Во исполнение требований Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 1830-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации", в целях повышения энергетической эффективности учреждений и организаций бюджетной сферы муниципального района имени Лазо, оптимизации энергопотребления и внедрения энергосберегающих мероприятий для обеспечения ежегодного снижения энергопотребления районными бюджетными учреждениями, Собрание депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края решило:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию "Энергосбережение и повышение энергоэффективности на территории муниципального района имени Лазо Хабаровского края до 2015 года".
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комиссию планово-бюджетную и социально-экономического развития Собрания депутатов муниципального района имени Лазо (Алехин К.В.).
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.
Глава муниципального района |
А.П. Яц |
Концепция "Энергосбережение и повышение энергоэффективности на территории
Муниципального района имени Лазо Хабаровского края
до 2015 года"
(утв. Решением Собрания депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 19 января 2011 г. N 297)
2011 год
1. Содержание проблемы
Основной проблемой, решению которой способствует муниципальная Концепция, является сокращение потребления энергоресурсов предприятиями и учреждениями муниципального района имени Лазо.
Мероприятия Концепции сбалансированы, охватывают основные отрасли экономики муниципального образования, в том числе бюджетный сектор, жилой фонд и коммунальную инфраструктуру, и должны стать не только инструментом повышения эффективности использования энергоресурсов, но и одним из базовых элементов технологического перевооружения систем ресурсоснабжения. Вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности сформулированы в основных стратегических документах, определяющих приоритетные социально-экономические задачи Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу - "Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года" и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В бюджетных учреждениях остаются, недофинансированы расходы по содержанию систем ресурсоснабжения, отсутствует практика эффективного использования ресурсов. До вступления в силу Федерального закона 261-ФЗ не работали механизмы использования полученной экономии энергоресурсов. При наступлении аварий и критических ситуаций выделялись средства из муниципального или регионального бюджетов для ремонта изношенной инфраструктуры.
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства прошло несколько важных этапов, в ходе которых были в целом выполнены задачи реформы оплаты жилья и коммунальных услуг, создания системы адресной социальной поддержки граждан, совершенствования системы управления жилищным фондом, финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса, развития в жилищно-коммунальной сфере конкурентных рыночных отношений и привлечения частного сектора к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.
Тем не менее, конечные цели реформы - обеспечение нормативного качества жилищно-коммунальных услуг и нормативной надежности систем коммунальной инфраструктуры, повышение энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры, оптимизация затрат на потребление ресурсов в бюджетном секторе и затрат по эксплуатации жилищного фонда - на сегодняшний день не достигнуты.
Несмотря на проведенные в 1991 - 2009 годах масштабные реформы в жилищно-коммунальной сфере коммунальный комплекс до сих пор является зоной повышенных технических, экологических, социально-экономических и политических рисков.
Объекты коммунальной инфраструктуры, находятся в изношенном состоянии. По данным технической инвентаризации, в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 г. физический износ основных фондов котельных составил 55 процентов, тепловых сетей - 62,8 процента. Требуют немедленной перекладки около 16 процентов теплопроводов и 30 процентов сетей водоснабжения и канализации.
На территории муниципального района имени Лазо расположено 43 теплоисточника. По состоянию на 1 января 2009 г. протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении в районе составляет 85,2 километров, из которых 16% сетей нуждаются в срочной замене. Ежегодно коммунальными предприятиями района ремонтируется порядка 0,8 километров теплотрасс, что составляет 6% от общей протяженности, но это практически соответствует текущему износу сетей, что не меняет общей ситуации.
Одиночное протяжение уличной водопроводной сети района составило 29,6 километров, из которых 24% сетей нуждаются в замене. Одиночное протяжение уличной канализационной сети муниципального района составило 18,6 километра, из которых 19% канализационных сетей нуждаются в замене. Ежегодно коммунальными предприятиями района ремонтируется порядка 0,1 километра (около 2,86%).
В результате накопленного износа растет количество инцидентов и аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов. Модернизация водопроводной и канализационной систем острейшая проблема, к решению которой необходимо приступать в краткосрочной перспективе. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляют около 30 процентов, по электроэнергии - 15 процентов, по теплу - до 40 процентов.
Устаревшая коммунальная инфраструктура не позволяет обеспечивать выполнение современных экологических требований и требований к качеству поставляемых потребителям коммунальных ресурсов. Каждая пятая проба питьевой воды не соответствует санитарным нормам по санитарно-химическим и каждая десятая - по микробиологическим показателям.
Связанный с постоянным ростом издержек коммунального комплекса рост тарифов на коммунальные ресурсы приводит к росту совокупного платежа граждан, который в значительном количестве регионов опережает темп роста доходов населения. Продолжающийся рост межрегиональной дифференциации стоимости жилищно-коммунальных услуг усиливает тенденции оттока населения из таких регионов, в первую очередь из субъектов Севера и Дальнего Востока России.
Доля населения, проживающего в многоквартирных домах, подлежащих комплексному капитальному ремонту, составляет сегодня около 30%. В капитальном ремонте нуждается до 40% от общего количества жилых домов. Как правило, капитальный ремонт осуществляется в минимально необходимых объемах, в лучшем случае - с частичной модернизацией. При капитальных ремонтах не ставится задача повышения уровня эффективности использования ресурсов, снижения потерь и, тем более, повышения уровня благоустройства дома. В результате только что отремонтированные дома не соответствуют современным требованиям энергоэффективности.
Общее количество проживающих в муниципального района имени Лазо 49550 человек. Общая площадь жилых помещений 1076,7 тыс. кв.м. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя муниципальном районе - 22 квадратных метра общей площади.
Уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги 90,7 процента.
Необходимость кардинально повысить эффективность потребления энергии как фактора, определяющего конкурентоспособность страны и ее регионов, была определена Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики".
В рамках этой работы разработан и принят Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и план мероприятий по реализации Федерального закона, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 1830-р.
В условиях роста цен на газ, электроэнергию и другие виды топлива стоимость тепловой энергии, производимой энергоснабжающими организациями, в период до 2020 года повысится в полтора и более раз. Близкие значения дает прогноз темпов роста стоимости услуг по водоснабжению и водоотведению.
В этих условиях одной из основных угроз социально-экономическому развитию муниципального района имени Лазо становится снижение конкурентоспособности предприятий, отраслей экономики муниципального образования, эффективности муниципального управления, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития. Это приведет к следующим негативным последствиям:
- росту затрат предприятий, расположенных на территории муниципального образования, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
- росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;
- снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление;
- опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры и т.п., и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.
В этих условиях для улучшения ситуации с энергосбережением основным инструментом управления энергосбережением является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение областных, муниципальных и межмуниципальных целевых программ энергосбережения.
Необходимость решения проблемы энергосбережения программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:
1. Невозможностью комплексного решения проблемы в требуемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма;
2. Комплексным характером проблемы и необходимостью координации действий по ее решению.
3. Недостатком средств местного бюджета для финансирования всего комплекса мероприятий по энергосбережению и необходимостью координации действий и ресурсов органов местного самоуправления.
4. Необходимостью обеспечить выполнение задач социально - экономического развития, поставленных на федеральном, региональном и местном уровне.
5. Необходимостью повышения эффективности расходования бюджетных средств и снижения рисков развития муниципального образования.
Повышение эффективности использования энергии и других видов ресурсов требует координации действий поставщиков и потребителей ресурсов, выработки общей технической политики, согласования договорных условий, сохранения баланса и устойчивости работы технических систем и т.п. Интересы участников рыночных отношений при этом не совпадают, а часто прямо противоположны, что требует участия в процессе третьей стороны в лице органов исполнительной власти, имеющих полномочия в сфере регулирования электроэнергетики и коммунальных услуг.
Для осуществления контроля над выполнением мероприятий Концепции, оценки эффективности выделения средств и тиражирования лучшего опыта Правительством Российской Федерации создается система мониторинга реализации энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Система должна обеспечивать возможность мониторинга хода выполнения мероприятий Концепции (целевых показателей и индикаторов) на основе фактических данных потребления энергоресурсов, получаемых от ответственных за энергоэффективность по объекту.
Основные риски, связанные с реализацией Концепции, определяются следующими факторами:
- ограниченностью источников финансирования программных мероприятий;
- неразвитостью механизмов привлечения средств на финансирование энергосберегающих мероприятий.
В настоящее время создание условий для повышения эффективности использования энергии и других видов ресурсов становится одной из приоритетных задач социально-экономического развития муниципального района имени Лазо.
Для общего руководства реализацией Концепции на муниципальном уровне создается Рабочая группа по разработке, корректировке и реализации, которая организует работу на муниципальном уровне по достижению целевых индикаторов Концепции, обеспечивать контроль выполнения мероприятий, своевременно выявлять риски реализации Концепции и предпринимать меры по их снижению.
2. Цели и задачи Концепции
Основной целью муниципальной Концепции является повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов и оптимизация потребления энергоресурсов всеми группами потребителей Муниципального образования муниципального района имени Лазо за счет снижения к 2020 году удельных показателей энергоемкости и энергопотребления, создание условий для перевода экономики района и бюджетной сферы на энергосберегающий путь развития.
Для достижения поставленной цели в ходе реализации Концепции органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи:
1. Проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга.
Для этого в предстоящий период необходимо:
- формирование среднесрочных (на 2-3 года) планов по основным направления реализации Концепции повышению показателей энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении топливно-энергетических ресурсов на предприятиях и в организациях на территории муниципального образования;
- реализация пилотных проектов по основным направлениям Концепции энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальном районе;
- разработка схем и применение энергосервисных договоров при поставке топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, направленных на стимулирование энергосбережения;
- создание и внедрение системы мониторинга реализации мероприятий Концепции, информационное обеспечение деятельности ответственных за энергоэффективность;
- подготовка кадров в области энергосбережения.
2. Расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте объектов.
3. Проведение энергетических обследований, составление энергетических паспортов во всех учреждениях и предприятиях, подлежащих обязательному энергетическому обследованию и жилом фонде;
4. Обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов. Создание системы мониторинга реализации мероприятий энергосбережения на каждом объекте. Необходимо оснастить приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии все органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, муниципальные унитарные предприятия и перейти на расчеты между организациями муниципальной бюджетной сферы и поставщиками коммунальных ресурсов только по показаниям приборов учета.
5. Создать в муниципальном районе имени Лазо инфраструктуру для отбора и реализации и контроля за реализацией проектов энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Достижение поставленной цели не решит в полной мере проблему высокой энергоемкости бюджетной сферы и экономики муниципального района имени Лазо, но позволит создать к 2015 году условия для перевода экономики и бюджетной сферы области на энергосберегающий путь развития и значительно снизить негативные последствия роста тарифов на основные виды топливно-энергетических ресурсов, тем самым создав механизмы перехода к снижению удельных показателей энергоемкости и энергопотребления экономики и организаций на 40% к 2020 году.
Этого можно достичь, обеспечив максимальное включение потребителей и поставщиков энергоресурсов муниципального района имени Лазо в постоянный процесс энергосбережения и повышения эффективности использования энергоресурсов.
Основными индикаторами выполнения Концепции (в части реализации энергоэффективных мероприятий и проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, без учета мероприятий и проектов по возобновляемым источникам энергии), позволяющими осуществлять мониторинг прогресса в достижении установленной цели Концепции, являются:
- обеспечение годовой экономии электрической энергии в размере не менее 160 тыс. кВтч;
- обеспечение годовой экономии тепловой энергии в размере не менее 2 тыс. Гкал;
- обеспечение годовой экономии воды в размере не менее 24 тыс. м3;
- получить суммарную экономию средств бюджетов всех уровней на приобретение и субсидирование приобретения энергоресурсов в размере не менее 10,12 млн. руб.;
- обеспечить масштабное внедрение новых ресурсосберегающих технологий в различных секторах экономики, применение которых позволит получить эффект и за пределами 2015 года.
3. Система мероприятий Концепции
Концепция содержит набор тиражируемых мероприятий по направлениям реализации Концепции, оценку масштабов их применения, энергосберегающих эффектов и затрат на их реализацию.
Своевременный вывод из эксплуатации старого оборудования, прекращение использования неэффективных технологических процессов должны осуществляться в соответствии с техническими регламентами, содержащими требования энергетической эффективности.
С учетом имеющейся бюджетной и социальной нагрузки на органы местного самоуправления и ограничений по срокам подготовки Концепции определены следующие направления реализации программных мероприятий:
- энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетном секторе;
- энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде;
- энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с требованиями к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденными Постановлением Правительства России N 1225 от 31 декабря 2009 года, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано ежегодно проводить корректировку программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в части уточнения планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с учетом фактически достигнутых результатов реализации программ и изменения социально-экономической ситуации.
Основные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должны соответствовать комплексу работ, предусмотренных в прорабатываемых в настоящее время проектах под руководством Министерства экономического развития Российской Федерации, а именно:
"Считай, экономь и плати" (бережливая модель потребления энергоресурсов, установка приборов учета);
"Новый свет" (поэтапная замена ламп накаливания на энергоэффективные световые устройства);
"Энергоэффективный квартал" (реализация в нескольких городах тиражируемых программ повышения энергетической эффективности);
"Малая комплексная энергетика" (внедрение оборудования для локальной энергетики);
"Энергоэффективный социальный сектор" (тиражируемые программы повышения энергетической эффективности и энергосбережения школ, поликлиник и больниц).
Проект "Инновационная энергетика" в части использования возобновляемых источников энергии.
Требования по реализации мероприятий в жилом секторе и коммунальной инфраструктуре населенных пунктов учтены в разрабатываемом Министерством регионального развития России проекте Федеральной целевой программе "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы".
3.1. Энергосбережение и повышение энергоэффективности в
бюджетном секторе
В бюджетном секторе муниципального образования муниципальный район имени Лазо действует муниципальных учреждений, из них 62 учреждений образования, 3 учреждения здравоохранения, 6 учреждений культуры.
Концепцией охвачено муниципальных учреждений, из них 63 учреждений образования, 9 учреждений здравоохранения, 7 учреждений культуры.
Ежегодный расход электроэнергии организациями бюджетной сферы, включенными в Концепцию, составляет 643 967,38 кВтч, тепловой энергии - 4 648,58 Гкал, водопотребление - 95 636,32 м^3 .
В период реализации Концепции основной проблемой в бюджетной сфере будет снижение эффективности муниципального управления и оказания услуг, связанное с опережающим ростом стоимости коммунальных ресурсов, и вызванное этим резкое увеличение удельного веса расходов на оплату коммунальных услуг в общих расходах бюджетных организаций.
Целью данного раздела является повышение эффективности использования энергоресурсов в органах местного самоуправления и организациях бюджетной сферы, обеспечение на этой основе снижения потребления топливно-энергетических ресурсов на 379,58 т.у.т. при соблюдении установленных санитарных правил, норм и повышении надежности обеспечения коммунальными услугами.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
- обеспечить проведение энергетических обследований, ведение энергетических паспортов по объектам муниципальных организаций;
- установить и обеспечить достижение целевых показателей энергоэффективности, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий;
- обеспечить оснащение приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии основные энергопотребляющие объекты муниципальной бюджетной сферы и перейти на расчеты между муниципальными организациями и поставщиками коммунальных ресурсов, исходя из показаний приборов учета;
- реализация пилотных проектов по основным мероприятиям Концепции энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- обеспечить применение современных энергосберегающих технологий при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства за счет средств местного бюджета;
- сформировать систему муниципальных нормативных правовых актов, стимулирующих энергосбережение.
Механизм реализации данной Концепции предусматривает осуществление мероприятий с использованием существующей схемы отраслевого управления, дополненной системой мониторинга и оценки достигнутых промежуточных и итоговых результатов.
3.2. Энергосбережение и повышение энергоэффективности в системах коммунальной инфраструктуры
Коммунальный комплекс является важнейшей инфраструктурной отраслью муниципального образования.
Поставщиками топливно-энергетических ресурсов в муниципальном районе имени Лазо являются:
1. Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания"
2. Общество с ограниченной ответственностью "Автотранспортный участок"
3. Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал"
4. МУ "ТСП"
5. Общество с ограниченной ответственностью "Новостроевский теплотехник"
6. Муниципальное унитарное предприятие "Хорская ТЭЦ"
7. Общество с ограниченной ответственностью "Теплотехник" с. Могилевка
8. Общество с ограниченной ответственностью "Георгиевский коммунальщик"
9. Общество с ограниченной ответственностью "Черняевский теплотехник"
10. Общество с ограниченной ответственностью "Полетненский теплотехник"
11. Общество с ограниченной ответственностью "Святогорский коммунальщик"
12. Общество с ограниченной ответственностью "Долминский энергетик"
13. Муниципальное унитарное предприятие "Мухенский теплоэнергетик"
14. Индивидуальный предприниматель Горохов Василий Иванович
15. Муниципальное унитарное предприятие "Сукпайские теплосети"
16. Индивидуальный предприниматель Власов В.Е.
17. Общество с ограниченной ответственностью "Энергия"
18. Общество с ограниченной ответственностью "Национальная община Чуин"
19. Общество с ограниченной ответственностью "Мухенские электросети"
20. Общество с ограниченной ответственностью "РЭУ"
21. Общество с ограниченной ответственностью "Теплосеть" Ситинского СП
22. Общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетик"
23. Общество с ограниченной ответственностью "Долми-ДВ"
24. Общество с ограниченной ответственностью "Новостроевский теплотехник"
25. Общество с ограниченной ответственностью "Бичевской теплоэнергетик"
26. Муниципальное унитарное предприятие "Теплотехник" Бичевского СП
27. Общество с ограниченной ответственностью "Энергетик"
Основной проблемой для жилищно-коммунального хозяйства является рост аварийных ситуаций и ремонтов, которые из-за высокого износа инфраструктуры имеют непредвиденный характер, что приводит к снижению финансовой устойчивости предприятий и надежности обеспечения коммунальными услугами, электрической и тепловой энергией потребителей и ухудшению качества предоставляемых услуг.
Целью является повышение энергоэффективности за счет сокращения удельного расхода первичных энергоресурсов, сокращения потерь, увеличения доли использования возобновляемых и нетрадиционных источников энергии.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- сократить непроизводительный расход энергоресурсов;
- обеспечить наличие у энергоснабжающих организаций нормативов потерь, расходов и запасов при выработке и передаче тепловой и электрической энергии;
- провести техническое перевооружение и модернизацию производства с целью сокращения сверхнормативных потерь энергоресурсов при производстве, передаче и распределении ТЭР;
- отработать технологии использования современных возобновляемых топливных ресурсов и нетрадиционных энергетических ресурсов;
- повысить эффективность функционирования энергоснабжающих предприятий и реализации программ снижения потерь и издержек.
Мероприятия на 2011 год реализации Концепции включают:
1. Разработку нормативно-правовой и методической базы реализации Программы;
2. Мероприятия по финансовому обеспечению выполнения Концепции, в том числе:
- распространение Внешэкономбанком требований к квалифицированным заемщикам и типовых механизмов кредитования мероприятий Концепции;
- предоставление Внешэкономбанком кредитов исполнителям мероприятий Концепции в рамках пилотных проектов;
- содействие субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в привлечении международных институтов развития к финансированию мероприятий Концепции.
3. Мероприятия по организационному обеспечению реализации Концепции, в том числе отбор пилотных проектов.
Мероприятия на 2012 - 2015 годы реализации Концепции включают:
1. Разработка муниципальным образованием муниципальный район имени Лазо программ комплексного развития территорий (ПКР).
2. Организацию в городских поселениях оснащения потребителей приборами коммерческого учета потребления коммунальных ресурсов с внедрением автоматизированных систем коммерческого учета потребления коммунальных ресурсов (АСКУПЭ) за счет средств граждан, организаций коммунального комплекса, объединений собственников помещений в многоквартирных домах с привлечением заемных средств.
3. Внедрение прозрачных для граждан, организаций коммунального комплекса, инвесторов и финансово-кредитных организаций систем начисления платежей и организации расчетов за потребление коммунальных ресурсов, основанных на показаниях коллективных приборов учета потребления коммунальных ресурсов.
4. Формирование и внедрение единой муниципальной базы информационных ресурсов (ЕМБИР) в качестве единой информационной основы, обеспечивающей использование достоверных и непротиворечивых данных для разработки и актуализации ПКР и региональной программы развития, расчета критериев доступности, долгосрочного тарифного регулирования, планирования объемов и форм социальной поддержки, начисления и распределения платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Для выполнения данных задач могут быть применены различные схемы и источники финансирования - бюджетные средства, средства организаций муниципального сектора, средства инвесторов.
5. Утверждение субъектами Российской Федерации региональных целевых программ модернизации коммунальной инфраструктуры на период до 2020 г., сформированных на основе утвержденных ПКР муниципальных образований, с консолидацией в рамках этих программ всех бюджетных средств, направляемых на модернизацию коммунальной инфраструктуры.
Мероприятия Концепции по финансовому обеспечению реализации Концепции, проведение которых начнется с 2012 года, направлены на обеспечение реализации в составе утвержденных региональных программ двух видов инвестиционных проектов модернизации коммунальной инфраструктуры:
1) Проектов, реализация которых возможна без привлечения бюджетных средств в случае обеспечения доступности долгосрочных инвестиционных и кредитных ресурсов.
2) Проектов, реализация которых невозможна без привлечения бюджетных средств в связи с превышением критериев доступности стоимости коммунальных услуг для населения в муниципальных образованиях, где предполагается реализация таких проектов.
Требования к данным проектам устанавливаются Министерством регионального развития Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.
В целях снижения рисков кредитования проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры предусматривается предоставление государственных гарантий, гарантий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
3.3. Энергосбережение и повышение энергоэффективности в жилищном фонде
Общая площадь жилищного фонда муниципального района имени Лазо составляет 1076,7 тысяч квадратных метров. Доля ветхого и аварийного жилищного фонда составляет 3,3%. В ветхом и аварийном фонде проживает 3,2% численности населения муниципального образования. Доля расходов домашних хозяйств на оплату жилищно-коммунальных услуг постоянно растет. Так как доходы населения не позволяют оплачивать данные услуги в полном объеме, в бюджете муниципального образования предусмотрено 82312,7 тысяч рублей на предоставление социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В 2008 году социальной поддержкой воспользовались 10954 жителей муниципального образования.
Содержание жилищного фонда является высокозатратным и дотируется из средств бюджета. На финансирование жилищного фонда в 2008 году было потрачено 155278 тысяч рублей, что составило 12,9% от расходов бюджета.
Основной задачей повышения энергоэффективности в жилищном фонде является реализация комплекса мер, направленных на приведение показателей энергоемкости к современным требованиям, реализации пилотных проектов повышения энергоэффективности.
Мероприятия по повышению эффективности использования энергии в жилищном фонде предполагается осуществлять по направлениям:
- повышение эффективности использования энергии;
- реализации пилотных проектов повышения энергоэффективности кварталов и микрорайонов;
- проведение энергосберегающих мероприятий (проведение энергетических обследований, составление энергетических паспортов, обеспечение приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии) при комплексном капитальном ремонте многоквартирных жилых домов. Одновременно при обеспечении установленных стандартов качества и надежности предоставления коммунальных услуг должна быть решена задача по предоставлению возможности гражданам индивидуально регулировать потребление коммунальных ресурсов и получать текущую информацию о фактических объемах их потребления.
Формирование системы требований к комплексному капитальному ремонту (модернизации) жилых домов в период 2011 - 2020 годы, включая:
- нормативное определение критериев и порядка принятия решений о необходимости проведения капитального ремонта, модернизации, реконструкции либо сноса многоквартирного дома;
- нормативное определение критериев, при наступлении которых возникает обязанность собственников многоквартирного дома по проведению капитального ремонта;
- нормативное определение понятия благоустройства многоквартирного дома и жилых помещений в нем как готовности к обеспечению жителей определенными видами коммунальных услуг в сочетании с обеспечением конструктивной надежности и эффективности, соответствующей современным стандартам;
- создание системы технических требований к модернизации многоквартирных домов, нацеленной на повышение уровня их благоустройства и энергетической эффективности;
- законодательное определение ответственности собственников помещений в многоквартирных домах за ненадлежащее состояние домов, уточнение задач и полномочий государственной жилищной инспекции.
Законодательное формирование системы финансирования капитального ремонта (модернизации) многоквартирных домов за счет средств собственников помещений, в т.ч.:
- нормативное определение минимально необходимого размера средств, для финансирования капитальных ремонтов многоквартирных домов, включая утверждение методики определения минимально необходимого размера средств, которые должны резервироваться собственниками помещений (жилых и нежилых) в многоквартирном доме для проведения капитального ремонта при фактическом уровне благоустройства жилых домов;
- законодательное введение системы аккумулирования средств собственников помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта (модернизации);
- нормативное закрепление порядка использования средств на капитальный ремонт.
Формирование системы кредитования капитального ремонта (модернизации) многоквартирных жилых домов, включая:
- совершенствование законодательной базы по управлению жилищным фондом, созданию и деятельности объединений собственников помещений в многоквартирных домах в направлении формирования общепринятых в мировой практике институтов собственников по управлению общим имуществом в многоквартирных домах в целях создания приемлемых условий для привлечения объединениями собственников помещений долгосрочных кредитных и инвестиционных ресурсов для финансирования проектов комплексного капитального ремонта (модернизации) многоквартирных домов;
- создание информационных систем учета начисления, внесения и использования взносов собственников помещений в многоквартирных домах на проведение капитального ремонта (модернизации) многоквартирных домов, предусматривающих формирование электронных лицевых счетов помещений в многоквартирных домах для отражения и обеспечения передачи, накапливаемых собственниками помещений имущественных прав и обязательств по финансированию капитального ремонта (модернизации) многоквартирных домов;
- законодательное урегулирование вопросов взаимодействия собственников помещений в многоквартирных домах с энергосервисными компаниями, управляющими организациями, организациями коммунального комплекса по вопросам заключения энергосервисных контрактов;
- введение механизма государственной поддержки кредитования объединений собственников помещений в многоквартирных домах для осуществления в течение 2013 - 2020 гг. перехода от прямой государственной поддержки органов местного самоуправления на проведение капитальных ремонтов к обеспечению объединениям собственников помещений доступа к долгосрочным кредитным и инвестиционным ресурсам с приемлемой стоимостью в целях проведения комплексного капитального ремонта и модернизации жилищного фонда.
Формирование эффективной системы государственной поддержки граждан с низким уровнем доходов и собственников жилых помещений в домах с высоким уровнем износа при оплате возникающих у них обязательств по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (2012-2017 годы), включая:
- создание за счет бюджетов всех уровней системы софинансирования затрат объединений собственников жилых помещений на проведение капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов с высоким уровнем износа и/или низкой степенью благоустройства, введенных в эксплуатацию до 1992 года. Доля софинансирования затрат на проведение капитального ремонта и модернизации таких домов за счет бюджетных средств устанавливается в зависимости от уровня физического износа и фактического уровня благоустройства многоквартирного дома - степени обеспеченности дома коммунальными услугами (централизованным отоплением, электроснабжением, горячим и холодным водоснабжением, водоотведением);
- Создание системы государственной поддержки граждан с низким уровнем доходов при оплате возникающих у них обязательств по комплексному капитальному ремонту (модернизации) жилых домов, в т.н.:
- включение обязательных взносов на капитальный ремонт в методику расчета субсидий гражданам при оплате жилищно-коммунальных услуг и в методику расчета льгот отдельным категориям граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг;
- законодательное закрепление возможности деприватизации жилых помещений в домах с низким качеством условий проживания, модернизация этих домов за счет бюджетных ресурсов и предоставление жилых помещений в них на условиях социального найма;
- софинансирование за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации взносов (сверх установленного обязательного уровня) граждан с низким уровнем доходов на проведение (оплату) работ по комплексному капитальному ремонту и модернизации жилых домов или на возврат привлеченных для этих целей заемных средств.
Для создания условий выполнения энергосберегающих мероприятий в жилищном фонде необходимо:
- активизировать работу по реформированию отношений между потребителями энергоресурсов, управляющими компаниями и ресурсоснабжающими;
- применение при реализации мероприятий энергоэффективности в жилом фонде энергосервисных контрактов;
- обеспечить применение современных энергосберегающих технологий при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов муниципального жилищного фонда;
- создать условия для обеспечения жилищного фонда муниципального образования приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии, перехода на расчеты между населением и поставщиками коммунальных ресурсов, исходя из показаний приборов учета;
- обеспечить доступ населения муниципального образования к информации по энергосбережению.
Механизм реализации предусматривает осуществление мероприятий с использованием существующей схемы отраслевого управления, дополненной системой мониторинга и оценки достигнутых промежуточных и итоговых результатов.
Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Реализация мероприятий энергосбережения и повышения энергетической эффективности на зданиях, строениях и сооружениях находящихся в ведении муниципальных органов исполнительной власти осуществляется и оплачивается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В случае выявления факта несоответствия здания, строения, сооружения или их отдельных элементов, их конструкций требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, возникшего вследствие несоблюдения застройщиком данных требований, собственник здания, строения или сооружения вправе требовать по своему выбору от застройщика безвозмездного устранения в разумный срок выявленного несоответствия или возмещения произведенных ими расходов на устранение выявленного несоответствия.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Затраты на реализацию мероприятий рассчитываются, исходя из усредненных затрат на реализацию каждого вида мероприятий. Стоимость выполнения работ будет уточняться по результатам энергетических обследований объектов, входящих в Концепцию, и предложенных мероприятий определенных исходя из натурных измерений.
Мероприятия Концепции и объемы их финансирования в соответствии с Постановлением Правительства России от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" должны ежегодно корректироваться с учетом возможностей бюджетов всех уровней.
Комплексная реализация мероприятий по энергосбережению в полном объеме должна производиться исходя из заинтересованности всех участников процесса и включать в себя:
- Средства региональных и муниципальных бюджетов;
- Средства государственных институтов развития;
- Ресурсы внебюджетных источников;
- Инвестиционные ресурсы предприятий и организаций всех форм собственности;
- Средства инвестиционных и производственных программ субъектов электроэнергетики и предприятий жилищно-коммунального комплекса;
- Средства компаний, осуществляющих функции по управлению жилищным фондом, товариществ собственников жилья;
- Средства населения и иных потребителей.
В соответствии с полномочиями, установленными для органов исполнительной власти Хабаровского края, финансовое обеспечение настоящей муниципальной Концепции возможно из бюджета Хабаровского края и муниципальный район имени Лазо в части проведения следующих мероприятий:
1 . Работ по оборудованию приборами учета энергетических ресурсов и воды объектов муниципальной собственности;
2. Работ по строительству, реконструкции, ремонтам объектов областной, муниципальной собственности;
3. Организации межбюджетных трансфертов с целью выполнения мероприятий по реконструкции объектов муниципальной собственности для повышения их энергоэффективности;
4. Информационных кампаний по формированию энергоэффективного поведения жителей.
Финансирование мероприятий, направленных на повышение эффективности использования ресурсов коммерческими предприятиями, организациями, коммунально-бытовыми потребителями и иными субъектами различных видов собственности и организационно-правовых форм, из областного и муниципального бюджета не предполагается. Участие органов исполнительной власти в реализации данных мероприятий ограничивается организационным содействием и консультационной помощью.
Кроме того, при реализации Концепции предусматривается предоставление участникам гарантий Правительства Хабаровского края при реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры со сроком окупаемости более 10 лет и при привлечении долгосрочных кредитов для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Формирование государственной системы поддержки граждан с низким уровнем доходов для софинансирования их расходов на проведение комплексного капитального ремонта (модернизации) многоквартирного дома предусматривается в течение 2011 - 2015 г.г. Объем и порядок софинансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий по государственной поддержке граждан с низким уровнем доходов при оплате возникающих у них обязательств по капитальному ремонту (модернизации) жилых домов и правила предоставления субъектам Российской Федерации соответствующих субсидий, а также правила предоставления субъектам Российской Федерации субсидий для софинансирования затрат на проведение капитального ремонта (модернизации) многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию до 1992 г., с высоким уровнем физического износа или низкой степенью благоустройства будут утверждены Правительством Российской Федерации дополнительно.
Всего на реализацию мероприятий Концепции на период до 2015 года потребуется 144 907 тыс. руб.
Внебюджетные источники привлекаются на реализацию мероприятий энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе через энергосервисные контракты.
5. Механизм реализации Концепции
Организацию и управление реализацией Концепции осуществляет Рабочая группа, созданная при администрации муниципального района имени Лазо, в целях разработки, реализации и корректировки Концепции.
Администрация муниципального района имени Лазо реализует функции заказчика Концепции во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти Хабаровского края и по мере необходимости готовит предложения по корректировке реестра объектов и перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет объемы их финансирования, отдельные показатели, а также механизм реализации Концепции.
Механизмы реализации Концепции включают:
1. Механизмы управления Концепции и мониторинга ее реализации, в том числе:
- создание Рабочей группы по управлению реализацией Концепции;
- реализация пилотных проектов для отработки основных механизмов долгосрочного финансирования проектов модернизации коммунальной инфраструктуры и повышения энергоэффективности в бюджетном секторе и жилом фонде;
- предоставление технического содействия и методической помощи участникам Концепции при реализации основных мероприятий;
- проведение мониторинга реализации Концепции на основе индикаторов, установленных в Концепции.
2. Механизмы привлечения долгосрочных инвестиций в проекты модернизации коммунальной инфраструктуры и повышения энергоэффективности в бюджетном секторе и жилом фонде, в том числе:
- механизмы долгосрочного тарифного регулирования организаций коммунального комплекса на основе критериев доступности коммунальных услуг для населения;
- механизмы государственно-частного партнерства при реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры на основе концессий и моделей "строительство-собственность-эксплуатация-передача";
- создание единых региональных информационных систем учета накапливаемых собственниками помещений в многоквартирных домах имущественных прав и обязательств по финансированию капитального ремонта (модернизации) многоквартирных домов.
3. Финансовые механизмы, обеспечивающие привлечение внебюджетных долгосрочных источников финансирования для реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры и повышения энергоэффективности в бюджетном секторе и жилом фонде, в том числе:
- долгосрочные инвестиционные кредиты государственных институтов развития для реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры и повышения энергоэффективности в бюджетном секторе и жилом фонде;
- рефинансирование государственными институтами развития коммерческих банков, предоставляющих долгосрочные кредитные ресурсы для реализации таких проектов;
- энергосервисные контракты.
4. Механизмы выравнивания стартовых условий доступности жилищно-коммунальных услуг для потребителей при реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры и многоквартирных домов, в том числе:
- распределение целевых инвестиционных субсидий федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом межрегиональной дифференциации доли расходов на коммунальные услуги в доходах семей;
- субсидирование процентных ставок по кредитам и займам, предоставленным для реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры и многоквартирных домов при нарушении критериев доступности стоимости коммунальных услуг для населения;
- софинансирование взносов на проведение капитального ремонта объединениям собственников помещений в многоквартирных домах с высоким уровнем физического износа и гражданам с низким уровнем доходов.
Взаимоотношения администрации муниципального района имени Лазо с заказчиками и исполнителями мероприятий осуществляются на договорной основе в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
6. Оценка социально-экономической эффективности Концепции
Качественное улучшение состояния коммунальной инфраструктуры, а также реализация мероприятий энергосбережения в бюджетном секторе и жилом фонде позволят обеспечивать потребителям энергоресурсов сокращение расходов и повысить качество энергоснабжения и воды жилых помещений в многоквартирных домах комфортные условия проживания и предоставлять им коммунальные услуги по доступным ценам.
Экономический эффект от реализации Концепции и использования выделенных с этой целью бюджетных средств будет обеспечиваться за счет:
- использования бюджетных средств на возвратной основе для запуска механизма долгосрочного финансирования проектов модернизации коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда;
- использования бюджетного софинансирования инвестиционных проектов исключительно в целях выравнивания доступности жилищно-коммунальных услуг для потребителей;
- распределения целевых инвестиционных субсидий федерального бюджета бюджетам с учетом межрегиональной дифференциации расходов граждан на коммунальные услуги;
- исключения использования бюджетных средств для софинансирования проектов, окупаемость которых может быть достигнута за счет эффектов от их реализации;
- привлечения средств внебюджетных источников (собственников помещений в многоквартирных домах, инвесторов в модернизацию коммунальной инфраструктуры, кредитных средств банков);
- создания эффективных механизмов оценки и управления инвестиционными рисками при реализации проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры и многоквартирных домов.
Поддержка государством инвестиционных проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры обеспечит формирование устойчивой системы привлечения средств частных инвесторов и кредитных ресурсов для реализации таких проектов.
Успешная реализация Концепции позволит к 2020 году:
- снизить количество коммунальных ресурсов, потребляемых населением, в том числе: тепла на отопление к 2020 году на 15% от уровня 2008 г; тепла на горячее водоснабжение на 30% к уровню 2008 г.; холодной воды питьевого качества на цели холодного и горячего водоснабжения на 35% от уровня 2008 года; электроэнергии на 10% к уровню 2008 года;
- снизить потери коммунальных энергоресурсов при их выработке, транспорте и распределении по сетям централизованных систем, в том числе: по тепловым сетям на 20% от уровня 2008 года и по водопроводным сетям на 25% от уровня 2008 г.;
- снизить количество аварий и инцидентов при выработке, транспорте и распределении коммунального ресурса до 50% от уровня 2008 года в системах централизованного теплоснабжения и водоснабжения и до 70% к уровню 2008 г. в системах электроснабжения;
- произвести комплексный капитальный ремонт (модернизацию) около 25% от общей площади многоквартирных домов с уровнем физического износа более 30%;
- создать устойчивую систему кредитования таких проектов и привлечь для модернизации многоквартирных домов собственные средства собственников жилья и заемные средства в размере во много раз превышающем стартовые бюджетные инвестиции.
- снизить долю многоквартирных домов с физическим износом более 65% в общей площади многоквартирных домов;
- снизить удельное водопотребление на одного человека в сутки к 2020 году на 40% от уровня 2008 года;
- повысить долю физических лиц - собственников квартир в оплате стоимости работ по реконструкции, модернизации и капитальному ремонту многоквартирных домов, построенных до 1992 года, до 90% в 2020 году;
- ликвидировать расходы бюджетов всех уровней на покрытие убытков организаций коммунального комплекса;
- сократить межрегиональную дифференциацию стоимости коммунальных услуг. При этом доля расходов на коммунальные услуги в доходах граждан составит в 2020 году 6,9%, что соответствует среднеевропейскому уровню, а доля семей, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, составит 15%.
- доля многоквартирных жилых домов полностью оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии, тепловой энергии, холодной и горячей воды в общем количестве многоквартирных домов, довести до 100% к 2015 году.
В рамках разработки Концепции проведен анализ и рассмотрены основные неблагоприятные факторы на пути повышения энергоэффективности, а также возможные решения - законодательные или организационные инициативы, которые необходимы для устранения данных барьеров.
В качестве основных факторов, способных оказать неблагоприятное воздействие на реализацию муниципальной программы, необходимо выделить следующие:
- Недостаточное осознание значимости повышения энергоэффективности и невысокий уровень осведомленности потребителей и поставщиков энергоресурсов и коммунальных услуг. Преодоление данного барьера возможно посредством информационной политики, стимулирующей рациональное использование энергоресурсов.
- Отставание в принятии нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровне, регламентирующей отношения в области энергосбережения.
- Отсутствие синхронизации между мероприятиями по повышению энергоэффективности потребителями и производителями энергоресурсов. В случае если сокращение потребления ресурсов и услуг, вызванное реализацией мер по энергосбережению, будет опережать модернизацию и повышение эффективности у производителей энергоресурсов и поставщиков услуг, возможно снижение рентабельности работы последних в результате фактического сокращения поступления финансовых средств, предусмотренных утвержденными тарифами. Для того чтобы избежать возникновения данного фактора, реконструкция производственных мощностей должна опережать внедрение ресурсосберегающих технологий в системах потребления.
- Влияние кризисных явлений, в результате чего возможно недостаточное бюджетное финансирование, направленное на повышение энергетической эффективности, в рамках объемов, предусмотренных Концепцией, в результате возможно недостижение плановых показателей программы. В данном случае необходима корректировка Концепции с учетом фактической возможности бюджетов.
7. Мониторинг реализации Концепции
Для осуществления контроля над выполнением мероприятий Концепции, оценки эффективности, выделения и тиражирования лучшего опыта, должна быть создана система мониторинга реализации Концепции, включающая организационные структуры мониторинга и специализированные информационные системы.
Контроль за выполнением программных мероприятий (внутренний мониторинг) осуществляется Рабочей группой администрации муниципального района имени Лазо по разработке, реализации и корректировке Концепции. Внешний мониторинг реализации Концепции в соответствии с п. 90 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 1830-р "Об утверждении Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации" осуществляет региональный филиал ФГУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России на основании ежеквартальных отчетов.
Под внешний мониторинг попадают мероприятия, получающие любой вид государственной поддержки. Для этого на объекте вместе с системой приборов учета энергоресурсов и воды монтируется система "Энергостраж", осуществляющая мониторинг потребления ресурсов по приборам учета и передающая информацию в Государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 19 января 2011 г. N 297 "Об утверждении Концепции "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального района имени Лазо Хабаровского края до 2015 года"
Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования
Текст решения официально опубликован не был