В соответствии с Государственной целевой программой Хабаровского края "Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 14.09.2011 N 303-пр, в целях обеспечения возможности доступа к образовательным услугам коренных малочисленных народов с учетом традиционного образа жизни и хозяйствования коренных малочисленных народов администрация Охотского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Организация и обеспечение доступности образовательных услуг для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, детей оленеводов, ведущих кочевой образ жизни, создание условий для этнического содержания образования на территории Охотского муниципального района в 2013 - 2015 годы".
2. Опубликовать настоящее постановление в Сборнике муниципальных правовых актов Охотского муниципального района.
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Глава района |
А.Н. Васильев |
Ведомственная целевая программа
"Организация и обеспечение доступности образовательных услуг для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, детей оленеводов, ведущих кочевой образ жизни, создание условий для этнического содержания образования на территории Охотского муниципального района в 2013 - 2015 годы"
(утв. постановлением администрации Охотского муниципального района от 19 июля 2013 г. N 374)
Паспорт программы
Наименование субъекта бюджетного планирования (распределителя бюджетных средств) |
Отдел образования администрации Охотского муниципального района Хабаровского края (далее - отдел образования) |
Цели и задачи Программы |
- обеспечение доступности образовательных услуг для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, детей оленеводов, ведущих кочевой образ жизни, с учетом традиционного образа жизни и хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Охотского муниципального района; - формирование финансовых инструментов обеспечения доступности образования для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, детей оленеводов, ведущих кочевой образ жизни в Охотском муниципальном районе; - обеспечение доставки детей оленеводов, ведущих кочевой образ жизни, обучающихся в общеобразовательных учреждениях в период летних каникул в оленеводческие хозяйства к родителям и обратно к месту учебы; - обеспечение расходов на содержание зданий, приобретение материальных запасов, выплату заработной платы сотрудникам пришкольных интернатов для детей оленеводов, родители которых ведут кочевой образ жизни; - создания условий для этнического содержания образования с изучением родного языка, национальной культуры и основ ведения традиционного хозяйства, обновление учебно-методического обеспечения |
Целевые индикаторы |
- реализация программных мероприятий, предусмотренных на условиях софинансирования |
Сроки реализации программы |
2013 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
- общий объем финансирования Программы за счет средств районного бюджета - 42042,0 тысяч рублей, в том числе по годам: 2013 год - 12617,0 тыс. рублей; 2014 год - 14086,0 тыс. рублей; 2015 год - 15339,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
- повышение эффективности использования бюджетных средств; - своевременность доставки детей оленеводов, ведущих кочевой образ жизни, обучающихся в общеобразовательных учреждениях в период летних каникул в оленеводческие хозяйства к родителям и обратно к месту учебы; - содержание детей оленеводов, родители которых ведут кочевой образ жизни, проживающих в учебный период в пришкольных интернатах будет соответствовать установленным нормам и стандартам, социальным и культурным особенностям, ожиданиям детей и их родителей; - улучшение материально-технической и учебно-методической базы; - повышение позитивной мотивации по отношению к образованию, снижение психологической и социальной напряженности в среде детей оленеводов, проживающих в учебный период в пришкольных интернатах, родители которых ведут кочевой образ жизни |
1. Характеристика проблемы
Система образования Охотского муниципального района, являясь основой для получения доступного качественного образования, должна создавать возможности для удовлетворения образовательных потребностей граждан вне зависимости от места жительства, уровня доходов семьи и других обстоятельств. Для реализации конституционного права граждан на доступное общее образование отделом образования администрации района осуществляется работа по обеспечению доступа населения к качественному образованию, в том числе в малых и труднодоступных поселениях. Актуальность разработки механизмов нормативного, организационного и методического обеспечения доступности системы образования определяется комплексом факторов.
Согласно Перечню мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 г. N 631-р, Охотский муниципальный район относится к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. Он представляет собой обширный, специфический геоклиматический ареал с выраженными экстремальными средовыми факторами, к которым относятся сложные климатические условия, большая территориальная раздробленность, слаборазвитая инфраструктура, отсутствие дорог и транспортного сообщения между населенными пунктами.
Коренные малочисленные народы Охотского района, имея уникальную историю и богатые традиции, сегодня испытывают серьезную проблему постепенной утраты самобытной культуры. Идентичная ситуация складывается и в отношении знаний языка, промыслов и других элементов традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера. Большинство семей из числа коренных малочисленных народов находятся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, что является основной причиной повышенной заболеваемости, сокращения средней продолжительности жизни и снижения рождаемости. Это связано с некомфортными жилищно-бытовыми условиями проживания, которые становятся также непривлекательными для специалистов в сфере образования, здравоохранения, культуры и других отраслях.
В настоящее время в Охотском муниципальном районе проживают 1398 человек из числа коренных малочисленных народов Севера. 45 семей из числа коренных малочисленных народов ведут традиционный кочевой образ жизни, из них на территории Аркинского сельского поселения - 24 семьи, Инского сельского поселения - 21 семья. В этих семьях 45 детей, из них 28 - школьного возраста проживают в двух пришкольных интернатах. 15 - в пришкольном интернате муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы Аркинского сельского поселения (далее - МКОУ СОШ с. Арка), 13 - в пришкольном интернате муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 1 городского поселения "Рабочий поселок Охотск" (далее - МКОУ СОШ N 1 р.п. Охотск).
Ежегодно доставка детей оленеводов, проживающих в пришкольных интернатах, в период летних каникул в оленеводческие хозяйства к родителям и обратно к месту учебы осуществляется вертолетом. Учитывая протяженность маршрутов и стоимость авиационных услуг, данные мероприятия являются высоко затратными и осуществляются в рамках государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 14.09.2011 N 303-пр. На осуществление доставки воспитанников пришкольных интернатов МКОУ СОШ N 1 р.п. Охотск и МКОУ СОШ с. Арка на 2013 год утверждены бюджетные ассигнования в сумме 4 995 800 руб. Потребность по стоимости авиационных услуг составляет 6 162 000 руб., на погашение кредиторской задолженности необходимы средства в размере 892 986,84 рублей. Таким образом, в 2013 году существует потребность в финансовых средствах в сумме 2 059 186,84 руб.
Образовательные учреждения в поселениях, где традиционно проживают представители коренных малочисленных народов Севера, имеют огромное значение в поддержке процессов возрождения родного языка и культуры, реальных возможностей сохранения традиционного хозяйствования и образа жизни коренных жителей района. Общеобразовательная школа должна помочь определить место, роль и возможности традиционной и современной профессиональной культуры коренных народов в адаптации их к образу жизни в современном обществе.
Количество детей из числа коренных малочисленных народов Севера, изучающих родной язык, за последние годы увеличивается, но это происходит в основном на территории Аркинского сельского поселения за счет работы этнокультурных центров и формирований дополнительного образования культурологической направленности, благодаря которым дети с большим увлечением изучают родной язык, культуру, традиционные промыслы начиная с дошкольного возраста. В 2008 году при школе создан этнический центр "Марана" ( "Радуга"), работает музей краеведческой направленности, спортивная секция по северному многоборью, оформлен кабинет родного языка. Ежегодно проводится мероприятие "Диалог культур", где встречаются представители различных народов, проживающих на территории района. В мероприятии принимают участие представители общины "Витачан", ООО "Охотской горно-геологической компании", администрации района, учащиеся МКОУ СОШ N 1 р.п. Охотск, воспитанники МКОУ ДОД ДТДиМ р.п. Охотск, КГКОУ ШИ N 17. С 2005 по 2010 г.г. педагогами МКОУ СОШ с. Арка, в целях адаптации детей и подростков к естественным этническим условиям, проводились профильные смены в оленеводческом стойбище Кетанда. В настоящее время проводится работа по подготовке к открытию летнего этнолагеря "Родовое кочевье" на базе оленеводческой фермы Кетанда.
В образовательных учреждениях городского поселения "Рабочий поселок Охотск", Инского сельского поселения обучение родному языку не проводится в связи с отсутствием педагогов, нет формирований дополнительного образования по национальным видам декоративно-прикладного и художественного творчества, спорта, культурологической или краеведческой направленности.
Учитывая, что интерес детей к языку и национальной культуре больше растет в неформальной обстановке, необходима разработка и внедрение новых подходов организации всего образовательного и воспитательного процесса, ориентированных на повышение этнического самосознания коренных народов Охотского муниципального района, на сохранение их самобытной культуры. Также важна система отбора наиболее одаренных детей, способных стать высокообразованными представителями своего народа, идентифицирующих себя со своим народом и мотивированными на его развитие. Системный подход в организации изучения родного языка, национальной культуры требует многостороннего процесса управления подготовкой педагогических кадров, материально-технического обеспечения, финансирования, активизации ресурса самих коренных жителей района.
При увеличении учебной нагрузки, интенсификации учебного процесса, введении Федеральных государственных образовательных стандартов перед системой образования Охотского муниципального района стоит проблема повышения качества образования и сохранения здоровья детей коренных малочисленных народов. Необходимо учитывать особенности этнической психофизиологии и психологии через организацию режима жизнедеятельности школ, взаимодействие детей с педагогами, разработку нового содержания и технологий образования.
Использование программно-целевого метода направлено на создание на территории Охотского муниципального района условий для комплексного управления системой обеспечения доступности образовательных услуг для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, детей оленеводов, ведущих кочевой образ жизни; на создание условий для этнического содержания образования с изучением родного языка, национальной культуры и основ ведения традиционного хозяйства, что позволит обеспечить эффективное взаимодействие органов местного самоуправления и заинтересованных ведомств и учреждений, а также определит мероприятия, финансирование которых будет обеспечено муниципальными источниками.
Реализация с помощью программно-целевого метода комплекса мероприятий муниципального уровня предусматривает создание механизмов их координации, а также формирование системы целевых индикаторов и показателей развития системы обеспечения доступности образовательных услуг для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, детей оленеводов, ведущих кочевой образ жизни.
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является обеспечение доступности образовательных услуг для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, детей оленеводов, ведущих кочевой образ жизни, с учетом традиционного образа жизни и хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Охотского муниципального района.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
- формирование финансовых инструментов обеспечения доступности образовательных услуг для детей оленеводов, ведущих кочевой образ жизни в Охотском муниципальном районе;
- обеспечение доставки детей оленеводов, ведущих кочевой образ жизни, обучающихся в общеобразовательных учреждениях в период летних каникул в оленеводческие хозяйства к родителям и обратно к месту учебы;
- обеспечение расходов на содержание зданий, приобретение материальных запасов, выплату заработной платы сотрудникам пришкольных интернатов для детей оленеводов, родители которых ведут кочевой образ жизни;
- создания условий для этнического содержания образования с изучением родного языка, национальной культуры и основ ведения традиционного хозяйства, обновление учебно-методического обеспечения.
3. Ожидаемые результаты реализации Программы
Принятие Программы позволит:
- повысить эффективность использования бюджетных средств;
- организовать своевременную доставку детей оленеводов, ведущих кочевой образ жизни, обучающихся в общеобразовательных учреждениях в период летних каникул в оленеводческие хозяйства к родителям и обратно к месту учебы;
- содержание детей оленеводов, родители которых ведут кочевой образ жизни, проживающих в учебный период в пришкольных интернатах, привести в соответствие с установленным нормам и стандартам, социальным и культурным особенностям, ожиданиям детей и их родителей;
- улучшить материально-техническую и учебно-методическую базу образовательных учреждений;
- повысить позитивную мотивацию по отношению к образованию, снизить психологическую и социальную напряженность в среде детей оленеводов, родители которых ведут кочевой образ жизни, проживающих в учебный период в пришкольных интернатах;
- активизировать работу по развитию традиционной культуры, национальных видов спорта, родного языка, обычаев, традиций формированию здорового образа жизни коренных народов Охотского муниципального района и воспитанию подрастающего поколения в контексте национальных традиций.
4. Формы и методы реализации Программы
Реализация Программы основывается на совершенствовании форм и методов, на создании условий для организации и обеспечения доступности образовательных услуг для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, детей оленеводов, ведущих кочевой образ жизни на территории Охотского муниципального района в 2013 - 2015 годы.
Реализацию Программы осуществляют:
1. Отдел образования, который осуществляет следующие функции:
- координирует работу муниципальных образовательных учреждений по организации обеспечения доступности образовательных услуг для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, детей оленеводов, ведущих кочевой образ жизни на территории Охотского муниципального района;
- оказывает консультативную и методическую помощь руководителям муниципальных образовательных учреждений по организации работы по развитию традиционной культуры и национальных видов спорта, родного языка, обычаев и традиций коренных народов района, формированию здорового образа жизни;
- проводит работу по формированию документов для объявления котировок и конкурсов на осуществление перевозок детей оленеводов авиатранспортом;
- обеспечивает сбор и анализ информации по организации работы в муниципальных образовательных учреждениях по развитию традиционной культуры, национальных видов спорта, родного языка, обычаев, традиций, формированию здорового образа жизни коренных народов Охотского муниципального района;
- осуществляет закупку материалов и оборудования для организации учебного процесса и дополнительного образования;
- сотрудничает со средствами массовой информации в целях пропаганды развития традиционной культуры и национальных видов спорта, родного языка, обычаев и традиций коренных народов Охотского муниципального района, формированию здорового образа жизни.
2. Муниципальные образовательные учреждения района, которые осуществляют следующие функции:
- обеспечивают создание условий для организации содержания детей оленеводов, родители которых ведут кочевой образ жизни, проживающих в учебный период в пришкольных интернатах;
- осуществляют контроль за деятельностью по созданию условий для этнического содержания образования с изучением родного языка, национальной культуры и основ ведения традиционного хозяйства, обновление учебно-методического обеспечения;
- разрабатывают программы и перспективные планы по развитию традиционной культуры, национальных видов спорта, родного языка, обычаев, традиций, формированию здорового образа жизни детей из числа коренных народов района;
- осуществляют контроль за реализацией плановых и программных мероприятий;
- ведут необходимую документацию по организации работы по развитию традиционной культуры, национальных видов спорта, родного языка, обычаев, традиций, формированию здорового образа жизни коренных народов района;
- осуществляют ремонты зданий образовательных учреждений.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Источник финансирования Программы - районный бюджет. Общий объем финансирования Программы за счет средств районного бюджета составит 42042,0 тысяч рублей. Ежегодный объем финансирования мероприятий Программы может уточняться в установленном порядке в пределах сметы. Объем средств районного бюджета, направляемых на реализацию мероприятий Программы по годам, приведен в таблице раздела 6 настоящей Программы.
Осуществлять финансирование мероприятий в 2013 году в рамках программы в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на 2013 год.
6. Мероприятия Программы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Объем финансирования всего, в том числе по годам (тыс. рублей) |
Исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Организация доставки детей оленеводов, ведущих кочевой образ жизни, обучающихся в общеобразовательных учреждениях в период летних каникул в оленеводческие хозяйства к родителям и обратно к месту учебы |
ежегодно |
Всего 3967,0 2013 год: 1167,0 2014 год: 1300,0 2015 год: 1500,0 |
отдел образования |
2. |
Подготовка проектов постановлений администрации Охотского муниципального района о снятии и постановке на полное государственное обеспечение детей оленеводов, проживающих в пришкольных интернатах |
ежегодно |
|
отдел образования |
3. |
Обеспечение расходов на содержание зданий пришкольных интернатов для детей оленеводов |
ежегодно |
Всего 18800,0 2013 год: 5600,0 2014 год: 6400,0 2015 год: 6800,0 |
отдел образования, муниципальные образовательные учреждения |
4. |
Обеспечение расходов на выплату заработной платы сотрудникам пришкольных интернатов для детей оленеводов |
ежегодно |
Всего 17155,0 2013 год: 5335,0 2014 год: 5630,0 2015 год: 6190,0 |
|
5. |
Обеспечение расходов на приобретение предметов и средств личной гигиены для детей оленеводов, родители которых ведут кочевой образ жизни |
ежегодно |
Всего 1490,0 2013 год: 450,0 2014 год: 495,0 2015 год: 545,0 |
|
6. |
Оказание консультационной помощи по организации работы по развитию традиционной культуры, национальных видов спорта, родного языка, обычаев, и традиций коренных народов района в муниципальных образовательных учреждениях |
постоянно |
|
отдел образования |
7. |
Информирование о вновь принятых и действующих документах по организации работы по развитию традиционной культуры, национальных видов спорта, родного языка, обычаев и традиций коренных народов района |
постоянно |
|
отдел образования |
8. |
Формирование, изучение и распространение передового опыта по организации работы по развитию традиционной культуры, национальных видов спорта, родного языка, обычаев, традиций и формированию здорового образа жизни коренных народов района |
постоянно |
|
отдел образования |
9. |
Организация курсовой подготовки преподавателей эвенского языка |
2014 год 2015 год |
Всего: 75,0 2014 год: 35,0 2015 год: 40,0 |
отдел образования |
10. |
Приобретение материалов и оборудования для деятельности формирований национальной декоративно-прикладной и художественной направленности |
2014 год 2015 год |
Всего: 35,0 2014 год: 15,0 2015 год: 20,0 |
отдел образования, муниципальные образовательные учреждения |
11. |
Паспортизация школьного краеведческого музея МКОУ СОШ с. Арка |
2014 год |
|
отдел образования, МКОУ СОШ с. Арка |
12. |
Организация сопровождения детей из числа КМНС, участников профильной смены "Дети Амура" |
2014 год 2015 год |
Всего: 60,0 2014 год: 30,0 2015 год: 30,0 |
отдел образования, муниципальные образовательные учреждения |
13. |
Организация участия детей из числа КМНС в краевом фестивале- конкурсе "Новые имена Хабаровского края" |
2014 год 2015 год |
Всего: 210,0 2014 год: 105,0 2015 год: 105,0 |
отдел образования, муниципальные образовательные учреждения |
14. |
Проведение районного мероприятия "Диалог культур" |
ежегодно, в соответствии с планом работы |
Всего: 10,0 2014 год: 5,0 2015 год: 5,0 |
отдел образования, муниципальные образовательные учреждения |
15. |
Проведение национального праздника "Бакалдадяк" |
ежегодно, в соответствии с планом работы |
Всего: 4,0 2014 год: 2,0 2015 год: 2,0 |
отдел образования, муниципальные образовательные учреждения |
16. |
Подготовка документов для открытия этнолагеря "Родовое кочевье" на оленеводческой ферме Кетанда |
2013 год |
|
отдел образования, МКОУ СОШ с. Арка |
17. |
Проведение текущего ремонта в пришкольных интернатах МКОУ СОШ N 1 р.п. Охотск и МКОУ СОШ с. Арка |
ежегодно |
Всего: 180,0 2013 год: 50,0 2014 год: 50,0 2015 год: 80,0 |
отдел образования, муниципальные образовательные учреждения |
18. |
Проведение районной олимпиады по эвенскому языку |
2014 год 2015 год |
Всего: 4,0 2014 год: 2,0 2015 год: 2,0 |
отдел образования, муниципальные образовательные учреждения |
19. |
Обеспечение информирования населения о ходе работы по развитию традиционной культуры, родного языка, обычаев, традиций и формированию здорового образа жизни коренных народов района, в образовательных учреждениях |
ежегодно |
|
отдел образования, муниципальные образовательные учреждения |
20. |
Организация и проведение обязательных ежегодных медицинских осмотров детей, проживающих в семьях, ведущих кочевой образ жизни |
ежегодно |
Всего 52,0 2013 год: 15,0 2014 год: 17,0 2015 год: 20,0 |
отдел образования, муниципальные образовательные учреждения |
21. |
Организация контроля за деятельностью муниципальных образовательных учреждений по организации работы по развитию традиционной культуры, национальных видов спорта, родного языка, обычаев, традиций и формированию здорового образа жизни коренных народов района |
постоянно |
|
отдел образования, муниципальные образовательные учреждения |
22. |
Всего расходы по годам |
|
Всего: 42042,0 тыс. руб. В том числе по годам: 2013 год - 12617,0 тыс. руб. 2014 год - 14086,0 тыс. руб. 2015 год - 15339,0 тыс. руб. |
|
7. Механизм реализации Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляется отделом образования администрации района. Для обеспечения управления и контроля за реализацией Программы отдел образования:
- разрабатывает в пределах своих полномочий муниципальные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
- контролирует эффективное и целевое использование средств, выделяемых на реализацию Программы и достижение конечных результатов;
- подготавливает предложения о целесообразности проведения отдельных мероприятий и финансирования Программы или об их прекращении, уточнении объемов финансирования;
- осуществляет ведение отчетности по реализации Программы;
- подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
- организует размещение в средствах массовой информации и на сайте администрации района информации о ходе и результатах реализации Программы и финансировании мероприятий;
- несет ответственность за реализацию Программы в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основные цели и задачи Программы: обеспечение доступности образовательных услуг для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, детей оленеводов, ведущих кочевой образ жизни, с учетом традиционного образа жизни и хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Охотского муниципального района и формирование финансовых инструментов для обеспечения доступности образования; обеспечение расходов на содержание зданий, приобретение материальных запасов, выплату заработной платы сотрудникам пришкольных интернатов для детей оленеводов, родители которых ведут кочевой образ жизни; формирование условий для этнического содержания образования с изучением родного языка, национальной культуры и основ ведения традиционного хозяйства, обновление учебно-методического обеспечения.
Срок реализации Программы - 2013 - 2015 годы.
За это время от Программы ожидается повышение эффективности использования бюджетных средств; обеспечение своевременной доставки детей оленеводов, ведущих кочевой образ жизни, обучающихся в общеобразовательных учреждениях в период летних каникул в оленеводческие хозяйства к родителям и обратно к месту учебы; обеспечение содержания детей оленеводов, родители которых ведут кочевой образ жизни, проживающих в учебный период в пришкольных интернатах, будет соответствовать установленным нормам и стандартам, социальным и культурным особенностям, ожиданиям детей и их родителей; улучшение материально-технической и учебно-методической базы и повышение позитивной мотивации по отношению к образованию, снижение психологической и социальной напряженности в среде детей оленеводов, проживающих в учебный период в пришкольных интернатах, родители которых ведут кочевой образ жизни.
Общий объем финансирования составляет 42042,0 тысяч рублей за счет средств местного бюджета.
Постановление вступает в силу после официального опубликования.
Постановление Администрации Охотского Муниципального района Хабаровского края от 19 июля 2013 г. N 374 "О ведомственной целевой программе "Организация и обеспечение доступности образовательных услуг для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, детей оленеводов, ведущих кочевой образ жизни, создание условий для этнического содержания образования на территории Охотского муниципального района в 2013 - 2015 годы"
Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования
Текст постановления официально опубликован не был