Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Задачи ГП "Хабаровскавтодор"
Для успешного осуществления поставленных целей, создания в крае сети автомобильных дорог необходимо поднять качественный уровень решений по инвестициям, повысить их эффективность, резко улучшить качество дорожных работ, увеличить сроки службы дорожных конструкций и сооружений. Решить это можно с помощью:
- создания условий эффективного функционирования рынка подрядных работ;
- совершенствования контроля качества дорожных работ;
- совершенствования системы содержания дорог и мостов;
- совершенствования системы управления инвестициями;
- совершенствования технологий дорожных работ, создания и внедрения новых видов конструкций дорожных одежд и конструкций мостов;
- совершенствования проектных решений и нормативной базы;
- организации сервисного обслуживания пользователей дорог;
- совершенствования системы обучения и подготовки кадров для дорожного хозяйства края.
3.1. Создание условий для эффективного функционирования
рынка подрядных работ
Проведение подрядных торгов на заключение контрактов является цивилизованной формой размещения заказов на выполнение дорожных работ в условиях рынка (за рубежом, как правило, подрядные работы реализуются на торгах).
Для эффективного функционирования рынка подрядных работ требуется создание правовой основы передачи заказов подрядчикам. Существующие сегодня противоречия между заказчиком, который стремится к экономической эффективности проекта, и подрядчиком, стремящимся получить максимальную прибыль, должны быть решены на основе документа, регулирующего права и обязанности сторон, учитывающего их взаимные интересы и исключающие свободное толкование. Поэтому необходимо:
- разработать положения о проведении конкурсов и торгов, соответствующие мировым стандартам;
- разработать положение и механизм передачи заказов, оказания услуг по строительству, ремонту и содержанию дорог и регулирования возникающих технических проблем в процессе реализации проекта;
- разработать и утвердить порядок определения и назначения стартовых цен для проведения торгов и порядок последующего пересчета цен с учетом инфляции.
Для создания условий конкуренции требуется на рынке подряда совершенствование производственных баз подрядных организаций, закупать оборудование, в первую очередь на содержание сети дорог, которое не выпускается в России. Необходимо направлять на эти цели до 10% средств дорожного фонда. Это позволит обеспечить снижение затрат на содержание при росте уровня содержания дорог, повысить безопасность движения и снизить число дорожно - транспортных происшествий, особенно в зимнее время. Для решения этой задачи необходимо во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.94 N 1310 "О федеральной целевой программе совершенствования и развития дорог Российской Федерации "Дороги России" на 1995 - 2000 годы" создать отраслевой фонд развития дорожного машиностроения для освоения и выпуска отечественных новых типов дорожной техники и оборудования, обеспечивающих высокую производительность и требуемое качество дорожных работ.
3.2. Совершенствование проектных решений и нормативной базы
Повышение качества проектных решений необходимо связывать с расширением рынка проектных работ, что требует создания новых инженерных и консультационных фирм, способных работать в условиях жесткой конкуренции. Создаваемая система проведения торгов и конкурсов позволит повысить эффективность принимаемых проектных решений, а также приведет к необходимости самими фирмами вести осуществление проекта в строгом соответствии с технологической документацией.
Такие формы будут вести весь комплекс работ, начиная с технико-экономического обоснования, выполнения рабочей документации и заканчивая осуществлением проекта и анализов результатов его реализации, отработкой внедряемых технологий и прогрессивных материалов, обеспечивающих повышение долговечности дорог и мостов. Только организация инженерных фирм на основе ведения полного комплекса работ позволит создать альтернативу существующей в настоящее время системе экспертизы проектов и приемки выполненных работ.
На основе имеющихся федеральных строительных норм и правил проектирования необходимо создание региональных строительных норм, учитывающих местные климатические и геологические условия, а также подробно трактующие и регламентирующие порядок проектирования и привязки типовых проектов, учитывающих местные условия.
Необходимо добиться на уровне России пересмотра в сторону ужесточения требований стандартов на применяемые дорожно-строительные материалы, с учетом природно-климатических условий региона, в котором они применяются, особенно по битуму и щебню.
3.3. Совершенствование контроля качества дорожных работ
Срок службы дорожных покрытий в дальневосточных условиях в несколько раз меньше, чем в западных странах. Необходимо в ближайшее время создать систему контроля за качеством дорожных работ, гарантирующую получение проектных показателей на каждом этапе работ, начиная с согласования проектных решений и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию.
Для этого необходимо:
- разработать положение о сертификации строительной продукции;
- произвести анализ производственной деятельности подрядных организаций, применяемых ими технологий и оценить качество проводимых ими дорожных работ, с целью предоставления им права участвовать в конкурсах подряда;
- внедрить экспресс-методы операционного контроля качества дорожных работ.
3.4. Совершенствование системы содержания и ремонта дорог
В настоящее время дорожные организации заинтересованы выполнять только те виды работ по содержанию, которые дают наибольший доход, что в целом ведет к снижению транспортно-эксплуатационных показателей дорог и влияет на безопасность движения. Для решения этой проблемы необходимо:
1. Создать во всех районах края дорожно-эксплуатационные подразделения с функциями:
- непрерывного сбора информации о состоянии дорожной сети и определения адресности и объемов работ по содержанию и ремонту дорог;
- контроля за качеством проводимых дорожных работ;
- передачи подряда на конкурсной основе на работах по ремонту и содержанию дорог;
- выполнения отдельных видов работ (не более 10% общего объема) на бесприбыльной основе.
2. Внедрить передовую технологию по сбору и обработке информации о состоянии дорожной сети, определения объемов дорожных работ, управления распределением финансовых средств.
3. Разработать нормативы по содержанию краевых дорог.
4. Разработать нормы оценки и приемки работ по содержанию дорог.
5. Разработать Положение о заключении договоров подряда на содержание дорог и порядке оплаты выполненных объемов работ.
3.5. Совершенствование системы управления инвестициями
Необходимо внедрять передовой опыт в методике планирования и использования инвестиций на ремонт и реконструкцию, а также на строительство новых дорог. Главным принципом должен стать экономический, обеспечивающий скорейший возврат средств, вложенных пользователями дорог в сохранение и развитие дорожной сети края. Требуется создать базу данных, необходимую для работы компьютерной программы, используемой в ряде стран при прогнозировании расходования финансовых средств и решения приоритетных задач в дорожном хозяйстве.
В сложившейся ситуации приоритетом в распределении инвестиций будет содержание дорог, куда намечено направлять 100% необходимых средств (правильность такого решения подтвердилась изучением материалов Международной Дорожной Федерации). И только после этого оставшиеся средства будут распределяться на расширение сети дорог с учетом приоритетности объектов, их социально-экономической значимости для развития края.
3.6. Организация сервисного обслуживания пользователей дорог
Дорожный сервис в Хабаровском крае практически отсутствует. Для начального этапа его развития необходимо:
1. Считать приоритетными для дорожного сервиса туристические маршруты.
2. Создать стимулы для привлечения инвестиций как частных, так и средств банков и предприятий, для создания в полосе отвода дорог сети заправочных станций, станций техобслуживания, пунктов питания и торговли, а также системы телефонной и радиосвязи.
3. Строительство стоянок отдыха обеспечить за счет дорожного фонда.
4. Создать специальный фонд экономической помощи малым предприятиям для развития дорожного сервиса и предоставить ее на конкурсной основе и в виде кредитов.
3.7. Совершенствование технологии дорожных работ, создание и внедрение
новых видов конструкций дорожных одежд и конструкций мостов
Для повышение долговечности дорожных конструкций требуется переход дорожной отрасли на применение только прогрессивных технологий, материалов и оборудования, обеспечивающих высокое качество дорожных работ, для чего необходимо:
1. Найти поставщиков дорожно-строительных материалов, оборудования и дорожной техники, интенсивно работающих над повышением качества своей продукции, и оказывать им финансовую поддержку на принципах долевого участия.
2. Внедрение прогрессивных материалов, конструкций мостов, обеспечивающих снижение материалоемкости, трудозатрат и повышение долговечности дорожных покрытий и мостов.
3. Внедрение современных мировых технологий по содержанию и ремонту дорог, снижающих финансовые и материальные затраты.
3.8. Совершенствование подготовки и обучения специалистов для дорожного
хозяйства края
Качество производства дорожных работ в большинстве случаев зависит от квалификации и компетенции непосредственных исполнителей, принимающих управленческие и технические решения. Несоответствие специалистов дорожной отрасли все возрастающим требованиям к качеству принимаемых инженерных, экономических и управленческих решений, позволяющих рационально использовать средства, приводит к тому, что:
- управленческие навыки персонала не обеспечивают скорейшего перехода дорожного хозяйства на рыночные отношения;
- средства территориального дорожного фонда не обеспечиваются эффективным их использованием;
- средства фонда не позволяют провести переподготовку специалистов в кратчайшие сроки, используя современные методы обучения.
Для решения этой задачи необходимо:
1. Обеспечить подготовку специалистов по специальной программе с использованием современного оборудования и вычислительной техники.
2. Разработать программу профессиональной подготовки кадров дорожников всех уровней, начиная с рабочих и кончая руководителями организаций.
3. Предложить Хабаровскому техническому университету пересмотреть учебные планы подготовки специалистов - дорожников, обеспечив их подготовку по специальности с учетом требований заказчика в условиях рыночной экономики.
4. Выделить часть дорожного фонда в размере не менее 0,5% на совершенствование подготовки специалистов для дорожного хозяйства края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.