Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 28 ноября 2008 г. N А73-11825/2008
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 апреля 2009 г. N Ф03-1569/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения оглашена 24.11.2008 г.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Д" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Министерства финансов РФ убытков в размере 374 211,96 рублей, возникших у истца в результате выполнения Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 461.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, удовлетворено ходатайство истца, - Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования привлечен к участию в деле в качестве ответчика.
В судебном заседании представитель истца иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Ответчик - Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования согласно отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании иск также не признал, в обоснование указал на то обстоятельство, что ответчик осуществляет целевое финансовое обеспечения государственного задания на основании утвержденного Правительством Российской Федерации типового договора, в связи с чем причинно - следственная связь между действиями фонда и наступившими для истца последствиями в виде убытков отсутствует, просит от ответственности освободить.
Ответчик Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В заявлении от 11.11.08 года поддерживает позицию Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования, и считает, что убытки должны быть взысканы с казны РФ.
Зафиксированным в протоколе судебного заседания определением, при отсутствии возражений участвующих в деле лиц, на основании п. 4 ст. 137 АПК РФ, п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ N 65 от 20.12.06, суд завершил предварительное заседание и перешел к судебному разбирательству дела.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 461 была утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год.
Разделом IV Программы предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета дополнительной медицинской помощи на основе государственного задания, оказываемой врачами - терапевтами участковыми, врачами - педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, медицинскими сестрами врачей общей (семейной) практики учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико - санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), предусматривающей динамическое медицинское наблюдение за состоянием здоровья отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, проведение диспансеризации неработающих граждан; проведение иммунизации населения; проведение мероприятий по раннему выявлению социально значимых заболеваний и заболеваний опорно - двигательного аппарата, а также дополнительной медицинской помощи, предусматривающей, в том числе, обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, предоставляемой в соответствии с главой 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 851 "О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико - санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи", утверждены Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, типовая форма договора о выполнение учреждением здравоохранения государственного задания и методика распределения субвенций из фонда компенсаций Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N461 постановлением Правительства Хабаровского края от 02 марта 2006 года N21-пр утверждена Территориальная программа государственных гарантий граждан Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2006 год.
Во исполнение указанных нормативных правовых актов 13 января 2006 года между Хабаровским краевым фондом обязательного медицинского страхования и истцом - Муниципальным учреждением здравоохранения "Д" заключен договор N 112/06-06, на основании которого в 2006 году врачами - педиатрами участковыми, медицинскими сестрами врачей педиатров-участковых оказывалась гражданам дополнительная медицинская помощь.
Ответчик - Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования на основании бюджетных заявок истца производил ежемесячное перечисление средств на оплату дополнительной медицинской помощи в соответствии с Правилами финансирования государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N851 за счет субвенций, поступающих из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Пунктом 3 Правил финансирования государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи было установлено, что средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, оказывающим дополнительную медицинскую помощь, в размере 10000 рублей в месяц для врача-педиатра участкового, и 5000 рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового.
Кроме этого, Правилами установлено, что средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, включают средства на указанные денежные выплаты с учетом коэффициентов, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В целях исполнения государственного задания между истцом и врачами, медицинскими сестрами были заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, в соответствии с которыми истец - работодатель обязался ежемесячно выплачивать за оказание дополнительной медицинской помощи надбавку к заработной плате в размере 10 000 рублей врачам - участковым и 5 000 рублей медицинским сестрам врачей - участковых, начиная с 01 января 2006 года.
В ходе проверки соблюдения истцом трудового законодательства прокуратурой Железнодорожного района г. Хабаровска было установлено, что истец - работодатель в нарушение требований статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации при расчете средней заработной платы за период ежегодного и учебного отпусков не учитывал данные надбавки.
Согласно представлению прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска от 20.12.06 года, истцу предписано устранить нарушение трудового законодательства в части расчета средней заработной платы работникам поликлиники.
В результате перерасчета средней заработной платы за период отпуска с учетом надбавок к заработной плате в размере 10 000 рублей врачам - участковым и 5 000 рублей медицинским сестрам врачей - участковых истец обязан доплатить врачам - участковым и медицинским сестрам врачей - участковых за 2006 год 374 211,96 рублей.
Расходы истца в размере 374 211,96 рублей, которые истец должен будет произвести, на основании пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации следует признать убытками.
Убытки в размере 374 211,96 рублей подлежат взысканию с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации по следующим основаниям.
В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N461, на врача - педиатра участкового и на медицинскую сестру участковую врача-педиатра участкового были возложены обязанности по выполнению дополнительного объема работы в пределах установленной им законодательством продолжительности рабочего времени в зависимости от должности.
В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации выплаты за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в размере 10 000 рублей врачам и 5 000 рублей медицинским сестрам являются заработной платой и, следовательно, должны были учитываться при расчете средней заработной платы для оплаты отпуска.
Вместе с тем, денежные выплаты в размере в размере 10 000 рублей врачам и 5 000 рублей медицинским сестрам могли быть использованы только в соответствии с их целевым назначением - на оплату дополнительной медицинской помощи. В случае не использования в календарном месяце данных средств истец обязан был в 10 -ти дневный срок их возвратить территориальному фонду.
Из пункта 3 Правил финансирования государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N851, следует, что средства, которые передавались в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, не включали в себя средства на оплату среднего заработка за период отпуска с учетом надбавок к заработной плате в размере 10 000 рублей врачам - участковым и 5 000 рублей медицинским сестрам врачей - участковых.
В силу статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 22 декабря 2005 года N 171-ФЗ, раздела IV Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 461, финансовое обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи врачами - педиатрами участковыми и медицинскими сестрами врачей -педиатров участковых является расходным обязательством Российской Федерации.
Обязанность Российской Федерации возместить истцу расходы, которые истцу необходимо понести для оплаты средней заработной платы за период отпуска с учетом надбавок к заработной плате в размере 10 000 рублей врачам - участковым и 5 000 рублей медицинским сестрам врачей - участковых, обусловлена фактом возложения обязанности по оказанию дополнительной медицинской помощи, а также фактом предоставления дополнительной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета на основе государственного задания.
Объем средств, предусмотренный в федеральном бюджете на осуществление данных денежных выплат, не является источником финансирования расходов по оплате отпускных, командировочных расходов, и в других случаях, когда за ними сохраняется средняя заработная плата.
Предъявленные ко взысканию убытки представляют собой дополнительные расходы лечебного учреждения, связанные с увеличением среднего заработка медицинских работников в связи выполнением дополнительных обязанностей. Медицинским работникам, выполнявшим в 2006 году государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи истцом начислена средняя заработная плата за период нахождения их в отпуске, но не выплачена в полном объеме из-за отсутствия источника финансирования таких затрат.
Денежные средства, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования в виде субвенций, не включают в себя расходы на оплату отпусков, с учетом увеличения заработной платы на 10 000 и 5 000 рублей.
Пунктом 2 ст.21 Бюджетного кодекса РФ определено, что перечень главных распорядителей средств федерального бюджета устанавливается законом о федеральном бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В приложении N 10 Федерального закона от 26.12.05 года N 189 ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" главным распорядителем дотаций бюджету ФФОМС на денежные выплаты участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики, медицинским сестрам соответствующих врачей, подлежащим включению в Федеральный регистр медицинских работников определено Министерство финансов РФ.
ФФОМС и Территориальный фонд не наделены полномочиями по оплате предъявленных истцом убытков лечебного учреждения, связанных с увеличением среднего заработка работников, возникших в рамках трудовых отношений при выполнении ими дополнительных обязанностей.
Следовательно, оснований для привлечения к ответственности в форме возмещения истцу убытков Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования и Федерального фонда обязательного медицинского страхования не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между сторонами в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Муниципального учреждения здравоохранения "Д" управления здравоохранения администрации г. Хабаровска убытки в размере 374 211,96 рублей, расходы по госпошлине в размере 8 984,24 рублей, а всего - 383 196,2 рублей.
В иске к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования, - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28 ноября 2008 г. N А73-11825/2008
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 апреля 2009 г. N Ф03-1569/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании