Постановление Арбитражного суда Смоленской области
от 21 февраля 2005 г. N А-62-4420/2004
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 июня 2005 г. N А62-4420/2004 настоящее постановление оставлено без изменения
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2005 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2005 г.
ЗАО "РАЗ" Обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании частично недействительным требования Межрайонной ИМНС России N 1 по Смоленской области от 05.05.04 г. N 937 в части предъявления к уплате пени по единому социальному налогу в размере 412 751 руб. 09 коп.
Решением суда от 17.12.04 г. заявленные требования удовлетворены полностью.
Межрайонная ИМНС России N 1 по Смоленской области обратилась в суд с апелляционной жалобой, считает, что решение от 17.12.04 г. принято с нарушением норм материального права. Инспекция полагает, что при исчислении авансовых платежей по единому социальному налогу страхователем формируется налоговая база исходя из сумм выплат и иных вознаграждений начисленных в пользу физических лиц; авансовые платежи, по своей природе являются частью налога, причитающегося уплате в бюджет за конкретный отчетный период. Соответственно начисление пеней за несвоевременную уплату в бюджет ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, является правомерным.
ЗАО "РАЗ" в отзыве на апелляционную жалобу отклонил изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ЗАО "РАЗ" в судебном заседании возразил против доводов Инспекции, считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, исследовав материалы дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда от 17.02.04 г.
Как следует из материалов дела Инспекция МНС России N 1 по Смоленской области направила ЗАО "РАЗ" требование N 937 от 05.05.04 г. об уплате в срок до 21.05.04 года 6 773 438,62 руб. недоимки по налогу на имущество, единому социальному налогу и 420 025,79 руб. пени за несвоевременную уплату налога на имущество и единого социального налога.
Суд первой инстанции, удовлетворяя в части заявленные требования, правомерно исходил из того обстоятельства, что начисление пеней за неуплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, является несоответствующим действующему законодательству.
Пунктом 1 ст. Статья 75 НК РФ установлено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего установленным законодательство о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Пунктами 1 ст. 53, 54 НК РФ установлено, что налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода. Под налоговым периодом согласно п. 1 ст. 55 НК РФ понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.01 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кокса. Российской Федерации" указано, что пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ. могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст.ст. 53 и 54 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 237 НК РФ налоговая база по единому социальному налогу определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
В соответствии со ст. 240 НК РФ налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, а отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Пунктом 3 ст. 243 НК РФ установлено, что в течении отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя их величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченной за этот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Сумма ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу в соответствии с действующим законодательством, исчисляется не по итогам отчетного периода, а подлежащая уплате в бюджет сумма единого социального налога определяется по итогам отчетных и налоговых (расчетных) периодов исходя из налоговой базы с учетом дифференцированной ставки налогообложения.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что авансовые платежи не могут квалифицироваться в качестве налогов, несвоевременная уплата которых влечет начисление пеней в соответствии со ст. 75 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.12.04 г. законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьями 267 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.12.04 г. по Делу N А-62-4420/2004 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции МНС России N 1 по Смоленской области без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее постановление в течение двух месяцев после вступления его в законную силу в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск), кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Смоленской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Смоленской области от 21 февраля 2005 г. N А-62-4420/2004
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Смоленской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 июня 2005 г. N А62-4420/2004 настоящее постановление оставлено без изменения