Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа
развития дорожного хозяйства края на 1996 - 2000 годы
(утв. постановлением Главы Администрации Хабаровского края от 26 февраля 1996 г. N 89)
Введение
Автомобильные дороги, как элемент социальной и производственной инфраструктуры, обеспечивают эффективную работу автомобильного транспорта, оказывают влияние на всю экономику края.
Существующая сеть автомобильных дорог общего пользования не соответствует требованиям развития экономики края. Главными "заложниками" плохих дорог являются сельское хозяйство, лесная и деревообрабатывающая промышленность, население края. В связи с падением объемов производства в лесопромышленном комплексе многие населенные пункты оказываются отрезанными от общей сети дорог края из-за прекращения содержания ведомственных дорог. Недостаточный уровень финансирования не позволяет дорожной сети края по качественным показателям конкурировать с дорогами Западной Европы, стран СНГ, центральной России, а также с соседними областями и Приморским краем.
Некоторое оживление дорожной отрасли в 1987 - 1991 годах не дало ожидаемого резкого экономического подъема в крае:
- при территории края 823,9 тыс. кв. км, численности населения 1608,2 тыс. человек, 532 населенных пунктов, только 51% из них обеспечены круглогодичным автомобильным сообщением;
- 6 районов края из 17 вообще не имеют автотранспортной связи с краевым центром и 3 - круглогодичного сообщения;
- не обеспечена связь по кратчайшим расстояниям;
- по техническим параметрам, качеству и долговечности дороги края не соответствуют современным требованиям нормативных документов;
- недостаточный уровень развития транспортной сети приводит к значительным различиям в уровне жизни городского и сельского населения, спаду валовой продукции сельского хозяйства, к высоким транспортным затратам, достигающим по краю до 40% от себестоимости продукции;
- перебои в работе предприятий из-за нехватки сырья, доставляемого по автодорогам (в том числе лесопромышленного комплекса).
Развитие рыночных отношений ведет к децентрализации поставок продукции и товаров, сокращению объемов единичных поставок складских запасов. Эта тенденция вызовет сокращение перевозок железнодорожным транспортом (с очень большими тарифами перевозок), дальнейшее развитие автотранспорта и его использование при перевозке грузов на короткие расстояния. Ожидаемое сокращение местных железнодорожных перевозок на 10% в пользу автотранспорта приведет к увеличению грузоперевозок в 1,5 раза.
Принятие срочных мер по развитию сети автомобильных дорог становится решающим фактором социально - экономического развития края. Вместе с тем, сокращение централизованных источников финансирования дорожного хозяйства края, существенное увеличение сети автомобильных дорог общего пользования за счет включения в ее состав части ведомственных и внутрихозяйственных дорог, рост стоимости строительства, ремонта и содержания определяют необходимость эффективного использования имеющихся в крае финансовых и материальных ресурсов. В результате разработки настоящей Программы планируется:
- определить приоритетные направления действия в дорожном хозяйстве до 2000 года;
- сконцентрировать ограниченные финансовые ресурсы на решении приоритетных задач;
- обеспечить комплексный подход к совершенствованию производственной базы дорожного хозяйства края, внедрение новых технологий.
Цели программы:
- сохранение существующей сети дорог;
- улучшение транспортно-эксплуатационных качеств дорожной сети и повышение безопасности движения при рациональном использовании материальных и финансовых ресурсов;
- снижение эксплуатационных затрат пользователей дорогами.
1. Состояние дорожного хозяйства в крае
1.1. Сеть местных автодорог общего пользования
Таблица 1
/--------------------------------------------------------------------\
|Характеристика сети | По состоянию на 1 января |
| |---------------------------------|
| | 1992 г. | 1994 г. | 1995 г.|
|----------------------------------+---------+------------+----------|
|Всего дорог, км | 4044 | 4069 | 4070 |
|в том числе: | | | |
|- с твердым покрытием | 3002 | 3044 | 3063 |
|- с усовершенствованным покрытием | 1128 | 1209 | 1260 |
|Доля дорог с усовершенствованным | | | |
|покрытием, % | 25,5 | 29,7 | 31,0 |
\--------------------------------------------------------------------/
Общая протяженность дорожной сети общего пользования края 4310 км, в том числе федеральные дороги 240 км и местные дороги 4070 км. Из сети местных дорог 3063 км имеют асфальтобетонное, цементобетонное и гравийное покрытия, остальные дороги являются только направлениями, по которым в зимнее время устраиваются "зимники", а в летнее время проезд возможен только на тракторах (Таблица 2).
Среднегодовые темпы роста числа единиц автотранспорта (6,4%) значительно опережают прирост протяженности дорог с твердым покрытием, что ежегодно увеличивает размер транспортных затрат в стоимости продукции.
При некотором снижении числа единиц грузового транспорта в последние годы количество перевозимого груза увеличивается за счет их грузоподъемности, что требует усиления покрытий на дорогах и искусственных сооружениях.
Таблица 2
Ведомость
наличия территориальных дорог в районах края на 1 января 1995 года
/--------------------------------------------------------------------\
| Районы | Общая | В том числе |
| |протяженность,|------------------------------|
| | км | ц/б | а/б | гравий| грунт|
|----------------------+--------------+--------+------+-------+------|
| Советско-Гаванский | 61 | - | 56 | 5 | - |
| Николаевский | 182 | - | 22 | 135 | 25 |
| Амурский | 133 | 1 | 63 | 69 | - |
| Бикинский | 141 | - | 73 | 68 | - |
| Аяно-Майский | 243 | - | - | 123 | 120 |
| Ванинский | 53 | 2 | 33 | 18 | - |
| Верхнебуреинский | 386 | - | 47 | 288 | 51 |
| Вяземский | 196 | 2 | 93 | 101 | - |
| Комсомольский | 381 | - | 81 | 125 | 175 |
| имени Лазо | 480 | - | 235 | 241 | 4 |
| Нанайский | 252 | - | 97 | 155 | - |
| Охотский | 327 | - | 11 | 53 | 263 |
| имени Полины Осипенко| 126 | - | - | 82 | 44 |
| Солнечный | 300 | 11 | 39 | 198 | 52 |
| Тугуро-Чумиканский | - | - | - | - | - |
| Ульчский | 344 | - | 5 | 70 | 269 |
| Хабаровский | 465 | 9 | 380 | 72 | 4 |
| Всего | 4070 | 25 |1235 | 1803 |1007 |
\--------------------------------------------------------------------/
1.2. Плотность дорожной сети
По наличию автомобильных дорог и их техническому состоянию Хабаровский край занимает одно из последних мест среди краев и областей России.
Плотность дорожной сети на 1000 кв. км территории края значительно отстает от других территорий (таблица 3).
Таблица 3
/-------------------------------------------------------------------\
| Государство, край, | Плотность | Плотность дорожной |
| область | населения, | сети. км/1000 кв. км |
| | чел/кв. км |----------------------|
| | | всего | с твердым|
| | | | покрытием|
|-----------------------------+--------------+----------+-----------|
| Россия | 8,7 | 29,5 | 22,6 |
| Московская область | 324,0 | 319,1 | 254,5 |
| Ленинградская область | 75,9 | 116,4 | 111,7 |
| Ярославская область | 39,9 | 132,6 | 104,2 |
| Мурманская область | 7,9 | 17,0 | 16,0 |
| Карелия | 4,6 | 38,6 | 34,1 |
| Тверская область | 9,57 | 119,0 | 108,2 |
| Кировская область | 13,8 | 74,7 | 57,0 |
| Архангельская область | 3,7 | 16,1 | 12,7 |
| Вологодская область | 9,2 | 71,5 | 42,0 |
| Амурская область | 2,9 | 16,6 | 16,0 |
| Приморский край | 13,5 | 42,6 | 42,0 |
| Хабаровский край | 2,0 | 5,5 | 4,0 |
\-------------------------------------------------------------------/
6 районов (Охотский, Аяно-Майский, Тугуро-Чумиканский, Советско-Гаванский, Ванинский, Верхнебуреинский) не имеют связи с сетью дорог общего пользования и краевым центром; 3 района (Николаевский, Ульчский, Полины Осипенко) не имеют устойчивой связи в течение года и связаны с центром только в зимний период. 294,2 тыс. человек в 272 населенных пунктах этих районов не имеют возможности автотранспортной связи с сетью дорог общего пользования края.
1.3. Транспортно-эксплуатационное состояние сети дорог
общего пользования
Из 4070 км местных дорог общего пользования 1260 км, или 31% - с усовершенствованным покрытием, 1803 км, или 44% - с гравийным покрытием и 1007 км, или 25% - не имеют покрытия (грунтовые).
Техническое состояние большей части дорог края по своим параметрам (радиусы кривых в плане, ширина земляного полотна и проезжей части, тип покрытия и т.д.) не соответствует возрастающим транспортным потокам.
Средняя скорость движения по дорожной сети края не превышает 40 км/час, что увеличивает транспортно-эксплуатационные затраты пользователей дорог.
Сравнение расхода горючего (л/100 км) наиболее распространенных автомобилей Западной Европы и России в оптимальных и неудовлетворительных дорожных условиях приведены в Таблице 4.
Таблица 4
/-------------------------------------------------------------------\
| Вид транспортного | Западная | Россия |
| средства | Европа |-------------------------------|
| | | оптимальные| плохая |скорость|
| | | условия | ровность|до 40 |
| | | | |км/час |
|-----------------------+-----------+------------+---------+--------|
| Легковой автомобиль | 8,3 | 9,7 | 10,6 | 16,1 |
| Грузовики 0,5 - 2,0 т | 10,0 | 19,0 | 20,5 | 25,6 |
| Грузовики дизельные | | | | |
| 5 - 8 т | 20,0 | 24,0 | 27,2 | 30,0 |
| Автобусы дизельные | 22,0 | 24,5 | 27,7 | 32,6 |
\-------------------------------------------------------------------/
Улучшение состояния сети дорог края и увеличение средней скорости до 60 км/час позволит снизить расход горючего в 1,3 - 1,5 раза и уменьшить транспортно-эксплуатационные затраты владельцев грузового и легкового транспорта.
Из 4070 км местных дорог 24,5% классифицируются как "хорошие", 54,5 - "удовлетворительные" и 21% - "плохие".
Большинство дорог было спроектировано под расчетную осевую нагрузку 6 тонн. Увеличение осевой нагрузки, происходящее в последние годы, ведет к ускоренному разрушению дорожных покрытий, требует дополнительных средств на их усиление. Тенденция к увеличению осевой нагрузки будет сохраняться и далее. Число большегрузных автомобилей возрастает в 1,5 - 2 раза. В целом по России 56% дорожных покрытий имеют недостаточную прочность. В Хабаровском крае недостаточную прочность имеют 70% покрытий.
Высока неровность покрытий дорог: по России - 20% от числа обследованных дорог, в Хабаровском крае до 25%. Это приводит к дополнительным затратам пользователей дорогами на 20 - 25%.
По требованиям европейских стандартов при сроке службы покрытий 15 - 18 лет допустимое количество требуемого ремонта должно составлять около 10% в год. В России и Хабаровском крае срок службы покрытий усовершенствованного типа составляет 5 - 6 лет, а около 40% их нуждаются в замене. Недостаточность выделения средств влечет ежегодный недоремонт в пределах 30 - 35% существующей сети дорог, в результате чего физический износ дорог не восстанавливается, что в итоге может привести к непроезжаемости по ним.
С учетом ожидаемого увеличения потока тяжелых машин эта проблема с каждым годом будет обостряться и потребует дополнительных средств на ремонт дорог. Отсрочка переориентации финансовых средств на 1 - 2 года приведет в дальнейшем к увеличению затрат не менее чем на 50%.
В то же время, по расчетам специалистов института ГипродорНИИ 1 рубль, вложенный в ремонт дорог, приносит 3 рубля чистого дохода в следующие после ремонта годы.
1.4. Мосты
В Хабаровском крае на местных автомобильных дорогах находится в эксплуатации 20408 пог. метров мостов (Таблица 5), из которых 283 штуки протяженностью 4064 пог. метров - деревянные, в то время как в Приморском крае только 98 штук.
Таблица 5
/--------------------------------------------------------------------\
| Тип мостов | Количество | Протяженность,| % |
| | штук | пог. м | количество/ |
| | | | протяженность |
|--------------------+-------------+-----------------+---------------|
| Металлические | 8 | 2917 | 1,4/14,3 |
| Железобетонные | 262 | 13428 | 47,4/65,8 |
| Деревянные | 283 | 4063 | 51,2/19,9 |
| Всего | 553 | 20408 | 100 |
\--------------------------------------------------------------------/
Из-за низкого технического состояния деревянные мосты и железобетонные мосты давней постройки не удовлетворяют возросшей интенсивности движения транспорта, не обеспечивают пропуск современных тяжелых транспортных средств, подвергаются значительным разрушениям в период стихийных бедствий. В целях исключения чрезвычайных ситуаций, связанных с непроезжаемостью по автомобильным дорогам из-за вышедших из строя мостов необходимо ежегодно перестраивать порядка 700 пог. метров мостов. Однако из-за отсутствия средств перестройка ведется медленными темпами (в 1995 году - только 200 пог. метров). Для обеспечения строительства требуемого количества мостов необходимы дополнительные средства в размере 7 - 8 млн. рублей в ценах 1991 года.
1.5. Безопасность движения
Хабаровский край располагает неудовлетворительными, с точки зрения безопасности движения, дорогами, что ведет к ограничению скоростей на многих участках дорог, снижению пропускной способности, к увеличению затрат пользователей дорогами от потери времени в пути и расходу топлива на 1 км.
Обеспеченность дорог тротуарами и пешеходными дорожками составляет только 52% от требуемой, переходно - скоростными полосами - 5%, покрытиями с шероховатой поверхностной обработкой - 32%, ограждениями барьерного типа - 20%, разметкой проезжей части - 10%.
Отсутствие качественных и долговечных материалов при установке дорожных знаков и указателей, разметке проезжей части, устройстве барьерных ограждений, борьбе с гололедом ведет к низкому качеству работ, уменьшению сроков службы конструкций, возрастанию затрат на содержание дорог и дорожных сооружений.
За 1991 - 1994 годы на дорогах общего пользования края произошло 10 дорожно-транспортных происшествий по дорожным условиям, в которых 1 человек погиб и 9 ранены. Основными причинами являются скользкое покрытие - 30%, неровность и колейность покрытия - 10%, отсутствие тротуаров - 10%.
1.6. Подрядные организации и производственные мощности
Строительством, реконструкцией и ремонтом дорог в Хабаровском крае занимаются 2 дорожно-строительных управления, 11 дорожных ремонтно-строительных управлений и 4 дорожных ремонтно-строительных участка ГП "Хабаровскавтодор", АО "Спецстроймеханизация-1", АО "Спецстроймеханизация-2", АООТ МК - 89, ТОО артелей старателей "Прогресс", "Восток", "Амур", ДСАК "Милан - Електа", в/ч 45505, УДСР-1443, а также ряд мелких подрядных организаций различных форм собственности. В 1994 году ими сдано в эксплуатацию 77 км дорог.
Строительством мостов занимаются Хабаровский и Комсомольский-на-Амуре мостоотряды АО "Дальмостострой", АО МСУ-12, АО "Спецмост". В 1994 году ими построены 9 мостов протяженностью 686,7 пог. метров.
Летнее и зимнее содержание дорог ведут, в основном, дорожные ремонтно-строительные управления и участки ГП "Хабаровскавтодор".
Эксплуатацией основных больших мостов занимается созданное в 1994 году Мостовое эксплуатационное управление ГЦ "Хабаровскавтодор".
С 1994 года в крае начали проводиться подрядные торги на заключение контрактов на дорожные работы, в 1995 году подрядные торги проведены по всем объектам строительства и реконструкции автомобильных дорог.
Только на 40% оснащены подрядные организации асфальтоукладчиками, всего на 70% от требуемого количества - уплотняющей техникой. Нет высокопроизводительной мощной техники для производства земляных работ. Оснащенность технологическим автотранспортом составляет 50% от требуемой.
В два раза меньше нормы имеется техники по содержанию и ремонту дорог, полностью отсутствует техника по осмотру и содержанию мостов.
Малая оснащенность дорожно-строительной техникой обусловлена недостаточностью выделяемых средств из территориального дорожного фонда на ее приобретение, так в 1995 году, выделено 500 млн. рублей или на покупку только 4 - 5 единиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.