Заслушав и обсудив информацию консультанта отдела общего образования о проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений министерство образования края совет отмечает, что в крае проведена большая работа по апробации независимой оценки качества подготовки выпускников 9 классов. Министерство образования Хабаровского края связывает участие в апробации внешней процедуры оценки знаний учащихся с формированием реального механизма управления качеством образования, дальнейшего повышения качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями общего образования.
Организация работы по проведению государственной (итоговой) аттестации в новой форме в крае возложена на муниципальные экзаменационные комиссии, при сохранении координирующей и контролирующей роли министерства образования, муниципальных органов управления образованием.
В соответствии с организационной моделью апробации новой формы государственной (итоговой) аттестации, сложившейся на территории края, в 2007 году экзамены по предметам "Алгебра" и "Русский язык" сдавали выпускники девятых классов всех общеобразовательных учреждений края за исключением отдельных категории# выпускников, как
- выпускники, нуждающиеся в щадящем режиме сдачи экзаменов;
- выпускники вечерних (сменных) школ и УКП;
- выпускники, обучающиеся по программе обучения детей с задержкой психического развития (VII вид);
- выпускники, обучающиеся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и коррекционных классах (слайд 2).
Данные категории выпускников сдавали экзамены в традиционной форме.
Учащиеся девятых классов, планирующие продолжить обучение в 10 классах соответствующего профиля в общеобразовательных учреждениях края, сдавали экзамены по обществознанию и биологии в новой форме. Остальные выпускники имели возможность выбора: сдавать экзамены в традиционной или новой форме.
Экзамен по обществознанию сдавало 1320 (10,5 %) выпускников 9 классов из 13 муниципальных образований.
Экзамен по биологии - 232 (1,8 %) учащихся из образовательных учреждений 9 муниципальных образований края (слайд 3).
Особенностью проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в 2007 году в сравнении с первым годом апробации независимой оценки качества образования в рамках проведения стало:
- разработка на уровне края нормативно-правовой базы, обеспечившей успешное проведение апробации независимой системы оценки качества обучения учащихся 9 классов;
- введение категории организаторов;
- создание наблюдательного органа в лице общественных наблюдателей. Министерством образования края были разработаны: Положения о МЭК, Положение о муниципальной предметной комиссии, Положение о муниципальной конфликтной комиссии
Инструктивные письма:
2.1. по проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений по алгебре и русскому языку
2.2. по проведению государственной (итоговой) аттестации в новой форме по биологии и обществознанию выпускников 9 классов
На муниципальном уровне были изданы приказы о формировании состава муниципальных экзаменационной, предметной и конфликтной комиссий, приказы, утверждающие состав организаторов в аудиториях, состав общественных наблюдателей и порядок их аккредитации, другие материалы. Нормативные материалы управлений образования администрации г. Хабаровска и Нанайского муниципального района были направлены в Рособрнадзор с целью представления опыта работы края по данному направлению и получили положительную оценку.
В соответствии с организационной моделью апробации новой формы государственной (итоговой) аттестации, сложившейся на территории края, экзамены по предметам "Алгебра" и "Русский язык" сдавали все выпускники девятых классов общеобразовательных учреждений края за исключением таких категорий, как
- выпускники, нуждающиеся в щадящем режиме сдачи экзаменов;
- выпускники вечерних (сменных) школ и УКП;
- выпускники, обучающиеся по программе обучения детей с задержкой психического развития (VII вид);
- выпускники, обучающиеся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и коррекционных классах (слайд 2).
Данные категории выпускников сдавали экзамены в традиционной форме.
В соответствии с процедурой проведения экзамены проводились в школах, в которых обучались выпускники.
Тиражирование и пакетирование экзаменационных материалов для выпускников 9 классов, сдававших экзамены в новой форме, производилось Хабаровским краевым институтом переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с контрактом, заключенным на условиях проведения котировки цен.
Определенную сложность составляла доставка материалов в отдаленные районы. Для решения этой задачи была использована фельдъегерская служба.
Ответственность за безопасность хранения экзаменационных материалов в районах была возложена на руководителей муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений, в которых проводились экзамены.
С целью контроля за соблюдением процедуры проведения экзаменов в учреждения образования направлялись специалисты муниципальных органов управления образованием, члены МЭК.
В этом году в соответствии с разработанным министерством образования края Положением было организовано общественное наблюдение за проведением государственной (итоговой) аттестации в новой форме.
Информационная поддержка осуществлялась посредством размещения методических и инструктивных материалов на сайтах министерства образования края и ХК ИППК ПК. В министерстве образования края в дни проведения экзаменов были организованы "горячие" линии, на которых специалисты министерства образования, методисты ХК ИППК давали консультации по вопросам проведения экзаменов, использованию критериев оценивания экзаменационных работ.
Проверка экзаменационных работ учащихся производилась муниципальными либо межшкольными ("кустовыми") предметными комиссиями. В исключительных случаях в случае отдаленности образовательных учреждений проверку осуществляли школьные экзаменационные комиссии при обязательном присутствии представителей МЭК.
Все работы учащихся перед отправкой на проверку шифровались. Порядок шифрования и образец шифра были определены инструкциями по проведению экзаменов, разработанными министерством образования края.
Состав предметных комиссий формировался из числа высококвалифицированных педагогов общеобразовательных учреждений края; количество членов предметных комиссий зависело от количества выпускников, сдававших предмет, и составило по краю:
- по алгебре - 567
- по русскому языку - 498
- по биологии - 35
- по обществознанию - 122 человека.
Система оценивания, являющаяся неотъемлемым элементом новой формы экзаменов, включает два количественных показателя: традиционные отметки "2", "3", "4" и "5" и рейтинг (суммарный балл). Наличие двух отметок при оценивании итогов аттестации - традиционной пятибалльной отметки и общего балла (рейтинга), - позволяет более детально дифференцировать учащихся и иметь более точное представление о качественном наполнении отметок "хорошо" и "отлично".
Результаты:
Алгебра:
Анализ выполнения экзаменационной работы показал: средняя решаемость заданий базового уровня в крае составляет 73,88 % (в 2005/206# учебном году средняя решаемость составляла 71,07 %).
Наибольшее число из тех, кто получил хорошие и отличные отметки находится в диапазоне 8 - 10 баллов - таких 22,3 % от общего количества экзаменующихся.
Самый высокий уровень математической подготовки у тех, кто набрал 27 - 30 баллов (2,2 %).
Количество неудовлетворительных отметок получило 7,3 % выпускников (в 2006 - 7,7 %). Это те учащиеся, которые не выполнили даже восьми заданий первой части.
Качество знаний составило 53,3 %.
Русский язык:
Количество неудовлетворительных отметок получило 2,6 % выпускников.
Средний оценочный балл за экзамен составил 3,7, качество знаний - 59,8 %. Годовую отметку подтвердили 66,4 % учеников.
Количество учащихся, справившихся с работой по биологии и обществознанию составило 100 %.
При этом 57,7 % выпускников подтвердили годовую отметку по биологии, 13,2 % - получили экзаменационную отметку выше годовой.
По обществознанию - количество учащихся, подтвердивших годовую отметку составило по краю 57,6 %; 21 % - получили экзаменационную отметку выше годовой.
По результатам проведения государственной (итоговой) аттестации в новой форме было подано:
алгебра - 36 апелляций
русский язык - 45 апелляций
биология - 2 апелляции
обществознание - 2 апелляции
После рассмотрения апелляций муниципальными конфликтными комиссиями отметки изменились в сторону повышения: по алгебре - в 22 работах, по русскому языку - в 12. Не изменился результат по алгебре в 14 работах, по русскому языку - в 33 случаях;
биология, обществознание - отметки не изменились.
Апелляций по проведению экзаменов в новой форме от выпускников не поступало.
Вместе с тем следует отметить, что результаты, полученные девятиклассниками на экзаменах, сдаваемых в новой форме, значительно отличаются от тех результатов, которые выпускники показывают в 11 классах на ЕГЭ. Это вскрывает проблемы, характерные для проведения итоговой аттестации в новой форме: самостоятельность выполнения работы учениками, объективность оценивания, организация индивидуальной работы с учащимися на основании выявленных пробелов в их знаниях.
Использование внешней оценки знаний девятиклассников, глубокий анализ результатов, выявление негативных факторов, влияющих на качество общеобразовательной подготовки школьников, позволит своевременно устранить или скорректировать проблемы в подготовке учащихся к итоговой аттестации на старшей ступени обучения.
В решении вопроса повышения качества знаний учащихся должно сыграть
- усиление роли методических служб всех уровней, осуществляющих повышение квалификации педагогов;
- дальнейшая профилизация образовательного пространства, при этом результаты независимого оценивания позволят прогнозировать перспективы успешности освоения выбранного профиля и возможные затруднения учащегося.
При этом ни один управляемый процесс не может обходиться без контроля за процессом и качеством обучения.
В 2008 году работа по апробации новой формы государственной (итоговой) аттестации в крае будет продолжена. По предварительным данным выпускники школ будут сдавать экзамены по семи предложенным предметам.
Произойдут изменения и в организационном плане проведения государственной (итоговой) аттестации в новой форме, связанные с изменениями в Законе Российской Федерации "Об образовании#, внесенными федеральными законами N 122-ФЗ от 22.08.04, N 17-ФЗ от 09.02.07, N 258-ФЗ от 29.12.06.
Для дальнейшего унифицирования процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации в новой форме в крае будут созданы региональная экзаменационная комиссия (РЭК), региональная предметная комиссия и региональная конфликтная комиссия. На местах осуществлять организацию и проведение государственной (итоговой) аттестации будут территориальные подкомиссии. Изменения коснутся спецификации проведения и критериев оценивания по предметам, в частности по русскому языку.
Требуют усиления меры по обеспечению информационной безопасности при проведении экзаменов. На основании вышеизложенного совет решил:
1. Отметить успешную апробацию независимой системы оценки качества подготовки выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования, в условиях ОСОКО в 2007 году
2. Продолжить апробацию независимой системы оценки качества подготовки выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования, в условиях ОСОКО в 2008 году.
3. Разработать нормативно-правовую документацию по проведению в Хабаровском крае государственной (итоговой) аттестации выпускников девятых классов, организуемой региональными экзаменационными комиссиями в условиях построения ОСОКО в 2008 году.
4. Обеспечить режим информационной безопасности при проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников девятых классов в условиях построения ОСОКО в 2008 году.
5. Ректору ХК ИППК ПК (А.Г. Кузнецова):
5.1 Обеспечить информационно-методическое, консультационное сопровождение процесса подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников девятых классов в условиях построения ОСОКО в 2008 году;
5.2 В срок до 20.01.2008 г. разработать и довести до муниципальных органов управления образованием план-график обучения председателей, членов предметных подкомиссий региональной экзаменационной комиссии, педагогов по вопросам подготовки выпускников 9 классов к выпускным экзаменам, критериям проверки экзаменационных работ;
5.3 В срок до 10.07.2008 г. подготовить и направить в министерство образования края аналитические справки по результатам государственной (итоговой) аттестации по русскому языку, алгебре, биологии, химии, физике, геометрии, географии в 9-х классах в новой форме в 2007/2008 учебном году.
6. Руководителям муниципальных органов управления образованием:
6.1 Провести мониторинг результатов государственной (итоговой) аттестации 2007 года, организовать работу по выявлению и устранению негативных факторов, влияющих на качество общеобразовательной подготовки выпускников;
6.2 Организовать подготовку и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников девятых классов в условиях построения ОСОКО в 2008 году на территории муниципального образования в рамках своих полномочий;
Нумерация приводится в соответствии с источником
6.2 В срок до 15.01.2008 назначить муниципального координатора по проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников девятых классов, проводимой РЭК;
6.3 В срок до 25.01.2008 сформировать и предоставить в министерство образования перечень общеобразовательных учреждений - пунктов проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников девятых классов, проводимой РЭК;
6.4 Обеспечить режим информационной безопасности хранения экзаменационных материалов в период их хранения на территории муниципального органа управления образованием, доставки в подведомственные общеобразовательные учреждения и в период проведения экзаменов на территории муниципального образования.
Первый заместитель министра |
И.А. Иванцева |
Секретарь Совета |
М.А. Храмова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Министерства образования Хабаровского края от 11 декабря 2007 г. N 5 "Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в условиях построения ОСОКО в 2007 году: результаты и перспективы"
Текст решения официально опубликован не был