• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Решение Коллегии Министерства образования Хабаровского края от 15 ноября 2005 г. N 5 "Итоги выполнения Программы развития среднего профессионального образования в Хабаровском крае на 2002 - 2005 гг. и утверждение Программы развития среднего профессионального образования Хабаровского края на 2006 - 2010 годы"

2. Управлению высшего и среднего профессионального образования (А.В. Левченко) сформировать рабочую группу по доработке проекта Программы развития среднего профессионального образования Хабаровского края на 2006 - 2010 годы с учетом внесенных предложений, внести редакционные правки до 01 января 2006 года.

3. Управлению высшего и среднего профессионального образования министерства образования края (Левченко А.В.) совместно с советом директоров ссузов (Ситников В.Н.):

3.1. До 01 января 2006 года сформировать краевой координационный совет по реализации Программы развития среднего профессионального образования Хабаровского края на 2006 - 2010 годы, составить перспективный план работы координационного совета на период действия Программы;

3.2. Провести работу по реструктуризации сети учреждений среднего профессионального образования, интеграции с другими уровнями профессионального образования с учетом демографической ситуации в крае и развитием основных направлений экономики края.

4. Рекомендовать совету директоров ссузов Хабаровского края (Ситников В.Н.):

4.1. Ежегодно рассматривать вопрос о ходе реализации Программы развития среднего профессионального образования на заседаниях совета директоров ссузов;

4.2. Осуществлять мониторинг выполнения Программы и производить ее корректировку в соответствии с изменениями в федеральном и региональном законодательстве.

5. Рекомендовать руководителям учреждений среднего профессионального образования:

5.1. Осуществлять перспективное планирование деятельности учреждений среднего профессионального образования на 2006 - 2010 годы, учитывая основные направления развития системы СПО, изложенные в Программе развития среднего профессионального образования Хабаровского края на 2006 - 2010 годы;

5.2. Продолжить работу по оптимизации структуры и объемов подготовки специалистов со средним профессиональным образованием в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики и социальной сферы Хабаровского края.

6. За активную работу по реализации Программы развития среднего профессионального образования Хабаровского края на 2002 - 2005 годы отметить Почетными грамотами министерства образования края работников ссузов.

7. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя министра образования Хабаровского края, начальника управления высшего и среднего профессионального образования А.В. Левченко.

 

Председатель коллегии

Л.Ф. Обухова

 

Секретарь коллегии

Н.В. Целуйко

 

Программа
развития среднего профессионального образования Хабаровского края
на 2006 - 2010 годы

 

Принята на коллегии министерства образования Хабаровского края 15 ноября 2005 г.

 

Паспорт программы

 

Наименование программы      Программа развития среднего профессионального
                            образования      Хабаровского     края     на
                            2006 - 2010 годы

 

Государственный заказчик    Министерство  образования  Хабаровского  края

 

Разработчики программы      Временный творческий коллектив,  в состав ко-
                            торого  вошли:  Гостев Г.М.,  Емельянов И.Н.,
                            Кириленко Т.В., Корниенко Н.Н., Кочнева Л.М.,
                            Крепкович В.А.,  Кузина Э.И.,  Левченко А.В.,
                            Марьян Ю.М., Несветаева Т.И.,  Радченко П.И.,
                            Ситников В.Н., Чернов Э.А., Швец Л.З., Шевел-
                            кин А.Ф.
                            В   обсуждении  проекта  Программы  принимали
                            участие коллективы  всех  ссузов Хабаровского
                            края.

 

Нормативно-правовая         - Федеральный  Закон   Российской   Федерации
база программы              "Об образовании"
                            - Концепция  модернизации российского образо-
                            ния до 2010 года;
                            - Концепция  Федеральной   целевой  программы
                            развития образования на 2006 - 2010 годы

 

Основные цели               Цель:  создание  правовых,   организационных,
и задачи программы          методических, научных условий для обеспечения
                            опережающего  развития,  повышения социальной
                            результативности    и   значимости   среднего
                            профессионального  образования  на территории
                            Хабаровского   края   в  интересах  личности,
                            общества и государства.
                            Задачи:
                             - обеспечение секторов экономики и  социаль-
                            ной сферы края специалистами со средним  про-
                            фессиональным образованием в  соответствии  с
                            текущими и перспективными потребностями рынка
                            труда;
                             - обеспечение  равного  доступа  к  среднему
                            профессиональному образованию  для  различных
                            социальных   слоев  и  территориальных  групп
                            населения;
                            - сохранение    единого      образовательного
                            пространства  в региональной  системе  СПО  в
                            условиях модернизации образования;
                            - обеспечение   эффективного   взаимодействия
                            ссузов и  работодателей в  вопросах  контроля
                            качества подготовки специалистов,  содействия
                            трудоустройству и  адаптации на  рынке труда;
                            - развитие  общественно-государственного  ха-
                            рактера управления региональной системой СПО;
                            - личностно-профессиональной   компетентности
                            руководителей и преподавателей ссузов в усло-
                            виях  непрерывного  профессионально-педагоги-
                            кого  образования,  обновление преподаватель-
                            ского состава;
                            - организация   социальной   поддержки  мало-
                            обеспеченных студентов;
                            - выявление и поддержка талантливой молодежи;
                            - совершенствование  воспитательной системы в
                            ссузах.

 

Исполнители и               - управление  высшего   и   среднего  профес-
соисполнители               сионального образования  министерства образо-
программы                   вания края;
                            - министерства  и  ведомства    Правительства
                            Хабаровского края;
                            - совет директоров средних специальных  учеб-
                            ных заведений Хабаровского края (совет дирек-
                            торов);
                            - совет ректоров вузов Хабаровского края;
                            - образовательные учреждения среднего профес-
                            сионального образования (ссузы);
                            - Межрегиональный факультет  переподготовки и
                            повышения квалификации  педагогических кадров
                            Дальневосточного  государственного гуманитар-
                            ного университета (МФПКПК ВСПО ДВГГУ);
                            - Дальневосточный   межрегиональный    филиал
                            Института проблем  развития среднего  профес-
                            сионального  образования Министерства образо-
                            ния  и  науки  Российской Федерации (ДВМФ ИПР
                            СПО МОН РФ);
                            - Информационно-издательский  центр  среднего
                            профессионального   образования  Хабаровского
                            края (ИИЦ СПО).

 

Организация выполнения      Контроль за выполнением Программы осуществля-
программы                   ется министерством  образования  Хабаровского
                            края. Ход выполнения Программы рассматривают-
                            ся# на заседаниях коллегии МО ХК, совета  ди-
                            ректоров ссузов.
                            Программа  является  документом, открытым для
                            внесения изменений и дополнений. Корректиров-
                            ка Программы может осуществляться ежегодно  в
                            соответствии  с изменениями в федеральном за-
                            конодательстве в области образования, решени-
                            ями  Федерального  совета по среднему профес-
                            сиональному образованию, коллегии МО ХК и со-
                            вета директоров ссузов.
                            Программа может служить основой для  принятия
                            решений всеми  субъектами  социального  парт-
                            нерства.
                            Выполнение Программы обеспечивается, в рамках
                            текущего финансирования   средствами бюджетов
                            всех уровней, обеспечивающих финансирование и
                            развитие СПО и  финансовыми  поступлениями из
                            других источников.

 

Ожидаемые результаты        Реализация  Программы  развития среднего про-
реализации программы        фессионального образования в Хабаровском крае
                            на 2006 - 2010 годы позволит обеспечить:
                            - соответствие структуры и объемов подготовки
                            специалистов со СПО потребностями экономики и
                            социальной сферы края;
                            - повышение рациональности размещения средних
                            специальных учебных заведений в территориаль-
                            ном и профильном аспектах;
                            - интеграцию  СПО с различными уровнями обра-
                            зования;
                            - реальное повышение качества подготовки спе-
                            циалистов  со  СПО,  конкурентоспособности  и
                            профессиональной мобильности  выпускников  на
                            рынке труда;
                            - укрепление связей СПО с работодателями, по-
                            вышение  эффективности сотрудничества субъек-
                            тов социального партнерства;
                            - развитие материально-технической базы обра-
                            зовательных учреждений;  обеспечение стабиль-
                            ной и эффективной  деятельности образователь-
                            ных учреждений;  постоянное совершенствование
                            содержания и технологий обучения с учетом не-
                            обходимой  квалификации и специализации; раз-
                            витие применения информационных систем и тех-
                            нологий, телекоммуникационных сетей в образо-
                            вательном процессе.
                            - создание  эффективной системы государствен-
                            ного общественного управления средним профес-
                            сиональным  образованием; укрепление академи-
                            ческой и финансовой самостоятельности учебных
                            заведений СПО;
                            - расширение возможностей экономической и со-
                            циальной поддержки обучающихся и  работников;
                            Подпрограмма "Развитие  системы  непрерывного
                            профессионально-педагогического   образования
                            преподавателей ссузов" будет способствовать
                            - сохранению кадрового потенциала;
                            - достижению личностно-профессионального рос-
                            та преподавателей ссузов;
                            - развитию инновационной  деятельности  в ре-
                            гиональной системе СПО.
                            Подпрограмма  "Совершенствование воспитатель-
                            ной  работы  в  ссузах" будет  способствовать
                            развитию  воспитательного потенциала учрежде-
                            ний  среднего профессионального образования в
                            усилении  гражданского   воспитания,  профес-
                            сионального   самоопределения   и  творческой
                            самоактуализации личности, формирования гума-
                            нистического мировоззрения.

 

Срок реализации программы   2006 - 2010 годы.

 

Перечень сокращений и       - Министерство образования и  науки  РФ - МНО
аббревиатур                 РФ;
                            - министерство    образования    Хабаровского
                            края - МО ХК;
                            - управление  высшего   и   среднего  профес-
                            сионального образования министерства  образо-
                            вания хабаровского# края - УВСПО;
                            - комитет по молодежной  политике  Правитель-
                            ства Хабаровского края - КМП;
                            - управление    федеральной   государственной
                            службы  занятости  населения по  Хабаровскому
                            краю - УФГСЗН;
                            - средние  специальные   учебные  заведения -
                            ссузы;
                            - Информационно-издательский  центр  среднего
                            профессионального  образования   Хабаровского
                            края - ИИЦ СПО;
                            - совет директоров средних специальных  учеб-
                            ных заведений  Хабаровского  края - совет ди-
                            ректоров;
                            - Дальневосточный межрегиональный филиал  Ин-
                            ститута проблем развития   среднего   профес-
                            сионального  образования Министерства образо-
                            вания и науки Российской Федерации - ДВМФ ИПР
                            СПО МОН РФ;
                            - Межрегиональный факультет  переподготовки и
                            повышения квалификации  педагогических кадров
                            Дальневосточного  государственного гуманитар-
                            ного университета - МФПКПК ВСПО ДВГГУ

 

Анализ выполнения Программы развития среднего профессионального образования в Хабаровском крае на 2002 - 2005 годы

 

Программа развития СПО Хабаровского края на 2002 - 2005 годы была принята решением совета директоров в январе 2001 года и утверждена решением коллегии министерства образования Хабаровского края от 11 декабря 2002 года.

За прошедший период регулярно осуществлялся мониторинг выполнения Программы: отчеты о выполнении Программы ежегодно заслушивались на заседаниях совета директоров, анализ работы по итогам календарного года предоставлялся в управление среднего профессионального образования Минобразования РФ.

В Программу дважды вносились дополнения: в 2003 году была разработана подпрограмма "Развитие воспитательной системы в ссузах Хабаровского края", раздел "Социальное партнерство" был дополнен мероприятиями по содействию трудоустройству выпускников. В 2004 году были приняты дополнения в соответствии с "Основными мероприятиями по развитию технического образования в системе среднего профессионального образования России" (приказ Минобразования РФ от 04.02.2004 N 428).

В реализации Программы принимали активное участие все ссузы края, совет директоров, краевые научно-методические советы и комиссии, МФПК ПК ВСПО ДВГГУ, а также социальные партнеры: Управление государственной федеральной службы занятости населения по Хабаровскому краю, Хабаровский крайсовпроф, руководители промышленных предприятий и ассоциаций, комитет по молодежной политике, отраслевые министерства Правительства Хабаровского края.

В настоящее время на территории Хабаровского края реализуют программы среднего профессионального образования 25 государственных средних специальных учебных заведений, из них 10 краевого подчинения, кроме того, 13 филиалов и 2 негосударственных ссуза. Средние специальные учебные заведения (ссузы) достаточно равномерно размещены на территории края - в 11 из 17 районов края, что обеспечивает принцип территориальной доступности среднего профессионального образования.

Численность студентов в ссузах составляет 32,7 тыс. человек, в том числе по дневной форме обучения 22,0 тыс. чел., в последние два года отмечается тенденция к сокращению контингента.

Обучение ведется по дневной, заочной, очно-заочной формам, а также в форме экстерната, в учебном процессе используются технологии дистанционного обучения.

Начиная с 2000 года, на 77 % увеличился контингент обучающихся на базе 9 классов и в настоящее время он составляет 10875 чел. (33 % от общего контингента).

На коммерческой основе обучается 16,4 тыс. чел. или 50 % общего контингента, что по сравнению с 2000 годом больше на 7 %.

Учебный процесс обеспечивают 2392 преподавателя, в числе которых, штатных - 1492. За годы реализации Программы качественно изменился состав преподавателей. В настоящее время количество преподавателей, имеющих высшее образование, составляет 95 %, количество аттестованных преподавателей - 83 %. Увеличилось количество преподавателей имеющих высшую квалификационную категорию с 28,5 до 35 %, число кандидатов наук среди преподавателей ссузов выросло с 24 до 78 чел.

В крае получила развитие практика целевой контрактной подготовки специалистов. Количество обучающихся по контрактам в рамках бюджетного финансирования ежегодно увеличивается на 7 - 9 %.

В соответствии с краевым заказом, значительно вырос целевой прием по направлениям администраций муниципальных образований и в настоящее время в рамках целевого приема в ссузах края обучается 1030 человек.

Начиная с 2000 года, на 27,6 % вырос выпуск специалистов и составил в 2005 году 8629 чел. Благодаря совместным усилиям органов управления образованием, Управления федеральной службы занятости населения по Хабаровскому краю и работе учебных заведений СПО в крае сложилась система работы по содействию трудоустройству выпускников вырос процент выпускников, получивших направления на работу с 45 % (2000 г.) до 57,2 % (2005 г.).

 

В период выполнения Программы произошли изменения в структуре системы СПО

 

В ведение края в 2005 году переданы 4 ссуза федерального подчинения, закрыт Совгаванский вечерний судоремонтный судостроительный техникум.

В региональной системе СПО продолжались процессы интеграции как по горизонтали, так и по вертикали: Комсомольское-на-Амуре медицинское училище вошло в состав Хабаровского медицинского колледжа, Хабаровский колледж информатики и связи вошел в состав Хабаровского института инфокоммуникаций ГОУ ВПО СибГУТИ. Продолжался процесс интеграции высшего и среднего профессионального образования на содержательном уровне: на ассоциативных началах в состав Нижнеамурского университетского комплекса вошли ссузы г. Комсомольска-на-Амуре.

Изменился статус ряда учебных заведений: Николаевский-на-Амуре вечерний судостроительный техникум приобрел статус дневного учебного заведения, Николаевское-на-Амуре медицинское училище - статус училища коренных малочисленных народов Севера (КМНС), Хабаровский машиностроительный и Комсомольский-на-Амуре финансово-экономические колледжи перешли в статус техникумов.

Продолжалось развитие сети филиалов и представительств ссузов: в Ульчском районе открыт филиал Хабаровского технологического колледжа для подготовки специалистов из числа коренных малочисленных народов Севера, в п. Ванино - представительство Хабаровского машиностроительного техникума; в Комсомольском-на-Амуре филиале Хабаровского техникума железнодорожного транспорта открыта очная форма обучения.

С целью совершенствования структуры подготовки кадров со средним профессиональным образованием и удовлетворения запросов регионального рынка труда, составлен прогноз потребности в специалистах со средним профессиональным образованием в отраслевом и территориальном аспектах до 2010 года; подготовлен перечень специальностей и специализаций, реализуемых в рамках ГОС в ссузах края. В настоящее время в ссузах края реализуется 97 специальностей, в рамках которых ведется подготовка по 38 специализациям.

Современный этап развития СПО характеризуется значительными изменениями структуры подготовки кадров. За время действия Программы открыта подготовка по 17 новым для края специальностям в области газоснабжения, теплоэнергетики, пищевой промышленности, сервиса, информационных технологий. При формировании контрольных цифр приема в ссузы края учитывается спрос на региональном рынке труда. В результате целенаправленной работы за последние 5 лет сократился прием на юридические специальности в 2,2 раза, на экономические специальности - на 8 %.

В ходе реализации Программы проводилась работа по упорядочению отношений собственности в системе СПО в ходе передачи ссузов из федерального на региональный уровень. Совместно с министерством имущественных отношений края осуществлялся контроль за наличием договоров на право оперативного управления, за порядком сдачи помещений учебных заведений в аренду.

С учетом исторически сложившихся особенностей развития системы СПО в крае продолжалось совершенствование общественно-государственного характера управления. Изменилась структура совета директоров: созданы две комиссии, курирующие работу краевых научно-методических советов, количество которых увеличилось с 10 до 16.

Лицензирование на право ведения образовательной деятельности по программам СПО ведется в крае с 1997 года, представители УВСПО участвуют в работе государственных аттестационных комиссий по комплексной оценке качества подготовки специалистов по программам СПО.

С целью анализа и прогнозирования развития системы СПО ведется мониторинг деятельности ссузов, наблюдение за динамикой развития системы, созданы и постоянно обновляются базы и банки данных о деятельности ссузов.

Вопросы деятельности учреждений СПО регулярно освещаются в региональных средствах массовой информации.

С целью совершенствования качества подготовки специалистов и реализации принципа доступности профессионального образования, педагогические коллективы ссузов принимали активное участие в проведении экспериментов по введению ЕГЭ и организации предпрофильной подготовки в крае.

Решая задачу приближения образовательных услуг к потребностям экономики и социальной сферы края, в качестве регионального компонента рекомендованы и введены в учебные планы ссузов курсы "Навыки поиска работы", "Экономика Хабаровского края", "Налогообложение в Хабаровском крае", "Литература Дальнего Востока" и другие.

В ходе реализации Программы активно проводилась работа по информатизации учреждений СПО, в результате которой все средние специальные учебные заведения имеют хорошую компьютерную базу, выход в Интернет, электронную почту. Хабаровский промышленно-экономический техникум Министерством образования и науки РФ был определен в качестве Регионального ресурсного центра по информатизации и по внедрению компьютерных технологий в учебный процесс. Техникум участвует в реализации Всероссийской программы "Дистанционное образование в системе СПО".

Для совершенствования качества подготовки специалистов, развития инновационной деятельности и кадрового потенциала на базе ссузов открыты 7 краевых экспериментальных площадок по актуальным проблемам деятельности СПО. На финансирование экспериментальных площадок из бюджета края за 2 года выделено 330 тыс. руб., заключены договоры с вузами о научном сопровождении опытно-экспериментальной деятельности.

На уровне края организуются и проводятся студенческие научно-практические конференции, профессиональные конкурсы и предметные олимпиады.

Победители краевых конкурсов профессионального мастерства принимали участие во Всероссийских конкурсах на звание лучшего программиста и машиностроителя.

В системе среднего профессионального образования создана подсистема профессионально-педагогического образования преподавателей ссузов, которая строится на принципах непрерывности, преемственности, опережающего характера обучения.

Для решения задачи обеспечения непрерывного личностно профессионального роста руководителей и преподавателей ссузов, а также научно-методического обеспечения системы СПО в Хабаровске открыты Межрегиональный факультет повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений в Дальневосточном государственном гуманитарном университете, Дальневосточный филиал Института проблем развития среднего профессионального образования Министерства образования и науки РФ. С целью поддержания единой информационной среды в крае создан Информационно-издательский центр СПО.

По инициативе МО ХК на базе МФПКПК ВСПО ДВГГУ организовано обучение на бюджетной основе резерва руководителей по двухгодичной программе "Менеджер образования", в рамках которого в 2005 году получили дипломы менеджеров 10 работников учреждений СПО края. По заказу МО ХК было организовано обучение заведующих филиалами ссузов, практических психологов и других категорий работников. Создан краевой банк данных о резерве на замещение должностей руководителей ссузов, в соответствии с которым производится ротация кадров.

Трансляции инновационного педагогического опыта МФПКПК ВСПО ДВГГУ способствует издание информационно-методического сборника "Россыпи идей и опыта".

В крае регулярно проводятся межрегиональные и краевые научно-практические конференции по актуальным проблемам СПО, краевые конкурсы, выставки, презентации, стимулирующие активное участие преподавателей ссузов в инновационной деятельности.

В соответствии с Программой были разработаны нормативно-правовые акты, направленные на развитие системы непрерывного профессионально педагогического образования и для организации и проведения массовых мероприятий на региональном уровне.

Большинство образовательных учреждений СПО края в соответствии с новыми экономическими условиями сформировали стратегию развития, разработали и успешно реализуют новые образовательные программы, изучают и адаптируют передовой педагогический опыт подготовки кадров и взаимодействия с работодателями, развития общественной активности и самодеятельности студенчества, активно привлекают внебюджетные источники финансирования.

В ходе реализации программы большое внимание уделялось вопросам развития студенческого самоуправления. В крае создан краевой студенческий совет, сложилась практика проведения студенческих слетов.

Вместе с тем, функционирование и развитие СПО сопряжено с наличием ряда проблем, обусловленных как внешними, так и внутренними особенностями деятельности системы образования в условиях регионализации.

Нарушение традиционных связей учебных заведений с потребителями кадров, слабое влияние профессиональных сообществ на развитие образовательной системы, отсутствие прогноза развития отдельных отраслей экономики затрудняло приведение содержания и структуры подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики и социальной сферы, организацию практической подготовки студентов, трудоустройство выпускников.

Требует совершенствования система нравственного, гражданского, патриотического воспитания молодежи в средних специальных учебных заведениях.

Отсутствие эффективного механизма взаимодействия в сфере образования федеральных, региональных и отраслевых органов управления препятствует созданию целостной системы контроля деятельности ссузов.

Несовершенство правовой базы профессионального образования на федеральном и региональном уровне негативно сказывается на организации работы по содействию трудоустройству молодых специалистов.

 

Концептуальные основы развития среднего профессионального образования
в Хабаровском крае на 2006 - 2010 годы

 

В условиях регионализации среднего профессионального образования приоритетными направлениями краевой политики в системе СПО выступают:

- приведение структуры подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики и социальной сферы края;

- формирование современной системы непрерывного профессионального образования;

- повышение качества и доступности среднего профессионального образования.

Эти направления обеспечивают дальнейшую реализацию задач Концепции модернизации российского образования, решение стоящих перед системой среднего профессионального образования задач.

XXI век - век постоянно растущего объема знаний, информации, инноваций, технологий, обучающих программ и т.д. Такая ситуация требует качественного изменения системы среднего профессионального образования при сохранении его фундаментальных основ.

В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы Хабаровского края, происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена, изменение их места, роли и функций, повышение требований к уровню компетентности, технологической культуры и качеству труда.

Специалисты данного уровня должны отличаться готовностью к освоению смежных видов деятельности, мобильностью, ответственностью за организацию и результаты труда, в их компетенцию входит решение диагностических задач, требующих анализа ситуации и выбора решений в рамках заданного алгоритма действий.

Ведущая роль в развитии отраслей экономики края принадлежит ресурсным отраслям промышленности, а также техническому, технологическому, информационному, транспортно-коммуникационному и социально-культурному сервису, развитие которых требует увеличения количества специалистов со средним профессиональным образованием (см. таблицу 1).

 

Таблица 1

 

Прогноз потребности в специалистах со средним профессиональным образованием на 2005 - 2010 годы

 

Наименование основных
групп направлений
подготовки и
специальностей
Код
направле-
ний
подготовки
Потребность по годам
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Право, социальная работа
и издательское дело
0200 161 165 143 143 140 134
Образование 0300 273 301 315 283 314 333
Здравоохранение 0400 1510 930 999 1081 1048 1057
Культура и искусство 0500 66 72 72 86 79 86
Экономика и управление 0600 676 665 623 612 567 573
Разработка полезных
ископаемых
0900 14 25 21 20 22 22
Энергетика 1000 111 97 98 77 77 78
Металлургия 1100 50 66 65 65 65 65
Машиностроение 1200 242 254 260 305 317 296
Технологические машины,
оборудование и
транспортные средств#
1700 868 774 771 717 732 555
Электротехника 1800 75 91 100 109 105 108
Электроника и
микроэлектроника,
радиотехника
телекоммуникации
2000 40 40 40 40 40 40
Автоматизация и
управление
2100 97 96 85 86 76 76
Информатика и
вычислительная техника
2200 340 358 274 320 262 257
Сервис 2300 208 266 213 204 209 200
Эксплуатация транспорта 2400 289 77 79 77 75 75
Воспроизводство и
переработка лесных
ресурсов
2600 212 190 223 190 205 227
Технология
продовольственных
продуктов
2700 22 63 55 66 59 59
Технология
потребительских товаров
2800 100 119 112 96 81 88
Строительство и
архитектура
2900 557 519 573 576 481 507
Защита окружающей среды 3200 88 98 98 100 69 71
Итого   5999 5266 5219 5253 5023 4907

 

Ежегодная потребность в специалистах со средним профессиональным образованиям# до 2010 года будет составлять около 5 тыс. чел. по 22 направлениям подготовки, по 98 специальностям.

Наибольшая потребность в специалистах со средним профессиональным образованием определена по следующим направлениям: технологические машины оборудование и транспортные средства (868 чел.); строительство (576 чел.); машиностроение (317 чел); воспроизводство и переработка лесных ресурсов (227 чел.), транспорт (289 чел.); энергетика (111 чел.).

Расширяется потребность в кадрах со средним профессиональным образованием в социальной сфере: здравоохранение (1057 чел.), образование, в том числе для людей с ограниченными возможностями (311 чел.), в области сервиса (213 чел.).

Развитие малого предпринимательства расширяет сферу использования специалистов среднего звена и предоставляет им принципиально новые возможности для создания новых рабочих мест (537 чел.) (см. приложение 1).

Увеличивается роль среднего профессионального образования не только в области профессиональной подготовки, но и в становлении духовных идеалов молодежи, оказании ей помощи в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении социального опыта.

Новые требования к качеству подготовки специалистов со средним профессиональным образованием обусловливают необходимость оптимизации структуры и масштабов подготовки специалистов в Хабаровском крае и реализацию принципа опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности. Опережающий характер образования, в отличие от традиционного, ориентируется в подготовке специалистов не только на конкретную профессиональную деятельность, но и на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретение многофункциональных умений и обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника, отвечающего запросам современного и перспективного рынка труда.

На среднесрочную перспективу сохраняются следующие основные принципы развития СПО в Хабаровском крае.

Принцип регионализации образования, ориентирующий деятельность учебных заведений на комплексное социально-экономическое развитие региона, местные рынки труда и запросы населения, гибкое сочетание федерального, отраслевого и регионального управления ссузами с участием государственно-общественных структур.

Принцип непрерывности образования, в результате которого осуществляется преемственность СПО с другими образовательными уровнями с учетом сложившихся традиций формирования структуры и содержания образования. Исходным моментом в развитии взаимодействия СПО с начальным профессиональным образование является создание двухуровневых комплексов "ПУ-ссуз".

Интеграция СПО с высшим образованием реализуется через общность совместно принятых концептуальных подходов и их реализацию в подготовке кадров, удовлетворении потребностей личности в непрерывном образовании.

При реализации программ дополнительного профессионального образования средняя профессиональная школа должна формировать гибкие системы повышения квалификации и переподготовки кадров с ориентацией на удовлетворение индивидуальных профессиональных образовательных потребностей, расширять спектр дополнительной подготовки с целью успешной адаптации выпускников на рынке труда.

Принцип вариативности образования, который предполагает гибкое реагирование среднего профессионального образования на изменение внешней среды и как следствие - диверсификацию профессиональных образовательных программ, видов и организационно-правовых форм ссузов, а также форм государственно-общественного управления и социального партнерства.

Принцип автономности ссузов, предполагающий развитие их академической и хозяйственной самостоятельности, совершенствование механизма самоуправления, формирование программ экономического развития образовательных учреждений.

Принцип эффективности социального взаимодействия, отражающий необходимость согласования действий всех субъектов социального партнерства и направленный на формирование и проведение единой образовательной политики в целях развития СПО.

 

Основные направления развития системы среднего профессионального образования края

 

1. Оптимизация сети, структуры и объемов подготовки кадров со средним профессиональным образованием

 

Цель: обеспечение секторов экономики и социальной сферы края профессиональными кадрами в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда при соблюдении конституционных гарантий доступности и равенства прав граждан в области образования.

Задачи:

- государственное регулирование подготовки специалистов среднего звена в соответствии с запросами регионального рынка труда на основе прогнозирования и мониторинга потребности в кадрах;

- обеспечение поддержки приоритетных направлений подготовки профессиональных кадров с учетом перспектив развития отраслей экономики края, научно-технического прогресса;

- интеграция ссузов с учебными заведениями, реализующими программы начального и высшего профессионального образования.

Основные направления:

- оптимизация сети средних специальных учебных заведений различных организационно-правовых форм, а также сети филиалов ссузов;

- совершенствование структуры специальностей и объемов подготовки в соответствии с потребностями рынка труда;

- создание в системе СПО многоуровневых образовательных учреждений;

- интеграция высшего и среднего профессионального образования на ассоциативных началах;

- создание на базе образовательных учреждений СПО ресурсных центров по профильному обучению в старших классах.

 

Перечень мероприятий

 

N
пп
Мероприятия Сроки
исполнения
Ответственные
1.1. Организация мониторинга текущих и
перспективных потребностей экономики и
социальной сферы края в кадрах со
средним профессиональным образованием в
территориальном и профессиональном
аспектах
В течение
всего
периода
МО ХК
УГСЗН
ссузы
центр
маркетинговых
исследований
1.2. Разработка предложений по оптимизации
сети ссузов на территории края
2006 МО ХК совет
директоров
1.3. Оптимизация объемов и структуры
подготовки специалистов со средним
профессиональным образованием в
соответствии с потребностями отраслей
экономики края
2006 - 2010 МО ХК
1.4. Разработка и реализация механизма
интеграции среднего и высшего
профессионального образования
2006 - 2009 МО ХК
совет
директоров
совет ректоров
вузов
1.5. Разработка и реализация механизма
внедрение# интеграции начального и
среднего профессионального образования
2006 - 2009 МО ХК
совет
директоров
1.6. Уточнение перечня специализаций и
дополнительных профессиональных
образовательных программ, направленных
на подготовку кадров для опережающего
решения актуальных задач развития
региона
2006 - 2007 МО ХК
совет
директоров
ссузы
1.7. Открытие новых специальностей
преимущественно технического профиля с
учетом потребностей регионального рынка
труда
В течение
всего
периода
МО ХК
ссузы
1.8. Издание информационного справочника о
структуре подготовки специалистов со
средним профессиональным образованием
Ежегодно МО ХК
УФГСЗН
1.9. Развитие материально-технической базы
филиалов и представительств ссузов
В течение
всего
периода
МО ХК
ссузы
1.10
.
Поддержка деятельности
учебно-производственных комплексов,
обеспечивающих непрерывность
профессионального образования
В течение
всего
периода
МО ХК
совет
директоров
совет ректоров
1.11
.
Согласование контрольных цифр приема в
ссузы с учетом потребностей
регионального рынка труда
ежегодно МО ХК
УФГСЗН
министерство
культуры края
министерство
здравоохранения
края
1.12
.
Совершенствование системы целевой
контрактной подготовки специалистов со
средним профессиональным образованием
В течение
всего
периода
МО ХК
ссузы
1.13
.
Сравнительный анализ учебных планов,
основных образовательных программ
повышенного уровня ГОС СПО и учебных
планов образовательных программ
подготовки бакалавров
2007 - 2008 МО ХК
ДВФИПР
СПО ссузы
вузы
предприятия-ра-
ботодатели
1.14
.
Разработка вариативных механизмов
интеграции программ профессионального
образования разных уровней: сопряженных
учебных планов, основных образовательных
программ подготовки федерального и
регионального компонентов в системе
непрерывного профессионального
образования
2006 - 2007 МО ХК
ДВФИПР СПО
вузы
ссузы
1.15
.
Разработка предложений по обновлению
образовательных стандартов, учебных
планов и программ, обновление
учебно-методического сопровождения
образовательного процесса учреждений СПО
В течение
всего
периода
ссузы
1.16
.
Подготовка и реализация краевой
программы "Колледж малого города"
2007 МО ХК
ссузы

 

2. Обеспечение государственных гарантий доступности и качества среднего профессионального образования

 

Цели:

- обеспечение равного доступа к образованию для различных социальных слоев и территориальных групп населения;

- обеспечение качества образования с учетом потребности отраслей экономики, социальной сферы и предприятий работодателей.

Задачи:

- соблюдение законодательства при приеме в учреждения СПО, обеспечение равного доступа к образованию;

- обеспечение соответствия уровня знаний студентов и выпускников требованиям государственного образовательного стандарта СПО;

- создание научно обоснованной системы управления качеством образования и оценки качества деятельности образовательного учреждения, переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами;

- последовательное осуществление комплекса мер по повышению качества СПО как практико-ориентированного уровня образования через создание условий для продуктивного взаимодействия предприятий и образовательных учреждений СПО на современной технологической базе.

Основные направления:

- совершенствование содержательного и технологического аспектов профессиональной подготовки;

- усиление сбалансированности в профессиональных и личностных компетенций# специалистов среднего звена;

- совершенствование современных образовательных ресурсов и технологий с учетом изменения требований к характеру деятельности специалиста и реализации принципов практико-ориентированной направленности, индивидуализации и дифференциации СПО;

- создание единой информационной среды в краевой системе СПО;

- участие ссузов в эксперименте по введению ЕГЭ в Хабаровском крае;

- обеспечение конституционных прав на получение образования сирот, инвалидов и других категорий граждан, которым в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены льготы.

 

Перечень мероприятий

 

N
пп
Мероприятия Сроки
исполнения
Ответствен-
ные
2.1. Разработка модели региональной системы оценки
качества СПО и реализуемых образовательных
программ, включая разработку преемственных по
уровням образования контрольно-измерительных
материалов, организационного и
информационно-технологического обеспечения
процедур оценивания
2007 ДВФИПР СПО
2.2. Разработка модели региональной системы оценки
качества СПО
2008 -
2009
МО ХК
ДВМФИПР СПО
2.3. Разработка типовых моделей информационной
базы для обеспечения региональной системы
оценки качества СПО
2007 МО ХК
ДВМФИПР СПО
2.4. Разработка нормативной документации по
системе независимой оценки качества
профессиональной подготовки
2007 МО ХК
совет
директоров
ссузов
2.5. Введение единого государственного экзамена в
штатный режим, переход к приему в ссузы на
базе основного (полного) общего образования
на основании и по результатам ЕГЭ
2008 МО ХК
ссузы
2.6. Информирование абитуриентов и их родителей о
реальных потребностях регионального рынка
труда, стоимости обучения в ссузах
В течение
всего
периода
МО ХК
ссузы,
УФГСЗН
2.7. Разработка предложений по совершенствованию
содержания ГОС СПО с учетом перспективных
потребностей регионального рынка труда
2007 -
2008
МО ХК
ссузы
2.8. Поддержка деятельности Регионального центра
открытого и дистанционного образования на
базе ГОУ СПО "Хабаровский
промышленно-экономический техникум"
В течение
всего
периода
МО ХК
2.9. Участие в федеральном эксперименте по
предпрофильной и профильной подготовке
учащихся общеобразовательных школ в части
предоставления образовательных услуг
В течение
всего
периода
МО ХК
ссузы
2.10
.
Создание условий, гарантирующих защиту прав
личности, психологическую и физическую
безопасность всех субъектов образовательного
процесса в ссузах
В течение
всего
периода
МО ХК
ссузы
2.11
.
Усиление в рамках учебных планов
фундаментальной подготовки будущих
специалистов, формирование их способности к
исследовательской деятельности в предметной и
профессиональной сферах
В течение
всего
периода
ссузы
2.12
.
Разработка и внедрение модульной структуры
программ подготовки по направлениям и
специальностям СПО
2007 -
2008
ссузы
2.13
.
Разработка и внедрение современных моделей
содержания СПО и практической подготовки
специалистов среднего звена
2007 -
2008
ссузы
2.14
.
Согласование учебных планов ссузов и вузов в
рамках непрерывного профессионального
образования
В течение
всего
периода
ссузы
вузы
2.15
.
Содействие развитию и внедрению новых
современных образовательных ресурсов и
технологий, эффективных форм и методов
обучения, базирующихся на средствах
информатизации и телекоммуникации,
дистанционных формах обучения
В течение
всего
периода
МО ХК
ссузы совет
директоров
2.16
.
Участие в мероприятиях по формированию
единого образовательного пространства на
территории Дальневосточного федерального
округа через:
- участие в работе Совета директоров ссузов
Дальневосточного федерального округа;
- содействие проведению межрегиональных
научно-практических конференций;
- участие в работе межрегионального
научно-методического совета;
- содействие в организации и проведении
межрегиональных конкурсов "Преподаватель
года", "Самый классный классный";
- участие в межрегиональных конкурсах
профессионального мастерства студентов ссузов
В течение
всего
периода
МО ХК
совет
директоров
2.17
.
Создание комплектов региональных
образовательных программ, учебно-методической
литературы, в том числе на электронных
носителях, для обеспечения приоритетных
направлений и специальностей СПО
2006 -
2008
ДВМФИПР СПО
ссузы
2.18
.
Создание условий для реализации механизма
общественно-государственной аттестации и
аккредитации ссузов
В течение
всего
периода
МО ХК
совет
директоров
2.19 Участие работодателей в мероприятиях по
контролю качества реализации образовательных
программ ссузов
В течение
всего
периода
совет
директоров
2.20
.
Реализация подпрограммы "Совершенствование
воспитательной системы в ссузах"
2006 -
2010
МО ХК
ссузы КМП

 

3. Совершенствование организационно-экономических отношений в системе среднего профессионального образования

 

Цель: укрепление автономности и финансовой самостоятельности учебных заведений среднего профессионального образования.

Задача: совершенствование организационно-экономического механизма деятельности учреждений системы среднего профессионального образования, формирование экономической основы развития учебных заведений в современных социально-экономических условиях.

Основные направления:

- развитие договорных отношений между учебными заведениями и предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм;

- использование производственного потенциала средних специальных учебных заведений для развития их образовательной и хозяйственной деятельности;

- расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения;

- повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности профессионального образования в результате опережающего обновления материально-технической базы среднего профессионального образования.

 

Перечень мероприятий

 

N
пп
Мероприятия Сроки
исполнения
Ответственные
3.1. Заключение долговременных соглашений с
заказчиками кадров
В течение
всего
периода
ссузы
3.2. Формирование предложений и создание
учебно-производственных комплексов
2007 МО ХК
совет
директоров
3.3. Укрепление учебно-материальной базы
учебно-производственных мастерских,
обновление станочного парка
2006 - 2008 ссузы
3.4. Укрепление учебно-лабораторной базы и
компьютеризация учебного процесса
В течение
всего
периода
МО ХК
ссузы
3.5. Расширение объемов предоставления
платных образовательных услуг для
населения через:
- развитие системы дополнительного
профессионального образования (курсы
повышения квалификации и переподготовки,
курсовая подготовка);
- открытие новых специальностей по
профилю учебного заведения на
коммерческой основе;
- развитие дистанционного образования;
- экстерната.
В течение
всего
периода
ссузы
3.6. Привлечение дополнительных финансовых
средств из федерального бюджета путем:
- участия в федеральных целевых
программах по капитальному строительству
и реконструкции учебных заведений;
- включения в проекты и программы
министерств и ведомств мероприятий по
укреплению и совершенствованию
материально-технической базы ссузов; -
включения в планы мероприятий МОН РФ по
капитальному ремонту зданий и сооружений
учебных заведений и общежитий
В течение
всего
периода
МО ХК
ссузы
3.7. Укрепление материально-технической базы,
содержание зданий и сооружений, их
капитальный ремонт, благоустройство
территорий, долевое участие в
строительстве жилья для преподавателей
В течение
всего
периода
совет
директоров
ссузы
3.8. Создание попечительских советов ссузов 2006 - 2007 ссузы

 

4. Управление средним профессиональным образованием

 

Цель: создание условий для подготовки высококвалифицированных специалистов для отраслей экономики и социальной сферы края.

Задача: формирование эффективной системы государственно-общественного регулирования деятельности учреждений среднего профессионального образования в условиях регионализации образования.

Основные направления:

- повышение роли органов самоуправления в учебных заведениях СПО;

- обеспечение взаимодействия с федеральными и отраслевыми органами управления образованием на основе согласованных программ развития;

- использование процедур лицензирования образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации средних специальных учебных заведений как средство управления ссузами;

- содействие созданию общественных органов управления в ссузах, расширение их взаимодействия с государственными и региональными органами управления образованием.

 

Перечень мероприятий

 

N
пп
Мероприятия Сроки
исполнения
Ответственные
4.1. Повышение статуса общественных и
государственно-общественных
объединений и роли в управлении СПО
В течение
всего
периода
МО ХК
совет
директоров
4.2. Нормативно-правовое,
организационно-методическое
обеспечение деятельности
подведомственных ссузов, краевого
совета директоров, его структурных
подразделений
В течение
всего
периода
УВСПО
совет
директоров
4.3. Изучение практики и разработка
предложений по оптимизации
региональной структуры
общественно-государственной системы
управления ссузами
2006 МО ХК
совет
директоров
4.4. Разработка механизма,
регламентирующего деятельность
общественных организаций в проведении
мониторинга и контроля качества СПО
2007 - 2008 МО ХК
совет
директоров
4.5. Участие органов управления
образованием и общественных
организаций в проведении мониторинга
развития региональной системы СПО
2006 - 2010 МО ХК
совет
директоров
4.6. Разработка механизма привлечения и
стимулирования деятельности
общественных и молодежных организаций,
способствующих развитию региональной
системы СПО и распространение
позитивного опыта совместной
деятельности
В течение
всего
периода
МО ХК
совет
директоров
4.7. Реализация механизма комплексной
оценки деятельности учреждений СПО с
участием общественных организаций
В течение
всего
периода
МО ХК
совет
директоров
совет ректоров
4.8. Формирование банка данных о
деятельности общественных организаций
по повышению качества подготовки
специалистов со СПО
В течение
всего
периода
совет
директоров
общественные
организации
4.9. Вовлечение общественных организаций в
решение информационных, кадровых и
социальных проблем ссузов
2006 - 2010 совет
директоров
ссузы
4.10. Внедрение в систему управления
учреждениями СПО элементов
электронного документооборота
2008 МО ХК
совет
директоров

 

5. Социально-экономическая поддержка работников и обучающихся средних специальных учебных заведений

 

Цель: сохранение кадрового потенциала, поддержка студентов из малообеспеченных семей и талантливой молодежи.

Задача: повышение социального статуса работника образования, престижа педагогической профессии и мотивации труда, расширение системы социально-экономической поддержки сотрудников, преподавателей и студентов.

Основные направления:

- формирование системы материального и морального стимулирования работников и студентов;

- содействие обеспечению отдыха, медицинского обслуживания преподавателей и студентов ссузов, развитие других форм социальной поддержки;

- обеспечение выполнения федерального и краевого законодательства в части оплаты труда работников учреждений СПО и социальных гарантий студентов ссузов;

- выявление и поддержка талантливой молодежи.

 

Перечень мероприятий

 

N
пп
Мероприятия Сроки
исполнения
Ответственные
5.1. Обеспечение социальной защиты
работников и студентов ссузов в
соответствии и существующей
нормативно-правовой базой и по
согласованию с профсоюзными комитетами
В течение
всего
периода
МО ХК
совет
директоров
ссузы
профсоюзные
организации
5.2. Сохранение гарантий и компенсаций
работникам ссузов, расположенных в
местностях с неблагоприятными
природно-климатическими условиями,
установленных законодательством
Российской Федерации и края
В течение
всего
периода
МО ХК
совет
директоров
ссузы
5.3. Изучение возможностей введения:
- доплат молодым преподавателям в
первые 3 года работы в образовательных
учреждениях за счет внебюджетных
средств;
- надбавок за продолжительность
непрерывной работы всем категориям
работников образовательных учреждений
за счет дополнительных источников
финансирования
2006 ссузы
5.4. Разработка положения о краевом
конкурсе коллективных договоров,
соглашений
В течение
всего
периода
Краевой совет
профсоюзов
совет
директоров
ссузы
5.5. Создание в учебных заведениях советов
молодых преподавателей с целью решения
социально-экономических и
профессиональных проблем молодых
педагогов
В течение
всего
периода
МО ХК
совет
директоров
ссузы
5.6. Проведение мониторинга кадрового
обеспечения образовательных учреждений
В течение
всего
периода
МО ХК
совет
директоров
ссузы
5.7. Реализация Федеральной программы
"Комплексная безопасность
образовательного учреждения"
В течение
всего
периода
ссузы
5.8. Оказание финансовой помощи
преподавателям-участникам конкурсов
"Преподаватель года", "Лидер в
образовании" и др.
В течение
всего
периода
совет
директоров
ссузы
5.9. Разработка дополнительных мер по
обеспечению студентов вторичной
занятостью в свободное от учебы время
через молодежные биржи труда, центры
занятости
В течение
всего
периода
УФГСЗН
совет
директоров
ссузы
5.10
.
Оказание материальной помощи,
организация культурно-массовой и
физкультурно-оздоровительной работы,
санаторно-курортного лечения и отдыха
студентов
В течение
всего
периода
совет
директоров
ссузы
5.11
.
Выделение дополнительных средств на
выплату именных стипендий внутри
ссузов
В течение
всего
периода
совет
директоров
ссузы
5.12
.
Контроль соблюдения законодательства в
части взимания платы за проживание в
студенческих общежитиях, выплаты в
полном объеме пособий сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей,
инвалидам
В течение
всего
периода
МО ХК
совет
директоров
ссузы
5.13
.
Привлечение студентов ссузов к
выполнению научно-исследовательских
работ и оказанию помощи в реализации
практических проектов с выделением
дополнительных целевых средств.
В течение
всего
периода
МО ХК
совет
директоров

 

6. Социальное партнерство в системе среднего профессионального образования

 

Цель: обеспечение эффективного взаимодействия ссузов и работодателей в вопросах контроля соответствия качества подготовки выпускников перспективным запросам регионального рынка труда и содействие их трудоустройству и адаптации.

Задачи:

- развитие системы социального партнерства;

- расширение направлений и организационных форм взаимодействия субъектов социального партнерства.

Основные направления:

- определение требований к качеству подготовки специалистов со стороны работодателей и их участие в итоговой государственной аттестации выпускников;

- определение и корректировка требований к содержанию и качеству учебно-программной документации;

- участие работодателей в развитии учебно-материальной базы учебных заведений;

- участие работодателей в оценке деятельности образовательных учреждений, в формировании программ развития, в лицензировании, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;

- проведение профориентационной работы среди различных категорий населения;

- содействие трудоустройству выпускников средних специальных учебных заведений;

- формирование квалификационных требований к уровню подготовки специалистов среднего звена в соответствии с запросами рынка труда.

 

Перечень мероприятий

 

N
пп
Мероприятия Сроки
исполнения
Ответственные
6.1. Разработка перспективных планов
организации взаимодействия субъектов
социального партнерства
2006 ссузы
6.2. Формирование и ежегодное корректирование
банка данных о субъектах социального
партнерства
В течение
всего
периода
МО ХК
совет
директоров
ссузы
6.3. Заключение договоров о сотрудничестве
между субъектами социального партнерства
В течение
всего
периода
ссузы
6.4. Привлечение субъектов социального
партнерства к созданию и реализации
системы оценки качества подготовки
специалистов
В течение
всего
периода
МО ХК
совет
директоров
ссузы
6.5. Развитие института Попечительских советов
в ссузах
В течение
всего
периода
ссузы
6.6. Реализация эффективных моделей
организации производственной
(профессиональной) практики
В течение
всего
периода
ссузы
6.7. Разработка предложений по развитию
института спонсорства ссузов субъектами
социального партнерства
В течение
всего
периода
МО ХК
совет
директоров
ссузы
6.8. Совершенствование системы оценки
деятельности ссузов по трудоустройству
выпускников
Ежегодно МО ХК
совет
директоров
УФГСЗН
6.9. Проведение конкурса на лучшую постановку
работы по трудоустройству выпускников
Ежегодно МО ХК
ссузы
6.10
.
Содействие трудоустройству выпускников:
- организация и проведение презентаций
выпускников, конкурсов на лучшего
выпускника в рамках учебных заведений;
- участие средних специальных учебных
заведений в краевом форуме "Карьера";
- расширение форм работы по содействию
трудоустройству выпускников;
- содействие временной занятости
студентов
В течение
всего
периода
УФГСЗН
ссузы
6.11
.
Распространение опыта работы ссузов по
вопросам содействия трудоустройству
выпускников (КТЛП, ХПЭТ, ХМТ)
В течение
всего
периода
МО ХК
ссузы совет
директоров
6.12
.
Внедрение результатов работы краевой
экспериментальной площадки Хабаровского
автодорожного техникума по маркетинговым
исследованиям
В течение
всего
периода
МО ХК
центр
маркетинговых
исследований
6.13
.
Проведение маркетинговых исследований по
изучению востребованности на рынке труда
выпускников ссузов по вновь открывшимся
специальностям
течение#
всего
периода
ссузы центр
маркетинговых
исследований
6.14
.
Разработка методических рекомендаций по
проведению маркетинговых исследований в
сфере занятости выпускников и обеспечение
ими ссузов края
2006 центр
маркетинговых
исследований
6.15
.
Создание маркетинговых служб в ссузах
края
2006 - 2007 ссузы
6.16
.
Создание Межведомственного совета по
содействию трудоустройству и адаптации
выпускников учреждений СПО
2006 МО ХК
УФГСЗН
совет
директоров
6.17
.
Реализация закона Хабаровского края от
30.10.2002 г. N 63 "О краевой целевой
программе "Целевая подготовка
специалистов и закрепление их в сельских
и отдаленных районах края на 2003 -
2007 годы"
В течение
всего
периода
МО ХК
ссузы
6.18
.
Создание условий для вовлечения
работодателей в процесс выработки
дополнительных требований к уровню
подготовки специалистов, к аттестации
профессиональных образовательных программ
и оценке качества СПО
2006 МО ХК
6.19
.
Привлечение социальных партнеров к
участию в мониторинге регионального рынка
труда, к формированию структуры
специальностей и специализаций СПО
2007 МО ХК
6.20
.
Разработка и внедрение современных
методов рейтинговой оценки учреждений СПО
с участием работодателей
2008 МО ХК
6.21
.
Создание и развитие системы публичной
отчетности учреждений СПО
2007 МО ХК
совет
директоров
ссузы
6.22
.
Обсуждение в научно-педагогической среде,
печатных и электронных средствах массовой
информации проблематики, связанной с
повышением качества СПО и перспективами
многоуровневой подготовки кадров
В течение
всего
периода
МО ХК
совет
директоров

 

7. Информационное и нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования

 

Цели: регламентация деятельности и сохранение единого образовательного пространства в региональной системе СПО в условиях модернизации образования.

Задачи:

- участие в разработке предложений в законодательную и нормативно-правовую базу функционирования среднего профессионального образования в условиях регионализации;

- нормативно-правовое регулирование деятельности СПО;

- развитие единого информационного пространства в системе СПО Хабаровского края;

- обеспечение деятельности ссузов в рамках единого правового поля в области профессионального образования.

Основные направления:

- формирование нормативно-правовой базы среднего профессионального образования;

- информационное обеспечение организации образовательного процесса в условиях модернизации образования.

 

Перечень мероприятий

 

N
пп
Мероприятия Сроки
исполнения
Ответственные
7.1. Создание нормативно-правовой базы для
обеспечения развития договорных
отношений в сфере образования
В течение
всего
периода
МО ХК
совет директоров
7.2. Издание обобщенного сборника краевых
нормативно-правовых документов,
регламентирующих деятельность учебных
заведений Хабаровского края с 2005 -
2010 гг.
2010 МО ХК
совет директоров
7.3. Разработка нормативно-правовых
документов:
- Положение о системе
общественно-государственного управления
региональной системой СПО;

- Методические указания по организации
проектной деятельности в ссузах
2006





2007
МО ХК
совет директоров
7.4. Организация постоянно действующей
выставки по вопросам обеспечения
нормативно-правовой,
учебно-информационной, справочной
литературы
2007 - 2010 ДВФИПР СПО
7.5. Проведение семинаров, совещаний с
участием представителей отраслевых
министерств Правительства хабаровского#
края
В течение
всего
периода
МО ХК
совет директоров
7.6. Организация повышения квалификации
руководящих и педагогических работников
СПО по вопросам информационного и
нормативно-правового обеспечения
деятельности системы СПО
В течение
всего
периода
МО ХК
совет директоров
7.7. Создание сайта системы СПО Хабаровского
края
2007 МО ХК
совет директоров
7.8. Разработка электронных образовательных
продуктов по дисциплинам базисного
плана и их методическая поддержка через
образовательный сайт СПО
2009 МО ХК
совет директоров
7.9. Создание банка данных
учебно-методической литературы по всем
специальностям и направлениям на
электронных носителях
В течение
всего
периода
МО ХК
совет директоров
7.10
.
Развитие сетевого взаимодействия ссузов
по использованию
материально-технических ресурсов в
образовательном процессе
В течение
всего
периода
МО ХК
совет директоров

 

Подпрограмма
"Развитие региональной системы непрерывного профессионально-педагогического образования работников учреждений СПО"

 

Цель: личностно-профессиональный рост преподавателей ссузов и качественные изменения в кадровом составе учреждений СПО в ходе непрерывного профессионально-педагогического образования (НППО) преподавателей и руководителей ссузов.

Задачи:

- развитие региональной системы непрерывного профессионально-педагогического образования преподавателей ссузов;

- обеспечение соответствия уровня личностно-профессиональной компетентности педагогических кадров требованиям ГОС СПО и потребностям регионального рынка труда;

- создание условий для формирования гибких образовательных траекторий для продвижения преподавателя в образовательном пространстве;

- пропаганда новых образовательных технологий, современных форм и методов обучения на базе информационных технологий, опирающихся на тесную интеграцию образования, науки и практической деятельности;

- обеспечение преемственности всех уровней образования в системе НППО преподавателей ссузов;

- усиление практической направленности обучения преподавателей в системе НППО;

- развитие научных исследований по важнейшим проблемам в области среднего профессионального образования.

Основные направления:

- подготовка педагогических и управленческих кадров для системы среднего профессионального образования;

- формирование целевого заказа на подготовку специалистов для обеспечения ссузов педагогическими кадрами;

- дополнительное педагогическое образование для преподавателей специальных дисциплин, в том числе в форме стажировок;

- профессиональная переподготовка преподавателей гуманитарного и социально-экономического профилей;

- содействие подготовке преподавателей в вузах края по новым специальностям и дисциплинам;

- освоение новых технологий обучения (информационных, дистанционных, модульных, личностно-ориентированных и др.);

- использование новых форм внутрифирменного повышения квалификации в условиях инновационной деятельности;

- совершенствование системы аттестации руководящих и педагогических кадров;

- формирование резерва руководящих кадров учебных заведений;

- обновление преподавательского состава, привлечение молодых специалистов, выпускников вузов к преподавательской деятельности в ссузах;

- привлечение к преподаванию специальных дисциплин работников, имеющих опыт производственной деятельности;

- развитие опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности на базе краевых экспериментальных площадок;

- прогнозирование основных направлений научных исследований в области среднего профессионального образования в Хабаровском крае;

- развитие системы научно-методического сопровождения образовательного процесса в ссузах.

 

Перечень мероприятий

 

N
пп
Мероприятия Сроки
исполнения
Ответственные
      1. Создание условий для развития региональной системы непрерывного
      профессионально-педагогического образования работников ссузов
1.1. Обновление резерва руководителей
ссузов
ежегодно МО ХК
1.2. Мониторинг кадровой обеспеченности
ссузов в количественном и качественном
аспектах
ежегодно МО ХК
ссузы
1.3. Мониторинг образовательных
потребностей педагогических и
руководящих работников учреждений СПО
В течение
всего
периода
МО ХК
МФПК ПК
ВСПО ДВГГУ
1.4. Формирование целевого заказа на
подготовку, повышение квалификации и
переподготовку педагогических кадров
для учреждений СПО
ежегодно МО ХК
ссузы
1.5. Согласование предложений и тематики
научно-исследовательских работ в
системе СПО Хабаровского края
ежегодно МО ХК
ДВФИПР
СПО
совет
директоров
совет ректоров
1.6. Разработка и апробация механизмов
государственной поддержки и
стимулирования перспективных
прикладных исследований, развития
приоритетных научных направлений в
системе СПО края
В течение
всего
периода
МО ХК
1.7. Проведение краевых смотров-конкурсов:
- "Преподаватель года"; "Самый
"классный" классный";
- информационно-методических центров
ссузов;
- научно-исследовательских и
методических разработок
преподавателей.
1 раз в два
года
ДВФИПР
СПО
совет
директоров
1.8. Выпуск информационно-методического
бюллетеня "Россыпи идей и опыта"
4 раза в год МО ХК
МФПК ПК
ВСПО ДВГГУ
1.9. Издание сборников по материалам
научно-практических конференций,
семинаров
По итогам
работы
ИИЦ СПО
         2. Повышение квалификации и переподготовка педагогических и
                      управленческих кадров ссузов
2.1. Содействие выделению в аспирантурах
вузов края бюджетных или льготных мест
для руководителей и преподавателей
ссузов
В течение
всего
периода
МО ХК
совет ректоров
вузов
2.2. Организация обязательной
профессиональной переподготовки
руководителей ссузов, не имеющих
педагогического образования, по
вопросам педагогики и психологии
В течение
всего
периода
МО ХК
ссузы
2.3. Подготовка резерва руководителей
ссузов по программе "Менеджер
образования"
В течение
всего
периода
МО ХК
ссузы
2.4. Организация повышения квалификации
кадрового состава маркетинговых служб
В течение
всего
периода
МФПК ПК
ВСПО ДВГГУ
ссузы
2.5. Создание системы подготовки кадров в
области оценки качества СПО
2007 - 2010 МО ХК
2.6. Разработка предложений по процедуре и
форме аттестации педагогических кадров
системы СПО
2006 МО ХК
совет
директоров
2.7. Создание необходимых условий для
организации и проведения аттестации
педагогических кадров на высшую
квалификационную категорию на
региональном уровне
В течение
всего
периода
МО ХК
совет
директоров
ссузы
      3. Развитие инновационной и научно-исследовательской деятельности
3.1 Привлечение научного потенциала вузов
края для научного сопровождении#
исследований и проведения экспертной
работы в системе СПО
В течение
всего
периода
МО ХК
ДВМФ ИПР
СПО
МФПК ПК
ВСПО ДВГГУ
ссузы
3.2. Развитие консалтинговой службы в
рамках МФПК ПК ВСПО ДВГГУ
В течение
всего
периода
МФПК ПК
ВСПО ДВГГУ
3.3. Разработка инновационных проектов для
реализации в экономике и социальной
сфере края
В течение
всего
периода
МО ХК
ссузы
3.4. Обобщение и распространение опыта
экспериментальной и инновационной
деятельности
В течение
всего
периода
МО ХК
ДВМФ ИПР
СПО
МФПК ПК
ВСПО ДВГГУ
ссузы
3.5. Организация смотров, форумов,
научно-практических конференций,
тематических семинаров по наиболее
актуальным аспектам экспериментальной
и инновационной деятельности
учреждений СПО, реализации настоящей
Программы:

Краевые научно-практические
конференции:
- воспитательная работа в системе СПО;

- использование информационных
технологий в учебном процессе;

- развитие инновационной деятельности
в ссузах;

- опыт и перспективы развития
дистанционного обучения;

- итоги реализация# Программы развития
СПО Хабаровского края на 2005 -
2010 гг.









2006


2007


2008


2009


2010
МО ХК
ДВФИПР СПО
3.6. Поддержка деятельности краевых
экспериментальных площадок по
актуальным направлениям развития
системы СПО
В течение
всего
периода
МО ХК
ДВФИПР СПО
3.7. Мониторинг научных исследований в
области СПО, создание банка данных о
научно-исследовательской работах по
проблематике СПО
В течение
всего
периода
ДВФИПР СПО
3.8. Участие в научно-исследовательских
программах Минобрнауки РФ
В течение
всего
периода
МО ХК
ДВФИПР СПО
3.9. Формирование и реализация механизма
взаимодействия учебных заведений с
научно-исследовательскими
учреждениями, научными и творческими
сообществами
В течение
всего
периода
МО ХК
ДВФИПР СПО
3.10
.
Разработка программ развития кадрового
потенциала образовательных учреждений
В течение
всего
периода
ссузы

 

Подпрограмма
"Совершенствование воспитательной работы в ссузах"

 

Цель: создание системы воспитательной работы студентов ссузов, направленной на воспитание профессиональнозначимых качеств выпускника ссуза, патриотизма и гражданственности.

Задачи:

- создание условий для подготовки высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности;

- создание условий для развития экологической, правовой, информационной, коммуникативной культуры специалистов, гражданской ответственности, правового самосознания, инициативности, самостоятельности, успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда.

Основные направления:

- развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений СПО с целью обеспечения гражданского воспитания, профессионального самоопределения и творческой самореализации личности;

- развитие воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе;

- организация мониторинга состояния здоровья студентов; повышение качества физического воспитания студентов, создание условий для здорового образа жизни;

- рационализация досуговой деятельности, формирование общественных объединений в ссузе.

 

Перечень мероприятий

 

N
пп
Мероприятия Сроки
исполнения
Ответственные
                     1. Развитие профессиональной культуры
/------------------------------------------------------------------------\
|1.1. |Формирование   перечня     дисциплин по| В течение |совет         |
|     |выбору    общего        гуманитарного и|   всего   |директоров    |
|     |социально-экономического        цикла и|  периода  |ссузы         |
|     |факультативов,          направленных на|           |              |
|     |формирование   чувства    национального|           |              |
|     |достоинства,          коммуникативной и|           |              |
|     |экологической     культуры,      этики,|           |              |
|     |активного  стремления     участвовать в|           |              |
|     |общественной   жизни    и    построении|           |              |
|     |правового государства                  |           |              |
|-----+---------------------------------------+-----------+--------------|
|1.2. |Организация краевого конкурса на лучшую|2006 - 2008|МО ХК         |
|     |программу  по  дисциплинам  по   выбору|           |совет         |
|     |студентов:                             |           |директоров    |
|     |- психология общения;                  |           |ссузы         |
|     |- современный этикет;                  |           |              |
|     |- профессиональная этика;              |           |              |
|     |- человек и общество;                  |           |              |
|     |- этика и психология семейной жизни    |           |              |
|-----+---------------------------------------+--------------------------/
|1.3. |Проведение семинаров,  практикумов  для|2006 - 2010 |МО ХК         |
|     |преподавателей ссузов по обмену  опытом|           |совет         |
|     |в      работе      по      актуализации|           |директоров    |
|     |воспитательного  потенциала   дисциплин|           |ссузы         |
|     |преподавателей  по  обще-гуманитарным#,|           |              |
|     |социально-экономическим,               |           |              |
|     |обще-профессиональным#  и   специальным|           |              |
|     |дисциплинам                            |           |              |
|-----+---------------------------------------+--------------------------/
|1.4. |Учреждение   грантов    по    различным|2008 - 2010 |МО ХК         |
|     |направлениям         профессиональной и|           |совет         |
|     |воспитательной деятельности для ссузов |           |директоров    |
|     |                                       |           |ссузы         |
|-----+---------------------------------------+--------------------------/
|1.5. |Использование инновационных технологий,| В течение  |совет         |
|     |направленных      на       актуализацию|   всего    |директоров    |
|     |воспитательного   потенциала    учебных|  периода   |ссузы         |
|     |дисциплин                              |           |              |
|-----+---------------------------------------+--------------------------/
|1.6. |Проведение       краевых       выставок| В течение  |МО ХК         |
|     |технического                творчества,|   всего    |совет         |
|     |научно-исследовательских        работ и|  периода   |директоров    |
|     |предметных олимпиад                    |           |ссузы         |
|-----+---------------------------------------+--------------------------/
|1.7. |Организация   и   проведение    краевых| В течение  |МО ХК         |
|     |конкурсов профессионального  мастерства|   всего    |совет         |
|     |среди студентов ссузов                 |  периода   |директоров    |
|     |                                       |           |ссузы         |
|-----+---------------------------------------+--------------------------/
|1.8. |Развитие       научно-исследовательской| В течение  |МО ХК         |
|     |работы студентов через создание научных|   всего    |совет         |
|     |студенческих обществ в ссузах          |  периода   |директоров    |
|-----+---------------------------------------+--------------------------/
|1.9. |Создание    условий    для    адаптации| В течение  |МО ХК         |
|     |студентов в ссузе и  привития   любви к|   всего    |совет         |
|     |будущей профессии                      |  периода   |директоров    |
\------------------------------------------------------------------------/
        2. Формирование здорового образа жизни и физическое воспитание
2.1. Организация студенческих спартакиад,
спортивных соревнований, турниров,
эстафет и т.д.
В течение
всего
периода
совет
директоров
2.2. Создание внутри учебных заведений
здоровье сберегающих программ для
студентов и преподавателей
2006 ссузы
2.3. Создание в ссузах комнат
психологической разгрузки, служб
доверия
2006 - 2007 совет
директоров
2.4. Организация молодежного досуга (клубы
по интересам, фестивали самодеятельного
творчества, поисковые экспедиции,
конкурсы студенческих театров, студий,
музеев)
В течение
всего
периода
совет
директоров
ссузы
2.5. Реализация программ по адаптивной
физической культуре
В течение
всего
периода
ссузы
2.6. Проведение конкурсов студенческих
печатных изданий, плакатов как в стенах
ССУЗов, так и в кинотеатрах, стадионах,
кафе, парках и т.п.
В течение
всего
периода
совет
директоров
2.7. Проведение
организационно-разъяснительной работы:
организация бесед студентов с
наркологами, психотерапевтами,
представителями судебных и
правоохранительных органов,
формирование комплексной системы
оказания медицинской и наркологической
помощи студентам
В течение
всего
периода
совет
директоров
ссузы
2.8. Организация в ссузах системы
мониторинга здоровья студентов для
последующей корректировки средств и
способов проведения профилактической
работы
В течение
всего
периода
ссузы
2.9. Организация в системе СПО постоянно
действующего семинара,
медико-педагогического центра для
подготовки волонтеров с целью
пропаганды здорового образа жизни
2006 - 2007 совет
директоров
ссузы
          3. Патриотическое воспитание и развитие гражданско-правовой
                                 культуры
3.1. Проведение мероприятий, посвященных
государственным праздникам и памятным
датам в истории страны
В течение
всего
периода
совет
директоров
ссузы
3.2. Организация исторических клубов,
проведение фестивалей дружбы народов,
туристических походов, экскурсий,
поисковой работы с целью формирования
национального самосознания
В течение
всего
периода
совет
директоров
ссузы
3.3. Организация и проведение региональной
научно-практической конференции,
посвященной 65-летию Победы в Великой
Отечественной войне
2010 МО ХК
КМП
совет
директоров
ссузы
3.4. Изучение своего края, народных традиций
на занятиях по гуманитарным,
социально-экономическим дисциплинам
В течение
всего
периода
совет
директоров
ссузы
3.5. Организация и проведение краевого
фотоконкурса "Мой любимый техникум"
в течение
всего
периода
совет
директоров
ссузы
3.6. Организация и проведение мероприятий по
пропаганде государственной и краевой
символики ссузов
В течение
всего
периода
совет
директоров
ссузы
3.7. Проведение мероприятий, посвященных
85-летию освобождения Дальнего Востока
от белогвардейцев и интервентов
2007 ссузы
3.8. Постоянное шефство учебных заведений и
студентов над ветеранами войны, тыла,
труда
В течение
всего
периода
совет
директоров
ссузы
3.9. Разработка и реализация комплексной
программы "Хабаровскому краю - 70 лет"
2008 совет
директоров
ссузы
3.10. Создание экспозиции "Ветераны
педагогического труда системы СПО
Хабаровского края"
2007 ссузы
3.11. Организация встреч с участниками
Великой Отечественной войны и локальных
войн
В течение
всего
периода
ссузы
3.12. Организация и проведение праздничных
торжественных мероприятий к 150-летию
г. Хабаровска
2008 МО ХК
совет
директоров
3.13. Организация и проведение Уроков Памяти
на тему "Дни воинской славы России",
читательских конференций
В течение
всего
периода
ссузы
3.14. Организация и проведение походов по
местам боевой славы "Этих дней не
смолкнет слава..."
2007 - 2008 КМП
совет
директоров
ссузы
3.15. Проведение краевых, городских конкурсов
музеев и музейных экспозиций
2007 - 2008 МО ХК
совет
директоров
3.16. Введение в учебные планы факультативных
курсов по военно-технической подготовке
студентов
2007 - 2008 совет
директоров
ссузы
3.17. Организация работы военно-технических
кружков, клубов "Молодой воин",
проведение соревнований по
военно-прикладным видам спорта
2007 - 2008 ссузы
3.18. Издание сборника методических
материалов "Из опыта работы ссузов
Хабаровского края по
военно-патриотическому воспитанию
студентов"
2006 совет
директоров
ссузы
3.19. Создание аллеи Памяти павших в боях за
Родину (в районе Хабаровского
торгово-экономического техникума)
2009 КМП
совет
директоров
3.20. Организация акций по сохранности
памятников истории и мемориальных
комплексов
В течение
всего
периода
КМП
совет
директоров
3.21. Проведение исследовательской, поисковой
работы студентов с целью создания
летописи "О героях-земляках"
2006 - 2010 совет
директоров
3.22. Проведение семинаров, пресс-конференций
по правовой тематике, создание
авторских программ по элективным
правовым дисциплинам
В течение
всего
периода
совет
директоров
ссузы
3.23. Проведение мониторинга, анкетирования,
социологических исследований с целью
развития нравственной и правовой
культуры
В течение
всего
периода
КМП
совет
директоров
ссузы
3.24. Организация работы правовому
информированию, созданию клубов по
интересам
В течение
всего
периода
совет
директоров
ссузы
3.25. Создание в ссузах музеев, клубов с
привлечением ветеранов труда,
представителей работодателей
В течение
всего
периода
ссузы
                          4. Экологическое воспитание
4.1. Организация природоохранной пропаганды
в студенческих СМИ
В течение
всего
периода
КМП
совет
директоров
ссузы
4.2. Участие в озеленительных,
культуротехнических работах, рейдах по
охране земель, водоемов, лесов, парков
в пределах своей "малой Родины"
В течение
всего
периода
совет
директоров
ссузы
4.3. Участие в образовательных региональных
экологических программах и проектах,
акциях "Человек мира", "Чистый город"
В течение
всего
периода
совет
директоров
ссузы
4.4. Включение студентов в социальную
деятельность: охрана памятников
культуры, благоустройство города,
территории ссузов
В течение
всего
периода
совет
директоров
ссузы
4.5. Организация и проведение краевых
студенческих форумов, конференций,
акций по экологии
В течение
всего
периода
КМП
совет
директоров
4.6. Проведение краевого туристического
слета, общественного похода "Биощит"
В течение
всего
периода
совет
директоров
ссузы

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Коллегии Министерства образования Хабаровского края от 15 ноября 2005 г. N 5 "Итоги выполнения Программы развития среднего профессионального образования в Хабаровском крае на 2002 - 2005 гг. и утверждение Программы развития среднего профессионального образования Хабаровского края на 2006 - 2010 годы"


Текст решения официально опубликован не был