Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 16 августа 2005 г. N А73-2479/2005-16
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 апреля 2006 г. N Ф03-А73/06-2/572 настоящее решение оставлено без изменения
Постановлением Арбитражного суда Хабаровского края от 28 ноября 2005 г. N АИ-1/1213/05-45 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Хабаровскому краю без удовлетворения
Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2005 г.
ГУЗ больница "Анненские воды" обратилось в суд с заявлением, уточненным в ходе судебного заседания, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС N 1 по Хабаровскому краю в части доначисления НДС в размере 251671 руб., налога на прибыль в размере 431427 руб., транспортного налога в размере 5350 руб., единого налога на вмененный доход для определенных (отдельных) видов деятельности (далее - единый налог) в размере 14390 руб., налога на добычу полезных ископаемых в размере 143193 руб., отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 33664 руб. (пункт 2.1.б), налога с продаж в размере 4117 руб., а также пени (пункт 2.1.в), штрафа (пункт 1.а, б) от указанных сумм налогов, с учетом статьи 113 Налогового кодекса РФ, пункт 2.3. решения.
Заявленные требования по налогу на добавленную стоимость обоснованы тем, что налоговым органом неправомерно доначислен НДС в размере 251671 руб., пени и штраф от указанной суммы налога, поскольку счета-фактуры не оплачены поставщиками, согласно же учетной политике больницы в спорный период учет доходов и расходов определяется по кассовому методу, датой получения дохода, определяемого по кассовому методу, признается день поступления средств на счет банка или в кассу либо погашения задолженности перед налогоплательщиком иным способом (датой взаимозачета); в размере 407 руб. за реализацию пищевых отходов, выдачу справок, в размере 9424 руб. за доходы клуба, поскольку данная выручка не может быть признана предпринимательской деятельностью, так как больница является бюджетным учреждением, выручка отнесена на уменьшение расходов по бюджету на питание больных, расходы на канцтовары, а услуги в сфере культуры и искусства, к которым относится клуб больницы, НДС не облагается; НДС в размере 7600 руб. за лист железа, так как продажа не состоялась, оплаты нет, имеется справка на возврат.
По налогу на прибыль неправомерно доначислен налог в размере 431427 руб., пени и штраф от указанной суммы налога, так как документами подтверждается взаимозачет задолженности финансового управления администрации Ульчского района по платным услугам больнице в счет погашения бюджетной задолженности больницы под "северный завоз" по углю и ГСМ по уведомлениям; инспекция неправомерно, приняв уведомления за 2001 год в сумме 1109070 руб., за 2002 год в сумме 1876058 руб. в зачет в доходы больницы в налогооблагаемую базу налога на прибыль, не включила их в расходы больницы в уплату за ГСМ, в то время как по НДС данные суммы инспекцией приняты к уменьшению.
По транспортному налогу неправомерно доначислен налог в размере 5350 руб., пени и штраф от указанной суммы налога, так как больница имеет льготы в отношении специального автотранспорта как учреждение здравоохранения, занимающееся жилищно-коммунальной деятельностью.
По единому налогу неправомерно доначислен налог в размере 14390 руб., пени и штраф от указанной суммы налога с учетом коэффициента, применяемого для кафе, а не закусочной, поскольку больницей деятельность осуществлялась как закусочной в соответствии с лицензией.
По налогу на добычу полезных ископаемых, отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы неправомерно доначислены суммы 143193 руб. и 33664 руб. соответственно, пени и штраф от указанных сумм, так как по грязям согласно лицензии платежи устанавливаются только после утверждения запасов в ТКЗ, грязи исследовались для разработки методик грязелечения; заключение по ТКЗ по грязям больницей получено только 01.09.2004 г.; по минеральной воде при добыче и использовании ее в лечебных и курортных целях налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.
По налогу с продаж неправомерно доначислен налог в размере 4117 руб., пени и штраф от указанной суммы налога, так как выручка услуг в сфере культуры и искусства не подлежит налогообложению налогом с продаж; выдача справок и пищевые отходы являются бюджетной деятельностью и уменьшают затраты по бюджетному финансированию в части питания больных и приобретению канцтоваров.
Кроме того, при исчислении штрафа по налогу на добавленную стоимость в размере 4653 руб. за неуплату (не полную уплату) НДС за 1 квартал 2001 г.; по единому налогу в размере 39955 руб. за непредоставление налоговых деклараций за 1, 2 кварталы, апрель 2001 г. налоговым органом не учтена статья 113 Налогового кодекса РФ, устанавливающая давность привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. По налогу на добычу полезных ископаемых расчет размера штрафа по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ завышен, так как уменьшается налогооблагаемая база.
Пунктом 2.3. решения инспекции заявителю необоснованно указано на внесение исправлений в бухгалтерский учет и отчетность в соответствии с Положением, утвержденным Приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. N 34-Н, так как больница является бюджетным учреждением и ведет бухгалтерский учет по Инструкции, утвержденной Приказом МФ РФ от 30.12.1999 г. N 107-Н.
Инспекция требования не признала, в отзыве указала, что доначисление НДС произведено правомерно, так как реализация пищевых отходов и выдача справок признается внебюджетными доходами и не уменьшает расходы, выделенные по смете доходов и расходов бюджетного учреждения; в результате того, что развлекательные мероприятия проходят в помещении здания клуба-столовой, состоящего на балансе больницы, не выделенного в отдельную учетную единицу и не имеющего самостоятельный баланс, следовательно клуб-столовая не может считаться клубным учреждением.
По налогу на добычу полезных ископаемых: по грязям - реализация лечебных грязей проводилась путем оказания услуг грязелечения, следует применять ставку налога 6 процентов; по минеральной воде - на хозяйственные нужды в соответствии со схемой водопотребления, для отопления, водоснабжения, канализации, приготовления пищи используется минеральная вода, налогоплательщиком занижена выручка от реализации добытого полезного ископаемого.
По отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы - выручка, подлежащая налогообложению, занижена на сумму стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых, к которым относятся специфические минеральные ресурсы (лечебные грязи).
По единому налогу - в помещении организовано питание с изготовлением блюд сложного приготовления и предоставлением отдыха потребителям, тип предприятия общественного питания в целях налогообложения приравнивается к кафе; понятие "закусочная" не предполагает отдых потребителей, а только лишь быстрое обслуживание.
По налогу с продаж - зрелищно-развлекательные мероприятия, такие как дискотека, проходят в помещении здания клуба-столовой, состоящего на балансе больницы, не выделенного в отдельную учетную единицу и не имеющего самостоятельный баланс, такое подразделение относится к той отрасли народного хозяйства, которая соответствует основному виду деятельности больницы в общественном разделении труда.
По транспортному налогу - льготы на автотранспортные средства больнице не установлены.
По налогу на прибыль - в бюджетном учете больница не отразила суммы компенсаций на покрытие разницы в цене по счету 400 и в акте проверки не учтены данные суммы в составе доходов, инспекцией произведен дополнительный расчет доходов.
Инспекция основания правомерности принятого решения в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в отзыве не указала; в дополнительной информации считает сроки давности привлечения к ответственности подлежат применению, однако перерасчет штрафа не произвела.
Суд установил:
ГУЗ больница "Анненские воды" в соответствии с Уставом является некоммерческой организацией, финансируемой полностью или частично за счет средств бюджета на основе сметы.
На основании решения заместителя руководителя Межрайонной инспекции ФНС N 1 по Хабаровскому краю от 09.01.2004 г. N 1 инспекцией проведена выездная налоговая проверка больницы, в том числе по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2001 г. по 31.12.2003 г., налога на прибыль за период с 01.01.2001 г. по 31.12.2002 г., транспортного налога за период с 01.01.2003 г. по 31.12.2003 г., налога с продаж за период с 01.01.2001 г. по 31.12.2003 г., единого налога за период с 01.01.2001 г. по 31.12.2003 г., налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2003 г., отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и платежей за пользование недрами по состоянию на 01.01.2002 г.
По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 19.04.2004 г. N 635-ДСП и после рассмотрения возражений заявителя принято решение инспекции от 10.06.2004 г. N 27 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Указанными актами налогового органа установлена, в том числе неуплата (не полная уплата) сумм налога на добавленную стоимость в размере 94114 руб., налога на прибыль в размере 86285 руб., транспортного налога в размере 2222 руб., налога с продаж в размере 5802 руб., единого налога в размере 20011 руб., налога на добычу полезных ископаемых в размере 28639 руб., отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 6733 руб., а также не представление налогоплательщиком налоговых деклараций в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налога срока по единому налогу, налогу на добычу полезных ископаемых.
Не согласившись с принятым решением в части, касающейся указанных налогов, пени, штрафов, ГУЗ больница "Анненские воды" обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 167 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ в целях настоящей главы определения налоговой базы в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения является для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров (работ, услуг).
Как следует из приказов главного врача больницы от 02.01.2001 г. N 4а, от 06.01.2002 г. N 3, от 05.01.2003 г. N 3, от 05.01.2004 г. N 1а "Об утверждении положения об учетной политике для целей налогообложения: учет доходов и расходов определяется по кассовому методу, датой получения дохода, определяемого по кассовому методу, признается день поступления средств на счет банка или в кассу, погашения задолженности перед налогоплательщиком иным способом (датой взаимозачета) (пункт 5.1.).
С учетом изложенного, суд отклоняет довод налогового органа о доначислении сумм налога на добавленную стоимость с применением порядка признания доходов и расходов по начислению в связи с отсутствием приказа (распоряжения), закрепляющего способ определения момента налоговой базы для целей налогообложения. Требование инспекции о предоставлении указанных приказов в материалах дела отсутствует.
Порядок организации оказания платных медицинских услуг краевыми государственными учреждениями здравоохранения, определяющий понятие сервисные услуги, как услуги, выполняемые в медицинском учреждении, но не являющиеся элементами медицинской помощи (пункт 1.3.); порядок использования полученных средств по отдельной смете доходов и расходов (пункт 5.10); порядок использования доходов, полученных от оказания платных услуг с направлением на покрытие расходов, связанных с их оказанием, на возмещение материальных затрат, развитие материальной базы учреждений (пункт 5.11., 5.11.2); перечень платных услуг, в том числе оформление справок по личной инициативе граждан (пункт 19), иные услуги, не запрещенные действующим законодательством (пункт 31), а также ссылку на отчетность и порядок налогообложения доходов учреждений здравоохранения от предпринимательской деятельности в соответствии с Налоговым кодексом РФ, другими действующими нормативными правовыми документами (пункт 5.12.) утвержден распоряжением Губернатора Хабаровского края от 25.07.2005 г. за N 505-р.
Ранее изданные нормативные акты не устанавливали такой вполне определенный, четкий порядок, в связи с чем поступившие денежные средства были зачтены в счет бюджетного финансирования и направлены от реализации пищевых отходов - на питание больных, от выдачи справок - на канцтовары.
В соответствии со статьями 41, 42 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетных учреждений, полученные от оказания платных услуг, учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от оказания платных услуг, которые относятся к неналоговым доходам.
С учетом изложенного, суд, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, установленных в статье 3 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, полагает привлечение больницы к ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость, налога с продаж от реализации оказанных платных немедицинских услуг произведено в отсутствие ее вины.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в сведениях о видах экономической деятельности, которыми занимается заявитель, значится деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа, код по ОКВЭД 92.51.
Поскольку налоговым органом не оспаривается, что услуги в сфере культуры и искусства осуществляются в здании "Клуб-столовая" (технический паспорт от 22.11.2000 г.) и налогоплательщику присвоен код по ОКВЭД 92.51 "Деятельность учреждений клубного типа", суд считает, что налогоплательщиком правомерно применены налоговые льготы, предусмотренные подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, подпунктом 8 пункта 1 статьи 4 Закона Хабаровского края "О налоге с продаж" от 27.11.2001 г. N 347, в соответствии с которыми не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства; к учреждениям культуры и искусства в целях настоящей главы НК РФ относятся клубы, а также операции по реализации физическим лицам услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями и организациями культуры и искусства (клубными учреждениями, в том числе сельскими) при проведении ими культурно-просветительских мероприятий, в том числе операции по реализации входных билетов и абонементов.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" N 2116-1 от 27.12.1991 г. (с изм. и доп.) объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями настоящей статьи. В соответствии со статьей 247 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемые в соответствии с настоящей главой.
В соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. В соответствии со статьей 252 Налогового кодекса РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Как следует из материалов дела, ГУЗ больница "Анненские воды" оказывает коммунальные услуги, имеет на балансе имущество, переданное от ликвидированного МПП ЖКХ с. Анненские Воды. Между Финансовым отделом администрации Ульчского района и больницей по уведомлениям в 2001, 2002 годах произведены взаимные расчеты в оплату за поставленное топливо и в погашение задолженности по северным кредитам за счет возмещения убытков по коммунальным услугам, всего на сумму 2940453,74 руб. В акте выездной налоговой проверки от 19.04.2004 г. указанные уведомления не нашли отражения. Вместе с тем, налоговым органом в оспариваемом решении произведен дополнительный расчет доходов заявителя по данным уведомлениям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 101 Налогового кодекса РФ в решении о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
С учетом изложенного, суд приходит к мнению о несоответствии выводов акта выездной налоговой проверки от 19.04.2004 г. и решения инспекции от 10.06.2004 г. в части налога на прибыль, в связи с чем доначисление указанного налога, пени, привлечение к налоговой ответственности за его неуплату признает неправомерным. Кроме того, материалами дела не подтверждается вывод налогового органа в оспариваемом решении по спорным суммам, как об ассигнованиях (компенсациях) из бюджета, полученных на покрытие убытков по содержанию ЖКХ. Суммы, проведенные по взаимозачету являются расчетами администрации Ульчского района (в форме взаимозачета) за оказанные больницей услуги ЖКХ, что подтверждается соглашениями о предоставлении средств фонда государственной финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, договорами залога, соглашениями о проведении взаимозачетов между краевым бюджетом, департаментом здравоохранения и администрацией Ульчского района.
В соответствии с пунктами б), д) статьи 8 Закона Хабаровского края "О транспортном налоге в Хабаровском крае" от 26.11.2002 г. N 70 от уплаты налога освобождаются учреждения здравоохранения, финансируемые из краевого и местных бюджетов, организации жилищно-коммунального хозяйства и индивидуальные предприниматели, осуществляющие работы по благоустройству города (района, села, поселка), которые оплачиваются из бюджета города (района), - в части специального автотранспорта, к которому относятся автотранспортные средства со стационарно установленным на них оборудованием и (или) автотранспортные средства, имеющие опознавательные знаки, надписи и оборудованные специальными световыми и звуковыми сигналами.
Согласно ПТС транспортное средство КО-520 является машиной вакуумной; согласно справке финансового управления Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края от 18.07.2005 г. N 135 сумма льготы за 2003 год использована по назначению: машина вакуумная ЗИЛ КО-520 - ассенизационная, специальная; экскаватор ЮМЗ-6КЛ - благоустройство села; бульдозер ДЗ-42 - благоустройство села.
Доводы налогового органа судом отклоняются, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии со свидетельствами на право осуществления торговой деятельностью, выданными Администрацией Ульчского района от 10.05.2001 г., от 14.07.2002 г. больнице предоставлено право осуществлять услуги общественного питания, вид предприятия - закусочная.
В соответствии с ГОСТ Р 50764 - 95 "Услуги общественного питания" услуга питания закусочной представляет услугу по изготовлению узкого ассортимента кулинарной продукции, в том числе из определенного вида сырья, а также созданию условий для ее реализации и потребления (пункт 4.2.5.); услуга питания кафе представляет собой услугу по изготовлению и реализации кулинарной продукции и покупных товаров в ограниченном ассортименте по сравнению с предприятиями других типов и в основном несложного изготовления, а также по созданию условий для их потребления на предприятии (пункт 4.2.3.).
Вывод налогового органа о неправильном определении налогоплательщиком типа предприятия общественного питания ("закусочная" вместо "кафе") основан на том, что в помещении данного предприятия организовано питание с изготовлением блюд сложного приготовления и с предоставлением отдыха потребителям с использованием магнитофона. Вместе с тем, в соответствии с указанным ГОСТом услуга общественного питания - результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей потребителя в питании и проведении досуга (пункт 3.1.). Что касается вывода об изготовлении блюд "сложного приготовления", то в соответствии с пунктом 4.2.1. указанного ГОСТа данная услуга относится к услуге питания ресторана.
В соответствии с пунктом 8 указанного ГОСТа оценку и контроль качества услуг предприятий общественного питания осуществляют с помощью аналитических (физико-химических, микробиологических, медико-биологических), экспертных (органолептических) и социологических методов, утвержденных в установленном порядке. Поскольку данные методы оценки налоговым органом не применялись, суд считает не доказанным факт осуществления деятельности заявителем в сфере общественного питания - кафе.
Ссылка налогового органа на пункт 10.12. Положения о порядке исчисления и уплаты единого налога, утвержденного Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 03.07.2000 г. N 238 (в ред. от 02.08.2001 г.), определяющего порядок исчисления единого налога при осуществлении деятельности по организации общественного питания различной по своему характеру и имеющей разную базовую доходность исходя из максимально установленного размера базовой доходности, судом отклоняется, так как в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31.07.1998 г. N 148-ФЗ размер вмененного дохода, и иные составляющие формул, расчета сумм единого налога определяются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, к которым Глава администрации края не относится.
Кроме того, согласно Программе комплексной выездной проверки налоговым органом проводилась проверка правильности определения облагаемой базы для исчисления полноты и своевременности уплаты единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (пункт 8). Однако, представленные в ходе выездной налоговой проверки заявителем уточненные расчеты по единому социальному налогу за 2001, 2002 годы и заявление о зачете сумм переплаты по данному налогу в счет единого налога на сумму 298064,79 руб. налоговым органом не учтены.
В соответствии со статьей 113 Налогового кодекса РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности). Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса. Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьей 122 настоящего Кодекса.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 г. N 9-П положения статьи 113 Налогового кодекса РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования означают, что течение срока давности привлечения лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений прекращается с момента оформления акта налоговой проверки, в котором указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, и содержатся ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственности за эти правонарушения, а в случае отсутствия необходимости в составлении такого акта - с момента вынесения соответствующего решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
С учетом изложенного, суд считает привлечение заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату (не полную уплату) налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2001 г. в виде штрафа в размере 4653 руб., по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налогоплательщиком налоговых деклараций по единому налогу по услугам по перевозке пассажиров автобусами по сроку представления налоговых деклараций 27.12.2001 г., 27.03.2001 г.; по услугам по перевозке пассажиров легковыми автомобилями по сроку представления налоговых деклараций 27.12.2000 г., по услугам по транспортировке грузов по сроку представления налоговых деклараций 27.03.2001 г. в виде штрафа в размере 39955 руб., установленных актом выездной налоговой проверки от 19.04.2004 г., произведено налоговым органом за пределами срока давности.
В соответствии со статьей 44 Закона РФ "О недрах" от 21.02.1992 г. N 2395-1 (в редакции, действовавшей до 01.01.2002 г.) пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются полезные ископаемые, добытые из недр Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче минеральных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки, розлива в тару).
Как следует из лицензии ХАБ 01259 МР от 28.06.2000 г. на право пользования недрами, выданной Департаменту здравоохранения Администрации Хабаровского края в результате конкурса на приобретение лицензии на право геологического изучения и добычи лечебных грязей озера Гавань, лицензиат (указанный Департамент) обязан производить платежи за добычу и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые устанавливаются после утверждения запасов ТКЗ (пункт 5). Согласно письма Минприроды РФ ФГУП "Государственный центр по импульсно-волновым технологиям в гидрогеологии и геотехнологии (НИЦ ГИДГЕО) филиала "Дальневосточный Региональный Центр государственного мониторинга состояния недр" от 23.04.2004 г. геологическое изучение лечебных грязей было начато в 2001 году и финансировалось Министерством природных ресурсов Хабаровского края.
ГУЗ больница "Анненские воды" имеет лицензию ХАБ 01279 МЭ на добычу подземных минеральных термальных вод от 27.06.2000 г. Больницей минеральная вода используется для лечебного питья и умывания больных бесплатно; согласно схемы отопления, представленной в судебное заседание, в системе отопления данная вода не используется; использование горячей минеральной воды для хозяйственно-бытового водоснабжения здания "Столовая-клуб" в объеме 14,4 м/куб/сутки согласовано 03.11.2000 г. Управлением Приамурского округа Госгортехнадзора России.
С учетом изложенного, суд считает доначисление налога на добычу полезных ископаемых, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, пени и штрафов за неуплату (неполную уплату) налогов, исчисление размера штрафа за непредставление налоговых деклараций из расчета доначисленных налогов необоснованным.
Кроме того, налогоплательщиком самостоятельно исчислены сумма налога на добычу полезных ископаемых при представлении в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за 1 квартал 2003 г. в размере 4929 руб., за 2 квартал 2003 г. в размере 3287 руб., за 3 квартал 2002 г. в размере 4072 руб., за 4 квартал 2003 г. в размере 1920 руб.
Доначисление налога на добычу полезных ископаемых по материалам выездной налоговой проверки не может увеличивать размер штрафа, исчисленного по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ, так как соответствии со статьей 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов сумма налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.
Пунктом 2.3. оспариваемого решения налогоплательщику предложено внести исправления в бухгалтерский учет и отчетность в соответствии с пунктом 80 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34-н (далее - Положение). Вместе с тем, ГУЗ больница "Анненские воды" является бюджетным учреждением и обязана вести бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.1999 г. N 107-н.
Кроме того, пунктом 2 Положения (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1999 г. N 107н) предусмотрено, что оно определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.
Руководствуясь статьями 167 - 171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС N 1 по Хабаровскому краю от 10.06.2004 г. N 27 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления сумм налога на добавленную стоимость в размере 251671 руб., налога на прибыль в размере 431427 руб., транспортного налога в размере 5350 руб., единого налога в размере 14390 руб., налога на добычу полезных ископаемых в размере 143193 руб., отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 33664 руб., налога с продаж в размере 4117 руб., пени и штрафа за неуплату (не полную уплату) от указанных сумм налогов; в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 4653 руб. за неуплату (не полную уплату) налога на добавленную стоимость; в виде штрафа в размере 39955 руб. за непредставление налоговых деклараций по единому налогу; в виде штрафа за непредставление налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых в части размера штрафа, исчисленного на доначисленные суммы указанного налога, а также недействительным пункт 2.3. решения инспекции.
Возвратить Государственному учреждению здравоохранения "Специализированная больница восстановительного лечения" Министерства здравоохранения Хабаровского края "Анненские воды" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб., уплаченную платежным поручением от 14.03.2005 г. N 55.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Хабаровского края не позднее месячного срока со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16 августа 2005 г. N А73-2479/2005-16
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 апреля 2006 г. N Ф03-А73/06-2/572 и Постановлением Арбитражного суда Хабаровского края от 28 ноября 2005 г. N АИ-1/1213/05-45 настоящее решение оставлено без изменения