Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 12 сентября 2008 г. N А73-7025/2008-85
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 января 2009 г. N Ф03-6131/2008 настоящее решение оставлено без изменения
Федеральное государственное унитарное предприятие "89 Центральный авторемонтный завод Министерства обороны РФ" (далее - заявитель, ФГУП "89 ЦАРЗ МО РФ", предприятие) обратилось в арбитражный суд к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска (далее - Инспекция ФНС России по Центральному району г. Хабаровска, налоговый орган, Инспекция) с заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании недействительным решения от 19.11.2007 г. N 865 в части предложения к уплате в бюджет недоимки по НДФЛ в сумме 2 497 068 руб., в части начисления пени на сумму недоимки по НДФЛ в размере 2 497 068 руб., в части определения размера налоговых санкций по ст. 123 НК РФ за неуплату НДФЛ.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал уточненное заявление в полном объеме.
Налоговый орган в отзыве и его представитель в судебном заседании с заявлением не согласились.
В судебном заседании судом удовлетворено ходатайство заявителя о восстановлении процессуального срока на подачу заявления в суд, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Суд признал уважительной причину пропуска данного срока.
Судом установлено.
Инспекцией ФНС России по Центральному району г. Хабаровска в соответствии с решением начальника Инспекции от 29.06.2007 г. N 546 проведена выездная налоговая проверка ФГУП "89 ЦАРЗ МО РФ" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания), перечисления налогов и сборов, в том числе налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2004 г. по 29.06.2007 г.
По результатам проверки составлен акт от 28.09.2007 г. N 2691, которым установлено, что в проверяемом периоде налоговым агентом ФГУП "89 ЦАРЗ МО РФ" несвоевременно перечислялся удержанный из доходов налогоплательщиков налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
По результатам рассмотрения акта от 28.09.2007 г. N 2691 и материалов проверки Инспекцией ФНС принято решение от 19.11.2007 г. N 865, в соответствии с которым ФГУП "89 ЦАРЗ МО РФ" привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), за невыполнение обязанности по удержанию и (или) несвоевременное перечисление в бюджет НДФЛ в виде штрафа в сумме 612 178 руб.; этим же решением Предприятию предложено уплатить недоимку по НДФЛ в сумме 6 219 652 руб., а также пеню в сумме 2 653 530 руб.
Не согласившись с тем, что в сумму предложенного к уплате налога была включена задолженность по НДФЛ в сумме 2 497 068 руб., составляющая остаток (сальдо) задолженности на 01.01.2004 г. - на дату начала периода проведения проверки, и на эту сумму была также начислена пеня, а также указывая, что налоговые санкции за неуплату НДФЛ исчислены налоговым органом без учета смягчающих ответственность обстоятельств, ФГУП "89 ЦАРЗ МО РФ" обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать частично недействительным решение от 19.11.2007 г. N 865 Инспекции ФНС России по Центральному району г. Хабаровска.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 226 НК РФ как источник доходов физических лиц - налогоплательщиков налога на доходы физических лиц ФГУП "89 ЦАРЗ МО РФ" является налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц.
В соответствии с пунктом 1 части 3, частью 4 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
В силу пункта 6 статьи 226 НК РФ обязанность перечислить сумму исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц должна быть исполнена налоговым агентом не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Из материалов дела усматривается, что ФГУП "89 ЦАРЗ МО РФ" в проверяемом периоде допущено несвоевременное и неполное перечисление удержанного из доходов налогоплательщиков налога на доходы физических лиц, в связи с чем решением налогового органа от 19.11.2007 г. N 865 данному предприятию предложено уплатить недоимку по НДФЛ в сумме 6 219 652 руб., за несвоевременную уплату удержанного налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2004 г. по 19.11.2007 г. (по дату вынесения решения) начислена пеня в сумме 2 653 530 руб.
Вместе с тем из акта проверки, оспариваемого решения, расчета пени (том дела 1 листы 73 - 79) видно, что начисление НДФЛ и пени по НДФЛ произведено налоговым органом с учетом задолженности (сальдо) в сумме 2 497 067 руб., сложившейся у Предприятия на начало выездной налоговой проверки - на 01.01.2004 года.
В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса РФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.
В соответствии с п/п 12 пункта 3 статьи 100 НК РФ в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых.
В силу пункта 8 статьи 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства_ В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Согласно решению руководителя ИФНС по Центральному району г. Хабаровска от 29.06.2007 г. N 546 выездная налоговая проверка ФГУП "89 ЦАРЗ МО РФ" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания), перечисления налога на доходы физических лиц проводилась за период с 01.01.2004 г. по 29.06.2007 г., задолженность, сложившаяся на 01.01.2004 г. в сумме 2 497 067 руб. не являлась предметом проверки.
Следовательно, у Инспекции ФНС отсутствовали основания для включения задолженности в сумме 2 497 067 руб. в предложенную к уплате сумму НДФЛ и начисления на эту сумму пени.
С учетом изложенного оспариваемое решение суд признает подлежащим признанию недействительным в части предложения к уплате НДФЛ в сумме 2 497 067 руб. и пени, начисленной на данную сумму задолженности по налогу.
Заявление в части довода о непринятии налоговым органом при определении размера налоговых санкций по ст. 123 НК РФ обстоятельств, смягчающих ответственность ФГУП "89 ЦАРЗ МО РФ" за совершенное правонарушение, суд также признает подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
Подпункт 4 пункта 5 статьи 101 Налогового кодекса РФ устанавливает, что в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
В статье 112 Налогового Кодекса РФ указаны обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. При этом из содержания подпункта 3 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ следует, что приведенный в данной норме перечень смягчающих ответственность обстоятельств не является исчерпывающим.
Пункт 4 статьи 112 Налогового кодекса РФ предусматривает, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Согласно пункту 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового Кодекса РФ.
Судом установлено, что при наложении решением от 19.11.2007 г. N 865 на ФГУП "89 ЦАРЗ МО РФ" налоговых санкций (штрафа) в сумме 612 178 руб. по статье 123 НК РФ за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению НДФЛ налоговым органом не установлены и не учтены обстоятельства, смягчающие ответственность Предприятия за совершенное правонарушение, тем самым не соблюдены требования, установленные статьями 101, 112, 114 Налогового кодекса РФ.
Вместе с тем материалами дела установлено, что ФГУП "89 ЦАРЗ МО РФ" относится к системе Министерства обороны РФ, находится в сложном финансовом состоянии: имущество и денежные средства у предприятия отсутствуют, предприятие находится в стадии ликвидации через процедуру банкротства, в период 12-ти месяцев до принятия оспариваемого решения предприятие к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, не привлекалось.
Перечисленные обстоятельства суд признает смягчающими ответственность ФГУП "89 ЦАРЗ МО РФ" и считает возможным снизить сумму штрафа в десять раз - до 61 217,80 руб.
Налоговым органом выдвинуто возражение о том, что ранее ФГУП "89 ЦАРЗ МО РФ" привлекалось к ответственности по ст. 123 НК РФ за аналогичное правонарушение, в подтверждение в материалы дела представлено решение от 23.04.2003 г. N 607.
Пункт 4 статьи 114 НК РФ устанавливает, что при наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов. При этом пункт 2 статьи 112 НК РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признает совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. В силу пункта 3 статьи 112 НК РФ лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.
Поскольку на момент принятия оспариваемого решения от 19.11.2007 г. N 865 с даты принятия предыдущего решения прошло более 4-ех лет, решение от 23.04.2003 г. N 607 в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность заявителя, судом во внимание не принимается.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей подлежат взысканию в пользу заявителя с налогового органа за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
заявление удовлетворить.
Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска от 19.11.2007 г. N 865 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ФГУП "89 Центральный авторемонтный завод Министерства обороны РФ" признать недействительным в части:
- предложения к уплате налога на доходы физических лиц в сумме 2 497 067 руб.;
- начисления пени по налогу на доходы физических лиц на задолженность в сумме 2 497 067 руб.;
- привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в сумме, превышающей 61 217,80 руб.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска устранить допущенные решением от 19.11.2007 г. N 865 нарушения закона, прав и интересов ФГУП "89 Центральный авторемонтный завод Министерства обороны РФ".
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска за счет средств федерального бюджета в пользу ФГУП "89 Центральный авторемонтный завод Министерства обороны РФ" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, в двухмесячный срок после вступления в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12 сентября 2008 г. N А73-7025/2008-85
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 января 2009 г. N Ф03-6131/2008 настоящее решение оставлено без изменения