Заслушав и обсудив доклад "О соблюдении законодательства в области образования на территории Хабаровского края", коллегия отмечает, что контроль и надзор за соблюдением законодательства является одним из основных условий реализации в крае государственной образовательной политики в части обеспечения органами государственной власти и местного самоуправления, образовательными учреждениями конституционного права граждан на образование.
Министерством образования края в течение двух лет проводится целенаправленная работа по подготовке к выполнению передаваемых с 01.01.2009 Хабаровскому краю полномочий Российской Федерации по контролю и надзору в сфере образования (в соответствии с Законом Российской Федерации от 26.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Закона N 258-ФЗ следует читать как "29 декабря 2006"
С этой целью в рамках исполнения проектов Рособрнадзора "Апробация и внедрение элементов организационно-управленческой модели реализации контрольно-надзорной деятельности (в связи с передачей полномочий в области образования)" и "Инструктивно-методическое и программное обеспечение надзора за соблюдением законодательства и контроля исполнения субъектами Российской Федерации полномочий в сфере образования" в структуре министерства образования края создано управление по надзору в сфере образования, функционирует региональный модуль информационно-аналитической системы контрольно-надзорной деятельности в сфере образования (ИАС КИД).
Сформирован краевой банк экспертов, привлекаемых к осуществлению контрольно-надзорной деятельности в сфере образования, в составе 187 человек. Организовано обучение экспертов в рамках плановых краевых семинаров (г. Хабаровск), в ходе выездных проверок и проведения лицензионных и аккредитационных экспертиз (Ульчский, Николаевский, Комсомольский муниципальные районы).
Восемь краевых экспертов по контрольно-надзорной деятельности в сфере образования повысили квалификацию в форме дистанционного обучения в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Министерством образования края проводится работа по контролю и надзору за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования в форме плановых и внеплановых инспекционных проверок органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных учреждений; рассмотрения и принятия мер по обращениям граждан и организаций, поступившим в адрес министерства.
В 2008 году министерством образования края по вопросам соблюдения действующего законодательства в области образования осуществлено 12 проверок, в том числе 3 плановых комплексных выездных (инспекционных) проверки, 1 внеплановая и 8 плановых тематических камеральных проверок.
Проверена деятельность 134 образовательных учреждений 11 муниципальных образований края: Нанайского, Ульчского, Николаевского, Тугуро-Чумиканского, Амурского, Аяно-Майского, Советско-Гаванского, Хабаровского, Верхнебуреинского, им. П. Осипенко районов; г. Хабаровска. Охват проверяемых территорий составил 56 % (2007 г. - 30 %) от общего количества муниципальных районов края. По результатам проведенных проверок в районы направлены 22 обязательных для исполнения предписания, приостановлено действие лицензий двух организаций, аннулированы лицензии двух организаций.
В текущем году проведены три совещания с руководителями органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, директорами образовательных учреждений профессионального образования по вопросам организации надзора и контроля в сфере образования на территории Хабаровского края, устранения нарушений законодательства в сфере образования, выявленных в ходе плановых и внеплановых проверок, приведения учредительных документов и локальных актов образовательных учреждений в соответствие с законодательством.
В результате целенаправленной работы министерства образования края, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений, совместно с надзорными и правоохранительными органами в 2008 году в Хабаровском крае в целом обеспечено соблюдение законодательства в области образования.
Полученные в ходе контроля и надзора данные позволяют отметить, что принятые министерством образования края меры обеспечили в текущем году положительную динамику в деятельности по обеспечению соблюдения законодательства об образовании.
В настоящее время в Хабаровском крае действует 194 нормативно-правовых акта, регулирующих отношения в системе образования, в том числе 23 закона, 79 постановлений и 35 распоряжений Губернатора края, 52 постановления и 5 распоряжений Правительства края.
В 2008 году министерством образования края в целях обеспечения функционирования и развития краевой системы образования подготовлено 40 нормативных правовых актов, из которых 34 приняты.
Разработаны и утверждены административные регламенты по исполнению государственных функций "Надзор за исполнением законодательства в области образования", "Лицензирование образовательной деятельности", "Государственная аккредитация образовательных учреждений и организаций, осуществляющих образовательную деятельность".
Государственные и муниципальные образовательные учреждения, подлежащие государственной аккредитации, в крае аккредитованы.
Действующие лицензии на право ведения образовательной деятельности имеют все образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, специальные (коррекционные) образовательные учреждения, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 98,9 % общеобразовательных школ, 96,8 % дошкольных образовательных учреждений, 98,6 % учреждений дополнительного образования детей.
По сравнению с аналогичным периодом 2007 года количество общеобразовательных школ, не имеющих лицензии, уменьшилось в 4,6 раза: с 23 до 5 (по две - в Тугуро-Чумиканском и Аяно-Майском и одна - в Ульчском районах) и составляет 1,1 % от общего числа школ края.
Вместе с тем, продолжают работать без лицензии на образовательную деятельность 9 (1,9 % от общего числа) учреждений дошкольного образования, (6 - в районе им. П. Осипенко, 2 - в Амурском, 1 - в Тугуро-Чумиканском районе) и 1 учреждение дополнительного образования детей в районе им. П. Осипенко (1,4 % от общего числа). Имел место факт выдачи документов государственного образца подведомственным Министерству обороны Российской Федерации учреждением, не прошедшим государственную аккредитацию.
Наиболее часто повторяющимися нарушениями законодательства об образовании, выявленными в ходе контрольно-надзорной деятельности, являются нарушения порядка и правил приема (отчисления) учащихся в образовательные учреждения; требований к содержанию и реализации образовательных программ; прав участников образовательного процесса; санитарно-гигиенических норм и правил.
В отдельных территориях правовые акты в области образования не в полной мере соответствуют действующему законодательству.
Не во всех муниципальных образованиях приняты нормативные правовые акты, регулирующие порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений; утверждения уставов подведомственных учреждений; учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
В ряде учреждений в уставах не в полной мере соблюдены требования ст. 13 Закона РФ "Об образовании", несвоевременно вносятся изменения в учредительные документы в соответствии с действующим законодательством.
Приведенный перечень нарушений законодательства в области образования не является исчерпывающим.
Основными причинами и условиями, способствующими совершению нарушений законодательства в сфере образования, являются:
- правовые коллизии и пробелы в федеральном законодательстве и других нормативных правовых актах в области образования;
- отсутствие должного контроля за соблюдением законодательства в области образования;
- недостаточная правовая грамотность руководителей образовательных учреждений, педагогических работников.
На основании вышеизложенного, в целях устранения причин и условий, способствующих нарушениям законодательства в области образования, реализации полномочий Российской Федерации по контролю и надзору в сфере образования, передаваемых с 01.01.2009 министерству образования края, коллегия решила:
1. Принять к сведению информацию, изложенную в докладе заместителя министра - начальника управления по надзору в сфере образования Москвина В.Г. "О соблюдении законодательства в области образования на территории Хабаровского края".
2. Управлению по надзору в сфере образования (Москвин В.Г.):
2.1. Организовать проведение на территории края в соответствии с рекомендациями Рособрнадзора мониторинга нарушений законодательства об образовании образовательными учреждениями, организациями и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.
В течение года
2.2. Продолжить работу по подбору и организации обучения экспертов, привлекаемых к контрольно-надзорной деятельности на территории края.
В течение года
2.3. Осуществлять подготовку ежегодного доклада о соблюдении законодательства в области образования в Хабаровском крае.
Ежегодно
2.4. Продолжить практику проведения информационных совещаний руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей краевых образовательных учреждений по вопросу "О состоянии соблюдения законодательства РФ в области образования на территории края".
В течение года
2.5. Организовать апробацию порядка проведения контрольно-оценочных процедур контроля качества образования в образовательных учреждениях края.
До 01 декабря 2009 года
2.6. Организовать взаимодействие с органами прокуратуры края в целях обеспечения прав обучающихся и незамедлительного пресечения ведения образовательной деятельности без лицензии.
Постоянно
2.7. Подготовить предложения о формах взаимодействия различных надзорных органов при проведении контроля и надзора в отношении образовательных учреждений Хабаровского края.
До 01 ноября 2009 года
2.8. Отчитаться на коллегии министерства образования края о проделанной в 2009 году работе по исполнению переданных полномочий Российской Федерации по надзору в сфере образования.
Декабрь 2009 год
3. Руководителям структурных подразделений министерства (Король А.М., Левченко А.В., Москвин В.Г., Ковтунов А.С., Лагошина Е.В., Логинова Л.Ю., Воронина В.П., Сергиенко В.Н.)
3.1. Продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы системы образования Хабаровского края с учетом изменений законодательства в сфере образования.
В течение года
3.2. Представлять предложения в сводный план контрольно-надзорной деятельности министерства образования края на предстоящий год.
Ежегодно до 01 ноября
3.3. Осуществлять планирование, проведение и оформление инспекционных комплексных и тематических проверок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, правовых актов Минобрнауки и методических рекомендаций Рособрнадзора.
Постоянно
4. Краевому государственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров" (Кузнецова А.Г.):
4.1. Обеспечить своевременное обновление программ повышения квалификации руководителей образовательных учреждений в соответствии с изменениями законодательства в сфере образования.
В течение года
4.2. Разработать программу семинаров по актуальным вопросам законодательства об образовании для руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
До 01 марта 2009 года
5. Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, рекомендовать:
5.1. Рассмотреть на заседаниях коллегий при главах муниципальных образований вопрос о соблюдении законодательства в области образования подведомственными образовательными учреждениями.
5.2. Принять меры к своевременному получению муниципальными образовательными учреждениями лицензии на право осуществления образовательной деятельности.
5.3. Предусмотреть расходы, связанные со своевременным внесением изменений и дополнений в уставы и другие учредительные документы образовательных учреждений при формировании муниципальных бюджетов в части расходов на образование.
5.4. Обеспечить своевременное внесение дополнений и изменений в нормативные правовые акты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, подведомственных образовательных учреждений.
5.5. Ввести в практику работы систематическое информирование руководителей подведомственных учреждений об изменениях законодательства в области образования.
5.6. Обеспечить выдачу бланков документов государственного образца учреждениям, прошедшим государственную аккредитацию в соответствии с законодательством.
5.7. Обеспечить совместно с территориальными представителями Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС по Хабаровскому краю, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю безопасные условия осуществления образовательного процесса в подведомственных образовательных учреждениях.
Заместитель председателя коллегии |
И.И. Иванцева |
Секретарь коллегии |
В.А. Молчанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Министерства образования Хабаровского края от 18 декабря 2008 г. N 6/1 "О соблюдении законодательства в области образования на территории Хабаровского края"
Текст решения официально опубликован не был