Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 7 мая 2009 г. N А73-3043/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 августа 2009 г. N Ф03-3812/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Отдел государственного надзора (инспекция) Хабаровского края и Еврейской автономной области Дальневосточного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ДМТУ Ростехрегулирования) обратился в арбитражный суд с требованиями привлечь муниципальное унитарное предприятие "РЭС" (далее - МУП "РЭС") к административной ответственности по части 1 статьи 19.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и взыскании расходов, связанных с проведением исследований (испытаний) испытательной лаборатории в размере 105 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства представители настаивали на заявленных требованиях. Считают, что факт вменяемого правонарушения и вина юридического лица доказаны.
Представители предприятия с заявленными требованиями не согласились. Считают не доказанным как сам факт вменяемого правонарушения, так и вину юридического лица. Полагают, что расходы на проведение испытаний не могут быть взысканы, поскольку положения абзаца 14 статьи 3 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" признаны постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 18.07.2008 N 10-П не соответствующими Конституции Российской Федерации и утратили свою законную силу с 01.01.2009.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв с 04.05.2009 по 07.05.2009.
Судом по материалам дела установлено следующее.
На основании распоряжения от 18.02.2009 N 60 ДМТУ Ростехрегулирования провело проверку соблюдения МУП "РЭС" требований государственных стандартов и обязательных правил к продукции (электрическая энергия) в соответствии с требованиями ГОСТа 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".
В ходе проверки установлено, что предприятие при реализации (поставке, передаче), транспортировке электрической энергии на трансформаторной подстанции - шины 0,4 кВ, секция шин N 2 ТП-2 с. Калинка Хабаровского края допустило следующие нарушения обязательных требований ГОСТа 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения":
- электрическая энергия не соответствует обязательным требованиям пункта 5.2 ГОСТа 13109-97 по показателю "установившееся отклонение напряжения";
- электрическая энергия не соответствует обязательным требованиям пункта 5.3. ГОСТа 13109-97 по дозе фликера.
Выявленные правонарушения зафиксированы в акте проверки от 16.03.2009 N 01, протоколе испытаний электрической энергии от 11.03.2009 N 142.
По факту нарушения обязательных требований государственных стандартов ДМТУ Ростехрегулирования в отношении предприятия с участием представителя по доверенности при надлежащем извещении законного представителя, составило протокол N 2 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19. КоАП РФ.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.19. КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, ДМТУ Ростехрегулирование обратилось с настоящим заявлением и материалами административного производства в арбитражный суд.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и дав оценку представленным доказательствам, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон "Об электроэнергетике") законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, данного Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Субъектами электроэнергетики признаются - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности (статья 3 Федерального закона "Об электроэнергетике").
Согласно пункту 1 статьи 539 и пункту 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) электрическую энергию, качество которой должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" под услугами по передаче электрической энергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения определены в Государственном стандарте ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (далее - ГОСТ 13109-97).
Согласно договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.12.2007 N 80000045, заключенному ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (Заказчик) и МУП "РЭС" (Исполнитель), последнее обязуется оказывать Заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрический сетей, принадлежащих Исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а Заказчик обязуется оплачивать услуги Исполнителя в порядке, установленном настоящим Договором (пункт 2.1.).
В соответствии с частью 1 статьи 19.19. КоАП РФ, нарушение обязательных требований государственных стандартов, в частности, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании электрической энергии, влечет административную ответственность в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
В статье 28 Федерального закона "Об электроэнергетике" установлено, что контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов в электроэнергетике осуществляют органы государственной власти и подведомственные им учреждения.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что в силу статьи 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" и договора от 01.12.2007 N 80000045 МУП "РЭС" осуществляло деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через принадлежащие ему технические устройства электрический сетей.
Факт реализации (поставки, передачи), транспортировки обществом электрической энергии, не соответствовавшей требованиям пунктов 5.2., 5.3. ГОСТа 13109-97, подтверждается протоколом испытаний электрической энергии от 11.03.2009 N 142, актом проверки от 16.03.2009 N 01 и протоколом об административном правонарушении от 17.03.2009 N 2, а также свидетельствует о наличии в действиях предприятия признаков события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19. КоАП РФ.
Оснований для непринятия протокола испытаний электрической энергии от 11.03.2009 N 142 в качестве доказательства у суда не имеется.
Заключение Комсомольского-на-Амуре Государственного технического университета, составленное по результатам плановой проверки соответствия показателей качества электрической энергии требованиям ГОСТа 13109-97 и представленное предприятием в обоснование его невиновности, судом не принимается во внимание, как не имеющее отношение к рассматриваемую делу в силу статьи 67 АПК РФ.
Согласно части 2 указанной нормы, арбитражный суд не принимает поступившие в суд документы, содержащие ходатайства о поддержке лиц, участвующих в деле, или оценку их деятельности, иные документы, не имеющие отношения к установлению обстоятельств по рассматриваемому делу.
Довод предприятия о недоказанности его вины во вменяемом правонарушении судом отклоняется как несостоятельный по следующим основаниям.
Возражая, предприятие полагает, что, являясь лишь промежуточным звеном в снабжении потребителей электрической энергией, переданной от ОАО "Дальневосточная энергетическая компания", оно имеет ограниченную возможность влиять на ее качество, кроме того, не только оно должно нести ответственность за качество передаваемого товара.
В силу части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пунктам 3.3.1., 3.3.10. договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.12.2007 N 80000045, МУП "РЭС" (Исполнитель) обязано обеспечить передачу принятой в свою сеть электроэнергии от точек приема до точек поставки Потребителям или до границы со смежной сетевой организацией в пределах присоединенной (заявленной) мощности, в соответствии с согласованными параметрами надежности с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств. Качество и иные параметры передаваемой электроэнергии должны соответствовать техническим регламентами и иным обязательным требованиям (ГОСТ 13109-97), что должно подтверждаться сертификатом соответствия, выданным Исполнителю уполномоченным органом. Осуществлять в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ, контроль качества электроэнергии, показатели которой определяются ГОСТом 13109-97, иными обязательными требованиями и подтверждаются сертификатом качества электрической энергии после выполнения работ по сертификации электрических сетей.
В силу пункта 8.1. вышеуказанного договора, зоной ответственности Исполнителя является, в том числе, отклонение показателей качества электроэнергии сверх величин, установленными обязательными требованиями, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предприятием не представлено суду доказательств осуществления с его стороны должного контроля за качеством электроэнергии, поступавшей на точки приема от гарантирующего поставщика ввиду отсутствия необходимого оборудования. Таким образом, предприятие не приняло всех зависящих от него мер по контролю за качеством передаваемой по его сетям электрической энергии и соответствия ее ГОСТу 13109-97.
Кроме того, у МУП "РЭС" отсутствует сертификат соответствия, подтверждающий качество и параметры передаваемой электроэнергии обязательным требованиям ГОСТа 13109-97.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона "Об электроэнергетике", субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно пункту 112 "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
Анализ имеющихся в материалах дела доказательств в совокупности с установленными по делу обстоятельствами позволяет сделать вывод о наличии в действиях МУП "РЭС" признаков события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19. КоАП РФ, выраженные в совершении действий по реализации (поставке, передаче), транспортировке электрической энергии с нарушениями обязательных требований ГОСТа 13109-97, что в соответствии с частью 1 статьи 28.1. КоАП РФ является поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.
По имеющимся материалам дела судом не установлено обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность юридического лица, но, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд находит возможным применить к правонарушителю минимальный размер взыскания, предусмотренного частью 1 статьи 19.19. КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Поскольку в ходе производства по делу об административном правонарушении предмет правонарушения административным органом не устанавливался, суд не имеет возможности применить конфискацию в виде дополнительного наказания.
Полномочия административного органа по составлению протокола об административном правонарушении реализованы в соответствии с компетенцией и в порядке, установленных частью 2 статьи 28.3. КоАП РФ.
Порядок, сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Кроме того, в ходе проведения проверки по соблюдению обязательных требований государственных стандартов к продукции проведены ее испытания (экспертиза) в аккредитованной испытательной лаборатории по качеству электрической энергии ООО "Энергоцентр" (аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.21АА52, выданный Федеральным агентством по техническому регулированию метрологии со сроком действия до 27.05.2011).
По результатам проведенных испытаний (экспертизы) установлено нарушение обязательных требований государственного стандарта, применяемого к качеству электрической энергии, что подтверждается протоколом испытаний от 11.03.2009 N 142.
За проведение испытаний ДМТУ Ростехрегулирования за счет средств федерального бюджета произвело оплату в сумме 105 000 рублей (счет-фактура от 10.03.2009 N 1525, счет от 10.03.2009 N 1528, заявка на кассовый расход от 27.03.2009 N 318, выписка из лицевого счета получателя бюджетных средств за 31.03.2009).
ДМТУ Ростехрегулирования в соответствии с абзацем 14 статьи 3 от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ) предъявило МУП "РЭС" требование от 16.03.2009 N 1 о возмещении в срок до 01.05.2009 расходов, связанных с испытаниями, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований в размере 105 000 рублей.
Указанное требование МУП "РЭС" в установленный срок не было исполнено.
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ при выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности. В пункте 3 названной статьи предусмотрено, что орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.
С учетом установленных обстоятельств и названных норм права суд приходит к выводу о правомерности требования ДМТУ Ростехрегулирования о взыскании с МУП "РЭС" расходов на проведение испытаний (экспертизы), в результате которых выявлены нарушения предприятием обязательных требований ГОСТ 13109-97, предъявляемых к электрической энергии.
Ссылка предприятия на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2008 N 10-П, в силу которой, по его мнению, вышеуказанные расходы не могут быть взысканы, судом признается несостоятельной, поскольку Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) взаимосвязанные положения абзаца 14 статьи 3 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" в части, устанавливающей возможность взыскания с индивидуальных предпринимателей по требованию органа государственного контроля (надзора) расходов, понесенных этим органом на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых были выявлены нарушения обязательных требований. На юридические лица указанные положения свое действие не распространяют.
Кроме того, согласно части 3 статьи 24.7. КоАП РФ, издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица.
Руководствуясь статьей 4.1., частью 1 статьи 19.19., частью 3 статьи 23.1., частью 3 статьи 24.7. КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 202-206 АПК РФ, арбитражный суд решил:
муниципальное унитарное предприятие "РЭС", расположенное по адресу: с. Ильинка, Хабаровского района, Хабаровского края, ул. Угловая, 15а, зарегистрированное 15.07.2008 Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю за основным государственным регистрационным номером 1082720001649, ИНН 2720037368, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19. КоАП РФ и подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей в доход федерального бюджета.
Административный штраф подлежит уплате не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа - Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю (ДМТУ Ростехрегулирования), ИНН 2724079048, КПП 2724011001, р/с 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 040813001, ОКАТО 08401000000, код администратора 172, код вида дохода федерального бюджета 11301200010000130, наименование платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) согласно решению арбитражного суда Хабаровского края от 07.05.2009 по делу N А73-3043/2009.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "РЭС" в пользу Дальневосточного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии расходы, связанные с проведением испытаний продукции, в размере 105 000 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 7 мая 2009 г. N А73-3043/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 августа 2009 г. N Ф03-3812/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании