Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 23 июня 2009 г. N А73-4496/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 сентября 2009 г. N Ф03-4426/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть судебного акта объявлена 22 июня 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "В" обратилось к Открытому акционерному обществу "РЖД" с иском о взыскании пеней за просрочку доставки порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику в размере 89 442,00 руб.
Истец на иске настаивает, в обоснование исковых требований ссылается на нарушение ответчиком сроков доставки, установленных Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Ответчик с иском не согласен, так как вагоны задержаны в пути следования по причине наличия на дороге значительного количества вагонов из-за неудовлетворительной выгрузки грузов получателями. В случае удовлетворения иска просит применить ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд, проанализировав позиции сторон в совокупности с материалами дела и нормами права, подлежащими применению при рассмотрении настоящего иска, считает его обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ответчик по договору с грузоотправителем - ООО "Северо-Восток Трансстрой" осуществлял перевозку порожних вагонов повагонной отправкой по накладным NN ЭФ 748147, ЭФ 683538, ЭФ 748121, ЭФ 683480, ЭФ 748470, ЭФ 748496, со станции Верхнезейск ДВЖД до станции Хабаровск-2 ДВЖД грузополучатель - ООО "В".
Вагоны N 54515887, 54515903, 54515846, 54515911, 54515812, 54515804 по указанным накладным прибыли на станцию назначения с просрочкой 6, 8 суток. Предъявленная претензия N 241 от 27.10.2008 перевозчиком отклонена, истец обратился с настоящим иском.
Удовлетворяя требования, суд исходил из следующего.
В соответствии со ст. 784, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, и в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке, стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, вышеуказанными уставами, кодексами, правилами, а так же соглашением сторон.
Как указано в ст. 33, 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее УЖТ), за просрочку доставки груза или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, перевозчик уплачивает пеню в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данного груза, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ст. 29 УЖТ обстоятельств.
Судом установлено, что по железнодорожной накладной NN ЭФ 748147, ЭФ 683538, ЭФ 748121, ЭФ 683480, ЭФ 748470, ЭФ 748496 вагоны доставлены с просрочкой 6-8 суток, размер пеней, рассчитанный истцом, составляет 89 442,00 руб., исходя из определенной провозной платы (149 070,00 руб.).
Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации N 27 от 18.06.2003, зарегистрированными в Минюсте Российской Федерации 23.06.2003 за N 4816 (далее - Правила), предусмотрено, что срок доставки исчисляется с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления" в зависимости от расстояния перевозки.
По пункту 6.6. Правил, сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ и Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС РФ N 45 от 18.03.2003 г., зарегистрированными в Минюсте Российской Федерации за номером 4856 от 30.06.2003 обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами, предусмотренными законом.
Как следует из представленных накладных груз принят к перевозке 12, 14.10.2008, на станцию назначения прибыл 26.10.2008 (срок доставки груза истекает 20.10.2008).
Ссылку ответчика на значительное количество вагонов из-за неудовлетворительной выгрузки грузов получателями суд не принимает, так как она не может увеличивать срок доставки груза, как непредусмотренная Правилами.
Поскольку спорные порожние вагоны не принадлежат перевозчику, а документов, подтверждающих отсутствие вины перевозчика в просрочке доставки груза не представлено, суд считает, доводы ответчика в силу ст. ст. 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бездоказательными.
Порядок предъявления претензии к перевозчику, установленный ст. 120 УЖТ и Правилами предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, суд считает соблюденным.
В уменьшении размера пеней в силу ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд отказывает, поскольку ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Открытого акционерного общества "РЖД" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "В" пеню в размере 89 442,00 руб., расходы по государственной пошлине 3 183,26 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23 июня 2009 г. N А73-4496/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 сентября 2009 г. N Ф03-4426/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании