Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 13 декабря 2005 г. N А73-13373/2004-30
(извлечение)
Постановлением Арбитражного суда Хабаровского края от 21 февраля 2006 г. N АИ-1/89/06-37 и постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1469 настоящее решение оставлено без изменения
ОАО "Х" в лице филиала "Э" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, УФК по Хабаровскому краю о взыскании 200 801,68 руб. в связи с предоставлением льгот по оплате потребленной электрической энергии гражданам в соответствии с ФЗ "О донорстве крови и ее компонентах" за период с января по декабрь 2003.
В качестве соответчиков по делу с согласия истца было привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края, Муниципальное образование г. Комсомольск-на-Амуре в лице Финансового управления администрации г. Комсомольска-на-Амуре.
Представитель истца иск поддержала, заявила ходатайство об уменьшении суммы иска до 200 492,43 руб.
В порядке статьи 49 АПК РФ уменьшение суммы иска судом принято.
Представитель Минфина РФ иск не признала.
Остальные лица, участвующие в деле в суд не явились, о времени и месте слушания извещены в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 11 ФЗ "О донорстве крови и ее компонентах" N 5142-1 от 09.06.1993 (в ред. N 176-ФЗ от 24.12.2002) (далее - Закон) гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России", предоставлялась льготная скидка в размере 50 % по оплате коммунальных услуг.
При этом статьей 4 названного Закона предусмотрено, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, нормами Закона не установлены ни конкретный размер льгот, ни порядок распределения бремени их финансирования между уровнями бюджетной системы по финансированию расходов, связанных с их предоставлением. Следовательно, Закон не позволяет сделать вывод о принятии обязательств по финансированию мероприятий, связанных с предоставлением льгот.
Между тем, согласно ФЗ N 126 от 25.09.1997 "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти РФ и субъектов РФ содействуют развитию местных финансов в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
В этих случаях указанные органы соответственно распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных и региональных целевых программ и иных мероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств.
При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ и субъектов РФ, им одновременно передаются материальные финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся социальная защита, включая социальное обеспечение.
Из чего следует вывод, что данные полномочия не относятся к ведению местного самоуправления в лице Администрации г. Комсомольска-на-Амуре.
Постановлениями Правительства Российской Федерации N 862 от 30.07.1998 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах" и N 581 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Постановления Правительства Российской Федерации "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" следует читать как "N 584"
Статьей 131 БК РФ установлено, что в течение финансового года органы законодательной (представительной) и исполнительной власти не вправе принимать решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов без вынесения решений, компенсирующих увеличение расходов.
Таким образом, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе - на органы государственной власти субъекта федерации, в силу статьи 84 БК РФ, относится исключительно на федеральный бюджет
Кроме того, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О вплоть до урегулирования возникших правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Как следует из материалов дела, в 2003 г истец за счет собственных средств предоставил льготы по оплате электрической энергии лицам, имеющим на это право в соответствии с Законом в размере 200 492,43 руб.
Размер предоставленных льгот (выпадающих доходов) подтверждается актами сверки с МУЗ "Станция переливания крови".
На основании вышеизложенного, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет казны России.
В порядке пункта 5 статьи 333.40 вернуть истцу из Федерального бюджета оплаченную им государственную пошлину.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 АПК РФ, арбитражный суд решил:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Х" 200 492,43 руб.
В иске к Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края, Муниципальному образованию г. Комсомольск-на-Амуре в лице Финансового управления администрации г. Комсомольска-на-Амуре отказать.
Вернуть ОАО "Х" из Федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 616,03 руб., оплаченную по квитанции от 26.10.2004.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Хабаровского края в течение месяца со дня провозглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13 декабря 2005 г. N А73-13373/2004-30
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Арбитражного суда Хабаровского края от 21 февраля 2006 г. N АИ-1/89/06-37 и постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1469 настоящее решение оставлено без изменения