Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 2 декабря 2008 г. N А73-6828/2008
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 июня 2009 г. N Ф03-2373/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2008 года.
Индивидуальный предприниматель К.В. обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края о признании недействительным решения ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края N 15-16/16745 дсп от 16.06.2008 г.
Представители заявителя на требованиях настаивают. По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки было вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Однако результаты дополнительной проверки не оформлены. Рассмотрение материалов проходило в отсутствие предпринимателя.
Решение о проведении дополнительной проверки вынесено за пределами установленных сроков и без учета представленных уточненных налоговых деклараций.
По налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу данные, отраженные в решении, не совпадают с данными налогового учета, сформированного по кассовому методу и подтвержденного первичными документами.
По налогу на добавленную стоимость проверяющим не исследованы данные книг покупок за проверяемый период и соответственно не приняты к возмещению суммы налога.
Представитель налогового органа с заявленными требованиями не согласен, поскольку предприниматель возражения на акт выездной налоговой проверки представила 13.05.2008 года, в связи с чем решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля вынесено 16.05.2008 года. После проведения дополнительных мероприятий пункт 6 статьи 101 НК РФ не возлагает обязанность на налоговый орган извещать налогоплательщика о времени и мете вынесения решения.
По результатам проверки уточненных налоговых деклараций суммы разнесены по лицевому счету.
Заслушав стороны, исследовав представленные документы суд,
Установил:
при проведении выездной налоговой проверки финансовой деятельности индивидуального предпринимателя К.В. были выявлены нарушения, нашедшие отражение в акте проверки N 15-16/7967-дсп от 31.03.2008 года.
По результатам проверки, с учетом проведенных дополнительных мероприятий, налоговый орган вынес решение N 15-16/16745 дсп от 16.06.2008 года о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности, доначислены налоги и пени.
Индивидуальный предприниматель К.В., не согласившись с решением, обжаловала его в суд.
Как следует из акта и решения, занижение налогоплательщиком суммы доходов произошло в результате несоответствия данных книг учета доходов и расходов и данных, отраженных в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, неправомерного невключения в книгу учета доходов и расходов выручки за реализованный товар.
После проведения проверки заявителем представлены уточненные налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, налогу на добавленную стоимость за весь проверяемый период.
Налоговым органом не проверены декларации по налогу на доходы физических лиц -за 2004 год, по налогу на добавленную стоимость - за 2004 год и за 1 квартал 2005 года, в связи с тем, что истекли сроки для подачи уточненных налоговых деклараций. Налоговый орган считает, что он не вправе проводить налоговую проверку за пределами трехлетнего срока.
Согласно проверенных уточненных налоговых деклараций, к уплате по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц сумма налогов за 2005 год составляет 0 руб., за 2006 год подлежит уплате: налог на доходы физических лиц - в сумме 16 823 руб., единый социальный налог - в сумме 9 447 руб. ( в федеральный бюджет), 1 035 руб. ( в территориальный ФОМС), 2 459 руб.( в федеральный ФОМС).
Обжалуемое предпринимателем решение N 15-16/16745 дсп от 16.06.2008 года вынесено по материалам выездной налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля.
По результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля исполнителем какой-либо документ не составлен и не представлен, как заявителю, так и в суд.
Для рассмотрения документов по материалам дополнительных мероприятий налогового контроля индивидуальный предприниматель К.В.. не была приглашена. При этом решение о привлечении к ответственности вынесено с учетом материалов дополнительных мероприятий (стр. 7-8 решения N 15-16/16745 дсп).
Федеральным законом РФ от 27.07.2006 года N 137 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" в статью 101 НК РФ внесены изменения, вступившие в законную силу с 01.01.2007 года.
В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Согласно п. 2 ст. 101 НК РФ, в редакции, действующей с 01.01.2007, налоговый орган извещает о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка и которое вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка указанного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения названных материалов, за исключением случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным.
Согласно п. 6 ст. 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе в срок, не превышающий один месяц, вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 названного Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
Пунктом 14 статьи 101 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007) определено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Статьей 101 НК РФ предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, который налоговый орган обязан соблюдать в случае выявления правонарушения в результате проведения любых предусмотренных законодательством мероприятий налогового контроля, в том числе и дополнительных мероприятий налогового контроля.
Таким образом, рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля также должно проводиться по правилам ст. 101 НК РФ, а именно: налогоплательщик должен быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, иметь возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и представить свои возражения.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, по акту проверки предпринимателем представлены возражения от 13.05.2008 года, которые рассмотрены налоговым органом в присутствии предпринимателя.
На основании акта выездной налоговой проверки от 31.03.2008 года N 15-16/7967-дсп заместитель начальника Инспекции принял решение от 16.05.2008 года N 15-16/70 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, по итогам которых и было принято оспариваемое решение от 16.06.2008 года N 15-16/16745 дсп о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности.
Таким образом, решение Инспекции N 15-16/16745 дсп от 16.06.2008 г. принято с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Однако после проведения этих мероприятий Инспекция не известила предпринимателя о времени и месте рассмотрения материалов указанных мероприятий налогового контроля, а следовательно, не предоставила налогоплательщику возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и представить свои объяснения и возражения.
Инспекция нарушила существенные условия процедуры принятия решения по итогам налоговой проверки. Это выразилось в необеспечении возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, что в силу пункта 14 статьи 101 НК РФ является безусловным основанием для признания недействительным оспариваемого решения Инспекции.
Аналогичная правовая позиция высказана Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 12.02.2008 N 12566/07, в котором указано, что право лица на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки является основополагающим и его нарушение является основанием для признания недействительным ненормативного акта налогового органа.
С учетом изложенного требование заявителя подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на налоговый орган.
В соответствии со ст. 104 АПК РФ, ст. 333.40 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату плательщику (предпринимателю).
Руководствуясь статьями 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Требование, заявленное индивидуальным предпринимателем К.В. удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края N 15-16/16745 дсп от 16.06.2008 г.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, 68 (ИНН 2703003087) в пользу индивидуального предпринимателя К.В. государственную пошлину в сумме 100 рублей 00 копеек.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Коробковой Виктории Владиславовне из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 900 руб., оплаченную квитанцией N 52 от 27.06.2008 года.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 2 декабря 2008 г. N А73-6828/2008
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 июня 2009 г. N Ф03-2373/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании