2. Управлению высшего и среднего профессионального образования (А.В. Левченко) сформировать рабочую группу по доработке проекта Программы развития среднего профессионального образования Хабаровского края на 2006 - 2010 годы с учетом внесенных предложений, внести редакционные правки до 01 января 2006 года.
3. Управлению высшего и среднего профессионального образования министерства образования края (Левченко А.В.) совместно с советом директоров ссузов (Ситников В.Н.):
3.1. До 01 января 2006 года сформировать краевой координационный совет по реализации Программы развития среднего профессионального образования Хабаровского края на 2006 - 2010 годы, составить перспективный план работы координационного совета на период действия Программы;
3.2. Провести работу по реструктуризации сети учреждений среднего профессионального образования, интеграции с другими уровнями профессионального образования с учетом демографической ситуации в крае и развитием основных направлений экономики края.
4. Рекомендовать совету директоров ссузов Хабаровского края (Ситников В.Н.):
4.1. Ежегодно рассматривать вопрос о ходе реализации Программы развития среднего профессионального образования на заседаниях совета директоров ссузов;
4.2. Осуществлять мониторинг выполнения Программы и производить ее корректировку в соответствии с изменениями в федеральном и региональном законодательстве.
5. Рекомендовать руководителям учреждений среднего профессионального образования:
5.1. Осуществлять перспективное планирование деятельности учреждений среднего профессионального образования на 2006 - 2010 годы, учитывая основные направления развития системы СПО, изложенные в Программе развития среднего профессионального образования Хабаровского края на 2006 - 2010 годы;
5.2. Продолжить работу по оптимизации структуры и объемов подготовки специалистов со средним профессиональным образованием в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики и социальной сферы Хабаровского края.
6. За активную работу по реализации Программы развития среднего профессионального образования Хабаровского края на 2002 - 2005 годы отметить Почетными грамотами министерства образования края работников ссузов.
7. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя министра образования Хабаровского края, начальника управления высшего и среднего профессионального образования А.В. Левченко.
Председатель коллегии |
Л.Ф. Обухова |
Секретарь коллегии |
Н.В. Целуйко |
Программа
развития среднего профессионального образования Хабаровского края
на 2006 - 2010 годы
Принята на коллегии министерства образования Хабаровского края 15 ноября 2005 г.
Паспорт программы
Наименование программы Программа развития среднего профессионального
образования Хабаровского края на
2006 - 2010 годы
Государственный заказчик Министерство образования Хабаровского края
Разработчики программы Временный творческий коллектив, в состав ко-
торого вошли: Гостев Г.М., Емельянов И.Н.,
Кириленко Т.В., Корниенко Н.Н., Кочнева Л.М.,
Крепкович В.А., Кузина Э.И., Левченко А.В.,
Марьян Ю.М., Несветаева Т.И., Радченко П.И.,
Ситников В.Н., Чернов Э.А., Швец Л.З., Шевел-
кин А.Ф.
В обсуждении проекта Программы принимали
участие коллективы всех ссузов Хабаровского
края.
Нормативно-правовая - Федеральный Закон Российской Федерации
база программы "Об образовании"
- Концепция модернизации российского образо-
ния до 2010 года;
- Концепция Федеральной целевой программы
развития образования на 2006 - 2010 годы
Основные цели Цель: создание правовых, организационных,
и задачи программы методических, научных условий для обеспечения
опережающего развития, повышения социальной
результативности и значимости среднего
профессионального образования на территории
Хабаровского края в интересах личности,
общества и государства.
Задачи:
- обеспечение секторов экономики и социаль-
ной сферы края специалистами со средним про-
фессиональным образованием в соответствии с
текущими и перспективными потребностями рынка
труда;
- обеспечение равного доступа к среднему
профессиональному образованию для различных
социальных слоев и территориальных групп
населения;
- сохранение единого образовательного
пространства в региональной системе СПО в
условиях модернизации образования;
- обеспечение эффективного взаимодействия
ссузов и работодателей в вопросах контроля
качества подготовки специалистов, содействия
трудоустройству и адаптации на рынке труда;
- развитие общественно-государственного ха-
рактера управления региональной системой СПО;
- личностно-профессиональной компетентности
руководителей и преподавателей ссузов в усло-
виях непрерывного профессионально-педагоги-
кого образования, обновление преподаватель-
ского состава;
- организация социальной поддержки мало-
обеспеченных студентов;
- выявление и поддержка талантливой молодежи;
- совершенствование воспитательной системы в
ссузах.
Исполнители и - управление высшего и среднего профес-
соисполнители сионального образования министерства образо-
программы вания края;
- министерства и ведомства Правительства
Хабаровского края;
- совет директоров средних специальных учеб-
ных заведений Хабаровского края (совет дирек-
торов);
- совет ректоров вузов Хабаровского края;
- образовательные учреждения среднего профес-
сионального образования (ссузы);
- Межрегиональный факультет переподготовки и
повышения квалификации педагогических кадров
Дальневосточного государственного гуманитар-
ного университета (МФПКПК ВСПО ДВГГУ);
- Дальневосточный межрегиональный филиал
Института проблем развития среднего профес-
сионального образования Министерства образо-
ния и науки Российской Федерации (ДВМФ ИПР
СПО МОН РФ);
- Информационно-издательский центр среднего
профессионального образования Хабаровского
края (ИИЦ СПО).
Организация выполнения Контроль за выполнением Программы осуществля-
программы ется министерством образования Хабаровского
края. Ход выполнения Программы рассматривают-
ся# на заседаниях коллегии МО ХК, совета ди-
ректоров ссузов.
Программа является документом, открытым для
внесения изменений и дополнений. Корректиров-
ка Программы может осуществляться ежегодно в
соответствии с изменениями в федеральном за-
конодательстве в области образования, решени-
ями Федерального совета по среднему профес-
сиональному образованию, коллегии МО ХК и со-
вета директоров ссузов.
Программа может служить основой для принятия
решений всеми субъектами социального парт-
нерства.
Выполнение Программы обеспечивается, в рамках
текущего финансирования средствами бюджетов
всех уровней, обеспечивающих финансирование и
развитие СПО и финансовыми поступлениями из
других источников.
Ожидаемые результаты Реализация Программы развития среднего про-
реализации программы фессионального образования в Хабаровском крае
на 2006 - 2010 годы позволит обеспечить:
- соответствие структуры и объемов подготовки
специалистов со СПО потребностями экономики и
социальной сферы края;
- повышение рациональности размещения средних
специальных учебных заведений в территориаль-
ном и профильном аспектах;
- интеграцию СПО с различными уровнями обра-
зования;
- реальное повышение качества подготовки спе-
циалистов со СПО, конкурентоспособности и
профессиональной мобильности выпускников на
рынке труда;
- укрепление связей СПО с работодателями, по-
вышение эффективности сотрудничества субъек-
тов социального партнерства;
- развитие материально-технической базы обра-
зовательных учреждений; обеспечение стабиль-
ной и эффективной деятельности образователь-
ных учреждений; постоянное совершенствование
содержания и технологий обучения с учетом не-
обходимой квалификации и специализации; раз-
витие применения информационных систем и тех-
нологий, телекоммуникационных сетей в образо-
вательном процессе.
- создание эффективной системы государствен-
ного общественного управления средним профес-
сиональным образованием; укрепление академи-
ческой и финансовой самостоятельности учебных
заведений СПО;
- расширение возможностей экономической и со-
циальной поддержки обучающихся и работников;
Подпрограмма "Развитие системы непрерывного
профессионально-педагогического образования
преподавателей ссузов" будет способствовать
- сохранению кадрового потенциала;
- достижению личностно-профессионального рос-
та преподавателей ссузов;
- развитию инновационной деятельности в ре-
гиональной системе СПО.
Подпрограмма "Совершенствование воспитатель-
ной работы в ссузах" будет способствовать
развитию воспитательного потенциала учрежде-
ний среднего профессионального образования в
усилении гражданского воспитания, профес-
сионального самоопределения и творческой
самоактуализации личности, формирования гума-
нистического мировоззрения.
Срок реализации программы 2006 - 2010 годы.
Перечень сокращений и - Министерство образования и науки РФ - МНО
аббревиатур РФ;
- министерство образования Хабаровского
края - МО ХК;
- управление высшего и среднего профес-
сионального образования министерства образо-
вания хабаровского# края - УВСПО;
- комитет по молодежной политике Правитель-
ства Хабаровского края - КМП;
- управление федеральной государственной
службы занятости населения по Хабаровскому
краю - УФГСЗН;
- средние специальные учебные заведения -
ссузы;
- Информационно-издательский центр среднего
профессионального образования Хабаровского
края - ИИЦ СПО;
- совет директоров средних специальных учеб-
ных заведений Хабаровского края - совет ди-
ректоров;
- Дальневосточный межрегиональный филиал Ин-
ститута проблем развития среднего профес-
сионального образования Министерства образо-
вания и науки Российской Федерации - ДВМФ ИПР
СПО МОН РФ;
- Межрегиональный факультет переподготовки и
повышения квалификации педагогических кадров
Дальневосточного государственного гуманитар-
ного университета - МФПКПК ВСПО ДВГГУ
Анализ выполнения Программы развития среднего профессионального образования в Хабаровском крае на 2002 - 2005 годы
Программа развития СПО Хабаровского края на 2002 - 2005 годы была принята решением совета директоров в январе 2001 года и утверждена решением коллегии министерства образования Хабаровского края от 11 декабря 2002 года.
За прошедший период регулярно осуществлялся мониторинг выполнения Программы: отчеты о выполнении Программы ежегодно заслушивались на заседаниях совета директоров, анализ работы по итогам календарного года предоставлялся в управление среднего профессионального образования Минобразования РФ.
В Программу дважды вносились дополнения: в 2003 году была разработана подпрограмма "Развитие воспитательной системы в ссузах Хабаровского края", раздел "Социальное партнерство" был дополнен мероприятиями по содействию трудоустройству выпускников. В 2004 году были приняты дополнения в соответствии с "Основными мероприятиями по развитию технического образования в системе среднего профессионального образования России" (приказ Минобразования РФ от 04.02.2004 N 428).
В реализации Программы принимали активное участие все ссузы края, совет директоров, краевые научно-методические советы и комиссии, МФПК ПК ВСПО ДВГГУ, а также социальные партнеры: Управление государственной федеральной службы занятости населения по Хабаровскому краю, Хабаровский крайсовпроф, руководители промышленных предприятий и ассоциаций, комитет по молодежной политике, отраслевые министерства Правительства Хабаровского края.
В настоящее время на территории Хабаровского края реализуют программы среднего профессионального образования 25 государственных средних специальных учебных заведений, из них 10 краевого подчинения, кроме того, 13 филиалов и 2 негосударственных ссуза. Средние специальные учебные заведения (ссузы) достаточно равномерно размещены на территории края - в 11 из 17 районов края, что обеспечивает принцип территориальной доступности среднего профессионального образования.
Численность студентов в ссузах составляет 32,7 тыс. человек, в том числе по дневной форме обучения 22,0 тыс. чел., в последние два года отмечается тенденция к сокращению контингента.
Обучение ведется по дневной, заочной, очно-заочной формам, а также в форме экстерната, в учебном процессе используются технологии дистанционного обучения.
Начиная с 2000 года, на 77 % увеличился контингент обучающихся на базе 9 классов и в настоящее время он составляет 10875 чел. (33 % от общего контингента).
На коммерческой основе обучается 16,4 тыс. чел. или 50 % общего контингента, что по сравнению с 2000 годом больше на 7 %.
Учебный процесс обеспечивают 2392 преподавателя, в числе которых, штатных - 1492. За годы реализации Программы качественно изменился состав преподавателей. В настоящее время количество преподавателей, имеющих высшее образование, составляет 95 %, количество аттестованных преподавателей - 83 %. Увеличилось количество преподавателей имеющих высшую квалификационную категорию с 28,5 до 35 %, число кандидатов наук среди преподавателей ссузов выросло с 24 до 78 чел.
В крае получила развитие практика целевой контрактной подготовки специалистов. Количество обучающихся по контрактам в рамках бюджетного финансирования ежегодно увеличивается на 7 - 9 %.
В соответствии с краевым заказом, значительно вырос целевой прием по направлениям администраций муниципальных образований и в настоящее время в рамках целевого приема в ссузах края обучается 1030 человек.
Начиная с 2000 года, на 27,6 % вырос выпуск специалистов и составил в 2005 году 8629 чел. Благодаря совместным усилиям органов управления образованием, Управления федеральной службы занятости населения по Хабаровскому краю и работе учебных заведений СПО в крае сложилась система работы по содействию трудоустройству выпускников вырос процент выпускников, получивших направления на работу с 45 % (2000 г.) до 57,2 % (2005 г.).
В период выполнения Программы произошли изменения в структуре системы СПО
В ведение края в 2005 году переданы 4 ссуза федерального подчинения, закрыт Совгаванский вечерний судоремонтный судостроительный техникум.
В региональной системе СПО продолжались процессы интеграции как по горизонтали, так и по вертикали: Комсомольское-на-Амуре медицинское училище вошло в состав Хабаровского медицинского колледжа, Хабаровский колледж информатики и связи вошел в состав Хабаровского института инфокоммуникаций ГОУ ВПО СибГУТИ. Продолжался процесс интеграции высшего и среднего профессионального образования на содержательном уровне: на ассоциативных началах в состав Нижнеамурского университетского комплекса вошли ссузы г. Комсомольска-на-Амуре.
Изменился статус ряда учебных заведений: Николаевский-на-Амуре вечерний судостроительный техникум приобрел статус дневного учебного заведения, Николаевское-на-Амуре медицинское училище - статус училища коренных малочисленных народов Севера (КМНС), Хабаровский машиностроительный и Комсомольский-на-Амуре финансово-экономические колледжи перешли в статус техникумов.
Продолжалось развитие сети филиалов и представительств ссузов: в Ульчском районе открыт филиал Хабаровского технологического колледжа для подготовки специалистов из числа коренных малочисленных народов Севера, в п. Ванино - представительство Хабаровского машиностроительного техникума; в Комсомольском-на-Амуре филиале Хабаровского техникума железнодорожного транспорта открыта очная форма обучения.
С целью совершенствования структуры подготовки кадров со средним профессиональным образованием и удовлетворения запросов регионального рынка труда, составлен прогноз потребности в специалистах со средним профессиональным образованием в отраслевом и территориальном аспектах до 2010 года; подготовлен перечень специальностей и специализаций, реализуемых в рамках ГОС в ссузах края. В настоящее время в ссузах края реализуется 97 специальностей, в рамках которых ведется подготовка по 38 специализациям.
Современный этап развития СПО характеризуется значительными изменениями структуры подготовки кадров. За время действия Программы открыта подготовка по 17 новым для края специальностям в области газоснабжения, теплоэнергетики, пищевой промышленности, сервиса, информационных технологий. При формировании контрольных цифр приема в ссузы края учитывается спрос на региональном рынке труда. В результате целенаправленной работы за последние 5 лет сократился прием на юридические специальности в 2,2 раза, на экономические специальности - на 8 %.
В ходе реализации Программы проводилась работа по упорядочению отношений собственности в системе СПО в ходе передачи ссузов из федерального на региональный уровень. Совместно с министерством имущественных отношений края осуществлялся контроль за наличием договоров на право оперативного управления, за порядком сдачи помещений учебных заведений в аренду.
С учетом исторически сложившихся особенностей развития системы СПО в крае продолжалось совершенствование общественно-государственного характера управления. Изменилась структура совета директоров: созданы две комиссии, курирующие работу краевых научно-методических советов, количество которых увеличилось с 10 до 16.
Лицензирование на право ведения образовательной деятельности по программам СПО ведется в крае с 1997 года, представители УВСПО участвуют в работе государственных аттестационных комиссий по комплексной оценке качества подготовки специалистов по программам СПО.
С целью анализа и прогнозирования развития системы СПО ведется мониторинг деятельности ссузов, наблюдение за динамикой развития системы, созданы и постоянно обновляются базы и банки данных о деятельности ссузов.
Вопросы деятельности учреждений СПО регулярно освещаются в региональных средствах массовой информации.
С целью совершенствования качества подготовки специалистов и реализации принципа доступности профессионального образования, педагогические коллективы ссузов принимали активное участие в проведении экспериментов по введению ЕГЭ и организации предпрофильной подготовки в крае.
Решая задачу приближения образовательных услуг к потребностям экономики и социальной сферы края, в качестве регионального компонента рекомендованы и введены в учебные планы ссузов курсы "Навыки поиска работы", "Экономика Хабаровского края", "Налогообложение в Хабаровском крае", "Литература Дальнего Востока" и другие.
В ходе реализации Программы активно проводилась работа по информатизации учреждений СПО, в результате которой все средние специальные учебные заведения имеют хорошую компьютерную базу, выход в Интернет, электронную почту. Хабаровский промышленно-экономический техникум Министерством образования и науки РФ был определен в качестве Регионального ресурсного центра по информатизации и по внедрению компьютерных технологий в учебный процесс. Техникум участвует в реализации Всероссийской программы "Дистанционное образование в системе СПО".
Для совершенствования качества подготовки специалистов, развития инновационной деятельности и кадрового потенциала на базе ссузов открыты 7 краевых экспериментальных площадок по актуальным проблемам деятельности СПО. На финансирование экспериментальных площадок из бюджета края за 2 года выделено 330 тыс. руб., заключены договоры с вузами о научном сопровождении опытно-экспериментальной деятельности.
На уровне края организуются и проводятся студенческие научно-практические конференции, профессиональные конкурсы и предметные олимпиады.
Победители краевых конкурсов профессионального мастерства принимали участие во Всероссийских конкурсах на звание лучшего программиста и машиностроителя.
В системе среднего профессионального образования создана подсистема профессионально-педагогического образования преподавателей ссузов, которая строится на принципах непрерывности, преемственности, опережающего характера обучения.
Для решения задачи обеспечения непрерывного личностно профессионального роста руководителей и преподавателей ссузов, а также научно-методического обеспечения системы СПО в Хабаровске открыты Межрегиональный факультет повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений в Дальневосточном государственном гуманитарном университете, Дальневосточный филиал Института проблем развития среднего профессионального образования Министерства образования и науки РФ. С целью поддержания единой информационной среды в крае создан Информационно-издательский центр СПО.
По инициативе МО ХК на базе МФПКПК ВСПО ДВГГУ организовано обучение на бюджетной основе резерва руководителей по двухгодичной программе "Менеджер образования", в рамках которого в 2005 году получили дипломы менеджеров 10 работников учреждений СПО края. По заказу МО ХК было организовано обучение заведующих филиалами ссузов, практических психологов и других категорий работников. Создан краевой банк данных о резерве на замещение должностей руководителей ссузов, в соответствии с которым производится ротация кадров.
Трансляции инновационного педагогического опыта МФПКПК ВСПО ДВГГУ способствует издание информационно-методического сборника "Россыпи идей и опыта".
В крае регулярно проводятся межрегиональные и краевые научно-практические конференции по актуальным проблемам СПО, краевые конкурсы, выставки, презентации, стимулирующие активное участие преподавателей ссузов в инновационной деятельности.
В соответствии с Программой были разработаны нормативно-правовые акты, направленные на развитие системы непрерывного профессионально педагогического образования и для организации и проведения массовых мероприятий на региональном уровне.
Большинство образовательных учреждений СПО края в соответствии с новыми экономическими условиями сформировали стратегию развития, разработали и успешно реализуют новые образовательные программы, изучают и адаптируют передовой педагогический опыт подготовки кадров и взаимодействия с работодателями, развития общественной активности и самодеятельности студенчества, активно привлекают внебюджетные источники финансирования.
В ходе реализации программы большое внимание уделялось вопросам развития студенческого самоуправления. В крае создан краевой студенческий совет, сложилась практика проведения студенческих слетов.
Вместе с тем, функционирование и развитие СПО сопряжено с наличием ряда проблем, обусловленных как внешними, так и внутренними особенностями деятельности системы образования в условиях регионализации.
Нарушение традиционных связей учебных заведений с потребителями кадров, слабое влияние профессиональных сообществ на развитие образовательной системы, отсутствие прогноза развития отдельных отраслей экономики затрудняло приведение содержания и структуры подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики и социальной сферы, организацию практической подготовки студентов, трудоустройство выпускников.
Требует совершенствования система нравственного, гражданского, патриотического воспитания молодежи в средних специальных учебных заведениях.
Отсутствие эффективного механизма взаимодействия в сфере образования федеральных, региональных и отраслевых органов управления препятствует созданию целостной системы контроля деятельности ссузов.
Несовершенство правовой базы профессионального образования на федеральном и региональном уровне негативно сказывается на организации работы по содействию трудоустройству молодых специалистов.
Концептуальные основы развития среднего профессионального образования
в Хабаровском крае на 2006 - 2010 годы
В условиях регионализации среднего профессионального образования приоритетными направлениями краевой политики в системе СПО выступают:
- приведение структуры подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики и социальной сферы края;
- формирование современной системы непрерывного профессионального образования;
- повышение качества и доступности среднего профессионального образования.
Эти направления обеспечивают дальнейшую реализацию задач Концепции модернизации российского образования, решение стоящих перед системой среднего профессионального образования задач.
XXI век - век постоянно растущего объема знаний, информации, инноваций, технологий, обучающих программ и т.д. Такая ситуация требует качественного изменения системы среднего профессионального образования при сохранении его фундаментальных основ.
В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы Хабаровского края, происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена, изменение их места, роли и функций, повышение требований к уровню компетентности, технологической культуры и качеству труда.
Специалисты данного уровня должны отличаться готовностью к освоению смежных видов деятельности, мобильностью, ответственностью за организацию и результаты труда, в их компетенцию входит решение диагностических задач, требующих анализа ситуации и выбора решений в рамках заданного алгоритма действий.
Ведущая роль в развитии отраслей экономики края принадлежит ресурсным отраслям промышленности, а также техническому, технологическому, информационному, транспортно-коммуникационному и социально-культурному сервису, развитие которых требует увеличения количества специалистов со средним профессиональным образованием (см. таблицу 1).
Таблица 1
Прогноз потребности в специалистах со средним профессиональным образованием на 2005 - 2010 годы
Наименование основных групп направлений подготовки и специальностей |
Код направле- ний подготовки |
Потребность по годам | |||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Право, социальная работа и издательское дело |
0200 | 161 | 165 | 143 | 143 | 140 | 134 |
Образование | 0300 | 273 | 301 | 315 | 283 | 314 | 333 |
Здравоохранение | 0400 | 1510 | 930 | 999 | 1081 | 1048 | 1057 |
Культура и искусство | 0500 | 66 | 72 | 72 | 86 | 79 | 86 |
Экономика и управление | 0600 | 676 | 665 | 623 | 612 | 567 | 573 |
Разработка полезных ископаемых |
0900 | 14 | 25 | 21 | 20 | 22 | 22 |
Энергетика | 1000 | 111 | 97 | 98 | 77 | 77 | 78 |
Металлургия | 1100 | 50 | 66 | 65 | 65 | 65 | 65 |
Машиностроение | 1200 | 242 | 254 | 260 | 305 | 317 | 296 |
Технологические машины, оборудование и транспортные средств# |
1700 | 868 | 774 | 771 | 717 | 732 | 555 |
Электротехника | 1800 | 75 | 91 | 100 | 109 | 105 | 108 |
Электроника и микроэлектроника, радиотехника телекоммуникации |
2000 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
Автоматизация и управление |
2100 | 97 | 96 | 85 | 86 | 76 | 76 |
Информатика и вычислительная техника |
2200 | 340 | 358 | 274 | 320 | 262 | 257 |
Сервис | 2300 | 208 | 266 | 213 | 204 | 209 | 200 |
Эксплуатация транспорта | 2400 | 289 | 77 | 79 | 77 | 75 | 75 |
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов |
2600 | 212 | 190 | 223 | 190 | 205 | 227 |
Технология продовольственных продуктов |
2700 | 22 | 63 | 55 | 66 | 59 | 59 |
Технология потребительских товаров |
2800 | 100 | 119 | 112 | 96 | 81 | 88 |
Строительство и архитектура |
2900 | 557 | 519 | 573 | 576 | 481 | 507 |
Защита окружающей среды | 3200 | 88 | 98 | 98 | 100 | 69 | 71 |
Итого | 5999 | 5266 | 5219 | 5253 | 5023 | 4907 |
Ежегодная потребность в специалистах со средним профессиональным образованиям# до 2010 года будет составлять около 5 тыс. чел. по 22 направлениям подготовки, по 98 специальностям.
Наибольшая потребность в специалистах со средним профессиональным образованием определена по следующим направлениям: технологические машины оборудование и транспортные средства (868 чел.); строительство (576 чел.); машиностроение (317 чел); воспроизводство и переработка лесных ресурсов (227 чел.), транспорт (289 чел.); энергетика (111 чел.).
Расширяется потребность в кадрах со средним профессиональным образованием в социальной сфере: здравоохранение (1057 чел.), образование, в том числе для людей с ограниченными возможностями (311 чел.), в области сервиса (213 чел.).
Развитие малого предпринимательства расширяет сферу использования специалистов среднего звена и предоставляет им принципиально новые возможности для создания новых рабочих мест (537 чел.) (см. приложение 1).
Увеличивается роль среднего профессионального образования не только в области профессиональной подготовки, но и в становлении духовных идеалов молодежи, оказании ей помощи в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении социального опыта.
Новые требования к качеству подготовки специалистов со средним профессиональным образованием обусловливают необходимость оптимизации структуры и масштабов подготовки специалистов в Хабаровском крае и реализацию принципа опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности. Опережающий характер образования, в отличие от традиционного, ориентируется в подготовке специалистов не только на конкретную профессиональную деятельность, но и на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретение многофункциональных умений и обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника, отвечающего запросам современного и перспективного рынка труда.
На среднесрочную перспективу сохраняются следующие основные принципы развития СПО в Хабаровском крае.
Принцип регионализации образования, ориентирующий деятельность учебных заведений на комплексное социально-экономическое развитие региона, местные рынки труда и запросы населения, гибкое сочетание федерального, отраслевого и регионального управления ссузами с участием государственно-общественных структур.
Принцип непрерывности образования, в результате которого осуществляется преемственность СПО с другими образовательными уровнями с учетом сложившихся традиций формирования структуры и содержания образования. Исходным моментом в развитии взаимодействия СПО с начальным профессиональным образование является создание двухуровневых комплексов "ПУ-ссуз".
Интеграция СПО с высшим образованием реализуется через общность совместно принятых концептуальных подходов и их реализацию в подготовке кадров, удовлетворении потребностей личности в непрерывном образовании.
При реализации программ дополнительного профессионального образования средняя профессиональная школа должна формировать гибкие системы повышения квалификации и переподготовки кадров с ориентацией на удовлетворение индивидуальных профессиональных образовательных потребностей, расширять спектр дополнительной подготовки с целью успешной адаптации выпускников на рынке труда.
Принцип вариативности образования, который предполагает гибкое реагирование среднего профессионального образования на изменение внешней среды и как следствие - диверсификацию профессиональных образовательных программ, видов и организационно-правовых форм ссузов, а также форм государственно-общественного управления и социального партнерства.
Принцип автономности ссузов, предполагающий развитие их академической и хозяйственной самостоятельности, совершенствование механизма самоуправления, формирование программ экономического развития образовательных учреждений.
Принцип эффективности социального взаимодействия, отражающий необходимость согласования действий всех субъектов социального партнерства и направленный на формирование и проведение единой образовательной политики в целях развития СПО.
Основные направления развития системы среднего профессионального образования края
1. Оптимизация сети, структуры и объемов подготовки кадров со средним профессиональным образованием
Цель: обеспечение секторов экономики и социальной сферы края профессиональными кадрами в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда при соблюдении конституционных гарантий доступности и равенства прав граждан в области образования.
Задачи:
- государственное регулирование подготовки специалистов среднего звена в соответствии с запросами регионального рынка труда на основе прогнозирования и мониторинга потребности в кадрах;
- обеспечение поддержки приоритетных направлений подготовки профессиональных кадров с учетом перспектив развития отраслей экономики края, научно-технического прогресса;
- интеграция ссузов с учебными заведениями, реализующими программы начального и высшего профессионального образования.
Основные направления:
- оптимизация сети средних специальных учебных заведений различных организационно-правовых форм, а также сети филиалов ссузов;
- совершенствование структуры специальностей и объемов подготовки в соответствии с потребностями рынка труда;
- создание в системе СПО многоуровневых образовательных учреждений;
- интеграция высшего и среднего профессионального образования на ассоциативных началах;
- создание на базе образовательных учреждений СПО ресурсных центров по профильному обучению в старших классах.
Перечень мероприятий
N пп |
Мероприятия | Сроки исполнения |
Ответственные |
1.1. | Организация мониторинга текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы края в кадрах со средним профессиональным образованием в территориальном и профессиональном аспектах |
В течение всего периода |
МО ХК УГСЗН ссузы центр маркетинговых исследований |
1.2. | Разработка предложений по оптимизации сети ссузов на территории края |
2006 | МО ХК совет директоров |
1.3. | Оптимизация объемов и структуры подготовки специалистов со средним профессиональным образованием в соответствии с потребностями отраслей экономики края |
2006 - 2010 | МО ХК |
1.4. | Разработка и реализация механизма интеграции среднего и высшего профессионального образования |
2006 - 2009 | МО ХК совет директоров совет ректоров вузов |
1.5. | Разработка и реализация механизма внедрение# интеграции начального и среднего профессионального образования |
2006 - 2009 | МО ХК совет директоров |
1.6. | Уточнение перечня специализаций и дополнительных профессиональных образовательных программ, направленных на подготовку кадров для опережающего решения актуальных задач развития региона |
2006 - 2007 | МО ХК совет директоров ссузы |
1.7. | Открытие новых специальностей преимущественно технического профиля с учетом потребностей регионального рынка труда |
В течение всего периода |
МО ХК ссузы |
1.8. | Издание информационного справочника о структуре подготовки специалистов со средним профессиональным образованием |
Ежегодно | МО ХК УФГСЗН |
1.9. | Развитие материально-технической базы филиалов и представительств ссузов |
В течение всего периода |
МО ХК ссузы |
1.10 . |
Поддержка деятельности учебно-производственных комплексов, обеспечивающих непрерывность профессионального образования |
В течение всего периода |
МО ХК совет директоров совет ректоров |
1.11 . |
Согласование контрольных цифр приема в ссузы с учетом потребностей регионального рынка труда |
ежегодно | МО ХК УФГСЗН министерство культуры края министерство здравоохранения края |
1.12 . |
Совершенствование системы целевой контрактной подготовки специалистов со средним профессиональным образованием |
В течение всего периода |
МО ХК ссузы |
1.13 . |
Сравнительный анализ учебных планов, основных образовательных программ повышенного уровня ГОС СПО и учебных планов образовательных программ подготовки бакалавров |
2007 - 2008 | МО ХК ДВФИПР СПО ссузы вузы предприятия-ра- ботодатели |
1.14 . |
Разработка вариативных механизмов интеграции программ профессионального образования разных уровней: сопряженных учебных планов, основных образовательных программ подготовки федерального и регионального компонентов в системе непрерывного профессионального образования |
2006 - 2007 | МО ХК ДВФИПР СПО вузы ссузы |
1.15 . |
Разработка предложений по обновлению образовательных стандартов, учебных планов и программ, обновление учебно-методического сопровождения образовательного процесса учреждений СПО |
В течение всего периода |
ссузы |
1.16 . |
Подготовка и реализация краевой программы "Колледж малого города" |
2007 | МО ХК ссузы |
2. Обеспечение государственных гарантий доступности и качества среднего профессионального образования
Цели:
- обеспечение равного доступа к образованию для различных социальных слоев и территориальных групп населения;
- обеспечение качества образования с учетом потребности отраслей экономики, социальной сферы и предприятий работодателей.
Задачи:
- соблюдение законодательства при приеме в учреждения СПО, обеспечение равного доступа к образованию;
- обеспечение соответствия уровня знаний студентов и выпускников требованиям государственного образовательного стандарта СПО;
- создание научно обоснованной системы управления качеством образования и оценки качества деятельности образовательного учреждения, переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами;
- последовательное осуществление комплекса мер по повышению качества СПО как практико-ориентированного уровня образования через создание условий для продуктивного взаимодействия предприятий и образовательных учреждений СПО на современной технологической базе.
Основные направления:
- совершенствование содержательного и технологического аспектов профессиональной подготовки;
- усиление сбалансированности в профессиональных и личностных компетенций# специалистов среднего звена;
- совершенствование современных образовательных ресурсов и технологий с учетом изменения требований к характеру деятельности специалиста и реализации принципов практико-ориентированной направленности, индивидуализации и дифференциации СПО;
- создание единой информационной среды в краевой системе СПО;
- участие ссузов в эксперименте по введению ЕГЭ в Хабаровском крае;
- обеспечение конституционных прав на получение образования сирот, инвалидов и других категорий граждан, которым в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены льготы.
Перечень мероприятий
N пп |
Мероприятия | Сроки исполнения |
Ответствен- ные |
2.1. | Разработка модели региональной системы оценки качества СПО и реализуемых образовательных программ, включая разработку преемственных по уровням образования контрольно-измерительных материалов, организационного и информационно-технологического обеспечения процедур оценивания |
2007 | ДВФИПР СПО |
2.2. | Разработка модели региональной системы оценки качества СПО |
2008 - 2009 |
МО ХК ДВМФИПР СПО |
2.3. | Разработка типовых моделей информационной базы для обеспечения региональной системы оценки качества СПО |
2007 | МО ХК ДВМФИПР СПО |
2.4. | Разработка нормативной документации по системе независимой оценки качества профессиональной подготовки |
2007 | МО ХК совет директоров ссузов |
2.5. | Введение единого государственного экзамена в штатный режим, переход к приему в ссузы на базе основного (полного) общего образования на основании и по результатам ЕГЭ |
2008 | МО ХК ссузы |
2.6. | Информирование абитуриентов и их родителей о реальных потребностях регионального рынка труда, стоимости обучения в ссузах |
В течение всего периода |
МО ХК ссузы, УФГСЗН |
2.7. | Разработка предложений по совершенствованию содержания ГОС СПО с учетом перспективных потребностей регионального рынка труда |
2007 - 2008 |
МО ХК ссузы |
2.8. | Поддержка деятельности Регионального центра открытого и дистанционного образования на базе ГОУ СПО "Хабаровский промышленно-экономический техникум" |
В течение всего периода |
МО ХК |
2.9. | Участие в федеральном эксперименте по предпрофильной и профильной подготовке учащихся общеобразовательных школ в части предоставления образовательных услуг |
В течение всего периода |
МО ХК ссузы |
2.10 . |
Создание условий, гарантирующих защиту прав личности, психологическую и физическую безопасность всех субъектов образовательного процесса в ссузах |
В течение всего периода |
МО ХК ссузы |
2.11 . |
Усиление в рамках учебных планов фундаментальной подготовки будущих специалистов, формирование их способности к исследовательской деятельности в предметной и профессиональной сферах |
В течение всего периода |
ссузы |
2.12 . |
Разработка и внедрение модульной структуры программ подготовки по направлениям и специальностям СПО |
2007 - 2008 |
ссузы |
2.13 . |
Разработка и внедрение современных моделей содержания СПО и практической подготовки специалистов среднего звена |
2007 - 2008 |
ссузы |
2.14 . |
Согласование учебных планов ссузов и вузов в рамках непрерывного профессионального образования |
В течение всего периода |
ссузы вузы |
2.15 . |
Содействие развитию и внедрению новых современных образовательных ресурсов и технологий, эффективных форм и методов обучения, базирующихся на средствах информатизации и телекоммуникации, дистанционных формах обучения |
В течение всего периода |
МО ХК ссузы совет директоров |
2.16 . |
Участие в мероприятиях по формированию единого образовательного пространства на территории Дальневосточного федерального округа через: - участие в работе Совета директоров ссузов Дальневосточного федерального округа; - содействие проведению межрегиональных научно-практических конференций; - участие в работе межрегионального научно-методического совета; - содействие в организации и проведении межрегиональных конкурсов "Преподаватель года", "Самый классный классный"; - участие в межрегиональных конкурсах профессионального мастерства студентов ссузов |
В течение всего периода |
МО ХК совет директоров |
2.17 . |
Создание комплектов региональных образовательных программ, учебно-методической литературы, в том числе на электронных носителях, для обеспечения приоритетных направлений и специальностей СПО |
2006 - 2008 |
ДВМФИПР СПО ссузы |
2.18 . |
Создание условий для реализации механизма общественно-государственной аттестации и аккредитации ссузов |
В течение всего периода |
МО ХК совет директоров |
2.19 | Участие работодателей в мероприятиях по контролю качества реализации образовательных программ ссузов |
В течение всего периода |
совет директоров |
2.20 . |
Реализация подпрограммы "Совершенствование воспитательной системы в ссузах" |
2006 - 2010 |
МО ХК ссузы КМП |
3. Совершенствование организационно-экономических отношений в системе среднего профессионального образования
Цель: укрепление автономности и финансовой самостоятельности учебных заведений среднего профессионального образования.
Задача: совершенствование организационно-экономического механизма деятельности учреждений системы среднего профессионального образования, формирование экономической основы развития учебных заведений в современных социально-экономических условиях.
Основные направления:
- развитие договорных отношений между учебными заведениями и предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм;
- использование производственного потенциала средних специальных учебных заведений для развития их образовательной и хозяйственной деятельности;
- расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения;
- повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности профессионального образования в результате опережающего обновления материально-технической базы среднего профессионального образования.
Перечень мероприятий
N пп |
Мероприятия | Сроки исполнения |
Ответственные |
3.1. | Заключение долговременных соглашений с заказчиками кадров |
В течение всего периода |
ссузы |
3.2. | Формирование предложений и создание учебно-производственных комплексов |
2007 | МО ХК совет директоров |
3.3. | Укрепление учебно-материальной базы учебно-производственных мастерских, обновление станочного парка |
2006 - 2008 | ссузы |
3.4. | Укрепление учебно-лабораторной базы и компьютеризация учебного процесса |
В течение всего периода |
МО ХК ссузы |
3.5. | Расширение объемов предоставления платных образовательных услуг для населения через: - развитие системы дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации и переподготовки, курсовая подготовка); - открытие новых специальностей по профилю учебного заведения на коммерческой основе; - развитие дистанционного образования; - экстерната. |
В течение всего периода |
ссузы |
3.6. | Привлечение дополнительных финансовых средств из федерального бюджета путем: - участия в федеральных целевых программах по капитальному строительству и реконструкции учебных заведений; - включения в проекты и программы министерств и ведомств мероприятий по укреплению и совершенствованию материально-технической базы ссузов; - включения в планы мероприятий МОН РФ по капитальному ремонту зданий и сооружений учебных заведений и общежитий |
В течение всего периода |
МО ХК ссузы |
3.7. | Укрепление материально-технической базы, содержание зданий и сооружений, их капитальный ремонт, благоустройство территорий, долевое участие в строительстве жилья для преподавателей |
В течение всего периода |
совет директоров ссузы |
3.8. | Создание попечительских советов ссузов | 2006 - 2007 | ссузы |
4. Управление средним профессиональным образованием
Цель: создание условий для подготовки высококвалифицированных специалистов для отраслей экономики и социальной сферы края.
Задача: формирование эффективной системы государственно-общественного регулирования деятельности учреждений среднего профессионального образования в условиях регионализации образования.
Основные направления:
- повышение роли органов самоуправления в учебных заведениях СПО;
- обеспечение взаимодействия с федеральными и отраслевыми органами управления образованием на основе согласованных программ развития;
- использование процедур лицензирования образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации средних специальных учебных заведений как средство управления ссузами;
- содействие созданию общественных органов управления в ссузах, расширение их взаимодействия с государственными и региональными органами управления образованием.
Перечень мероприятий
N пп |
Мероприятия | Сроки исполнения |
Ответственные |
4.1. | Повышение статуса общественных и государственно-общественных объединений и роли в управлении СПО |
В течение всего периода |
МО ХК совет директоров |
4.2. | Нормативно-правовое, организационно-методическое обеспечение деятельности подведомственных ссузов, краевого совета директоров, его структурных подразделений |
В течение всего периода |
УВСПО совет директоров |
4.3. | Изучение практики и разработка предложений по оптимизации региональной структуры общественно-государственной системы управления ссузами |
2006 | МО ХК совет директоров |
4.4. | Разработка механизма, регламентирующего деятельность общественных организаций в проведении мониторинга и контроля качества СПО |
2007 - 2008 | МО ХК совет директоров |
4.5. | Участие органов управления образованием и общественных организаций в проведении мониторинга развития региональной системы СПО |
2006 - 2010 | МО ХК совет директоров |
4.6. | Разработка механизма привлечения и стимулирования деятельности общественных и молодежных организаций, способствующих развитию региональной системы СПО и распространение позитивного опыта совместной деятельности |
В течение всего периода |
МО ХК совет директоров |
4.7. | Реализация механизма комплексной оценки деятельности учреждений СПО с участием общественных организаций |
В течение всего периода |
МО ХК совет директоров совет ректоров |
4.8. | Формирование банка данных о деятельности общественных организаций по повышению качества подготовки специалистов со СПО |
В течение всего периода |
совет директоров общественные организации |
4.9. | Вовлечение общественных организаций в решение информационных, кадровых и социальных проблем ссузов |
2006 - 2010 | совет директоров ссузы |
4.10. | Внедрение в систему управления учреждениями СПО элементов электронного документооборота |
2008 | МО ХК совет директоров |
5. Социально-экономическая поддержка работников и обучающихся средних специальных учебных заведений
Цель: сохранение кадрового потенциала, поддержка студентов из малообеспеченных семей и талантливой молодежи.
Задача: повышение социального статуса работника образования, престижа педагогической профессии и мотивации труда, расширение системы социально-экономической поддержки сотрудников, преподавателей и студентов.
Основные направления:
- формирование системы материального и морального стимулирования работников и студентов;
- содействие обеспечению отдыха, медицинского обслуживания преподавателей и студентов ссузов, развитие других форм социальной поддержки;
- обеспечение выполнения федерального и краевого законодательства в части оплаты труда работников учреждений СПО и социальных гарантий студентов ссузов;
- выявление и поддержка талантливой молодежи.
Перечень мероприятий
N пп |
Мероприятия | Сроки исполнения |
Ответственные |
5.1. | Обеспечение социальной защиты работников и студентов ссузов в соответствии и существующей нормативно-правовой базой и по согласованию с профсоюзными комитетами |
В течение всего периода |
МО ХК совет директоров ссузы профсоюзные организации |
5.2. | Сохранение гарантий и компенсаций работникам ссузов, расположенных в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, установленных законодательством Российской Федерации и края |
В течение всего периода |
МО ХК совет директоров ссузы |
5.3. | Изучение возможностей введения: - доплат молодым преподавателям в первые 3 года работы в образовательных учреждениях за счет внебюджетных средств; - надбавок за продолжительность непрерывной работы всем категориям работников образовательных учреждений за счет дополнительных источников финансирования |
2006 | ссузы |
5.4. | Разработка положения о краевом конкурсе коллективных договоров, соглашений |
В течение всего периода |
Краевой совет профсоюзов совет директоров ссузы |
5.5. | Создание в учебных заведениях советов молодых преподавателей с целью решения социально-экономических и профессиональных проблем молодых педагогов |
В течение всего периода |
МО ХК совет директоров ссузы |
5.6. | Проведение мониторинга кадрового обеспечения образовательных учреждений |
В течение всего периода |
МО ХК совет директоров ссузы |
5.7. | Реализация Федеральной программы "Комплексная безопасность образовательного учреждения" |
В течение всего периода |
ссузы |
5.8. | Оказание финансовой помощи преподавателям-участникам конкурсов "Преподаватель года", "Лидер в образовании" и др. |
В течение всего периода |
совет директоров ссузы |
5.9. | Разработка дополнительных мер по обеспечению студентов вторичной занятостью в свободное от учебы время через молодежные биржи труда, центры занятости |
В течение всего периода |
УФГСЗН совет директоров ссузы |
5.10 . |
Оказание материальной помощи, организация культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, санаторно-курортного лечения и отдыха студентов |
В течение всего периода |
совет директоров ссузы |
5.11 . |
Выделение дополнительных средств на выплату именных стипендий внутри ссузов |
В течение всего периода |
совет директоров ссузы |
5.12 . |
Контроль соблюдения законодательства в части взимания платы за проживание в студенческих общежитиях, выплаты в полном объеме пособий сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, инвалидам |
В течение всего периода |
МО ХК совет директоров ссузы |
5.13 . |
Привлечение студентов ссузов к выполнению научно-исследовательских работ и оказанию помощи в реализации практических проектов с выделением дополнительных целевых средств. |
В течение всего периода |
МО ХК совет директоров |
6. Социальное партнерство в системе среднего профессионального образования
Цель: обеспечение эффективного взаимодействия ссузов и работодателей в вопросах контроля соответствия качества подготовки выпускников перспективным запросам регионального рынка труда и содействие их трудоустройству и адаптации.
Задачи:
- развитие системы социального партнерства;
- расширение направлений и организационных форм взаимодействия субъектов социального партнерства.
Основные направления:
- определение требований к качеству подготовки специалистов со стороны работодателей и их участие в итоговой государственной аттестации выпускников;
- определение и корректировка требований к содержанию и качеству учебно-программной документации;
- участие работодателей в развитии учебно-материальной базы учебных заведений;
- участие работодателей в оценке деятельности образовательных учреждений, в формировании программ развития, в лицензировании, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;
- проведение профориентационной работы среди различных категорий населения;
- содействие трудоустройству выпускников средних специальных учебных заведений;
- формирование квалификационных требований к уровню подготовки специалистов среднего звена в соответствии с запросами рынка труда.
Перечень мероприятий
N пп |
Мероприятия | Сроки исполнения |
Ответственные |
6.1. | Разработка перспективных планов организации взаимодействия субъектов социального партнерства |
2006 | ссузы |
6.2. | Формирование и ежегодное корректирование банка данных о субъектах социального партнерства |
В течение всего периода |
МО ХК совет директоров ссузы |
6.3. | Заключение договоров о сотрудничестве между субъектами социального партнерства |
В течение всего периода |
ссузы |
6.4. | Привлечение субъектов социального партнерства к созданию и реализации системы оценки качества подготовки специалистов |
В течение всего периода |
МО ХК совет директоров ссузы |
6.5. | Развитие института Попечительских советов в ссузах |
В течение всего периода |
ссузы |
6.6. | Реализация эффективных моделей организации производственной (профессиональной) практики |
В течение всего периода |
ссузы |
6.7. | Разработка предложений по развитию института спонсорства ссузов субъектами социального партнерства |
В течение всего периода |
МО ХК совет директоров ссузы |
6.8. | Совершенствование системы оценки деятельности ссузов по трудоустройству выпускников |
Ежегодно | МО ХК совет директоров УФГСЗН |
6.9. | Проведение конкурса на лучшую постановку работы по трудоустройству выпускников |
Ежегодно | МО ХК ссузы |
6.10 . |
Содействие трудоустройству выпускников: - организация и проведение презентаций выпускников, конкурсов на лучшего выпускника в рамках учебных заведений; - участие средних специальных учебных заведений в краевом форуме "Карьера"; - расширение форм работы по содействию трудоустройству выпускников; - содействие временной занятости студентов |
В течение всего периода |
УФГСЗН ссузы |
6.11 . |
Распространение опыта работы ссузов по вопросам содействия трудоустройству выпускников (КТЛП, ХПЭТ, ХМТ) |
В течение всего периода |
МО ХК ссузы совет директоров |
6.12 . |
Внедрение результатов работы краевой экспериментальной площадки Хабаровского автодорожного техникума по маркетинговым исследованиям |
В течение всего периода |
МО ХК центр маркетинговых исследований |
6.13 . |
Проведение маркетинговых исследований по изучению востребованности на рынке труда выпускников ссузов по вновь открывшимся специальностям |
течение# всего периода |
ссузы центр маркетинговых исследований |
6.14 . |
Разработка методических рекомендаций по проведению маркетинговых исследований в сфере занятости выпускников и обеспечение ими ссузов края |
2006 | центр маркетинговых исследований |
6.15 . |
Создание маркетинговых служб в ссузах края |
2006 - 2007 | ссузы |
6.16 . |
Создание Межведомственного совета по содействию трудоустройству и адаптации выпускников учреждений СПО |
2006 | МО ХК УФГСЗН совет директоров |
6.17 . |
Реализация закона Хабаровского края от 30.10.2002 г. N 63 "О краевой целевой программе "Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах края на 2003 - 2007 годы" |
В течение всего периода |
МО ХК ссузы |
6.18 . |
Создание условий для вовлечения работодателей в процесс выработки дополнительных требований к уровню подготовки специалистов, к аттестации профессиональных образовательных программ и оценке качества СПО |
2006 | МО ХК |
6.19 . |
Привлечение социальных партнеров к участию в мониторинге регионального рынка труда, к формированию структуры специальностей и специализаций СПО |
2007 | МО ХК |
6.20 . |
Разработка и внедрение современных методов рейтинговой оценки учреждений СПО с участием работодателей |
2008 | МО ХК |
6.21 . |
Создание и развитие системы публичной отчетности учреждений СПО |
2007 | МО ХК совет директоров ссузы |
6.22 . |
Обсуждение в научно-педагогической среде, печатных и электронных средствах массовой информации проблематики, связанной с повышением качества СПО и перспективами многоуровневой подготовки кадров |
В течение всего периода |
МО ХК совет директоров |
7. Информационное и нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования
Цели: регламентация деятельности и сохранение единого образовательного пространства в региональной системе СПО в условиях модернизации образования.
Задачи:
- участие в разработке предложений в законодательную и нормативно-правовую базу функционирования среднего профессионального образования в условиях регионализации;
- нормативно-правовое регулирование деятельности СПО;
- развитие единого информационного пространства в системе СПО Хабаровского края;
- обеспечение деятельности ссузов в рамках единого правового поля в области профессионального образования.
Основные направления:
- формирование нормативно-правовой базы среднего профессионального образования;
- информационное обеспечение организации образовательного процесса в условиях модернизации образования.
Перечень мероприятий
N пп |
Мероприятия | Сроки исполнения |
Ответственные |
7.1. | Создание нормативно-правовой базы для обеспечения развития договорных отношений в сфере образования |
В течение всего периода |
МО ХК совет директоров |
7.2. | Издание обобщенного сборника краевых нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учебных заведений Хабаровского края с 2005 - 2010 гг. |
2010 | МО ХК совет директоров |
7.3. | Разработка нормативно-правовых документов: - Положение о системе общественно-государственного управления региональной системой СПО; - Методические указания по организации проектной деятельности в ссузах |
2006 2007 |
МО ХК совет директоров |
7.4. | Организация постоянно действующей выставки по вопросам обеспечения нормативно-правовой, учебно-информационной, справочной литературы |
2007 - 2010 | ДВФИПР СПО |
7.5. | Проведение семинаров, совещаний с участием представителей отраслевых министерств Правительства хабаровского# края |
В течение всего периода |
МО ХК совет директоров |
7.6. | Организация повышения квалификации руководящих и педагогических работников СПО по вопросам информационного и нормативно-правового обеспечения деятельности системы СПО |
В течение всего периода |
МО ХК совет директоров |
7.7. | Создание сайта системы СПО Хабаровского края |
2007 | МО ХК совет директоров |
7.8. | Разработка электронных образовательных продуктов по дисциплинам базисного плана и их методическая поддержка через образовательный сайт СПО |
2009 | МО ХК совет директоров |
7.9. | Создание банка данных учебно-методической литературы по всем специальностям и направлениям на электронных носителях |
В течение всего периода |
МО ХК совет директоров |
7.10 . |
Развитие сетевого взаимодействия ссузов по использованию материально-технических ресурсов в образовательном процессе |
В течение всего периода |
МО ХК совет директоров |
Подпрограмма
"Развитие региональной системы непрерывного профессионально-педагогического образования работников учреждений СПО"
Цель: личностно-профессиональный рост преподавателей ссузов и качественные изменения в кадровом составе учреждений СПО в ходе непрерывного профессионально-педагогического образования (НППО) преподавателей и руководителей ссузов.
Задачи:
- развитие региональной системы непрерывного профессионально-педагогического образования преподавателей ссузов;
- обеспечение соответствия уровня личностно-профессиональной компетентности педагогических кадров требованиям ГОС СПО и потребностям регионального рынка труда;
- создание условий для формирования гибких образовательных траекторий для продвижения преподавателя в образовательном пространстве;
- пропаганда новых образовательных технологий, современных форм и методов обучения на базе информационных технологий, опирающихся на тесную интеграцию образования, науки и практической деятельности;
- обеспечение преемственности всех уровней образования в системе НППО преподавателей ссузов;
- усиление практической направленности обучения преподавателей в системе НППО;
- развитие научных исследований по важнейшим проблемам в области среднего профессионального образования.
Основные направления:
- подготовка педагогических и управленческих кадров для системы среднего профессионального образования;
- формирование целевого заказа на подготовку специалистов для обеспечения ссузов педагогическими кадрами;
- дополнительное педагогическое образование для преподавателей специальных дисциплин, в том числе в форме стажировок;
- профессиональная переподготовка преподавателей гуманитарного и социально-экономического профилей;
- содействие подготовке преподавателей в вузах края по новым специальностям и дисциплинам;
- освоение новых технологий обучения (информационных, дистанционных, модульных, личностно-ориентированных и др.);
- использование новых форм внутрифирменного повышения квалификации в условиях инновационной деятельности;
- совершенствование системы аттестации руководящих и педагогических кадров;
- формирование резерва руководящих кадров учебных заведений;
- обновление преподавательского состава, привлечение молодых специалистов, выпускников вузов к преподавательской деятельности в ссузах;
- привлечение к преподаванию специальных дисциплин работников, имеющих опыт производственной деятельности;
- развитие опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности на базе краевых экспериментальных площадок;
- прогнозирование основных направлений научных исследований в области среднего профессионального образования в Хабаровском крае;
- развитие системы научно-методического сопровождения образовательного процесса в ссузах.
Перечень мероприятий
N пп |
Мероприятия | Сроки исполнения |
Ответственные |
1. Создание условий для развития региональной системы непрерывного
профессионально-педагогического образования работников ссузов
1.1. | Обновление резерва руководителей ссузов |
ежегодно | МО ХК |
1.2. | Мониторинг кадровой обеспеченности ссузов в количественном и качественном аспектах |
ежегодно | МО ХК ссузы |
1.3. | Мониторинг образовательных потребностей педагогических и руководящих работников учреждений СПО |
В течение всего периода |
МО ХК МФПК ПК ВСПО ДВГГУ |
1.4. | Формирование целевого заказа на подготовку, повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров для учреждений СПО |
ежегодно | МО ХК ссузы |
1.5. | Согласование предложений и тематики научно-исследовательских работ в системе СПО Хабаровского края |
ежегодно | МО ХК ДВФИПР СПО совет директоров совет ректоров |
1.6. | Разработка и апробация механизмов государственной поддержки и стимулирования перспективных прикладных исследований, развития приоритетных научных направлений в системе СПО края |
В течение всего периода |
МО ХК |
1.7. | Проведение краевых смотров-конкурсов: - "Преподаватель года"; "Самый "классный" классный"; - информационно-методических центров ссузов; - научно-исследовательских и методических разработок преподавателей. |
1 раз в два года |
ДВФИПР СПО совет директоров |
1.8. | Выпуск информационно-методического бюллетеня "Россыпи идей и опыта" |
4 раза в год | МО ХК МФПК ПК ВСПО ДВГГУ |
1.9. | Издание сборников по материалам научно-практических конференций, семинаров |
По итогам работы |
ИИЦ СПО |
2. Повышение квалификации и переподготовка педагогических и
управленческих кадров ссузов
2.1. | Содействие выделению в аспирантурах вузов края бюджетных или льготных мест для руководителей и преподавателей ссузов |
В течение всего периода |
МО ХК совет ректоров вузов |
2.2. | Организация обязательной профессиональной переподготовки руководителей ссузов, не имеющих педагогического образования, по вопросам педагогики и психологии |
В течение всего периода |
МО ХК ссузы |
2.3. | Подготовка резерва руководителей ссузов по программе "Менеджер образования" |
В течение всего периода |
МО ХК ссузы |
2.4. | Организация повышения квалификации кадрового состава маркетинговых служб |
В течение всего периода |
МФПК ПК ВСПО ДВГГУ ссузы |
2.5. | Создание системы подготовки кадров в области оценки качества СПО |
2007 - 2010 | МО ХК |
2.6. | Разработка предложений по процедуре и форме аттестации педагогических кадров системы СПО |
2006 | МО ХК совет директоров |
2.7. | Создание необходимых условий для организации и проведения аттестации педагогических кадров на высшую квалификационную категорию на региональном уровне |
В течение всего периода |
МО ХК совет директоров ссузы |
3. Развитие инновационной и научно-исследовательской деятельности
3.1 | Привлечение научного потенциала вузов края для научного сопровождении# исследований и проведения экспертной работы в системе СПО |
В течение всего периода |
МО ХК ДВМФ ИПР СПО МФПК ПК ВСПО ДВГГУ ссузы |
3.2. | Развитие консалтинговой службы в рамках МФПК ПК ВСПО ДВГГУ |
В течение всего периода |
МФПК ПК ВСПО ДВГГУ |
3.3. | Разработка инновационных проектов для реализации в экономике и социальной сфере края |
В течение всего периода |
МО ХК ссузы |
3.4. | Обобщение и распространение опыта экспериментальной и инновационной деятельности |
В течение всего периода |
МО ХК ДВМФ ИПР СПО МФПК ПК ВСПО ДВГГУ ссузы |
3.5. | Организация смотров, форумов, научно-практических конференций, тематических семинаров по наиболее актуальным аспектам экспериментальной и инновационной деятельности учреждений СПО, реализации настоящей Программы: Краевые научно-практические конференции: - воспитательная работа в системе СПО; - использование информационных технологий в учебном процессе; - развитие инновационной деятельности в ссузах; - опыт и перспективы развития дистанционного обучения; - итоги реализация# Программы развития СПО Хабаровского края на 2005 - 2010 гг. |
2006 2007 2008 2009 2010 |
МО ХК ДВФИПР СПО |
3.6. | Поддержка деятельности краевых экспериментальных площадок по актуальным направлениям развития системы СПО |
В течение всего периода |
МО ХК ДВФИПР СПО |
3.7. | Мониторинг научных исследований в области СПО, создание банка данных о научно-исследовательской работах по проблематике СПО |
В течение всего периода |
ДВФИПР СПО |
3.8. | Участие в научно-исследовательских программах Минобрнауки РФ |
В течение всего периода |
МО ХК ДВФИПР СПО |
3.9. | Формирование и реализация механизма взаимодействия учебных заведений с научно-исследовательскими учреждениями, научными и творческими сообществами |
В течение всего периода |
МО ХК ДВФИПР СПО |
3.10 . |
Разработка программ развития кадрового потенциала образовательных учреждений |
В течение всего периода |
ссузы |
Подпрограмма
"Совершенствование воспитательной работы в ссузах"
Цель: создание системы воспитательной работы студентов ссузов, направленной на воспитание профессиональнозначимых качеств выпускника ссуза, патриотизма и гражданственности.
Задачи:
- создание условий для подготовки высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности;
- создание условий для развития экологической, правовой, информационной, коммуникативной культуры специалистов, гражданской ответственности, правового самосознания, инициативности, самостоятельности, успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда.
Основные направления:
- развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений СПО с целью обеспечения гражданского воспитания, профессионального самоопределения и творческой самореализации личности;
- развитие воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе;
- организация мониторинга состояния здоровья студентов; повышение качества физического воспитания студентов, создание условий для здорового образа жизни;
- рационализация досуговой деятельности, формирование общественных объединений в ссузе.
Перечень мероприятий
N пп |
Мероприятия | Сроки исполнения |
Ответственные |
1. Развитие профессиональной культуры
/------------------------------------------------------------------------\
|1.1. |Формирование перечня дисциплин по| В течение |совет |
| |выбору общего гуманитарного и| всего |директоров |
| |социально-экономического цикла и| периода |ссузы |
| |факультативов, направленных на| | |
| |формирование чувства национального| | |
| |достоинства, коммуникативной и| | |
| |экологической культуры, этики,| | |
| |активного стремления участвовать в| | |
| |общественной жизни и построении| | |
| |правового государства | | |
|-----+---------------------------------------+-----------+--------------|
|1.2. |Организация краевого конкурса на лучшую|2006 - 2008|МО ХК |
| |программу по дисциплинам по выбору| |совет |
| |студентов: | |директоров |
| |- психология общения; | |ссузы |
| |- современный этикет; | | |
| |- профессиональная этика; | | |
| |- человек и общество; | | |
| |- этика и психология семейной жизни | | |
|-----+---------------------------------------+--------------------------/
|1.3. |Проведение семинаров, практикумов для|2006 - 2010 |МО ХК |
| |преподавателей ссузов по обмену опытом| |совет |
| |в работе по актуализации| |директоров |
| |воспитательного потенциала дисциплин| |ссузы |
| |преподавателей по обще-гуманитарным#,| | |
| |социально-экономическим, | | |
| |обще-профессиональным# и специальным| | |
| |дисциплинам | | |
|-----+---------------------------------------+--------------------------/
|1.4. |Учреждение грантов по различным|2008 - 2010 |МО ХК |
| |направлениям профессиональной и| |совет |
| |воспитательной деятельности для ссузов | |директоров |
| | | |ссузы |
|-----+---------------------------------------+--------------------------/
|1.5. |Использование инновационных технологий,| В течение |совет |
| |направленных на актуализацию| всего |директоров |
| |воспитательного потенциала учебных| периода |ссузы |
| |дисциплин | | |
|-----+---------------------------------------+--------------------------/
|1.6. |Проведение краевых выставок| В течение |МО ХК |
| |технического творчества,| всего |совет |
| |научно-исследовательских работ и| периода |директоров |
| |предметных олимпиад | |ссузы |
|-----+---------------------------------------+--------------------------/
|1.7. |Организация и проведение краевых| В течение |МО ХК |
| |конкурсов профессионального мастерства| всего |совет |
| |среди студентов ссузов | периода |директоров |
| | | |ссузы |
|-----+---------------------------------------+--------------------------/
|1.8. |Развитие научно-исследовательской| В течение |МО ХК |
| |работы студентов через создание научных| всего |совет |
| |студенческих обществ в ссузах | периода |директоров |
|-----+---------------------------------------+--------------------------/
|1.9. |Создание условий для адаптации| В течение |МО ХК |
| |студентов в ссузе и привития любви к| всего |совет |
| |будущей профессии | периода |директоров |
\------------------------------------------------------------------------/
2. Формирование здорового образа жизни и физическое воспитание
2.1. | Организация студенческих спартакиад, спортивных соревнований, турниров, эстафет и т.д. |
В течение всего периода |
совет директоров |
2.2. | Создание внутри учебных заведений здоровье сберегающих программ для студентов и преподавателей |
2006 | ссузы |
2.3. | Создание в ссузах комнат психологической разгрузки, служб доверия |
2006 - 2007 | совет директоров |
2.4. | Организация молодежного досуга (клубы по интересам, фестивали самодеятельного творчества, поисковые экспедиции, конкурсы студенческих театров, студий, музеев) |
В течение всего периода |
совет директоров ссузы |
2.5. | Реализация программ по адаптивной физической культуре |
В течение всего периода |
ссузы |
2.6. | Проведение конкурсов студенческих печатных изданий, плакатов как в стенах ССУЗов, так и в кинотеатрах, стадионах, кафе, парках и т.п. |
В течение всего периода |
совет директоров |
2.7. | Проведение организационно-разъяснительной работы: организация бесед студентов с наркологами, психотерапевтами, представителями судебных и правоохранительных органов, формирование комплексной системы оказания медицинской и наркологической помощи студентам |
В течение всего периода |
совет директоров ссузы |
2.8. | Организация в ссузах системы мониторинга здоровья студентов для последующей корректировки средств и способов проведения профилактической работы |
В течение всего периода |
ссузы |
2.9. | Организация в системе СПО постоянно действующего семинара, медико-педагогического центра для подготовки волонтеров с целью пропаганды здорового образа жизни |
2006 - 2007 | совет директоров ссузы |
3. Патриотическое воспитание и развитие гражданско-правовой
культуры
3.1. | Проведение мероприятий, посвященных государственным праздникам и памятным датам в истории страны |
В течение всего периода |
совет директоров ссузы |
3.2. | Организация исторических клубов, проведение фестивалей дружбы народов, туристических походов, экскурсий, поисковой работы с целью формирования национального самосознания |
В течение всего периода |
совет директоров ссузы |
3.3. | Организация и проведение региональной научно-практической конференции, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне |
2010 | МО ХК КМП совет директоров ссузы |
3.4. | Изучение своего края, народных традиций на занятиях по гуманитарным, социально-экономическим дисциплинам |
В течение всего периода |
совет директоров ссузы |
3.5. | Организация и проведение краевого фотоконкурса "Мой любимый техникум" |
в течение всего периода |
совет директоров ссузы |
3.6. | Организация и проведение мероприятий по пропаганде государственной и краевой символики ссузов |
В течение всего периода |
совет директоров ссузы |
3.7. | Проведение мероприятий, посвященных 85-летию освобождения Дальнего Востока от белогвардейцев и интервентов |
2007 | ссузы |
3.8. | Постоянное шефство учебных заведений и студентов над ветеранами войны, тыла, труда |
В течение всего периода |
совет директоров ссузы |
3.9. | Разработка и реализация комплексной программы "Хабаровскому краю - 70 лет" |
2008 | совет директоров ссузы |
3.10. | Создание экспозиции "Ветераны педагогического труда системы СПО Хабаровского края" |
2007 | ссузы |
3.11. | Организация встреч с участниками Великой Отечественной войны и локальных войн |
В течение всего периода |
ссузы |
3.12. | Организация и проведение праздничных торжественных мероприятий к 150-летию г. Хабаровска |
2008 | МО ХК совет директоров |
3.13. | Организация и проведение Уроков Памяти на тему "Дни воинской славы России", читательских конференций |
В течение всего периода |
ссузы |
3.14. | Организация и проведение походов по местам боевой славы "Этих дней не смолкнет слава..." |
2007 - 2008 | КМП совет директоров ссузы |
3.15. | Проведение краевых, городских конкурсов музеев и музейных экспозиций |
2007 - 2008 | МО ХК совет директоров |
3.16. | Введение в учебные планы факультативных курсов по военно-технической подготовке студентов |
2007 - 2008 | совет директоров ссузы |
3.17. | Организация работы военно-технических кружков, клубов "Молодой воин", проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта |
2007 - 2008 | ссузы |
3.18. | Издание сборника методических материалов "Из опыта работы ссузов Хабаровского края по военно-патриотическому воспитанию студентов" |
2006 | совет директоров ссузы |
3.19. | Создание аллеи Памяти павших в боях за Родину (в районе Хабаровского торгово-экономического техникума) |
2009 | КМП совет директоров |
3.20. | Организация акций по сохранности памятников истории и мемориальных комплексов |
В течение всего периода |
КМП совет директоров |
3.21. | Проведение исследовательской, поисковой работы студентов с целью создания летописи "О героях-земляках" |
2006 - 2010 | совет директоров |
3.22. | Проведение семинаров, пресс-конференций по правовой тематике, создание авторских программ по элективным правовым дисциплинам |
В течение всего периода |
совет директоров ссузы |
3.23. | Проведение мониторинга, анкетирования, социологических исследований с целью развития нравственной и правовой культуры |
В течение всего периода |
КМП совет директоров ссузы |
3.24. | Организация работы правовому информированию, созданию клубов по интересам |
В течение всего периода |
совет директоров ссузы |
3.25. | Создание в ссузах музеев, клубов с привлечением ветеранов труда, представителей работодателей |
В течение всего периода |
ссузы |
4. Экологическое воспитание
4.1. | Организация природоохранной пропаганды в студенческих СМИ |
В течение всего периода |
КМП совет директоров ссузы |
4.2. | Участие в озеленительных, культуротехнических работах, рейдах по охране земель, водоемов, лесов, парков в пределах своей "малой Родины" |
В течение всего периода |
совет директоров ссузы |
4.3. | Участие в образовательных региональных экологических программах и проектах, акциях "Человек мира", "Чистый город" |
В течение всего периода |
совет директоров ссузы |
4.4. | Включение студентов в социальную деятельность: охрана памятников культуры, благоустройство города, территории ссузов |
В течение всего периода |
совет директоров ссузы |
4.5. | Организация и проведение краевых студенческих форумов, конференций, акций по экологии |
В течение всего периода |
КМП совет директоров |
4.6. | Проведение краевого туристического слета, общественного похода "Биощит" |
В течение всего периода |
совет директоров ссузы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Министерства образования Хабаровского края от 15 ноября 2005 г. N 5 "Итоги выполнения Программы развития среднего профессионального образования в Хабаровском крае на 2002 - 2005 гг. и утверждение Программы развития среднего профессионального образования Хабаровского края на 2006 - 2010 годы"
Текст решения официально опубликован не был