Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 26 февраля 2006 г. N А73-12453/2005-22
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1779 настоящее решение оставлено без изменения
Домоуправление Хабаровской квартирно-эксплуатационной части обратилось к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска, Министерству финансов Хабаровского края с иском о взыскании понесенных расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг с 01.01.02 г. по 31.12.04 г., в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в сумме 67 016,52 руб.
Истец, в судебном заседании исковые требования уточнил, в связи с допущенной в расчете суммы иска ошибкой, просит взыскать с ответчиков убытки, понесенные в связи с предоставлением отдельной категории граждан субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.02 г. по 31.12.04 г. в размере 66 782,52 руб., в обоснование ссылается на Указ Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Представитель Министерства финансов РФ иск не признала и пояснила, что Российская Федерация не обеспечила передачу на уровень субъектов финансовых средств на мероприятия по предоставлению данных льгот, в связи с чем данные требования не могут быть удовлетворены, если взыскиваемые средства не были законодательно утверждены в составе расходов соответствующего бюджета. Конституцией РФ предусмотрено, что социальная защита граждан, защита прав и обязанностей граждан предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. В отзыве Минфин РФ просит применить срок исковой давности.
Представитель Минфина края иск не признал в связи с неисполнением федеральными органами власти требований бюджетного законодательства о разграничении и закреплении расходных полномочий по предметам совместного финансирования. Указывает, что расходы на реализацию данных льгот должны учитываться в федеральном бюджете целевым назначением. Министерство финансов Хабаровского края возлагает ответственность на Министерство финансов РФ.
По утверждению финансового департамента, Администрации г. Хабаровска орган местного самоуправления г. Хабаровска, производит финансирование предприятий, предоставляющих льготы только в размере средств, предусмотренных в краевом бюджете для города Хабаровска. Считает, что, действия органов местного самоуправления, не предусмотревших при формировании бюджета г. Хабаровска на 2002 - 2004 гг. расходы на компенсацию организациям жилищно-коммунального хозяйства доходов от предоставления гражданам из числа многодетных семей льгот по оплате жилья и коммунальных, и не производивших соответствующее финансирование, являются законными.
Как установлено судом, Государственное учреждение Домоуправление Хабаровской квартирно-эксплуатационной части на основании Указа Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", актов сверки и списков льготников, утвержденных Управлением социальной защиты населения администрации города Хабаровска (отдел социальной защиты населения Центрального округа) за счет собственных средств предоставило с 01.01.02 г. по 31.12.04 г. гражданам, имеющим на это право, 30 % скидку по оплате жилищно-коммунальных услуг на общую сумму 66 782,52 руб.
В связи с невозмещением истцу государственными органам исполнительной власти и органами местного самоуправления указанных расходов заявлены настоящие требования.
Удовлетворяя данные требования, суд исходил из следующего.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
На основании ст. 85 Бюджетного кодекса РФ финансирование мероприятий социальной защиты населения осуществляется совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов и бюджетов муниципальных образований.
При этом, ст. 84, 86 Бюджетного кодекса РФ устанавливают правило о том, что исключительно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ финансируются расходы на обеспечение отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень.
Статьей 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не отнесено финансирование расходов, связанных с предоставлением федеральных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг к вопросам местного значения.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.01 г. "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г." предусматривается закрепление обязательств на финансирование расходов, нормативно-правовое регулирование, которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субсидий) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Пункт "б" Статьи 1 Указа Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" обязывает Правительство республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
Решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 N ГКПИ03-139 п. 2 Письма Министерства Финансов РФ N 51 и Министерства Социальной Защиты Населения РФ N 1-2359-18 от 29 июня 1992 года "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей", предусматривающие скидки на плату за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории признаны недействующими.
Согласно пункту 4 ст. 130, ст. 133, ст. 136 Бюджетного Кодекса РФ все средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций.
Как следует из материалов дела, в 2002 - 2004 гг. целевое финансирование на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг многодетным семьям, в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Федеральным Законом "О Федеральном бюджете на 2002 - 2004 г." не предусматривалось.
Данные средства не предусмотрены и в доходах и расходах краевого бюджета Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 - 2004 год.
Таким образом, обязательства краевого и местного бюджета по возмещению льгот не исполнены так не были обеспечены финансированием из федерального бюджета в соответствии с пунктом 3 ст. 60, п. 4 ст. 130, ст.ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ. Отсутствие средств федерального бюджета послужила причиной возникновения убытков у истца.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России на основании ст.ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ.
Расчеты суммы исковых требований проверен сторонами в судебном заседании и не оспариваются.
Заявление ответчика Министерства финансов Российской Федерации о применении срока исковой давности несостоятельно по следующим основаниям. В соответствии со ст. 12 Бюджетного кодекса РФ годовой бюджет составляется на один финансовый год, соответствующий календарному году и длящийся с 1 января по 31 декабря. В порядке ст. 242 БК РФ финансовый год завершается 31 декабря, подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет 28 декабря. Таким образом, обязанность соответствующих бюджетов по возмещению расходов, связанных с выездом граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним мест возникает на соответствующий год и может считаться неисполненной лишь по его завершению. В соответствии со ст. 200 ГК РФ начало течения срока исковой давности в данном случае будет исчислено с 01.01.03 г. (когда по окончанию финансового года и предоставлению годового отчета работы истец узнает о возникших у него убытках). Так исковое заявление последним подано в суд 12.09.05 г. и принято к производству 19.09.05 г., то есть требования за 2002 г. заявлены обоснованно в рамках срока предусмотренного ст. 196 ГК РФ, для защиты прав по иску лица, права которого нарушены.
В иске к Министерству финансов Хабаровского края и Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска суд отказывает, т.к., они могут нести ответственность только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации в порядке п. 4 ст. 130, ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ.
Государственная пошлина распределяется в порядке ст. 110 АПК РФ, с учетом того, что ответчик от ее уплаты освобожден, подлежит возврату истцу из бюджета.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Взыскать с Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Домоуправления Хабаровской квартирно-эксплуатационной части района убытки в сумме 66 782,52 руб.
В иске к Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска отказать.
Возвратить Домоуправлению Хабаровской квартирно-эксплуатационной части района из федерального бюджета государственную пошлину, оплаченную по платежному поручению N 330 от 07.09.05 г., в размере 3 500 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26 февраля 2006 г. N А73-12453/2005-22
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1779 настоящее решение оставлено без изменения