Рассмотрев законодательную инициативу Законодательного Собрания Владимирской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", решение комитета по социальной политике, Смоленская областная Дума
постановляет:
Законодательную инициативу Законодательного Собрания Владимирской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" поддержать.
Председатель областной Думы |
В.И. Анисимов |
Проект
Вносится Законодательным Собранием
Владимирской области
Российская Федерация
Федеральный Закон
О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
Статья 1. Внести в Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1929; N 48, ст. 4566; 1996, N 26 ст. 3028, N 49, ст. 5489; 1997, N 1 ст. 3; 1998, N 30 ст. 3613, N 31, ст. 3812; 1999, N 29 ст. 3692; 2000, N 29 ст. 3002, N 33, ст. 3348; 2001, N 23 ст. 2285, N 53 ст. 5017) следующие изменения и дополнения:
1. В статье 12 слова "4500 рублей" заменить словами "6000 рублей".
2. В статье 15 слова "в размере 500 рублей, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход" заменить словами "в размере 600 рублей на первого ребенка, в размере 900 рублей на второго ребенка и на каждого из последующих детей".
3. В части первой статьи 17 слова "в размере 70 рублей" заменить словами "в размере 210 рублей".
Статья 2. Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2003 года.
Президент
Российской Федерации |
В. Путин |
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей" (в части увеличения размеров пособий)
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в части увеличения размеров пособий) подготовлен с учетом Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной Правительством Российской Федерации (распоряжение от 24 сентября 2001 года N 1270-р).
Законопроектом предусматривается увеличение размеров следующих видов пособий:
единовременного пособия при рождении (усыновлении) ребенка с 4500 до 6000 рублей (статья 12);
ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 500 рублей (независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход) до 600 рублей на первого ребенка, 900 рублей на второго ребенка и последующих детей (статья 15);
ежемесячного пособия на ребенка с 70 рублей (базовый размер) до 210 рублей.
По данным Минэкономразвития России, в период с 1998 года покупательная способность социальных пособий упала более чем в четыре раза. Например, размер ежемесячного пособия на ребенка в возрасте до 16 лет, которое получают 21746306 российских детей, составляет 70 рублей или 4,5 процента от величины прожиточного минимума для детей (по данным Минтруда России и Госкомстата России за IV квартал 2001 г.). Однако доходы большинства российских семей сегодня таковы, что даже незначительное увеличение размера пособий способно составить существенную часть их денежных доходов и, в определенной степени, положительно воздействовать на изменение демографической ситуации в стране.
Социологические исследования показывают, что уровень материального обеспечения семей напрямую связан с количеством детей в них. Практически в каждом втором домохозяйстве с несовершеннолетним ребенком среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума. При двух детях таких домохозяйств уже почти 65% семей, при трех - 80%, при четырех - почти все. Это обстоятельство является одной из причин, по которой супружеские пары не желают иметь детей.
Демографическая ситуация, сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации, характеризуется устойчивой депопуляцией (превышением числа умерших над числом родившихся). Одна из причин депопуляции - низкая рождаемость. В 2000 году родилось 1267 тыс. человек, что на 722 тыс. человек, или в 1,6 раза, меньше, чем в 1990 году. Современные уровни рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится в 1,2 раза рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. В ряде регионов, расположенных в центральной части России, суммарный коэффициент рождаемости составляет около одного рождения на одну женщину.
Учитывая это, в качестве приоритетов демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года определено в частности, - "повышение материального благосостояния, уровня и качеств жизни семьи", а также "создание социально-экономических условий, благо приятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей". В связи с этим Концепцией предусмотрено дальнейшее развитие законодательства, регламентирующего совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышение размеров пособий и обеспечение их адресности. На достижение этих целей и направлен предлагаемый законопроект.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата указанных видов пособий гражданам, имеющим детей, производится как за счет средств Фонда социальной страхования Российской Федерации, так и за счет средств федерального бюджета.
При этом за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации выплачиваются: единовременное пособие при рождении ребенка ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
За счет средств федерального бюджета выплачиваются:
единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел; женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
женщинам, уволенным в период отпуска по ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций, а также в связи с истечением срока их трудового договора (контракта) в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или е связи с переводом мужа из таких воинских частей в Российскую Федерацию.
В связи с этим на реализацию закона потребуются дополнительные средства (по сравнению с предусмотренными Федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год") в объеме 4140,9 млн. рублей из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и в объеме 47808,9 млн. рублей из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Смоленской областной Думы от 27 ноября 2002 г. N 245 "О законодательной инициативе Законодательного Собрания Владимирской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" от 28 декабря 2002 г. N 13