Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 9 декабря 2008 г. N А73-11051/2008
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 мая 2009 г. N Ф03-2124/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2008 года.
Мотивированное решение изготовлено 09 декабря 2008 года.
Открытое акционерное общество "К" в лице конкурсного управляющего Баранова А.Н. (далее - ОАО "К", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края, налоговый орган) с заявлением о признании незаконными действий ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края по выставлению инкассовых поручений от 27.08.2008 г. NN 16945, 19512 и о признании инкассовых поручений от 27.08.2008 г. NN 16945, 19512 не подлежащими исполнению.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявление в полном объеме.
Налоговый орган в отзыве и его представитель в судебном заседании с заявлением не согласились.
Судом установлено.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.05.2008 N А73-2601/2007-9 ОАО "К" признано несостоятельным (банкротом). В отношении должника открыто конкурсное производство.
27.08.2008 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края направлены в банк инкассовые поручения NN 16945, 19512 на списание с расчетного счета ОАО "К" пени по налогу на добавленную стоимость (НДС).
Не согласившись с действиями инспекции по направлению в банк инкассовых поручений, Открытое акционерное общество "К" обратилось в арбитражный суд.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном настоящим Кодексом соблюдая при этом законодательство о налогах и сборах.
Согласно абзацам 1 и 2 пункта 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного данным Законом порядка предъявления требований к должнику, то есть в рамках процесса о банкротстве.
Статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 11 постановления от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" разъяснил.
При решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Осуществление принудительного исполнения указанных требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога (сбора) допускается в любой процедуре банкротства. Закон о банкротстве не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения.
Процедура принудительного бесспорного взыскания установлена ст. 46 и 47 НК РФ.
Статьей 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, в течение одного месяца со дня принятия им решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Материалами дела установлено следующее.
Инкассовые поручения NN 16945, 19512 выставлены 27.08.2008 г. в связи с неисполнением требований налогового органа об уплате пени по НДС N 4726 от 16.10.2007 г. со сроком исполнения - 06.11.2007 г., N 6477 от 10.11.2007 г. со сроком исполнения - 30.11.2007 г.
В соответствии с положениями ст. 46 НК РФ срок выставления инкассовых поручений включает в себя: срок принятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств, срок для направления поручения в банк, в котором открыты счета налогоплательщика.
Материалами дела установлено, что оспариваемые по данному делу инкассовые поручения выставлены с нарушением срока, предусмотренного статьей 46 НК РФ.
В силу пункта 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 Кодекса.
Заявителем представлены таблицы расчетов налоговых обязательств, составленные ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре и подписанные заместителем начальника инспекции. Из указанных таблиц усматривается, что в отношении требований NN 4726, 6477, неисполнение которых явилось основанием для выставления инкассовых поручений от 27.08.2008 г. NN 16945, 19512 налоговым органом были приняты постановления о взыскании налоговых платежей за счет имущества налогоплательщика (N 4670 от 24.12.2007, N 3997 от 13.11.2007).
Вышеуказанный Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 11 постановления от 22.06.2006 N 25 разъяснил, что исполнение решения налогового органа о взыскании текущей задолженности по налогам (сборам) за счет иного имущества должника производится судебными приставами-исполнителями в общем порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.
С даты принятия судом решения о признании должника банкротом исполнительное производство по исполнению указанного решения налогового органа прекращается в силу положений, установленных абзацами шестым, девятым, десятым пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве. Иное регулирование, в силу которого допускалось бы принудительное исполнение службой судебных приставов-исполнителей решений налогового органа о взыскании текущей задолженности по налогам (сборам) в стадии конкурсного производства, Закон не устанавливает.
Процедура принудительного взыскания, установленная ст. 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется последовательно и не предусматривает выставления инкассовых поручений после принятия решения о взыскании налога, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика (налогового агента).
Налоговым органом выдвинуто возражение о том, что решения о взыскании пени за счет денежных средств налогоплательщика в банке (N 15643 от 12.11.2007, N 17999 от 12.12.2007) были приняты в установленные сроки, первоначальные инкассовые поручения выставлены также в установленные сроки (12.11.2007 и 12.12.2007) и находились в картотеке, последующее перевыставление инкассовых поручений произошло в связи с возвратом банком 02.06.2008 г. первоначальных инкассовых поручений в связи с закрытием счета в банке самим налогоплательщиком.
Данное возражение судом отклоняется, так как налоговое законодательство не предусматривает право выставлять инкассовые поручения за пределами установленного срока, тем более после применения процедуры, установленной статьей 47 НК РФ. В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2008 г. N 8922/07 налоговые органы не вправе направлять инкассовые поручения в банк после истечения срока на выставление инкассового поручения, в том числе и после возвращения банком инкассовых поручений при закрытии налогоплательщиком банковских счетов или при открытии налогоплательщиком новых банковских счетов.
В соответствии со статьей 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны содержаться сведения о размере недоимки, на которую начислены пени; дате, начиная с которой производится начисление пеней; процентная ставка пеней; указание на то, что пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней.
Согласно материалам дела, Инспекцией направлены инкассовые поручения на основании требований, из которых не представляется возможным установить размер недоимки, на которую начислены пени, определить порядок и срок, за который начислены пени.
Представленные в судебное заседание расчеты пени не восполняют недостатки требований.
Поскольку требования N 4726 от 16.10.2007 г., N 6477 от 10.11.2007 г. об уплате пени по НДС не соответствуют нормам налогового законодательства, неисполнение данных требований не может являться надлежащим основанием для выставления инкассовых поручений.
Кроме того, в требованиях указаны суммы недоимки, которые частично по срокам уплаты не относятся к текущим, возникшим в период наблюдения, - следовательно, пеня, начисленная на данную задолженность, не являлась текущей и не подлежала включению в инкассовые поручения. Данные пени могут быть предъявлены обществу только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику.
С учетом изложенного суд считает, что при выставлении инкассовых поручений от 27.08.2008 г. NN 16945, 19512 налоговым органом допущены нарушения срока и процедуры внесудебного взыскания, установленные Налоговым кодексом РФ, а также требования Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в связи с чем заявление по данному делу подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В связи с тем, что заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в сумме 3 000 руб. за рассмотрение данного дела арбитражным судом и принятие обеспечительной меры подлежит отнесению на Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167-170, 172, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил :
заявление удовлетворить.
Признать незаконными действия Инспекции ФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края по выставлению к расчетному счету в банке Открытого акционерного общества "К" инкассовых поручений от 27.08.2008 г. NN 16945, 19512.
Признать инкассовые поручения от 27.08.2008 г. NN 16945, 19512 не подлежащими исполнению.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края в доход федерального бюджета за счет средств федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, в двухмесячный срок после вступления в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 9 декабря 2008 г. N А73-11051/2008
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 мая 2009 г. N Ф03-2124/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании