17 декабря 2002 года состоялось десятое заседание Смоленской областной Думы III созыва. На заседание прибыло 39 депутатов. По уважительной причине отсутствовали депутаты: Е.Г. Анцупов, И.М. Бахмутов, А.Г. Исламов, Е.П. Малик, О.В. Малинин, В.Н. Халецкий. В заседании Смоленской областной Думы приняли участие: Глава администрации Смоленской области В.Н. Маслов, Главный федеральный инспектор Центрального федерального округа по Смоленской области Н.В. Рудак, первый заместитель Главы администрации области, представитель администрации области в Смоленской областной Думе А.В. Щелоков. На заседании присутствовали заместители Главы администрации Смоленской области, руководители департаментов и иных органов исполнительной власти Смоленской области, Уполномоченный по правам человека в Смоленской области В.Н.Осин, руководители территориальных правоохранительных структур, налоговых и судебных органов, федерального казначейства, областного совета профсоюзов, органов местного самоуправления.
Началось заседание в 10-00, последнее голосование состоялось в 12-50.
В проект основной повестки дня заседания было внесено 18 вопросов. В период подготовки к заседанию от Главы администрации Смоленской области поступил проект областного закона "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об областных государственных должностях и государственной службе Смоленской области", включенный в дополнительную повестку дня. Все вопросы приняты к рассмотрению.
Статистика типов вопросов такова:
- законопроекты - 9 (из них: базовые - 5, изменение действующего законодательства - 4);
- отчеты должностных лиц - 1;
- назначение должностных лиц - 1;
- обращение Смоленской областной Думы -1;
- законодательные инициативы субъектов Российской Федерации - 3;
- обращения субъектов Российской федерации - 3;
- награждение Почетной грамотой - 4.
В числе рассматриваемых вопросов внесено:
- председателем Смоленской областной Думы - 1;
- комитетом по социальной политике - 4;
- комитетом по законности и правопорядку - 2;
- комитетом по экономическому развитию и инвестициям- 2;
- комитетом по вопросам агропромышленного комплекса - 1;
- комитетом по имущественным и земельным отношениям, природопользованию - 1;
- Главой администрации области -10;
- избирательной комиссией Смоленской области - 1 .
В течение заседания 4 законопроекта приняты в первом чтении и в целом, 4 проекта закона, ранее принятые в первом чтении, приняты в целом, 1 законопроект, ранее принятый во втором чтении, принят в целом. Всего с начала деятельности Смоленской областной Думы III созыва рассмотрено 56 законопроектов, 50 из них приняты в целом.
Законы, принятые на заседании Смоленской областной Думы
Закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области" регулирует отношения между органами государственной власти Смоленской области и субъектами инвестиционной деятельности, осуществляющими инвестиционную деятельность на территории Смоленской области, и устанавливает формы государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Смоленской области. Докладчик - заместитель председателя комитета по экономическому развитию и инвестициям, депутат В.Е. Левченков. Закон определяет полномочия Смоленской областной Думы, администрации области и уполномоченного органа исполнительной власти в сфере поддержки инвестиционной деятельности. Формами такой поддержки являются: предоставление субсидий на возмещение части затрат по заемным средствам и по уплате лизинговых платежей, предоставление налоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов, участие органов государственной власти в разработке, экспертизе и реализации инвестиционных проектов. В законе оговорены пределы оказания государственной поддержки на основании настоящего закона и областного закона "О Бюджете развития Смоленской области". Закон определяет также процедуру одобрения инвестиционного проекта, предоставления льгот, субсидий и инвестиционного налогового кредита.
После принятия проекта закона во втором чтении рабочей группой предложено 20 поправок. На 9-м заседании Смоленской областной Думы было принято решение рассмотреть проект дополнительно депутатами комитета по экономическому развитию и инвестициям и комитета по бюджету, налогам и финансам на предмет обсуждения ст.10. Депутат А.М. Горшков высказал замечания по концепции законопроекта и внес поправку об исключении из него ст. 10, регламентирующей предоставление субсидий. По мнению депутата имеется определенное несоответствие понятий. Кроме того, субсидия по последствиям для областного бюджета аналогична налоговым льготам. Однако льготы предусматривают своим субъектом категорию налогоплательщиков или отрасль народного хозяйства, в то время как субсидия носит сугубо индивидуальный характер, что противоречит налоговой политике, сформировавшейся в Российской Федерации с принятием Налогового кодекса РФ. Депутат М.А. Хвостанцев, поддерживая концепцию проекта закона, высказал мнение о несвоевременности его принятия в силу предельного дефицита бюджета, планируемого на 2003 год. По предложению депутата В.В. Вуймина было заслушано мнение Главы администрации Смоленской области В.Н. Маслова. В результате голосования были приняты поправки, одобренные профильным комитетом. Поправка депутата А.М. Горшкова не получила необходимого для принятия числа голосов. Большинством голосов проект областного закона был принят в целом.
Закон "Об областном бюджете на 2003 год". Настоящий закон принят с целью создания финансовой основы деятельности органов государственной власти области и учреждений бюджетной сферы на предстоящий финансовый год. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа А.Е. Ященко. Доходная часть бюджета утверждена в сумме 3987,8 млн. руб., расходная - 4352,0 млн. руб. Дефицит бюджета составляет 14,7%, что не превышает предельного размера, установленного Бюджетным кодексом РФ. Собственные доходы областного бюджета планируются по отношению к 2002 году на 17%. Из федерального бюджета в виде дотаций, субвенций и субсидий предполагается получить 1510,3 млн. руб., часть из которых целевым назначением поступит в местные бюджеты муниципальных образований. Методика распределения этих средств принята рабочей группой и одобрена всеми комитетами Думы. Объем дотации, выделяемой в 2003 году бюджетам муниципальных образований на выравнивание уровня социально-экономического развития, составляет 1083,0 млн. руб. Методика их распределения учитывала объем средств на выплату заработной платы работников бюджетной сферы, платежи по ТЭК и анализ собственных доходов местных бюджетов. Шагом в направлении создания минимальных социальных стандартов явилось выравнивание по муниципальным образованиям стоимости питания учащихся общеобразовательных учреждений и стоимости единицы тепловой энергии.
По информации председателя Смоленской областной Думы В.И. Анисимова проект областного бюджета поступил в Думу 28.10.2002, в ходе работы над проектом было проведено 15 заседаний комитетов Думы, депутатские слушания, 4 заседания рабочей группы. Рабочей группой было предложено 103 поправки, одобренные комитетами Думы. В ходе заседаний комитетов депутатами В.В. Вуйминым, А.М. Горшковым, М.А. Хвостанцевым и Г.Н. Яремчук были предложены еще 4 поправки. Поправки депутатов В.В. Вуймина и А.М. Горшкова в ходе заседания были ими сняты. Поправку депутата М.А. Хвостанцева о приоритетах и источниках поддержки спортивных команд решено предварительно рассмотреть на комиссии. Поправка депутата Г.Н. Яремчук, в устной форме высказанная также депутатом М.В. Лосенко на одном из рассмотрении бюджета, была одобрена Смоленской областной Думой. Поправка касается исключения из проекта закона как противоречащей Бюджетному кодексу РФ нормы о возможности использования муниципальными образованиями дотации из областного бюджета на оплату платежей в СОФОМС за неработающее население.
В обсуждении приняли участие депутаты В.И. Анисимов, В.В. Вуймин, А.М. Горшков, А.С. Игнатенков, П.А. Лубенский, М.А. Хвостанцев. Основное обсуждение было сосредоточено на урегулировании вопроса по так называемым "проблемным" муниципальным образованиям, по которым не удалось в полном объеме отразить потребности по защищенным статьям расходов. Депутат В.В. Вуймин предложил уточнить критерии понятия "проблемные". Депутат А.М. Горшков предложил проработать возможность использования общепринятых методик по данному вопросу. По предложению председателя Смоленской областной Думы в протоколе заседания отражено решение о ежеквартальном контроле за ходом исполнения бюджета, в том числе с анализом ситуации в муниципальных образованиях области, с тем, чтобы своевременно вносить корректировки в бюджет. Он также предложил продлить полномочия согласительной комиссии с целью обобщения практики бюджетного процесса и подготовки предложений по формированию проекта бюджета на 2004 год.
Закон "О ведомственной классификации расходов областного бюджета на 2003 год" представляет собой нормативно-правовой акт, рассматриваемый совместно с проектом областного бюджета на 2003 год. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа А.Е. Ященко. Ведомственная классификация расходов представляет собой часть бюджетной классификации РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств регионального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ. Проект закона был принят в первом чтении 27.11.2002. На текущем заседании с учетом поправок, предложенных с целью устранения замечаний правового управления Думы, проект закона единогласно принят в целом.
Закон "О внесении изменений в областной закон "Об областном бюджете на 2002 год" принят в связи с поступлением дополнительных средств из федерального бюджета в сумме 6,8 млн. руб. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа А.Е. Ященко. Одновременно с целью своевременного и полного освоения целевых средств произведено их перераспределение между местными бюджетами по согласованию с органами местного самоуправления. Смоленская областная Дума единогласно приняла проект закона в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменений в статьи 1, 2 и 3 областного закона "О бюджете Смоленского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год". Докладчик - председатель комитета по бюджету, налогам и финансам, депутат И.В. Кучер. В законе отражены дополнительные доходы в сумме 229, 2 млн. руб., полученные от уплаты единого социального налога и за счет поступления субвенции из федерального фонда. Вместе с тем, на 110 млн. руб. не выполнены утвержденные ранее показатели по платежам за неработающее население, поступающим от органов местного самоуправления. В результате общая сумма доходной части бюджета фонда составила 744,1 млн. руб., что на 119,2 млн. руб. выше ранее утвержденных данных. Дополнительные поступления направлены на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования, областных целевых программ развития здравоохранения, иные мероприятия, предусмотренные законодательством РФ. Депутаты единогласно приняли проект закона в первом чтении и в целом.
Закон "О бюджете Смоленского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год" направлен на обеспечение предоставления гарантированных объемов медицинской помощи гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также выполнение мероприятий, направленных на улучшение материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений и повышение качества оказываемых медицинских услуг. Докладчик - исполнительный директор Смоленского областного фонда обязательного медицинского страхования Ю.М. Макеенков. В 2003 году доходная часть фонда предполагается в объеме 774,8 млн. руб. Поступления от единого социального налога планируются в сумме 487,5 млн. руб., платежи за неработающее население - 267 млн. руб., в том числе 102 млн. руб. из областного бюджета, предусмотренные в проекте областного бюджета на 2003 год. Расходная часть бюджета составляет 764,8 млн. руб. В систему обязательного медицинского страхования в 2003 году включены медицинские учреждения 12 муниципальных образований области, заключивших соответствующие договоры с администрацией Смоленской области.
В ходе обсуждения проекта депутат П.А. Лубенский предложил докладчику уточнить правовые основания взаимоотношений органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления с дирекцией СОФОМСа в части платежей за неработающее население. По рекомендации профильных комитетов Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении дополнения в статью 1 областного закона "О дополнительных льготах по уплате земельного налога в 2002 году" принят в связи с обращением Смоленской епархии. Органы исполнительной власти области считают целесообразным освободить от уплаты земельного налога в части сумм, зачисляемых в областной бюджет, организации Смоленской епархии, уставный капитал которых полностью состоит из вклада епархии и единственным собственником имущества которых также является епархия. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа А.Е. Ященко. Освобождение касается земель, на которых находятся вновь выстроенные культовые сооружения, не являющиеся памятниками истории, культуры и архитектуры. Депутаты единогласно проголосовали за принятие проекта закона в первом чтении и в целом.
Закон "Об областной целевой программе "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Смоленской области на 2002-2007 годы" принят с целью организации государственного учета объектов недвижимости, вовлечения их в оборот, обеспечения эффективного использования земли и иной недвижимости. Проект закона был принят в первом чтении на предыдущем заседании Думы. Докладчик - председатель комитета по имущественным и земельным отношениям, природопользованию, депутат В.В. Вуймин. Принятие Земельного кодекса, введение новой системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, предполагаемая увязка земельного налога с кадастровой оценкой земли, делает программу как никогда актуальной. Реализация программы позволит создать единый объект учета - участок земли с расположенным на нем объектом недвижимости, что, в свою очередь, обеспечит органы власти базой для планомерного и последовательного проведения государственной политики в области имущественных и земельных отношений. Областная программа разработана в развитие соответствующей федеральной целевой программы и позволяет привлечь на условиях софинансирования средства федерального бюджета, которые предполагается направить на выполнение топографо-геодезических работ.
Депутаты единогласно поддержали одобренную профильным комитетом таблицу поправок и приняли проект закона в целом.
Закон "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об областных государственных должностях и государственной службе Смоленской области" принят с целью устранения имеющихся противоречий федеральным законам "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и областному закону "О схеме управления Смоленской областью". Докладчик - председатель комитета по законности и правопорядку Н.Н. Мартынов. Изменены нормы закона о пенсионном обеспечении в части порядка назначения доплат к пенсиям. Одновременно дополнен реестр государственных должностей. После принятия проекта в первом чтении 27.11.2002 внесено 30 поправок, устранены замечания правового управления Думы. С учетом одобренных профильным комитетом поправок проект закона был принят в целом.
Характеристика иных вопросов, рассмотренных на заседании Думы
На текущем заседании рассмотрено обращение Смоленской областной Думы к Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Правительству РФ, Генеральному прокурору РФ В.В. Устинову, Полномочному представителю Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко с предложением о незамедлительном рассмотрении вопроса по поставкам апатитового концентрата. Докладчик - заместитель председателя комитета по экономическому развитию и инвестициям В.Е. Левченков. АО "Апатиты", являясь по сути монополистом в области поставок апатитового концентрата, ведет неконструктивную ценовую политику, навязывая потребителям посреднические услуги сомнительных фирм. В Смоленской области потребителем концентрата является АО "Дорогобуж". В настоящее время из-за возможного срыва поставок сырья крупнейшее предприятие области АО "Дорогобуж" находится под угрозой полной остановки. Предприятие является градообразующим, его продукция широко используются сельскохозяйственными производителями России, поставляется на экспорт. С аналогичной просьбой к Правительству РФ обратились главы трех областей, в том числе Смоленской области, хозяйствующие субъекты которых связаны с указанным видом сырья. По данному вопросу выступили депутаты В.И. Анисимов, В.В. Бочериков, В.А. Гимаров, П.А. Лубенский, Главный федеральный инспектор Центрального федерального округа по Смоленской области Н.В. Рудак. Депутаты единогласно проголосовали за принятие обращения.
В соответствии со ст.10 областного закона "О мировых судьях в Смоленской области" на текущем заседании рассмотрен вопрос о назначении на должность начальника Департамента обеспечения деятельности мировых судей в Смоленской области. Главой администрации области на данную должность предложена кандидатура С.А. Туркова, представленная депутатам председателем областного суда В.П. Войтенко. Смоленская областная Дума единогласно поддержала предложенную кандидатуру.
На текущем заседании депутаты заслушали финансовые отчеты избирательной комиссии Смоленской области о поступлении и расходовании средств областного бюджета, выделенных на подготовку и проведение основных, повторных и дополнительных выборов депутатов Смоленской областной Думы третьего созыва. На основные выборы, состоявшиеся 19 мая 2002 года, было израсходовано 18 млн. руб. бюджетных средств, на повторные выборы 29 сентября - 2,3 млн. руб. В связи с низкой явкой избирателей 22 декабря вновь состоятся повторные выборы в 3-х округах, на которые потребуется 1,5 млн. руб. На 2002 год в бюджете на проведение выборов было запланировано 30 млн. руб.. Экономия обеспечена за счет централизации заказов на изготовление бланков и иных атрибутов для голосования. Смоленская областная Дума приняла к сведению представленную информацию.
Опираясь на мнение профильных комитетов, Смоленская областная Дума поддержала:
- законодательную инициативу Совета народных депутатов Кемеровской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". С целью экономии бюджетных средств степень защиты бюллетеней на выборах регионального уровня предлагается определять законом субъекта РФ. В настоящее время она устанавливается федеральным законодательством.
- обращение Законодательного Собрания Тверской области к Президенту Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации по вопросу усиления социальной защиты членов семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Повышение денежного довольствия военнослужащих сопровождалось отменой ряда социальных льгот. В результате реальное обеспечение данной категории граждан возросло незначительно. В связи с этим предлагается ввести выплату денежной компенсации, равноценной отмененным льготам.
- законодательную инициативу Законодательного Собрания Краснодарского края по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 4 и 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий". Инициатива предполагает исключение из системы льготного налогообложения части имущества предприятий по производству, переработке и хранению сельхозпродукции, которая передана в лизинг или аренду
- законодательную инициативу Законодательного Собрания Краснодарского края по внесению проекта федерального закона "О внесении дополнения в главу III Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Инициатива направлена на правовое обеспечение прав указанных категорий граждан в сделках с отчуждением жилой площади.
- обращение Курской областной Думы к Президенту Российской Федерации В.В. Путину об отмене решений Правительства Российской Федерации, касающихся снятия льгот для населения, проживающего в 30-ти км зоне АЭС. В обращениях содержится просьба о возвращении социальных льгот для населения, проживающего в указанной зоне. Обращения актуальны для всех регионов, на территории которых расположены объекты атомной энергетики.
- обращение Томской городской Думы об отмене пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 763 "О мерах по социальной защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики". Суть обращения аналогична содержащейся в обращении курской областной Думы.
Информационно-аналитическое управление
Смоленской областной Думы
17 декабря 2002 г.
http://admin.smolensk.ru/~duma/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Смоленской областной Думы "Об итогах 10-го заседания Смоленской областной Думы третьего созыва 17 декабря 2002 г."
Информация размещена на сервере Смоленской областной Думы http://admin.smolensk.ru/~duma/