Постановление Арбитражного суда Смоленской области
от 20 апреля 2006 г. N А-62-3798/2005
(извлечение)
Резолютивная часть решения оглашена 13 апреля 2006 года
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2006 года
ООО "СКК" обратилось с требованием к Межрайонной Инспекции ФНС России N 2 по Смоленской области о признании частично недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности от 08.06.2005 N 81.
Инспекция в порядке ст. 132 АПК РФ обратилась с встречным заявлением о взыскании с Общества налоговых санкций по оспариваемому решению в размере 27302 рублей.
Решением суда первой инстанции от 15.02.2006 требования сторон удовлетворены частично: решение налогового органа признано недействительным в части начисления пени за неуплату ЕСН за 2002 год, 1 квартал 2005 года, с Общества взысканы налоговые санкции по встречному заявлению в размере 1200 рублей. В удовлетворении остальных требований сторон отказано.
Инспекция, не согласившись с решением суда в части признания недействительным решения налогового органа от 08.06.2005 N 81, направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, в удовлетворении предъявленных требований Общества отказать.
В связи с отсутствием возражений лиц. участвующих в деле, судом апелляционной инстанции в порядке ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяется законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика по делу с доводами жалобы не согласился, просит оставить решение суда от 15.02.2006 без изменения.
Исследовав и оценив материалы дела по правилам ст. 71 АПК РФ, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция полагает, что решение суда от 15.02.2006 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества, в результате которой, в том числе, установлено занижение налогоплательщиком по результатам 2002 года, 1 квартал 2005 года суммы ЕСН вследствие превышения суммы примененного в соответствии с п. 2 ст. 243 Налогового кодекса РФ налогового вычета над суммой фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за этот же период.
По результатам проверки Инспекцией 08.06.2006 принято решение N 81, которым налогоплательщику (в части единого социального налога) предложено уплатить сумму начисленных пени за неуплату ЕСН за 2002 год в размере 11862 рубля, за неуплату ЕСН за 1 квартал 2005 года - в размере 52 рублей.
Общество, полагая, что решение налогового органа в указанной части принято с нарушением положений ст. 243 НК РФ, нарушает права и законные интересы заявителя, так как возлагает дополнительные налоговые обязательства по уплате пени, обратилось в суд с заявлением о признании решения недействительным в части начисления пени за неуплату единого социального налога.
Решением суда первой инстанции от 15.02.2006 года требования заявителя в указанной части удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в обжалуемой части, пришел к выводу об обоснованности и законности решения суда первой инстанции.
Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ статья 243 Налогового кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции, в частности пункт 2 дополнен абзацем следующего содержания: "Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период". Указанное положение вступило в силу с 01.01.2002 года.
Статьей 9 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ установлена норма, в соответствии с которой в случае, если по итогам месяца сумма, на которую уменьшена сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по единому социальному налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, превысит сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за соответствующий месяц, такая разница признается с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по единому социальному налогу, занижением суммы единого социального налога. Данное положение в соответствии со статьей 10 названного Федерального закона вступало в силу с 1 января 2002 года и утрачивало силу с 1 января 2003 года.
Согласно п. 3 ст. 243 Налогового кодекса РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, из анализа указанных норм следует, что при неуплате налога за отчетный период в сроки, установленный ст. 243 Налогового кодекса РФ, данные суммы будут являться задолженностью налогоплательщика.
В соответствии с положениями абзаца 4 пункта 3 ст. 243 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в 2005 году) в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Таким образом, для целей применения налогового вычета сумма страховых взносов, исчисленных в соответствии с положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, должна быть равна сумме уплаченных страховых взносов. Соответствие положений абзаца 4 пункта 3 ст. 243 Налогового кодекса РФ ст. 35, 55, 57 Конституции РФ проверялось Конституционным Судом РФ (определения от 08.11.2005 N 457-О, N 440-О).
Как следует из материалов дела, в 2002 году, 1 квартале 2005 года Общество уплачивало несвоевременно страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на сумму которых налогоплательщиком был применен вычет.
На основании изложенного, в силу положений ст. 9 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ, п. 3 ст. 243 Налогового кодекса РФ разница между примененным налоговым вычетом и суммой страховых взносов, фактически уплаченных в бюджет Пенсионного фонда РФ, была признана налоговым органом занижением суммы единого социального налога, что повлекло начисление пени.
Пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Пунктами 1 статей 53, 54 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Под налоговым периодом согласно пункту 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база по единому социальному налогу, согласно пункту 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
В соответствии со статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу (20 числа следующего месяца).
Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период (30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом), либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.
Поскольку законодателем определено, что сумма ежемесячных авансовых платежей исчисляется не по итогам отчетного периода, а подлежащая уплате в бюджет сумма единого социального налога определяется по итогам отчетных и налоговых периодов, исходя из налоговой базы с учетом дифференцированной ставки налогообложения, суд полагает, что решение налогового органа в части начисления пени при неуплате ежемесячных авансовых платежей является незаконным, противоречит положениям ст. 75 Налогового кодекса РФ и нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Так как налоговым органом произведен расчет пени исходя из уплаты ежемесячных авансовых платежей, перерасчет пени по итогам отчетного (налогового) периода не представлен (протокол судебного заседания от 13.04.2006), решение налогового органа от 08.06.2005 в части начисления пени за неуплату единого социального налога в 2002, 1 квартале 2005 года обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.
Руководствуясь статьями 102, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.02.2006 по делу N А-62-3798/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в арбитражный суд кассационной инстанции - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Смоленской области от 20 апреля 2006 г. N А-62-3798/2005
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Смоленской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании