Рассмотрев законодательную инициативу Сахалинской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации поправки к статье 67 Конституции Российской Федерации, решение постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка, Смоленская областная Дума решила:
Законодательную инициативу Сахалинской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации поправки к статье 67 Конституции Российской Федерации поддержать.
Председатель
областной Думы |
В.И. Анисимов |
Проект
Вносится Сахалинской
областной Думой
Закон
Российской Федерации
о поправке к Конституции Российской Федерации
О внесении дополнений в статью 67
Конституции Российской Федерации
Статья 1. Внести в Конституцию Российской Федерации ("Российская газета", N 237, 1993; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 13, ст. 152; 1996, N 7, ст. 676) следующие дополнения:
1. Часть первую статьи 67 дополнить новым предложением в следующей редакции: "Территория Российской Федерации неотторжима.".
2. Часть третью статьи 67 дополнить новым предложением в следующей редакции: "Границы субъекта Российской Федерации, являющиеся частью Государственной границы Российской Федерации, могут быть изменены только с согласия субъекта Российской Федерации, определяемого итогами референдума, проведенного на территории субъекта Российской Федерации.".
3. Дополнить статью 67 четвертой частью в следующей редакции:
"4. Правовые акты, содержащие положения об отторжении территории Российской Федерации, не подлежат изданию, введению в действие и применению.".
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 3. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом Российской Федерации.
Президент
Российской Федерации |
В. Путин |
Из пояснительной записки
к проекту закона Российской Федерации о поправке
к Конституции Российской Федерации
"О внесении дополнений в статью 67
Конституции Российской Федерации"
1. Обоснование необходимости принятия данного законопроекта
Разработка и принятие проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О внесении дополнений в статью 67 Конституции Российской Федерации" обусловлены необходимостью дополнения Конституции Российской Федерации положениями о неотторжимости Российской территории или ее части с учетом усилившихся за последние годы территориальных притязаний.
За период действия Конституции Российской Федерации (с 12 декабря 1993 года и по настоящее время) произошли значительные изменения как в общероссийском государственном законодательстве (принята 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации), так и в международном праве. Россия присоединилась к Венским конвенциям: о праве международных договоров (1969 год); о праве международных договоров между государствами и международными организациями (1986 год), а также был ратифицирован целый ряд международных нормативно-правовых актов). Кроме изменений, произошедших в государственном и международном праве, произошли изменения в отношениях с сопредельными государствами (так называемое "дальнее зарубежье") и с государствами из состава бывшего СССР ("ближнее зарубежье").
Произошедшие изменения не нашли своего отражения в Законе Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", в связи с чем некоторые его положения (определяющие понятие, статус Государственной границы и принципы ее установления, а также устанавливающие особые льготные правила промысловой и иной деятельности иностранным физическим и юридическим лицам как на Государственной границе, так и на территории Российской Федерации) не регулируют отношения по обеспечению целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а, наоборот, создают очаги социально-экономической и политической напряженности как внутри страны (особенно в субъектах Российской Федерации, границы которых являются одновременно частью Государственной границы), так и во взаимоотношениях с сопредельными государствами.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" любые международные договоры Российской Федерации (межгосударственные, межправительственные договоры, договоры межведомственного характера) или их части до вступления в силу могут применяться в Российской Федерации временно, если это предусмотрено в самом договоре или если об этом была достигнута договоренность со сторонами, подписавшими договор (пункт 1). При этом пунктом 2 определено, что решения о временном применении в Российской Федерации международного договора или его части принимаются органом, принявшим решение о подписании международного договора, в порядке, установленном статьей 11 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации". В Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" не предусмотрены сроки временного применения международного договора, в связи с чем они применяются, не будучи ратифицированными, в течение длительного времени.
Например, соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав недропользования 1998 года временно применяется с момента подписания, хотя в результате его нератификации оно не вступило в силу.
Второй пример. Соглашением между правительствами Российской Федерации и Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов 21 февраля 1998 года японской стороне выделили квоты на вылов рыбы в территориальном море России вблизи островов южной Курильской гряды. На ратификацию указанное соглашение не направлялось.
Третий пример. Соглашением между Правительством СССР и Республики Корея о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 16 сентября 1991 года предусмотрено выделение квот южнокорейским рыбакам для промысла сайры в территориальном море России в районе Южных Курил.
Аналогичное положение сложилось в США в части разграничения морских пространств Берингова моря. Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств 1990 года до сих пор не ратифицировано и применяется временно.
Таким образом, предусмотренная статьей 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" возможность бессрочного временного применения в Российской Федерации любых международных договоров (межгосударственные, межправительственные договоры, договоры межведомственного характера) или их части позволяет устанавливать и изменять статус Государственной границы соответствующими соглашениями исключительно в интересах иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих промысловую деятельность на Государственной границе и непосредственно на территории России.
Аналогичные положения (не обеспечивающие целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации) содержатся в Федеральном законе "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (пункт 2 статьи 20).
Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" предусмотрено ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности иностранными юридическими и физическими лицами непосредственно на Государственной границе либо на территории Российской Федерации, которая осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или иными договоренностями с иностранными государствами (статья 13).
Выводы по обоснованию необходимости принятия данного законопроекта
Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", а также федеральные законы ("О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", "О международных договорах Российской Федерации"), регулирующие сходные отношения (в части обеспечения правопорядка на Государственной границе) содержат правила, противоречащие Конституции Российской Федерации.
1. Преамбулой Конституции Российской Федерации определена необходимость в сохранении исторически сложившегося государственного единства и возрождении суверенной государственности России.
2. "Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию" (временное приостановление этого положения Конституцией не предусмотрено).
3. Согласно части 3 статьи 4 Конституции "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории" (временное приостановление этого положения Конституцией не предусмотрено).
4. Согласно части 3 статьи 5 - "Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности", "равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации" (временное приостановление действия указанных принципов Конституцией Российской Федерации не предусмотрено и противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права).
5. Закрепленный частями 1 и 4 статьи 5 Конституции Российской Федерации принцип равноправия субъектов Российской Федерации нарушается в отношении тех субъектов, границы которых одновременно являются частью Государственной границы.
6. Согласно части 1 статьи 9 Конституции "земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории" (временное лишение этого права граждан России, проживающих на территориях субъектов Российской Федерации, границы которых совпадают с частью Государственной границы, путем временного применения нератифицированных международных соглашений и договоренностей Конституцией Российской Федерации не предусмотрено и противоречит принципам и нормам международного права).
7. Часть 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации запрещает действия, направленные на нарушение целостности России и подрыв безопасности государства (заключение временных международных соглашений и договоренностей по использованию российских ресурсов на территории России подрывает безопасность государства).
8. В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции "законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации", а согласно статье 18 "права и свободы человека и гражданина ... определяют смысл, содержание и применение законов, ... деятельность исполнительной власти". Данное конституционное положение соответствует принципам и нормам международного права (т.е. нератифицированные международные соглашения и договоренности нарушающие права и свободы граждан, проживающих на сопредельных с иностранными государствами территориях, применяться на территории России не могут даже временно).
9. В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы являются (1) общепризнанные принципы международного права, (2) общепризнанные нормы международного права, (3) международные договоры Российской Федерации, (4) Конституция Российской Федерации (закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" в этой части противоречит Конституции, поскольку предписывает установление статуса Государственной границы только международными договорами (договоренностями и соглашениями).
10. Согласно части 6 статьи 125 Конституции Российской Федерации "не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению" (т.е. правовые акты, предусматривающие временное отторжение территории России антиконституционны).
2. Цели и задачи принятия законопроекта
Цель данного законопроекта - установление конституционных положений, запрещающих отторжение Российской территории.
Основной задачей законопроекта является обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории субъектов Российской Федерации, границы которых совпадают с Государственной границей России. Второй, не менее важной задачей, является установление нормы, запрещающей издавать акты (в т.ч. и нормативно-правового характера), содержащие положения об отторжении той или иной части территории России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Смоленской областной Думы от 8 августа 2001 г. N 261 "О законодательной инициативе Сахалинской областной Думы по внесению поправки к статье 67 Конституции Российской Федерации"
Текст решения опубликован в Вестнике Смоленской областной Думы N 7 от 10 октября 2001 г.