Постановление Арбитражного суда Хабаровского края
от 21 февраля 2006 г. N АИ-1/88/06-43
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1861 настоящее постановление оставлено без изменения
МУП "ОТС" обратилось в арбитражный суд с иском: Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 1 102 272,98 руб. выпадающих доходов, образовавшихся при предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг ветеранам за январь - декабрь 2004 г.
Решением суда от 13.12.05 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ. В иске к Министерству финансов Хабаровского края отказано.
Не согласившись с решением суда, МФ РФ направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска за счет казны РФ отказать. В обоснование жалобы заявитель ссылается на необоснованное возложение ответственности на федеральный бюджет, поскольку ФЗ "О ветеранах" установлен источник финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам, - бюджеты субъектов Российской Федерации.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что предполагаемые расходы субъектов на реализацию ФЗ "О ветеранах" также были учтены в составе Фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2004 год. Данный вывод подтверждается содержанием Методики расчетов распределения средств федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и фактически учтена в составе федерального бюджета на 2004 год.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Министерства финансов РФ огласил содержание апелляционной жалобы, настаивает на ее удовлетворении.
Представители истца и Министерства финансов Хабаровского края просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, огласили доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как установлено материалами дела, в период с января по декабрь 2004 года МУП "ОТС" предоставило за счет собственных средств льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
Всего за указанный период истец предоставил льгот на сумму 6 276 366 руб., а с учетом частичной оплаты долг составил 1 102 272,98 руб., что подтверждается имеющимися в деле документами.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, суд правомерно руководствовался статьей 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей возмещение указанных расходов за счет средств бюджетов субъектов Федерации, а также учет этих расходов органами государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, имеющих целевое назначение.
Постановлением Правительства от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Целевые расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" не предусматривались. Вместе с тем Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год" N 155 предусмотрено направление средств на реализацию льгот по ФЗ "О ветеранах" за счет отчислений от налога на доходы физических лиц в сумме 838010 тыс. руб., из них 500990 тыс. руб. на оплату жилья и коммунальных услуг предприятиям, при этом муниципальному образованию г. Хабаровск определена сумма в размере 368969 тыс. руб., а фактически денежные средства были выделены в сумме 369187 руб.
Ссылка Министерства Финансов РФ на то, что в Методике расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2004 год предусмотрено выделение Хабаровскому краю средств на реализацию ФЗ "О ветеранах", не может быть принята во внимание, поскольку указанные дотации, подлежащие передаче из федерального бюджета в бюджет края, не содержат указание на целевое назначение этих средств, а являются дотациями на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
Доказательств нецелевого использования Хабаровским краем полученных из Федерального фонда финансовой поддержки в рассматриваемый период средств Министерством Финансов РФ не представлено.
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Хабаровский край финансовыми средствами для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Хабаровска, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 1 102 272, 98 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил:
Решение арбитражного суда Хабаровского края от 13 декабря 2006 года по делу N А73-5581/2005-30 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Хабаровского края от 21 февраля 2006 г. N АИ-1/88/06-43
Текст решение предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1861 настоящее постановление оставлено без изменения