Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 12 февраля 2008 г. N А73-13868/2007-63
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 июля 2008 г. N Ф03-А73/08-1/2361 настоящее решение оставлено без изменения
Администрация города Хабаровска обратилась в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю (далее по тексту Территориальное управление) N 1588 от 19.10.2007 г. "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением "Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть" в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск". Заявитель считает, что оспариваемое распоряжение противоречит п. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятие# федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ N 374 от 13.06.2006 г. и незаконно возлагает на муниципальное образование обязанность по содержанию жилых домов. Кроме того, при издании оспариваемого распоряжения были нарушены нормы ст. 35 ЗК РФ, ст. 273 ГК РФ, поскольку при переходе права собственности на здание одновременно с передачей прав на недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая необходима для ее использования, в распоряжении N 1588 земельные участки отсутствуют.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Территориального управления в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Представитель Чернореченской КЭЧ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, не представил возражений против перехода из предварительного в судебное заседание.
В силу ст. 156 АПК РФ суд признает причину неявки неуважительной и полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В ходе рассмотрения дела судом объявлялся перерыв с 06.02.2008 г. по 07.02.2008 г., и с 07.02.2008 г. по 11.02.2008 г.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
19.10.2007 г. территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю принято распоряжение N 1588, в соответствии с которым:
- прекращено право оперативного управления государственного учреждения "Чернореченская квартирно-эксплуатационная часть" на относящиеся# к федеральной собственности имущество - жилые дома, указанные в приложении к распоряжению, а именно, жилые дома (за исключением площадей и помещений и другого имущества дома, принадлежащего другим лицам на праве собственности) с принадлежащими инженерными коммуникациями по адресам: г. Хабаровск, квартал Д.
- Указанное имущество передано в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск";
- Отделу перераспределения федерального имущества и разграничения государственной собственности на землю Территориального управления Росимущества по Хабаровскому краю совместно с государственным учреждением "Хабаровская КЭЧ" предписано в срок до 30 ноября 2007 г. оформить передачу в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" указанного имущества. Отделу учета федерального имущества и информационно-аналитического обеспечения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю предписано в соответствии с актом приема-передачи внести изменения в реестр федерального имущества;
- муниципальному образованию "Городской округ "Город Хабаровск" предписано представить на утверждение в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю подписанный акт приема-передачи в течение трех недель с момента издания настоящего распоряжения;
- в случае если акт приема-передачи не подписан и (или) не представлен муниципальным образованием "Городской округ "Город Хабаровск", акт приема передачи# утверждается Территориальным управлением в одностороннем порядке;
- право собственности городского округа "Город Хабаровск" возникает с момента утверждения акта приема-передачи.
Заявитель не согласен с указанным распоряжением и обжаловал его в судебном порядке.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. N 314, постановлениями Правительства РФ от 08.04.2004 г. N 200 "Вопросы федерального агентства по управлению федеральным имуществом" и от 27.11.2004 г. N 691 "О федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" полномочия по распоряжению федеральным имуществом возложены на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В соответствии с Приказом N 241 от 29.11.2006 г. Федерального агентства по управлению федеральным имуществом полномочия по передаче в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность объектов жилищного фонда (жилые помещения, многоквартирные дома, объекты инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения надлежащей эксплуатации объектов жилищного фонда и др.) делегированы территориальным органам Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Таким образом, распоряжение N 1704 от 14.11.2007 г. Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю принято в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
В соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятие# федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в федеральной собственности может находиться:
имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства РФ к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
В соответствии с вышеназванным Законом, находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.1991 г. N 3020-1, статьей 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ жилищный фонд, в том числе объекты инженерной инфраструктуры городов отнесены к муниципальной собственности, и независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Из анализа приведенных норм следует, что право собственности на жилищный фонд разграничено и отнесено к муниципальной собственности. Жилые дома и объекты инженерной инфраструктуры в соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ подлежат безвозмездной передаче из федеральной собственности и собственности субъектов РФ в муниципальную собственность.
Таким образом, распоряжение Территориального управления N 1588 от 19.10.2007 г. соответствует названным выше нормативным правовым актам.
Суд не принимает во внимание довод представителя заявителя о том, что при принятии решения о безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность был нарушен порядок принятия этого решения, в частности, отсутствовали документы, предусмотренные Постановлением Правительства N 374 от 13.06.2006 г.
Указанные документы необходимы для принятия собственником решения о передаче имущества. Отсутствие этих документов в ходе осуществления мероприятий по передаче жилого фонда на основании уже принятого собственником решения о безвозмездной передаче этого имущества не нарушает права муниципального образования в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Также не состоятелен довод заявителя о том, что оспариваемое распоряжение возлагает на муниципальное образование незаконную обязанность по содержанию жилых домов. Жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов отнесены к объектам муниципальной собственности Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1, и обязанность по содержанию этих объектов возложена на муниципальное образование Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ, а также Уставом городского округа "Город Хабаровск".
Также судом не принимается довод заявителя на то, что решение о передаче федерального имущества принято в одностороннем порядке без достижения соответствующей договоренности, так как органом местного самоуправления не направлялись предложения о передаче в муниципальную собственность жилых домов и сетей, указанных в распоряжении N 1588 от 19.10.2007 г.
В соответствии с п. 11 ст. 154 ФЗ N 122-ФЗ предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления: федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность и из собственности субъекта РФ или муниципальной собственности в федеральную собственность.
Указанной нормой также предусмотрена обязанность органов государственной власти, осуществляющих передачу имущества, передать это имущество, а органов местного самоуправления принять передаваемое имущество в соответствии с передаточным актом.
Постановлением Конституционного Суда РФ N 8-П от 30.06.2006 г. установлено, что намерение законодателя именно таково - не допустить передачу имущества против воли субъекта Российской Федерации, в собственности которого оно находится. Закрепленный в части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ предполагает необходимость волеизъявления субъектов РФ на такую передачу, достижение договоренностей между Федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ и не допускает принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности субъектов РФ...
Определением Конституционного Суда от 07.12.2006 г. N 542-О разъяснено, что поскольку порядок безвозмездной передачи в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, является аналогичным порядку передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность, на него распространяются правовые позиции и выводы, содержащиеся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 8-П.
В рассматриваемом же случае собственник имущества - Российская Федерация в лице уполномоченного органа - выразил свое согласие на передачу имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования. При этом ГУ "Чернореченская КЭЧ", в оперативном управлении которого находилось указанное имущество, выразило свое согласие на передачу этого имущества в муниципальную собственность, что подтверждается письмом от 05.10.2007 г. N 1074. В свою очередь, обязанность муниципального образования - принять это имущество в свою собственность - установлена п. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ. Таким образом, нарушения баланса интересов публичных образований в рассматриваемом случае не усматривается.
Также не принимается судом и довод представителя заявителя на нарушение ст. 35 Земельного кодекса и ст. 273 ГК РФ в связи с не включением в оспариваемое распоряжение земельных участков, на которых расположены передаваемые объекты.
Статья 35 Земельного кодекса РФ и ст. 273 ГК РФ не предусматривают порядок передачи земельных участков при безвозмездной передаче объектов недвижимости из федеральной собственности в собственность муниципального образования. Данные нормы лишь устанавливают, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лиц, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Пунктом 11 ст. 154 ФЗ N 122-ФЗ не предусмотрен порядок передачи земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность, однако указанной нормой предусмотрено, что права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 г. N 53-ФЗ), в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Таким образом, в силу закона (п. 3 ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ и статей# 19, 35 Земельного кодекса Российской Федерации) право муниципальной собственности на соответствующий земельный участок возникает одновременно с возникновением права собственности на передаваемые объекты недвижимости, и это право подлежит регистрации одновременно с регистрацией права на объекты недвижимости (п. 11 ст. 154 ФЗ N 122-ФЗ).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение соответствует названным выше нормативным правовым актам и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не возлагает на него незаконно каких-либо обязанностей, и не создает иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, решил#:
В удовлетворении заявленных требований администрации города Хабаровска о признании недействительным распоряжения территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю N 1588 от 19.10.2007 г. отказать.
Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12 февраля 2008 г. N А73-13868/2007-63
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 июля 2008 г. N Ф03-А73/08-1/2361 настоящее решение оставлено без изменения