Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 2 февраля 2007 г. N А73-10199/2006-73
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 июля 2007 г. N Ф03-А73/07-1/2090 настоящее решение оставлено без изменения
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2007 г. N 12085/07 в передаче настоящего решения в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора отказано
Муниципальное унитарное многоотраслевое дооизводственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "К" Хабаровского района обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края, Хабаровского муниципального района в лице финансового управления администрации Хабаровского района Хабаровского края 166 523 рубля 81 копейку, составляющих убытки.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, считает их законными и обоснованными, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в судебном заседании заявил о неправомерности привлечения Российской Федерации в качестве ответчика, считает также, что истец необоснованно включает в сумму предъявленных ко взысканию убытков сумму налога на добавленную стоимость, так как суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость; кроме этого, органы государственной власти и местного самоуправления не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Представитель Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края в судебном заседании заявил возражения против удовлетворения исковых требований истца за счет средств казны Хабаровского края, указывает, что меры социальной защиты многодетным семьям установлены федеральным законодательством, в связи с чем надлежащим ответчиком является Российская Федерация, к расходным обязательствам которой отнесено финансирование, установленных ею мер социальной помощи, независимо от того, были предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Как следует из отзыва на исковое заявление и объяснение представителя в судебном заседании, ответчик - Хабаровский муниципальный район в лице финансового управления администрации Хабаровского муниципального района считает себя ненадлежащим ответчиком, так как вина органов местного самоуправления Хабаровского муниципального района в не возмещении истцу расходов, образовавшихся в связи с предоставлением услуг гражданам с учетом льгот, отсутствует; в 2003-2004 г.г. средств на реализацию мероприятий по предоставлению льгот многодетным семьям Хабаровского муниципального района из федерального и бюджета субъекта не выделялось.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в отношении предмета спора, в судебном заседании пояснил, что финансовые средства на компенсацию расходов, связанных с реализацией Указа Президента Российской Федерации N 431 от 05 мая 1992 г. "О мерах социальной поддержки многодетных семей" по предоставлению льгот многодетным семьям Комитету социальной защиты населения Хабаровского муниципального района из вышестоящих бюджетов не выделялись.
Дав оценку имеющимся в деле доказательствам на предмет их достаточности, взаимной связи между ними, суд считает возможным рассмотрение дела по существу в настоящем судебном заседании.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года N 413 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" между Комитетом социальной защиты населения Хабаровского муниципального района и истцом заключен договор от 05 января 2004 г., в соответствии с которым истец в период с января 2003 г. по декабрь 2004 г. предоставлял многодетным семьям, имеющим право на 30 % скидку, льготы при оплате коммунальных услуг.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеназванного Указа от 5 мая 1992 г. следует читать как "N 431"
Комитет взял на себя обязательство по возмещению истцу расходов, связанных с предоставлением указанной льготы.
В соответствии с п. 2.3 договора стороны ежемесячно, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, обязались производить сверку списков льготников по категориям и по суммам, подлежащим компенсации.
Разделом 3 данного договора предусмотрен порядок расчетов, в соответствии с которым возмещение истцу расходов производится Комитетом социальной защиты населения Хабаровского муниципального района на основании предъявленных финансово-расчетных документов и актов сверок, подписанных сторонами. Возмещение производится путем перечисления денежных средств в пределах выделенных ассигнований на эти цели, по мере их поступления из соответствующего бюджета на счет Муниципального управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Хабаровского муниципального района, которое в разумные сроки производит возмещение указанных затрат истцу.
Согласно расчету истца убытки, возникшие в результате предоставления льготы при оплате коммунальных услуг, за период с января 2003 г. по декабрь 2004 г. составили 166 523 рублей 81 копейку.
В подтверждение обстоятельств, на которых основано исковое требование, истцом представлены списки льготников, акт сверки задолженности на 01 октября 2006 г., реестры и счета-фактуры (расчетные документы) за указанный период.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года N 431, пункту 2 Письма Минфина Российской Федерации и Министерства социальной защиты Российской Федерации от 29 июня 1992 г. NN 51, 1-2359-18 источником финансирования дополнительных затрат, возникающих при реализации указанной льготы, указаны средства местных бюджетов.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 марта 2003 г. N ГКПИОЗ-139 пункт 2 Письма от 29 июня 1992 г. признан недействующим как противоречащий федеральным законам и нарушающий права местного самоуправления.
В силу статьи 49 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возникшее в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти, увеличение расходов местных бюджетов компенсируется органами, принявшими эти решения. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.
В связи с невыделением в бюджет района на осуществление переданных на муниципальный уровень власти государственных полномочий в необходимом объеме оснований для привлечения к ответственности Хабаровского муниципального района Хабаровского края не имеется.
Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, предаваемых на другой уровень власти, в том числе на органы местного самоуправления и государственной власти субъекта Российской Федерации, в силу статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации относится к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.
Постановлением Правительства от 15 августа 2001 г. N 584 "О программе развития бюджетного, федерализма в Российской Федерации" на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Согласно пункту 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.
В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" средства на реализацию льгот, установленных федеральным законодательством, должны предусматриваться в федеральном бюджете для передачи нижестоящим бюджетам.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 23 установлено, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В связи с тем, что денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в федеральном бюджете в 2003, 2004 г.г. не предусматривались и Хабаровскому краю не выделялись ответственность за убытки, причиненные истцу, подлежит возложению на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Истцом предоставлен исчерпывающий перечень необходимых документов в обоснование заявленных исковых требований, доказывающих наличие убытков, возникших в результате предоставления многодетным семьям льготы при оплате коммунальных услуг.
Возражения Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в части включения истцом в размер взыскиваемой суммы убытков налога на добавленную стоимость судом отклоняются как необоснованные.
В связи с тем, что в соответствии со статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации налог на добавленную стоимость истцу из бюджета не возмещается, включение его в состав стоимости льготных услуг, подлежащих возмещению как убытки, признается судом правомерным.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Исковое требование удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного многоотраслевого производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "К" Хабаровского района 166 523 рубля 81 копейку.
В удовлетворении иска к Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края, Хабаровскому муниципальному району в лице финансового управления администрации Хабаровского муниципального района отказать.
Возвратить Муниципальному унитарному многоотраслевому производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "К" Хабаровского района из федерального бюджета госпошлину в сумме 4 830 рублей 48 копеек, перечисленную платежным поручением N 19 от 08 09.2006 г.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 2 февраля 2007 г. N А73-10199/2006-73
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 июля 2007 г. N Ф03-А73/07-1/2090 настоящее решение оставлено без изменения