Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 10 октября 2005 г. N А73-6595/2005-35
(извлечение)
Постановлением Арбитражного суда Хабаровского края от 31 января 2006 г. N АИ-1/1448/05-8 и Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1539 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2005 г.
В полном объеме решение изготовлено 10 октября 2005 г.
В арбитражный суд обратилось ОАО "ХЭ" с иском к ответчикам - органам государственной власти РФ и Хабаровского края, органам местного самоуправления Вяземского района о взыскании убытков в размере 5 351 руб. 53 коп. - неполученных доходов в 2004 г. в результате исполнения истцом ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий".
До принятия решения сумма исковых требований уменьшена истцом до 5 102 руб. 22 коп.
В судебном заседании представитель истца поддержал иск в полном объеме.
Явившиеся ответчики в отзыве и в заседании иск не признали в связи с отсутствием вины и противоправности поведения органов государственной власти.
КСЗН администрации Вяземского района, Финансовому управлению Администрации Вяземского района в судебное заседание не явились. КСЗН иск не признает в связи с отсутствием финансирования со стороны вышестоящих бюджетов.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.
В 2004 году ОАО "ХЭ" на основании ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" предоставило 50 % льготу по оплате электроэнергии реабилитированным лицам, проживающим в Вяземском районе Хабаровского края на сумму 5 102 руб. 22 коп., которые до подачи иска оставались не возмещенными. Сумма затрат подтверждается расчетами, списками, счетами-фактурами, актами сверок.
Статьей 16 вышеуказанного Закона предусмотрена льгота в виде 50 % скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, подвергшимся политическим репрессиям.
В соответствии со статьей 17 ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" предоставление таких льгот соответствующей категории граждан определено Правительством РФ. Пункт 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий (утв. Постановлением Правительства N 419 от 03.05.1994), устанавливает в качестве источника предоставления льгот бюджет субъекта РФ и местный бюджет с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено - если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, установлено Министерство финансов РФ.
Как следует из материалов дела (отзывы ответчиков), в 2004 году из федерального бюджета Хабаровскому краю выделено 33 577,80 тыс. руб. на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот в соответствии с ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Вместе с тем, по итогам 2003 г. существовала задолженность федерального бюджета перед бюджетом Хабаровского края в размере 9 780, 81 тыс. руб., по состоянию на 01.01.2005 г. задолженность возросла до 22 335 тыс. руб., но текущее финансирование в 2005 г. не предусматривало погашение задолженности прошлых лет.
Уведомлением от 27.07.2005 г. МФ РФ сообщено о поступлении на счет бюджета Хабаровского края 22 335 600 руб. на финансирование задолженности.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ранее выделенные денежные средства использовались Хабаровским краем целевым назначением, спор возник по вине органов государственной власти РФ, вины Хабаровского края в несвоевременной компенсации расходов истца не имеется.
Истец не состоит в бюджетных правоотношениях с ответчиками, предъявил иск к лицам, которых он считает виновными в силу ст. 15, 16 ГК РФ.
С учетом изложенного, исковое требование подлежит удовлетворению в отношении МФ РФ за счет средств казны РФ на основании ст. 1071 ГК РФ.
Следует отказать в иске к остальным ответчикам, поскольку в отношении этих лиц суд не усматривает состава правонарушения.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "ХЭ" убытки в размере 5 102 руб. 22 коп.
Отказать в иске к остальным ответчикам.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10 октября 2005 г. N А73-6595/2005-35
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Арбитражного суда Хабаровского края от 31 января 2006 г. N АИ-1/1448/05-8 и Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1539 настоящее решение оставлено без изменения