Решение Хабаровского краевого суда
от 10 октября 2006 г. N 3-231/06
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 декабря 2006 г. N 58-Г06-48 настоящее решение оставлено без изменения
Решение Хабаровского краевого суда по заявлению Ш. о признании недействующим в части постановления Губернатора Хабаровского края от 13.03.2003 г, N 78 "О переименовании государственных охотничьих заказников краевого значения "Бобровый", "Бирский", "Вана", "Кава", "Озерный", "Улья", "Харпинский" в государственные природные заказники краевого значения и продлении срока их действия", установил:
Постановлением Губернатора Хабаровского края N 78 от 13.03.2003 г. переименованы государственные охотничьи заказники краевого значения "Бобровый", "Бирский", "Вана", "Кава", "Озерный", "Улья", "Харпинский" в государственные природные заказники краевого значения (п. 1); утверждены площади данных природных заказников краевого значения без изменения географических границ занимаемых ими земельных участков (п. 2); продлен срок действия государственных природных заказников краевого значения "Бобровый", "Бирский", "Вана", "Кава", "Озерный", "Улья", "Харпинский" на 10 лет, начиная с 18.03.2003 г. (п. 3).
Ш., полагая, что упомянутым постановлением допущено нарушение его права на пребывание в лесах, пользования объектами животного мира установленных ст.ст. 80, 86 Лесного кодекса РФ, Федеральным законом "О животном мире" обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления Губернатора Хабаровского края от 13.03.2003 г. N 78 "О переименовании государственных охотничьих v заказников краевого значения "Бобровый", "Бирский", "Вана", "Кава", "Озерный", "Улья", "Харпинский" в государственные природные заказники краевого значения и продлении срока их действия" в части п. 1 слова "Бирский", п. 2 слов ""Бирский" - 53,3 тыс. га.", п. 3 слова "Бирский".
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что названное постановление Губернатора Хабаровского края в оспариваемой части принято в отсутствие результатов экологического обследования, без проведения обязательной экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования территории, которой был придан правовой статус особо охраняемой природной территории регионального значения, в отсутствие достоверных данных, подтверждающих ценность именно этого природного комплекса (заказник "Бирский") и необходимости организации особой охраны и использования этого объекта, что противоречит ст.ст. 3, 12, 18 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Кроме того, изданием оспариваемого постановления было произведено изъятие природных ресурсов из федеральной собственности в собственность субъекта РФ, установился особый правовой режим территории, препятствующий Российской Федерации осуществлению правомочий собственника и управленческих полномочий, поскольку заказник "Бирский" создан на территории Бикинского лесхоза Федерального агентства лесного хозяйства и включает в свою территорию земли, относящиеся к лесному фонду. В силу положений ст. 19 Лесного кодекса РФ, лесной фонд относится исключительно к федеральной собственности. Согласно ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" объявление субъектом РФ особо охраняемой природной территорией регионального значения возможно лишь в отношении территорий и объектов, находящихся в собственности этого субъекта РФ. Также согласно ст.ст. 9, 10 Земельного кодекса РФ субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности.
В судебном заседании представитель заявителя, действующий на основании доверенности Б. настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель Губернатора Хабаровского края, по доверенности Г. просила в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что государственный охотничий заказник краевого значения "Бирский" был создан и получил правовой статус до вступления в силу Федерального закона "Об экологической экспертизе". На момент подписания оспариваемого постановления разграничение государственной собственности на землю не произошло, право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда на территории Бикинского района, в пределах Бикинского лесхоза, Лермонтовского лесничества, Бикинского лесничества, Звеньевского лесничества зарегистрировано только 22.12.2004 г. в силу чего, полагает, что продлением срока действия заказника "Бирский" не было допущено нарушения прав Российской Федерации.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора С., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, суд находит, что заявленные Ш. требования подлежат отклонению по следующим основаниям.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях состоит из федерального законодательства и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 7 ст. 2, ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" создание особо охраняемых территорий регионального значения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории с учетом особенностей их режима и статуса находящихся на них природных учреждений подразделяются на категории. Одной из категорий являются государственные природные заказники.
Частью 1 ст. 22 названного Федерального закона установлено, что государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, в научном и культурном отношении (п. б ч. 4 ст. 22 ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ).
Заказник "Бирский" (бывший "Вяземский") организован на территории Бикинского района Хабаровского края решением Хабаровского крайисполкома от 23.11.1967 г. N 714 сроком на 10 лет в целях сохранения редких комплексов фауны и флоры.
Решением исполнительного комитета Хабаровского краевого совета народных депутатов N 598 от 24.09.1982 г. продлен на 10 лет срок закрепления охотничьих угодий, отведенных под государственный охотничий заказник краевого значения "Бирский", а также утверждено Положение о данном государственном охотничьем заказнике краевого значения, согласно которому срок действия заказника не ограничивался.
На основании Решения Малого Совета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 18.03.1993 г. N 52 "О государственных республиканских зоологических заказниках и охотничьих заказниках краевого значения Хабаровского края" утвержден функционирующий охотничий заказник краевого значения "Бирский" сроком действия 10 лет со дня принятия настоящего решения.
В связи с принятием Федеральной целевой программы "Сохранение амурского тигра" (утв. постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 843) постановлением главы администрации Хабаровского края от 24.09.1998 N 376 в составе территории заказника "Бирский" была выделена буферная зона и в новой редакции утверждено Положение о государственном комплексном биологическом (охотничьем) заказнике краевого значения "Бирский", которым срок его действия не устанавливался (не ограничивался). Пункт 1.9 Положения предусматривает, что ликвидация заказника, изменение его площади и границ, изменения и дополнения Положения могут производиться администрацией края по представлению управления охотничьего хозяйства Хабаровского края.
Постановлением Губернатора Хабаровского края N 78 от 13.03.2003 г. заказник "Бирский" переименован в государственный природный заказник краевого значения, при этом правовой статус заказника не изменен, не введены ограничения видов деятельности, допустимых на соответствующей территории.
Принимая во внимание данные обстоятельства, а также то, что Федеральный закон от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" не содержит норм о возможности ограничения срока действия ООПТ, суд находит, что положения оспариваемого постановления Губернатора края о продление срока действия государственного природного заказника краевого значения "Бирский" не могут рассматриваться как нормы учреждающие ООПТ.
Таким образом, государственный природный заказник краевого значения "Бирский" был создан и получил особый правовой статус в 1967 г., то есть до вступления в силу Федерального закона "Об экологической экспертизе".
При таком положении доводы заявителя о противоречии постановления Губернатора Хабаровского края N 78 от 13.03.2003 г. в оспариваемой части нормам Федерального закона "Об экологической экспертизе" являются несостоятельными, так как ст. 12 названного Федерального закона содержит требования об обязательной государственной экологической экспертизе материалов комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории субъекта Российской Федерации в целях последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов Российской Федерации.
Поскольку постановление Губернатора Хабаровского края N 78 от 13.03.2003 г. в оспариваемой части не учреждает ООПТ краевого значения, а подтверждает преемственность правового режима охотничьего заказника регионального значения требованиям Федерального Закона "Об особо охраняемых природных территориях", а федеральный нормативный правовой акт о правовом режиме ООПТ регионального значения созданных в период существования единого государственного земельного и лесного фонда и расположенных на территориях относящихся в настоящее время к федеральной собственности, отсутствует, суд находит, несостоятельными доводы заявителя о противоречии оспариваемого постановления Губернатора края положениям Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", нормам лесного и земельного законодательства, устанавливающим, что объявление субъектом РФ ООПТ регионального значения возможно лишь в отношении территорий и объектов, находящихся в собственности этого субъекта РФ.
Кроме того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что заказник "Бирский" создан и функционирует в рамках международных договоров заключенных Российской Федерацией по вопросам охраны природы и экологической безопасности: Конвенции о биологическом разнообразии от 05.06.1992 г. и Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения от 03.03.1973 г., которой утвержден Перечень видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий, рыб, находящихся под угрозой исчезновения, принятый конференцией сторон СИТЕС.
В силу названных международных соглашений Российская Федерация обязалась создавать систему охраняемых районов или районов, в которых необходимо принимать специальные меры для сохранения биологического разнообразия; содействовать защите естественных мест обитания и сохранения жизнеспособными популяций, содействовать восстановлению, находящихся в опасности видов.
Согласно сведениям из государственного кадастра ООПТ Хабаровского края причинами создания государственного природного заказника краевого значения "Бирский" явились: необходимость сохранения редких комплексов фауны и флоры западных отрогов центрального Сихотэ-Алиня; восстановление и воспроизведение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, занесенных в Красные книги МСОП, а также видов животных охраняемых в рамках Международных соглашений, заключенных Российской Федерацией и зарубежными странами; охрана охотничьих животных, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношениях, среды их обитания; поддержание общего экологического баланса.
В заказнике "Бирский" охраняются млекопитающие (амурский тигр, амурский лесной кот), птицы (дальневосточный аист, иглоновая сова, беркут и др.) включенные СИТЕС в Перечень млекопитающих, птиц, находящихся под угрозой исчезновения. В красную книгу Хабаровского края занесено 18 видов высших растений произрастающих на территории заказника.
Также суд находит, что доводы заявителя о том, что изданием оспариваемого постановления произведено изъятие природных ресурсов из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации фактически сводятся к признанию нормативного правового акта недействующим по мотиву нарушения компетенции Российской Федерации.
Между тем, ч. 2 ст. 251 ГПК РФ определены субъекты, имеющие право на обращение в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону в связи с нарушением их компетенции.
Заявитель к данному перечню лиц не относится и оснований, предусмотренных законом, дающих право на обращение в суд за защитой нарушенных прав по вопросу компетенции у него, не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ суд решил:
заявление Ш. о признании недействующим в части постановления Губернатора Хабаровского края от 13.03.2003 г. N 78 "О переименовании государственных охотничьих заказников краевого значения "Бобровый", "Бирский", "Вана", "Кава", "Озерный", "Улья", "Харпинский" в государственные природные заказники краевого значения и продлении срока их действия" оставить без удовлетворения.
Сообщение о настоящем решении опубликовать в Собрании законодательства Хабаровского края.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Хабаровского краевого суда от 10 октября 2006 г. N 3-231/06
Текст решения опубликован в Собрании законодательства Хабаровского края от 12 февраля 2007 г. N 1 (54)