Заслушав и обсудив доклад заместителя министра образования Хабаровского края И.А. Иванцевой, коллегия отмечает, что во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 830 "О проведении в 2006-2007 годах единого государственного экзамена", Губернатора Хабаровского края от 30.12.2005 N 262 "О продлении срока проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена на 2006 год на территории Хабаровского края" министерством образования края совместно с муниципальными органами управления образованием и образовательными учреждениями высшего, среднего профессионального образования продолжено проведение эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2006 году.
Единый государственный экзамен на этапе государственной (итоговой) аттестации проходил во всех 19 муниципальных образованиях края по двум технологиям: технологии Федерального центра тестирования и в труднодоступных районах края - по технологии ТОМ "КРОК" (Аяно-Майский, Охотский, Ульчский районы). Из 60 учебных заведений высшего и среднего профессионального образования различных организационно-правовых форм участвовало 39, в том числе 13 высших (9 вузов и 4 филиала) и 26 средних специальных учреждений профессионального образования, что соответствует уровню прошлого года. Все остальные учебные заведения принимали свидетельства о результатах единого государственного экзамена.
В крае создана и действует информационно-технологическая инфраструктура для обеспечения эксперимента на региональном и муниципальном уровнях: 100 пунктов проведения ЕГЭ в период государственной (итоговой) аттестации, 21 ППЭ на этапе вступительных испытаний, 10 пунктов первичной обработки информации (из них 4 ППОИ ТОМ).
Руководство организацией и проведением ЕГЭ, контроль за соблюдением установленного порядка проведения единого государственного экзамена на территории края осуществлял обновленный состав Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК). В целях разрешения спорных вопросов, возникающих при оценке экзаменационных работ, защиты прав выпускников и поступающих, участвующих в эксперименте, организована работа краевой конфликтной комиссии. Общий процент поступивших апелляций составил в этом году 1,2 % от количества сдававших ЕГЭ и остался на уроне 2005 года. Количество работ, в которых произошло повышение тестового балла выпускников, увеличилось по сравнению с 2005 годом на 8,45 %.
Министерством образования края продолжена работа по информированию участников эксперимента через виртуальные педагогические советы (www.minobr.khb.ru; kavp2006.khb.ru); нормативные, методические сборники по единому государственному экзамену ("Сборник нормативных документов Хабаровского края", "Итоги проведения единого государственного экзамена в 2006 году", "Материалы для подготовки к единому государственному экзамену в 2006/2007 учебном году").
Хабаровский край в 2006 году расширил свое участие в эксперименте. В двух территориях края (г. Хабаровск, Амурский район) был введен для апробации 10-й предмет - английский язык. В целом, доля предметов по выбору осталась на уровне прошлого года.
Данные о количественном выборе предметов каждым из выпускников на этапе государственной (итоговой) аттестации свидетельствуют об открытости общеобразовательных учреждений объективной и независимой оценке достижений своих выпускников, реализации одной из основных целей эксперимента: совмещение государственной (итоговой) аттестации с вступительными испытаниями в высшие и средние профессиональные учебные заведения, около 50 % учащихся края сдавали экзамены в форме ЕГЭ по трем и более предметам.
На этапе вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования ЕГЭ проводился по 9 предметам. Доля выпускников края, сдававших единый государственный экзамен во "второй волне", составила 68,5 % от общего количества участников.
Ход, итоги эксперимента 2006 года подводились на пятнадцати заседаниях ГЭК, Совете ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО, Совете директоров средних специальных учебных заведений, коллегиях муниципальных органов управления образованием края. Выдача свидетельств о результатах единого государственного экзамена организована в установленные сроки.
Приоритетными в работе по введению единого государственного экзамена в 2006 году стали следующие направления:
1. Участие в федеральном эксперименте по введению ЕГЭ в труднодоступных и отдаленных местностях (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.04.2006 года N 1127 "О проведении единого государственного экзамена в труднодоступных и отдаленных местностях субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте по проведению единого государственного экзамена в 2006 году"), что впервые позволило обеспечить участие в едином государственном экзамене всех общеобразовательных учреждений края, в том числе средней школы п. Нелькан Аяно-Майского района.
2. Повышение информационной безопасности и осуществление надзора за соблюдением нормативно-правовых актов и процедуры единого государственного экзамена. В 2006 году на постоянной основе было организовано межведомственное взаимодействие министерства образования края с Управлением специальной связи по Хабаровскому краю при доставке контрольно-измерительных материалов в муниципальные органы управления образованием.
Согласно утвержденному графику 27 членов и уполномоченных членов ГЭК осуществляли инспектирование в 47 пунктах проведения экзаменов десяти муниципальных образований края, Региональном центре и пунктах первичной обработки информации.
3. Получение объективной и сравнимой оценки подготовленности выпускников и управление качеством образования на ее основе.
В целом по краю были получены результаты близкие к результатам прошлого года. По некоторым общеобразовательным предметам отмечается тенденция небольшого улучшения результатов по отдельным знаниям и умениям.
Выше границ 2005 года процент "качества" в период государственной (итоговой) аттестации в Хабаровском крае по русскому языку - 48,29 (43,89), физике - 43,75 (38,45); химии - 42,63 (34,97); истории России - 44,37 (36,88); географии - 40,65 (37,23). Ниже границ прошлого года по: биологии - 37,62 (39,25); литературе - 50,67 (57,57).
Однако, средний процент отличных и хороших оценок по Хабаровскому краю продолжает оставаться ниже границ, установленных в среднем по Российской Федерации за исключением физики, литературы, английского языка.
Вырос по сравнению с 2005 годом среднетестовый балл по физике с 46,7 до 50,5; химии - с 44,3 до 47,0; биологии с 45,7 до 46,8; истории России с 45,5 до 48,6; географии с 47,2 до 49,1; обществознанию с 45,5 до 48,7. Снизился среднетестовый балл по математике с 46,7 до 45,9.
В 2006 году уменьшился процент учащихся, получивших неудовлетворительные отметки по литературе в 1,6; географии в 1,2; истории России в 1,6; химии в 1,5; физике в 1,4 раза.
Свыше 91 балла по итогам сдачи ЕГЭ получили 27 выпускников, 48,5 % из них являлись участниками и победителями краевого, окружного этапов Всероссийской олимпиады школьников, 51, 5 % - награждены медалями "За особые успехи в учении".
100 баллов получил один выпускник (2005 г. - пять), что составляет 0,008 % от общего количества участников ЕГЭ (по России 496 чел. - 0,05 %).
Доля выпускников, награжденных золотыми и серебряными медалями "За особые успехи в учении", в 2006 году осталась на уровне прошлого года и составила 0, 046 (2005 г. - 0, 045). В соответствии с письмом Рособрнадзора от 01.03.2006 N 01-112/08-01 "О награждении золотыми и серебряными медалями в условиях проведения эксперимента по введению ЕГЭ" 34,8 % выпускников, награжденных золотыми медалями, имеют одну четверку, полученную на экзаменах в форме ЕГЭ. В течение трех лет около 20 % выпускников - претендентов на золотую медаль и 6 % на серебряную медаль не получили аттестаты особого образца в связи с "лишней" четверкой по ЕГЭ или их знания были оценены на удовлетворительную отметку.
Принимаемые меры по улучшению качества образования в крае начинают складываться в целостную систему. Министерством образования с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников утверждены временные показатели оценки профессионализма и оценки деятельности руководителей и учителей общеобразовательных школ, разработаны нормативно-правовые акты, регулирующие процедуру аттестации на высшую квалификационную категорию (приказы министерства образования от 21.11.2006 NN 921, 922).
В соответствии с решением Совета по вопросам общего образования от 17.11.2006 N 3 "Об итоговой аттестации выпускников школ края в 2006 году" ученый совет Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров внес коррективы в учебно-тематические планы и программы курсов повышения квалификации с января 2007 года в части:
- увеличения часов в учебном плане курсов повышения квалификации на предметный блок до 70 из 108;
- введения входной и выходной диагностики уровня предметной подготовки учителей;
- подготовки педагогических кадров к проведению объективной оценки учебных достижений выпускников, так как согласно данным о соответствии школьных итоговых отметок результатам ЕГЭ подтверждают годовую отметку 50 % выпускников по математике и 59 % - по русскому языку;
- усиления практико-ориентированной составляющей курсовой подготовки.
С целью получения независимой информации о качестве образования на более ранних ступенях обучения, позволяющей установить причины неусвоения государственных стандартов учащимися по школьным предметам и скорректировать их учебную деятельность, в крае в 2006 году успешно апробировано проведение итоговой аттестации выпускников 9-х классов в новой форме по обязательным предметам.
4. Повышение доступности профессионального образования.
Растет доступность получения высшего образования: процент выпускников, продолжающих обучение в высших учебных заведениях, за три года в крае вырос с 60,0 % до 68,0 %. Сохраняется положительная динамика по данному показателю в сельских муниципальных образованиях - Ульчском (с 36,0 % до 44,1 %), Хабаровском (с 43,1 % до 57,7 %), Комсомольском (с 50,7 % до 53,6 %) районах. Вырос процент продолжающих обучение в средних профессиональных учебных заведениях в северных и отделанных территориях# края: Верхнебуреинском (с 31,1 % до 41,5 %), им. П. Осипенко (с 37,5 % до 44,1 %), Тугуро-Чумиканском (с 24,0 % до 56,7 %) районах.
В текущем году увеличился перечень специальностей, участвующих в ЕГЭ, на 201 (91,0 %) специальность вступительные испытания проводились в форме и по материалам ЕГЭ (кроме 18 специальностей - ДВГУПС, 2 - в ХИИК).
5. Подготовка специалистов, участвующих в проведении единого государственного экзамена.
Министерством образования организовано обучение всех категорий, участвующих в проведении ЕГЭ: руководителей ППЭ и ответственных секретарей приемных комиссий, сотрудников приемных комиссий, отвечающих за программное и информационное обеспечение взаимодействия с РЦОИ, организаторов ЕГЭ в соответствии с графиком. Организаторы в муниципальных образованиях проходили обучение на местах по утвержденным графикам со сдачей зачета.
Таким образом, утвержденная министерством образования края Программа по подготовке и проведению единого государственного экзамена в 2006 году была в целом выполнена в установленные сроки.
По мере становления единого государственного экзамена как штатного механизма требуется выполнение ряда нерешенных задач и задач, которые выйдут в штатном режиме на первый план.
Среди нерешенных задач остаются:
- организация подготовки тестологов в системе высшего и дополнительного профессионального образования;
- создание краевого Центра оценки качества образования;
- совершенствование образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях края.
К новым направлениям работы по введению единого государственного экзамена поставленным Министерством образования и науки Российской Федерации в 2007 году, относятся:
- разработка структуры и содержания контрольных измерительных материалов с учетом компетентностного подхода, что потребует от края начать подготовку специалистов для внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся;
- обеспечение пунктов проведения экзаменов в крае дополнительным техническим оснащением в целях соблюдения информационной безопасности технологии ЕГЭ в точках "человеческого участия" (установка web-камер в аудиториях), получения выпускниками более высоких результатов на экзаменах по физике и химии (использование калькуляторов нового поколения);
- повышение ответственности лиц, привлекаемых к экзаменационным процедурам, через процедуру сертификации;
- проведение единого государственного экзамена в учреждениях начального профессионального образования для желающих продолжить обучение в высших и средних профессиональных учебных заведениях;
- постепенный переход на проведение ЕГЭ в "одну волну". На территории края в 2007 году будет введен второй обязательный экзамен по русскому языку, позволяющий сэкономить финансовые и экономические ресурсы.
На основании вышеизложенного коллегия решила:
1. Отметить целенаправленную организационную работу министерства образования края, муниципальных органов управления образованием, советов ректоров вузов и директоров ссузов по введению единого государственного экзамена в 2006 году.
2. Утвердить Программу министерства образования Хабаровского края по подготовке и проведению эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2006/2007 учебном году.
3. Продолжить проведение в 2007 г. эксперимента по введению ЕГЭ в 19 муниципальных образованиях края по 9 общеобразовательным предметам: обязательным - математике и русскому языку, по выбору - физике, химии, истории России, биологии, обществознанию, географии, литературе.
Продолжить проведение государственной (итоговой) аттестации по английскому языку в форме и по материалам ЕГЭ в трех муниципальных образованиях - гг. Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Амурском районе.
4. Управлению общего образования (И.А. Иванцева):
4.1. Предусмотреть совершенствование краевых нормативных документов по организации и проведению эксперимента.
4.2. Обновить до 15.03.2007 года базу данных ЕГЭ в части наименований образовательных учреждений; региональный справочник кодов с учетом ведомственной принадлежности общеобразовательных учреждений.
4.3. Продолжить апробирование государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы по обязательным предметам и двум предметам по выбору - биологии и обществознанию - в условиях единой независимой системы оценки качества образования.
4.4. Разработать и утвердить до 01.03.2006 года порядок сертификации специалистов, привлекаемых для работы организаторами в пунктах проведения единого государственного экзамена.
5. Сектору информатизации и инвестиционных программ министерства образования края (Н.Г. Флейдер):
5.1. Организовать обучение учителей физики, химии выпускников 11-х классов Бикинского и Вяземского муниципальных районов работе на научных калькуляторах CASIO серий FX- MX и FX- ES.
5.2. Апробировать научные калькуляторы CASIO серий FX- MX и FX-ES при сдаче выпускниками физики, химии в форме ЕГЭ в вышеназванных районах.
6. Управлениям общего образования (И.А. Иванцева), профессионального образования (А.А. Базилевский) министерства образования Хабаровского края:
6.1. Разработать до 01.02.2007 года схему участия в эксперименте учреждений начального профессионального образования (НПО) с 2008 года и план мероприятий по подготовке НПО к вступлению в эксперимент.
6.2. Продолжить работу по осуществлению контроля за обеспечением информационной безопасности процедур проведения ЕГЭ в крае.
6.3. Обеспечить контроль за открытостью и прозрачностью проведения и зачисления в высшие учебные заведения края по итогам региональных олимпиад учреждений высшего профессионального образования.
7. Управлению общего образования (И.А. Иванцева) совместно с Хабаровским краевым институтом переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (А.Г. Кузнецова) рассмотреть вопрос о возможности подготовки специалистов края по составлению тестовых заданий, оценивающих уровень сформированности ключевых компетенций учащихся с 2007 года.
8. Муниципальным органам управления образованием:
8.1. Организовать работу по выполнению Программы подготовки и проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2006/2007 учебном году.
8.2. Усилить общественный контроль на всех этапах организации и проведения ЕГЭ, обеспечив присутствие представителей институтов гражданского общества на каждом пункте проведения единого государственного экзамена.
8.3. Организовать обучение специалистов, привлекаемых для работы организаторами в пунктах проведения единого государственного экзамена, с выдачей сертификатов.
8.4. Продолжить в общеобразовательных учреждениях внутришкольный мониторинг по наиболее сложным и неусвоенным учащимися темам, обозначенным в аналитических материалах председателей предметных подкомиссий государственной экзаменационной комиссии Хабаровского края.
9. Контроль за исполнением решения коллегии возложить на управление общего образования (И.А. Иванцева), управление профессионального образования (А.А. Базилевский).
Председатель коллегии |
Л.Ф. Обухова |
Секретарь коллегии |
Н.В. Целуйко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Министерства образования Хабаровского края от 25 декабря 2006 г. N 6/1 "Об итогах организации эксперимента по введению единого государственного экзамена в Хабаровском крае в 2006 году и задачах на 2007 год"
Текст решения официально опубликован не был