Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края
от 22 апреля 2002 г. N АИ-1/136
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 июня 2002 г. N Ф03-А73/02-1/1104 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд при участии в судебном заседании: представитель ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" - Демченко В.С. доверенность N 7/32 от 06.02.2002 г.; представитель финансового департамента Администрации г. Хабаровска - Бутковский А.В. доверенность 04-02/3 от 03.01.2002 г.; представитель Министерства финансов РФ - Леонтьев Н.Ю. доверенность от 16.01.2002 г.; представитель Минфина Хабаровского края Белоножко Т.Г. доверенность N 19-12/210 от 19.02.2002 г., рассмотрев апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16 05.2001 г. по делу N А73-1942/2002-39, установил: ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" обратилось с иском к Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства МФ РФ по Хабаровскому краю, Финансовому департаменту Администрации Хабаровского края о взыскании 158264 руб. 71 коп., составляющие убытка неполученные доходы в связи с предоставлением льготы по оплате потребления тепловой энергии в размере 50% почетным донорам России за период с 01.10.1999 г. по 01.01.2001 г.
Решением арбитражного суда Хабаровского края от 16.05.2001 г. в иске обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу на предмет его отмены.
Представитель общества апелляционную жалобу поддержал, просит обжалуемое решение отменить, иск удовлетворить.
Представители Финансового департамента Администрации г. Хабаровска Министерства финансов РФ, Министерства финансов Хабаровского края жалобу не признали, просят обжалуемое решение, как постановленное на законных основаниях, оставить без изменения.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение незаконным, необоснованным, подлежащим отмене.
Законность обоснованность обжалуемого решения проверена по основаниям, указанным в ст.ст. 157, 158 АПК РФ.
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" от 09.06.1993 г. (с изменениями и дополнениями на 04.05.2000 г., 16.04.2001 г.) "граждане, награжденные знаком "почетный донор России", имеют право на снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг".
На основании ст. 4 того же Закона "финансирование мероприятий по развитию, организации, ..... донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканской и местных программ за счет средств соответствующих субъектов .........".
Ст. 5 указанного Закона предусмотрена обязанность органов государственного управления и органов местного самоуправления в пределах своих полномочий по обеспечению на соответствующих территориях выполнения государственных программ развития донорства крови и ее компонентов, финансирования и материально-техническое обеспечение организации здравоохранения, осуществляющих заготовку, переработку и хранение донорской крови и ее компонентов, предоставление донору льгот, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 8 того же Закона государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, а также предоставляет ему льготы.
В соответствии со ст. 4 п. 2, 3 Закона РФ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 10.09.1997 г. (с изменениями и дополнениями на 27.12.2000 г.) "органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют развитию местных финансов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В этих целях указанные органы соответственно:
участвуют в решении вопросов местного значения путем выполнения федеральных целевых программ и региональных программ.
При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий".
"Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникших в результате принятых решений органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими эти решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.
Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов в пределах средств, переданных им в качестве компенсации".
Аналогичное положение закреплено в разделе 4 Постановления Правительства Российской Федерации за N 584 от 15.08.2001 г. "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г." Из Приложения N 1 к данному Постановлению (общей схемы разграничения основных расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации до 2005 года п. 2.5) следует, что социальные выплаты и льготы в соответствии с федеральным законодательством подлежат финансированию из федерального бюджета.
Указанные обстоятельства нашли отражение, кроме того, в Постановлении Правительства Российской Федерации за N 862 от 30.07.1998 г. "О Концепции регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах".
Разделом 5 данного Постановления установлено, что "в целях устранения резкого превышения расходов над доходами вследствие принятия без определения источников финансирования федеральных законов, влекущих снижение доходов или увеличение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, Правительством Российской Федерации будут, внесены в Государственную Думу проекты соответствующих Федеральных законов о приостановлении действия федеральных законов, не имеющих финансового обеспечения для их реализации".
Федеральными законами РФ "О федеральном бюджете на 1998, 1999, 2000 годы" от 26.03.1998 г., 22.02.1999 г., 31.12.1999 г. не было предусмотрено финансирование в 1998, 1999, 2000 годах обеспечение реализации Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" от 09.06.1993 г.
Судом апелляционной инстанции на основании доказательств, имеющихся в материалах дела установлено, что бюджетами г. Хабаровска, Хабаровского края на 1998, 1999, 2000 годах не предусматривалось обеспечение реализации вышеназванного Закона.
С момента принятия данного Закона, а также в последующие периоды в т.ч. и на 1998, 1999, 2000 годы Правительством Российской Федерации в нарушение ст. 3 этого Закона не была принята Федеральная программа развития доноре-крови и ее компонентов, что привело к отсутствию финансирования обеспечен реализации Закона в указанные периоды в различных уровнях бюджетов.
Далее, Правительством Российской Федерации в нарушение раздела 5 абзаца 3 Постановления за N 862 от 30.07.1998 г. "О Концепции регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах" в связи с отсутствием в Федеральных законах "О федеральном бюджете на 1998, 1999, 2000 годы" 26.03.1998 год, 22.02, 31.12.1999 г. Законе РФ "О донорстве крови и ее компонентов" от 09.06.1993 года источника финансирования не был внесен в Государственную Думу проект федерального закона о приостановлении Закона РФ от 09.06.199 г. "О донорстве крови и ее компонентов".
Федеральные законы от 26.03.1998 г., 22.02, 31.12.1999 г. "О федеральном бюджете на 1998, 1999, 2000 годы" не содержит норм, приостанавливающих действие указанного закона "О донорстве крови и ее компонентов".
Между тем, как следует из материалов дела (расчетов, писем) обществом во исполнение названного закона в период с 01.10.1998 г. по 01.01.2001 года гражданам, проживающим на территории г. Хабаровска и Хабаровского края, являющимся "Почетными донорами России" предоставлялась льгота, состоящая из 50% платы за коммунальные услуги (потребление тепловой энергии), в связи, с чем у него возникли: убытки, неполученные доходы в объеме предъявленной суммы, не оспариваемой лицами участвующими в деле.
Согласно ст. 1069 ГК РФ "вред, причиненный ............. юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов.............. подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации".
Из установленного следует, что в результате незаконного бездействия Правительства Российской Федерации, являющегося государственным органом, выразившегося в непринятии в обеспечение реализации Закона РФ от 09.06,1993 года "О донорстве крови и ее компонентов" федеральной программы развития и организации в Российской Федерации донорства крови и ее компонентов, а также в непредставлении в Государственную Думу проекта федерального закона о приостановлении действия вышеназванного акта - обществу причинен вред, в предъявленной сумме составляющей убытки и неполученные доходы.
На основании изложенного, ст. 158 АПК РФ обжалуемое решение как необоснованное, принятое в нарушение перечисленных норм законодательных и нормативных актов подлежит отмене с удовлетворением иска общества о взыскании в его пользу предъявленной суммы за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ.
В этой связи суд апелляционной инстанции не находит оснований для взыскания этой суммы с других ответчиков привлеченных по делу.
Довод Министерства финансов РФ, его представителя на не законность обжалуемого решения со ссылками на ч. 5 ст. 83, 239 Бюджетного кодекса РФ суд апелляционной инстанции находит необоснованным в силу следующего:
Из содержания ч. 5 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ следует, что "в случае, если законодательные или иные правовые акты устанавливают бюджетные обязательства, не предусмотренные законом (решением) о бюджете, применяется закон (решение) о бюджете".
Между тем предметом судебного разбирательства по делу А73-1942/2002-39 является спор, возникший между хозяйствующим субъектом и органом государственной власти, самоуправления различных уровней основанный на гражданско-правовом, а не бюджетном обязательстве (ст. 1069 ГК РФ).
Ст. 239 Бюджетного кодекса РФ предусмотрен порядок обращения взыскания на денежные средства в стадии исполнения судебного акта, а не в стадии разрешения судом спора по существу.
Между тем, абзацем 3 указанной нормы Бюджетного кодекса РФ предусмотрена юридическая возможность обращения взыскания на бюджетные средства по возмещению вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия), государственных органов в связи с отсутствием, не включением взыскиваемых средств в состав расходов в законодательные акты "О федеральном бюджете на 1998, 1999, 2000 годы".
Доводы представителя Министерства финансов РФ об отсутствии оснований для взыскания указанной суммы за счет средств казны Российской Федерации со ссылкой на ст.ст. 114, 119, 129 Федеральных законов "О федеральном бюджете на 1998, 1999, 2000 годы" от 26.03.1998 г., 22.02 и 31.12.1999 года суд апелляционной инстанции находит необоснованными в связи со следующим.
Разделом 5 Постановления Правительства Российской Федерации за N 862 от 30.07. 1998 года "О концепции регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах" установлен порядок приостановления действия федеральных законов не имеющих финансового обеспечения для их реализации.
Указанный порядок заключается во внесении Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проектов соответствующих федеральных законов о приостановлении действия федеральных законов не обеспеченных финансированием.
Из установленного следует, что Правительством Российской Федерации в 1998, 1999, 2000 годах не был внесен в Государственную Думу проект федерального закона о приостановлении действия Закона РФ "О донорстве крови и компонентов".
В этой связи применение ст.ст. 114, 119, 129 Федеральных законов "О федеральных бюджетах на 1998,1999, 2000 годы" при разрешении спора у сторон, возникшего из гражданско-правовых отношений, при наличии установленных нормативными актами порядка приостановления действия Федеральных законов, нормативных актов не обеспеченных источниками финансирования - является недопустимым.
Руководствуясь ст. ст. 157-159 АПК РФ, суд апелляционной инстанции постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.05.2001 г. по делу N А73-1942/2001-39 отменить.
Взыскать в пользу ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 158264 руб. 71 коп.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в ФАС ДВО в месячный срок с момента его провозглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 22 апреля 2002 г. N АИ-1/136
Текст постановления предоставлен арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационном-правовом сотрудничестве
Текст Постановления официально опубликован не был
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 июня 2002 г. N Ф03-А73/02-1/1104 настоящее постановление оставлено без изменения