Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 июня 2002 г. N Ф03-А73/02-1/1104
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца - ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго", юрисконсульт - Смирнова Л.М. (доверенность 7/743 от 17.12.2001) от ответчиков - от Министерства финансов РФ, главный специалист юридического отдела - Халипов А.В. (доверенность б/н от 18.01.2002), от Финансового департамента Администрации г. Хабаровска, главный специалист юридического отдела - Тимошенко С.Н. (доверенность 1.33-90 от 18.12.2001), от Финансового департамента Администрации Хабаровского края, главный специалист юридического отдела - Тимошенко С.Н. (доверенность 04/890 от 03.04.2001) от Губернатора Хабаровского края, начальник юридической службы - Власенко Н.В. (доверенность 8.28-889 от 06.02.2002), рассмотрел кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на постановление от 22.04.2002 по делу N А73-1942/2001-39 (АИ-1/136) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Администрации города Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Министерству финансов РФ, Администрации Хабаровского края, финансовому департаменту Администрации Хабаровского края о взыскании 158264 руб. 71 коп.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось с иском в Арбитражный суд Хабаровского края к Администрации г. Хабаровска, финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Министерству финансов РФ, Администрации Хабаровского края, финансовому департаменту Администрации Хабаровского края о взыскании 158264 руб. 71 коп., составляющих неполученные доходы в связи с предоставлением льгот по оплате за потребленную тепловую энергию в размере 50% почетным донорам России с 01.10.1998 по 01.01.2001.
Решением от 16.05.2001 в удовлетворении исковых требований истцу отказано.
Постановлением от 16.08.2001 решение отменено и исковые требования истца удовлетворены путем взыскания неполученного дохода в сумме 158264 руб. 71 коп. с Администрации г. Хабаровска.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.10.2001 постановление апелляционной инстанции отменено, и материалы дела направлены на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела апелляционная инстанция Арбитражного суда Хабаровского края постановлением от 22.04.2002 удовлетворила исковые требования истца, взыскав заявленную сумму иска с Министерства финансов РФ со ссылкой на ст. 1069 Гражданского кодекса РФ, Закон РФ "О донорстве крови и ее компонентов", Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1998 N 862.
Не согласившись с постановлением Арбитражного суда Хабаровского края, Министерство финансов РФ обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование своих требований заявитель приводит доводы о том, что Конституция Российской Федерации социальную защиту граждан, защиту прав граждан относит к предмету совместного ведения, и удовлетворение требований истца только за счет казны Российской Федерации неправомерно. Кроме этого ссылается на то, что в федеральные бюджеты на 1998, 1999, 2000 годы денежные средства на реализацию Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" не закладывались, поэтому отсутствие финансирования указанных льгот из федерального бюджета нельзя признать неправомерными действиями (бездействием) Минфина РФ.
В заседании суда представитель Минфина РФ доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Представители истца, Администрации Хабаровского края, финансового департамента Администрации Хабаровского края, Администрации г. Хабаровска и финансового департамента Администрации г. Хабаровска с жалобой не согласились и просили постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Из материалов дела установлено, что ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в период с 01.10.1998 по 01.01.2001 предоставляло льготы в размере 50% по оплате тепловой энергии почетным донорам, проживающим в муниципальном государственном жилом фонде.
Данная льгота предоставлялась на основании статьи 11 Федерального Закона "О донорстве крови и ее компонентов", предусматривающей для лиц, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России", особые льготы, в том числе право на снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг. Вместе с тем, ни сама статья 11, ни другие положения закона не содержат указаний, за счет каких средств обеспечивается предоставление таких льгот.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 09.04.2002 N 68-О, непринятие законодателем нормативных актов по регулированию порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением лицам, награжденным знаком "Почетный донор России" льгот, предусмотренных федеральным законом, не может служить основанием для отказа в предоставлении данным категориям граждан льгот по оплате за коммунальные услуги.
Также не может быть принята во внимание и ссылка Минфина РФ на то, что расходы на реализацию данного закона не были заложены в федеральные законы о бюджетах.
Документов в подтверждение приостановления действий Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ N 862 от 30.07.1998 "О концепции регулирования меж бюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах" Минфином не представлено.
Статья 4 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" предусматривает, что финансирование мероприятий по развитию организации и пропаганды донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет средств благотворительных взносов российских и зарубежных неправительственных и общественных организаций и граждан.
Таким образом, Закон РФ "О донорстве крови и ее компонентов", установил три источника его финансирования - бюджеты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, в бюджетах Администрации Хабаровского края, Администрации г. Хабаровска отсутствуют соответствующие статьи расходов по компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги лицам, награжденным знаком "Почетный донор России".
Документы в подтверждение того, что Министерством финансов РФ решался вопрос о выделении денежных средств для исполнения Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", в деле отсутствуют, и Министерство финансов РФ в своей жалобе о наличии их не указывает.
Поэтому, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 09.04.2002 N 68-О, впредь до урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.
В связи с указанным, апелляционная инстанция Арбитражного суда Хабаровского края правомерно на основании статьи 1069 Гражданского кодекса РФ взыскала 158264 руб. 71 коп., недополученных истцом в связи с предоставлением льгот по оплате за тепловую энергию лицам, награжденным знаком "Почетный донор России", с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 22.04.2002 Арбитражного суд Хабаровского края по делу N А73-1942/2001-39 (АИ-136) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Документы в подтверждение того, что Министерством финансов РФ решался вопрос о выделении денежных средств для исполнения Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", в деле отсутствуют, и Министерство финансов РФ в своей жалобе о наличии их не указывает.
Поэтому, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 09.04.2002 N 68-О, впредь до урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.
В связи с указанным, апелляционная инстанция Арбитражного суда Хабаровского края правомерно на основании статьи 1069 Гражданского кодекса РФ взыскала 158264 руб. 71 коп., недополученных истцом в связи с предоставлением льгот по оплате за тепловую энергию лицам, награжденным знаком "Почетный донор России", с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 июня 2002 г. N Ф03-А73/02-1/1104
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании