27 ноября 2002 года состоялось девятое заседание Смоленской областной Думы III созыва. На заседание прибыло 38 депутатов. По уважительной причине отсутствовали депутаты: Е.Г. Анцупов, В.В. Бочериков, В.В. Вуймин, Н.А. Дементьев, А.Г. Исламов, О.В. Малинин, В.Г. Плешков. В заседании Смоленской областной Думы приняли участие: Глава администрации Смоленской области В.Н. Маслов, Главный федеральный инспектор Центрального федерального округа по Смоленской области Н.В. Рудак, первый заместитель Главы администрации области, представитель администрации области в Смоленской областной Думе А.В. Щелоков. На заседании присутствовали заместители Главы администрации Смоленской области, руководители департаментов и иных органов исполнительной власти Смоленской области, Уполномоченный по правам человека в Смоленской области В.Н.Осин, руководители территориальных правоохранительных структур, налоговых и судебных органов, федерального казначейства, областного совета профсоюзов, органов местного самоуправления.
Началось заседание в 10-00, последнее голосование состоялось в 13-55.
В проект основной повестки дня заседания было внесено 26 вопросов. В период подготовки к заседанию от Главы администрации Смоленской области поступили два проекта областных законов по бюджетам территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2002 и 2003 годы, которые включены в дополнительную повестку дня. Председатель Смоленской областной Думы предложил рассмотреть Положение об удостоверениях депутата Смоленской областной Думы, председателя Смоленской областной Думы, заместителя председателя Смоленской областной Думы и о нагрудном знаке депутата Смоленской областной Думы, их образцов и описаний, доработанное с учетом предложений и замечаний депутатов. Все вопросы приняты к рассмотрению.
Статистика типов вопросов такова:
- законопроекты - 18 (из них: базовые - 9, изменение действующего законодательства -9);
- информация должностных лиц - 1;
- назначение должностных лиц - 1;
- законодательные инициативы субъектов Российской Федерации - 4;
- обращения субъектов Российской федерации - 3;
- внесение поправок в Положение - 1;
- награждение Почетной грамотой - 1.
В числе рассматриваемых вопросов внесено:
- председателем Смоленской областной Думы - 2;
- депутатами комитета по бюджету, налогам и финансам - 1;
- комитетом по социальной политике - 6;
- комитетом по законности и правопорядку - 1;
- комитетом по вопросам местного самоуправления и связям с общественными организациями - 1;
- Главой администрации области - 17;
- Уполномоченным по правам человека в Смоленской области -1 .
В течение заседания 6 законопроектов приняты в первом чтении и в целом, 2 проекта закона, ранее принятые в первом чтении, приняты в целом. В первом чтении принято 6 законопроектов. Один проект закона, принятый на предыдущем заседании Думы во втором чтении, предложено обсудить дополнительно. Два проекта приняты к рассмотрению. Один проект областного закона возвращен к процедуре первого чтения и отклонен. Всего с начала деятельности Смоленской областной Думы III созыва рассмотрено 52 законопроекта, 41 из них принят в целом.
Законы, принятые на заседании Смоленской областной Думы
Закон "О поправках к Уставу Смоленской области" принят в связи с необходимостью приведения отдельных норм Устава в соответствие с федеральными законами, изданными после вступления в силу Устава Смоленской области. Одновременно устранены выявленные в процессе правоприменительной практики недостатки. Докладчик - первый заместитель Главы администрации Смоленской области А.В. Щелоков. Внесенный проект является результатом совместной деятельности администрации Смоленской области, Смоленской областной Думы, органов прокуратуры и юстиции. Предложенные изменения носят, в основном, процедурный характер. Так, в связи с изменениями Федерального закона "О милиции" исключены полномочия Главы администрации Смоленской области в части назначения начальников УВД и милиции общественной безопасности области. В соответствии с редакцией Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 07.05.2002 изменены полномочия Смоленской областной Думы в части регулирования деятельности внебюджетных фондов. Если ранее областная Дума определяла порядок их образования и деятельности, то согласно действующему законодательству законом субъекта РФ утверждаются бюджеты территориальных государственных фондов. В соответствии с указанным выше федеральным законом введено ограничение по количеству сроков избрания высшего должного лица Смоленской области, прописаны особенности полномочий депутата законодательного органа области. В связи с отменой Федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации" права законодательных органов власти субъектов РФ на согласование кандидатур судей федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов, данное положение исключено из перечня полномочий Думы. Значительное число изменений связано с вступлением в силу новой редакции Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Это касается норм: об общих принципах участия граждан в голосовании, об осуществлении права быть избранным, о деятельности избирательных комиссий на территории Смоленской области. Предложен также ряд поправок, уточняющих порядок вступления в должность Главы администрации Смоленской области и осуществления им своих полномочий. В ходе обсуждения проекта закона председатель Смоленской областной Думы озвучил мнение о целесообразности допущения двойного трактования наименования высшего должностного лица Смоленской области - Глава администрации области и Губернатор. Оба наименования применяются на территории РФ и возможность их вариации позволяет учесть особенности представительства Смоленской области со стороны высшего должностного лица. Смоленская областная Дума поддержала высказанное председателем предложение и приняла законопроект в первом чтении. С учетом поправок, одобренных комитетом по законности и правопорядку, сведенных в таблицу поправок, депутаты приняли проект закона "О поправках к Уставу Смоленской области" в целом.
Закон "О транспортном налоге" принят с целью введения транспортного налога на территории Смоленской области. Докладчик - первый заместитель Главы администрации Смоленской области А.В. Щелоков. С 1 января 2003 года Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ отменены ранее действующие налоги: на пользователей автомобильных дорог и с владельцев транспортных средств, являющиеся источниками формирования целевых дорожных фондов регионов. Одновременно определены новые источники формирования средств указанных фондов, в числе которых - транспортный налог. Этим же федеральным законом введена новая глава Налогового кодекса РФ "Транспортный налог". Таким образом реализуется государственная политика в сфере налогообложения, одним их направлений которой является постепенная замена налогов с оборота более стимулирующими к эффективности видами налогов. Субъектам РФ дано право устанавливать налоговые ставки в определенных федеральным законом размерах, определять порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по данному налогу, устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Ставки установлены в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Установленные Федеральным законом размеры налоговых ставок законами субъектов РФ могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в пять раз. В принятом законе установлены налоговые ставки точно прописанным в федеральном законе, без применения коэффициентов увеличения или уменьшения. Расчеты по ряду организаций показывают, что с учетом отмены ранее действующих налогов произойдет снижение налоговой нагрузки. После принятия проекта закона в первом чтении была доработана формулировка о порядке и сроках уплаты налога и форма налоговой декларации.
В обсуждении законопроекта приняли участие депутаты В.И. Анисимов, С.А. Востров, В.Н. Залесов, Е.И. Каманин, М.В. Лосенко, Л.В. Прокопивич. Были высказаны мнения как в поддержку принятия проекта закона, так и о продолжении работы. Так, депутат Е.И. Каманин предложил не взимать налог с автотранспорта службы скорой медицинской помощи. Депутат М.В. Лосенко предложил рассмотреть ставки налога в совокупности с ростом акцизов на топливо. С обращением о своевременном принятии законопроекта выступили руководители налоговых служб, поскольку принятый закон в соответствии с порядком вступления законодательных актов о налогах и сборах должен быть опубликован за месяц до начала налогового периода, в данном случае - до 30.11.2002. Иначе транспортный налог в 2003 году не будет взиматься на территории области, что приведет к срыву выполнения территориальной программы дорожных работ. Итог дискуссии подвел председатель Смоленской областной Думы, депутат В.И. Анисимов. Он напомнил депутатам, что поправки, улучшающие положение налогоплательщика, возможно внести и после принятия основного закона. С учетом одобренной ранее комитетом по бюджету, налогам и финансам таблицы поправок большинством голосов проект областного закона "О транспортном налоге" был принят в целом. Комитету по бюджету, налогам и финансам совместно с комитетом по социальной политике поручено проработать вопрос о возможности предоставления налоговых льгот для некоторых категорий налогоплательщиков.
Закон "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" принят в связи с изменениями федерального законодательства и введением с 1 января 2003 года специальной системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Ранее действовавшее законодательство о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности утрачивает силу. Докладчик - заместитель начальника Департамента экономического развития Смоленской области В.М. Камышев. Федеральным законом от 24.07.2002 N104-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации введена дополнительная глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". Показатели базовой доходности установлены Налоговым кодексом и едины для всех субъектов РФ, на территории которых вводится единый налог. Ставка единого налога - 15% вмененного дохода. Законами субъектов РФ определяются: порядок введения единого налога; виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, определенного Налоговым кодексом; значения коэффициента К2, учитывающего совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности. После принятия проекта в первом чтении были предложены поправки: в 2 раза снижен коэффициент для услуг ветеринарии, по предложению ассоциации транспортных предприятий исключена градация коэффициента в зависимости от видов автотранспортных услуг. Смоленская областная Дума одобрила таблицу поправок и приняла проект закона в целом.
Закон "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об областном бюджете на 2002 год" принят по рекомендации Смоленской областной Думы и отражает фактические показатели социально-экономического развития области за 9 месяцев текущего года, последствия изменения налогового законодательства и окончание процесса реорганизации органов исполнительной власти области. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного закона Смоленской области А.Е. Ященко. Дополнительно в доходную часть бюджета получено 274,3 млн. руб. Рост доходов обеспечен за счет увеличения налоговых доходов на 86,6 млн. руб., неналоговых доходов - на 34,8 млн. руб., доходов целевых территориальных фондов - на 106,2 млн. руб. и получения дополнительных средств из федерального бюджета в сумме 80,7 млн. руб. Прирост собственных доходов произошел, в основном, по налогу на прибыль, акцизам, доходам от сдачи в аренду областного имущества, средств, поступивших от реструктуризации задолженности по налогам, зачисляемым в территориальный дорожный фонд. Из федерального бюджета выделены дополнительные средства на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти, и субвенции на реализацию федеральных законов по социальной защите отдельных категорий граждан. Изменения расходной части связаны с выделением дополнительных средств бюджетным организациям в связи с исчерпанием лимитов по оплате за потребленную электроэнергию, с произведенными в соответствии с принятыми областными законами доплатами работникам культуры и библиотек. В порядке исполнения постановления Смоленской областной Думы дополнительно выделены из бюджета 2 млн. руб. на реализацию Президентской программы диспансеризации детей. В расходах на здравоохранения отражены средства на частичное погашение задолженности медицинских учреждений за ремонт медтехники. В ходе заседания вниманию депутатов была предложена новая редакция законопроекта, в которой учтены редакционные замечания правового управления Смоленской областной Думы. Депутаты единогласно приняли проект закона в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменения в приложение к областному закону "О ведомственной классификации расходов областного бюджета на 2002 год" внесен на рассмотрение в связи с окончанием реорганизации органов исполнительной власти области. Одновременно учтены изменения Бюджетного кодекса Российской Федерации в части отнесения отдельных расходов к тому или иному виду классификации. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного закона Смоленской области А.Е. Ященко. Правовым управлением Смоленской областной Думы отмечены несоответствия наименований разделов их кодовым обозначениям, отдельные нарушения в отражении безвозмездных перечислений из федерального бюджета. До заседания все замечания были устранены и Смоленская областная Дума единогласно приняла рассматриваемый проект областного закона в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении дополнения в статью 1 областного закона "О порядке опубликования, вступления в силу и действии областных нормативных правовых актов", проект которого внесен председателем Смоленской областной Думы, депутатом В.И. Анисимовым, принят с целью реализации постановления Смоленской областной Думы о создании периодического печатного издания органов государственной власти Смоленской области" и постановления администрации области об учреждении газеты "Смоленская газета". В связи с тем, что в указанной газете предполагается публиковать нормативные правовые акты органов государственной власти Смоленской области, настоящий законопроект придает "Смоленской газете" статус источника официального опубликования. Депутаты единогласно приняли проект закона в первом чтении и в целом.
Закон "О признании утратившими силу отдельных областных законов "О налоге с владельцев транспортных средств" и "О внесении изменения в статью 1 областного закона "О налоге с владельцев транспортных средств" принят в связи с отменой на территории РФ налога с владельцев транспортных средств. Докладчик - заместитель начальника Департамента Смоленской области по промышленности, коммуникациям, науке и новым технологиям Т.А. Соловьева. С 1 января 2003 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N110-ФЗ налог не будет взиматься на территории Смоленской области. С целью соответствия областного закона федеральному настоящий областной закон признает утратившими силу ранее принятые областные законы о налоге с владельцев транспортных средств. Смоленская областная Дума единогласно поддержала постановление о принятии рассматриваемого проекта областного закона в первом чтении и в целом.
Закон "О признании утратившими силу отдельных областных законов о налогах и сборах" принят в связи с изменением федерального законодательства. Проект закона внесен депутатом А.А. Шматковым. Докладчик - председатель комитета по бюджету, налогам и финансам, депутат И.В. Кучер. Закон направлен на признание утратившими силу тех норм областного законодательства в части налогообложения налогом на прибыль, которые в настоящее время не применяются. Депутаты Смоленской областной Думы единогласно приняли проект закона в первом чтении и в целом.
Проекты областных законов, рассмотренные на заседании
Смоленской областной Думы
Проект областного закона "Об областном бюджете на 2003 год" представлен вниманию депутатов в уточненном виде после его рассмотрения на депутатских слушаниях и доработки рабочей группой, созданной по решению комитетов Думы. С обращением к депутатом выступил Глава администрации области В.Н. Маслов. Он отметил, что впервые за последние годы область имеет реальную возможность вступить в новый финансовый год с утвержденным бюджетом. Работа над проектом бюджета сопровождалась открытостью, равенством всех участников бюджетного процесса в формировании параметров, максимальной объективностью критериев. Предложенный проект является реалистичным и прагматичным. Общая сумма доходной части составляет 3987,8 млн. руб., что на 245,1 млн. руб. выше первоначально предусматриваемых в проекте данных. В результате согласования методики расчетов, появления уточненных данных о средствах, которые планируется получить в порядке межбюджетных отношений с федеральным бюджетом, на 94 млн. руб. снижена сумма налоговых доходов, на 78 млн. руб. увеличены неналоговые доходы, на 248,9 млн. руб. повышен размер безвозмездных перечислений. Внесены изменения еще в ряд статей. Общая сумма расходов составляет 4352 млн. руб. Согласно прилагаемым к проекту бюджета направлениям бюджетной и налоговой политики 2003 года основной целью бюджетной политики предстоящего периода является реалистичность бюджета с точки зрения его исполнения и необходимости максимального сокращения дефицита областного и местных бюджетов на территории Смоленской области. Вместе с тем, в условиях изменений налогового законодательства, затрагивающих интересы региональных бюджетов, расходы 2003 года превышают доходы на 364,2 млн. руб., т.е. дефицит бюджета составляет 14,7% и близок к предельному уровню, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В обсуждении проекта приняли участие депутаты В.И. Анисимов, А.М. Горшков, А.Г. Гучев, М.А. Хвостанцев, Г.Н. Яремчук, начальник Управления МНС РФ по Смоленской области Н.Т. Дубовец. На вопросы депутатов отвечали первый заместитель Главы администрации области А.В. Щелоков, начальник Департамента финансов, бюджета и государственного закона Смоленской области А.Е. Ященко. Основываясь на опыте предыдущих лет, депутаты обращали внимание на необходимость более полного соблюдения интересов муниципальных образований. Поправка на индекс-дефлятор, учтенная при планировании расходов на ТЭК, по мнению депутат А.М. Горшкова, сведена к нулю повышением в области тарифов на электроэнергию с 18 ноября текущего года. Расчеты собственных доходов областного бюджета и местных бюджетов произведены, исходя из различных нормативов отчислений по налогу на прибыль. Все это вместе взятое может служить источником кризисных ситуаций в следующем году. Депутат М.А. Хвостанцев поднял вопрос о предельном дефиците бюджета, предусмотренным проектом, что создаст неоправданные риски и предпосылки к субъективизму при исполнении бюджета. Тревогу депутатов вызывает состояние жилищно-коммунальной сферы области, рост тарифов на коммунальные услуги. Рост удельного веса оплаты населением этих услуг до 90% скажется на снижении жизненного уровня жителей области. Все эти проблемы предстоит подробно рассмотреть в процессе дальнейшей работы над бюджетом.
Депутаты приняли проект закона в первом чтении, утвердив его основные параметры: размер доходной и расходной частей, дефицит бюджета. Постановлением Смоленской областной Думы установлен срок и форма внесения поправок по предмету второго чтения - до 5 декабря 2003 года, определен дальнейший порядок прохождения проекта бюджета в комитетах Смоленской областной Думы.
Прогноз социально-экономического развития Смоленской области на 2003 год является основой формирования областного бюджета и в соответствии с Бюджетным кодексом РФ представлен совместно с проектом бюджета. Основные макроэкономические показатели 2003 года базируются на данных положительной динамики прошлых лет и прогнозе Минэкономразвития РФ. В 2003 году планируется индекс физического объема производства 104%, инфляция составит 10-12%. Темпы роста объемов производства в 2003 году будут несколько ниже, чем в предыдущие годы. Это объясняется исчерпыванием ресурса экстенсивного пути расширения выпуска продукции. Дальнейший рост может быть обеспечен только за счет качественных изменений, требующих инвестиционных вложений. Уровень роста по отдельным отраслям колеблется от 101 % до 106%. С точки зрения развития районов области в 2003 году ожидается рост объемов производства в 19 из 27 муниципальных образований. Приоритеты администрации будут отданы отраслям, привлекательным для инвесторов, дающим высокую отдачу вложенных средств и ориентированным на внешний рынок. Формами проведения государственной политики в области экономики является выделение предприятиям средств из бюджета на компенсацию части ставки банковского процента за пользование заемными ресурсами для реализации инвестиционных проектов, стимулирование максимального использования местных сырьевых ресурсов, предоставление налоговых льгот и кредитных гарантий, содействие расширению энергосберегающих технологий. В сельском хозяйстве задача 2003 года - не допустить снижения производства сельскохозяйственной продукции и восполнить потери текущего года. С этой целью планируется меры по повышению конкурентоспособности продукции, развитию лизинга, финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий, работа над формированием эффективной структуры АПК и кадровому обеспечению села. Рост денежных доходов населения планируется на уровне 13-15%.
Депутаты приняли представленную информацию к сведению. Предложения депутатов, выработанные в результате обсуждения информации на заседаниях комитетов, отражены в постановлении Смоленской областной Думы. Администрации Смоленской области предложен ряд конкретных мер и рекомендаций по реализации областного закона "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области", совершенствованию межбюджетных отношений, по стимулированию инвестиционных процессов, формам государственной поддержки товаропроизводителей, выработке единых стандартов в области социальной защиты населения.
Проект областного закона "О ведомственной классификации расходов областного бюджета на 2003 год" внесен в Думу для совместного рассмотрения с проектом областного бюджета на 2003 год. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного закона Смоленской области А.Е. Ященко. Ведомственная классификация расходов представляет собой часть бюджетной классификации РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств регионального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ. Протокольно отражено предложение председателя Смоленской областной Думы, депутата В.И. Анисимова о целесообразности включения средств, выделяемых для исполнения наказов избирателей, в расходы Департамента по труду и социальному развитию. С учетом внесенной правки Смоленская областная Дума единогласно приняла проект закона в первом чтении.
Проект областного закона "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области" регулирует отношения между органами государственной власти Смоленской области и субъектами инвестиционной деятельности, осуществляющими инвестиционную деятельность на территории Смоленской области, и устанавливает формы государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Смоленской области. Докладчик - заместитель председателя комитета по экономическому развитию и инвестициям, депутат В.Е. Левченков. Законопроект определяет полномочия Смоленской областной Думы, администрации области и уполномоченного органа исполнительной власти в сфере поддержки инвестиционной деятельности. Формами такой поддержки являются: предоставление субсидий на возмещение части затрат по заемным средствам и по уплате лизинговых платежей, предоставление налоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов, участие органов государственной власти в разработке, экспертизе и реализации инвестиционных проектов. В проекте оговорены пределы оказания государственной поддержки на основании настоящего закона и областного закона "О Бюджете развития Смоленской области". Законопроект определяет также процедуру одобрения инвестиционного проекта, предоставления льгот, субсидий и инвестиционного налогового кредита. После принятия закона во втором чтении и проведения лингвистической экспертизы рабочей группой предложено 20 поправок редакционного плана.
В рамках обсуждения законопроекта было заслушано выступление начальника Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Смоленской области В.Г. Ярыгина. Его выступление не касалось норм обсуждаемого проекта и содержало факты неправомерных действий налогоплательщиков, имеющих статус внешних инвесторов. Законы о предоставлении налоговых льгот данной категории инвесторов были приняты на предыдущем заседании Думы. Докладчик высказал предложения о необходимости дополнительного регулирования с точки зрения осуществления своевременного контроля за финансовыми результатами деятельности организаций-внешних инвесторов и обеспечения оперативного реагирования в случае выявления неэффективного использования налоговых льгот. Он предложил сочетать интересы региона с общегосударственными интересами. Депутаты Л.В. Прокопович, А.А. Шматков высказали свое видение вопроса предоставления льгот по налогу на прибыль для инвесторов. Депутаты А.М. Горшков, М.В. Лосенко посчитали нецелесообразной такую форму поддержки инвестиционной деятельности, как предоставление субвенций из областного бюджета, и предложили исключить из проекта соответствующую норму. Как пояснил заместитель Главы администрации области М.Е. Пешков, субвенция предусмотрена на погашение части ставки банковского процента за использование заемных средств в ходе реализации инвестиционного проекта. Такая форма поддержки является современным рыночным инструментом, стимулирующим использование цивилизованных способов привлечения источников инвестиций, и не требует значительных капитальных вложений со стороны бюджета. Поправка депутатов не получила необходимого для поддержки числа голосов. Депутаты Е.П. Малик и П.А. Лубенский предложили уточнить порядок предоставления субсидий. По результатам обсуждения проект поручено рассмотреть дополнительно на совместном заседании комитета по экономическому развитию и инвестициям и комитета по бюджету, налогам и финансам.
Проект областного закона "Об областной целевой программе "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Смоленской области на 2002-2007 годы" принят с целью организации государственного учета объектов недвижимости, вовлечения их в оборот, обеспечения эффективного использования земли и иной недвижимости. Докладчик - заместитель Главы администрации Смоленской области В.К. Синицын. Работа по созданию автоматизированной системы ведения земельного кадастра проводится в области с 1996 года. Принятие Земельного кодекса, введение новой системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, предполагаемая увязка земельного налога с кадастровой оценкой земли, делает программу достаточно актуальной. Реализация программы позволит создать единый объект учета - участок земли с расположенным на нем объектом недвижимости, что, в свою очередь, обеспечит органы власти базой для планомерного и последовательного проведения государственной политики в области имущественных и земельных отношений. Принятие областной программы позволяет привлечь средства федерального бюджета, которые предполагается направить на выполнение топографо-геодезических работ. Смоленская областная Дума единогласно приняла проект закона в первом чтении. В ходе дальнейшей работы предстоит устранить замечания правового управления Смоленской областной Думы.
Проект областного закона "О внесении изменений в областной закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Смоленской области" разработан в целях приведения норм статьи 28 и статьи 35 областного закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Смоленской области" в соответствие с федеральным законодательством. Докладчик - заместитель начальника Департамента Смоленской области по промышленности, коммуникациям, науке и новым технологиям Т.А. Соловьева. В новой редакции изложены источники формирования территориального дорожного фонда. Трактовка территориальной придорожной полосы дана в соответствии с нормативными актами Правительства РФ. Смоленская областная Дума поддержала законопроект и приняла его в первом чтении. В ходе дальнейшей работы необходимо устранить замечания правового управления Смоленской областной Думы. Проект закона единогласно принят в первом чтении.
Проект областного закона "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об областных государственных должностях и государственной службе Смоленской области" разработан с целью приведения областного закона в соответствие с нормами федерального законодательства о пенсионном обеспечении в части порядка назначения доплат к пенсиям, а также с целью дополнения реестра государственных должностей. Проект был принят к рассмотрению на 8-м заседании Смоленской областной Думы и обсужден на заседании комитета по законности и правопорядку Думы. В связи с наличием замечаний со стороны правового управления Смоленской областной Думы, по рекомендации профильного комитета депутаты приняли проект в первом чтении с тем, чтобы иметь возможность устранить юридические неточности.
Проект областного закона "О внесении изменений и дополнения в отдельные областные законы в связи с переименованием органов исполнительной власти Смоленской области" разработан с целью приведения положений отдельных областных законов в соответствие с действующей в Смоленской области системой органов исполнительной власти Смоленской области в части уточнения наименований этих органов исполнительной власти. Докладчик - начальник Правового Департамента Смоленской области А.В. Майоров. Изменения внесены в 19 областных законов, текст которых содержит конкретные наименования органов исполнительной власти Смоленской области. Депутаты единогласно приняли проект закона в первом чтении. По проекту закона, принятому к рассмотрению на последнем заседании Смоленской областной Думы, имеется ряд замечаний правового управления Думы, которые можно устранить в ходе дальнейшей работы.
Проект областного закона "О социальном партнерстве" 25.04.2002 был принят депутатами Смоленской областной Думы второго созыва в первом чтении. Докладчик - председатель комитета по социальной политике, депутат Е.И. Каманин. По его информации, дальнейшая работа над проектом показала необходимость переработки до 80% текста. При этом, по мнению прокуратуры области, неверна сама концепция проекта, поскольку он дублирует нормы федерального законодательства и не отражает те вопросы, которые предписывается урегулировать субъекту РФ в пределах своих полномочий. Учитывая необходимость изменения концепции законопроекта, депутаты Смоленской областной Думы поддержали предложение профильного комитета возвратить проект к процедуре первого чтения и отклонить.
Приняты к рассмотрению внесенные Главой администрации Смоленской области накануне заседания проекты областных законов:
- "О внесении изменений в статьи 1, 2 и 3 областного закона "О бюджета Смоленского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год"
- "О бюджета Смоленского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год"
Характеристика иных вопросов, рассмотренных на заседании Думы
В соответствии с нормами областного закона "О представителях общественности - членах квалификационной коллегии судей Смоленской области" и утвержденным Положением о порядке назначения состоялась процедура рассмотрения кандидатур для назначения представителей квалификационной коллегии судей Смоленской области. Уполномоченный по правам человека в Смоленской области В.Н. Осин представил 7 кандидатур. От группы депутатов Смоленской областной Думы предложена кандидатура заместителя председателя комитета по законности и правопорядку, депутата В.И. Рыжиченкова. Депутатам Смоленской областной Думы предстояло назначить 7 представителей общественности. В ходе тайного голосования рейтинговым методом были избраны: А.И. Жмакин, Ю.В. Лисин, И.П. Полупанов, А.М. Птушкин, В.И. Рыжиченков, Ю.В. Якушенков, Ю.В. Ястребов.
По результатам обсуждения внесены изменения в Положение об удостоверениях депутата Смоленской областной Думы, председателя Смоленской областной Думы, заместителя председателя Смоленской областной Думы и о нагрудном знаке депутата Смоленской областной Думы, учитывающие ранее высказанные замечания и предложения депутатов в части размеров и внешнего вида удостоверений.
На текущем заседании начальник Смоленского областного комитет государственной статистики Н.И. Чмаров ознакомил депутатов с предварительными итогами Всероссийской переписи населения. По неуточненным данным на территории области проживает 1034 тыс. чел., из них 298 тыс. чел. - в сельской местности и 736 тыс. чел. - в городах области. Численность жителей областного центра составляет 322 тыс. чел. В настоящее время проводится работа по обработке предварительных данных. Окончательные сведения будут определены в июле 2003 года. Председатель областной Думы предложил проинформировать депутатов об окончательных итогах переписи.
По рекомендации профильных комитетов в порядке работы по взаимодействию с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотрены и поддержаны:
- законодательная инициатива Брянской областной Думы по внесению дополнения в статью 7 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Предлагается законодательно закрепить полномочия Правительства РФ по установлению порядка определения годовых эффективных доз облучения населения.
- законодательная инициатива Сахалинской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Изменение предполагает зачисление обучения в высшем учебном заведении в трудовой стаж.
- законодательная инициатива Законодательного Собрания Владимирской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Проект предусматривает увеличения всех видов пособий, выплачиваемых гражданам, имеющим детей.
- законодательная инициатива Законодательного Собрания Краснодарского края по внесению дополнений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Инициатива предусматривает наделение органов местного самоуправления правом совершения нотариальных действий, что особенно актуально для отдаленных сельских поселений.
- Обращение Амурского областного Совета народных депутатов к Правительству Российской Федерации о снятии ограничения по возрастному контингенту, установленного пунктом 6 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.99 N 1067.
- Обращение Законодательного Собрания Тверской области к Президенту Российской Федерации Путину В.В., Председателю Правительства Российской Федерации Касьянову М.М., Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Миронову С.М., Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Селезневу Г.Н. о включении в "Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" врачей-хирургов отделения санитарной авиации.
- Обращение Законодательного Собрания Пензенской области к Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову. В обращение содержится просьба приравнять по социальным льготам к медицинским работникам сельской местности медицинских работников городов районного значения, поскольку врачи и медсестры лечебно-профилактических учреждений районов круглосуточно оказывают помощь населению отдаленных сельских населенных пунктов.
Информационно-аналитическое управление
Смоленской областной Думы
27 ноября 2002 г.
http://admin.smolensk.ru/~duma/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Смоленской областной Думы "Об итогах 9-го заседания Смоленской областной Думы третьего созыва 27 ноября 2002 г."
Информация размещена на сервере Смоленской областной Думы http://admin.smolensk.ru/~duma/