Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 апреля 2009 г. N Ф03-1569/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Анисенко И.Н. - представитель по доверенности от 17.11.08 б/н, от ответчиков: Минфина РФ - Морозов B.C., представитель по доверенности от 26.01.09 б/н; ХКФОМС - Потарева С.В., представитель по доверенности от 30.12.08 N 91-08, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 28.11.2008 по делу N А73-11825/2008 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального учреждения здравоохранения "Детская городская поликлиника N 17" к Министерству финансов Российской Федерации, Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования, 3-е лицо: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, о взыскании 374211 руб. 96 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2009 г.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Детская городская поликлиника N 17" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 374211 руб. 96 коп. убытков, возникших у истца в результате выполнения Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве ответчика привлечен Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования.
Решением от 28.11.2008 исковое требование удовлетворено в полном объеме за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, в иске к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность принятого по делу решения не проверялись.
Законность принятого по делу решения проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в соответствии со статьями 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, в которой просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что выводы суда о необходимости дополнительного финансирования истца из федерального бюджета для выплат отпускных медицинским работникам не соответствует законодательству.
Кроме того, заявитель считает, что требования истца необоснованно удовлетворены за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461, Постановления Правительства Хабаровского края от 02.03.2006 N 21-пр утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2006 год.
13.01.2006 между Хабаровским краевым фондом обязательного медицинского страхования и МУЗ "Детская городская поликлиника N 17" заключен договор N 112/06-06, согласно условиям которого в 2006 году врачами - педиатрами участковыми, медицинскими сестрами врачей педиатров - участковых оказывалась гражданам дополнительная медицинская помощь.
В целях исполнения государственного задания между истцом и врачами, медицинскими сестрами были заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, в соответствии с которыми истец - работодатель обязался ежемесячно выплачивать за оказание дополнительной медицинской помощи надбавку к заработной плате в размере 10000 руб. врачам-участковым и 5000 руб. медицинским сестрам врачей-участковых.
Однако при расчете средней заработной платы за период ежегодного и учебного отпусков указанные надбавки истцом не учитывались, что было установлено прокуратурой Железнодорожного района г. Хабаровска в ходе проверки и квалифицировано как нарушение норм статьи 139 Трудового кодекса РФ.
Выполняя предписание контролирующего органа, истец произвел перерасчет средней заработной платы за период отпуска своих работников в 2006 году с учетом законодательно установленных надбавок.
В связи с недофинансированием истцу расходов в размере 374211 руб. 96 коп. за период 2006 года на основании пункта 2 статьи 15 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, арбитражный суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Так в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461 была утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год.
Разделом 4 Программы 2006 года предусмотрено предоставление за счет федерального бюджета дополнительной медицинской помощи на основе государственного задания, оказываемой врачами - терапевтами участковыми, врачами - педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, медицинскими сестрами участковыми врачей - терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей - педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей (семейной) практики учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 22.12.2005 N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил финансирования государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в установленном порядке предоставляет субвенции территориальным фондам обязательного медицинского страхования в объеме средств, предусмотренных Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год".
Пунктом 3 настоящих Правил установлено, что средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования, направляются на осуществление денежных выплат вышеназванным медицинским работникам в размере 10000 рублей в месяц для участковых врачей и 5000 рублей в месяц для медицинских сестер участковых врачей.
При этом судом установлено, что данные денежные средства не включают в себя средства на оплату отпусков с учетом надбавок к заработной плате в размере 10000 руб. врачам-участковым и 5000 руб. медицинским сестрам врачей-участковых.
Вместе с тем, в составе субвенций, перечисленных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в 2006 году, средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии с указанными выше статьями настоящего Кодекса, не были предусмотрены и не перечислялись в бюджет Федерального фонда в спорный период.
Таким образом, поскольку за указанный истцом период средства на финансирование данного вида расходов из федерального бюджета не поступали и не предусматривались, поэтому обязанность по возмещению возникших в связи с этим убытков учреждения правомерно возложена арбитражным судом первой инстанции на Российскую Федерацию.
Доказательств, подтверждающих финансирование данного вида расходов из федерального бюджета, Министерством финансов Российской Федерации в силу требований статьи 65 АПК РФ не представлено.
Доводы заявителя о том, что учитывать все выплачиваемые работникам надбавки при расчете среднего заработка является обязанностью работодателя, судом кассационной инстанции отклоняются, так как денежные выплаты, предусмотренные п. 3 Правил финансирования государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи носят строго целевой характер и не могут использоваться работодателем по своему усмотрению.
Дополнительно заявленные представителем Минфина РФ доводы о ненадлежащем его извещении и о нарушении подсудности рассмотрения дела следует признать несостоятельными.
В деле находится почтовое уведомление (л.д. 129) о вручении представителю этой стороны определения о времени и месте судебного заседания, что по правилам п. 1 ст. 123 АПК РФ является надлежащим извещением. Отсутствие извещения УФК по Хабаровскому краю, не привлеченного к участию в деле, не является безусловным основанием для отмены судебного акта (п. 2 ч. 4 ст. 288 АПК РФ).
Подсудность рассмотрения настоящего спора выбрана истцом в порядке п. 2 ст. 36 АПК РФ по месту нахождения одного из ответчиков: Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования.
Поскольку судом кассационной инстанции не установлено неправильного применения судом норм материального права и нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, то основания для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 28.11.2008 по делу N А73-11825/2008 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 настоящих Правил установлено, что средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования, направляются на осуществление денежных выплат вышеназванным медицинским работникам в размере 10000 рублей в месяц для участковых врачей и 5000 рублей в месяц для медицинских сестер участковых врачей.
При этом судом установлено, что данные денежные средства не включают в себя средства на оплату отпусков с учетом надбавок к заработной плате в размере 10000 руб. врачам-участковым и 5000 руб. медицинским сестрам врачей-участковых.
Вместе с тем, в составе субвенций, перечисленных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в 2006 году, средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии с указанными выше статьями настоящего Кодекса, не были предусмотрены и не перечислялись в бюджет Федерального фонда в спорный период.
...
Доводы заявителя о том, что учитывать все выплачиваемые работникам надбавки при расчете среднего заработка является обязанностью работодателя, судом кассационной инстанции отклоняются, так как денежные выплаты, предусмотренные п. 3 Правил финансирования государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи носят строго целевой характер и не могут использоваться работодателем по своему усмотрению."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 апреля 2009 г. N Ф03-1569/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании