В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Главы города Смоленска от 07.05.2008 N 250 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ, их формирования и реализации", руководствуясь Уставом города Смоленска, Администрация города Смоленска постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную долгосрочную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Смоленске на 2011-2013 годы и на перспективу до 2020 года".
2. Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Смоленска (Н.С. Петроченко) обеспечить координацию работ по выполнению программы.
3. Финансово-казначейскому управлению Администрации города Смоленска (В.Н. Абрамов) обеспечить финансирование программы в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Смоленска на ее реализацию в период с 2011 по 2020 год.
4. Информационно-аналитическому отделу Администрации города Смоленска (Ю.С. Андреева) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Комитету по информационным ресурсам и телекоммуникациям Администрации города Смоленска (С.В. Пивоваров) разместить настоящее постановление на сайте Администрации города Смоленска.
6. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
И.о. Главы |
А.С. Бочкарев |
Муниципальная долгосрочная целевая программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Смоленске на 2011-2013 годы и на перспективу до 2020 года"
(утв. постановлением Администрации г. Смоленска от 29 июля 2010 г. N 1377-адм)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Муниципальная долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Смоленске на 2011-2013 годы и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; - Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики"; - Перечень поручений Президента Российской Федерации от 15.07.2009 N Пр-1802 ГС по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 2 июля 2009 г.; - постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.1998 N 588 "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России"; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 N 1-р "Об утверждении основных направлений государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года"; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р "Об энергетической стратегии России на период до 2030 года"; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; - приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; - постановление Администрации Смоленской области от 26.11.2007 N 418 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года)"; - постановление Администрации Смоленской области от 21.04.2008 N 248 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных областных целевых программ"; - распоряжение Администрации Смоленской области от 24.09.2009 N 1205-р/адм "Об одобрении Концепции повышения энергетической эффективности экономики Смоленской области и сокращения энергетических издержек в бюджетном секторе на 2011-2020 годы"; - постановление Главы города Смоленска от 07.05.2008 N 250 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ, их формирования и реализации" |
Заказчик Программы |
Администрация города Смоленска |
Координатор Программы |
Заместитель Главы города Смоленска, курирующий работу Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Смоленска |
Организатор Программы |
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Смоленска |
Разработчики Программы |
ОАО "Центр энергосбережения и повышения энергетической эффективности", ЗАО "ВНИИЭФ-ЭНЕРГИЯ" |
Цели Программы |
- снижение энергоемкости муниципального продукта города Смоленска; - сокращение потерь энергетических ресурсов при их производстве, транспортировке и потреблении; - обновление, развитие и модернизация материально-технической базы топливно-энергетического комплекса; - развитие организаций коммунального комплекса; - повышение энергетической безопасности города Смоленска и качества снабжения потребителей энергетическими ресурсами; - улучшение экологических показателей окружающей среды и других показателей качества жизни населения города Смоленска |
Задачи Программы |
- внедрение высокоэффективных энергосберегающих технологий; - проведение специальных мероприятий по повышению энергоэффективности учреждений бюджетной, социальной сферы и объектов жилищно-коммунального хозяйства; - внедрение средств учета, контроля и регулирования энергетических ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); - внедрение современных инновационных технологий в области управления и контроля потребления энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном комплексе; - восстановление, реконструкция и строительство инженерных сетей; - интеграция и реконструкция бесхозяйных и ведомственных сетей; - создание дополнительных экономических стимулов энергосбережения; - развитие инновационных малых предприятий, обеспечивающих разработку и внедрение энергоэффективных материалов, оборудования, технологий; - активная пропаганда энергоресурсосбережения среди населения и других групп потребителей; - повышение уровня компетентности работников муниципальных учреждений в вопросах энергосбережения и повышения энергетической эффективности |
Сроки и этапы реализации Программы |
2011-2013 годы с перспективой до 2020 года, в том числе: 2011-2013 годы - I этап; 2014-2020 годы - II этап |
Исполнители Программы |
Управление жилищно-коммунального хозяйства, управление муниципального строительства, управление образования и молодежной политики, управление культуры, управление здравоохранения, управление опеки и попечительства, управление муниципального имущества, комитет по транспорту, МУП "Смоленсктеплосеть", СМУП "Горводоканал", МУП "Автколонна-1308", МУ "ТТП", филиал ОАО "Квадра" "Смоленская региональная генерация", управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, собственники жилых помещений в многоквартирных домах |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 2212537 тыс.руб., в том числе: средства федерального бюджета - 251873 тыс.руб.; средства бюджета города Смоленска - 487675,08 тыс.руб.; внебюджетные средства - 1486189 тыс.руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (I этап): - снижение энергоёмкости муниципального продукта на 18% (по сравнению с 2007 годом); - экономия тепловой энергии не менее 1,8 млн.Гкал; - экономия электрической энергии не менее 374,2 млн.кВт.ч; - экономия природного газа не менее 6,5 млн.куб.м; - доля зданий, строений и сооружений, находящихся в муниципальной собственности города Смоленска, в которых расположены органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, прошедших энергетическое обследование и имеющих энергетический паспорт - 100%; - доля электрической энергии, произведенной генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, в совокупном объёме производства электрической энергии не менее 4,5% к 2020 году. Ожидаемые результаты реализации II этапа Программы устанавливаются исходя из итогов реализации мероприятий I этапа |
Органы, осуществляющие контроль за ходом реализации Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляет Администрация города Смоленска, а также государственные органы, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за соблюдением законодательства РФ и наделённые соответствующими полномочиями |
1. Общие положения
Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на современном этапе является одной из важнейших стратегических задач социально-экономического развития города Смоленска и одним из приоритетных направлений экономической политики города на 2010-2013 годы и на перспективу до 2020 года.
Одной из актуальных задач указанного периода является реализация энергоэффективных и энергосберегающих мероприятий во всех сферах хозяйственной деятельности. Особенно значительны резервы энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве и теплоэнергетике.
Модернизацию системы водоснабжения и канализации, тепловых и электрических сетей необходимо осуществлять, опираясь на принципы ресурсосберегающих технологий, предусматривая как традиционные источники энергоснабжения, так и развитие нетрадиционных источников.
Муниципальная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Смоленске на 2011-2013 годы и на перспективу до 2020 года" разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";
- Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Указом Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики";
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 N 1-р "Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года";
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р "Об энергетической стратегии России на период до 2030 года";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности";
- приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
- постановлением Администрации Смоленской области от 21.04.2008 N 248 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных областных целевых программ";
- постановлением Главы города Смоленска от 07.05.2008 N 250 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ, их формирования и реализации".
Реализация Программы будет осуществляться на основе выполнения отдельных мероприятий, взаимосвязанных по целям, задачам и срокам исполнения.
Основные усилия будут сосредоточены на первоочередных вопросах, связанных с формированием структуры эффективного управления энергосбережением в масштабах города, созданием рыночных механизмов перераспределения присоединенных мощностей и потребляемых нагрузок, организацией механизма контроля за выполнением Программы, кадровой подготовкой специалистов.
Понятия, термины и сокращения, используемые в Программе, употребляются в значениях, установленных Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и Смоленской области.
2. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программным методом
Город Смоленск является административным центром Смоленской области. Город располагается по обоим берегам верхнего Днепра, который здесь глубоко врезается (перепад высот более 90 м) в Смоленскую возвышенность, являющуюся западной частью обширной Смоленско-Московской гряды.
Смоленск имеет выгодное географическое положение, так как расположен на путях из Москвы в Республику Беларусь, Прибалтику, страны Центральной и Западной Европы. Расстояние от Смоленска до Москвы составляет 384 км.
Климат Смоленска умеренноконтинентальный со сравнительно теплым летом и умеренно холодной зимой. Формируется в значительной мере под влиянием влажного воздуха с Атлантики, но в любое время года возможен приток арктических воздушных масс. Средняя годовая температура 4,3°С. Часты туманы - 103 дня в году. Грозы наблюдаются 28 дней за год. В течение года преобладает пасмурная погода (178 дней). Преобладают ветры западного, юго-западного и южного направлений.
Численность постоянного населения Смоленска по состоянию на 1 января 2010 года составляет 314,5 тыс. человек.
Смоленск разделен на три внутригородских района, не являющихся муниципальными образованиями: Ленинский, Промышленный и Заднепровский. Площадь города составляет 166,35 кв.км.
Основой экономики города является промышленность. Она является важнейшей и определяющей отраслью экономики и жизнедеятельности города. Смоленск известен как один из центров машиностроения, представленного такими крупными предприятиями, как ОАО "Смоленский авиационный завод", ОАО "Измеритель", ФГУП СПО "Аналитприбор", ОАО "Смоленский завод радиодеталей", ОАО "ОСРАМ", ЗАО "Смоленский автоагрегатный завод им.В.П. Отрохова АМО ЗИЛ", ОАО "Айсберг", ООО "Аркада-Инжиниринг".
Одной из важнейших отраслей является пищевая промышленность, которая оказывает непосредственное положительное влияние на развитие сельского хозяйства - её сырьевую базу. Продукция предприятий пищевой промышленности, таких как ОАО СМК "РОСА", Смоленское ОАО "Бахус", ЗАО "Хлебопек", ООО "Смолмясо", ОАО "САОМИ", ОАО "Смоленский комбинат хлебопродуктов", ОАО "Смоленский хладокомбинат", филиал ЗАО "Тасис-Агро" - "Смоленский СКК" пользуется стабильным спросом как на территории смоленского региона, так и за его пределами.
Ювелирное производство представлено Смоленским ОАО "ПО "Кристалл", являющимся крупнейшим производителем бриллиантов в России, а также совместными предприятиями с его участием.
Основные предприятия лёгкой промышленности: ЗАО "Смоленская чулочная фабрика", ООО "Шанс", ОАО фирма "Восход". Продукция этих акционерных обществ хорошо известна во многих регионах России и за рубежом.
Промышленность строительных материалов (ООО "Теллура", ООО "Кирпичный завод", ОАО "Центргазпластик", ООО "Гнёздово", ООО "Смоленский завод ЖБИ-2", ООО "Гнёздовский завод ЖБИ", ЗАО "Монолит") и деревообрабатывающая промышленность (ОАО "Смоленский ДОК") обеспечивают необходимыми материалами и изделиями строителей как Смоленска, так и крупных близлежащих городов.
Полиграфическая промышленность, освоившая весь спектр печатных услуг, представлена крупнейшим предприятием по выпуску школьных учебников ОАО "Смоленский полиграфический комбинат", а также другими динамично развивающимися производствами: ОАО Ордена "Знак почёта" "Смоленская областная типография им.В.И. Смирнова", ОАО "Смоленская городская типография", ООО "Типография Михайлова-С".
Основные показатели социально-экономического развития города Смоленска за период 2007-2009 годы приведены в таблице 2.1
Таблица 2.1
Основные показатели социально-экономического развития города Смоленска за период 2007-2009 годы
N п/п |
Показатели |
Ед. измер. |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год I полугодие |
1 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по основным видам деятельности |
млн.руб. |
42086,3 |
43873 |
42676 |
21533,3 |
2 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования |
млн.руб. |
6754 |
9692 |
8945 |
|
3 |
Оборот розничной торговли |
млн.руб. |
29581,1 |
16007,6 |
15450,4 |
7488,2 |
4 |
Численность работающих на крупных и средних организациях города |
тыс.чел. |
119,4 |
119,7 |
113,4 |
114,1 |
5 |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций всех форм собственности |
руб. |
11726 |
14722 |
15988,4 |
17047 |
6 |
Площадь введенного в действие жилья по городу Смоленску |
тыс.кв.м. |
170,2 |
213,1 |
186,1 |
43,6 |
Предприятия энергетики оказывают значительное влияние на сальдированный финансовый результат промышленности города. Смоленская энергосистема осуществляет централизованное энергоснабжение потребителей на территории Смоленской области площадью 49,8 тыс.кв.км. Основными потребителями являются отрасли промышленности - машиностроение, металлообработка, легкая, химическая. В состав энергосистемы входят: 3 электростанции, в том числе две ТЭЦ; 5 производственных электросетевых подразделений; 2 котельные; корпоративные сервисные системы; предприятие тепловых сетей; предприятие по сбыту тепловой, электрической энергии.
По данным Смоленскстата объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в 2009 году составил 16249,8 млн.руб., что составляет 124,6% аналогичного показателя за 2008 год.
Диаграмма 2.1
Объем отгрузки продукции предприятий энергетического комплекса города Смоленска, несмотря на общий экономический спад, имеет устойчивую тенденцию к росту.
Диаграмма 2.2
Динамика и структура потребления электрической энергии на территории города Смоленска представлены в диаграммах.
Диаграмма 2.3
Диаграмма 2.4
Отпуск электрической энергии конечным потребителям производится сетевой компанией ОАО "Смоленскэнергосбыт".
Снабжение города тепловой энергией осуществляется в основном МУП "Смоленсктеплосеть" и котельными различных форм собственности.
Динамика и структура потребления тепловой энергии на территории города Смоленска представлены на диаграммах.
Диаграмма 2.5
Диаграмма 2.6
В 2009 году генерирующими тепловыми мощностями МУП "Смоленсктеплосеть" выработано 377 тыс.Гкал тепловой энергии. Со стороны получено 1613,32 тыс.Гкал.
Протяженность тепловых и паровых сетей Смоленска в двухтрубном исчислении на начало 2010 года составляет 424,19 км. Выше нормативного срока эксплуатируются 247,3 км тепловых сетей (57%). Следствием износа являются потери тепловой энергии. В 2009 году они составили по МУП "Смоленсктеплосеть" 11,03%, по ОАО "Квадра" - 15,33%.
Кроме высокого уровня износа тепловых сетей состояние систем теплоснабжения города Смоленска также характеризуется рядом следующих проблем:
1) дисбаланс уровней потребления тепловой энергии, который в одних случаях выражается в превышении установленных производственных мощностей над фактически необходимыми (мощность оборудования котельных превышает суммарную тепловую нагрузку потребителей: котельная N 32 по ул. Соболева, котельная по ул. Вокзальной, 1), либо, наоборот, мощность источника теплоснабжения недостаточна для обеспечения теплом потенциальных потребителей (котельная N 16 по ул. Кловской, котельная N 36 по ул. Лавочкина, 54б).
В первом случае ситуация приводит к завышению прямых расходов на производство тепловой энергии (заработной платы рабочих, расходов на ремонт, амортизацию, топливо) и, следовательно, росту тарифов.
В другом случае недостаток мощностей нередко отражается на качестве услуг отопления и горячего водоснабжения;
2) высокий уровень износа, низкий коэффициент полезного действия котлов (ниже 80%) в 1/3 котельных МУП "Смоленсктеплосеть" (22 котельные из 62), приводящие к высокому уровню ресурсопотребления, росту затрат на эксплуатацию и ремонт оборудования;
3) большие расстояния от источника тепловой энергии (котельных, ТЭЦ) до конечного потребителя являются причиной низких перепадов давления на вводах в ЦТП, следствием чего является невозможным# для использования генерирующих мощностей ТЭЦ-2 в полном объеме (загрузка производственных мощностей ОАО "Квадра"), составившая в 2009 году 25%, снижение требуемого уровня температуры воздуха в жилых помещениях многоквартирных домов.
Кроме того, причиной недостаточных перепадов давления на концевых участках сети и, соответственно, снижения качества услуг теплоснабжения потребителей является перегруженность магистральных сетей по тепловому и гидравлическим режимам, что не позволяет в полной мере обеспечить поставку тепловой энергии в указанные районы;
4) одной из причин сложившегося состояния системы теплоснабжения Смоленска (МУП "Смолненсктеплосеть"#) является недостаток финансовых средств у организаций коммунального комплекса на своевременное проведение работ по ремонту и модернизации оборудования и сетей. При этом основным фактором, влияющим на финансовое состояние организаций, является задолженность потребителей за потребленный коммунальный ресурс, отсутствие баланса между потребляемой и оплачиваемой тепловой энергией.
Существующая в настоящее время система теплоснабжения не в полной мере обеспечивает потребности в увеличении тепловых нагрузок, связанных с подключением новых потребителей (застройка новых жилых микрорайонов, точечное строительство многоквартирных домов в освоенных территориях города). По данным управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска планируется к постройке 1041,5 тыс.кв.м общей площади многоквартирных домов, при этом потребность в обеспеченности тепловой нагрузкой, с учетом имеющихся мощностей, составляет 31,08 Гкал/ч.
По данным топливно-энергетического баланса Смоленска за 2009 год средний удельный расход топлива на выработку тепловой энергии котельными составил 0,171 т.у.т./Гкал, что ненамного превышает расчетный переводной коэффициент, равный 0,169 т.у.т./Гкал. При этом минимальный размер удельного расхода топлива составил 0,097 т.у.т./Гкал, а максимальный - 0,560 т.у.т./Гкал. Учитывая то, что оба источника тепловой энергии используют в качестве первичного энергетического ресурса природный газ, можно сделать вывод о том, что энергопотенциал Смоленска в области производства тепловой энергии велик: разрыв между максимальной и минимальной величиной удельного расхода топлива составляет 5,77 раза. Наблюдается тенденция к некоторому снижению показателя среднего удельного расхода топлива на выработку тепловой энергии котельными Смоленска (см. диаграмму 2.7).
Диаграмма 2.7
Учитывая неполную загрузку источников теплоснабжения, требуется прокладка тепловых сетей (магистральных и внутриквартальных), строительство ЦТП, насосных подкачивающих станций и модернизация имеющихся мощностей.
Анализ затрат электрической энергии на отпуск тепловой энергии и воды за период с 2007 по 2009 год показывает их увеличение (диаграмма 2.8)
Диаграмма 2.8
Приведенные данные также подтверждают скорейшую необходимость модернизации существующих систем теплоснабжения города.
В Смоленске очень низкий уровень обеспечения приборами учета жилищного фонда. По итогам 2009 года из 2892 многоквартирных жилых домов только 2009 домов оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, 227 - приборами учета тепловой энергии, 194 - приборами учета горячей воды, 352 - приборами учета холодной воды. Поскольку ожидаемая экономия потребляемых жителями многоквартирных домов энергетических ресурсов составит не менее 15%, необходимо тотальное оснащение многоквартирных жилых домов коллективными (общедомовыми) приборами учета.
Основным предприятием, обеспечивающим население водоснабжением и водоотведением, в Смоленске является СМУП "Горводоканал".
В 2009 году в водопроводные сети города было подано 42652,56 тыс.куб.м воды. Общий объем потребления составил 33327,66 тыс.куб.м, в том числе населением - 24664,3 тыс.куб.м. На диаграмме 2.9 представлена структура водоснабжения.
Диаграмма 2.9
Протяженность водопроводных сетей всех видов в однотрубном представлении составляет 487,39 км. Износ систем коммунальной инфраструктуры составляет 56,54%, удельный вес сетей, нуждающихся в замене, - 31,93%. Состояние сетей вызывает потери воды на уровне 22,65%.
СМУП "Горводоканал" является основным поставщиком услуг по водоотведению на территории города Смоленска.
В 2009 году объем услуг по водоотведению составил 32268,72 тыс.куб.м. Потребление услуг по водоотведению населением составило 23715,7 тыс.куб.м. На диаграмме 2.10 представлена структура потребления услуг водоснабжения.
Диаграмма 2.10
Протяженность канализационных сетей всех видов в однотрубном представлении составляет 415,75 км. Износ систем коммунальной инфраструктуры составляет 69,05%, удельный вес сетей, нуждающихся в замене - 16,58%.
Экономика города Смоленска, как и большинства других российских городов, характеризуется уровнем энергоемкости, в 3-5 раз превышающим средний уровень стран Европейского Союза.
В основу Энергетической стратегии России на период до 2030 года положено создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам России, и вносящего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие экономики страны и её регионов.
Повышение конкурентоспособности продукции, производимой предприятиями города Смоленска, требует развития энергетической инфраструктуры и повышения энергоэффективности экономики. Реализация Программы должна внести свой вклад в обеспечение экономической, энергетической и экологической безопасности Смоленска за счёт повышения энергоэффективности городской экономики.
Для устранения энергетических барьеров социально-экономического развития города и использования потенциала энергосбережения необходимо значительное снижение энергоёмкости муниципального продукта Смоленска.
Энергоёмкость ВВП Российской Федерации в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5-3,5 раза выше, чем в большинстве развитых стран. Этот разрыв сложился за последние 50 лет. Российские уровни энергоёмкости производства промышленных продуктов выше среднемировых в 1,2-2 раза и выше лучших мировых образцов в 1,5-4 раза.
Энергоёмкость муниципального продукта как составляющая энергоёмкости валового внутреннего продукта Российской Федерации и валового регионального продукта Смоленской области, определяемая в сопоставимых ценах отношением объемов потребляемых первичных энергоносителей в тоннах условного топлива к объёму муниципального продукта города Смоленска, является интегральным показателем (индикатором) эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в муниципальных образованиях.
В 2007 году энергоемкость муниципального продукта города Смоленска составила 26,3 т.у.т./млн.руб.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" Программа направлена на снижение к 2020 году энергоёмкости муниципального продукта города Смоленска не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 года, обеспечение рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов.
Для Смоленска, как и для других российских городов, характерны следующие проблемы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности:
- значительный износ основных фондов, высокая аварийность оборудования, обусловленная превышением его ресурса и недостаточной технологической дисциплиной;
- значительная протяженность сетей;
- повышенные потери при производстве, транспортировке и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных ресурсов;
- несоответствие оснащенности производства современному научно-техническому уровню;
- низкая платежеспособность потребителей;
- ограниченность бюджетных средств для совершенствования муниципальных систем энергоснабжения;
- отсутствие эффективной рыночной инфраструктуры предоставления услуг в сфере энергоснабжения;
- нехватка специалистов, имеющих необходимые профессиональные навыки и профильную подготовку в сфере эффективного и рационального использования энергии.
Совокупность этих факторов предопределяет возникновение критических ситуаций в энергоснабжении, снижение его надёжности, безопасности и доступности, высокую энергоёмкость муниципального продукта.
Разработка и реализация настоящей Программы обусловлена необходимостью устранения обозначенных проблем.
Потенциал энергосбережения города Смоленска, как по тепловой, так и по электрической энергии, составляет порядка 25-30 процентов. Его реальное выявление и реализация возможны только вследствие полномасштабных мер по всем основным направлениям. Обеспечить такой процесс энергосбережения в городе возможно только программно-целевым методом.
3. Основные цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
1) снижение энергоемкости муниципального продукта города Смоленска;
2) сокращение потерь энергетических ресурсов при их производстве, транспортировке и потреблении;
3) обновление, развитие и модернизация материально-технической базы топливно-энергетического комплекса;
4) развитие организаций коммунального комплекса;
5) повышение энергетической безопасности города Смоленска и качества снабжения потребителей энергетическими ресурсами;
6) улучшение экологических показателей окружающей среды и других показателей качества жизни населения города Смоленска.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
а) внедрение высокоэффективных, энергосберегающих технологий;
б) проведение специальных мероприятий по повышению энергоэффективности учреждений бюджетной, социальной сферы и объектов жилищно-коммунального хозяйства;
в) внедрение средств учета, контроля и регулирования энергетических ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
г) внедрение современных инновационных технологий в области управления и контроля потребления энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном комплексе;
д) восстановление, реконструкция и строительство инженерных сетей;
е) интеграция и реконструкция бесхозяйных и ведомственных сетей;
ж) создание дополнительных экономических стимулов энергосбережения;
з) развитие инновационных малых предприятий, обеспечивающих разработку и внедрение энергоэффективных материалов, оборудования, технологий;
и) активная пропаганда энергоресурсосбережения среди населения и других групп потребителей;
к) повышение уровня компетентности работников муниципальных учреждений в вопросах энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Мероприятия Программы реализуются в период с 2011 по 2013 год с перспективой до 2020 года и будут осуществляться поэтапно.
I этап - 2011-2013 годы - обеспечение перехода на энергоэффективный путь развития экономики города.
Основные усилия будут сосредоточены на первоочередных вопросах, связанных с формированием структуры эффективного управления энергосбережением в масштабах города Смоленска, энергетическим обследованием объектов муниципальной собственности, выполнением первоочередных энергосберегающих мероприятий, организацией механизма контроля за выполнением Программы, информационным обеспечением и пропагандой энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
До 2011 года должны быть сформированы и утверждены программы хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также организаций, в которых участвует муниципальное образование.
II этап - 2014-2020 годы - развитие по энергоэффективному пути, реализация основных мероприятий Программы.
Определение мероприятий II этапа производится после реализации первоочередных мер, направленных на установление реального состояния ситуации в энергетическом комплексе Смоленска. Наиболее достоверную информацию дадут результаты энергетического обследования объектов бюджетной сферы, жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.
На основании данных энергетического обследования, динамики целевых показателей выполнения Программы, эффективности выполнения мероприятий I этапа Администрацией города Смоленска определяется перечень программных мероприятий II этапа.
Перечень программных мероприятий II этапа определяется путем внесения изменений в настоящую Программу.
5. Система программных мероприятий
Для достижения указанных целей и выполнения задач в рамках Программы предусматривается проведение организационных, правовых, технических, технологических и экономических мероприятий, включающих:
- развитие нормативной правовой базы энергосбережения;
- энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры;
- энергосбережение и повышение энергетической эффективности бюджетной сферы;
- энергосбережение и повышение энергетической эффективности жилищного фонда;
- энергосбережение и повышение энергетической эффективности на муниципальном транспорте;
- создание условий для использования возобновляемых источников энергии;
- информационное обеспечение и пропаганду энергосбережения в городе Смоленске.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении N 1.
Комплексное решение проблем энергосбережения и повышения энергетической эффективности Смоленска может быть обеспечено при условии совместной реализации мероприятий данной Программы и мероприятий иных целевых и инвестиционных программ: программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Смоленска, инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием города и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
5.1. Развитие нормативной правовой базы энергосбережения
Мероприятия раздела направлены на совершенствование нормативной правовой базы в области стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности города Смоленска.
5.2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры
Объекты коммунальной инфраструктуры Смоленска характеризуются высокой степенью изношенности и подлежат значительной модернизации. В рамках настоящей Программы предполагается реализация первоочередных мер, направленных на повышение энергоэффективности ряда объектов коммунальной инфраструктуры:
- проведение энергетического обследования;
- модернизация котельных с использованием энергоэффективного оборудования с высоким коэффициентом полезного действия;
- внедрение систем автоматизации работы и загрузки котлов, общекотельного и вспомогательного оборудования, автоматизация отпуска тепловой энергии потребителям;
- снижение энергопотребления на собственные нужды котельных;
- замена тепловых сетей с использованием энергоэффективного оборудования, применение эффективных технологий по тепловой изоляции вновь строящихся тепловых сетей при восстановлении разрушенной тепловой изоляции;
- установка регулируемого привода в системах водоснабжения и водоотведения;
- мероприятия по сокращению потерь воды, внедрение систем оборотного водоснабжения;
- проведение мероприятий по повышению энергетической эффективности объектов наружного освещения и рекламы, в том числе направленных на замену светильников уличного освещения на энергоэффективные; замену неизолированных проводов на самонесущие изолированные провода, кабельные линии;
- мероприятия по установке контроллеров на ТП и введению ночного режима работы уличного освещения (50% работающих светильников с 24-00 до 6-00);
- мероприятия по сокращению объемов электрической энергии, используемой при передаче (транспортировке) воды;
- мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
- мероприятия по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов.
Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности коммунальной инфраструктуры необходимо реализовывать в увязке с мероприятиями программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Смоленска и инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса.
5.3. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности бюджетной сферы
Сокращение затрат на энергоресурсы потребителями бюджетной сферы целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
- рациональное энергопотребление;
- отказ от неэффективного энергооборудования;
- предусмотрение при строительстве бюджетных объектов требований по использованию энергоэффективного оборудования и оснащению приборами учёта;
- разработка заданий по снижению энергоёмкости для каждого бюджетного учреждения на основе анализа его энергетического паспорта;
- использование экономических стимулов экономии энергоресурсов, предполагающих как направление экономии на увеличение фонда оплаты труда, так и негативных экономических стимулов, предусматривающих санкции за невыполнение заданий по сокращению энергопотребления.
5.4. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности жилищного фонда
Основными задачами в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности жилищной сферы являются:
- снижение удельных показателей потребления электрической, тепловой энергии, воды и природного газа;
- сокращение потерь тепловой и электрической энергии, воды и природного газа;
- стимулирование роста числа сервисных компаний, предоставляющих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Одна из основных задач энергосбережения - сделать его выгодным бизнесом как для организаций, профессионально занимающихся энергосбережением, так и для инвесторов, внедрить организационно-правовые и финансовые механизмы перевода жилищно-коммунальной и бюджетной сфер деятельности на энергоэффективный путь развития. С другой стороны, энергосбережение должно быть превращено для потребителей энергоресурсов в доступный способ снижения расходов, укоренение у людей привычки к минимизации использования энергии, что достигается информационной поддержкой, методами пропаганды, обучением со школьной скамьи энергосбережению.
Необходимо обеспечить активное участие собственников многоквартирных домов в энергоэффективном управлении жилой недвижимостью.
При капитальных ремонтах жилых домов требуется максимально использовать комплекс технических мер по повышению эффективности потребления ТЭР, в состав которого должны входить:
- использование современных оконных конструкций;
- утепление стен, перекрытий подвалов и верхних этажей;
- установка теплоотражателей за отопительными приборами;
- замена ламп накаливания на энергосберегающие и установка систем автоматического регулирования освещения в местах общего пользования;
- установка устройств плавного пуска электродвигателей лифтов;
- установка компенсаторов реактивной мощности;
- использование многотарифных счетчиков электрической энергии;
- модернизация тепловых пунктов с установкой частотно-регулируемых приводов на насосное оборудование;
- установка автоматизированных узлов управления параметрами теплоносителя;
- использование современных санитарно-технического оборудования и запорной арматуры;
- реконструкция водопроводных сетей;
- остекление лоджий и балконов в зданиях;
- теплоизоляция (восстановление теплоизоляции) внутренних трубопроводов систем отопления и горячего водоснабжения в неотапливаемых подвалах и на чердаках;
- снижение гидравлических и тепловых потерь за счет удаления отложений с внутренних поверхностей радиаторов и разводящих трубопроводных систем;
- установка терморегуляторов на приборах отопления;
- установка балансировочных клапанов для систем отопления многоподъездных зданий;
- организация общедомового и квартирного учета энергоресурсов.
Реализация мероприятий данного раздела должна осуществляться неразрывно с реализацией мероприятий Программы поэтапного перехода на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления на территории города Смоленска на 2009-2011 годы, утвержденной постановлением Администрации города Смоленска от 22.06.2009 N 608-адм.
5.5. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на муниципальном транспорте
Основными направлениями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на муниципальном транспорте города Смоленска являются:
- энергетическое обследование муниципальных транспортных предприятий;
- повышение эффективности функционирования городской транспортной системы за счет модернизации парка транспортных средств при снижении удельных расходов моторного топлива и совершенствовании систем управления транспортным парком и перевозками;
- замещение бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом;
- внедрение передовых наукоемких технологий и оборудования, оптимизация параметров технологических процессов за счет рационального использования топливно-энергетических ресурсов;
- совершенствование систем диагностики и технического обслуживания транспортных средств для повышения их надежности, сроков службы и энергоэффективности;
- курсы энергоэффективного вождения для водителей муниципальных транспортных предприятий;
- внедрение на муниципальном транспорте систем топливного мониторинга и совершенствование системы нормирования энергоресурсов.
5.6. Создание условий для использования возобновляемых источников энергии
Приоритеты и основные направления государственной политики в области использования возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ) определены распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 N 1-р. В частности, этим распоряжением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендовано при формировании программ развития предусматривать комплекс мер по стимулированию возобновляемой энергетики (до 1,5% объема ее производства и использования в 2010 году, 2,5% в 2015 году, 4,5% в 2020 году).
В рамках проекта Института географии Российской академии наук было проведено исследование "Моделирование энергетического пространства Смоленской области". Его результаты показывают, что наиболее удобными для Смоленска являются следующие возобновляемые источники энергии:
- ветровая энергия;
- гидроресурсы;
- биологическое топливо.
Потенциал ветровой энергии, имеющийся в Смоленске, достаточен для реализации проектов строительства независимых ветровых электростанций, а также насосов с ветряными двигателями малой мощности.
Город Смоленск расположен на берегах верхнего Днепра. С учетом природоохранных требований возможно создание проточной безнапорной ГЭС или проточных малых и микроГЭС.
Целесообразность сооружения и эксплуатации проточных миниГЭС требует проведения дополнительных всесторонних экономической, экологической и технической экспертиз.
Климатические условия Смоленска позволяют выращивать и впоследствии изготавливать дизельное горючее топливо из рапса. Также возможно изготовление биологического топлива из торфа, резервы которого в торфяниках Смоленска значительны.
Демонстрационные объекты и зоны высокой энергетической эффективности на территории города Смоленска создаются для наглядной демонстрации преимуществ использования эффективной энергосберегающей техники при потреблении энергоресурсов в жилищном фонде, социальной сфере, на объектах торговли и сферы обслуживания.
Энергосберегающие мероприятия данного раздела направлены на демонстрацию возможностей применения новой техники и нетрадиционных возобновляемых источников энергии. В первую очередь целесообразно оснастить экспериментальными системами здания школ, других образовательных учреждений, эффективно используя при этом демонстрационную и обучающую функции нового оборудования. Важнейшими элементами этих проектов являются их демонстрационная и обучающая составляющие.
При этом в число демонстрационных объектов включаются разнообразные технологические устройства и системы:
- замена пуско-регулирующих устройств в бюджетных учреждениях города;
- установка энергоэффективных светильников с датчиками движения и электронными пуско-регулирующими устройствами;
- применение теплонасосных установок;
- применение установок для получения биотоплива и последующего его использования.
Для достижения поставленной цели данным разделом предусмотрено решение следующих основных задач:
1. Внедрение ветровых энергоустановок (далее - ВЭУ) на берегах реки Днепр.
2. В условиях стремительного роста потребляемой электрической мощности необходима организация работ по компенсации реактивной мощности:
- замеры величин реактивной мощности у разных потребителей;
- установка компенсаторов реактивной мощности (далее - КРМ) в сетях 0,4 кВ в бюджетных организациях и на предприятиях комплекса областного хозяйства;
- организация производства устройств КРМ на предприятиях города;
- проведение семинаров, курсов, подготовка специалистов.
Предлагаемые демонстрационные проекты энергосбережения приведены в таблице 5.6.1
Таблица 5.6.1
Предлагаемые демонстрационные проекты энергосбережения
N |
Мероприятие |
Эффект |
1. |
Разработка и внедрение автономных систем энергоснабжения в гостиничном комплексе на территории Смоленска на базе возобновляемых источников энергии |
Общее количество сэкономленной электроэнергии в результате применения теплонасосной установки и ВЭУ составляет в год 90200 кВт·час |
2. |
Разработка и внедрение автономной системы теплоснабжения малоэтажных жилых домов на базе возобновляемых источников энергии |
Общее снижение потребления электроэнергии в системе теплоснабжения на 25000 кВт·час/год |
Предлагаемый перечень проектов не носит исчерпывающего характера.
Ориентирование социально-экономического развития Смоленска на инновационный прорыв создает предпосылки для появления принципиально иных энергоэффективных проектов на основе использования ВИЭ.
В 2011 году необходимо начать процедуру отбора пилотных проектов и объектов для того, чтобы их реализация была возможна, начиная с 2012 года.
Основное финансирование мероприятий по развитию ВИЭ предполагается из внебюджетных источников.
Для стимулирования инвестиционной деятельности в этой сфере предлагается использовать средства бюджета города Смоленска, направляя их на компенсацию части процентной ставки по кредиту организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В настоящее время смоленский рынок спроса на оборудование возобновляемой энергетики сформирован частично. Практически отсутствуют реальные проекты использования ВИЭ. Отсутствует механизм продвижения идей применения ВИЭ.
С учетом непрерывного роста цен на традиционные виды ТЭР, снижения удельных цен на оборудование возобновляемой энергетики, ВИЭ, безусловно, должны найти широкое развитие для водо-, тепло-, газо- и электроснабжения объектов жилого и производственного назначения.
Адаптация к стремительно нарастающей стоимости энергии и топлива предполагает существенный рост эффективности использования всех видов ресурсов и повышение внимания к ВИЭ.
Сценарий освоения ВИЭ должен предполагать постепенный рост доли использования возобновляемой энергетики в энергетическом балансе Смоленска и достижение этой доли в обозримом будущем размера 4,5 процента.
Одним из главных условий реализации такого сценария является нормативно-правовое и информационно-пропагандистское обеспечение процесса освоения ВИЭ.
Широкомасштабному использованию ВИЭ в Смоленске в настоящее время препятствует ряд институциональных и экономических факторов.
К числу таких препятствий относятся:
- отсутствие нормативной правовой базы (федеральные и региональные законы) о возобновляемых источниках энергии и их развития;
- отсутствие механизмов стимулирования развития использования ВИЭ (налоговые льготы, субсидии, компенсации, льготное кредитование и т.п.);
- при сравнении ТЭР и ВИЭ, как правило, не учитывается экологическая чистота ВИЭ;
- неразвитость рынка ВИЭ, недостаточная осведомленность бизнеса и потребителей о возможностях возобновляемой энергетики, консерватизм потребителей;
- недостаточные инвестиции в энергоэффективность и в возобновляемую энергетику, в частности в пилотные и демонстрационные проекты возобновляемой энергетики и в развитие перспективных технологий и технических решений возобновляемой энергетики;
- несоответствие российского оборудования возобновляемой энергетики мировым стандартам;
- недостаток инженерно-технических и руководящих работников, комплексно владеющих проблемой использования ВИЭ и способных решать как технические, так и экономические и экологические проблемы;
- недостаточное финансирование научных и конструкторских разработок и производственной базы для развития ВИЭ.
Мероприятия Программы направлены на устранение перечисленных препятствий.
5.7. Информационное обеспечение и пропаганда энергосбережения
в городе Смоленске
Информационное обеспечение и пропаганда энергосбережения в городе Смоленске представляет собой вовлечение в процесс энергосбережения жителей города Смоленска путем формирования устойчивого внимания к этой проблеме, создание общественного мнения о важности и необходимости энергосбережения.
Максимальная эффективность пропаганды может быть достигнута на уровне районов города в условиях тесного контакта населения и территориальных органов исполнительной власти.
Программные мероприятия по данному направлению:
1) предоставление в простых и доступных формах информации о способах энергосбережения в быту, преимуществах энергосберегающих технологий и оборудования, особенностях их выбора и эксплуатации;
2) активное формирование общественного порицания энергорасточительства и престижа экономного отношения к энергоресурсам в обществе;
3) вовлечение в процесс энергосбережения всех социальных слоев населения города, общественных организаций, управляющих компаний и товариществ собственников жилья;
4) проведение занятий по основам энергосбережения среди учащихся образовательных учреждений города Смоленска, позволяющих формировать мировоззрение на рачительное использование энергоресурсов, начиная с детского и юношеского возраста;
5) опубликование в средствах массовой информации Программы;
6) организация распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области;
7) информирование потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов;
8) распространение информации о потенциале энергосбережения относительно систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности;
9) организация выставок объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность;
10) распространение информации об установленных ФЗ N 261 от 23.11.2009 г., правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях ФЗ N 261 от 23.11.2009 г.;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 261-ФЗ"
11) распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
12) создание обучающих центров, реализующих образовательные программы по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
13) выполнение иных действий в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
6. Механизм реализации Программы
Программа является комплексной и носит межотраслевой характер. Поэтому механизм реализации Программы базируется на принципе взаимодействия органов власти и управления, предприятий и организаций всех форм собственности, четкого разделения полномочий и ответственности всех участников Программы.
Организатором Программы является Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Смоленска. Организатор осуществляет управление реализацией Программы.
Исполнителями Программы являются Управление жилищно-коммунального хозяйства, управление муниципального строительства, управление образования и молодежной политики, управление культуры, управление здравоохранения, управление опеки и попечительства, управление муниципального имущества и земельных отношений, комитет по транспорту Администрации города Смоленска, управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, ресурсоснабжающие предприятия и организации, находящиеся на территории города Смоленска, бюджетные учреждения, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, население города Смоленска, прочие потребители энергетических ресурсов, проектные и подрядные организации.
В ходе реализации Программы Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Смоленска обеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы, исключая дублирование программных мероприятий, осуществляет в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий, мониторинг для ежегодного анализа результатов реализации программных мероприятий.
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Смоленска обеспечивает согласованные действия всех участников Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию бюджетных и внебюджетных средств, подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе ее реализации.
В ходе выполнения Программы Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Смоленска осуществляет взаимодействие со структурными подразделениями Администрации города Смоленска.
Администрация города Смоленска на основании предложений Управления жилищно-коммунального хозяйства ежегодно уточняет перечень мероприятий Программы.
Отбор энергоэффективных и энергосберегающих проектов на предоставление поддержки из бюджета города Смоленска осуществляется в соответствии с порядком, установленным Администрацией города Смоленска.
Реализация программных мероприятий ресурсоснабжающими предприятиями и организациями, находящимися на территории города Смоленска, осуществляется в рамках отдельно разрабатываемых каждым предприятием программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Организации, выполняющие работы по муниципальным контрактам, привлекаются к участию в реализации Программы на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Исполнители Программы несут ответственность за своевременное выполнение мероприятий Программы, рациональное использование выделенных бюджетных средств и ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчетного года, представляют организатору программы отчёты о ходе реализации Программы, а организатор программы представляет их в управление по инвестициям.
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет Администрация города Смоленска.
7. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование программных мероприятий запланировано за счёт средств федерального бюджета, бюджета города Смоленска и внебюджетных источников.
Источники финансирования |
Всего, тыс.руб. |
В том числе по годам |
||
2011 |
2012 |
2013 |
||
Общий объем финансирования программных мероприятий в том числе: |
2212537 |
1018530 |
809872,15 |
370934,38 |
федеральный бюджет |
251873 |
107417,7 |
111551,8 |
32904 |
бюджет города Смоленска |
487675,08 |
267367,35 |
128878,35 |
91429,38 |
внебюджетные источники |
1486189 |
656946 |
569442 |
246601 |
Объемы финансирования Программы запланированы на основе примерной потребности в ресурсном обеспечении программных мероприятий. Объемы финансирования подлежат корректировке исходя из возможностей бюджетов на очередной финансовый год, а также по мере готовности проектно-сметной документации, утверждения тарифов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
В случае утверждения Правительством Российской Федерации федеральной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусматривающей возможность финансирования мероприятий настоящей Программы за счет средств федерального бюджета, объемы и источники финансирования указанных мероприятий подлежат корректировке в соответствии с условиями федеральной программы.
В случае утверждения Администрацией Смоленской области региональной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусматривающей возможность финансирования мероприятий настоящей Программы за счет средств бюджета Смоленской области, объемы и источники финансирования указанных мероприятий подлежат корректировке в соответствии с условиями региональной программы.
Для реализации программных мероприятий в качестве внебюджетного источника запланировано участие ГК "Внешэкономбанк" с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
8. Оценка эффективности реализации Программы
Результаты, достижение которых планируется в результате реализации мероприятий Программы, приведены в таблицах 8.1, 8.2.
Социальная эффективность мер, предусмотренных Программой, заключается в следующем:
- вовлечение местных энергоресурсов в хозяйственный оборот, оснащение организаций приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов, техническое перевооружение производства с целью снижения его энергоемкости и повышения конкурентоспособности отечественной продукции позволит создать новые рабочие места и закрепить местные кадры;
- достижение предусмотренных объемов экономии энергоресурсов создаст реальные предпосылки для стабилизации цен и тарифов для того, чтобы замедлить темпы увеличения доли расходов населения на оплату используемых энергоресурсов в общих затратах на оплату жилья и коммунальных услуг.
Экологический эффект от реализации программных мероприятий связан с повышением энергоэффективности действующего энергооборудования, снижением выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду за счет экономии первичных энергоресурсов, участвующих в процессе энергопроизводства.
Таблица 8.1
Снижение энергоемкости муниципального продукта города Смоленска, наращивание доли электрической энергии, генерируемой с использованием ВИЭ, энергетическое обследование объектов муниципальной собственности, оснащение жилых многоквартирных домов приборами учета потребляемых энергетических ресурсов
Наименование показателя |
Ед. измерения |
Прогнозные значения показателей |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2020 |
||
Снижение энергоёмкости муниципального продукта города Смоленска (по отношению к 2007 году) |
% |
5,0 |
6,0 |
7,0 |
22 |
Доля электрической энергии, произведенной генерирующими объектами, функционирующими на основе использования ВИЭ, в совокупном объёме производства электрической энергии |
% |
1,5 |
1,9 |
2,3 |
4,5 |
Доля зданий, строений, сооружений, находящихся в муниципальной собственности, прошедших энергетическое обследование |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доля многоквартирных домов, оснащенных приборами учета потребляемых энергетических ресурсов |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
Таблица 8.2
Экономия электрической, тепловой энергии и природного газа
(по итогам реализации мероприятий I этапа Программы)*
Наименование показателя |
Ед. измерения |
Прогнозные значения показателей |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
Итого |
||
Экономия тепловой энергии |
Гкал |
625893,10 |
850192,43 |
864271,22 |
2340356,75 |
Экономия тепловой энергии |
тыс.руб. |
677347,76 |
920086,74 |
935322,95 |
2532757,47 |
Экономия электрической энергии |
тыс.кВт*ч |
45118,89 |
88972,55 |
105552,11 |
239643,55 |
Экономия электрической энергии |
тыс.руб. |
100163,93 |
197519,06 |
234325,68 |
532008,68 |
Экономия природного газа |
тыс.куб.м |
237,31 |
3164,09 |
3164,09 |
6565,49 |
Экономия природного газа |
тыс.руб. |
567,17 |
7562,17 |
7562,17 |
15691,52 |
Экономия бюджетных ассигнований (от реализации мероприятий в бюджетной сфере) |
тыс.руб. |
26728,87 |
28673,87 |
29893,87 |
85296,61 |
* в таблице 8.2 отражена экономия, ожидаемая от реализации мероприятий, указанных в приложении N 1. Интегральные результаты комплексной реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (в т.ч. включая мероприятия иных целевых программ, программ предприятий, осуществляющих регулируемые виды деятельности) отражены в приложении N 3.
8.1. Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности Программы основывается на целевых показателях выполнения Программы, соответствующих целевым показателям в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" (приложения N 2, N 3).
Расчет значений целевых показателей выполнения Программы осуществляется в соответствии с утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации методикой расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях.
Значения целевых показателей выполнения Программы ежегодно корректируются Администрацией города Смоленска на основании предложений Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Смоленска с учетом фактически достигнутых результатов реализации Программы и изменения социально-экономической ситуации в городе.
Планируемые и фактически достигнутые в ходе реализации Программы значения целевых показателей выполнения Программы рассчитываются для каждого года на протяжении всего срока реализации Программы.
Целевые показатели выполнения Программы, отражающие динамику (изменение) показателей, рассчитываются по отношению к значениям соответствующих показателей в году, предшествующем году начала реализации программ, а целевые показатели, отражающие оснащенность приборами учета энергетических ресурсов, рассчитываются в отношении объектов, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения.
При расчете значений целевых показателей выполнения Программы в сопоставимых условиях должно учитываться в том числе изменение структуры и объемов потребления энергетических ресурсов, не связанных с проведением мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, изменением численности населения города Смоленска.
9. Организация контроля за ходом реализации Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляет Администрация города Смоленска, а также государственные органы, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за соблюдением законодательства РФ и наделённые соответствующими полномочиями.
Непосредственное руководство Программой осуществляет Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Смоленска.
Исполнители Программы несут ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на её реализацию; несут ответственность за выполнение мероприятий Программы в установленные сроки и за целевое использование бюджетных средств, представляют организатору программы ежеквартальные и ежегодные отчёты о ходе реализации Программы.
Организатор Программы с учётом выделяемых денежных средств ежегодно уточняет мероприятия Программы, их исполнителей, целевые показатели, финансовые затраты по мероприятиям Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях снижения энергоемкости муниципального продукта города Смоленска; сокращения потерь энергетических ресурсов при их производстве, транспортировке и потреблении; обновления, развития и модернизации материально-технической базы топливно-энергетического комплекса; развития организаций коммунального комплекса; повышения энергетической безопасности города Смоленска и качества снабжения потребителей энергетическими ресурсами; улучшения экологических показателей окружающей среды и других показателей качества жизни населения города Смоленска принята муниципальная долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Смоленске на 2011-2013 годы и на перспективу до 2020 года".
В результате реализации программы ожидается снижение энергоёмкости муниципального продукта на 18%, экономия тепловой энергии не менее 1,8 млн.Гкал; экономия электрической энергии не менее 374,2 млн.кВт.ч; экономия природного газа не менее 6,5 млн.куб.м.
Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
Постановление Администрации г. Смоленска от 29 июля 2010 г. N 1377-адм "Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Смоленске на 2011-2013 годы и на перспективу до 2020 года"
Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Смоленские городские известия" от 11 августа 2010 г. N 9 (54)