правовых актов по охране труда, которые создают угрозу здоровью работников или могут привести к аварии, с уведомлением об этом работодателя (руководителя подразделения или его заместителя);
г) привлекать по согласованию с работодателями и руководителями подразделений предприятий соответствующих специалистов к проверкам состояния охраны труда;
д) запрашивать и получать от руководителей подразделений предприятия материалы по вопросам охраны труда требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда;
е) требовать от руководителей подразделений предприятий не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж по охране труда, обучение и проверку знаний по охране труда или грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда;
ж) представлять работодателю, руководителям подразделений предприятия предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по созданию здоровых и безопасных условий труда, а также о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;
з) представительствовать по поручению работодателя в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.
В структурных подразделениях ( цех, участок и др.) организацию работы и контроль за состоянием безопасных условий труда обеспечивают их руководители (начальник, мастер, бригaдир и др.).
Ответственность за состояние условий и охраны труда в целом на предприятии возлагается на работодателя.
Статья 16. Деятельность совместных комитетов ( комиссий) по охране труда в организациях
В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников и(или) их представителей на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, с численностью работников более 10 человек создаются совместные комитеты (комиссии) по охране труда. Комитеты создаются на паритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов в целях сотрудничества и регулирования отношений работодателя и работников в области охраны труда и действуют на основании положения.
Статья 17. Обязанности, работодателя по обеспечению охраны труда на предприятии
Обеспечение строгого соблюдения на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям законодательства об охране труда, возлагается на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить :
а) соблюдение на предприятии Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекса Законов о труде, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и области;
б) безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений и оборудования, при ведении технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты;
в) на каждом рабочем месте здоровые и безопасные условия труда в соответствии с требованиями законодательства по охране труда;
г) организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников;
д) режим труда и отдыха работников, установленный законодательством или коллективным договором;
е) работникам, занятым в производствах с вредными условиями труда, а также на работах, проводимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением - бесплатную выдачу по установленным законодательством нормам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, мыла и обезвреживающих средств, молока или других равноценных пищевых продуктов, снабжение горячих цехов газированной соленой водой;
ж) эффективный контроль за уровнем воздействия опасных и вредных производственных факторов на здоровье работника, анализ показателей здоровья работающих в соответствии с рекомендациями органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, своевременную аттестацию рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда;
з) расследование несчастных случаев на производстве с направлением копий актов по форме Н-1 в государственную инспекцию труда по Смоленской области и органы по труду и социальной защите;
и) возмещение вреда причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей;
к) направление в семидневный срок после подписания сторонами коллективного договора, соглашения по охране труда в орган по труду и социальной защите;
л) возможность осуществления общественного контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах со стороны уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, оказание им необходимой помощи и поддержки, создание условий для работы, снабжение правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия;
м) обучение, инструктаж работников и проверку знаний работниками правил, норм, инструкций по охране труда;
н) информирование работника о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, наличии опасных и вредных для здоровья производственных факторов, полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах;
о) выплату компенсаций и предоставление льгот работникам за работу на производствах с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда;
п) организацию проведения, установленных законодательством предварительных при поступлении и периодических в течение трудовой деятельности, медицинских осмотров работников за счет средств организации;
р) беспрепятственный допуск представителей органов государственного управления, надзора и контроля, общественного контроля для обследования состояния условий и охраны труда на предприятии, соблюдения законодательства об охране труда, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
с) своевременную оплату штрафа за нарушения законодательства об охране труда,
т) необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим;
у) предоставление органам управления, контроля и надзора необходимой информации о состоянии условий труда, выполнении их предписаний, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях и повреждениях здоровья работников на производстве;
ф) исключение фактов ввода в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией, расширением объектов предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий и сооружений) без надлежащего приема их в установленном порядке государственными приемными комиссиями;
х) документальное подтверждение безопасности труда, производственного процесса, лицензируемого вида деятельности.
Статья 18. Права работодателя в области охраны труда
Работодатель имеет право:
а) войти с предложением в соответствующие органы управления охраной труда о разработке или изменении стандарта или нормы по безопасности и гигиене труда;
б) на информацию от органов государственного управления по нормативам в области охраны труда и от органов контроля и надзора по результатам инспекций и расследований;
в) на сопровождение официальных лиц при инспектировании, участие в совещаниях в органах управления, контроля и надзора при рассмотрении заявлений, жалоб на условия труда и незаконные действия администрации в вопросах охраны труда;
г) на проведение инспекции или расследования службами государственного контроля и надзора, по предварительному согласованию с ними, в случае установления им оборудования или применения технологического процесса, как возможного источника производственной опасности;
д) на возмещение в установленном порядке материальных затрат на устранение опасных и вредных производственных факторов, когда их возникновение обусловлено причинами, не зависящими от работодателя;
е) на проведение совещаний и консультаций с органами государственного управления и надзора по завершению инспекции или расследования ;
ж) на принятие предупредительных мер дисциплинарного или иного воздействия, предусмотренных действующим законодательством, к нарушителям правил техники безопасности ;
з) на обжалование в вышестоящие или судебные органы в установленном порядке решений соответствующих государственных органов управления и надзора.
Статья 19. Классификация организаций по классам профессионального риска
В каждой организации любых организационно-правовых форм и форм собственности устанавливается один из классов профессионального риска. Класс профессионального риска устанавливается не реже, чем 1 раз в 5 лет в порядке, установленном законодательством.
Статья 20. Финансирование охраны труда
Финансирование охраны труда осуществляется в рамках областных программ за счет :
- целевых ассигнований, выделяемых из средств бюджета Смоленской области и местных бюджетов;
- добровольных отчислений организаций;
- лицензионной деятельности.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда на предприятиях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме бюджетных) осуществляется за счет отчислений в объеме не менее 0,02% от суммы затрат на производство и реализацию продукции ( работ, услуг).
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях осуществляется за счет средств, выделяемых на содержание аппарата, в объеме 0,5%.
Средства предприятий, направленные на улучшение условий и охраны труда, налоговому обложению и изъятию не подлежат. Работник не несет никаких расходов на мероприятия по охране труда.
Статья 21. Приостановление производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда
В случаях, когда производственная деятельность предприятий или их структурных подразделений представляет опасность для и здоровья работников и населения, эта деятельность может быть приостановлена по предписанию руководителей государственных инспекций труда и государственных инспекторов по охране труда на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений.
Решение о закрытии указанных предприятий или их структурных подразделений принимает в месячный срок орган исполнительной власти по труду на основании представления Главного государственного инспектора труда Российской Федерации, главного государственного инспектора труда по Смоленской области, при наличии соответствующих заключений.
Решение органа исполнительной власти по труду о закрытии предприятия или его структурного подразделения может быть обжаловано в судебном порядке.
Глава IV. Надзор и контроль за соблюдением правовых актов
по охране труда
Статья 22. Органы государственного надзора и контроля
Государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда осуществляют государственные органы надзора и контроля, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, действующие в соответствии с положениями, утверждаемыми в установленном порядке.
Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.
Должностные лица органов государственного надзора и контроля несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 23. Общественный контроль за охраной труда
Общественный контроль за соблюдением законных и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и их объединения в лице соответствующих органов и уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.
Уполномоченные(доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с рекомендациями, разрабатываемыми федеральным органом исполнительной власти по труду.
Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и уполномоченные работниками представительные органы имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране
- проводить независимую экспертизу условий труда, соответствия техники и технологий требованиям охраны труда;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;
- получать информации от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях и профессиональных заболеваниях на производстве;
- предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- осуществлять выдачу работодателям, обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства и иных нормативных актов по охране труда;
- осуществлять проверки выполнения обязательств работодателей по опросам охраны труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также трудовыми договорами, (контрактами);
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства, а также выступать в качестве независимых экспертов;
- принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда;
- вносить в соответствующие органы предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
- беспрепятственно посещать предприятия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их структурные подразделения;
- участвовать в формировании федеральных, отраслевых и региональных программ улучшений условий и охраны труда;
- участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, невыполнением обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, а также трудовых договоров (контрактов) в части охраны труда. Профсоюзы по своей инициативе или по заявлению работников могут обращаться с исковыми заявлениями в суды для защиты прав работников на возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с исполнением трудовых обязанностей и в других случаях ущемления прав работников на охрану труда.
Глава V. Ответственность за нарушение законодательства
по охране труда
Статья 24. Ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законов и иных нормативных правовых актов по охране труда
Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, либо препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля, привлекаются к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 25. Ответственность работников за нарушение законов и иных нормативных правовых актов по охране труда
За нарушение требований законов и иных нормативных правовых актов по охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях - к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 26. Ответственность предприятий за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда
За невыполнение требований законодательства Российской Федерации об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятия возлагаются штрафы. Размеры и порядок наложения штрафов устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Статья 27. Вступление закона в силу
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
Смоленской области |
А.Е.Глушенков |
"___"___________199__г.
N ___
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Смоленской областной Думы от 24 июня 1997 г. N 124 "О проекте областного закона "Об охране труда в Смоленской области"
Текст решения опубликован в Вестнике Смоленской областной Думы от 22 августа 1997 г. N 4