И.о. Первого заместителя Министра |
И.А. Иванцева |
Рекомендации
по разработке основных направлений организации школьного питания
Полноценное питание является необходимым условием гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, работоспособности и успешного обучения детей и подростков.
Сложившаяся сеть школьного питания позволяет организовать горячее питание школьников, в том числе в самых отдаленных школах муниципальных районов края, но нуждается в серьезных преобразованиях.
В течение 10 лет не пересматривались размеры дотаций, выделяемых на питание школьников. Выделяемые средства не позволяют обеспечить полноценный рацион питания школьников. Средняя стоимость горячих завтраков и обедов в образовательных учреждениях края составляет соответственно 6 и 9 рублей. Расчетная же стоимость полноценных завтраков и обедов по среднестатистическим ценам на 01.01.2007 года составила соответственно 13 руб. 43 коп. и 30 руб. 07 копеек.
С 2005 года прекращено выделение средств на питание школьников из муниципальных бюджетов. Сокращение финансирования и инвестиций в отрасль школьного питания сказывается на социальной защищенности детей, особенно с ослабленным здоровьем и из малообеспеченных семей.
Проводимые конкурсы на замещение муниципальных заказов продолжают оставаться ориентированными на стоимость продуктов и оказание этой услуги, не обеспечивают необходимое качество, полноценность и сбалансированность школьного питания.
Каждый четвертый пищеблок школ края не имеет централизованной канализации, централизованного водоснабжения, из них 21,5 % пищеблоков работают на привозной воде. К третьей группе санитарно-эпидемиологического благополучия относятся 16,5 % пищеблоков школ края, не в полном объеме отвечающих требованиям санитарных правил для предприятий общественного питания.
Охват горячим питанием школьников в крае продолжает оставаться ниже среднего по Российской Федерации (68 %).
Из общего числа школьников - 13,2 %, в основном учащиеся старших классов, не питаются в школах вообще.
Не выполняются санитарные требования по обеспечению двухразового питания учащимся# в группах продленного дня.
Не в полной мере обеспечена безопасность изготавливаемой и реализуемой продукции на школьных пищеблоках, продолжают иметь место нарушения санитарного законодательства. Актуальной остается проблема обеспечения школьников доброкачественной питьевой водой. Недостаточно решаются вопросы обеспечения школьников продуктами повышенной пищевой и биологической ценности.
Отсутствие программ взаимодействия и механизма координации деятельности учреждений, структур и служб, организующих питание школьников, приводят к нерациональному использованию бюджетных и внебюджетных средств и неэффективности системы контроля их расходования.
Решение проблемы качественного школьного питания может быть только адресным, комплексным, программным для каждого конкретного города и муниципального района.
Принятие муниципальных программ по организации школьного питания позволит:
- решить проблему качества питания учащихся;
- создать механизм контроля использования бюджетных и внебюджетных средств на питание школьников;
- укрепить материально-техническую базу школьных столовых;
- осуществить в территориях края координацию деятельности различных структур, служб, общеобразовательных учреждений в организации питания школьников.
Основные направления совершенствования организации школьного питания
1. Нормативно-правовое регулирование:
1.1. Принятие местных нормативных правовых актов, регулирующих организацию питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе обеспечение учащихся бесплатным и льготным питанием.
1.2. Формирование бюджетов муниципальных образований с учетом выделения средств для обеспечения школьных пищеблоков необходимым торговым, технологическим, холодильным оборудованием и инвентарем.
Нумерация приводится в соответствии с источником
1.4. Внесение в положения о проведении тендеров на размещение муниципальных заказов по организации питания и поставкам продуктов в образовательные учреждения положений, обеспечивающих качество, полноценность и сбалансированность школьного питания.
2. Санитарно-гигиеническое и медицинское обеспечение школьного питания.
2.1. Разработка и утверждение наборов продуктов и меню горячих завтраков и обедов с учетом местных особенностей питания и быта населения.
2.2. Разработка и реализация мероприятий по профилактике дефицита микронутриентов у школьников, обеспечению их продуктами, обогащенными важнейшими микронутриентами (ПНЖК, пищевыми волокнами, йодом, и др.).
2.3. Витаминизация третьих блюд.
2.4. Утверждение рекомендуемого ассортимента для школьных буфетов с учетом местных условий.
Нумерация приводится в соответствии с источником
2.6. Осуществление мониторинга питания и физического развития школьников.
2.7. Обеспечение питьевого режима школьников и процесса приготовления пищи качественной питьевой водой.
3. Повышение качества и сбалансированности школьного питания.
3.1 Использование в школьном питании рецептур блюд и кулинарных изделий, обеспечивающих школьников рациональным питанием с учетом физиологических потребностей и климатических условий проживания.
3.2. Использование перспективных двухнедельных меню в организации питания школьников.
3.3. Использование в питании школьников продуктов, обогащенных микро# и макронутриентами.
3.4. Обеспечение школьников молочными и кисло-молочными продуктами, обогащенными лактобактериями.
3.5. Организация и проведение смотров-конкурсов "Лучшие продукты - детям".
3.6. Внедрение, по согласованию с органами Роспотребнадзора, новых технологий приготовления пищи и форм обслуживания (фито-бары#, интернет-кафе, мини-линии раздачи, диетическое питание).
4. Организация и поддержка работы общеобразовательных учреждений по самообеспечению школьников сельскохозяйственной продукцией.
5. Контроль за организацией и качеством школьного питания.
5.1. Создание системы производственного контроля за качеством и безопасностью используемого сырья и вырабатываемой продукции, соблюдением санитарных правил и требований нормативной и технологической документации при производстве, хранении, транспортировке продукции, выполнением необходимых санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с требованиями законодательства и действующих нормативных правовых документов.
5.2. Осуществление текущего надзора за соблюдением утвержденных наборов продуктов и меню для школьников
5.3. Развитие системы мониторинга за состоянием здоровья школьников, обеспеченностью их необходимыми пищевыми веществами, качественным и количественным составом рациона питания.
6. Методическое обеспечение.
6.1. Обеспечение нормативно-технологической документацией, регламентирующей организацию питания в школах.
6.2. Проведение семинаров для специалистов, ответственных за питание в школах. Обеспечение их участия в работе краевых семинаров-совещаний.
6.3. Разработка перспективных двухнедельных меню рационов питания школьников.
6.4. Распространение методической литературы по вопросам организации питания школьников.
7. Приведение материально-технической базы школьных столовых в соответствие с современными разработками и технологиями.
7.1. Изучение рациональности существующей системы организации питания школьников. Разработка мероприятий по ее модернизации.
Нумерация приводится в соответствии с источником
7.5. Разработка мероприятий по техническому переоснащению предприятий системы школьного питания в соответствии с современными требованиями технологии производства и организации обслуживания учащихся общеобразовательных школ (с учетом фактической изношенности технологического и холодильного оборудования).
7.6. Организация базовых предприятий или базовых школьных столовых для централизованного выпуска полуфабрикатов для организации школьного питания.
8. Вопросы кадровой политики.
8.1. Организация переподготовки и повышения квалификации работников основных профессий предприятий школьного питания, находящихся на балансе образовательных учреждений, с учетом квалификационного состава работников основных профессий.
8.2. Повышение квалификации руководителей и специалистов предприятий общественного питания, занятых обслуживанием школьников.
8.3. Обучение руководителей и специалистов учреждений образования, отвечающих за организацию питания в школах.
9. Обучение основам рационального питания.
9.1. Проведение муниципальных, городских конкурсов на лучшую организацию питания школьников.
9.2. Участие специалистов, организующих питание в общеобразовательных учреждениях, в краевых конкурсах и акциях.
9.3. Проведение выставок-дегустаций школьного питания.
9.4. Обеспечение школ рекламной продукцией по вопросам питания школьников (плакаты, учебно-методическая литература), в целях формирования у них выбора здорового образа жизни.
9.5. Организация специальных рубрик на радио, телевидение#, в печати муниципального уровня.
10. Работа с родителями, общественностью.
10.1. Формирование у школьников и их родителей навыков здорового рационального питания.
10.2. Разработка и реализация мероприятий по основам рационального питания и здорового образа жизни для детей и их родителей (классных часов, бесед, лекций, вечеров, дней здоровья для школьников и родителей, родительских собраний по рациональному питанию, культуре питания).
11. Ресурсное обеспечение улучшения организации питания школьников.
Источником финансирования программы "Школьное питание" является бюджет муниципальных образований Хабаровского края; родительские средства; краевые субвенции и иные привлеченные средства.
Объемы и источники финансирования программы определяются Планом мероприятий Программы.
Заместитель Председателя |
С.И. Лопатин |
Первый заместитель министра |
А.А. Базилевский |
Примерное содержание муниципальной программы "Школьное питание"
Наименование программы | Целевая муниципальная программа "Школьное питание" на 2007 - 2011 годы |
Основание для разработки программы |
1. Поручение Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации о разработке предложений по реорганизации системы питания в общеобразовательных учреждениях от 10 декабря 2005 года N ПР-2065 "Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседаний Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию от 25 октября 2005 года". 2. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 в редакции от 05 февраля 2007 г. "Об образовании" ст. 51. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 августа 2006 г. N 28 "Об усилении надзора за производством и оборотом пищевых продуктов". 4. Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 30 "Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях". 5. Постановление Правительства Хабаровского края от 11 октября 2005 г. N 123-пр "О состоянии и об основных направлениях развития общественного питания в Хабаровском крае до 2010 года". 6. Решение коллегии министерства образования Хабаровского края и министерства пищевой промышленности и потребительского рынка Хабаровского края от 26 февраля 2007 г. "О состоянии и мерах по улучшению организации школьного питания в общеобразовательных учреждениях края". |
Цель программы | Сохранение и укрепление здоровья учащихся общеобразовательных учреждений на основе качественного и сбалансированного питания. |
Основные задачи программы | - Обеспечение соответствия питания учащихся установленным нормам и стандартам, социальным и культурным особенностям, ожиданиям потребителей (школьников и их родителей). - Совершенствование системы организации питания за счет внедрения современных управленческих, научных и технологических решений. - Приведение материально-технической базы предприятий в соответствие современным разработкам и технологиям. - Оптимизация и обучение кадров предприятий современным формам работы. - Снижение затрат на организацию питания учащихся общеобразовательных учреждений. |
Основные направления реализации программы |
- Государственное регулирование и улучшение финансово-экономического обеспечения школьного питания. - Санитарно-гигиеническое, медицинское обеспечение и контроль школьного питания. - Обучение учащихся, родителей, преподавательский состав# основам рационального питания. - Методическое обеспечение организации школьного питания |
Сроки реализации Программы | 2007 - 2011 годы |
Заказчик Программы | Администрации городских округов и муниципальных образований Хабаровского края |
Разработчики Программы | Администрации городских округов и муниципальных образований Хабаровского края. Органы, осуществляющие управление в сфере образования. |
Исполнители Программы | Городские округа и муниципальные образования Хабаровского края. Органы, осуществляющие управление в сфере образования. Органы здравоохранения муниципальных образований Хабаровского края. Предприятия общественного питания, организующие питание в общеобразовательных учреждениях. Органы Роспотребнадзора по Хабаровскому краю. Общественные родительские организации и иные предприятия и организации (по согласованию) |
Ресурсное обеспечение Программы |
Бюджеты муниципальных образований Хабаровского края. Родительские средства. Краевые субвенции и иные привлеченные средства. |
Механизм реализации Программы |
Муниципальный заказчик Программы: - обеспечивает ее реализацию в соответствии с планом мероприятий; - заключает в соответствии с законодательством договоры и соглашения (в случае необходимости на конкурсной основе), связанные с реализацией Программы; - осуществляет координацию и контроль действий исполнителей Программы; - отчитывается перед Правительством Хабаровского края |
Перечень основных мероприятий Программы |
- Обеспечение всех школьников горячим одноразовым питанием (завтраками, обедами) по сбалансированным рационам. - Обеспечение школьников групп продленного дня обязательным двухразовым горячим питанием, при длительном пребывании - трехразовым. - Обеспечение школьников отдельных категорий из многодетных и малообеспеченных семей бесплатными завтраками и обедами. - Обеспечение школьников дифференцированным питанием по медицинским показаниям. - Оптимизация рационов питания школьников за счет реализации через сеть школьных буфетов продуктов, обогащенных витаминами и микроэлементами, в том числе молочными. - Увеличение охвата питанием школьников за счет средств родителей. - Техническое перевооружение и модернизация предприятий системы школьного питания. - Обеспечение школьников качественной питьевой водой. - Обеспечение школьных столовых квалифицированными кадрами. - Обучение основам рационального питания. - Обеспечение контроля за организацией школьного питания на всех уровнях производства. |
Контроль реализации Программы |
Общий контроль за реализацией программы осуществляет заказчик Программы. |
Ожидаемые результаты Программы |
Стабилизация показателей заболеваемости по болезням, с алиментарным фактором, достижение организации питания в соответствии с санитарными нормами и правилами. |
Оценка эффективности | Ежегодное увеличение охвата питанием школьников. Отсутствие групповых инфекционных заболеваний и пищевых отравлений. Оптимизация структуры финансовых затрат на питание школьников. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования Хабаровского края от 8 мая 2007 г. N 4-7-2269 "Основные направления по улучшению питания"
Текст письма официально опубликован не был