Постановление Арбитражного суда Хабаровского края
от 24 января 2006 г. N АИ-1/18/06-45
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 июня 2006 г. N Ф03-А73/06-2/1425 настоящее постановление оставлено без изменения
Федеральное государственное унитарное предприятие "Д" (далее - ФГУП "Д", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Железнодорожному району г. Хабаровска (далее - инспекция по налогам и сборам) от 01.06.2005 N 16-12/9136 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления 9654956 руб. налога на добавленную стоимость за 2003 год, и исчисленных с этой суммы 563573 руб. пени и 793542 руб. штрафа.
Решением суда от 24.11.2005 в удовлетворении требований заявителю отказано.
Дело пересмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 257, 266 АПК РФ по апелляционной жалобе ФГУП "Д", которое не согласно с решением суда первой инстанции, предлагает его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов к отмене судебного акта заявитель ссылается на не основанном на налоговом законодательстве выводе суда об утрате предприятием права на получение налоговых вычетов при оплате приобретаемых товаров (работ, услуг) другим лицом, в том числе в случае последующего финансирования произведенных затрат. В судебном заседании представитель заявителя настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы, пояснив, что ошибочный вывод суда, основанного на неправильном толковании ст.ст. 170 - 172 НК РФ в итоге привел к неправильному решению.
Инспекция по налогам и сборам согласно отзыву и ее представитель в судебном заседании предложили отклонить апелляционную жалобу, считая решение суда законным и обоснованным.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения суда, принятии нового решения об удовлетворении требований налогоплательщика и признании недействительным в оспариваемой части решения налогового органа.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам с 18.11.2004 по 11.03.2005 проведена выездная налоговая проверка ФГУП "Д" по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2002 по 31.12.2003. В процессе проверки, оформленной актом от 19.04.2005, установлены налоговые правонарушения.
По итогам проверки налоговым органом принято решение от 01.06.2005 N 16-12/9136 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", которым всего предприятию доначислено 26526219 руб. налогов, 563704 руб. - пени, 793829 руб. штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ, в том числе:
- по НДС - 26502785 руб. налога, 563573 руб. пени, 793542 руб. штрафа;
- по налогу с владельцев транспортных средств - 450 руб. налога;
- по транспортному налогу - 750 руб. налога, 8 руб. пени;
- по налогу на имущество - 20800 руб. налога;
- по налогу на рекламу - 1434 руб. налога, 123 руб. пени, 287 руб. штрафа.
При этом, в пункте 3.2 решения налоговым органом одновременно уменьшены на исчисленные в завышенных размерах суммы НДС в размере 12045076 руб. за 2002 - 2003 гг.
Несогласие налогоплательщика с решением налогового органа о доначислении неправомерно заявленных налоговых вычетов по НДС за 2003 год в сумме 9654956 руб., исчисленных с этой суммы 563573 руб. пени, 793542 руб. штрафа и послужило основанием для обращения Предприятия в суд с заявлением о признании его в этой части недействительным.
Оспаривая решение налогового органа в указанной части, Предприятие сослалось на его несоответствие статьям 3, 170 НК РФ, а также разъяснениям Конституционного Суда РФ по вопросам возмещения НДС.
Вынося судебный акт и отказывая в заявленном требовании, суд первой инстанции руководствовался ст.ст. 171, 172 НК РФ и исходил из того, что ФГУП "Д" получены 57918152,64 руб. бюджетного финансирования в части сумм лизинговых платежей, которые отражены в бухгалтерском учете по счету N 86/6 "Целевое финансирование". При таких обстоятельствах, по мнению суда, отсутствуют условия для применения налоговых вычетов.
Кроме того, на анализе указанных правовых норм суд пришел к выводу об утрате налогоплательщиком права на получение налоговых вычетов при условии оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг) другим лицом, в том числе в случае последующего финансирования произведенных затрат.
Однако указанный вывод суда не может иметь место применительно к спорной ситуации и в данном случае является неверным по следующим основаниям.
Согласно ст. 29 Закона РФ "О лизинге" плата за владение и пользование предоставленным по договору лизинга имуществом осуществляется лизингополучателем в виде лизинговых платежей, уплачиваемых лизингодателю. Размер, способ, форма и периодичность выплат устанавливаются в договоре по соглашению сторон. В лизинговые платежи кроме платы за основные услуги (процентного вознаграждения) включаются затраты лизингодателя, а также налог на добавленную стоимость.
Как подтверждается материалами дела (л.д. 95 - 118 том 1), между ЗАО "ФЛК" (лизингодатель) и ФГУП "Д" (лизингополучатель) 26.06.2000 заключен договор N 8-СМ/Л финансового лизинга двух самолетов марки ТУ-214. Сумма лизинговых платежей определена в размере 65120300 долл. США, в том числе НДС 10853383 долл. США, подлежащих оплате в период с 25.03.2001 до 25.05.2009 по согласованному графику (л.д. 115 - 117 том 1) и по курсу Центробанка РФ на дату платежа.
Из материалов дела также следует и не отрицается налоговым органом, что в 2002 - 2003 гг. суммы лизинговых платежей, включающих в себя и НДС, перечислялись лизингополучателем на расчетный счет лизингодателя. При этом, суммы НДС по мере оплаты включались ФГУП "Д" в состав налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном ст.ст. 171, 172 НК РФ.
В то же время, в 2003 году Министерство транспорта РФ частично возмещало ФГУП "Д" затраты на уплату лизинговых платежей. Сумма бюджетных субсидий, перечисленных Предприятию в январе-декабре 2003 года, составила всего 57918152,64 руб. (л.д. 141 том 1).
Факты получения из бюджета целевого финансирования и невыполнение Предприятием в связи с этим корректировки примененных ранее налоговых вычетов НДС по лизинговым платежам по мнению налогового органа является нарушением ст. 146, пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ (страницы 6, 7 решения), в связи с чем, на сумму полученных субсидий 57918152,64 руб. инспекция исчислила НДС по ставке 16,67 %, что составило 9654956 руб., и доначислила его к уплате в бюджет с начислением пени и штрафа за неуплату налога.
Однако налоговым органом неправильно определена правовая природа полученных ФГУП "Д" денежных средств, что привело к неверным выводам.
Во-первых, указанные денежные средства не являются целевым бюджетным финансированием, направленным на приобретение основных средств (в данном случае самолетов), как ошибочно полагает инспекция, а относятся к субсидиям (частичному возмещению затрат), выплачиваемых на основании Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", постановления Правительства РФ от 26.06.2002 N 466 и договора о возмещении средств от 15.12.2002 N 24-01ГА (л.д. 86 - 91 том 1).
При этом, отражение Предприятием поступивших субсидий, выплачиваемых за счет средств федерального бюджета, на счете N 86/6 "Целевое финансирование" является правильным, соответствующим правилам ПБУ 13/2000.
Во-вторых, субсидии по лизинговым платежам являются временной мерой поддержки авиакомпаний, являются частичными (в данном случае 20,8 % от общего размера лизинговых платежей) и не совпадающими с временем оплаты лизингополучателем лизинговых платежей по установленному лизингодателем графику (абзац 2 п. 3 Правил возмещения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.06.2002 N 466).
В-третьих, перечень случаев обязательного восстановления налогоплательщиком ранее принятых вычетов по НДС исчерпывающе перечислен в ст. 170 НК РФ (в редакции Кодекса 2003 года) и расширительному толкованию не подлежит. Рассматриваемые отношения в этом перечне отсутствуют.
В-четвертых, налоговый орган фактически исчислил НДС с суммы федеральных бюджетных средств, что противоречит ст. 146 НК РФ, поскольку полученные субсидии не связаны с расчетами по оплате стоимости самолетов. Следовательно, налоговый орган незаконно уменьшил ФГУП "Д" размер субсидий в 2003 году, предусмотренных Федеральным законом на 16,67 %.
Таким образом, правовых оснований для выводов об утрате Предприятием права предъявлять уплачиваемый лизингодателю НДС к зачету при получении субсидий и необходимости корректировать (восстанавливать) его к уплате в бюджет по декларациям за 2003 год не имелось.
Следовательно, решение инспекции по налогам и сборам от 01.06.2005 N 16-12/9136 в части доначисления 9654956 руб. налога на добавленную стоимость за 2003 год, и исчисленных с этой суммы 563573 руб. пени и 793542 руб. штрафа не соответствует ст.ст. 146, 170 - 172 НК РФ. Поэтому апелляционная жалоба ФГУП "Д" является обоснованной.
Неправильная оценка обстоятельств и неправильное толкование норм Налогового кодекса РФ в итоге привело к принятию неправильного решения. Поэтому на основании ст. 270 АПК РФ решение суда первой инстанции от 24.11.2005 подлежит отмене.
Государственная пошлина всего 4000 руб., уплаченная ФГУП "Д" за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной инстанции и принятии обеспечительных мер, в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежит отнесению на инспекцию по налогам и сборам и не взыскивается, поскольку налоговые органы в соответствии с главой 25.3 НК РФ от ее уплаты освобождены. В связи с этим, госпошлина подлежит возврату Предприятию за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.11.2005 по делу N А73-8184/2005-14 отменить. Требования ФГУП "Д" удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции ФНС РФ по Железнодорожному району г. Хабаровска от 01.06.2005 N 16-12/9136 в части доначисления 9654956 руб. налога на добавленную стоимость и исчисленных с этой суммы 563573 руб. пени и 793542 руб. штрафа.
Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию "Д" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4000 руб.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Хабаровского края от 24 января 2006 г. N АИ-1/18/06-45
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 июня 2006 г. N Ф03-А73/06-2/1425 настоящее постановление оставлено без изменения