Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края
от 13 декабря 2000 г. N АИ-1/894
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 февраля 2001 г. настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд, ОАО "Спиртовик" обратилось с иском к Дальневосточному территориальному управлению Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства с иском о признании недействительным Приказа за N 46-II от 05.06.2000 о включении ОАО "Спиртовик" в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.10.2000 в иске ОАО "Спиртовик" отказано.
ОАО "Спиртовик", не согласившись с решением суда I инстанции, подало апелляционную жалобу на предмет его отмены.
Представитель ОАО "Спиртовик" в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, просит обжалуемое решение отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на превышение Дальневосточным антимонопольным территориальным управлением (ДВТУ) МАП при принятии оспариваемого приказа полномочий, ошибочное определение им же географических границ товарного рынка этилового спирта и доли участия в нем ОАО "Спиртовик".
Представитель ДВТУ МАП апелляционную жалобу не признал, просит решение оставить без изменения как постановленного обоснованно, в соответствии с Законом.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, апелляционная инстанция не находит оснований к отмене либо изменению обжалуемого решения.
Судом I инстанции на основе исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, установлено следующее:
Приказом Дальневосточного территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства за N 46-П от 05.06.2000 ОАО "Спиртовик" включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.
Анализ доказательств, имеющихся в материалах дела, а также нормативных актов свидетельствуют о законности, обоснованности принятого ДВТУ МАП оспариваемого приказа.
Так, на основании п. 6 Порядка формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю 35%, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 за N 154 "при формировании реестра используется следующая информация, подтверждающая наличие или отсутствие у хозяйствующего субъекта доли более 35% на рынке определенного товара: результаты анализа товарного рынка (совокупности товарных рынков), проводимого государственным Комитетом РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (его территориальными органами), органами статистики, научно-исследовательскими организациями; информация, предоставляемая хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными организациями ...".
На основании п. 7 названного Порядка "решение о включении хозяйствующего субъекта в реестр (исключении из реестра) оформляется приказом Председателя Государственного Комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке экономических структур (начальника его территориального органа)".
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в связи с заявлением Комитета по политике цен Администрации Хабаровского края за N 05-03/744 то 25.11.1999 ведущим специалистом отдела анализа товарных рынков произведен анализ положения ОАО "Спиртовик" на товарном рынке этилового спирта за период 1997, 1998, 1999 годы.
Данным анализом установлено, что доля ОАО "Спиртовик" на товарном рынке в объеме ресурса региона Хабаровского края составила более 35%.
Указанная информация, кроме анализа положения ОАО "Спиртовик" на товарном рынке, подтверждается Приложением N 1 к оспариваемому приказу, а также данными по объемам реализации, представленными непосредственно ОАО "Спиртовик", чего не отрицал в судебном заседании его представитель.
Таким образом, ДВТУ МАП обоснованно, с соблюдением требований п. 6, п. 7 указанного Порядка издал оспариваемый приказ.
Далее, на основании п. 9 ст. 5 Положения "О территориальном управлении Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства", а так же п. 4.2 Методических рекомендаций по вопросам формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% "полномочия территориального органа по включению (исключению) в (из) реестра и последующему контролю за их деятельностью распространяются на хозяйствующие субъекты, действующие на товарных рынках, если географические границы последних не входят за пределы пяти субъектов Российской Федерации.
На основании п. 4.1 "Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках", утвержденного Приказом ГКАП России за N 169 от 20.12.1996, зарегистрированного 10.01.1997 в Минюсте РФ за N 1229 "географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории".
Согласно п. 7, 7.3.2 барьерами входа на рынок наряду с другими являются административные ограничения, в частности "выявление наличия (отсутствия) ограничения деятельности продавцов на данном товарном рынке, выдвигаемых органами власти и управления всех уровней. К их числу относятся лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование..."
Во исполнение п.п. 2, 3 Постановления Правительства Российской Федерации за N 129 от 08.02.1996 "об утверждении порядка квотирования закупки этилового спирта", последним 22.09.1999 издано Распоряжение за N 1485-Р "Об объемах квот закупки этилового спирта из пищевого сырья на 1999 г."; данным Распоряжением на Хабаровский край объем квот закупки этилового спирта определен в 750000 (дол.).
Далее, на основании ст. 4 Закона РФ "О конкуренции...", а так же Закона РФ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", товарный рынок есть сфера обращения товара, подлежащего государственному регулированию. Аналогичное положение закреплено в п. I Постановления Правительства Российской Федерации за N 358 от 22.04.1994 "О мерах по восстановлению государственных полномочий на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции".
С учетом изложенного, судом I инстанции обоснованно сделан вывод о географических границах товарного рынка реализации ОАО "Спиртовик" этилового спирта в анализируемых периодах на территории субъекта Российской Федерации - Хабаровском крае, то есть границах, не выходящих за пределы 5 (пяти) субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, апелляционная инстанция считает необходимым обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Спиртовик" без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 157-159 АПК РФ, апелляционная инстанция постановила:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.10.2000 по делу А73-6909/2000-20 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Спиртовик" без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 13 декабря 2000 г. N АИ-1/894
Текст постановления предоставлен арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационном-правовом сотрудничестве
Текст Постановления официально опубликован не был
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 февраля 2001 г. настоящее постановление оставлено без изменения