Информация Смоленской областной Думы
"Об итогах 38-го заседания Смоленской областной Думы
24 марта 2005 г."
24 марта 2005 года состоялось очередное тридцать восьмое заседание Смоленской областной Думы III созыва. На заседание прибыло 40 депутатов. По уважительным причинам отсутствовали депутаты: Е.Г. Анцупов, Е.А. Гуртученко, А.Г. Гучев, А.Г. Исламов, В.Ю. Мазин, В.А. Новиков, В.П. Раевский, В.А. Юшков. В работе Смоленской областной Думы приняли участие Главный федеральный инспектор Центрального федерального округа по Смоленской области Н.В. Рудак, первый заместитель Главы Администрации области, представитель Главы Администрации области в Смоленской областной Думе А.В. Щелоков. На заседании Смоленской областной Думы присутствовали: заместители Главы Администрации Смоленской области, руководители территориальных правоохранительных структур, налоговых и судебных органов, федерального казначейства, областного совета профсоюзов, органов местного самоуправления.
Заседание открылось в 10-00, последнее голосование состоялось в 13-25.
В проект основной повестки дня заседания с учетом подпунктов было внесено 37 вопросов. В дополнительную повестку дня было включено 5 вопросов, необходимость рассмотрения которых возникла в ходе подготовки к заседанию. В ходе обсуждения повестки дня по предложению профильного комитета Смоленской областной Думы были исключены из рассмотрения 2 проекта закона, внесенные в Думу с нарушением Регламента Смоленской областной Думы. Утвердив повестку дня, депутаты перешли к ее рассмотрению.
Статистика типов рассмотренных вопросов такова:
- принятие законопроектов - 15 (базовых - 8, изменение действующего законодательства - 7);
- кадровые вопросы - 1;
- информации должностных лиц - 1;
- обращение Смоленской областной Думы -1;
- обращения субъектов Российской Федерации - 12;
- законодательные инициативы субъектов Российской Федерации - 5;
- проектов федеральных законов - 2;
- награждение Почетными грамотами - 3.
В числе рассматриваемых вопросов инициировано:
- руководством Смоленской областной Думы -1;
- комитетом по имущественным и земельным отношениям, природопользованию - 8;
- комитетом по социальной политике - 7;
- комитетом по экономическому развитию и инвестициям - 3;
- комитетом по вопросам агропромышленного комплекса - 3;
- комитетом по законности и правопорядку - 1;
- комитетом по вопросам местного самоуправления, государственной службы и связям с общественными организациями - 1;
- комитетом по бюджету, налогам и финансам -1;
- Главой Администрации Смоленской области - 13;
- Смоленским областным судом - 1;
- избирательной комиссией Смоленской области - 1.
В течение заседания принято 10 областных законов, в том числе: 5 - приняты одновременно в двух чтениях, 5 проектов были ранее приняты в первом чтении. 4 проекта областных законов приняты в первом чтении, один законопроект отклонен. Все вопросы, включенные в повестку дня, были предварительно рассмотрены профильными комитетами. По доработке 8 проектов областных законов были созданы рабочие группы, 5 проектов законов были доработаны до их рассмотрения в первом чтении. С целью обеспечения качества принимаемых нормативных документов все проекты областных законов прошли правовую и лингвистическую экспертизу правового управления Смоленской областной Думы, финансовую экспертизу Контрольно-счетной палаты Думы.
В числе рассмотренных законопроектов:
- 6 - приняты с целью реализации действующих федеральных законов, в том числе 3 - в рамках реформы местного самоуправления в Российской Федерации, 2 - в рамках работы по разграничению расходных полномочий между уровнями государственной власти Российской Федерации;
- 2 - приняты с целью приведения областного законодательства в соответствие с федеральным;
- 4 - изменяют действующие областные целевые программы;
- 2 - приняты в порядке совершенствования областного законодательства;
- 1 - отражает итоги бюджетного процесса в области в 2004 году.
Всего, с начала деятельности Смоленской областной Думы III созыва, на ее заседаниях рассмотрено 357 законопроектов, 344 из них приняты в целом.
Законы, принятые на заседании Смоленской областной Думы
Закон "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Смоленской области" принят в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 24 февраля 2005 года. Докладчик - заместитель председателя комитета Смоленской областной Думы по законности и правопорядку В.К. Чертков. Закон регламентирует порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти Смоленской области или орган местного самоуправления муниципального образования Смоленской области. За прошедший период в результате доработки проекта депутатами В.К. Чертковым и Г.Н. Яремчук предложено 5 поправок. При этом 2 из 4 статей изложены в новой редакции с включением в них преамбулы закона. По рекомендации профильного комитета Смоленская областная Дума приняла поправки и приняла областной закон.
Закон "О нормативах численности муниципальных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области на 2005 год" принят в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" и областным законом от 13 января 1999 N 3-з "О муниципальных должностях и муниципальной службе в Смоленской области". Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 28 декабря 2004 года. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по вопросам местного самоуправления, государственной службы и связям с общественными организациями В.А. Гимаров. Норматив численности муниципальных должностей является критерием для определения минимальных местных бюджетов и расчета дотации бюджетам муниципальных образований на выравнивание уровня социально-экономического развития. Закон устанавливает численность муниципальных должностей и соотношения групп указанных должностей в представительных и организационно-распорядительных органах местного самоуправления дифференцированно по всем муниципальным районам и городским округам Смоленской области согласно методике расчета, основанной на численности населения в муниципальном образовании. В ходе доработки проекта закона были обобщены поступившие замечания и предложения, уточнены редакции всех статей закона и его наименование. В обсуждении проекта закона приняли участие депутаты А.М. Горшков, М.В. Лосенко. Отвечая на вопросы депутатов, начальник правового управления Думы, представители Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления и государственной службы пояснили отличия установления нормативов по городским округам и муниципальным районам области, закрепленные в соответствующей методике, а также сроки и особенности применения норм закона в межбюджетных отношениях на 2005 и последующие годы. Смоленская областная Дума приняла поправки, одобренные профильным комитетом, и приняла областной закон.
Закон "О финансовой поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Смоленской области" принят с целью создания стабильно функционирующего механизма финансовой поддержки средств массовой информации и книгоиздания в Смоленской области, реализации конституционного права граждан на получение своевременной и объективной информации и развития краеведческой и научной деятельности в Смоленской области. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 24 февраля 2005 года. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по бюджету, налогам и финансам И.В. Кучер. За прошедший период на рабочей группе депутатом В.К. Чертковым было предложено 18 поправок в 7 из 9 статей закона. Поправки носят, в основном, редакционный характер. Смоленская областная Дума приняла предложенные поправки и областной закон.
Закон "О внесении изменений в областной закон "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Смоленской области" принят на основании обобщения практики проведения избирательных компаний по выборам органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области в 2004 и 2005 годах. Проект закона внесен на рассмотрение избирательной комиссией Смоленской области. Докладчик - секретарь избирательной комиссии Смоленской области И.Н. Фомченкова. Внесенные изменения представляются особенно важными при реализации планируемой в 2005 году реформы местного самоуправления и направлены на изменение действующего порядка формирования окружных избирательных комиссий по организации и проведению выборов в условиях дефицита кадров. Одновременно урегулированы отдельные организационные моменты в деятельности избирательных комиссий. Для своевременного устранения правовых недостатков проекта закона была создана рабочая группа, которая доработала проект до его принятия в первом чтении. В итоге на текущее рассмотрение было вынесено 11 поправок, предложенных депутатом В.К. Чертковым. Большая часть поправок носит редакционный характер и направлена на уточнение формулировок. Из законопроекта исключены положения, несоответствующие Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В соответствии с рекомендацией профильного комитета проект закона был принят в первом чтении, и, с учетом поправок, принят областной закон.
Закон "Об отдельных вопросах обеспечения подготовки и проведения в 2005 году выборов в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований Смоленской области" принят в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник отдела Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления и государственной службы В.К. Абросенков. Закон регулирует некоторые вопросы, связанные с обеспечением подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, в частности возлагает полномочия избирательных комиссий вновь образованных городских и сельских поселений на соответствующие территориальные избирательные комиссии, и полномочия по утверждению схемы избирательных округов для проведения выборов в органы местного самоуправления вновь образованных городских и сельских поселений - на представительные органы муниципальных районов. Закон регулирует также вопросы финансового обеспечение подготовки и проведения выборов органов местного самоуправления вновь образованных городских и сельских поселений.На текущем заседании был рассмотрен альтернативный проект закона "О формировании избирательной комиссией Смоленской области избирательных комиссий вновь образованных муниципальных образований Смоленской области", внесенный избирательной комиссией Смоленской области. Оба проекта закона не противоречат федеральному законодательству и имеют как достоинства, так и недостатки. Однако, рекомендованный комитетом Смоленской областной Думы по законности и правопорядку проект, внесенный Главой Администрацией Смоленской области, в полном объеме обеспечивает процесс подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований. В то время как альтернативный проект избирательной комиссии Смоленской области, несмотря на определенные достоинства в части прав избирателей и кандидатов, оставляет, например, неурегулированной проблему формирования и утверждения схемы избирательных округов, что ставит под сомнение возможность своевременного проведения выборов. В ходе рассмотрения проектов на заседании комитета для устранения замечания прокуратуры области по проекту, внесенному Главой Администрации области, депутатом В.И. Рыжиченковым была внесена поправка в отношении даты вступления закона в силу. Смоленская областная Дума приняла одобренный комитетом проект закона в первом чтении, приняла поправку и областной закон.
Закон "О случаях и порядке предоставления бюджетам муниципальных образований Смоленской области субсидий для долевого финансирования расходов на мероприятия по охране окружающей среды" принят с целью организации долевого финансирования расходов. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по природным ресурсам В.В. Суржиков. В соответствии со статьей 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в случаях и порядке, установленных законами субъекта Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам могут предоставляться субсидии на решение отдельных вопросов местного значения. В данном случае к таким вопросам относятся мероприятия по охране окружающей среды: строительство, ремонт и реконструкция природоохранных объектов, утилизация отходов. Законопроект определяет общий порядок выделения субсидий, их отражение в доходах местных бюджетов. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и, с учетом поправок, приняла областной закон.
Закон "О внесении изменений в областной закон "Об областном бюджете на 2004 год" принят в соответствии с областным законом "О порядке внесения, рассмотрения и применения областного закона об областном бюджете и порядке внесения изменений и дополнений в областной закон об областном бюджете". Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 24 февраля 2005 года. Докладчик - председатель комитета по бюджету, налога и финансам И.В. Кучер. Внесение изменений обусловлено поступлением из федерального бюджета дополнительных средств для компенсации расходов по приобретению жилья работникам прокуратуры и судебных органов. Общие суммы расходной и доходной частей областного бюджета предложены к утверждению в размере 6 591,1 млн. рублей. За прошедший период депутатом И.В. Кучером внесена поправка, с учетом которой областной закон был принят.
Закон "О внесении изменений в приложение к областному закону "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей" на 2004-2010 годы" принят на основании практики реализации областной программы. Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 24 февраля 2005 года. Докладчик председатель комитета Смоленской областной Думы по социальной политике Е.И. Каманин. Закон предусматривает перераспределение финансовых средств по заказчикам и отраслям строительства в пределах общего лимита расходования капитальных вложений, вследствие изменения финансирования мероприятий программы в текущем году, а также изменения структуры органов исполнительной власти Смоленской области. В результате доработки проекта закона депутатами комитета Е.И. Каманиным и Г.Н. Яремчук внесены 2 поправки. Согласно рекомендации профильного комитета Смоленская областная Дума приняла поправки и областной закон.
Закон "О внесении изменений в приложение к областному закону "О Программе улучшения условий и охраны труда в Смоленской области на 2002-2005 годы" принят с целью более рационального использования средств областного бюджета. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и принят Смоленской областной Думой в первом чтении 24 февраля 2005 года. Докладчик - председатель профильного комитета Смоленской областной Думы Е.И. Каманин. Закон предусматривает перераспределение финансовых средств в соответствии с изменившимися приоритетами финансирования и отражает также изменение структуры органов исполнительной власти Смоленской области. В результате доработки проекта закона депутатами комитета И.И. Сорокиным и Г.Н. Яремчук внесено 18 поправок в 2 из 3 статей закона, в том числе в перечень мероприятий. Депутаты Смоленской областной Думы приняли поправки и областной закон.
Закон "О признании утратившими силу отдельных областных законов и статьи 8 областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О порядке образования и деятельности областных внебюджетных фондов", а также о внесении изменений и дополнений в отдельные областные законы" принят с целью приведения областных законов в соответствие с федеральным законодательством. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Правового Департамента Смоленской области А.В. Майоров. Согласно федеральному закону от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества отнесены к полномочиям федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления. В связи с этим признан утратившим силу областной закон "О поисковой работе по увековечению памяти погибших при защите Отечества на территории Смоленской области" с последующими изменениями. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и приняла областной закон.
Проекты областных законов,
принятые Смоленской областной Думой в первом чтении
Проект областного закона "О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области" внесен Главой Администрации Смоленской области с целью приведения областного законодательства, регламентирующего вопросы прохождения государственной службы, в соответствие с федеральным законодательством. Докладчик - начальник отдела Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления и государственной службы В.К. Абросенков. Согласно нормам Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", вступившего в силу с 1 февраля 2005 года, проект областного закона учреждает государственные должности, утверждает реестр государственных должностей государственной гражданской службы Смоленской области, определяет основы правового положения государственных гражданских служащих. В ходе доработки проекта до его рассмотрения в первом чтении были устранены замечания правового управления и Контрольно-счетной палаты Смоленской областной Думы в части соблюдения переходных положений федерального закона, вступления отдельных положений областного закона в силу, установления требований к стажу, правового статуса председателя палаты. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении.
Проект областного закона "О внесении изменений в приложение к областному закону "Об областной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" внесен Главой Администрации Смоленской области с целью приведения объема финансирования программы в текущем году с областным законом "Об областном бюджете на 2005 год". Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и ветеринарии В.М. Новиков. В связи со снижением уровня финансирования в 2005 году скорректированы ожидаемые конечные результаты реализации программы, перечень мероприятий по вводу в эксплуатацию жилья, учреждений образования и здравоохранения, развитию электрических и газовых сетей, приведению дорог в нормативное состояние, вводу в действие локальных водопроводов, телефонных номеров. Конкретизирован перечень объектов программы, финансируемых в текущем году. В соответствии с рекомендацией профильного комитета Смоленской областной Думы депутаты приняли проект закона в первом чтении.
Проект областного закона "О внесении изменений в приложение к областному закону "Об областной целевой программе "Ипотечное жилищное кредитование в Смоленской области"на 2004-2010 годы" внесен Главой Администрации Смоленской области с целью оптимизации расходования средств областного бюджета. Докладчик - заместитель начальника Департамента Смоленской области по строительству и архитектуре Е.Н. Рыбалко. В 2004 году в связи с невозможностью своевременного освоения средств (не проведен конкурс по выбору банка-участника программы, отсутствуют заявки от потенциальных участников программы), предусмотренных программой, объемы ее финансирования сокращены без изменения общей суммы расходов по программе. В обсуждении проекта закона приняли участие депутаты В.Н. Залесов, А.И. Иванов. Их вопрос и выступление были связаны с причинами, мешающими развитию ипотеки на территории Смоленской области. Согласно решению комитета Смоленской областной Думы по экономическому развитию и инвестициям депутаты приняли проект закона в первом чтении. Профильному комитету было дано протокольное поручение обсудить предложения депутата А.И. Иванова по изменению механизма реализации программы.
Проект областного закона "О порядке установления величины прожиточного минимума в Смоленской области" внесен Главой администрации Смоленской области в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. Докладчик - заместитель начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию В.П. Корольков. Согласно внесенным в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" изменениям величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Принятие проекта закона не влияет на размер прожиточного минимума в области, а определяет порядок и периодичность установления величины прожиточного минимума в Смоленской области. Отвечая на вопрос депутата А.М. Горшкова, докладчик пояснил действующий механизм формирования прожиточного минимума и перечислил факторы, влияющие на размер прожиточного минимума. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении.
Проект областного закона "О формировании избирательной комиссией Смоленской области избирательных комиссий вновь образованных муниципальных образований Смоленской области" внесен избирательной комиссией Смоленской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в рамках проведения реформы местного самоуправления в Смоленской области. Докладчик - секретарь избирательной комиссии Смоленской области И.Н. Фомченкова. В целях обеспечения подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований определен порядок формирования избирательных комиссий городских и сельских поселений, городских округов, а также порядок деятельности территориальных избирательных комиссий. В связи с тем, что внесенный проект закона имел концептуальные недостатки, рабочая группа доработала проект закона до его рассмотрения в первом чтении. Однако за рамками концепции проекта закона остались некоторые вопросы, регулирование которых является неотъемлемой частью процедуры проведения выборов. В связи с этим депутатами Смоленской областной Думы был принят альтернативный проект закон, а рассматриваемый проект закон отклонен. В обсуждении проекта приняли участие депутаты Т.А. Литвинова, Л.В. Хлудова.
Характеристика иных вопросов, рассмотренных на заседании Думы
Вопрос о тарифах на электрическую энергию для сельскохозяйственных организаций Смоленской области был рассмотрен по инициативе комитета Смоленской областной Думы по вопросам агропромышленного комплекса в связи обращениями организационно-распорядительных и представительных органов15 муниципальных образований Смоленской области, руководителей более 200 сельхозпредприятий, Смоленского областного объединения профессиональных союзов, организации профессиональных союзов работников АПК. Обсуждение проходило в острой дискуссии. Председатель комитета по вопросам агропромышленного комплекса, депутат А.С. Игнатенков в своем выступлении отметил, что С 2001 по 2004 год рост тарифов на электрическую энергию составил 3,8 раза при снижении уровня потребления на 29 %. В 2005 году повышение тарифов на электрическую энергию с одновременным исключением перекрестного субсидирования привело к значительному росту затрат сельхозпредприятий области на оплату услуг энергоснабжающих организаций. За счет влияния совокупности факторов повышение в среднем составляет около 40 %. По предварительным оценкам общий объем платежей сельхозтоваропроизводителей вырастет на 45 млн. руб. и составит 190 млн. руб. Причем для сельских товаропроизводителей в Смоленской области действуют более высокие тарифы, чем в иных областях, не располагающих собственными источниками энергетической мощности. И это на фоне роста цен на удобрения, ГСМ. Хозяйства области вместо технологического развития, возвращаются к традиционным видам топлива - дровам, торфу. Председатель Смоленского областного объединения профессиональных союзов Е.И. Максименков подчеркнул, что вопрос сохранения льготного тарифа для сельхозпроизводителей необходимо рассматривать комплексно, в плоскости возможности полного упадка сельскохозяйственного производства в Смоленской области, что приведет не только к проблемам с продовольственным обеспечением, но и к тяжелым социальным последствиям. В перспективе энергоснабжающая организация за счет физического уменьшения потребителей на селе получит падение спроса на свои услуги. Из ответов, полученных от заместителя Главы Администрации Смоленской области Е.К. Батрасова и председателя Региональной энергетической комиссии В.П. Кавченкова следует, что в рамках действующего законодательства урегулировать вопрос об установлении сниженных тарифов для сельхозорганизаций не представляется возможным. Согласно действующей нормативной правовой базе перекрестное субсидирование сохраняется только для населения. По этой категории потребителей в Смоленской области установлен один из самых низких тарифов по Центральному Федеральному округу. Поэтому предлагается идти по пути компенсаций дополнительных расходов селян из областного бюджета, применения зонирования тарифов, контроля за условиями договоров на оказание услуг в части правильности учета уровня напряжения, расчета потерь. Согласно пояснениям руководителя АО "Смоленскэнерго", депутата М.А. Хвостанцева, заместителя Главы Администрации Смоленской области Е.К. Батрасова рост тарифов определяется влиянием факторов, решения по которым принимается на федеральном уровне, в частности: опережающим ростом цен на топливо, платы за подключение, показателей инфляции. В то же время, из вопросов и выступлений председателя Смоленской областной Думы В.И. Анисимова, его заместителя А.И. Мишнева, заместителей председателя комитета по бюджету, налогам и финансам, депутатов А.М. Горшкова и М.В. Лосенко следует, что монополизация рынка услуг не стимулирует проведение гибкой тарифной политики, снижение затрат поставщика электроэнергии и создает возможность, когда затраты, связанные с неполной загрузкой мощности, потерями в передающих сетях, заложенные в тарифе, перекладываются на потребителя услуг. Подобная практика установления тарифов - бесперспективный путь, ведущий к росту в одной отрасли в ущерб иным отраслям промышленного и сельскохозяйственного производства. Смоленская областная Дума большинством голосов приняла решение обратиться к Главе Администрации Смоленской области с предложением рассмотреть возможность снижения расходов на оплату услуг по отпуску электроэнергии сельскими товаропроизводителями области.
На текущем заседании было принято обращение Смоленской областной Думы "К депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу увеличения установленного статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации срока, представления налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом необходимых для проведения налоговой проверки документов". Это обращение стало результатом рассмотрения комитетом Смоленской областной Думы по бюджету, налогам и финансам обращения Смоленской Ассоциации предприятий (работодателей) "Научно-промышленный союз" и связано с настоятельной необходимостью внесения изменения в статью 93 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой срок предоставления документов в налоговые органы для проведения камеральных проверок не должен превышать 5 календарных дней. При этом не учитывается, что часть этого срока может включать выходные и праздничные дни, что создает для налогоплательщика крайне напряженную ситуацию для организации своевременной подготовки необходимых документов. Поэтому предложено уточнить норму, оговорив, что речь идет о пяти рабочих днях. Целесообразность предлагаемых изменений поддержана Администрацией области и Управлением Федеральной налоговой службы России по Смоленской области.
Смоленская областная Дума:
- назначила мировых судей по участкам N 38 Кардымовского района, N 49 Хиславичского района Смоленской области. Оба одобренных комитетом Смоленской областной Думы по законности и правопорядку кандидата уже работали в качестве мировых судей и предложены к назначению повторно на срок 5 лет.
- приняла отзыв на проект Лесного кодекса Российской Федерации (новая редакция), внесенный Правительством Российской Федерации. Проект представляет собой новую редакцию Лесного кодекса. По рассмотрению проекта Лесного кодекса комитетом по имущественным и земельным отношениям, природопользованию была создана рабочая группа, которая выработала основные направления доработки законопроекта. В отзыве отмечено, что в соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации в ходе работы над проектом кодекса необходимо: дополнить проект полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по использованию, охране и воспроизводству лесов; более полно, с учетом особенностей лесопользования, регламентировать отношения в области пользования лесами, расположенными на землях сельскохозяйственного назначения и землях поселений.
- приняла отзыв на проект Водного кодекса Российской Федерации, внесенный Правительством Российской Федерации. Проект представляет собой новую редакцию Водного кодекса Российской Федерации. Обсуждение проекта кодекса проходило на двух заседаниях комитета по имущественным и земельным отношениям, природопользованию и созданной по решению комитета рабочей группе. Проект Водного кодекса, как и действующая редакция кодекса, полностью исключает участие субъектов Российской Федерации в государственном управлении в области использования и охраны водных ресурсов, что нарушает законодательно установленный принцип конституционности. Кроме того, не в полном объеме урегулированы вопросы ограничений в использовании водных ресурсов. В отзыве Смоленской областной Думы предложено обратить внимание на указанные направления совершенствования проекта кодекса при его доработке.
В рамках взаимодействия с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации были рассмотрены обращения и законодательные инициативы иных субъектов Российской Федерации, в числе которых 7 - связаны с предложениями о совершенствовании социальной защиты отдельных категорий граждан в связи с принятием федерального закона "о монетизации льгот", 2 - содержат предложения по формированию потребительской корзины. По рекомендации профильных комитетов поддержаны:
- обращение Законодательного Собрания Владимирской области "К Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову по изменению социальной нормы потребления электроэнергии". В обращении отмечено, что социальная норма, рекомендованная Правительством Российской Федерации для расчета потребительской корзины, не соответствует современному уровню оснащения электроприборами в быту. Поэтому предлагается увеличить эту норму до 100 кВт/ч. Депутаты посчитали целесообразным поддержать обращение, поскольку заниженная норма, в первую очередь, недостаточна для одиноко проживающих граждан, к числу которых в большинстве своем относятся пенсионеры.
- обращение Сахалинской областной Думы "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову о незамедлительном внесении Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта нового федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации". С 1 января 2005 года Федеральный закон "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", действие которого было продлено на 2004 год, утратил силу. В обращении совершенно обоснованно говорится о том, что действующие нормы потребления являются заниженными, о чем неоднократно говорили региональные законодатели. В отсутствие же федерального закона субъекты РФ вообще не имеют возможности установить региональные потребительские корзины.
- обращение Государственной Думы Томской области "К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову" по вопросу разграничения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В результате принятия федеральных законов от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, предусматривающих изменения в разграничении полномочий органов государственной власти различных уровней и органов местного самоуправления, субъекты Российской Федерации оказались практически лишены права предпринимать реальные меры по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности на территории регионов. В связи с этим предлагается восстановить полномочия субъектов Российской Федерации по законодательному регулированию в области охраны окружающей среды, по осуществлению экологического контроля, по учету объектов негативного воздействия на окружающую среду, по контролю за геологическим изучением и рациональным использованием недр, установлению лимитов по размещению отходов и др.
- обращение депутатов Белгородской областной Думы "К Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Председателям палат Федерального Собрания Российской Федерации в связи с необходимостью значительного улучшения социальной защиты военнослужащих и ветеранов военной службы". В обращении законодателей Белгородской области, как и в обращении Смоленской областной Думы, принятом 27 января 2005 года, поднимается вопрос о восстановлении существующего на 31 декабря 2004 года уровня социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов их семей. Этот вопрос послужил причиной многочисленных обращений граждан и стал предметом обсуждения на встрече руководства области с общественными ветеранскими организациями. Комитет рекомендовал Смоленской областной Думе поддержать обращение.
- обращение Волгоградской областной Думы "К Президенту Российской Федерации о социальных последствиях исполнения Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ на территории Волгоградской области". Как и в многочисленных обращениях, рассмотренных на предыдущем заседании комитета, законодатели Волгоградской области ставят вопрос о резком ухудшении материального положения граждан в связи с принятием закона N122-ФЗ и необоснованности разделения льготников на федеральных и региональных. На фоне объявленной Президентом Российской Федерации борьбы с бедностью происходят обратные процессы, которые особенно остро ощущают самые незащищенные категории граждан: дети-инвалиды, пенсионеры. В связи с этим предлагается доработать федеральный закон с учетом мнения регионов, рассмотреть вопрос об оказании финансовой помощи регионам на реализацию указанного федерального закона, увеличить до прожиточного минимума размер базовой пенсии и минимальный размер оплаты труда, заморозить рост тарифов на энергоносители, коммунальные платежи, оплату жилья.
- обращение Законодательного Собрания Пермской области "К Президенту Российской Федерации Путину В.В., Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Миронову С.М., Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Грызлову Б.В., Председателю Правительства Российской Федерации Фрадкову М.Е., по вопросу "монетизации льгот". В обращении предложено установить единый общероссийский уровень мер социальной поддержки с тем, чтобы исключить зависимость социальной защиты от степени развития региона, ускорить разработку общероссийского нормативного акта - Социального кодекса, безотлагательно принять меры по изменению механизма лекарственного обеспечения по льготным рецептам, обеспечить за счет федеральных средств получение транспортных средств инвалидами, а также пересмотреть законодательство с целью полной компенсации льгот, предоставить гражданам право выбора формы предоставления льгот и др.
- обращение депутатов Тамбовской областной Думы "В Правительство Российской Федерации о выделении средств из Федерального бюджета на реализацию и расширение перечня мер социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий". В обращении также предлагается обеспечить единый норматив социальных услуг для всех категорий граждан, имеющих право на государственные меры социальной защиты, с предоставлением права выбора их денежного или натурального выражения.
- обращение Тамбовской областной Думы "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову "О мерах по социальной защите законных интересов граждан в связи с реализацией Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ". В обращении отмечены проблемы, озвученные в раннее рассмотренных обращениях субъектов РФ, и иные проблемы: о социальной защите ветеранов военной службы и членов их семей, инвалидов-участников последнего военного призыва, о льготном лекарственном обеспечении, об оплате проезда детей-инвалидов к месту санаторно-курортного лечения и др. Тамбовская областная Дума предлагает урегулировать указанные проблемы и принять действенные меры по увеличению минимального размера оплаты труда с внесением изменений в трудовое и налоговое законодательство.
- обращение депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области "К Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о принятии дополнительных мер по замене натуральных льгот денежной компенсацией отдельным категориям граждан". В обращении также помимо указанных выше проблем указана необходимость решения вопроса по льготному зубопротезированию, проезду на междугороднем транспорте, реабилитации инвалидов и т.д.
- обращение Государственной Думы Томской области "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину" о необходимости принятия федеральной программы развития отечественного промышленного производства и повышения его конкурентоспособности. В обращении ставится вопрос о необходимости разработки комплексной программы развития российской промышленности на долгосрочную перспективу, в подготовке которой должны принять участие не только федеральные структуры, но и субъекты Российской Федерации.
- обращение Московской областной Думы "К Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову "О приостановлении роста цен на энергоносители". В обращении поднята та же проблема, которая стала предметом обсуждения текущего заседания - значительный рост платежей за услуги по энергоснабжению. С учетом отмены перекрестного субсидирования для сельхозпредприятий рост тарифов составил не предельно допустимые ФСТ 14 %, а до 50 %. Очередное повышение тарифов на продукцию естественных монополий по мнению депутатов законодательного органа Московской области приведет к росту социальной напряженности и дискредитации государственной власти в обществе. Поэтому предложено изыскать возможность введения моратория на повышение стоимости тепловой и электрической энергии на срок до 3 лет. Частичному решению проблемы в правовом поле в отношении селян может стать выделение сельхозпредприятий как группы потребителей, что позволит установить для этой группы отдельный тариф.
- обращение депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области "К Председателю Правительства Российской Федерации Фрадкову М.Е. в связи с ликвидацией Государственной хлебной инспекции". Обращение также актуально для Смоленской области в силу того, что в область поступает продовольственное зерно и продукты его переработки из других регионов и из-за границы. Упразднение ГХИ и ее региональных подразделений снизит уровень контроля за качеством зерновых продуктов, возможности влияния на ценовые факторы. Региональные управления ГХИ имеют соответствующее современное оборудование и высококвалифицированных специалистов для решения указанных задач. Их упразднение разрушит сложившуюся систему контроля и сбора информации о качестве выращенного урожая.
- законодательная инициатива Волгоградской областной Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Законопроект предлагает новую редакцию статьи о полномочиях органов государственной власти Российской Федерации в сфере охраны окружающей природной среды, а также дополнения статьи, регулирующей общие положения по разработке федеральных программ в области экологического развития. Разработка проекта закона также вызвана вступлением в силу федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, который лишил субъекты Российской Федерации права на участие в управлении в области охраны окружающей природной среды и экологической безопасности. Комитет рекомендовал Смоленской областной Думе поддержать законодательную инициативу.
- законодательная инициатива Самарской Губернской Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Предлагается предоставить возможность уплаты выкупной суммы в рассрочку на срок не более 3 лет при приобретении собственниками здания, сооружения земельного участка, расположенного под данным зданием или сооружением. Учитывая финансовое положение большинства юридических лиц и граждан, Управление Роснедвижимости по Смоленской области согласилось с целесообразностью предлагаемых изменений. Однако Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области считает, что рост инфляции в период действия рассрочки платежа приведет к практически безвозмездной передаче земли, что скажется на снижении доходной части областного бюджета.
- Законодательная инициатива Законодательного Собрания Ивановской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества". Законопроект предусматривает в процессе приватизации муниципального имущества преимущественные права добросовестных арендаторов, обеспечивающих сохранность имущества, осуществивших его неотделимые улучшения. По мнению профильного департамента Смоленской области принятие предлагаемых изменений нарушит принцип гражданского законодательства о равенстве участников правоотношений и требует изменения в иные нормативные акты. Однако, профильный комитет Смоленской областной Думы высказался в поддержку введения преференций для арендаторов, рачительно относящихся к государственному и муниципальному имуществу, производящим определенные капитальные вложения в его сохранение.
- законодательная инициатива Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в Земельный кодекс Российской Федерации". Законопроект направлен на обеспечение прав коренных малочисленных народов Крайнего Севера на владение земельными участками и иными природными объектами, находящимися в границах традиционного природопользования. Принятие проекта закона позволит обеспечить сохранение культурных традиций этих народов, исключить обострение социальных проблем, связанных с занятостью населения.
- законодательная инициатива Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об экологической экспертизе". Законопроект также направлен на обеспечение прав коренных малочисленных народов Крайнего Севера и на основании действующих федеральных законов предусматривает наличие дополнительной - этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности указанных народов.
Информационно-аналитическое управление
Смоленской областной Думы
24 марта 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Смоленской областной Думы "Об итогах 38-го заседания Смоленской областной Думы третьего созыва 24 марта 2005 г."
Информация размещена на сервере Смоленской областной Думы http://admin.smolensk.ru/~duma/