Информация Смоленской областной Думы
"Об итогах 34-го заседания Смоленской областной Думы
14 декабря 2004 г."
14 декабря 2004 года состоялось очередное тридцать четвертое заседание Смоленской областной Думы III созыва. На заседание прибыло 40 депутатов. По уважительным причинам отсутствовали депутаты: Е.Г. Анцупов, В.В. Бочериков, С.А. Востров, Е.А. Гуртученко, Т.А. Литвинова, М.В. Лосенко, Виктор А. Разуваев, М.А. Хвостанцев. В работе Смоленской областной Думы принял участие Глава Администрации Смоленской области В.Н. Маслов. На заседании Смоленской областной Думы присутствовали: Главный федеральный инспектор Центрального федерального округа по Смоленской области Н.В. Рудак, первый заместитель Главы Администрации области, представитель Главы Администрации области в Смоленской областной Думе А.В. Щелоков, заместители Главы Администрации Смоленской области, руководители территориальных правоохранительных структур, налоговых и судебных органов, федерального казначейства, областного совета профсоюзов, органов местного самоуправления.
Заседание открылось в 10-00, последнее голосование состоялось в 12-35.
В проект основной повестки дня заседания с учетом подпунктов было внесено 36 вопросов. В дополнительную повестку дня было включено с учетом подпунктов 11 вопросов, необходимость рассмотрения которых возникла в ходе подготовки к заседанию. Утвердив повестку дня, депутаты перешли к ее рассмотрению.
Статистика типов рассмотренных вопросов такова:
- принятие законопроектов - 28 (базовых - 20, изменение действующего законодательства - 8);
- изменение категории административно-территориальных единиц - 4;
- кадровые вопросы - 2;
- утверждение плана и сметы - 2;
- обращения субъектов Российской Федерации - 5;
- законодательные инициативы субъектов Российской Федерации - 3;
- о наказах избирателей - 1;
- внесение изменений в программу законопроектной деятельности Смоленской областной Думы - 1;
- награждение Почетной грамотой - 3.
В числе рассматриваемых вопросов инициировано:
- руководством Смоленской областной Думы - 4;
- депутатами Смоленской областной Думы - 1;
- комитетом по экономическому развитию и инвестициям - 6;
- комитетом по бюджету, налогам и финансам - 3;
- комитетом по социальной политике - 2;
- комитетом по законности и правопорядку - 1;
- комитетом по вопросам местного самоуправления, государственной службы и связям с общественными организациями - 1;
- Главой Администрации Смоленской области - 26;
- органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области -5.
В течение заседания 11 законопроектов приняты в первом чтении и в целом, 10 законопроектов, ранее принятых в первом чтении, приняты в целом, 7 - приняты в первом чтении. Все вопросы, вынесенные на заседание, были предварительно рассмотрены профильными комитетами. По доработке 10 проектов областных законов были созданы рабочие группы, в том числе - по доработке пакета законов об установлении границ и статуса муниципальных образований области, по реализации полномочий органов государственной власти Смоленской области по оказанию социальной поддержки граждан. С целью обеспечения качества принимаемых нормативных документов все проекты областных законов прошли правовую и лингвистическую экспертизу правового управления Смоленской областной Думы, финансовую экспертизу Контрольно-счетной палаты Думы.
В числе рассмотренных законопроектов:
- 12 - приняты в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в том числе 5 - содержат меры социальной защиты отдельных категорий граждан;
- 7 - приняты в рамках реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- 4 - представляют собой целевые программы, вновь принимаемые к финансированию в 2005 году;
- 3 - приняты с целью совершенствования областного законодательства, приведения областных законов в соответствие с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Смоленской области;
- 2 - явились итогом организации бюджетного процесса на территории Смоленской области в 2004 году.
Всего, с начала деятельности Смоленской областной Думы III созыва, на ее заседаниях рассмотрено 307 законопроектов, 287 из них приняты в целом.
Открывая заседание, председатель Смоленской областной Думы, депутат В.И. Анисимов проинформировал собравшихся, что комиссией Смоленской областной Думы по Регламенту Смоленской областной Думы и депутатской этике 8 декабря 2004 года зарегистрировано новое депутатское объединение - "Независимые депутаты, промышленники и предприниматели", в состав которого вошли 14 депутатов. Главные цели депутатского объединения: возрождение Смоленской области как индустриально развитого региона путем повышения уровня жизни каждого жителя Смоленской области; восстановление качества образования, здравоохранения, комплексной защищенности смолян; гарантирование экономической и политической стабильности в регионе; возрождение Смоленской области как самодостаточного в экономическом отношении региона Российской Федерации. Для достижения этих целей главной задачей объединения является проведения промышленной политики на уровне субъекта путем соединения интеллектуального ресурса и практического опыта руководителей предприятий и предпринимателей с производства.
Законы, принятые на заседании Смоленской областной Думы
Закон "О мере социальной поддержки граждан, проживающих в зоне наблюдения Смоленской атомной электростанции, на 2005 год" принят с целью сохранения в 2005 году социальной защищенности жителей, проживающих в зоне наблюдения Смоленской атомной станции. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области И.В. Скобелев. В процессе разграничения полномочий между уровнями государственной власти в Российской Федерации полномочия по социальной поддержке указанной категории граждан не были отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, было принято решение о сохранении в 2005 году для этой категории граждан оплаты за потребленную электроэнергию в размере 50 % от действующего тарифа. На эти цели в областном бюджете 2005 года предусмотрено 15 млн. рублей. До 2002 года льгота предоставлялась на основании Постановления Правительства Российской Федерации, а в 2004 году - на основании областного закона. В обсуждении поправок приняли участие депутаты А.М. Горшков, И.В. Кучер, Л.В. Прокопович, И.А. Юхименко, первый заместитель Главы Администрации Смоленской области А.В. Щелоков, заместитель прокурора Смоленской области В.В. Лосев. В результате голосования, в том числе повторного, проведенного по предложению группы депутатов, поправка депутата А.М. Горшкова не получила необходимого для принятия числа голосов. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и, с учетом поправки депутата И.В. Кучера - в окончательной редакции.
Закон "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" принят в связи с изменением полномочий органов государственной власти Смоленской области по предметам совместного ведения, осуществляемых субъектами Российской Федерации самостоятельно за счет средств областного бюджета. Закон устанавливает меры социальной поддержки указанных в наименовании закона категорий граждан, проживающих на территории Смоленской области. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и был принят Смоленской областной Думой в первом чтении 6 октября 2004 года. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по социальной политике, депутат Е.И. Каманин. В число мер социальной поддержки входит: внеочередное медицинское обслуживание, бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатное зубопротезирование и др. Депутатами Е.И. Каманиным, И.И. Сорокиным и Г.Н. Яремчук предложено 7 поправок, в том числе по уточнению прав на льготный проезд в пассажирском транспорте, дополнению положения закона о протезировании. При обсуждении проекта закона заместитель прокурора Смоленской области В.В. Лосев отметил, что в предложенной на рассмотрение редакции не в полном объеме учтены категории граждан, на которых в настоящее время распространяется законодательство в части льгот для реабилитированных лиц. В связи с тем, что необходимо обеспечить вступление закона в силу с 1 января 2005 года, мнение прокуратуры области решено учесть путем внесения изменений в областной закон. Соответствующее поручение о проработке этого вопроса дано комитету Смоленской областной Думы по социальной политике. С учетом поправок, одобренных профильным комитетом, Смоленская областная Дума приняла закон.
Закон "О социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Смоленской области" принят в связи с изменением полномочий органов государственной власти Смоленской области по предметам совместного ведения, осуществляемых субъектами Российской Федерации самостоятельно за счет средств областного бюджета. Концепция закона направлена на регулирование порядка и условий предоставления социального обслуживания проживающим на территории Смоленской области гражданам пожилого возраста и инвалидам, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям-сиротам, безнадзорным детям, детям, оставшимся без попечения родителей. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и был принят Смоленской областной Думой в первом чтении 6 октября 2004 года. Докладчик - председатель профильного комитета Смоленской областной Думы, депутат Е.И. Каманин. В результате доработки проекта закона на текущее заседание вынесено 9 поправок, предложенных депутатами Е.И. Каманиным, И.И. Сорокиным и Г.Н. Яремчук. Поправки предложены по предмету регулирования данного закона, полномочиям Смоленской областной Думы и органов исполнительной власти области. В порядок и условия предоставления социального обслуживания включено право уполномоченного органа заключать контракты на услуги с социальными службами иных, кроме государственной, форм собственности. Закон дополнен статьей о гарантиях работникам областных государственных учреждений социального обслуживания в части заработной платы. Уточнены формулировки по мерам социальной поддержки социальных работников и их финансовому обеспечению. Смоленская областная Дума приняла закон с учетом поправок депутатов.
Закон "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и тружеников тыла на территории Смоленской области" принят в связи с изменением полномочий органов государственной власти Смоленской области по предметам совместного ведения, осуществляемых субъектами Российской Федерации самостоятельно за счет средств областного бюджета. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и был принят в первом чтении 6 октября 2004 года. Докладчик - председатель профильного комитета Смоленской областной Думы, депутат Е.И. Каманин. Закон предусматривает сохранение социальной защиты для перечисленных в названии закона категорий граждан на уровне, существующем на 31 января 2004 года. К числу мер социальной защиты относятся: льготный тариф по оплате жилья, коммунальных услуг и услуг связи, бесплатное зубопротезирование и др. Депутатами Е.И. Каманиным, В.Г. Плешковым, И.И. Сорокиным и Г.Н. Яремчук внесено 7 поправок, в том числе по предмету регулирования данного закона. Депутаты Смоленской областной Думы поддержали принятие закона с учетом поправок.
Закон "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении" принят в связи с изменением полномочий органов государственной власти Смоленской области по предметам совместного ведения, осуществляемых субъектами Российской Федерации самостоятельно за счет средств областного бюджета. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и был принят в первом чтении 24 ноября 2004 года. Докладчик - заместитель председателя комитета Смоленской областной Думы по экономическому развитию и инвестициям, депутат И.А. Юхименко. В настоящее время нормативная правовая база, регулирующая сферу пассажирских перевозок, во многом устарела. Изменилась экономическая ситуация в стране, произошли глубокие структурные изменения на транспорте. Закон направлен на обеспечение условий для нормального функционирования рынка автотранспортных услуг и наиболее полного удовлетворения спроса населения Смоленской области на автобусные пассажирские перевозки на пригородных и межмуниципальных маршрутах. В результате доработки законопроекта депутатами В.Н. Залесовым, В.К. Чертковым и И.А.Юхименко предложено 10 поправок. При этом в новой редакции изложены 5 из 10 статей закона. Депутаты Смоленской областной Думы одобрили поправки и приняли закон.
Закон "О ветеринарии в Смоленской области" принят с целью обеспечения реализации полномочий органов государственной власти Смоленской области по предметам совместного ведения, осуществляемых субъектами Российской Федерации самостоятельно за счет средств областного бюджета. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и был принят в первом чтении 24 ноября 2004 года. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по вопросам агропромышленного комплекса, депутат А.С. Игнатенков. Закон направлен на установление правовых основ деятельности государственной ветеринарной службы Смоленской области, определяет полномочия органов государственной власти Смоленской области в сфере ветеринарии, порядок организации государственной ветеринарной службы Смоленской области, финансовое и материально-техническое обеспечение ее деятельности, возможные меры социальной поддержки работников государственной ветеринарной службы. Депутатом В.Г. Новиковым предложено 29 поправок. Уточнены и дополнены полномочия Смоленской областной Думы, Администрации Смоленской области, уполномоченного органа исполнительной власти. В новой редакции изложена статья о государственном ветеринарном контроле на территории Смоленской области. В качестве переходного положения прописаны гарантии в части оплаты труда работников областных государственных учреждений ветеринарии. Логическая перегруппировка статей и отдельных положений улучшили конструкцию закона, сделав его более удобным и компактным. Часть поправок носит редакционный характер. С учетом поправок Смоленская областная Дума приняла закон в окончательной редакции.
Законы о наделении статусом муниципального района муниципальных образований "Духовщинский район" Смоленской области, "Сычевский район" Смоленской области, "Дорогобужский район" Смоленской области, "Ельнинский район" Смоленской области, "Новодугинский район" Смоленской области, "Хиславичский район" Смоленской области, об установлении границ указанных муниципальных образований, территории которых входят в их состав, и наделении их соответствующим статусом приняты в рамках реализации на территории Смоленской области переходных положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Проекты законов внесены на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления и государственной службы В.И. Шунин. Законы предусматривают изменения в территориальной организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, наделяет их статусом муниципального района, утверждает картографическое описание их границ, устанавливает границы и статус сельских и городских поселений, территории которых входят в состав муниципальных районов. По рекомендации профильного комитета Смоленская областная Дума приняла проекты законов в первом чтении и, с учетом поправок - законы в окончательной редакции.
Закон "О картографическом описании существующих границ муниципального образования город Смоленск" принят в рамках реализации новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и представляет собой картографическое описание границ города Смоленска, установленных областным законом от 20 марта 1997 года N 7-3 "Об установлении границы города Смоленска". Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления и государственной службы В.И. Шунин. Статус городского округа будет присвоен городу в соответствии со статьей указанного федерального закона об особенностях переходного периода. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла закон.
Закон "Об областной целевой программе "Развитие агропромышленного комплекса Смоленской области" на 2005-2010 годы" принят с целью создания условий для повышения экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и был принят в первом чтении 24 ноября 2004 года. Докладчик - председатель профильного комитета Смоленской областной Думы, депутат А.С. Игнатенков. С 1 января 2005 года поддержка сельскохозяйственного производства отнесена к расходным полномочиям субъектов Российской Федерации. Программа включает мероприятия по развитию растениеводства, животноводства и перечень организационно-экономических мер, направленных на создание оптимальных условий для развития производства, стабилизации и последующего улучшения финансового состояния предприятий и организаций АПК, развития их кадрового потенциала, повышения уровня жизни на селе. Формами государственной поддержки является выделение субсидий и субвенций сельскохозяйственным производителям, машинно-технологическим станциям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, личным хозяйствам для компенсирования части затрат на приобретение семян высокой репродукции, страхование урожая, минеральных удобрений, средств ухода за растениями, на создание передвижных механизированных пунктов и т.д. С целью закрепления кадров на селе предусмотрена выплата единовременного пособия молодым специалистам и доплат к заработной плате в течение первых трех лет работы в хозяйствах области. Итогом рассмотрения законопроекта рабочей группой стало внесение депутатом В.Г. Новиковым 58 поправок. Уточнен механизм отбора исполнителей мероприятий программы и, учитывая долгосрочный характер программы, была найдена оптимальная формулировка в части обеспечения необходимых объемов финансирования программы по годам. С учетом поправок Смоленская областная Дума приняла закон в окончательной редакции.
Закон "Об областной целевой программе "Развитие донорства крови и ее компонентов в Смоленской области" на 2005-2010 годы" принят с целью реализации мероприятий, направленных на совершенствование технического оснащения процесса переработки донорской крови, процедуры взятия и переливания крови, повышение количества доноров и доз донорской крови. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и был принят в первом чтении 27 октября 2004 года. Докладчик - председатель профильного комитета Смоленской областной Думы, депутат Е.И. Каманин. В результате доработки проекта закона депутатами Е.И. Каманиным и Г.Н. Яремчук предложено 9 поправок. Значительно переработаны разделы по содержанию проблемы, целям и задачам программы, механизму ее реализации. От Главы Администрации Смоленской области поступило 5 поправок. С учетом поправок Смоленская областная Дума приняла закон.
Закон "Об областной целевой программе "Развитие заместительной почечной терапии в Смоленской области" на 2005-2007 годы" принят с целью повышения качества оказания специализированной медицинской помощи больным с хронической и острой почечной недостаточностью. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и был принят в первом чтении 24 ноября 2004 года. Докладчик - председатель профильного комитета Смоленской областной Думы, депутат Е.И. Каманин. В результате выполнения программы за счет укрепления материально-технической базы отделения гемодиализа, создания его филиалов в районах области, внедрения более современных способов лечения предполагается увеличить продолжительность жизни, снизить показатели инвалидности и смертности больных с хронической и острой почечной недостаточностью. На заседаниях рабочей группы депутатами Е.И. Каманиным и Г.Н. Яремчук предложено 10 поправок, основная часть которых носит редакционный характер. С целью обеспечения соблюдения действующего законодательства уточнен механизм реализации программы. С учетом поправок Смоленская областная Дума приняла закон в окончательной редакции.
Закон "О внесении изменений в областной закон "Об областном бюджете на 2004 год" принят в соответствии с областным законом "О порядке внесения, рассмотрения и применения областного закона об областном бюджете и порядке внесения изменений и дополнений в областной закон об областном бюджете" и отражает текущие изменения, возникшие в ходе исполнения областного закона об областном бюджете. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области И.В. Скобелев. Увеличение доходной части областного бюджета обусловлено уточнением финансовой помощи из федерального бюджета и поступлением дополнительных 182,6 млн. рублей. Эти средства частично носят целевой характер и распределены по соответствующим статьям, в том числе на полное погашение кредиторской задолженности по исполнению Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на выплату жилищных субсидий. Общие доходы областного бюджета утверждены в сумме 6 423,2 млн. рублей. По различным причинам, в том числе в связи с уточнением потребностей и возможности своевременного освоения финансовых ресурсов, поступлением средств из федерального бюджета, внебюджетных фондов, иных источников, уменьшены плановые ассигнования по ряду главных распорядителей бюджетных средств, подверглись корректировке объемы финансирования по некоторым целевым программам. На заседании комитета Смоленской областной Думы по бюджету, налогам и финансам в обсуждении проекта закона приняли участие руководители профильных департаментов с тем, чтобы дать необходимые пояснения о причинах неосвоения средств. Общие расходы областного бюджета утверждены в сумме 6 575,3 млн. рублей или с ростом на 38,2 млн. рублей. Средства федерального бюджета на сбалансированность бюджета региона и часть экономии по расходным статьям позволили снизить дефицит бюджета. С учетом внесенных поправок по устранению замечаний правового управления и Контрольно-счетной палаты Смоленской областной Думы Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла закон "О внесении изменений в областной закон "Об областном бюджете на 2004 год".
Закон "О внесении изменения в приложение к областному закону "О ведомственной классификации расходов областного бюджета на 2004 год" принят в связи с уточнением структуры функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области И.В. Скобелев. По рекомендации профильного комитета Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и закон в окончательной редакции.
Закон "О внесении изменений в статьи 36, 42 областного закона от 25.06.2003 N 28-з "Об административных правонарушениях на территории Смоленской области" принят исходя из практики реализации областного закона. Проект закона внесен на рассмотрение Смоленским городским Советом и был принят Смоленской областной Думой в первом чтении 1 июля 2004 года. Докладчик - заместитель председателя комитета Смоленской областной Думы по законности и правопорядку, депутат В.К. Чертков. Закон расширяет права организационно-распорядительных органов местного самоуправления в части составления протоколов об административных правонарушениях в сфере благоустройства, производства и оборота напитков домашней выработки, содержания домашних животных, розничной торговли и др. Установлена административная ответственность за нарушение правил производства земляных и строительных работ, установленных органами местного самоуправления. На заседаниях рабочей группы депутатом В.К. Чертковым были внесены 3 поправки, в том числе в части уточнения перечня норм, в которые необходимо внести изменения. С учетом поправок Смоленская областная Дума приняла закон.
Закон "О внесении изменений в отдельные областные законы" принят с целью приведения отдельных областных законов, регулирующих вопросы подготовки и проведения соответствующих выборов и референдумов, в соответствие с требованиями статьи 142 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которой внесены изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Докладчик - субъект права законодательной инициативы, депутат В.К. Чертков. Закон приводит в соответствие с требованиями федерального законодательства пять областных законов: "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Смоленской области", "О референдуме Смоленской области", "О выборах Главы Администрации (Губернатора) Смоленской области", "О выборах органов местного самоуправления в Смоленской области", "О местном референдуме в Смоленской области". По рекомендации профильного комитета Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и в окончательной редакции.
Закон "О внесении изменения в приложение 2 к областному закону "О муниципальных должностях и муниципальной службе в Смоленской области" принят с целью исключения последствий в виде снижения денежного содержания муниципальных служащих в результате изменений численности населения муниципальных образований, выявленных в ходе проведения Всероссийской переписи населения. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и был принят в первом чтении 24 ноября 2004 года. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по вопросам местного самоуправления, государственной службы и связям с общественными организациями, депутат В.А. Гимаров. Реализация закона, проект которого был разработан в связи с обращениями органов местного самоуправления, будет осуществлена за счет средств местных бюджетов. В ходе доработки законопроекта депутатом профильного комитета Л.В. Хлудовой внесены 2 редакционные поправки. С учетом поправок депутаты приняли закон.
Проекты областных законов,
принятые Смоленской областной Думой в первом чтении
Проект областного закона "О здравоохранении в Смоленской области" внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по здравоохранению А.С. Доронин. Концепция законопроекта направлена на реализацию полномочий субъекта Российской Федерации по обеспечению оказания некоторых видов специализированной медицинской помощи, в том числе скорой, а также о социальной поддержке семей, имеющих детей первого года жизни. В заключении правового управления Думы отмечено, что предметом данного законопроекта являются вопросы, отнесенные федеральным законодательством к отдельным видам полномочий, регулируемым различными законодательными актами федерального уровня. Поэтому предмет регулирования проекта закона нуждается в уточнении. По рекомендации профильного комитета Смоленской областной Думы депутаты приняли проект закона в первом чтении.
Проект областного закона "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) или городах (за исключением городов областного значения) на территории Смоленской области, по оплате жилья и коммунальных услуг" внесен Главой Администрации Смоленской области в порядке реализации федерального законодательства по разграничению полномочий. Докладчик - начальник Правового департамента Смоленской области А.В. Майоров. Федеральным законодательством установлено, что социальная поддержка работников социального обслуживания, здравоохранения и государственной ветеринарной службы регулируется законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Нормы по социальной поддержке работников культуры федеральным законом с 1 января 2005 года отменяются. Однако при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты, не может быть уменьшен совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат, а условия предоставления ухудшены. С учетом этих положений концепция проекта областного закона направлена на установление мер социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа и городах (за исключением городов областного значения) на территории Смоленской области. Государственными полномочиями по предоставлению указанных мер социальной поддержки наделяются органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий предусматриваются в составе регионального фонда компенсаций, образуемого в составе областного бюджета. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении.
Проект областного закона "О пожарной безопасности" внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области в связи с отнесением вопросов организации пожаротушения к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Проект областного закона разработан в рамках указанных полномочий, а также в целях реализации полномочий Смоленской области как субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения пожарной безопасности, определенных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Докладчик - первый заместитель начальника Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области М.И. Осипенко. В законопроекте определены полномочия органов государственной власти Смоленской области, вопросы создания соответствующей службы, гарантии правовой и социальной защиты личного состава этой службы, ее материально-технического обеспечения. Депутаты Смоленской областной Думы поддержали принятие проекта закона в первом чтении.
Проект областного закона "Об областной целевой программе "Безопасность областных государственных образовательных учреждений" на 2005-2007 годы" внесен Главой Администрации Смоленской области в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 12 января 2004 года N 31 "Об утверждении и реализации программы Минобразования России на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного учреждения". Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике С.И. Захаренков. Программа разработана в развитие соответствующей федеральной целевой программы и будет реализовываться на условиях софинансирования из федерального бюджета. В настоящее время материально-техническая база областных государственных образовательных учреждений характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов и инженерно-технического оборудования. Осуществление мероприятий Программы позволит повысить пожарную безопасность областных государственных образовательных учреждений, снизить риск возникновения пожаров и аварийных ситуаций, а также уровень травматизма и гибели людей. В заключении правового управления и Контрольно-счетной палаты Смоленской областной Думы отмечены отдельные недостатки правого и редакционного характера, необходимость отражения в программе некоторых видов работ, отнесенных к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части обеспечения безопасности. В соответствии с рекомендацией профильного комитета Думы депутаты приняли проект закона в первом чтении.
Проект областного закона "О внесении изменений в областной закон "О защите населения и территории Смоленской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" внесен Главой Администрации Смоленской области в связи с изменением полномочий органов государственной власти Смоленской области по предметам совместного ведения, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств областного бюджета. Докладчик - заместитель начальника Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области В.А. Донцов. С 1 января 2005 года к числу таких полномочий относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий. Целый ряд статей областного закона изложен в новой редакции. Это касается таких положений, как полномочия Администрации Смоленской области, определение границ зон чрезвычайных ситуаций, создание и использование резервов ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, финансирование и обеспечение деятельности органов управления, уполномоченных на решение задач в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций. Для организации и проведения работ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального масштаба на территории области предполагается создать уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области. В проекте закона прописаны его полномочия. В редакции, представленной на текущее рассмотрение, устранены недостатки, отмеченные в заключении правого управления Думы. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении.
Проект областного закона "О внесении изменений в областной закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области" внесен Главой Администрации Смоленской области с целью приведения областного закона в соответствие с федеральным законодательством. Докладчик - начальник управления регионального развития Департамента экономического развития и торговли Смоленской области И.В. Кошакова. Так, в связи с признанием утратившим силу Федерального закона "О Бюджете развития Российской Федерации" 24 ноября 2004 года был принят областной закон, в соответствии с которым признан утратившим силу областной закон "О бюджете развития Смоленской области". Эти обстоятельства обусловили необходимость внесения изменений в областной закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области". Вместе с тем, формы государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Смоленской области дополнены субсидиями на возмещение части затрат по обслуживанию корпоративных облигаций, являющихся одним из способов долгосрочных инвестиционных вложений. Отвечая на вопрос депутата А.М. Горшкова о финансовом обеспечении закона в бюджете 2005 года, И.В. Кошакова пояснила, что необходимые средства на субсидирование процентных ставок по кредитам и объемы государственных гарантий отражены в законе об областном бюджете на очередной финансовый год. Новая форма государственной поддержки - компенсация части затрат по обслуживанию корпоративных облигаций предполагается к реализации в 2006 году. По рекомендации профильного комитета Смоленской областной Думы депутаты проголосовали за принятие проекта закона в первом чтении.
Проект областного закона "О внесении изменений в приложение к областному закону "Об областной целевой программе поддержки и развития научной деятельности в Смоленской области на 2002-2005 годы" внесен Главой Администрации Смоленской области в связи с изменением структуры и наименований органов исполнительной власти Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике С.И. Захаренков. Соответствующие изменения внесены в паспорт программы и в перечень ее исполнителей. Одновременно, исходя из реальных возможностей областного бюджета, скорректированы объемы финансирования программы в 2004 и 2005 годах. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении.
Характеристика иных вопросов, рассмотренных на заседании Думы
Рассмотрев ходатайства органов местного самоуправления, заключение Главы Администрации Смоленской области и рекомендации комитета Смоленской областной Думы по вопросам местного самоуправления, государственной службы и связям с общественными организациями, депутаты приняли постановления о преобразовании административно-территориальных единиц, изменив категорию "поселок" на категорию "село":
- 3 поселков Гагаринского района Смоленской области;
- 2 поселков Ельнинского района Смоленской области;
- 1 поселка Новодугинского района Смоленской области;
- 2 поселков Починковского района Смоленской области.
В соответствии с обращением Главы Администрации Смоленской области и рекомендациями профильных комитетов Смоленской областной Думы были исключены из Примерной программы законопроектной деятельности Смоленской областной Думы на 2004 год следующие проекты областных законов:
- проект областного закона "Градостроительный устав Смоленской области". До вступления в силу нового Градостроительного кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении 2 декабря 2004 года, разработка проекта областного закона нецелесообразна.
- проект областного закона "Об охране труда в Смоленской области". В связи с принятием на федеральном уровне ряда законодательных и иных нормативных правовых актов в области охраны труда разработка законопроекта утратила свою актуальность.
Смоленская областная Дума:
- утвердила план работы Контрольно-счетной палаты Смоленской областной Думы на 2005 год. План составлен на основе анализа деятельности Контрольно-счетной палаты в предыдущий период, предложений председателя Смоленской областной Думы, Главы Администрации Смоленской области и профильных комитетов Смоленской областной Думы. В части экспертно-аналитической работы в план включены экспертиза внесенных законопроектов, отчетов об исполнении областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, анализ эффективности и обоснованности предоставления налоговых льгот, эффективности использования средств областного бюджета. В число контрольно-ревизионных мероприятий включены проверки целевого использования средств областного бюджета муниципальными образованиями и общественными организациями, деятельности Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области и обозначенных в плане государственных унитарных предприятий;
- дополнила Сводный перечень наказов избирателей депутатам Смоленской областной Думы, утвержденных для исполнения в 2004 году;
- утвердила смету расходов Думы на 2005 год и согласовала распределение средств, образовавшихся в результате экономии по материальным статьям расходов в 2004 году, на оказание финансовой поддержки подшефной подводной лодке - АПРК "Смоленск", госпиталя ветеранов войны, семье погибшего офицера правоохранительных органов;
- приняла постановления о депутате Р.Н. Волощуке по осуществлению им депутатских полномочий на профессиональной постоянной основе, а также об изменении штатного расписания Смоленской областной Думы.
В рамках взаимодействия с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации по рекомендации профильных комитетов были поддержаны следующие обращения и законодательные инициативы:
- обращение Законодательного собрания Ленинградской области "К Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову по вопросу перекрестного субсидирования в тарифах на электроэнергию". В обращении содержится предложение либо отменить перекрестное субсидирование с 1 января 2005 года, либо изменить методику расчета объемов перекрестного субсидирования с целью обеспечения равноправного участия всех потребителей в его компенсации. Вопрос влияния перекрестного субсидирования на тарифную политику является актуальным для Смоленской области и был обсужден в рамках депутатских слушаний "О состоянии дел в жилищно-коммунальном хозяйстве Смоленской области и о путях его реформирования".
- обращение депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края "К Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову, руководителю Федеральной антимонопольной службы И.Ю. Артемьеву о неконтролируемом росте цен на энергоносители". В обращении отмечено, что причиной необоснованного повышения цен на внутреннем рынке России является отсутствие реального контроля государства за деятельностью естественных монополий. Этот вопрос также был предметом обсуждения на проведенных в Смоленской областной Думе депутатских слушаниях "О состоянии дел в жилищно-коммунальном хозяйстве Смоленской области и о путях его реформирования".
- обращение Законодательного Собрания Пензенской области "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину". В обращении выражается поддержка инициативам Президента Российской Федерации В.В. Путина по укреплению могущества нашей страны и, с целью реализации практических мер в этом направлении, предлагается дать поручение Правительству Российской Федерации о безотлагательной разработке долгосрочной программы развития отечественного промышленного производства.
- обращение Законодательного Собрания Тверской области к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову в связи с рассмотрением проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год". В обращении совершенно обоснованно ставится вопрос о недостаточности бюджетных трансфертов, передаваемых на региональный уровень из федерального бюджета, для обеспечения исполнения Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
- обращение Тульской областной Думы "К Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации в связи с низким уровнем заработной платы и необходимостью установления федеральных государственных гарантий по оплате труда для работников учреждений бюджетной сферы". В обращении поднят актуальный для большинства субъектов Российской Федерации вопрос о недостаточности средств в региональных бюджетах для реализации полномочий, возлагаемых на субъекты с 1 января 2005 года Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". К числу таких полномочий относится и установление системы оплаты труда, тарифных ставок, окладов и прочих выплат работникам бюджетной сферы. Законодатели Тульской области выразили солидарность с законными требованиями Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации о сохранении минимальных гарантий уровня заработной платы, действующих надбавок, об индексации заработной платы не менее чем в 1,5 раза и обеспечении ее неукоснительного финансирования, в том числе за счет оказания помощи регионам из федерального центра. Подобное обращение было принято Смоленской областной Думой на заседании 24 ноября 2004 года.
- законодательную инициативу Законодательного Собрания Ивановской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О рекламе". Предлагаются дополнительные ограничения на рекламу в виде "бегущей" строки с тем, чтобы подобная реклама не нарушала непосредственного восприятия смысла основной программы. Одновременно предлагается запретить распространение в общественном транспорте аудиопродукции рекламного характера.
- законодательную инициативу Государственного Совета Республики Татарстан о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части поддержки товариществ собственников жилья и их объединений". Законопроект направлен на восполнение правовых пробелов в части регулирования создания кондоминиумов и объединений граждан в жилищные, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья. Предлагаемые изменения направлены на упрощение процедуры создания указанных объединений, снижение регистрационных сборов. В связи с проведением реформы ЖКХ, предполагаемым вступлением Жилищного кодекса РФ с 1 марта 2005 года инициатива является особенно актуальной.
- законодательная инициатива Законодательного Собрания Тверской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 14.16, 14.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Это не первая законодательная инициатива, целью которой является охрана здоровья граждан Российской Федерации от некачественной спиртосодержащей и алкогольной продукции, наводнившей рынки всех субъектов Российской Федерации. Ранее Смоленская областная Дума поддержала инициативы и обращения законодателей Тюменской областной Думы, Государственного Совета Удмуртской Республики, Законодательного Собрания Ивановской области, Курганской областной Думы, предусматривающие различные меры ограничения и контроля за оборотом спиртосодержащей продукции, в том числе лицензирование, идентификацию и др.
Информационно-аналитическое управление
Смоленской областной Думы
14 декабря 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Смоленской областной Думы "Об итогах 34-го заседания Смоленской областной Думы третьего созыва 14 декабря 2004 г."
Информация размещена на сервере Смоленской областной Думы http://admin.smolensk.ru/~duma/