Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 14 марта 2007 г. N А73-14277/2006-73
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 июля 2007 г. N Ф03-А73/07-1/2197 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 06 марта 2007 г.
В полном объеме решение изготовлено 14 марта 2007 г.
В арбитражный суд обратилось Муниципальное образование город Комсомольск-на-Амуре в лице Администрации с иском к ответчикам о взыскании убытков в размере 461 991 рублей 68 копеек, понесенных в результате реализации Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" за 2003 г.
В судебном заседании истец поддержал исковое требование в полном объеме.
Ответчики иск не признали в связи с отсутствием вины и противоправности поведения государственных органов и должностных лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Муниципальное образование город Комсомольск-на-Амуре в лице Администрации в период с 01 сентября 2003 г. по 31 декабря 2003 г. возместило расходы по оплате проездов к месту проведения отпуска и обратно работникам муниципального учреждения здравоохранения, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Сумма понесенных истцом расходов подтверждается расчетом, реестрами, расходными кассовыми ордерами, проездными документами.
Компенсация указанных расходов не относится к компетенции органов местного самоуправления, наделение их государственными полномочиями в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей материальных и финансовых средств.
В связи с тем, что расходы муниципального образования, связанные с компенсацией проезда к месту проведения отпуска и обратно, из вышестоящего бюджета не были возмещены, истцом заявлено настоящее исковое требование.
Статьями 33, 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрена компенсация расходов лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера на оплату один раз в два года стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
Порядок возмещения затрат на государственные гарантии и компенсации утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4521-1 Правительство Российской Федерации обязалось до 01 сентября 1993 г. привести свои решения в соответствии с данным законом, разработать и принять вытекающие из него нормативные акты.
Вместе с тем, порядок компенсации расходов бюджетами разных уровней не установлен.
Следовательно, в соответствии с названными нормативными правовыми актами, в силу Федерального закона от 01 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", с учетом положений Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. N 584, финансовое обеспечение рассматриваемых полномочий должно осуществляться за счет средств федерального бюджета путем передачи указанных средств нижестоящим бюджетам.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует читать как "от 6 октября 1999 г."
Средства из федерального бюджета должны передаваться в бюджет субъекта согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации в виде субвенций и субсидий.
Согласно пункту 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и закрепление между бюджетами разных уровней расходных полномочий, отнесенных к сфере совместного финансирования бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации производятся по согласованию органов государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами.
Такое согласование между субъектом Российской Федерации - Хабаровским краем и органами государственной власти отсутствует.
В федеральном бюджете на 2003 г. денежные средства на реализацию гарантий, установленных Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1, не предусматривались.
Данный факт подтверждается актами сверок по межбюджетным отношениям, а также отчетами об исполнении краевого бюджета.
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования.
На основании установленных по делу обстоятельств ответственность за причиненные истцу убытки подлежит возложению на Российскую Федерацию, убытки - возмещению за счет казны Российской Федерации.
Возражения ответчика - Российской Федерации в лице Минфина Российской Федерации, изложенные в отзыве на исковое заявление, судом отклоняются как необоснованные и не имеющие отношения к обстоятельствам, входящим в предмет доказывания по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Исковое требование удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального образования город Комсомольск-на-Амуре в лице Администрации города Комсомольск-на-Амуре 461 991 рублей 68 копеек, составляющих убытки.
В удовлетворении иска к Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14 марта 2007 г. N А73-14277/2006-73
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 июля 2007 г. N Ф03-А73/07-1/2197 настоящее решение оставлено без изменения