2. Поручить постоянной комиссии областной Думы по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка (Литвинов В.В.) совместно с администрацией области и избирательной комиссией Смоленской области доработать проект закона с учетом предложений, замечаний и поправок и представить его на рассмотрение областной Думы в апреле 1996 года.
Председатель
областной Думы |
С.В.Антуфьев |
"О выборах депутатов Смоленской областной Думы"
(Принят Смоленской областной Думой в первом чтении 28 марта 1996 г.)
Глава 1. Общие положения
Статья 1
Депутаты Смоленской областной Думы (далее - областная Дума) избираются населением области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является добровольным.
Статья 2
Выборы депутатов областной Думы проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Уставом области и настоящим Законом.
Статья 3
Право избирать депутатов областной Думы принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему на день выборов 18-летнего возраста и постоянно проживающему на территории области. Военнослужащие войсковых частей, дислоцированных на территории области, обладают избирательными правами как постоянные жители области.
Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста, постоянно проживающий на территории Смоленской области не менее одного года и обладающий избирательным правом.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Статья 4
В соответствии с Уставом Смоленской области выборы депутатов областной Думы нового созыва назначаются областной Думой. Днем выборов является первое воскресенье после истечения срока полномочий областной Думы прежнего созыва. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее трех месяцев.
В случае, если областная Дума не назначит выборы депутатов областной Думы в срок, установленный частью первой настоящей статьи, выборы депутатов областной Думы проводятся избирательной комиссией Смоленской области в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия областной Думы.
При досрочном прекращении полномочий областной Думы в случаях и порядке, предусмотренных статьей 32 Устава Смоленской области, избирательная комиссия области в семидневный срок назначает дату досрочных выборов с тем, чтобы со дня назначения выборов до дня выборов было не менее трех месяцев.
Статья 5
В соответствии с Уставом Смоленской области областная Дума состоит из 30 депутатов, избираемых по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам, образуемым на территории области, на основе единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на избирательный округ определяется путем деления общего числа избирателей в области на 30 избирательных округов.
Статья 6
Право выдвижения кандидатов в депутаты областной Думы принадлежит непосредственно избирателям и региональным избирательным объединениям.
Статья 7
Организация выборов в областную Думу и обеспечение защиты избирательных прав граждан возлагаются на избирательные комиссии. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статья 8
В соответствии с настоящим Законом гражданам Российской Федерации и региональным избирательным объединениям обеспечивается свободное проведение предвыборной агитации.
Граждане Российской Федерации, региональные избирательные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами агитировать избирателей к голосованию за или против того или иного кандидата в депутаты областной Думы.
Кандидатам в депутаты областной Думы, региональным избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к государственным средствам массовой информации.
Статья 9
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в областную Думу, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Для финансирования избирательной кампании кандидаты в депутаты и региональные избирательные объединения вправе создавать собственные избирательные фонды.
Статья 10
Подготовка и проведение выборов депутатов областной Думы осуществляется открыто и гласно.
Все решения избирательных комиссий и органов государственной власти, связанных с подготовкой и проведением выборов, подлежат опубликованию.
Глава 2. Избирательные округа. избирательные участки.
списки избирателей.
Статья 11
Для проведения выборов депутатов областной Думы на территории области образуется 30 одномандатных округов, которые должны отвечать следующим требованиям:
примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допускаемым взаимным отклонением до десяти процентов, а в отдаленных районах - до пятнадцати процентов;
избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий.
Избирательные округа образует избирательная комиссия Смоленской области на основании представляемых администрацией области данных о численности избирателей, проживающих на территории области.
Схема избирательных округов утверждается областной Думой не позднее чем за 75 дней до дня выборов и публикуется в средствах массовой информации.
В течение пяти дней после опубликования схемы избирательных округов границы избирательных округов, образованных в соответствии с настоящим Законом, могут быть оспорены. Жалоба подается главой администрации территориальной единицы, чьи права нарушены, в избирательную комиссию области, которая в течение пяти дней производит проверку жалобы и направляет заключение областной Думе. Областная Дума либо производит соответствующее исправление границ избирательных округов с опубликованием исправленной схемы, либо выдает заявителю решение с мотивированным отклонением заявления.
Решение областной Думы может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.
При соблюдении указанных требований образования избирательных округов схема избирательных округов с указанием их границ, численности избирателей, мест нахождения окружных избирательных комиссий публикуется избирательной комиссией области не позднее, чем за 70 дней до дня выборов.
Статья 12
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах депутатов областной Думы образуются избирательные участки.
Избирательные участки образует глава местного самоуправления по согласованию с соответствующей окружной избирательной комиссией не позднее чем за 50 дней до дня выборов с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей.
Избирательные участки образуются с учетом следующих требований:
не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке;
соблюдения границ административно-территориального деления;
недопустимости пересечения границ избирательных округов границами избирательных участков. В санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей по представлению руководителей этих учреждений могут образовываться избирательные участки в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее, чем за пять дней до дня выборов. Такие участки входят в избирательные округа по месту их расположения. Избиратели-военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаях избирательные участки образуют командиры воинских частей по решению соответствующей окружной избирательной комиссии,согласованному с избирательной комиссией Смоленской области.. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам в депутаты и их доверенным лицам по предъявлении соответствующего удостоверения.
Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий публикуются окружной избирательной комиссией в местной печати не позднее, чем за 40 дней до дня выборов.
Статья 13
Список избирателей составляет участковая избирательная комиссия на основании данных, представляемых по установленной форме главой местного самоуправления. Данные об избирателях глава местного самоуправления направляет в избирательную комиссию не позднее, чем за 40 дней до дня выборов.
Список избирателей составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой избирательной комиссией области, и подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Один экземпляр списка избирателей остается в участковой избирательной комиссии, а второй экземпляр передается в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее, чем за 15 дней до дня выборов.
Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым в год проведения выборов исполняется 18 лет, дополнительно указываются день и месяц рождения.
Список избирателей-военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляется на основании сведений, представляемых командиром воинской части в сроки, установленные частью первой настоящей статьи.
Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях.
Статья 14
В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации,проживающие на территории области, достигшие на день выборов 18 лет и имеющие право в соответствии с частью первой статьи 3 настоящего Закона избирать депутатов областной Думы.
Основанием для включения граждан Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его проживания на территории этого избирательного участка, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.
Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Граждане, находящиеся в день голосования в больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также в иных местах временного пребывания, могут по решению окружных избирательных комиссий включаться в списки избирателей по месту их нахождения.
Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития.
Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо причине не включенные в список, включаются участковой избирательной комиссией дополнительно в список избирателей на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка.
Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 30 дней до дня выборов.
Каждому гражданину представляется право обжаловать невключение его в списки избирателей, а также любую ошибку или неточность в списке избирателей.
Заявление об ошибке или неточности в списке избирателей подается в участковую избирательную комиссию.
В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а за три дня до выборов и в день выборов - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно.
Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.
Глава 3. Избирательные комиссии
Статья 16
Подготовку и проведение выборов депутатов областной Думы осуществляют:
избирательная комиссия Смоленской области;
окружные избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
Статья 17
Избирательная комиссия Смоленской области,сформированная в соответствии с Положением об избирательной комиссии Смоленской области,осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов депутатов областной Думы.
Статья 18
Окружная избирательная комиссия формируется в каждом избирательном округе и утверждается главой местного самоуправления не позднее, чем за 55 дней до дня выборов в количестве 5-10 членов.
При определении кандидатур в состав окружных избирательных комиссий глава местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства.
Общественные объединения выдвигают кандидатов в состав окружной избирательной комиссии уполномоченным на то, в соответствии с Уставом объединения, органом.
Собрание избирателей по выдвижению кандидатов в состав окружной избирательной комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее 20 избирателей.
Председатель, заместитель председателя и секретарь окружной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. Председатель окружной комиссии должен, как правило, иметь высшее юридическое образование.
Статья 19
Участковая избирательная комиссия формируется и утверждается главой местного самоуправления не позднее, чем за 40 дней до дня выборов в составе 5-10 членов.
При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии учитываются предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства.
Выдвижение кандидатов общественными объединениями и избирателями участковой избирательной комиссии производится в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 18 настоящего Закона.
Председатель, заместитель председателя, секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.
Статья 20
После регистрации кандидата региональное избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, и каждый зарегистрированный кандидат, выдвинутый избирателями, вправе назначить в избирательную комиссию Смоленской области, в окружную избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в участковые избирательные комиссии округа по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях.
Полномочия членов окружной избирательной комиссии с совещательным голосом в случаях, если их кандидаты были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в областную Думу. Полномочия остальных членов окружных избирательных комиссий с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после опубликования итогов в областную Думу. Срок полномочий членов участковой комиссии с правом совещательного голоса истекает одновременно со сроком полномочий участковой избирательной комиссии.
Статья 21
Члены избирательных комиссий, имеющие право решающего голоса, обязаны присутствовать на всех заседаниях комиссии.
В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся в их непосредственном подчинении.
Члены избирательной комиссии как с правом решающего, так и совещательного голоса:
заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов.
При принятии решения члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению органа,его назначившего, в случаях:
подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;
признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
отзыва члена избирательной комиссии по представлению общественного объединения, рекомендовавшего его.
Статья 22
Избирательная комиссия области при подготовке и проведении выборов депутатов областной Думы в пределах своих полномочий:
дает разъяснения и обеспечивает единообразное применение настоящего Закона во всех избирательных округах;
осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан;
в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает инструкции и методические указания по вопросам организации выборов;
регистрирует кандидатов в депутаты областной Думы,их доверенных лиц и выдает им удостоверения установленного образца;
публикует сообщения о составе зарегистрированных кандидатов в депутаты областной Думы;
регистрирует избирательные блоки;
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных избирательных комиссий и принимает по ним решения;
обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого из кандидатов;
утверждает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей, других избирательных документов, порядок их хранения, утверждает образцы печатей избирательных комиссий, обеспечивает их изготовление;
рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования;
несет ответственность и обеспечивает контроль за целевым расходованием средств, выделяемых для проведения выборов;
устанавливает результаты голосования в целом по области, публикует их в печати;
обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов;
организует повторные выборы депутатов областной Думы;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и Положением об избирательной комиссии области.
Решения избирательной комиссии области, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц, обязанных оказывать ей содействие и предоставлять необходимые документы и информацию.
Статья 23
Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов областной Думы:
осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона в избирательном округе;
координирует работу участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий, принимает по ним решения;
обеспечивает предоставление равных условий предвыборной деятельности для каждого кандидата;
утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования;
по поручению избирательной комиссии области обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий;
организует досрочное голосование в помещении комиссии;
распределяет между участковыми избирательными комиссиями денежные средства , выделенные на организацию и проведение выборов, и обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств;
контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
контролирует своевременность и правильность составления списков избирателей и представления их для всеобщего ознакомления;
устанавливает общие результаты выборов кандидатов в депутаты по избирательному округу, передает их в избирательную комиссию области и доводит до сведения избирателей, регистрирует избранных депутатов и выдает временные удостоверения об избрании;
организует повторные выборы депутатов областной Думы;
организует подготовку и проведение выборов вместо выбывших депутатов;
обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
Решения окружной избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для всех органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, а также их должностных лиц.
Окружные избирательные комиссии действуют до опубликования решения о назначении выборов депутатов областного нового созыва.
Статья 24
Участковая избирательная комиссия:
оповещает население через средства массовой информации о месте нахождения участковой избирательной комиссии , времени ее работы и номерах телефона, а также о дне выборов и месте голосования;
составляет списки избирателей по избирательному участку;
проводит ознакомление избирателей со списками избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, установленных настоящим Законом;
обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования;
организует на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование;
проводит подсчет голосов, определяет результаты голосования на избирательном участке;
рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются по истечении 30 дней после опубликования общих итогов выборов в области.
Статья 25
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений ( не более одного человека от объединения) , представители средств массовой информации.
Решения избирательной комиссии доводятся до сведения избирателей, публикуются в печати и передаются в другие средства массовой информации.
В день голосования, с момента работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели: по одному от региональных избирательных объединений и по одному от каждого из кандидатов в депутаты, выдвинутых избирателями.
Полномочия наблюдателей должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом или избирательным объединением, чьи интересы он представляет, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства, а также номера избирательного участка, на который он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта или заменяющего его удостоверения личности.Предварительного уведомления о направлении наблюдателя на избирательный участок не требуется.
Наблюдатель вправе:
присутствовать при голосовании избирателей, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования;
знакомиться со списками избирателей;
обращаться в участковую избирательную комиссию с предложениями и замечаниями;
обжаловать действия участковой избирательной комиссии в окружную избирательную комиссию.
Вмешательство в действия участковой избирательной комиссии не допускается. Замечания и предложения наблюдателей рассматриваются председателем участковой избирательной комиссии, а при необходимости - на заседании участковой избирательной комиссии.
Наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим законом.
Статья 26
Организация работы избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса.
При принятии решения избирательными комиссиями, имеющими в своем составе четное число членов комиссии с правом решающего голоса, в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии является решающим.
Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции обязательны для органов государственной власти и местного самоуправления, а также для нижестоящих избирательных комиссий.
Решения избирательных комиссий об избрании председателя,заместителя председателя и секретаря, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об установлении результатов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях комиссий большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются большинством голосов присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии.
Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее, чем в трехдневный срок.
Решение избирательной комиссии, противоречащее настоящему Закону, либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.
Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса.
По решению окружной избирательной комиссии, утвержденному избирательной комиссией области, председатель и отдельные члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 60 дней.
По решению участковой избирательной комиссии, утвержденной соответствующей окружной избирательной комиссией, председатель или отдельные члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 40 дней.
Освобождение от основной работы производится с сохранением среднемесячной заработной платы, но не более семи минимальных размеров оплаты труда за счет средств, выделенных на проведение выборов. Остальным членам избирательных комиссий за время работы в комиссии (не более, чем за три дня) по представлению ее председателя производится оплата из расчета их среднемесячного заработка, не превышающего семи минимальных размеров оплаты труда.
Оплата работы освобожденных членов комиссий производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание избирательных комиссий.
Статья 27
Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок с момента поступления жалобы в комиссию, а за три дня и в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее, чем в пятидневный срок.
Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы, заявления, отменив при этом решение нижестоящей комиссии.
Глава 4. Региональные избирательные объединения
Статья 28
Региональными избирательными объединениями являются:
областные отделения общественных объединений, устав которых зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации и предусматривает участие в выборах;
региональные партии, политические движения, иные общественные объединения, устав которых зарегистрирован в управлении юстиции администрации области и предусматривает участие в выборах;
избирательные блоки указанных общественных объединений, созданные на период проведения выборов.
Статья 29
Избирательные блоки могут образовываться не менее, чем двумя избирательными объединениями.
Общественные объединения, в случае вхождения в состав блока, не могут выступать на период выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок.
Избирательные блоки создаются на совместных съездах (конференциях) общественных объединений.
Избирательные блоки регистрируются избирательной комиссией области. Регистрация производится не позднее, чем в пятидневный срок после представления в избирательную комиссию области совместного решения данных объединений о создании избирательного блока, подписанного уполномоченными представителями избирательных объединений, и протокола совместного съезда (конференции) общественных объединений.
Статья 30
Избирательное объединение, избирательный блок назначает представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Законом представлять избирательное объединение, избирательный блок по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения, избирательного блока в выборах, в том числе и по финансовым операциям.
Избирательные объединения участвуют в выборах депутатов областной Думы в порядке, установленном настоящим Законом.
Все избирательные объединения участвуют в выборах на равных основаниях.
Глава 5. Выдвижение и регистрация кандидатов в
депутаты областной Думы
Статья 31
Выдвижение кандидатов в депутаты областной Думы избирательными объединениями производится на съездах (конференциях) избирательных объединений с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться кандидат. Избирательное объединение вправе выдвигать в одном избирательном округе не более одного кандидата.
Выдвижение кандидатов начинается с момента опубликования избирательной комиссией области схемы избирательных округов.
Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием.
Избирательное объединение вправе выдвигать кандидатами в депутаты областной Думы лиц, не являющихся членами входящих в него общественных объединений.
Решение избирательного объединения о выдвижении кандидата в депутаты по данному округу представляется в окружную избирательную комиссию. В решении о выдвижении кандидата указываются его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, место работы и занимаемая должность.
Окружная избирательная комиссия незамедлительно выдает уполномоченному представителю избирательного объединения подтверждение о принятии документов.
Избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов в избирательных округах, собирает подписи избирателей соответствующего округа в поддержку каждого кандидата, в количестве не менее тысячи.
Избирательное объединение вправе начать сбор подписей после принятия решения о выдвижении кандидата со дня получения от окружной избирательной комиссии письменного подтверждения о принятии документов.
Подписи должны собираться только в таких местах, в такое время и таким образом, которые гарантируют отсутствие принуждения.
Подписные листы изготавливаются избирательными объединениями по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Закону.
В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата, кроме указанных данных в подписном листе указывается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению.
Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель указывает свою фамилию, имя, отчество (или инициалы), дату рождения, адрес, серию и номер паспорта либо заменяющего его документа. Установочные данные избирателя могут быть внесены в список лицом, собирающим подписи.
Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени и отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвигающего кандидатов.
Статья 32
Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями производится путем сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, вправе подать заявление о своем выдвижении кандидатом в депутаты в окружную избирательную комиссию. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата. Заявление должно быть подписано не менее 30 избирателями, проживающими в данном избирательном округе.
Заявление о выдвижении кандидата может быть подано в окружную избирательную комиссию и от имени группы избирателей, проживающих в данном избирательном округе, численностью не менее 30 человек. В этом случае в заявлении должны содержаться сведения об уполномоченном представителе группы избирателей.
В заявлении о выдвижении кандидата указываются его фамилия, отчество, место работы, занимаемая должность, место жительства.
После получения заявления о выдвижении кандидата окружная избирательная комиссия незамедлительно выдает кандидату или уполномоченному представителю группы избирателей письменное подтверждение о принятии документов. отказ в выдаче письменного подтверждения о принятии документов может быть обжалован в избирательную комиссию области или в суд.
Статья 33
Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями, начинается со дня выдачи окружной избирательной комиссией кандидату или уполномоченному представителю группы избирателей письменного подтверждения о приеме документов.
В поддержку кандидата должно быть собрано не менее тысячи подписей избирателей от общего числа избирателей данного избирательного округа.
Подписи могут собираться только среди избирателей в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение. Сбор подписей может проводиться по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. При этом не допустимо принуждение к избирателям со стороны лица, собирающего подписи.
Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для сбора подписей в поддержку кандидатов.
Подписные листы изготавливаются кандидатом по форме, установленной в приложении 2 к настоящему Закону. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата и название избирательного округа, в котором он выдвигается.
Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество (инициалы), дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и кандидатом.
Статья 34
Одно и то же лицо может быть зарегистрировано кандидатом в депутаты областной Думы только по одному из избирательных округов.
Для регистрации кандидатов, баллотирующихся в избирательных округах от избирательных объединений, уполномоченные представители этих объединений или сами кандидаты представляют в окружную избирательную комиссию не позднее, чем за 27 дней до дня выборов подписные листы, заявление кандидата о его согласии баллотироваться по данному округу, включающее его фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий).
Одновременно с подписными листами региональные избирательные объединения представляют свидетельство о регистрации управлением юстиции администрации области и устав, которые возвращаются уполномоченному представителю избирательного объединения одновременно с подтверждением о принятии подписных листов.
Областные отделения общефедеральных партий, политических движений и иных общественных объединений представляют кроме этого копию решения центрального органа партии, движения или объединения об образовании на территории области своего отделения.
Все избирательные объединения представляют также решение конференции, съезда о выдвижении кандидатов и оформленную в установленном законом порядке доверенность уполномоченного представителя избирательного объединения.
Уполномоченные представители избирательных блоков одновременно с подписными листами представляют в окружную избирательную комиссию решения общественных объединений о создании избирательного блока, решение совместного съезда (конференции) блока, на котором были выдвинуты кандидаты, а также оформленную в установленном законом порядке доверенность уполномоченного представителя блока.
Кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями округа, вносит в окружную избирательную комиссию не позднее, чем за 27 дней до дня выборов подписные листы с подписями избирателей в его поддержку и личное заявление о согласии баллотироваться по данному округу.
Подписные листы представляются в окружные избирательные комиссии сброшюрованными в папки не более 100 листов и в пронумерованном виде. При их приемке избирательная комиссия удостоверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о принятии подписных листов.
Окружная избирательная комиссия в течение пяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
При проверке избирательными комиссиями правильности оформления подписных листов вправе присутствовать уполномоченные представители избирательных объединений, а также кандидаты, выдвинутые в данном избирательном округе.
В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей, окружная избирательная комиссия организует соответствующую проверку подписных листов.
Решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в избирательную комиссию Смоленской области или в суд.
Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации.
Если кандидат не принадлежит какому-либо избирательному объединению, он участвует в выборах как независимый кандидат. Запись о принадлежности кандидата какому-либо избирательному объединению или о его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень.
Если в период после завершения регистрации кандидатов в избирательном округе до дня выборов останется менее двух кандидатов, в этих избирательных округах выборы откладываются по решению окружной избирательной комиссии на 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий в соответствии со сроками, указанными в настоящем Законе.
Статья 35
Лица, у которых должность, мандат или занятие несовместимы в соответствии со статьей 28 Устава области с мандатом депутата областной Думы, при их регистрации кандидатами в депутаты дают письменное обязательство о прекращении, в случае избрания, соответствующей деятельности.
Статья 36
Все кандидаты в депутаты областной Думы обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатур. Если кандидатура снята без вынуждающих к тому обстоятельств, избирательная комиссия области может отнести на счет кандидата либо избирательного объединения, избирательного блока соответствующую часть понесенных ею расходов, включая средства, выделенные кандидату в депутаты или избирательному объединению, избирательному блоку на ведение предвыборной агитации.
Кандидаты в депутаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время подготовки и проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации.
Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов в пределах территории избирательного округа, в котором он баллотируется (кроме такси и заказных рейсов), из средств соответствующей избирательной комиссии.
Если кандидат баллотируется в избирательном округе в пределах территории города, где имеется несколько избирательных округов, он имеет право на возмещение транспортных расходов на территории города (кроме такси и заказных рейсов), из средств соответствующей избирательной комиссии.
Если кандидат имеет постоянное место жительства вне пределов избирательного округа, в котором он баллотируется, он имеет право на три поездки в избирательный округ туда и обратно на любом виде транспорта (кроме такси и заказных рейсов), оплачиваемые из средств соответствующей избирательной комиссии.
Кандидат приобретает право на возмещение транспортных расходов со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно. Порядок оплаты расходов определяет избирательная комиссия Смоленской области.
Кандидат в депутаты может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются избирательной комиссией Смоленской области по его письменному заявлению. Доверенные лица получают удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, письменно уведомив об этом избирательную комиссию Смоленской области, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения.
Кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налогаемым в судебном порядке, без согласия прокурора области.
Меры пресечения и иные уголовно-процессуальные меры могут быть применены к кандидату только по постановлению областного суда.При этом информация об этом факте должна быть представлена в избирательную комиссию Смоленской области в течение 24 часов.
Глава 6. Предвыборная агитация
Статья 37
Избиратели, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов в допускаемых законом формах и законными методами.
Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Кандидат, избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации.
В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, областная Дума, администрация области, органы местного самоуправления, должностные лица областной Думы, администрации области и органов местного самоуправления.
Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами и доверенными лицами кандидатов, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами.
Органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Ходатайства о выделении помещений для проведения таких собраний рассматриваются главами местного самоуправления в 5-дневный срок в порядке, установленном избирательной комиссией области.
Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.
Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается.
Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны безвозмездно предоставлять их в пользование на установленное время для встреч, кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам и избирательным объединениям.
Статья 38
Кандидаты в депутаты, избирательные объединения имеют право на предоставление им эфирного времени на каналах региональной государственной телерадиокомпании, осуществляющей телевизионное и радиовещание на территории области, на равных основаниях (бесплатно, при равном количестве предоставленного времени, равном времени выхода в эфир и других условиях).
Порядок предоставления эфирного времени кандидатам, избирательным объединениям по каналам региональной государственной телерадиокомпании и его использование устанавливается избирательной комиссией области по согласованию с органами управления телерадиокомпаний.
Кандидат, избирательное объединение имеют право требовать от негосударственной телерадиокомпании (телекомпании, радиокомпании), предоставившей другому кандидату, избирательному объединению эфирное время для проведения предвыборной агитации, предоставить ему равное по времени, условиям оплаты и иным условиям эфирное время.
Периодические печатные издания, одним из учредителей которых выступают областная Дума, администрация области или органы местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для публикации агитационных материалов всем кандидатам, избирательным объединениям.
Порядок опубликования агитационных материалов в периодических печатных изданиях, указанных в части четвертой настоящей статьи, устанавливается избирательной комиссией области по согласованию с редакциями средств массовой информации.
Предвыборная агитация через средства массовой информации осуществляется в виде предвыборных дебатов, "круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы.
Запрещается прерывать теле-, радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг.
Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении выборов через средства массовой информации, в том числе на государственных телевидении и радио, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.
Теле- и радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая хранится в течение 2 месяцев со дня выхода передачи в эфир.
Статья 39
Периодические печатные издания, учрежденные областной Думой, администрацией области исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, не вправе опубликовывать агитационные материалы кандидатов в депутаты и избирательных объединений.
В период агитационной кампании редакция периодического издания, предоставившая кандидату в депутаты, избирательному объединению место на полосе, не вправе отказать другому кандидату в депутаты, избирательному объединению в месте на полосе на тех же условиях и обязана это сделать в ближайших подготавливаемых номерах.
Положения части второй настоящей статьи не распространяются на периодические печатные издания, учрежденные кандидатами, избирательными объединениями, а также входящими в них общественными объединениями без иных соучредителей.
Статья 40
Партии и политические движения, иные общественные объединения, участвующие в выборах, отдельные кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.
Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Избирательная комиссия Смоленской области, а также окружные и участковые избирательные комиссии, которым стало известно о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, обязаны принять меры по недопущению их распространения и обратиться в соответствующие органы внутренних дел с требованием о пресечении противоправной агитационной деятельности.
Агитационные печатные материалы могут быть вывешены на специальных стендах, устанавливаемых в местах,определенных окружной избирательной комиссией и главой местного самоуправления, а также с согласия собственника или владельца, в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков.
При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, рассовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.
Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.
Поставленные в известность о противоправных выступлениях или о распространении противоправных агитационных материалов,избирательные комиссии принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а также в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов.
В течение 10 дней до дня выборов и в день выборов запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с предстоящими выборами.
В течение 7 дней до дня выборов запрещается распространение материалов, наносящих ущерб чести и достоинству кандидатов в депутаты.
В день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещения для голосования, могут сохраняться на прежних местах.
Глава 7. Финансирование выборов
Статья 41
Средства, выделенные на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение избирательной комиссии области в двадцатидневный срок после назначения выборов и распределяются ею между окружными избирательными комиссиями, которые распределяют полученные средства между участковыми избирательными комиссиями.
Окружные избирательные комиссии представляют избирательной области отчет о расходовании выделенных им средств не позднее 45 дней со дня официального опубликования результатов выборов.
Избирательная комиссия области представляет областной Думе отчет о расходовании средств, выделенных ей из бюджета, не позднее 3 месяцев со дня официального опубликования результатов выборов. отчет публикуется избирательной комиссией области в газете "Рабочий путь".
Статья 42
Кандидаты в депутаты и региональные избирательные объединения создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.
Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих средств:
а) средства, выделенных кандидату или избирательному объединению на предвыборную агитацию окружной избирательной комиссией;
б) собственных средств избирательного объединения или кандидата за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники;
в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, партией, политическим движением, иным общественным объединением;
г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
Сумма добровольного пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать 10-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а в избирательный фонд регионального избирательного объединения - 15-кратного. Сумма пожертвования отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда более, чем в 100 раз, а в избирательный фонд регионального избирательного объединения - более чем в 1000 раз.
Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений.
Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды региональным избирательным объединениям либо кандидатам.
Региональные избирательные объединения и кандидаты, создавшие избирательные фонды в соответствии с частью 2 настоящей статьи, обязаны в 30-дневный срок после опубликования итогов выборов представить окружной избирательной комиссии отчеты об использовании средств этих фондов. Указанные отчеты должны быть переданы в средства массовой информации окружной избирательной комиссией одновременно с представлением отчета избирательной комиссии области о расходовании средств, выделенных на проведение выборов.
Статья 43
Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд регионального избирательного объединения или кандидата, перечисляются на специальный счет в банке или кредитном учреждении, который открывается кандидатом или избирательным объединением с разрешения окружной избирательной комиссии после регистрации кандидата.
Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается законодательством Российской Федерации.
Не позднее 30 дней после определения результатов выборов по округу региональное избирательное объединение или кандидат обязаны представить в окружную избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. Форма отчета устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Остатки денежных средств на счетах кандидатов и избирательных объединений после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования.
Глава 8. Порядок голосования, подсчет голосов
избирателей установление результатов
выборов и их опубликование
Статья 44
Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий местными администрациями.
Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд с информацией о всех региональных избирательных объединениях и выдвинутых ими кандидатах, а также о всех кандидатах в депутаты, баллотирующихся в соответствующих избирательных округах, с обязательным указанием для всех кандидатов данных, требуемых статьей 34 настоящего Закона.
Статья 45
Для выборов депутатов Смоленской областной Думы каждый избиратель получает один избирательный бюллетень.Текст избирательного бюллетеня утверждается окружной избирательной комиссией.
В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества,даты рождения, занимаемой должности ( рода занятий), места работы и жительства и наименование избирательного объединения (блока) , выдвинувшего кандидата. Справа от данных о каждом кандидате в депутаты помещается пустой квадрат. В конце избирательного бюллетеня помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от него пустым квадратом.
В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня.
Избирательные бюллетени печатаются на русском языке по распоряжению избирательной комиссии Смоленской области, пересылаются окружным избирательным комиссиям не позднее 15 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее трех дней до дня выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более, чем на два процента. На обороте полученных избирательных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии и подписи двух ее членов.
В случае выбытия отдельных кандидатов в депутаты до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии, по указанию избирательной комиссии Смоленской области, вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах в депутаты либо изготавливают новые избирательные бюллетени.
Статья 46
Голосование в день выборов в Смоленскую областную Думу проводится с 8 до 22 часов. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов. В случае необходимости, с учетом местных условий, окружные избирательные комиссии могут по согласованию с избирательной комиссией области изменить время голосования при сохранении его продолжительности.
О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны письменно и через средства массовой информации оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения.
Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, по его письменному заявлению должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной (за 15-4 дня) или участковой (за 3-1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.
Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей окружной избирательной комиссии.
В случае досрочного голосования в помещении участковой избирательной комиссии, на обороте выдаваемого избирателю бюллетеня ставится печать соответствующей участковой избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену соответственно окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов соответствующей избирательной комиссии, а также подпись проголосовавшего избирателя.
Окружные избирательные комиссии передают заявления, списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую избирательную комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке избирателей проголосовавших таким образом избирателей - "проголосовал досрочно".
В 8 часов утра в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными избирательными бюллетенями, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них избирательные бюллетени в избирательный ящик, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии.
При получении избирательного бюллетеня член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер удостоверения личности или паспорта избирателя, а избиратель расписывается.
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.
Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя.
В избирательном бюллетене по выборам депутатов областной Думы избиратель ставит крест либо иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов".
Заполненный избирательный бюллетень избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя, его заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею.
В том случае, когда гражданин, имеющий право участвовать в выборах, не может прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по письменной или устной просьбе избирателя участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этого гражданина в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика. Таких ящиков не может быть более трех на участке. Указанная просьба должна быть подтверждена избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии.В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись.Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество избирательных бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений.
Организация голосования вне помещения для голосования должна исключить возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.
Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте.
Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
Статья 47
По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.
Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней.
Перед вскрытием избирательных ящиков председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии и наблюдателей погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их.
Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных.
Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных ящиках.
Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне избирательного участка.
В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находившиеся в переносных избирательных ящиках, могут быть признаны недействительными решением участковой избирательной комиссии.
Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования.
При подсчете голосов, прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально, снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии, либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также избирательные бюллетени, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более, чем в одном квадрате, либо не проставлен ни в одном из них. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются.
Подсчет голосов осуществляют непосредственно члены участковой избирательной комиссии, обладающие правом решающего голоса.
Подсчет голосов на избирательном участке должен проводиться без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.
Участковая избирательная комиссия составляет в трех экземплярах протокол об итогах голосования на данном участке.
В протокол вносятся следующие данные:
число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно;
число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней,содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
число действительных избирательных бюллетеней;
число недействительных избирательных бюллетеней (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;
число голосов, поданных за каждого кандидата;
число голосов, поданных против всех кандидатов.
Протоколы подписываются всеми членами комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первым экземплярам протоколов прикладывается жалобы и заявления, поступившие в избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения комиссии.
Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса немедленно направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию.
Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, списками членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от избирательных объединений и кандидатов, представителей печати, телевидения, радио, присутствующих на заседании участковой избирательной комиссии, хранятся у секретаря комиссии до окончания ее работы.
Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов,наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя, участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования.
Избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее, чем через десять дней после официального объявления итогов выборов в областную Думу.
Статья 48
На основании подлинных протоколов участковых избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия в суточный срок со дня выборов устанавливает результаты выборов по избирательному округу.
Избранным признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что это число голосов превышает число голосов, поданных против всех кандидатов. В случае, если наибольшее число голосов, полученных кандидатом, равно числу голосов, поданных против всех кандидатов, кандидат считается избранным. При равном количестве полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, в поддержку которого при выдвижении собраны подписи большего числа избирателей.
Окружная избирательная комиссия признает выборы по округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
Окружная избирательная комиссия признает выборы по избирательному округу несостоявшимися, если число голосов, поданных против всех кандидатов, превышает число голосов, поданных за кандидата, получившего наибольшее число голосов, либо если в выборах приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей.
Окружная избирательная комиссия составляет протокол о результатах выборов в избирательном округе, в который вносятся следующие данные:
общее количество участковых избирательных комиссий в округе;
количество протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен настоящий протокол;
число избирателей по избирательному округу, внесенных в список избирателей;
число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день выборов;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
число избирательных бюллетеней,выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней,содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
общее число действительных избирательных бюллетеней;
общее число недействительных избирательных бюллетеней (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
фамилии, имена и отчества внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них;
число голосов, поданных против всех кандидатов;
фамилия, имя и отчество избранного кандидата.
Установление итогов голосования и результатов выборов в избирательных комиссиях осуществляется в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объединения.
При подписании протокола о результатах выборов члены окружной избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Протокол о результатах выборов составляется в трех экземплярах и подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и всеми членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Первый экземпляр протокола незамедлительно направляется в избирательную комиссию области, другой экземпляр протокола хранится у секретаря окружной избирательной комиссии до окончания срока ее полномочий.
Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов,наблюдателям, членам окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или наблюдателя,окружная избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола о результатах выборов.
Вся документация избирательной комиссии Смоленской области, окружных и участковых избирательных комиссий хранится не менее шести месяцев, избирательные бюллетени - не менее одного года, протоколы об итогах голосования и результатах выборов - весь срок полномочий комиссии и год со дня объявления даты следующих выборов.
На основании протоколов окружных избирательных комиссий о результатах выборов избирательная комиссия Смоленской области в течение пяти дней по их получении определяет и публикует общие итоги выборов.
Избирательная комиссия Смоленской области признает недействительными выборы по отдельным избирательным округам, если установит, что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения Закона о выборах в Смоленскую областную Думу не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
В избирательных округах, выборы в которых не состоялись из-за того, что в них большинство избирателей проголосовало против всех кандидатов, либо в них приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей, или выборы признаны недействительными по причине нарушений настоящего Закона, избирательная комиссия Смоленской области в месячный срок принимает решение о назначении повторных выборов и определяет календарные сроки избирательных действий, руководствуясь настоящим Законом. Избирательная комиссия Смоленской области может распорядиться о формировании в этих случаях окружных и участковых избирательных комиссий в новом составе.
Статья 49
Соответствующая окружная избирательная комиссия после подписания протокола о результатах выборов извещает об этом кандидата в депутаты, избранного в Смоленскую областную Думу.
Кандидат, избранный депутатом областной Думы, в пятидневный срок в письменном виде обязан сообщить в окружную избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата областной Думы с приложением к сообщению заверенной копии приказа или распоряжения об освобождении его от этих обязанностей.
В случае, если избранный по округу кандидат не выполнит в пятидневный срок требование о сложении им с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата областной Думы, избирательная комиссия Смоленской области распределяет освободившийся депутатский мандат в порядке, предусмотренном статьей 51 настоящего Закона.
Окружная избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов депутатов областной Думы и после опубликования общих итогов выборов избирательной комиссией Смоленской области в трехдневный срок производит регистрацию избранного депутата областной Думы и выдачу ему временного удостоверения об избрании при условии выполнения им требований части второй настоящей статьи.
Статья 50
Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю или представителю средств массовой информации.
Избирательные комиссии всех уровней, кроме участковых, публикуют полные данные,содержащиеся в протоколах избирательной комиссии соответствующего уровня о результатах выборов и протоколах непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, на основании которых подводились результаты выборов в соответствующих избирательных комиссиях.
Публикация должна быть осуществлена в течение месяца после дня выборов.
Глава 9. Заключительные положения
Статья 51
В случае досрочного выбытия депутата областной Думы избирательная комиссия области в двухнедельный срок дает свое заключение областной Думе о сроках проведения дополнительных выборов.
После получения заключения областная Дума принимает решение о назначении дополнительных выборов в соответствующем избирательном округе, которые проводятся в соответствии с настоящим Законом.
Если до окончания срока полномочий Смоленской областной Думы остается год, либо менее года, дополнительные выборы не назначаются и не проводятся.
Статья 52
В случае обнаружения фальсификации подписей в подписных листах, если количество таковых превышает два процента собранных подписей, либо если количество оставшихся подписей недостаточно для регистрации, согласно условиям настоящего Закона о выборах в Смоленскую областную Думу, регистрация отдельного кандидата аннулируется соответствующей окружной избирательной комиссией. Если фальсификация в указанных размерах устанавливается после выборов, соответствующие мандаты могут быть аннулированы судом по заявлению окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии области.
Статья 53
Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом, препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов, либо препятствующие работе работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 54
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
Смоленской области |
А.Е.Глушенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Смоленской областной Думы от 28 марта 1996 г. N 45 "О проекте областного закона "О выборах депутатов Смоленской областной Думы"
Текст решения опубликован в Вестнике Смоленской областной Думы от 19 апреля 1996 г. N 1