Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 30 января 2008 г. N А73-50/2008-90АП
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 июня 2008 г. N Ф03-А73/08-2/2341 настоящее решение оставлено без изменения
Общество с ограниченной ответственностью "К" (далее - заявитель, Общество, ООО "К") обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю (далее - административный орган, МИФНС по Хабаровскому краю, Инспекция) от 18.12.2007 N 355, которым Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя требования уточнил и просил признать незаконным и отменить постановление МИФНС N 6 по Хабаровскому краю от 18.12.2007 N 355, вынесенное в отношении ООО "К". Общество, считает, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене в связи с нарушением административным органом порядка привлечения к административной ответственности, установленного законом, а также в связи с наличием документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, на момент проверки.
Представитель административного органа с требованиями заявителя не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, считает, что отсутствуют основания для отмены оспариваемого постановления. Дело об административном правонарушении рассмотрено полно, объективно и всесторонне.
В связи с отсутствием возражений сторон суд вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
09.11.2007 в 12 часов 39 минут должностными лицами Межрайонной Инспекции ФНС России по Хабаровскому краю проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции в баре "Серая лошадь", принадлежащем ООО "К" и расположенном по адресу: г. Хабаровск, ул. С.
В ходе проверки был установлен факт реализации следующей алкогольной продукции:
- водка "Блэвод", производитель ООО "Б", Лондон, Соединенное Королевство, в количестве 1 бутылки по цене 1 500 рублей;
- водка "Русский стандарт", производитель ООО "Р", г. Санкт-Петербург, Россия, в количестве 1 бутылки по цене 1 500 рублей;
- коньяк "Курвуазье ХО Империал", производитель "К.", Франция, в количестве 1 бутылки по цене 12 500 рублей;
- виски "Гленфиддиш Спешл Резерв", производитель "Г", Спейсайд, Шотландия, Соединенное Королевство, в количестве 1 бутылки по цене 4 500 рублей;
без документов, подтверждающих легальность ее оборота: товарно-транспортной накладной, справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, сертификата соответствия.
По результатам проверки составлен акт от 09.11.2007 N 20-15/2001.
Документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции, были представлены Обществом в Инспекцию 12.11.2007.
20.11.2007 Инспекцией по вышеуказанному факту в отношении ООО "К" составлен протокол N 257 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
18.12.2007 начальником Инспекции рассмотрено дело об административном правонарушении, по результатам которого вынесено постановление N 355 о привлечении ООО "К" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ и назначении штрафа в размере 30 000 рублей.
По мнению административного органа, вина Общества заключается в отсутствии на момент проверки в баре, но имеющихся в наличии у юридического лица, документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество обратилось в суд с заявлением об оспаривании его законности.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и дав оценку доказательствам, имеющимся в материалах дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Довод заявителя относительно нарушения административным органом порядка привлечения к административной ответственности подлежит отклонению как несостоятельный, поскольку материалами дела подтверждается надлежащее уведомление законного представителя о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении и о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Вместе с тем, в соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Правовые основы продажи алкогольной продукции устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
Перечень документов, сопровождающих оборот, в том числе алкогольной продукции, и удостоверяющих легальность ее оборота, указан в статье 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, в частности необходимо наличие: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированной алкогольной продукции); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для алкогольной продукции, производство которой осуществлено на территории Российской Федерации), уведомления (для нефасованной алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).
Статьей 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ введены ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в виде запрета оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов; оборота алкогольной продукции без сертификатов соответствия.
Кроме того, согласно пункту 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи), на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы:
товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Пунктом 12 Правил продажи предусмотрена обязанность продавца знакомить покупателя по его требованию с названными товарно-сопроводительными документами, которые должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона, а также с сертификатами или декларациями соответствия.
Следует отметить, что алкогольная продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, в силу пункта 2 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию).
Особенностью квалификации административного правонарушения по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ является деяние, выразившееся в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно - нарушении любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Квалификация административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ может иметь место в случае отсутствия надлежащим образом оформленных документов, свидетельствующих о легальности алкогольной продукции, находящейся на реализации, либо их непредставления суду, органу, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 N 78 утвержден Перечень форм первичной документации, согласно которому утверждена форма товарно-транспортной накладной N 1-Т. Согласно Указаниям по применению и заполнению форм, утвержденных данным Постановлением, товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации" утверждены форма справки и Правила ее заполнения.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 N 872 установлено, что при реализации в розницу импортированных алкогольной и спиртосодержащей продукции собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара; при реализации товара собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналом оттиска печати собственника товара.
Согласно пунктам 6, 7 Правил заполнения справки к ГТД раздел "Б" справки заполняется при каждой последующей оптовой реализации (передаче) последним собственником товара (продавцом) и покупателем (получателем) и заверяется их печатями. Ответственность за достоверность сведений, указываемых в разделе "Б" справки на каждом этапе реализации (передачи) товара, несут собственник товара (продавец) и покупатель (получатель) товара.
При заполнении справки все записи, а также оттиски печатей должны быть четкими и ясными.
Форма справки к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию и правила ее заполнения утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию". Справка к ТТН обязательно должна содержать заполненные раздела "А" и "Б" вне зависимости от характера торговли (оптовая или розничная).
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил заполнения справки к ТТН на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 864, организация-покупатель при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. При каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
Исходя из смысла названных норм Закона, грузовая таможенная декларация, товарно-транспортная накладная, а также справка к ГТД и справка к ТТН на алкогольную продукцию, являющиеся неотъемлемым приложением к товаротранспортным документам на алкогольную продукцию, включаются в понятие товаротранспортные документы, ненадлежащее оформление которых образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела:
- в товарно-транспортной накладной N 262 от 21.09.2007 на водку "Блэвод" отсутствуют печать и подпись представителя грузополучателя - ООО "К" (л.д. 29 - 30, 34), раздел "Б" справки к ГТД N 10118060/061205/0008430 на водку "Блэвод" Обществом не заполнен (отсутствует наименование, ИНН, печать организации, подпись уполномоченного должностного лица) (л.д. 32);
- в товарно-транспортной накладной N 9408 от 18.10.2007 на коньяк "Курвуазье ХО Империал" отсутствуют печать и подпись представителя грузополучателя - ООО "К" (л.д. 36, 41), реквизиты также не заполнены в товарной накладной N 9408 от 18.10.2007 (л.д. 36, 41), раздел "Б" справки к ГТД N 10009030/030507/0002252 на коньяк "Курвуазье ХО Империал" заявителем не заполнен (отсутствует наименование, ИНН, печать организации, подпись уполномоченного должностного лица) (л.д. 37);
- в товарно-транспортной накладной N 7350 от 26.01.2007 на виски "Гленфиддиш Спешл Резерв" отсутствуют печать и подпись представителя грузополучателя - ООО "К" (л.д. 43, 45), раздел "Б" справки к ГТД N 10009122/201206/0000437 на виски "Гленфиддиш Спешл Резерв" вообще отсутствует;
- в товарно-транспортной накладной N 91 от 18.07.2007 на водку "Русский стандарт платинум" отсутствуют печать и подпись представителя грузополучателя - ООО "К" (л.д. 49 - 50, 54), раздел "Б" справки к ТТН N Ма-00000091 на водку "Русский стандарт платинум" Обществом не заполнен (отсутствует подпись уполномоченного должностного лица и печать организации) (л.д. 47).
В ходе судебного разбирательства было установлено, что вышеуказанные документы были направлены 09.11.2007 (копия конверта от 09.11.2007 (л.д. 55) и копия почтовой квитанции N 17485 от 09.11.2007 (л.д. 74)) заявителем в адрес МИФНС N 6 по Хабаровскому краю, а также дополнительно представлены в Инспекцию 12.11.2007, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от 20.11.2007 N 257, постановлением по делу об административном правонарушении от 18.12.2007 N 355 и описью документов (л.д. 75).
Следовательно, Инспекция располагала вышеперечисленными документами на момент составления протокола по делу об административном правонарушении и на дату рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО "К".
Более того, представители Инспекции в судебном заседании подтвердили факт ненадлежащего оформления Обществом документов, сопровождающих оборот перечисленной алкогольной продукции.
Анализ вышеуказанных положений в совокупности с установленными по делу обстоятельствами позволяет сделать вывод о том, что Инспекцией неправильно было квалифицировано допущенное Обществом административное правонарушение по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, что в соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" является основанием для принятия решения о признании оспариваемого постановления незаконным и его отмене.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Судом в ходе судебного разбирательства установлены перечисленные выше обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии закону оспариваемого постановления Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю от 18.12.2007 N 355, об отсутствии оснований для привлечения ООО "К" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ и применения конкретной меры ответственности.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 207 - 211 АПК РФ, статьями 14.16, 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд решил:
Требования ООО "К" удовлетворить.
Постановление Межрайонной ИФНС по Хабаровскому краю от 18.12.2007 за N 355 о привлечении ООО "К" к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30 января 2008 г. N А73-50/2008-90АП
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 июня 2008 г. N Ф03-А73/08-2/2341 настоящее решение оставлено без изменения