Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 25 марта 2009 г. N А73-11210/2008
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 июня 2009 г. N Ф03-2584/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25 марта 2009 года.
24.02.2008г. от ж/д станции "Кемерово" ЗСЖД грузоотправителем на станцию назначения "Комсомольск-на-Амуре" ДВЖД повагонной отправкой отправлен груз (коксовая мелочь) в соответствии с железнодорожной накладной N ЭМ 349512 полувагоном N 30107786 массой груза нетто 50200кг.
07.03.2008 г. груз прибыл на станцию назначения. При взвешивании вагона грузополучателем на вагонных весах весоизмерительной системы Т675 П200 LBS4004066, приписанной к станции "Комсомольск-на-Амуре", было установлено несоответствие массы груза по отношению к массе груза, принятого к перевозке, в связи с чем, по заявлению грузополучателя, 12.03.2008 г. составлен коммерческий акт N ДВС0800492/27.9
Из указанного коммерческого акта следует, что погрузка груза в вагон осуществлена средствами грузоотправителя. Вагон следовал без сопровождения. В техническом отношении вагон исправен. Фактически масса груза в вагоне составляет 37592 кг (нетто), недостача составила 12608 кг.
В акте указано, что второй и третий люки вагона с восточной стороны не уплотнены, имеется зазор 15мм, груз не разровнен, в средней части погрузки под вторым, третьим разгрузочным люками имеется воронкообразное углубление размером 800 х 800 мм.
Кроме того, в акте имеется ссылка на АОФ N 92000-7-П/418 от 27.02.2008г. Согласно указанному АОФ, на ст. "Тайшет" произведена перевеска вагона, в результате которой выявлена недостача груза. При этом, как следует из указанного АОФ, поверхность груза в спорном вагоне не разровнена, в средней части погрузки над вторым и третьим восточными разгрузочными люками имеется воронкообразное углубление размером ориентировочно 800 х 800 мм. Следов высыпания груза не обнаружено.
В соответствии с договором поставки от 29.11.2006 г. N Р/005-07/19-07 между грузоотправителем и грузополучателем, а также согласно счету-фактуре N 920 от 24.02.2008 г. и счету N 333 от 30.11.2007 г., стоимость груза в период поставки составляет 2 250 руб. за тонну и не оспаривается сторонами.
В адрес перевозчика истцом направлены претензии, которые не были приняты перевозчиком к рассмотрению со ссылкой на представление незаверенных копий документов, непредставление подлинных документов.
Суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со статьей 796 ГК РФ, перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что недостача груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком в случае недостачи груза в размере стоимости недостающего груза. Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором.
В соответствии со статьей 20 УЖТ РФ, перевозчик определяет техническую исправность подаваемых под погрузку вагонов. Перевозчик обязан подавать под погрузку годные для перевозки конкретных грузов вагоны.
Коммерческую пригодность вагонов (под которой в том числе понимается состояние грузовых отсеков для перевозки конкретного груза, особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, влияющие на состояние груза при погрузке, выгрузке и перевозке) определяется грузоотправителем либо перевозчиком, в зависимости от того, кто осуществляет погрузку в поданные вагоны.
В соответствии с пунктом 6 "Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью или навалом", утвержденных приказом МПС РФ 16.06.2003 г. N 22, вагоны, подаваемые для перевозки насыпных грузов, должны иметь исправные кузова, загрузочно-выгрузочные устройства, крышки загрузочных и разгрузочных люков с уплотнениями, исключающими просыпание грузов, а также исправные запорные механизмы и исправные устройства блокировки, предотвращающие открывание люков без нарушения запорно-пломбировочных устройств, очищенные от остатков ранее перевозимых грузов.
Перед погрузкой указанных грузов, содержащих мелкие фракции, перевозимых насыпью или навалом, грузоотправитель обязан заделать только конструктивные зазоры вагонов для исключения просыпания груза на железнодорожные пути и загрязнения окружающей среды.
Исходя из пункта 24 "Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом", утвержденных приказом МПС РФ 18.06.2003 г. N 28, в случае, если в момент фактической передачи вагонов с грузами перевозчиком будут обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о коммерческой неисправности вагонов или повреждения груза, вагоны с грузами к отправлению не принимаются, памятка приемосдатчика перевозчиком не подписывается и вагоны с грузом находятся на ответственном простое грузоотправителя.
Согласно пунктам 2.1.1, 2.1.2 должностной инструкции приемосдатчика, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" 15.02.2005 г. N 198р, последний обязан принять под погрузку исправные, годные для перевозки конкретных грузов выгоны. Согласно пункту 3.1.1 Инструкции осмотрщика вагонов, утвержденной указанием МПС РФ от 10.12.1006 г. N ЦВ-ЦЛ-408, запрещается ставить в поезда вагоны, техническое состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов.
Перевозчиком не приведено доказательств наличия обстоятельств, освобождающих его от ответственности за недостачу груза. Ссылка ответчика на нарушение грузоотправителем Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных приказом МПС РФ 27.05.2003 г. N ЦМ-943, не принимается судом во внимание, так как не согласуется с требованиями статьи 95 УЖТ РФ, а также в ввиду отсутствия соответствующих доказательств.
В железнодорожной накладной в нарушение пункта 3.2.1 "Правил составления актах при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 45, отсутствуют ссылки на АОФ N 92000-7-П/418 от 27.02.2008 г., составленный на ст. "Тайшет". Коммерческий акт N ДВС0800492/27 составлен перевозчиком с нарушением сроков, установленных статьей 119 УЖТ РФ, пунктом 2.2 указанных Правил, и только по заявлению грузополучателя.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ, обстоятельства, являющие основанием для возникновения ответственности перевозчика, удостоверяются коммерческими актами.
При определении размера ущерба суд исходит из объема, установленного ответчиком в соответствии с имеющимся в материалах дела коммерческим актом с учетом погрешностей взвешивания и норм естественной убыли, определенных на основании приведенных выше Правил. Сумма ущерба составляет 33 474 руб. 24 коп.
Материалами дела подтверждается соблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора, в соответствии со статьей 110 АПК уплаченная истцом при подаче иска государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Взыскать с ОАО "Р" в пользу ОАО "А" 33 474 руб. 24 коп. ущерба, а также расходы по уплаченной государственной пошлине на сумму 1 338 руб. 97 коп.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения через Арбитражный суд Хабаровского края в Шестой арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25 марта 2009 г. N А73-11210/2008
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 июня 2009 г. N Ф03-2584/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании